Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям
Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе – букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.
В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.
Логопедические занятия надо начинать чем раньше
В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.
Как научить ребенка говорить предложениями?
Если родители много общаются с ребенком с рождения, то он легко научится говорить предложениями, когда подрастет. Слыша речь взрослого, дети сами пытаются составлять предложения, на первых порах это получается неуклюже, такую речь еще называют телеграфной.
Взрослые не заостряют внимание на ошибке, а повторяют фразу правильно. Например, ребенок говорит: «Папин кепка дай»; взрослый повторяет: «Дай папину кепку»
Вместо назывных предложений «Собачка», «Домик», «Автобус» нужно использовать двусоставные простые предложения «Собачка лежит и ждет хозяина», «Какой красивый домик построили рабочие», «Автобус везет пассажиров».
Обязательно используют игры, развивающие речь. Игра «Доскажи словечко» показывает, как строится предложение, развивает фантазию и делает ребенка активным участником.
Предложения должны быть понятными, близкими по содержанию к тому, что ребенок знает, например: «Маша утром проснулась и … (позвала маму)», «Котенок ищет маму и … (мяукает)».
Второй способ постановки «Р»
Начнём с протяжного звука З (краешек языка прикасается к альвеолам). Верхние передние зубки строго над нижними, между ними небольшой зазор.
- З произносится очень звонко.
- Малыш «чувствует, как З просачивается» между альвеолами и языком.
- З «дребезжит» на кончике языка.
- Если язык располагается там, где нужно, вместо З будет слышен фрикативный Р (длительный, глуховато «жужжащий» звук, напоминающий Р, но без вибрации).
- Фрикативный Р вы сможете почувствовать, если подставите ладошку ко рту ребёнка.
- Для большей внятности произношения нужно продвинуть чуть вперед нижнюю челюсть (имитировать неправильный выдвинутый прикус).
Расскажите школьнику, что такие звуки издаёт муха, когда ударяется о стеклянную поверхность.
Пусть ребенок останавливает «жужжание мухи» и произносит звук Т (муху прижал языком к бугоркам и тут же отпустил, но только придерживай ее языком, чтобы она не вылетела изо рта, пусть жужжит).
Выйдет так: r Т r Т r Т ( r обозначает фрикативный Р).
Почему ребенок не выговаривает звук «р»
Обычно, как только ребенок начинает разговаривать, коверкая слова и звуки, это вызывает умиление всех родственников. Поэтому, чаще всего на подобное неправильное коверкание языка родители не обращают никакого внимания. Напротив, все «смешные» слова запоминаются, записываются в специальную тетрадь «на память». Да и если ребенок только начал учиться разговаривать и некоторые звуки ему еще не совсем хорошо поддаются, в этом нет никакой проблемы.
Тревога у родителей начинает нарастать тогда, когда сын или дочь уже активно разговаривает несколько лет, но до сих пор не в состоянии правильно воспроизводить сложные звуки. Одним из таких сложным для воспроизведения звуком является звук «р». С чем же связаны причины нарушения речи?
Речь ребенка развивается в соответствии со своим индивидуальным графиком. Обычно до трехлетнего возраста дети практически не говорят звук «р» и научить их этому умению в это время достаточно сложно. Но, чтобы облегчить в будущем преодоление трудностей с речью, в этот период уже можно проводить с малышом занятия, которые помогут ему начать правильно произносить сложные звуки. Возраст пяти лет идеально подходит, чтобы научиться правильно говорить букву «р».
Если ребенку еще нет пяти лет, то ему не нужны специальное лечение или тренировки. Начиная с 5,5 — 6 лет, при наличии речевых проблем, ребенок нуждается в помощи профильных специалистов.
Неспособность правильно произносит звук «р» может быть связана с физиологическими недостатками. К примеру, из-за неправильной формы языка (к счастью, подобная патология встречается нечасто), короткой уздечки, маленького размера языка, слаборазвитых ротовых мышц, неправильно прикуса и прочих дефектов у ребенка могут возникнуть проблемы не только с произношением звука «Р», но и с многими другими (например, с шипящими, свистящими и жужжащими звуками).
Если у ребенка имеется хотя бы один из перечисленных дефектов, родители обязаны показать его стоматологу или логопеду. Часто родители не могут определить самостоятельно, есть ли у ребенка физиологические недостатки. Поэтому необходимо ежегодно проходить с ребенком медицинские осмотры, чтобы вовремя выявить проблему и исправить имеющиеся недостатки.
Буква Ш
Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.
При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.
Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.
- межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
- произнесение «в нос»,
- способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
- при нарушении прикуса звук похож на Ф,
- звук, напоминающий С.
Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.
Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия
Важно размять не только язык, но и губы
- Упражнения для языка:
«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола
Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка»
Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
- Упражнения для губ:
«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы
Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.
Игры с буквой Ш
- Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:
Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
- Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.
Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.
- Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
- Песни, потешки, стихотворения.
Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.
Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Скороговорки с буквой Ш
Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.
- Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
- Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
- Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
- Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
- Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
- Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
- Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
Буква Р
Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
Подружимся со звуком С!
Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.
Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?
- Вместо С мы слышим другие звуки.
- Совсем исчезает звук С из слов.
- Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.
Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.
Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.
Рекомендации родителям
Автоматизацию начинают с изолированного произнесения, постепенно усложняя речевой материал от слогов к самостоятельному составлению рассказов по картинке. В начале работы речь должна быть максимально насыщена звуком С, затем постепенно приближайте ее к обычной разговорной речи. Ребенку можно предлагать учить небольшие стихотворения. Также вначале выбирайте слова, в которых не будет похожих по акустическим признакам звуков.
В русском языке звук С − согласный глухой. Поэтому следите за тем, чтобы при его произнесении у ребенка голосовые связки не работали. Для этого тыльную сторону ладони приложите к голосовым связкам − они не должны вибрировать. Эта особенность вам пригодится, если ваш ребенок путает С и З. Именно на тактильном ощущении вы сможете показать ему различие между этими звуками.
Как быстро происходит постановка и закрепление правильного произношения? Чем старше возраст, тем дольше может проходить работа. Например, у подростка этап автоматизации звука в разговорной речи может длиться дольше, потому что неправильное произношение закрепилось прочнее, чем у трехлетнего малыша, который только осваивает речь. Поэтому заниматься речевым развитием нужно с раннего возраста, тогда у вашего ребенка речь будет правильной и красивой.
Что такое ламбдацизм и параламбдацизм
Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:
- носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
- двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
- межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
- отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.
Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:
- замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
- замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
- замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
- замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
- замена «л» мягким «ль»: дела-деля.
2 этап – дыхательная гимнастика
Важно! Даже в домашних условиях дыхательную гимнастику выполнять не более 2-3 минут, иначе у ребёнка может возникнуть головокружение. Заниматься нужно в свободной одежде, не сковывающей движения
- Сначала попросите ребёнка глубоко подышать. Глубокий вдох носом, длинный выдох ртом.
- Затем переходите к упражнению «Ветерок». Вам понадобиться лёгкая длинная полоска бумаги (желательно от бумажного платочка или салфетки). Поднесите полоску бумаги к лицу ребёнка и попросите подуть на неё (полоска должна подняться вверх). Следите за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки! Нужно сделать глубокий вдох и затем тихонько подуть на полоску бумаги!
- Следующее упражнение «Снежок»: кладём на носик ребёнку маленький кусочек ватки и просим подуть его так, чтобы ватка подлетела вверх. Следите за тем, чтобы воздушная струя выходила спокойно, без рывка. Необходимо наблюдать, чтобы малыш не надувал щёки.
Не всегда у малыша получается сразу.
Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?
Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.
Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.
Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.
Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.
Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:
- Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
- Возникновение правильного звучания.
- Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.
Читайте книги вместе с ребенком
Найдите яркие и красочные книги, соответствующие возрасту. Читайте вместе с ребенком, рассказывайте ему сказки, комментируйте сюжет и дополняйте. По уже знакомым сказкам можно устраивать домашние инсценировки с игрушками (можно даже вылепить персонажей из пластилина или вырезать из картона). Когда ребенок знает сказку, он чувствует себя уверенней и может сопровождать действия словами. Со временем сюжет сказки можно менять. У многих детей такие спектакли вызывают восторг!
Читайте ребенку стихи – рифма как ничто другое благоприятно воспринимается малышом на слух. Включайте ребенку песенки из мультфильмов, с музыкой слова запоминаются легче. Сами посудите – услышав песню по радио несколько раз, вы невольно запоминаете ее слова, а прочитав скучную статью в газете, вы можете совсем ничего не запомнить.
Пробуйте заниматься по альбомам по развитию речи. Пожалуй, это самый простой способ помочь малышу пополнить словарный запас. В них обычно собраны очень реалистичные иллюстрации с комментариями и заданиями для родителей. Даже фантазия не нужна, все уже придумано до нас.
У нас с дочкой есть отличный альбом, по которому мы занимались каждый день. Примерные варианты заданий:
- найти собачку на картинке;
- сказать, как называется предмет, на который мама показывает пальцем;
- найти большие (маленькие, толстые, тонкие, длинные, короткие) предметы;
- найти все предметы заданного цвета или формы;
- спросить ребенка, что делает собачка, попросить описать ее;
- после трех лет ребенка можно попросить что-то посчитать или даже составить рассказ по серии картинок.
На фотографии примеры страниц из книги «Годовой курс занятий для детей 2-3 лет». Немного пользовались альбомом по развитию речи Володиной В. С.
При выборе книжки или альбома обращайте внимание, чтобы все слова и картинки были понятными. Такие слова как “эму” в азбуке у меня всегда вызывали много вопросов
Но больше всего меня удивила “йольдия”! Интересно, а автор той азбуки в три года знала такое слово?
Логопед и детский сад
Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.
Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.
Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.
Пальчики-помощники
На основе продолжительного наблюдения за маленькими детьми специалисты пришли к выводу, что развитие мелкой моторики шагает в ногу с формированием речевых навыков. Упражнения для пальчиков активизируют отделы головного мозга, которые ответственны за речь.
Занятия необходимо начинать с первых дней после рождения. И пусть крохе до первых слов еще далеко, но массаж хорошо подготовит его речевые центры к разговору. Пальчиковая гимнастика для новорожденных состоит из поглаживания, сгибания и разгибания пальчиков, круговых движений по маленькой ладошке.
Игра-потешка «Ладушки», которую все хорошо помнят с детства, научит малышей выпрямлять пальцы и координировать движения, хлопая в ладоши. Родители во время игры проговаривают веселое стихотворение.
В 7 месяцев, когда малыш начинает сидеть, можно познакомить его с бумагой. Например, вручить крохе старую книжку с цветными картинками. Дети любят шуршать бумагой, отрывать кусочки, сминать. Родителям следует учитывать, что от книжки, скорее всего, останутся одни обрывки.
Отлично развивают пальчики игры с мелкими предметами:
- бусинами;
- крупой;
- пуговицами;
- горошинами.
Дошкольники с удовольствием собирают пазлы, лепят из пластилина, вырезают бумажные фигурки, рисуют и раскрашивают картинки.