Скороговорки как закрепляющее упражнение
Различные скороговорки и потешки станут дополнительной практикой и помогут ребенку закрепить полученные навыки по выговариванию буквы Р. Они будут развивать и общую артикуляцию, к тому же такой забавный вид повторения всегда доставляет детям огромное удовольствие и заряжает позитивным настроем.
Упражнения со скороговорками можно проводить в виде соревнований между малышом и другими членами семьи независимо от того, сколько кому лет. Примеры скороговорок:
- Трое трубачей трубят в трубы.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
- У Кондрата куртка коротковата.
- На горе Арарат растет крупный виноград.
- На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека, рак за руку Грека – цап.
Есть и другие скороговорки, помогающие научить ребенка правильно произносить звук Р. Веселые потешки и скороговорки можно повторять сколько угодно, в том числе вне запланированного расписания. Это будет способствовать постоянному закреплению пройденного и всегда создаст хорошее настроение.
На видео вы можете посмотреть, как проходят игровые занятия. На нем же представлены примеры более сложных скороговорок.
ИНТЕРЕСНО: видео с логопедическими занятиями для детей 5-6 лет и другими полезными занятиями
Почему дети плохо рычат
Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.
Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.
Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.
1. Анатомические признаки
- снижение подвижности языка;
- слабое развитие мышц губ и щек;
- неправильный прикус;
- особенное строение уздечки (подъязычной связки).
Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.
Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.
2. Особенности восприятия звуков
Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.
3. Лор-заболевания
Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.
4. Дизартрия
Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.
Картавость это нормально
Логопеды считают, что до пятилетнего возраста картавить дети «имеют право». Идёт становление речевого аппарата, и карапузу нужно время, чтобы научиться им полноценно пользоваться. Но мамочки и папочки не должны сложа руки ждать, когда их чадо само преодолеет все препятствия.
Освоение речи идет поэтапно. Нельзя научить ребёнка говорить «Р» и другие трудные звуки, не выучив перед этим простых. «Р» – самый сложный звук, и осваивается ребёнком, как правило, последним. Поэтому то, что двухлетка ещё не умеет проговаривать согласную «Р» – нормально. Но уже сейчас можно делать упражнения, которые очень помогут в освоении рычащего звука.
Если по достижении пяти лет не будет прогресса в отношении трудной буквы, можно начинать «бить тревогу» и обращаться к помощи логопедов. Для самых маленьких существуют интересные и простые упражнения для развития речи, которые понравятся и деткам, и взрослым. Контакт малышей с родителями в этом нежном возрасте очень важен, они впитывают как губка всё, чему их учат и стремятся во всем подражать. Поэтому тренировки принесут двойную пользу: общение с малышом и обучение в веселой форме.
Упражнения для растяжения уздечки
Абсолютно каждое задание необходимо делать не спеша, широко раскрывая рот.
Стоит осознавать, что речевая гимнастика является существенной нагрузкой для язычка, поэтому необходимо прерываться на небольшой отдых во время выполнения упражнений для устранения дефектов речи у детей.
- «Качели». Раскрыть как можно шире рот, двигать вверх – вниз языком, касаясь зубов. После этого задержать язычок у верхней челюсти примерно на 15 секунд. Это поможет растянуть подъязычную уздечку и натренировать язычок для потягивания вверх.
- «Футбол». По очереди дотрагиваться кончиком языка то до правой щеки, то до левой, будто катая мяч во рту.
- «Котенок». Налить немного какого-либо лакомства в тарелку. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш слизал вкусность, как котенок.
- «Дотянись до подбородка». Для выполнения малышу необходимо дотянуться язычком до подбородка. Чем дальше он дотянется, тем больше уздечка растянется.
Упражнения для тренировки
Так как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку нелегко, следует начинать с самого простого. Освоить методику можно самостоятельно.
Чтобы четко выговаривать звук «р», требуется много терпения и постоянные тренировки. С логопедом или без необходимо освоить ряд упражнений. При целенаправленном подходе с каждым днем они получаются все лучше.
Выговорить заветную букву позволят следующие упражнения:
- Следует ежедневно по нескольку раз в день произносить слова, в которых имеется буква «р».
- Для правильности произношения звука нужно тренироваться и некоторое время проговаривать «т» и «д». При этом следует добиваться наибольшей отчетливости. Таким образом вырабатывается умение держать язык в правильном положении для произношения четкого «р».
- Чтобы добиться четкости произношения, стоит записывать свою речь на диктофон. Прослушивая запись, необходимо учитывать допускаемые неточности.
- Можно воспроизводить звуки, напоминающие урчание кошки. Чем чаще делается такое упражнение, тем быстрее удается произнести желаемое «р».
- Чтобы научиться говорить раскатисто, следует прижимать кончик языка к верхнему небу и стараться воспроизводить несколько минут подряд цоканье.
Буква С
Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:
- звук вообще отсутствует (сок — ок),
- он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
- ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).
Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.
Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.
Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.
Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.
- «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
- «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
- «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
- «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.
Игры с буквой С
- Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
- Песенки, стишки, потешки.
Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.
Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.
Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.
- Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
- Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
- Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.
Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)
У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)
Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)
- Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
- Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)
Скороговорки с буквой С
- Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- У Сени с Саней в сетях сом с усами.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
- Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
- У киски в миске сливки скисли.
- Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
- В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
- Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.
7 заданий для формирования правильного произношения
Эти упражнения выполняют ежедневно.
Часы с кукушкой
Рот округлен, губы напряжены. Малыш высовывает кончик языка в отверстие между губ и прячет обратно.
Дрожалка
Во время выдоха малыш поднимает и опускает кончик языка, касаясь губ.
Смешная рожица
Губы растянуты в широкой улыбке. Кончик языка находится между зубов. Ребенок смыкает и размыкает зубы.
Маленькая лошадка
Сильно дуть на расслабленные губы, стараясь заставить их вибрировать.
Барабанщик
Быстро и резко произносят звук «д», ударяя кончиком языка по альвеолам.
Зубная щетка
Малыш водит языком сначала по верхнему, затем по нижнему ряду зубов.
Присоска
Спинка языка прижата к небу. Воздух втягивают внутрь, чтобы язык прилип к поверхности.
Почему сложно выговаривать звук «Р»
Спросите любого иностранца, изучающего русский язык: что сложнее всего?
И они все, как один скажут: звук «Р». Все дело в том, что для произношения этого непростого звука требуется несколько составляющих. Хорошие мышцы языка, правильный артикуляционный выдох и четко сложенный речевой аппарат.
Как уже говорилось в предисловии, зачастую, в сложностях своего чада виноваты многие родители. Чаще всего не сознательно. К примеру, папа всю жизнь картавил и ему об этом никто не говорил. Он всю жизнь прожил с мыслью, что это норма. А его дети просто по подражанию начали повторять за отцом. В этом варианте, при сохранном речевом аппарате звук поставить будет не так сложно.
Но причиной может быть и другое: ребёнок имеет трудности с физиологической точки зрения. Сюда можно отнести слабый артикуляционный аппарат, готическое нёбо или неправильный прикус. Тут уже необходима работа нескольких специалистов с полной и всецелой поддержкой родителей.
Как научиться говорить букву р?
Как научить ребенка выговаривать букву р
Чтобы научить малыша выговаривать звук р, нужно для начала запомнить такие правила:
1 Ребенок учится выговаривать простые звуки, а затем сложные. Поэтому до двух лет не стоит требовать этого от малыша, можно лишь подготовить его речевой аппарат с помощью легких упражнений.
2 Занятия целесообразно начинать при достижении ребенком пятилетнего возраста. Выполнение гимнастики может совпадать с моментом, когда малыш учится читать, а это позволяет расширить круг упражнений.
3 Маленькие дети не будут выполнять упражнения, если не испытывают к ним интерес. Поэтому самые эффективные методики разработаны именно на игровой основе.
4 Если родители начинают обучение ребенка, они должны пройти курс упражнений до конца. В противном случае малыш так и не освоит умение в полной мере (например, не сможет выговаривать или твердый, или мягкий звук).
5 Занятия проводят по графику и обязательно ежедневно. Перерывы сведут к нулю прежние успехи ребенка. Только частое повторение упражнений поможет довести правильное произношение до автоматизма.
Интересно! Готовимся к школе дома вместе с мамой
Если родители решились самостоятельно устранить дефект речи у малыша, они сами должны ознакомиться со всем курсом занятий. Тогда не возникнет путаница при непосредственном выполнении упражнения.
Желательно посмотреть процесс постановки буквы р у детей на этом видео, подобранном порталом Мое Чудо специально для наших читательниц:
Виды нарушений
Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом, а их замена в речи на другие звуки – параротацизмом. Существует несколько вариантов искажения произношения этой фонемы:
- Отсутствие звука в речи – ребенок не заменяет его на другую фонему.
- При произношении задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом, в результате получается щель. При выдохе к образуемой вибрации добавляется шум, который придает Р специфичное звучание. Это нарушение называют велярным.
- При вибрации маленького язычка получается рокочущий звук – это увулярное или горловое произношение.
- Редко встречающееся искажение – это образование вибрации при помощи губ. Слышится звук, как в английском слове «that».
- Если при произнесении образуется щель между языком и щекой, возникает щечное произношение Р. К такому звучанию добавляется «хлюпающий» эффект.
- При боковом ротацизме щель образуется в результате создания вибрации между боковым краем языка и верхними зубами. В речи он слышится как нечто среднее между Р и Л.
- Часто встречающийся ротацизм – одноударный Р.
Чаще всего этот звук в речи заменяют на его мягкий вариант, Л, В. Ребенок выбирает для замены фонемы наиболее простые по артикуляции.
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).
Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом
Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка
Физиологические особенности детей: длина уздечки, подвижность языка
Физиологические особенности могут повлиять на речь вашего чада. Некоторые требуют вмешательства определённых специалистов.
Короткая уздечка
Уздечка позволяет языку быть подвижным, выполнять любую артикуляция. Нормальная уздечка способствует красивой речи, произнесению чистых звуков. Если вы обнаружили, что у ребёнка короткая уздечка не стоит сразу бить тревогу. В каких-то вариантах работа с логопедом может помочь: уздечка растянется, позволив малышу коснуться языком нёба. В более сложных случаях понадобиться медицинское вмешательство: подрезание уздечки.
Слабость речевого аппарата
Неподвижность лицевых мышц воздействует на речь малыша. Степень выраженности разная. Лёгкая, которую просто исправить артикуляционными упражнениями, дыхательной гимнастикой. Сложная, где необходим логопедический массаж. Тяжёлые случаи: когда у ребёнка дцп, нужно комплексное воздействие. Но даже при такой помощи специалисты не дают гарантий.
Неправильный прикус
Не правильно сформированный прикус может сыграть плохую шутку и отсрочить чистую речь ребёнка. В этом случае придётся обратиться к ортодонту, а затем возобновлять занятия с логопедом.
Аденоиды
При возникновении аденоидов у детей происходит разрастание и заболевания лимфоидной ткани носоглоточной миндалины. Это ведет к невнятной рече, формированию неправильного прикуса и изменению голоса на фоне снижения слуха.
Нужно ли подрезать уздечку?
Короткая уздечка языка действительно может представлять проблему:
- у новорожденных она вызывает проблемы с сосанием;
- во-вторых, во время развития речи мешает правильной артикуляции;
- короткая уздечка может мешать правильному развитию нижней челюсти, смещать центр языка.
В большинстве случаев укороченную уздечку замечают еще в роддоме и сразу ее подрезают, чтобы не возникло проблем с кормлением малыша. Если длина подъязычной уздечки уменьшена не сильно, можно увеличить ее с помощью упражнений. Именно к этому варианту сейчас склоняется большинство логопедов.
Действительно ли у ребенка короткая уздечка, насколько она влияет на произношение звуков и нужна ли операция, решает логопед. Уздечку подрезают под местной анестезией с помощью специальных ножниц или лазера. Следует знать, что после операции нарушения дикции не исчезнут сами по себе, поэтому часто доктора отказываются подрезать уздечку детям старше 4 лет.
Важно регулярно практиковать с ребенком те упражнения, которые представлены в данной статье, это поможет научить ребенка выговаривать букву Р без логопеда в кратчайшие сроки!
Легкие упражнения на каждый день
Первый ответ на вопрос, как вылечить картавость – это ежедневное выполнение легких и простых упражнений. Всего 2 минуты в день на каждое упражнение и уже через неделю вы заметите существенный прогресс.
Первым делом нужно направить все усилия на коррекцию произношения буквы р. Сразу нужно сказать, что это будет не просто, поэтому запаситесь выдержкой и терпением. Какие бывают причины неправильного произношения «Р» вам расскажет логопед. К примеру, самая распространенная причина – это горловое произношения «Р». Для того, чтобы это исправить нужно выполнять ряд следующих упражнений:
- Раскрываем широко рот, улыбаемся и пытаемся будто «почистить» верхний ряд зубов с внутренней стороны. Двигайте языков справа налево, и наоборот.
- Открываем рот и укладываем на нижнюю губу язык. Непрерывно нужно произносить букву «ф». При этом, струя воздуха должна быть узкой.
Даже с помощью этих двух упражнений вы сможете заставить свой язык принимать правильное положение при произношении буквы р. Дальше дело остается за малым – довести до автоматизации произношение этого сложного звука.
Выполняйте следующие упражнения:
- Поднимаем язык вверх и стучим им по бугорку за зубами. При этом нужно постоянно произносить букву «д». Спустя время попробуйте произнести букву р. Для усложнения задачи попробуйте сказать «дыррр» 5 раз. И самый сложный этап – уберите букву «д» и просто скажите «ррр».
- Дальше открывайте широко рот и поддерживайте нижнюю челюсть. Языком облизывайте верхнюю губу как можно дольше (минимум 5 минут). Следующий шаг – снова широко открываем рот и выкладываем язык на нижнюю губу. При этом нужно выговаривать букву «ф».
- Постоянно произносите слова с буквой р: рысь, рыбак, работа, руль, фара, горы, перо, трактор и другие.
- Последнее упражнение – скороговорки от картавости с буквой «р». К счастью, есть огромное количество детских и взрослых скороговорок. Начните с самых простых стишков и постепенно переходите на более сложные варианты.
Можно ли исправить проблемы с речью с помощью таких простых упражнений может сказать только опытный логопед. Он точно знает, по какой причине у вас возникла картавость, и каким образом с ней лучше всего бороться.
Дыхательная гимнастика
Известно, что все звуки произносятся на выдохе, но особенно важно научиться правильному дыханию для выговаривания «р». Поэтому дыхательная гимнастика должна выполняться по 3-4 раза в день
Что можно предложить малышу:
- зажгите свечу и попросите её задуть (чтобы упражнение было более увлекательным, испеките небольшой тортик или купите пирожное);
- смастерите бумажный кораблик и запускайте его в водоеме или ванной;
- надувайте воздушные шары;
- остужайте горячий чай;
- уложите на стол перо, кусочек ваты или пенопласта, попросите малыша дуть на них, пока предметы не переместятся на другую сторону поверхности.
Почему ребёнок может не выговаривать звук Р
Звук Р — один из самых сложных в произношении в русском языке. Ведь чтобы он звучал правильно и чётко, ребёнок должен иметь хорошо тренированный речевой аппарат и развитую амплитуду и вибрацию языка. А малыш только учится управлять своим языком. Именно поэтому данный звук ещё не может освоить двухлетний ребёнок. Редкие дети овладевают им в три года.
Знаковым же возрастом считается пять лет. Если в это время кроха ещё не произносит Р, то родителям стоит побеспокоиться: обратиться к логопеду либо начать заниматься с ребёнком самостоятельно
Это очень важно сделать, поскольку до поступления в школу остаётся два года: период, чтобы речь ребёнка стала правильной
Если малыш посещает в детский сад, то в средней группе (там находятся дети пятилетнего возраста) обычно проходит плановый осмотр логопеда. По крайней мере, так происходит в нашем городе. Если в данном дошкольном учреждении имеется специальная логопедическая группа, то ребёнка переводят туда (с согласия родителей), могут дать направление в другой логопедический садик или же просто рекомендуют ему занятия со специалистом.
Если же ребёнок не посещает детский сад, то родители самим в пятилетнем возрасте стоит показать его логопеду.
В пять лет речь ребёнка долен оценить логопед, чтобы выявить возможные нарушения
Произношение звука Р является неправильным в следующих случаях:
- Ребёнок просто пропускает звук в слове, «проглатывает» его (ко_ова, га_аж).
- Заменяет сложный Р на более простые звуки — Л, Ы, Й (лыба, дейево).
- Звук Р произносится гортанно (на французский манер) либо с вибрацией (как в английском языке).
Как объясняла мне логопед детского сада, последний вариант наиболее сложен для коррекции. Ведь переучивать чему-либо всегда сложнее, чем учить с нуля.
В целом ребёнок может не выговаривать звук Р по ряду причин:
- Короткая уздечка языка. Ребёнок просто не в состоянии дотянуться язычком до верхнего нёба. Эту патологию можно исправиться специальными упражнениями, в тяжёлых же случаях требуется хирургическое вмешательство (степень недоразвитости определяет логопед).
- Недостаточная подвижность речевого аппарата, особенно языка (его слабая амплитуда и вибрация). Часто это бывает у детей-молчунов. Дефект также корректируется специальными упражнениями.
- Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут произноситься неправильно (носовое Р). Причиной патологии может стать хронический насморк, увеличение аденоидов, слабая наполняемость лёгких, проблемы с сердцем. Помочь в этом случае может специальная гимнастика.
- Расстройство фонематического слуха. Малыш искажённо интерпретирует услышанное слово, путает в нём звуки (например, не «пижама», а «бизяма», не «дудка», а «тутка»). При этом звук Р чаще всего пропускается. Некоторых взрослых это до поры до времени умиляет, однако частое повторение подобных слов лишь закрепляет их неправильное произношение.
Распространенные ошибки в речи
Если Вы до сих пор не определились, получается ли у вас звук «Р», обратите внимание на следующие критерии. Эти примеры показывают, что звук нарушен
- Картавыми принято называть всех людей, которые не могут произнести сложнейший звук. Но на самом деле под картавостью подразумевается конкретное нарушение. Горловое звучание «Р». В этом случае вместо правильной вибрации языка присутствует вибрация в горле, а точнее в мягком нёбе. Такое звукоизвлечение характерно для людей, разговаривающих на французском языке.
- «Р», выходящее через бок. Воздушная струя проходит не по центру рта, а смещается в правый или левый бок. При этом одна часть языка плотно прижата к коренным зубам, а другая «провисает». На выходе получается «рль».
- Английское «Р». Для русскоязычного человека характерно длинное, протяжное, вибрирующее «Р». При таком отклонении кончик языка не вибрирует, а прикасается к твёрдому нёбу единожды. Получается английский чопорный «r
Упражнения для правильного дыхания
Правильное речевое дыхание — важная составляющая верного образования звуков. Дыхательные упражнения направлены на увеличение объема дыхания, установку правильного ритма.
- Полезна для развития дыхания игра, когда через трубочку в стакан с водой вдувают воздух, чтобы получались пузырьки.
- Упражнение «Буря». Вам понадобится небольшой кусочек ватки, который надо положить на стол. Ребенок должен поставить кончик языка на альвеолы (бугорки) и сильно подуть на ватку, как ветер. Чем сильнее он дует, тем дальше улетит ватка. Цель — заставить язык вибрировать у альвеол.
- Упражнение «Фокус». Развивает не только дыхание, но и язык. Для него нужно положить ребенку на кончик носа ватку. Пусть он ее сдует, высунув язык и загнув его кончик вверх.
О дятлах, лошадках и прочих полезных животных или как научиться выговаривать букву Р?
Приступая к занятиям с малышом, вы должны задаться целью получить изолированный звук. Его постановка предполагает несколько упражнений, которые развивают речевой аппарат: губы (упражнения «Улыбка», «Трубочка»), язык («Иголочка», «Лопаточка», «Лошадка», «Хулиган») и т. д. Упражнения чтобы выговаривать букву р, опишем некоторые из них.Для губ:
- «Улыбка». Необходимо растянуть губы в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Удерживать улыбку 10 секунд.
- «Трубочка». Вытяните губы в «трубочку» и держите так 10 секунд.
Для языка:
«Чистим зубы языком». Приоткройте рот, обнажив зубы, и кончиком языка почистите сначала внутреннюю, а потом и внешнюю их стороны. Челюсть неподвижна!
«Иголочка». Высуньте язык вперед, сделав его узким. Продержите его в таком положении 10 секунд
«Змейка». Сделайте все, как в предыдущем упражнении. Слегка покусайте язык, это должно «взбодрить» его мышцы.
«Хулиган». Попробуйте высунуть язык и поболтать им.
«Чашечка». Откройте рот и дотягивайтесь языком до верхних зубов, при этом не касаясь их. В результате должно получиться нечто вроде чашечки.
«Лошадка». Откройте широко рот. Прилепите язык к небу, а затем сильно щелкните
Важно следить за тем, чтобы в движение приходил весь язык, а не только его передняя часть. Челюсть при этом не должна двигаться.
«Грибок»
Положение органов речи, как и в предыдущем упражнении. Не опускайте язык и удерживайте его таким образом 10 секунд, растягивая уздечку.
Однако сами по себе эти упражнения только развивают мышцы языка и не могут вызвать нужный звук. Существует большое количество способов постановки звука «р». Один из них – по подражанию – предполагает, что вы сами покажете, как правильно рычать. И если со взрослым фокус вряд ли пройдет, то дети, благодаря гибкости их ума, запросто могут осилить таким способом этот звук. Если же поставить «р» по подражанию не получилось, то можно выбрать другой способ. Один из них называется «Дятел» (или «Моторчик», кому как нравится). Суть этого упражнения заключается в следующем: ребенок широко открывает рот, упираясь на бугорки за верхними зубами, и начинается быстро-быстро произносить звук «д». При этом необходимо пальцем или зондом проводить по нижней поверхности языка – чем быстрее, тем лучше. Следите за тем, чтобы челюсть ребенка не двигалась, тогда вы получите в конце концов нечто похожее на «дррр».
Добиться хороших результатов можно только при ежедневных занятиях, длящихся около 20 минут. Главное в этом деле не впадать в крайности и не требовать от ребенка долгой работы. Эти упражнения идут на пользу только до некоторых пор, при злоупотреблении ими они способны лишь отдалить эффект. О том, что во время занятий, необходимо быть максимально добродушно настроенным и говорить не приходится, так ведь? Ребенок может не понять ваших объяснений, у него не всегда хватит сил и ловкости делать абсолютно правильно все упражнения – это вы должны переносить со стоическим терпением. Желательно, чтобы ваш ученик воспринимал «Лошадку» или «Чашечку» как веселую игру, от этого процесс постановки звука только ускорится.
К сожалению, ни один логопед в мире не скажет, сколько времени нужно будет заниматься упражнениями. У ребенка может вырваться звук и на первом занятии, и через полгода. Однако если вы чувствуете, что что-то пошло не так или, напротив, вы получили долгожданный звук, отправляйтесь еще раз к логопеду за новыми рекомендациями.
Как научить ребенка выговаривать букву Р?
Как научить выговаривать букву р точно знает логопед. Даже если родители решили заниматься становлением речи дома, то консультация специалиста не помешает. Он поможет:
- Определить причину проблемы.
- Предложит варианты решения.
- Составить индивидуальную программу.
Чем раньше обратиться к специалисту, тем более легкое будет решение проблемы
Первый поход к логопеду начинается с 3 лет. Это плановый осмотр перед детским садом. Для устранения предпосылок психологических проблем требуется поход к неврологу.
Что должен знать каждый родитель о звуке
Родителям следует немного изучить фонетику. Пишут букву Р, произносят звук . Во время выполнения заданий давать ребенку конкретные задачи написать или произнести.
В русском языке есть мягкий и твердый звук . Необходимо, чтобы произношение было правильное в обоих случаях.
Важно! Перед домашними занятиями родитель должен уделить внимание речевой проблеме, и действовать относительно ее решения
Почему дети не выговаривают «Р»
Взрослые с облегчением узнают о решении проблемы, ведь научить выговорить этот звук очень сложно. Проблемы начинаются из-за следующего:
- Подражания людям, которые сами не умеют правильно говорить .
- Заболеваний слухового аппарата.
- Плохое развитие речи.
- Короткая уздечка на языке.
Считать, что ребенок не выговаривает можно в таких случаях:
- В словах не слышно .
- При произношении звука получается горловой звук.
- В словах слышится носовой .
- Звук выходит по типу мягкого всегда.
Логопеды насчитывают более 20 вариантов неправильного произношения детьми звука .
Возрастные нормы картавости
Дети произносят правильно звук в таких случаях:
- Язык колеблется из-за выходящего воздуха.
- Связки во время произношения вибрируют.
- Язык касается корней передних зубов.
- Зубы не сжаты.
- Между небом и языком проходит воздух.
- Губы не замкнуты.
Картавость в логопедии называют дислалией. Это когда звук произносится со сменой звука или через гортань.
Становление речи обычно заканчивается к пяти годам жизни ребенка. До этого возраста малыш может заменять нормальный звук картавостью. Она проходит после специальных упражнений или самостоятельно.
Важно! Если в семье все картавят, то ребенок с большей вероятностью будет повторять ошибку окружающих!
Последствия картавости:
- Насмешки сверстников.
- Проблемы в изучении иностранных языков.
- Плохой почерк.
- Слабый аппетит.
- Нарушение дыхательной функции.
Гимнастика для развития мышц ротовой полости
ТОП-5 простых упражнений для профилактики картавости
Основными профилактическими мерами считают своевременную диагностику проблемы, правильное становление звуков.
Индивидуальные логопедические занятия автоматизация звука р помогут исключить картавость из речи ребенка. Для лечения дислалии необходимо:
- Массаж ротовой полости.
- Гимнастика.
- Упражнения для укрепления мышц языка.
- Делать вибрации языка приспособлениями.
В домашних условиях можно выполнять простые логопедические упражнения на букву Р для профилактики:
- Цоканье языком.
- Проводить языком по нижним и верхним зубам с широкой улыбкой.
- Высовывая язык произносить звук .
- Высовывать и засовывать обратно язык, при этом облизывая губы. Когда язык высунут произносить грудной звук.
- Учить скороговорки и стишки, в них должно быть много звука .
В каком возрасте стоит показать ребенка логопеду
Обычно картавость четко проявляется в 4 года. Чем раньше отвести ребенка к логопеду, тем лучше. Лечение может быть долгим, поэтому нужно дать запас времени ребенку научиться правильно говорить до школы.
Важно! Обращаться необходимо к профессионалам. Не нужно доверять людям, которые обещают исправить речь за пару приемов
Обратите внимание!
- Между звуками r и Т ничего не должно быть. Никаких гласных звуков.
- Школьник постоянно чувствует, как «муха жужжит», прижатая краешком его языка к бугоркам за передними зубками. (так он будет ощущать в этом месте струю воздуха).
- Такое воспроизведение звука подталкивает ребёнка задерживать дыхание, поэтому время от времени дайте малышу подышать (можно вспомнить простые упражнения из дыхательной гимнастики).
Затем необходимо быстро и кратко повторить звук r, чтобы звуки r и Т заменяли друг друга. Фрикативный Р будет произноситься с дрожанием на кончике языка, выйдет нечто похожее на дребезжание трактора: ТР-ТР-ТР.
Если малыш «роняет язык», кладите ему на кончик языка обрывок фольги. В таком положении это будет «муха».
- Пусть ваше чадо прижмёт муху к бугоркам, придерживает её языком и попробует сдуть. Возможно, сразу выйдет сочетание ТР-Р-Р.
- Если нет, пусть прижимает и отпускает муху, как в предыдущем задании. Будет слышаться ТР-ТР-ТР.
- Для «запуска» вибрации «подтолкните» язык школьника коротким быстрым рывком внутрь рта. Делайте это аккуратно.