Возрастные кризисы: от новорожденного до подростка

Признаки кризиса подросткового возраста

Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:

  • Психологические.
  • Социальные.
  • Биологические.

Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:

  • Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
  • Потеря интереса к старым увлечениям;
  • Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
  • Ощущение бессмысленности своей жизни;
  • Ощущение себя неудачником;
  • Страх перед будущим;
  • Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.

Социальные признаки кризиса переходного возраста:

  • Стремление к самостоятельности, независимости от родителей – сепарация;
  • Авторитет взрослого игнорируется;
  • Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
  • Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
  • Занижение или завышение самооценки в зависимости от общения со сверстниками;
  • Неуверенность в себе и в окружающем мире.

К биологическим признакам пубертата относятся:

  • Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
  • Быстрый рост и изменения тела.
  • Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
  • Мутация голосовых связок у мальчиков.
  • Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
  • Кожные высыпания.

Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего «малютки». Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.

Кризис 5-ти лет

На этой стадии развития ребенку хочется еще большей самостоятельности и независимости. Однако он еще не умеет рассчитывать свои силы и не всегда предвидит последствия своих действий. Кризис проявляется в непослушании и стремлении получить больше свободы, возможны истерики, кривляния, конфликты с окружающими.

В этот период ребенок должен научиться конструктивному общению и в меру проявлять инициативу. Это будет означать, что кризис пройден. В противном случае развитие у ребенка затормаживается, и формируется чувство вины, с которым придется бороться или жить, возможно, всю жизнь.

Фазы подросткового кризиса у ребенка

Достаточно сложный кризисный процесс протекает неоднородно и претерпевает три фазы:

  • негативную или предкритическую. Происходит переоценка взглядов, перестройка стереотипов и смена привычек;
  • кульминационная. Характерна для возраста тринадцати лет, хотя бывают индивидуальные возрастные особенности. Здесь наиболее ярко проявляются все кризисные симптомы;
  • посткритическая. Период характерен тем, что формируется новое мышление, происходит осознание себя самого и собственного отношения к окружающей действительности, складывается новый тип межличностных отношений.

Физиологические основы кризиса подросткового возраста:

Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» — гипофиз и щитовидная железа — начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства». В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям», возникает:

Резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек — на два года раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения. Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Отпустить ребенка — труднее, чем пережить банкротство

Возможно, я немного драматизирую от усталости — довольно сложно дались последние два года с зарабатыванием на репетиторов. Но — не поэтому ли у нас так мало настоящих взрослых, способных выстраивать гармоничные отношения, нести ответственность за собственное благополучие — не потому ли, что мы, взрослые, сами не прошли сепарацию от своих родителей? Может быть, поэтому нам сложно отпускать наших детей, доверять им их жизнь — потому что в нашем опыте не было момента, когда нам отдали нашу?

И мы подсознательно стремимся повлиять, удержать, сохранить — даже если умом понимаем, что не сможем — потому что нас самих съедает страх неопределенности? И это двойная неопределенность: “как мой ребенок справится с жизнью” и “как я сама справлюсь с жизнью, которая теперь будет строиться только вокруг меня”?

Я проходила банкротство, несколько раз меняла карьерные траектории, закрыла несколько проектов, которые были делом моей жизни, — но ничто из этого не сравнится с риском неопределенности при отпускании ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Да, я понимаю, что мои функции на этом не закончились — я все еще моральная и финансовая поддержка. И мы точно будем дружны с моей дочерью, я ее люблю и буду с ней рядом. И да, я понимаю, что это этап, он закончится, мы адаптируемся, и я найду свой смысл. У меня для этого и психотерапевт, и антидепрессанты, и инфраструктура поддержки и заботы о себе: подруги, спорт, отпуска, массажи, духовные практики.

Самое болезненное для меня в этом сепарационном периоде — это встретиться со своими чувствами, которые я как будто бы прятала все эти годы, волевыми сверхусилиями двигаясь к цели и вкладываясь в смысл “быть хорошей матерью”. Возможно, так не у всех и кто-то умеет жить в ладу с собой, выстраивая семейную систему с учетом своих интересов. Но для меня по-честному отпустить подростка жить свою жизнь оказалось очень сложной задачей. И да, все свои трудности я отнесла в терапию, потому что очень хочу прожить вторую половину жизни (ну, или сколько мне там будет еще дано) счастливым и реализованным человеком.

Я живу одна полтора месяца, и три дня назад уехала в отпуск к морю. Глядя на бушующие волны, подкатывающие к моим ногам, я наконец-то сформулировала тот смысл, который могу противопоставить страху неопределенности, парализующему меня. Этот смысл — любовь. Любовь к себе, к жизни, к миру. Мне хочется понять, как это, и научиться из этого жить.

Посмотрим, как у меня это получится. Наверняка займет много времени и сил — ровно столько, сколько нужно, чтобы стать окончательно взрослой и самостоятельной. Забавно, что это совпало с периодом, когда самостоятельную жизнь начал мой собственный ребенок. И здорово, что это вообще сформулировалось как смысл. Это дает надежду.

Комментарий от дочери. На самом деле, мы вместе ушли в поиски нового смысла. У нас в жизни часто совпадало, когда мы исследовали одно и то же. И вот это погружение в новый уровень осознанности — тоже наш новый общий этап.

Кризис 3 лет

Это знаменитое «Я сам!». Пожалуй, это самый известный после подросткового кризис в детском возрасте. Ребенок еще больше отделяется от окружающих, у него развивается осознание себя как отдельного человека, того, кто сам может что-то делать. Появляется сравнение, себя с другими.

Малыш стремится утвердить свою волю, чтобы взрослые с ним считались, и иногда из-за этого сам попадает в западню

Например, его спросили, хочет ли он мороженого, а он брякнул: «Нет», а потом понял, что хочет, но уже сказал и ему важно, чтобы его мнение учли

Таким образом, он оказывается в ножницах между двумя противоречивыми желаниями, что вызывает большое эмоциональное напряжение, вплоть до взрыва. Еще одно устремление малыша в этот период – он хочет делать все сам. Отсюда и девиз этого времени «Я сам!».

Но ребенок не просит хочет делать сам, он нуждается в подтвержде­нии со стороны взрослых того, что он действительно может сделать это. Поэтому везде, где возможно, поддержите инициативу малыша. Конечно, что-то потребует больше времени, например, когда малыш сам одевается, или что- то будет сделано не так аккуратно.

Однако при вашей поддержке, вашем доброжелательном отклике наградой будет счастливое лицо вашего ребенка и его положительные эмоции: «Я смог!», «Я могу!», «У меня получается!». Укрепляется вера в собственные силы, уверенность в себе,

Остерегайтесь комментариев в духе: «Ты не сможешь, у тебя не получится». Постарайтесь создать условия, которые будут способствовать тому, чтобы получилось. Мож­но, например, заложить на одевание больше времени. Ведь упорство, с которым ребенок будет застегивать пуговицы, дорогого стоит.

При этом, конечно, малыш неизбежно натолкнется и на свое «Не могу». Здесь его обязательно нужно будет поддержать, сказать, что вы его любите в любом случае, дать надежду, что если он потренируется, то у него обязательно получится, а там, где сделать ничего совсем невозможно, сообщить малышу об этом, что, увы, мы, люди, не всемогущи.

Таким образом, у ребенка будет формироваться картина того, что он может, а что — нет, где проходит граница его «Могу».

Признаки и симптомы

Начало кризиса легко заметить, но далеко не все родители верно его интерпретируют:

  • Ребенок внезапно стал более закрытым и погруженным в себя.
  • Ребенок, напротив, стал чрезмерно активным и общительным.
  • У подростка чаще обычного начала проявляться вербальная и физическая агрессия.
  • Произошел заметный спад в успеваемости по учебе.
  • Изменились хобби и увлечения.
  • Изменился круг общения (расширился или, напротив, сузился до полного отсутствия друзей).

При проявлении подобных симптомов родителям не стоит паниковать и бить тревогу. Нужно внимательно следить за ситуацией и предпринимать здоровые меры при необходимости.

Больше информации о симптомах подросткового кризиса вы найдете здесь.

Профилактика

Чуткость, внимание к подростку со стороны родителей дает возможность избежать серьезных проблем. В период самоопределения, сепарации старшим членам семьи необходимо не только проявлять внимание к чаду

Важно найти время для собственных интересов и любимых занятий

Не стоит пытаться поучать ребенка — намного полезнее, если он будет видеть в родителях живых людей, которые тоже ошибаются и исправляют ошибки. С которыми можно поделиться интересной информацией и которые тоже могут рассказать немало полезного.

Давайте ребенку свободу в той мере, в какой она не может навредить ему. Подросток должен знать, что существуют границы, которые он не может нарушать (они необходимы для безопасности).

Учите чадо, что проблемы в жизни неизбежны, но не трагичны, а разбираться со сложностями стоит в самом начале.

Психологические основы кризиса подросткового возраста

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости». Основные проявления.

  • Негативизм;
  • Упрямство; 
  • Грубость; 
  • Бунтарство; 
  • Стремление во всем поступать по-своему; 
  • Противостояние авторитетам и иконоборчество; 
  • Ревностное отношение к личному пространству.

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

  • Чрезмерное послушание; 
  • Возврат к детским интересам и формам поведения; 
  • Зависимость от взрослых; 
  • Несамостоятельность; 
  • Инфантильность в суждениях и поступках; 
  • Подчинение мнению большинства; 
  • Стремление быть «как все».

«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

  • Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
  • Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания — максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.
  • Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста: D2071F

  • Повышенный интерес к собственной внешности. 
  • Стремление к независимости и свободе. 
  • Группирование со сверстниками. 
  • Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов. 
  • Потребность в уединении. 
  • Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение. 
  • Резкость и безапелляционность суждений. 
  • Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

Если у вас возникли вопросы, Вы можете пообщаться с нашими детскими неврологами.

Негативизм подростков

Негативизм — отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.

Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка — негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм — это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения.

По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит.

Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым — совершает противоположное тому, о чем его просят.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию

Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Кризис подросткового возраста: причины сложностей в отношениях с подростком

Любое отклонение в поведении детей переходного возраста вполне поддаётся объяснению.

Медики утверждают, что в крови у подростков содержится настоящий гормональный коктейль, который в буквальном смысле заставляет кровь бурлить. Именно это является главной причиной подростковой вспыльчивости, нетерпимости, эмоциональности и ранимости. В поисках путей избавления от психологического напряжения, мальчики и девочки этого возраста пробуют самые разные средства релаксации, в том числе секс, алкоголь и наркотики.
Подростки по росту почти догоняют родителей и старших детей в семье. Разумеется, они чувствуют себя «большими» и пытаются отстоять свои права на самостоятельность. В то же время психологически они ближе к детям, которые совершенно не понимают, почему они кому-то что-то должны. Отсюда их нежелание брать на себя ответственность и отказ от выполнения обязанностей, навязанных им взрослыми.
Кризис у подростков часто проявляется в вызывающем внешнем виде, за которым обычно молодой человек или девушка прячет ряд своих комплексов по поводу внешности. Сайт sympaty.net уверяет родителей: пирсинг, тату, стиль «эмо», готические наряды, экзотические причёски, яркий цвет волос, стиль гранж – всё это лишь попытки выразить свою индивидуальность и отвести взгляд прохожих от недостатков внешности, которые обязательно у себя находит каждый подросток

Обычно стремление выглядеть как-то особенно ближе к концу переходного возраста у него исчезает само собой.
Подросткам очень важно, чтобы окружающие их принимали, немалую роль для них играет авторитет среди ровесников. Друзья для детей трудного возраста значат порой даже больше, чем родители, которые, как кажется подросткам, их просто не могут понять. Опыт приобретения новых друзей среди ровесников, установления дружеских связей, поиска собственной роли в своей группировке очень важен для подростка

Это помогает ему социализироваться, научиться договариваться с окружающими, выработать свой индивидуальный стиль поведения.

Опыт приобретения новых друзей среди ровесников, установления дружеских связей, поиска собственной роли в своей группировке очень важен для подростка. Это помогает ему социализироваться, научиться договариваться с окружающими, выработать свой индивидуальный стиль поведения.

Часто родители развязывают настоящую войну с приятелями своего ребёнка за авторитет. И обязательно в такой ситуации проигрывают, поскольку одной из особенностей кризиса переходного возраста является отрицание мнений и позиций, которые навязываются извне.

Это вполне естественное желание, поэтому препятствовать ему нельзя.

Для того, чтобы уберечь детей от непоправимых ошибок, родители должны научиться незаметно подталкивать их к тем или иным жизненным выводам.

Контролировать жизнь детей, которые испытывают кризис переходного возраста, довольно сложно. И всё же мудрые родители справляются с этой задачей.

Решить её любой маме поможет владение некоторыми психологическими приёмами.

Как общаться с подростком

Родителям придется полностью пересмотреть общение со своим чадом. Проблема в том, что перед взрослыми находится уже не маленький ребенок, который не может принимать решения, а еще не до конца сформировавшаяся личность.

Каким в таком случае должно быть поведение? Лучше придерживаться середины. Отказаться от тотального контроля, но и не допускать полной подростковой анархии. Молодым людям в данное время нужна свобода, но в разумных пределах. Как бы ребенок себя ни вел, он все еще нуждается в опоре в виде родителей.

Родителям стоит проявлять интерес к жизни подростка. Кризисные ситуации в подростковом возрасте – нормальное явление и порой требуют помощи со стороны взрослого.

Не стоит отмахиваться от детских проблем, считая их ерундой, не требующей внимания. Возможно, кажущаяся родителю мелкой проблема для подростка является настоящей трагедией, которую он не может разрешить.

С другой стороны, не стоит слишком давить на подростка, пытаясь выведать все его тайны. Следует стараться показывать, что мама и папа всегда придут к нему на помощь и поддержат в любой ситуации.

Концепции в возрастной психологии

Существует несколько различных психологических концепций, в свете которых объясняется суть подросткового кризиса.

По Эриксону

Э. Эриксон говорил, что главным новообразованием подросткового возраста является формирование самоидентичности. Подросток начинает осознавать и связывать свой прошлый опыт со своим настоящим и будущим. Также он говорил о том, что именно в этот период формируется образ «Я» своими глазами и «Я» глазами других, что приводит к формированию более объективного взгляда на себя.

Больше о труде Э. Эриксона и его сути здесь.

По Выготскому

Отечественный психолог Л. С. Выготский значительный упор делал на формирование интересов в подростковом возрасте.

Он обращал внимание на то, что многие из увлечений и интересов, формирующихся в этот период, могут легко перенестись и во взрослую жизнь.

Также он выделял в виде важного новообразования развитие рефлексии и самосознания. По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом

По Эльконину

Д. Б. Эльконин называл главным новообразованием отрочества именно ощущение взрослости. Человек в этом возрасте приходит к выводу о том, что между ним и взрослыми, его окружающими, нет никаких различий. И требует к себе соответствующего отношения. Именно на этом фоне и возникают конфликты и негативизм, так как взрослые продолжаю воспринимать его как ребенка.

Варианты протекания

В зависимости от личностных качеств подростка и характера социальной среды вокруг него, кризис может протекать в тихом или ярком виде.

  • Тихое протекание. В этом случае ребенок уходит в себя и неохотно идет на контакт. Возможен уход в фантазии, эскапизм. Такие подростки часто находят канал выхода эмоций в компьютерных играх или музыке. При этом интерес к прежним увлечениям обычно теряется, а круг общения сужается до минимума или полного отсутствия.

    Но при этом, школьная успеваемость может оставаться на добротном уровне, что успокаивающе действует на родителей и учителей. Но это спокойствие может быть иллюзорно, потому как неизвестно, какие эмоциональные бури происходят в душе у подростка. С таким ребенком сложно наладить контакт, но он очень нуждается в этом. 

  • Яркое течение. В этом случае подросток агрессивен, импульсивен, склонен к демонстративному поведению. Часто в этот период у него проявляются желания самовыражаться через внешний вид. Такие дети заметны, они становятся серьёзной трудностью для учителей и родителей. В значимой группе стремятся занимать лидерские позиции, а оценки в школе становятся хуже. В сложных случаях возможны прогулы и проявления девиантного поведения.

Основные признаки

Справедливости ради стоит сказать, что упрямство, своеволие, негативизм характерно для подростка не всегда. Очень многое зависит от социальной ситуации, сопровождающей пубертат. Следовательно, при описании признаков не учитывать социальную ситуацию развития ребенка нельзя. Поэтому в качестве признаков я опишу типичные ситуации и реакции подростков на них. Единственным отличительным признаком, встречающимся у каждого ребенка подросткового возраста, является ощущение себя «взрослым».

Категоричное непринятие родителями или педагогами индивидуальных особенностей характера

К примеру, попытки «раскрепостить» задумчивого, погруженного в свои мысли, подростка приведет к еще большей его отстраненности, сокрытие от взрослых истинных планов и намерений.

И, напротив, любителей «тусовок» бессмысленно пытаться усадить за «нормальные занятия». Лучше разрешить встречаться с друзьями на вашей территории. Так вы сможете не только быть уверены, что повзрослевший малыш общается с «приличными» детьми, но и будете в курсе их дел и планов.

Как же разобраться с тем повзрослевшим человеком, который может быть самобытным и вовсе не быть похожим по характеру на родителей?  При диагностике индивидуальных особенностей подростка можно использовать опросник Леонгарда-Шмишека на акцентуации характера.

Результат этого теста достаточно подробно ответит на вопрос об особенностях вашего ребенка. Кстати, большинство психологов при составлении характеристики или психологического заключения используют именно его.

Другим способом диагностики индивидуальных особенностей ребенка является анализ его сновидений. Для этого необязательно, чтобы ребенок каждое утро рассказывал вам свои сны. Достаточно того, что вы будете знать о каких-то отдельных символах, о том, был ли сон страшным или смешным. Для того, чтобы вы умели правильно интерпретировать сны, могу предложить вам пройти мой онлайн тренинг. Материалы тренинга составлены на основе моего тридцатилетнего опыта работы психотерапевтом. За это время я убедилась в том, что работа со сновидениями дает потрясающий, просто невероятный результат. Предлагаю и вам убедиться в этом.

Игнорирование, чрезмерная увлеченность «собственными делами»

При всей «колючести» подростки не терпят игнорирования. Не добившись «хорошего» внимания (одобрения, поощрения), подросток будет добиваться «плохого» внимания (скандалов, криков и наказаний).  Здесь, как в любви и на войне, все средства хороши (громкое хлопанье дверями, грубость, «яркий» внешний облик). Иногда в ход может пойти даже «тяжелая артиллерия»: угрозы совершить суицид, побеги из дома, шантаж и обвинения в несуществующих «грехах» членов семьи.

Тотальный контроль

О том, что вы «перегибаете», сообщат следующие фразы, раздраженно произнесенные подростком: «Я уже не маленький», «Сколько можно меня учить», «Хватит меня контролировать» и им подобные.

Тотальный контроль и гиперопека вызывают сильнейшее раздражение и протестные реакции. Протестуя, ребенок может ломать вещи, рвать постельное белье, свою одежду, плакать навзрыд и даже иногда брыкаться и кусаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: