Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?
Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.
Причины возникновения методик пренатального развития
Интерес к внутриутробному развитию ребенка у ученых зародился давно. Появилась даже специальная наука о дородовом воспитании и обучении ребенка до рождения — пренатальная педагогика.
В процессе изучения особенностей развития плода ученые выявили ряд интересных фактов. Вот некоторые из них:
- Если в организм матери поступает недостаточное количество питательных веществ во время беременности, плод запоминает состояние голода. После рождения и на протяжении всей жизни человек употребляет много пищи и страдает ожирением.
- Вкусовые предпочтения начинают формироваться еще в утробе матери. Продукты, употребляемые в пищу беременной женщиной, становятся предпочтительными и для ее ребенка.
- Человеческое ухо начинает слышать с 16-18 недели. Отчетливее всего плод слышит голос матери и шум от проистекающих в ее организме физиологических процессов (сердцебиение, перистальтика, движение крови по сосудам и т. д.) По-разному плод реагирует на музыкальные произведения — классика успокаивает малыша, тяжелая музыка активизирует.
- Стрессы во время вынашивания ребенка приводят к тому, что малыш появляется на свет с проявлениями посттравматического синдрома.
- Все эмоции беременной передаются ребенку, он испытывает те же чувства, что и мать.
С учетом вышеизложенных фактов ученые стали разрабатывать методики, благоприятно воздействующие на развитие малыша до рождения.
Возрастные периоды развития человека
Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:
- младенчество;
- детство;
- дошкольный;
- младший школьный;
- средний школьный;
- старший школьный;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Психология цвета — какое значение он играет в жизни человека, на что влияет
Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.
Разделение по годам
До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.
Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте. С года до трех лет идет раннее детство
В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит
С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.
В этот период ребенок активно познает мир
Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.
Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.
Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.
Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет
В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения
У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.
Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.
Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.
Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.
Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.
Советы родителям
Родители часто думают, что переходный возраст должен протекать с минимальным вмешательством с их стороны, доказывая это тем, что иначе ребёнок не сможет развить собственную точку зрения на окружающий его мир и подготовиться к жизни в нём. Это утверждение крайне опасно для ваших детей и вас самих. Если вы хотите, чтобы они выросли полноценными личностями, благодарными за хорошее воспитание. Вмешательство родителей в процесс становления подростка, как личности – необходимо, главное не переступать границы обоюдного доверия.
Общение с отцом. В пубертатный период для мальчика очень важную роль играет отец
Именно папа обладает необходимым авторитетом и опытом, чтобы объяснить мальчику, что происходит с ним на данном этапе и почему это важно. Таким образом, общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать в процессе всех изменений, происходящих с ним, но и будет перенимать социальную модель отца, мудрого человека, который всегда может обсудить с сыном любую проблему.
Найдите ребёнку хобби
Этим стоит заняться ещё до наступления пубертатного возраста, чтобы в ключевые моменты физического и психологического развития у мальчика всегда была возможность выместить излишек энергии в благоприятное русло, а не в криминал или зависимость от компьютера или наркотиков. Правильно и своевременно выбранная спортивная секция поможет вашему ребёнку не только вести более здоровый образ жизни, но и сформирует его тело и дух таким образом, что он будет вам благодарен ещё долгое время.
Вовремя определите уровень свобод для мальчика. Одним из ключевых параметров становления настоящего мужчины является сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Если вы вовремя разграничите для себя те области жизни, в которые вы не будете вмешиваться, и предоставите ребёнку возможность самому решать те или иные задачи, то вы поможете ему в развитии вышеперечисленных мужских качеств. Например, выдавая карманные деньги ребёнку, решите, будете ли вы контролировать то, куда он их тратит, или не будете. Обговорите семьей, может ли ваш ребёнок приводить домой гостей и на каких условиях и т.д. Главное – не забывайте, что доверие очень легко разрушить, и обещая ребёнку что-либо, вы тем самым заключаете с ним доверительное соглашение, которое обязуетесь выполнять. Нарушая его, не удивляйтесь, что отношение ребёнка к вам меняется в худшую сторону.
Последствия для плода
Истинное перенашивание беременности грозит развитием плацентарной недостаточности. Плодное место не справляется со своей основной задачей – транспортировкой к ребенку питательных веществ и кислорода и выведением продуктов обмена. Развивается гипоксия – грозное состояние, сказывающееся на работе все органов плода и прежде всего центральной нервной системы. Перенесенная во время беременности гипоксия чревата серьезными нарушениями в состоянии здоровья вплоть до задержки физического и умственного развития. У рожденных с гипоксией детей часто выявляются неврологические нарушения.
Другие последствия гипоксии:
- Возбуждение дыхательного центра плода и аспирация околоплодных вод. После рождения это грозит развитием дыхательных нарушений.
- Расслабление мышц кишечника и выход мекония в околоплодные воды. Аспирация первородного кала приводит к развитию тяжелой пневмонии.
Принято выделять три степени адаптационных нарушений плода при перенашивании беременности:
- При I степени адаптационные способности в норме или слегка снижены. Реанимация не требуется.
- При II степени адаптация нарушена, в большинстве случаев требуются реанимационные мероприятия. У новорожденного отмечается цианоз кожных покровов, дыхательные и неврологические нарушения, которые проходят спустя 3-5 дней.
- При III степени адаптационные способности новорожденного резко нарушены, всегда требуются реанимационные мероприятия. Восстановление занимаете более 7 дней.
По каким признакам можно заподозрить переношенную беременность
Многие женщины не помнят сроки беременности или путают их, поэтому важно учитывать и другие факторы, указывающие на запоздалые роды:
- Уменьшение объема живота на 5-10 см, связное со снижением объема околоплодных вод.
- Потеря веса. Женщина перестает набирать вес, а наоборот, отмечает его снижение.
- Выделение молока вместо молозива.
- Признак Дольфа – отсутствие болезненности при надавливании на матку или переворачивании на живот.
- Изменение интенсивности движения плода. Сначала они становятся чаще и сильнее. Так ребёнок пытается активизировать движение крови и ликвидировать нехватку кислорода. Он практически задыхается. Если не принять меры, малыш начнет шевелиться реже. Это серьезный признак, показывающий, что у него не осталось сил
При пролонгированной беременности объем живота и интенсивность шевеления плода не меняются. Однако поставить точные диагноз может только врач, поэтому при наступлении 40 недель женщине обязательно нужно пройти УЗИ плода.
Чтобы узнать, не страдает ли сердечная деятельность ребенка, делается кардиотокография. Снижение количества сокращений менее 120 уд/мин. и увеличение свыше 160 уд/мин.указывает на недостаточное снабжение плода кислородом.
Методы диагностики
Диагностика переношенной беременности проводится после задержки родов на одну неделю. Чтобы поставить диагноз «переношенная беременность», врачом предпринимаются следующие действия:
Опрос пациентки
Врачу важно установить точные сроки последних месячных, зная которые он сможет рассчитать сроки овуляции. Также уточняется предположительная дата зачатия и время первого шевеления малыша.
Осмотр и обмеры беременной
Все показатели сравниваются с данными, зафиксированными ранее в обменной карте.
Ультразвуковое обследование полости матки. По полученным результатам специалист определяет уровень старения матки и количество околоплодных вод. УЗИ позволяет получить необходимую информацию для оценки внутриутробного состояния малыша, плотности костей его черепа и размеров родничка.
Допплерография. Данная методика определяет возможные нарушения кровообращения, позволяет оценить сосудистое русло.
Амниоскопия – проводится при наличии раскрытой шейки матки. Цель исследования – по небольшому количеству околоплодных вод определить состояние малыша внутри утробы матери.
Дети, рожденные от 24 недель
Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.
Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% — бронхолегочная дисплазия, у 5-8% — умственная отсталость, у 3-5% — гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.
Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.
Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:
- Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
- Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
- Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.
Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.
Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.
Общие сведения о заболевании
Асфиксию диагностируют у 4-6% детей. Причем процент колеблется в зависимости от степени недоношенности плода. У малышей, которые рождаются до 36 недели, частота развития патологии достигает 9%, а у детей, родившихся после 37 недели – снижается до 1-2%.
Научные определения асфиксии новорожденного сводятся к тому, что ребенок не может самостоятельно дышать или совершает поверхностные судорожные дыхательные движения, которые не позволяют организму получить кислород в достаточном объеме. Авторы рассматривают асфиксию младенцев как удушье, при котором сохраняются другие признаки того, что плод жив: есть сердцебиение, пуповина пульсирует, мускулатура слабо, но сокращается.
К причинам развития асфиксии новорожденных относят комплекс факторов риска, которые нарушают кровообращение и функции дыхания плода в утробе и в процессе рождения. К наиболее распространенным причинам относятся:
Наиболее частой причиной асфиксии является внутриутробная гипоксия, то есть нехватка малышу кислорода в утробе матери.
Какими бы ни были причины патологического состояния, оно вызывает у ребенка одинаковые процессы:
- нарушает обмен веществ и кровоциркуляцию;
- сгущает, повышает вязкость крови;
- наносится ущерб головному мозгу, печени, сердцу, надпочечникам;
- органы отекают, происходит излияние крови;
- происходят сбои в работе центральной нервной системы.
Чем дольше организм ощущает нехватку кислорода, тем более серьезной становится степень поражения тканей, органов и систем.
Стадии развития патологии
В зависимости от степени патологического процесса переношенную беременность условно разделяют на три стадии:
- Для первой стадии характерны следующие признаки: учащенное сердцебиение и чрезмерная активность малыша, резкое уменьшение объемов околоплодных вод. Такая клиническая картина развивается на 41 неделе беременности, то есть роды задерживаются на 1 неделю. Первую степень перенашивания необходимо правильно определить и отличить от пролонгированной беременности.
- На второй стадии перенашивания у беременной наблюдаются более выраженные симптомы – ежедневное уменьшение объемов живота на 1–2 см, маловодие, изменение расположения дна матки, околоплодные воды становятся мутными. У плода отмечается плацентарная недостаточность, гипоксия, приглушенное сердцебиение, редкие шевеления, могут появиться признаки перезрелости. Такие изменения происходят при задержке родов на 2–3 недели.
- На третьей стадии перенашивание составляет 3–4 недели, прогноз для беременной крайне неблагоприятный. Возможны нарушения кровотока в плаценте и ее отслойка, резко снижается объем околоплодной жидкости. Состояние плода критичное, иногда развивается вторичная гипотрофия (недостаток массы тела), ребенок рождается в крайне тяжелом состоянии. На этой стадии медики предпринимают всевозможные меры для успешного родоразрешения женщины, чаще всего это кесарево сечение.
Возможные отклонения в развитии
Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:
- не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
- слабо держит голову;
- не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
- не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.
Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.
Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.
Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»
(
оценок; рейтинг статьи )
Чем опасна патология
Отсутствие начала родов на 42–43 неделе чревато развитием тяжелых осложнений и для беременной, и для еще не родившегося ребенка. На последних сроках беременности у женщины могут развиться анемия и гестоз (патологический симптомокомплекс), что осложняет запоздалые роды.
Наиболее частыми осложнениями при родах являются:
- несвоевременное излитие вод;
- нарушение целостности родовых путей;
- преждевременная отслойка плаценты;
- разрывы связок и тканей родовых путей;
- обильные кровотечения;
- инфекционные осложнения в послеродовом периоде.
При переношенной беременности последствия для ребенка могут быть весьма печальными, развитие патологических процессов серьезно угрожает здоровью и даже жизни еще не родившегося малыша.
Возможные осложнения у ребенка:
- развитие гипоксии;
- асфиксия (сдавливание дыхательных путей) при родах;
- повреждения органов дыхательной системы;
- неврологические нарушения;
- инфекционные заболевания кожи (гнойнички);
- внутричерепные кровоизлияния;
- переломы конечностей.
Самое страшное последствие – это гибель новорожденного в процессе родоразрешения либо в первые двенадцать месяцев жизни.
Классификация
Деление на истинное и мнимое перенашивание плода используется для выработки лечебной тактики. Если подтверждается диагноз переношенной беременности, то необходимо срочное родоразрешение. При пролонгированной гестации осуществляется мониторинг за состоянием плода. Выделяют три степени перезрелости новорожденного по Клиффорду:
- I степень – кожа обычного цвета, сухая, местами шелушится. Амниотические воды светлые. Врожденные рефлексы вызываются легко. Дыхание свободное, сердцебиение несколько учащенное. Незначительно ослаблена адаптация новорожденного, оценка по Апгар 6–7 баллов.
- II степень – гипотрофия, кожа и амниотическая жидкость за счет мекония имеют зеленовато-желтый оттенок. Намечается тенденция к аспирации, приступам цианоза, развитию пневмо-, энцефалопатий. Ребенку требуются неотложные мероприятия по восстановлению дыхания. Состояние тяжелое, 4–5 баллов по Апгар. Перинатальная смертность высокая.
- III степень – желтушное окрашивание кожи, околоплодных вод, признаки глубокой гипоксии. Резкое снижение адаптационной способности переношенного новорожденного требует применения всего арсенала реанимационных мероприятий. Состояние крайне тяжелое, оценка по Апгар 1–3 балла.
Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Последствия для ребенка
Каковы последствия для ребенка при переношенной беременности? В будущем в основном определяют, что у малыша задержка физического, психического, речевого развития. Могут появиться такие болезни, как синдром дефицита внимания, повышенная активность, эпилепсия. Рожденные переношенные дети зачастую страдают сильной возбудимостью, постоянно плачут, часто срыгивают, не набирают вес, плохо спят.
В перечень последствий для плода можно отнести следующее:
- Желтуха выраженного типа. Большое количество в крови билирубина, которое проявляется внешне желтым цветом эпидермиса, слизистых. Вид болезни присущ для многих новорожденных деток. Нормой считается, когда желтуха проходит в течение одной недели. У переношенного ребенка может перейти в патологию, требуется постоянно вести наблюдение у детского врача и невролога.
- Аспирация мекония. Тяжкое заболевание дыхательных путей из-за попадания масс мекония. У только рожденного малыша появляются трудности с функцией дыхания. Наблюдаются хрипы, изменение грудной клетки. Требуется срочное лечение. Происходит оно следующим образом: изо рта и носоглотки ребенка отсасывают его содержимое с помощью определенного аппарата. В будущем есть риск заболеть астмой.
- Травмы при родах. Когда роды проходят на 41-й или 42-й неделе, есть большая вероятность, что травмируются мягкие ткани внутренних органов, суставов, костей и центральной нервной системы ребенка. Самыми тяжкими травмами являются повреждения мозга головы. Далее наблюдается понижение сосательного и глотательного рефлекса, происходит сбой регуляции тепла тела, частое срыгивание и рвота, дрожание конечностей, мышечные спазмы. Такие дети беспрерывно плачут, у них сильное возбуждение. В будущем можно столкнуться с развитием невротических состояний. Ребенок может отставать в интеллектуальном развитии. Также появляются судорожные припадки, психические и психологические расстройства, выраженные дефицитом эмоциональных характеристик.
Общие сведения
Типичные признаки переношенного (перезрелого) новорожденного были описаны английским акушером Дж. Беллентайном (1902 г.) и его немецким коллегой Г. Рунге (1948 г.), поэтому симптомокомплекс получил наименование Беллентайна–Рунге. Синдром развивается в результате продолжительного нахождения полностью сформированного зрелого плода в матке, когда нормальный срок гестации (40 недель) превышен на 2 и более недель. С увеличением срока гестации степень перезрелости плода усиливается, что сопровождается повышением перинатальной заболеваемости и смертности. В Европе частота встречаемости переношенной беременности варьирует от 3,5 до 5,9%.
Переношенный новорожденный