Темперамент ребенка и особенности воспитания. дети — меланхолики

Воспитываем флегматика

На первый взгляд, воспитание флегматика не вызывает у родителей серьезных трудностей. Это спокойные и послушные дети, редко активно выражающие свое недовольство и нарушающие порядок. В то же время ребенок-флегматик слишком медлителен, безынициативен, порой очень упрям. Такие дети привязываются к близким, но новые знакомства и места их могут напугать

К примеру, очень важно помочь маленькому флегматику адаптироваться к детскому саду, т.к. это совершенно новые для него условия, требующие время для привыкания

В воспитании флегматика следует уделить внимание следующим аспектам:

  • Время. Флегматики медлительны и нерешительны. Их не нужно торопить — дайте ребенку возможность без спешки выполнять поставленные задачи, а также время для принятия решений.
  • Физическая активность. Малоподвижность флегматиков требует обязательной корректировки. Введите за правило проведение ежедневной зарядки, купите ролики или велосипед, повесьте дома турник.
  • Эмоциональность и любознательность. Ребенок-флегматик очень терпелив, часто неэмоционален. Нужно научить его активнее реагировать на раздражающие факторы и необычные ситуации. Это поможет ему в будущем правильно и оперативно решать возникшие проблемы.

Ребенок – сангвиник.

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный малыш. Это ребенок -«солнце» — обычно в хорошем настроении, любознателен, активен. Ребенка – сангвиника может сильно рассмешить или сильно огорчить какой – нибудь пустяк. Слезы у такого ребенка быстро появляются и так же быстро высыхают, потому что он слишком шустрый и всегда находит для себя интересное занятие. Легко сходится с людьми, быстро приспосабливается к новой обстановке, к детскому саду и к новым требованиям. Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают: «Со всеми». Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Обратите внимание на то, что жизнерадостность сангвиника, его «легкое» общение, может ввести родителей в заблуждение. Они перестают контролировать малыша и не всегда присматриваются к его внутреннему миру

В дальнейшем привычный дружелюбный и веселый тон уже подросшего ребенка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей.

Рекомендации родителям. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в отличие от холериков, их интересует сам процесс. Поэтому, если вы решили отдать ребенка в какой–либо вид спорта, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Поскольку дети – сангвиники непостоянны и быстро устают от однообразия, постарайтесь сделать основной упор в занятиях на умение сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Если ребенок будет без конца менять свои занятия, привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера. С сангвиниками можно быть требовательными, вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Старайтесь не ругать ребенка за рассеянность, несобранность и неаккуратность. Эти качества формируются у сангвиников с большим трудом, чем у детей с другими темпераментами. Просто чаще хвалите малыша, если он аккуратно выполнил аппликацию или сложил за собой все игрушки.

Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что его поведение может обидеть или обрадовать окружающих. Последите за поведением малыша, иногда он может быть прилипчивым или навязчивым в общении.

Ваш ребенок – сангвиник, простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Ребенок – холерик.

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Он всегда знает, чего хочет. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Его поведение подобно урагану. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск и приключения.

Чего не любит ребенок – холерик? Когда ограничивают его активность, требуют от него аккуратного выполнения задания, когда на него кричат, дергают за руку, физически наказывают.

Рекомендации родителям. Не запрещайте ребенку быть активным. Не ругайте его за непоседливость и постарайтесь не просить его посидеть тихо или постоять смирно. Ребенку это просто не под силу! Лучше организуйте его жизнь так, чтобы его активность находила разумный выход. Например, играйте с малышом в живые, состязательные игры. Предложите ему спортивные упражнения, плавание, танцы, катание на велосипеде. Постарайтесь чаще выезжать с ним на природу — малышу необходимо большое жизненное пространство. Однако, не переусердствуйте. Как ни странно, ребенок-холерик нуждается в особо щадящем режиме. Если ваш малыш перевозбудится, то остановить его уже потом будет крайне сложно. В общем, все хорошо в меру!

Читайте ребенку книги о героических поступках и подвигах, когда терпение и воля помогли герою победить

Учите его договариваться со сверстниками, когда важно не только самому говорить, но и уметь выслушивать других детей.. Дети – холерики всегда стремятся быть первыми

Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.

Дети – холерики всегда стремятся быть первыми. Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.

И, главное, наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам был бы рад научиться держать себя в руках, да не всегда получается. Помогите ему в этом!

Какие они, дети-холерики

Как узнать ребенка-холерика, к примеру, на детской площадке? Представим такую ситуацию. Вечер. Мамы зовут детей домой. Странно было бы увидеть, если бы все дети как по команде дружно разошлись по своим подъездам. Нет, каждый из них отреагирует на просьбу в силу своего темперамента.

Ребенок-сангвиник несколько оттянет момент возвращения: «Сейчас, мам, вот только замок дострою! Ой, нет, еще не пора – дорогу осталось прокопать…» и после пяти просьб настойчивой мамы, наконец, забежит в дом. Малыш-флегматик подумает: «А, ладно, все равно мне этот замок не очень-то и нравится» и без сопротивлений, спокойно покинет песочницу. Меланхолик жутко расстроится, что не удалось доиграть, и, всхлипывая, также вернется в дом. Ребенок-холерик проявит себя ярче остальных: на просьбу мамы он вспылит, будет громко отстаивать свое мнение, кричать и топать ногами, потом, возможно, сломает все песочные постройки детей и еще и стукнуть кого-нибудь успеет.

«Какой невоспитанный малыш!»- подумают бабушки на скамейке в том же дворе. А дело-то, может, и не в воспитании вовсе? Давайте разбираться.

Как воспитывать ребенка-холерика

У ребенка-холерика запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе игры или работы, и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает, сил не хватает, чтобы доделать начатое до конца.

Вот на эту проблему следует обратить родителям детей этого типа темперамента. Им необходимо научить ребенка правильно организовать свой труд и правильно распределить свои силы.

В общении в коллективе холерик допускает часто резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что создает конфликтные ситуации. Излишняя прямолинейность, эмоциональность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание их в школе или детском саду.

Воспитываем холерика

Наконец, еще один четвертый тип темперамента — холерик. У дошкольников-холериков наблюдаются повышенная активность, чрезвычайная неусидчивость, быстрая и часто необоснованная перемена настроения, беспокойство и даже агрессия. Задача родителей — «гасить» эмоциональные всплески, постепенно приучая ребенка к эмоциональному равновесию.

Обратите внимание на следующие моменты:

Направляйте энергию в спорт

Во время занятий спортом вся «лишняя» энергия выплескивается, что очень важно для чрезмерно активного ребенка. К тому же, спорт вырабатывает такие качества, как целеустремленность, настойчивость и сосредоточенность

Сохраняйте спокойствие в общении. Холерики очень восприимчивы к эмоциональным замечаниям, поэтому советы и критика должны «поступать» в мягкой и спокойной форме. Так вы сможете приучить ребенка к порядку, научить его выполнять домашние обязанности и получать новые знания.
Воспитывайте вежливость. Взрывной характер холериков часто отражается на их умении соблюдать правила этикета и проявлять вежливость к окружающим
Уделите внимание выработке чувства такта и уважения у ребенка.

И помните, что темперамент не нужно подавлять — нужно лишь знать его особенности и научить ребенка справляться с его негативными проявлениями.

Вы уже определили тип темперамента своего ребенка? На ваш взгляд, сильно ли этот фактор влияет на воспитательный процесс?

Ребенок – флегматик.

Маленький флегматик во всем любит порядок. Он тщательно складывает одежду и игрушки, пьет только из своей чашки и ест только своей ложкой, в коллективе сверстников играет только со своей игрушкой, не разрешает никому трогать свой горшок.

Ребенок – флегматик – медлительный молчун. Его трудно рассмешить или опечалить. Даже во время ссор такой ребенок остается спокойным

Он с трудом переключает свое внимание и долго привыкает к незнакомой обстановке. Его речь медленна, с паузами

Он не очень любит учить что-то новое, с удовольствием вспоминая известные стихи и песенки.

Малыш – флегматик мало фантазирует, играет спокойно, любит всего несколько игрушек. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Чего не любит ребенок – флегматик? Когда родители пытаются ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Когда его называют лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами.

Рекомендации родителям. Самое главное правило: не спешить, не торопить, не подгонять ребенка. Требования должны соответствовать индивидуальному темпу малыша.

Старайтесь развивать его воображение, фантазию, занимаясь музыкой, лепкой, рисованием, аппликацией. Играйте вместе с ребенком в игры, которые предполагают смену скорости движений. Например, ходьба – бег – медленная ходьба; хлопать в ладоши со сменой ритма. Старайтесь больше вовлекать ребенка в подвижные игры, ходите с ним в походы. Давайте ему поручения, например, отнести соседям ключ, дать продавцу деньги, спросить, как зовут незнакомого ребенка.

Медлительному ребенку надо создавать такие условия, чтобы вялость и малоподвижность не превратилась в леность. Хвалите ребенка за проявление быстроты реакции, за расторопность и находчивость

И, главное – важно помнить, что если вы постоянно раздражаетесь и наказываете малыша за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Воспитываем меланхолика

Дети-меланхолики достаточно обидчивы и ранимы, тревожны и мнительны. Они отличаются неторопливостью и скрытностью, тяжело адаптируются к новым условиям и не всегда находят общий язык со сверстниками.

Воспитание ребенка-меланхолика требует от мамы и папы особого внимания и максимального погружения в возникающие у него проблемы. Особый акцент необходимо сделать на следующие аспекты воспитания:

  • Только конструктивная и мягкая критика. Обидчивые меланхолики надолго запоминают высказанные родителями недовольства, при этом быстро замыкаются и сводят общение к минимуму. Это не значит, что критики в адрес сына или дочки не должно быть вовсе — просто представлять ее нужно в понятном ребенку виде.
  • Эмоциональная поддержка. Чувствительность меланхоликов, кажется, не знает границ. Их может расстроить и сбить с толку даже малейшая неудача. Поддерживайте ребенка в такие моменты, помогайте добиться результата и обязательно хвалите любую проявленную инициативу.
  • Займитесь творчеством. Рисование, лепка, оригами — меланхолику пойдет на пользу любое занятие. С помощью творчества ребенок научится выражать свои эмоции, станет более заинтересованным и уравновешенным.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его  нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Что такое темперамент ребенка

Темперамент — это индивидуальные особенности каждого человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения, подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Даже у маленьких детей уже можно отметить крайности проявления темперамента: у одних — вялость, инертность, пассивность, а у других — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности.

Конечно, такие две крайности редки. Обычно, между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

Темперамент ребенка: особенности воспитания (видео)

Как воспитывать ребенка-флегматика

Очень важно ребенку-флегматику развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, потому что это может привести к безразличному отношению к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий

В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Ребенок-меланхолик

Застенчивый, робкий, нерешительный тип. У детей-меланхоликов медленно протекают психические процессы, поэтому они с трудом реагируют на сильные раздражители; а длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.
В игре и работе меланхолики обычно пассивны. Они чаще всего подчиняются “лидеру” в классе или группе детей.
Такие малыши очень легко уязвимы, обидчивы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Даже незначительный повод может вызвать слезы на глазах, но плачет он так тихо, что почти никто не слышит его. Во весь голос он обычно не смеется.
На уроке он очень редко поднимает руку, обычно не уверен в себе, робок, и даже малейшая трудность заставляет опускать руки

Такой ребенок не энергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен.
Внимание ребенка-меланхолика легко отвлечь. Именно на эти стороны характера родителям стоит обратить свое внимание, чтобы вселить уверенность в себе такому малышу, поддержать его в трудных ситуациях и повлиять на отрицательные стороны его характера.

Как проявляется темперамент вашего малыша

Присмотритесь к ребенку повнимательнее. Оцените его двигательную и эмоциональную активность.

Они выражаются в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости), в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их) и пр.

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках ребенка и имеет внешнее выражение. По устойчивым внешним признакам можно будет судить о некоторых свойствах темперамента вашего малыша.

Самая ранняя классификация типов темперамента человека была разработана еще во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном.

В этой типологии выделяют 4 типа темперамента:

  • холерический
  • сангвинический
  • флегматический
  • меланхолический

Родители должны учитывать особенности темперамента своего ребенка, чтобы правильно направить его воспитание, способности и таланты. Нужно учитывать и тот факт, что характер и темперамент малыша еще развивается и формируется. Поэтому каждому взрослому следует быть особенно внимательным и чутким в формировании личности ребенка.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как роды влияют на характер ребенка

Ребенок-флегматик

  1. Ребенок-флегматик это сильный, уравновешенный, инертный тип.
  2. Малыш с таким темпераментом медлителен, спокоен, нетороплив и уравновешен. В любой работе и игре он проявляет основательность, продуманность и упорство, доводит начатое до конца.
  3. Все психические процессы у ребенка-флегматика протекают как бы замедленно, а чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Все его действия спокойны, мимика и речь ровная и постоянная, понятная, пронизана глубиной чувств и настроений.
  4. Такой ребенок-флегматик в меру общителен и не любит попусту болтать. Его бывает даже трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе громко смеются по какому-либо поводу, он обычно остается невозмутимым. При больших неприятностях тоже чаще всего остается спокойным.
  5. В отношениях с друзьями ребенок-флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Это очень удобно для многих родителей, потому что такой ребенок не приносит много хлопот.

Как воспитывать ребенка-меланхолика

Важно помнить, что такие дети склонны к замкнутости и одиночеству, они избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у них торможение

Но в привычной и спокойной обстановке такие дети чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Обычно, малыши–меланхолики очень любят рисовать, лепить, создавать что-то красивое и теплое.

Психологами установлено, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Например, сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими.

Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество.

Не существует лучших или худших темпераментов у людей. Поэтому все усилия родителей должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ данного темперамента.

Теперь вы знаете как определить темперамент ребенка, как ведет себя ребенок-сангвиник, ребенок-флегаматик, ребенок-меланхолик и ребенок-холерик и на что стоит обращать внимание в воспитании, чтобы ваш ребенок рос счастливым и жизнерадостным. ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Почему детям полезно скучать: объясняет психолог

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Почему детям полезно скучать: объясняет психолог

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Психология детей: особенности развития ребенка 3-6 лет

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: 18 вопросов, которые нужно задавать детям перед сном

Как воспитывать ребенка-сангвиника

Следует учитывать, что ребенок-сангвиник несколько непоседлив, нуждается постоянно в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в играх и учебе.

В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей и творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.
Этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.

Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

Поэтому родителям следует обращать на это повышенное внимание и стараться направлять активность ребенка в нужном направлении, создавать малышу новые впечатления и вырабатывать полезные навыки порядка!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: