Пальчиковые игры: суть и предназначение
Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление
Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).
В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.
Самая распространённая пальчиковая игра — «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?
Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.
Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.
Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая — за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.
Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.
Правила проведения
В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.
Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем — он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
Не стоит отвлекаться
Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
Цель занятий – развитие мелкой моторики
Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.
Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками
Общие рекомендации для родителей:
- Перед игрой создайте позитивный настрой;
- Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
- Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
- Не играйте больше 5 минут подряд;
- Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
- Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.
Источники
- https://www.pravmir.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/
- https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
- https://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/palchikovye-igry-dlya-detey.html
Примеры
Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.
Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.
Игра «Дятел»
(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).
Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.
(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).
Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.
Игра “Указочка”
(Укажите пальчиком на ротик малыша).
Ротик мой умеет кушать.
(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).
Нос дышать, а ушки слушать.
(Покажите, как моргать глазками).
Могут глазоньки моргать.
(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).
Ручки всё хватать, хватать.
Слова для игры «Мышонок»
Игра «Муха»
(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).
Вот летела муха.
(Муха приземляется на другую ручку).
На варенье села.
(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).
Вымазала брюхо.
(Муха улетает).
Дальше полетела.
Игра «Улитка»
(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).
Тычет рожками улитка.
(«Улитка» упирается в левую руку).
Заперта в саду калитка.
(Левая ручка пропускает улитку).
Пропусти домой улитку.
Слова для игры «Ути-ути»
Игра «Засыпалочка»
(Положите головку ребёнка на подушку).
На подушку головой.
(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).
Глажу, глажу лобик свой.
(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).
Глазки закрываю.
(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).
Быстро засыпаю.
Игра «Котёнок»
(Покажите 1 пальчик малыша).
Я один шёл по дорожке.
(Покажите 2 пальчика).
Шли со мной мои две ножки.
(Покажите 3 пальчика).
Вдруг навстречу три мышонка.
(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).
Ой, мы видели котёнка!
(Покажите 4 пальчика малыша).
У него четыре лапки.
(Покажите пальчиками острые когти).
На лапках — острые царапки.
(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).
Один, два, три, четыре, пять.
(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).
Нужно быстро убегать!
Слова для игры «Ладушки»
Игра «Гости»
(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).
Гости к Кате прибежали.
Все друг другу руки жали.
(Соедините указательный и большой палец).
Здравствуй, Жора!
(Соедините средний и большой палец).
Здравствуй, Жанна!
Рад Серёжа.
(Соедините безымянный и большой палец).
Рад Снежана.
(Соедините мизинец и большой палец).
Не хотите ль пирожок?
(Сложите вместе ладошки).
Может коржик?
(Покажите две ладошки).
Иль рожок?
(Упритесь кулачками).
Вот драже вам на дорожку.
(Укажите на ладошке пальчиком).
Вы берите понемножку
(Сжимайте ручки в кулачок).
Все стряхнули быстро крошки.
(Стряхиваете с ручек крошки).
И захлопали в ладошки!
(Хлопаете ручками).
Игра «Комар»
(Водите вокруг ушка пальчиком).
Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.
(Водите вокруг носика пальчиком).
Летят осы вокруг носа, с-с-с.
(Дотроньтесь пальчиком до лобика).
Летит комар, на лоб — оп!
(Дотроньтесь ручкой до лобика).
А мы его хлоп!
(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).
И к уху, з-з-з.
(Разожмите кулачок и подуйте на него).
Отпустим комара? Отпустим!
Стихи для изучения частей тела и лица
Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.
Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
***
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
***
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
***
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Виды
Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.
- Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
- Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
- Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.
Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.
Пальчиковые игры для малышей до года
Пальчики малыша очень полезно укреплять с помощью массажа и гимнастики, используя забавные стишки.
1. «Клубочки»
Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы «мотает клубочки». Постепенно эту игру усложняем и выводим «кончик ниточки» на каждый пальчик по очереди, приговаривая:
«Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.Ниточка-бабушке, ниточка-дедушке, Ниточка-маме ,ниточка-папеИ ниточка-деточке.»
2. «Подушечки»
Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:
«Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.Эта подушечка-для бабушки.Эта-для дедушки. Эта-для мамы, эта-для папы. А для детки-самая мягкая, самая маленькая».
3. «Кормим птичку»
Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными «клювиком», тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:
«Птичка, птичка,Вот тебе водичка. (Водим «клювиком» по ладошке)Вот тебе крошки на маленькой ладошке.» (Слегка пощипываем «клювом»)
4. «Муха»
В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:
«Вот летела муха.На варенье села. («Муха» садится на ладошку крохи)Вымазала брюхо. (Погладить ладошку круговыми движениями)Дальше полетела.» (Улетает)
5. Первые «Ладушки».
Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:
«Хлопают ладошки у нашей крошки:Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки».
6. «Ладошки-хлопошки»
Взрослый помогает малышу проделывать все движения.
«Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.Хлопали в ладошки, хлопали немножко.Кулачки сложили, кулачками били».
7. «Ладушки-у бабушки».
А эти ладушки, думаю, известны почти всем.
Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:
«Ладушки, ладушкиГде были ? (Руки разводят в стороны)У бабушки! (Хлопок)Что ели ? (Руки в стороны)Кашку! (Хлопок)Что пили? (Руки в стороны)Простоквашку! (Хлопок)Попили, поели-шу! Полетели (Взмахи руками)На головку сели» (Ручки приблизить к головке).
8. «Сорока- белобока»
Эта игра тоже известна большинству, но я всё-таки напомню.
Взрослый берёт ручку ребёнка в свою и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:
«Сорока – белобока, кашку варила, Деток кормила, Этому дала, (Загибает пальчики)Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала (Показывает на большой палец)
(Поглаживая его, говорят):Он дров не рубил, Воду не носил, Печку не топил, Кашку не варил. Ничего не получил!»
Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр
1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.
2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, Они должны быть также чистыми.
3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.
4
Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы
5. Занятие должно продолжаться от 2 до 10 минут, это зависит от возраста крохи.
6. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.
7. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.
Сегодня я предложила некоторые пальчиковые игры для малышей до года.
И возможно, к первому годику своей жизни, а то и раньше, ваш кроха научится сам выполнять все эти движения руками и пальчиками.
В какие игры для развития мелкой моторики можно поиграть с детьми дошкольного возраста, читайте здесь.
Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно.
***
Вот мы на пол встали,
С Тасей поплясали.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
***
Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.
***
Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Как играть с ребенком?
Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.
Пальчиковые игры: для чего нужны
Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.
Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.
Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.
Пальчиковая игра «Пришла весна»
Стучат всё громче дятлы,Синички стали петь. (Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).Встаёт пораньше солнце,Чтоб землю нашу греть.(Движения повторяются).Встаёт пораньше солнце,Чтоб землю нашу греть.Бегут ручьи под горку,Растаял весь снежок,(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).А из под старой травки (Ладони сомкнуты «ковшом»).Уже глядит цветок…(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).А из под старой травкиУже глядит цветок (Движения повторяются).Раскрылся колокольчик (Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).В тени там, где сосна, (Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).Динь-динь, звенит тихонько, (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”).Динь-динь, пришла весна.Динь-динь, звенит тихонько,Динь-динь, пришла весна.
Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики
В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.
Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»
***
Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
***
Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)
***
Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
***
Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
***
Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.
***
Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.
Пальчиковые игры для детей 1-3 года
Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.
Зайка
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)— Вот, вот, вот! (руки за спиной)Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)— Вот, вот, вот! (показать нос)Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)— Вот, вот, вот! (показать руки)Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)— Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, ( руки на голове )ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )
Машинка
Заведу мою машину ( «мотор» )— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
Кораблик
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Самолеты
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
Кошки-мышки
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверхНа ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)Села мышек посчитать,Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)Мышки очень испугались, (вращать кулаком)В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Паровоз
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаютсяПрицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)Ехал, ехал паровозПрицепил вагон, повез…………..
Ветер
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми «машут»ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают и закрывают рот» крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…