Пальчиковые игры для развития речи

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Развивающие упражнения

Можно придумать еще ряд упражнений, тренирующих мелкую, развивающую моторику ручек.

Кошачьи коготочки

Поднимаем ручки, сгибая их в локтях. Поджимаем подушечки четырех пальчиков к верху ладони, пятый (большой) – соединяем с подогнутым указательным. И говорим, покачивая сжатой «в лапку» рукой:

У кошечкиной дочечки,

На мягких лапах острые коготочки.

Ты их трогать не спеши,

Поцарапает, смотри!

После этого резко раскрываем ладошку и рассматриваем «коготки».

Жук-усач

Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест любителей тяжелого рока – «коза»).

Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:

Я тяжелый жук-жучок;

Длинный ус.

Твердый бочок.

Я над лужами кружу,

Говорю друзьям: «Жу-жу».

Дождик – не мочи меня,

Упаду – не встану я.

Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем.

Злой комарик

Рука – в кулаке. Указательный пальчик вытянут вперед – это хоботок комара. Мизинчик и большой пальчик выпускам вниз – это комариные лапки (первый раз малышу будет сложно сложить ручки в такую фигуру – ему обязательно нужно помочь, удерживая пальчики). Говорим примерно такие слова:

Злой комарик прилетел,

Укусить меня хотел (крутим «хоботком», двигаем «ножками).

Комара я не боюсь,

Убегу, умчусь-умчусь.

Можно превратить эту гимнастику для пальчиков в целую подвижную игру, в которой злой комарик догоняет маму или папу, а они уворачиваются или пытаются догнать его, чтобы прихлопнуть ручкой. Малыш и позанимается, и порезвится. Получит двойное удовольствие.

Цветы-цветочки

Держим одну ручку в кулачке. Другая – свободная. Это рука садовника, которая сажает цветы. Указательным пальчиком просовываем семечко (можно условное, можно настоящее) в кулачек. Затем капаем на него дождиком. Отрывисто постукиваем пальчиками по спрятанному зернышку.

Дождик кап-кап, цветочек растет.

Солнышко светит – росточек взойдет.

Распускаем постепенно ладошку – это наши лепестки. Полностью разжимаем ручку, стараясь максимально напрячь ее (пальчики под легким углом к ладони – вниз). Рука чуть приподнята вверх. В этом упражнении задействована практически вся мышечная группа кисти. Очень полезно.

А можно просто походить пальчиками – по столу или ладошке.

Когда малыш повзрослел. Уже уверенно держит ручку, карандаш в руках, плоские палочки, шнурки — проведите с ним предметную гимнастику, выкладывая разные фигурки. Подойдет любая пальчиковая тренировка. Главное, чтобы малышу было интересно. Только в заинтересованности есть польза. Она – основное составляющее гимнастики.

В данных ниже файлах представлен материал о важности проведения пальчиковой гимнастики для речи и некоторые примеры проведения пальчиковой гимнастики

Упражнения третьего комплекса

  1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
  4. Цветок (то же, но пальцы разъединить).
  5. Корни растения (прижать руки тыльной стороны друг к другу, отпустить пальцы вниз).

Игра-потешка Этот пальчик

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Упражнения четвертого комплекса

  1. Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг).
  2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
  3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
  4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Игра-потешка Этот пальчик

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

…Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Взрослый и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Упражнения пятого комплекса

  1. Замок (на счет раз – ладони вместе, на счет два – пальцы соединяются в замок).
  2. Лиса и заяц (лиса крадется – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц убегает – перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
  3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
  4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, — бабочка машет крыльями).
  5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Игра-потешка Ну-ка братцы, за работу!

…Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.

Взрослый и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

Назад Оглавление Далее

Рано – не поздно или чем раньше, тем лучше

В вопросе: «Со скольких лет нужно проводить первые гимнастические тренировки, чтобы ребенок мог хорошо учиться, общаться в соответствии со своим возрастом?» есть одна, но очень значимая фактическая ошибка – концентрация на слове «лет». Так, если с ребенком до двух, трех лет, а то и старше не заниматься, он, к сожалению, отстанет от сверстников. И вам, и ему придётся потом много наверстывать.

Делать это несложно: кругообразный (по часовой стрелке) произвольный массаж каждой фаланги, пальчика в целом, ласковое поглаживание кистей ручек. Всего по 2-3 минутки. Каждый день. Для детей это очень важная тренировка. В первую очередь психоэмоциональная – чувствуя заботу, они расцветают, как цветы под теплым солнышком.

 

https://youtube.com/watch?v=mhkC4I94Ek8

В десять месяцев цель разминки более усложненная: вовлечение пальчиков в игру – активация мозговой, двигательной, зрительной деятельности. А еще — способность слушать и запоминать. И здесь очень хорошо помогает единовременная разминка и проговаривание слов – рифмованных потешек, всем хорошо известных с детства: про сороку, что кашку варила, царя и царевича, сидящих на крыльце златом…

Как это делать? Рассмотрим самые простые варианты. Например, раскрываем ладошку карапуза, поглаживаем ее по кругу и говорим: «На златом крыльце сидели», затем легкий хлопок по ладони – «царь». Сгибаем мизинчик, прижимая его подушечкой вниз – «царевич», безымянный пальчик – «король», средний – «королевич», указательный – «сапожник», большой – «портной». Берем собранный кулачек в руку, покачиваем его и спрашиваем: «А ты кто такой?». Раскрываем пальчики — ищем от

А можно, указывая на ненастную погоду за окошком, сказать: «Видишь, идет дождик. Капельки стучат по стеклу: кап-кап-кап». Одновременно с этими словами отрывистыми, но легкими движениями (стаккато) постукиваем по подушечкам пальчиков ребенка, а потом просим, чтобы он показа сам, как капает дождик. Или изобразить, собранными в щепотку пальцами, распускающиеся цветы. Пальчики вместе – бутончик. Раздвигаются – цветы раскрывают лепестки (сначала в качестве демонстрационного примера упражнение проделывает взрослый, потом — ребенок). Попутно объясняем, как они ведут себя в темноте, при солнечном свете, как прячутся, когда идет дождик. Малышам очень нравится такая наука-гимнастика в стихах и понятных движениях.

Упражнения очень простые. Между тем они – залог хорошего, цельного эмоционального контакта родителей и подрастающих детей. Кроме того, малыш, участвуя в занимательной игре, получает первые навыки анализа, концентрации внимания, речевой моторики. В дальнейшем это станет хорошим подспорьем для овладения письмом.

 Если же провести первые пальчиковые занятия перед самой школой – в лет пять, а то и в шесть, ребенку очень трудно будет справиться со свалившейся на него школьной нагрузкой. Ручка будет не слушаться и все время вываливаться, речь учителя станет непонятной и скучной, за партой будет трудно усидеть, сконцентрироваться на чем-то – сложно. В пять лет ребенок должен уже хорошенько подружиться со своими пальчиками. И родители обязаны ему в этом помочь. Без них он не справится.

Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие речи ребенка

Давно известен тот факт, что дети развиваются в движении. Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена специалистами в сфере физиологии ребенка и нейропсихологами.

Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие соответствует возрасту. Если развитие мелкой моторики отстает, то и речь не соответствует возрастным речевым критериям.

У значительного большинства современных детей развитие мелкой моторики отстает. Пальцы малоподвижные, движения неточные, неловкие и несогласованные. Отчасти это связано с развитием технических возможностей нашего времени: не надо застегивать пуговицы на одежде – есть молнии, не надо выжимать тряпку – пол моет современный пылесос, не надо зашнуровывать ботинки – зачем, ведь есть липучки.

Поэтому различные пособия для развития мелкой моторики, пальчиковые игры так актуальны в работе специалистов (логопедов, нейропсихологов, дефектологов)

Помимо речевого развития такие игры развивают и эмоциональную сферу детей (игры с пальчиками очень радуют детей), снимают эмоциональное и мышечное напряжение, снижают импульсивность, развивают навык сотрудничества со взрослым, развивают произвольное внимание и чувство ритма

Итак, какие игры для развития пальчиков подойдут совсем маленьким детям?
Это могут быть игры с мозаикой; пересыпание ложкой из одной емкости в другую различных круп, песка; заполнение бутылочек с узким отверстием мелкими предметами, горохом; игры с прищепками. Конечно, необходимо помнить о технике безопасности.

Важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие в таких играх детей, создавал игровое настроение, помогал при затруднениях и поощрял правильное выполнение, придумывал игровые сюжеты. Например, не просто дать в руки ребенку мозаику, а придумать игровой сюжет

«Давай посадим овощи. Красная мозаика – это помидоры, зеленая – это огурцы». Потом можно «собрать» урожай овощей и сварить для куклы овощной суп.

Для детей постарше крайне важны пальчиковые игры, в которых движения пальцев сопровождаются стихотворным текстом. Сейчас на прилавках книжных магазинов можно увидеть множество пособий с такими играми, можно придумать и «свою» речевую игру.

Как заниматься с ребенком наиболее эффективно?

На этот вопрос Вам ответит и даст необходимые рекомендации специалист – дефектолог, который систематизирует занятия, выстроит сюжетную линию, учитывая индивидуальные особенности и речевые возможности ребенка.

Занятия принесут больше пользы, если родители будут повторять дома со своим ребенком упражнения и другие игровые задания, о которых узнали на занятии.

Специалист ЦНиР
Логопед-дефектолог I квалификационной категорииБасареева Е.В.

Басареева Е.В.

Нейропсихолог

[email protected]

Логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог I квалификационной категории со специализацией ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Окончила Московский городской педагогический университет, факультет специальной педагогики. Имеет многолетний опыт работы с неговорящими детьми (в возрасте от 1,5 лет), имеющими алалию, задержку речевого развития, РАС, нарушения интеллекта, Синдром Дауна, ДЦП. Регулярно проходит курсы повышения квалификации, участвует в научно-практических конференциях и педагогических конкурсах.
Имеет 7 научно-методических печатных работ, среди них научные статьи.

Подробнее →

Логопедическая/дефектологическая диагностика, 60 мин.
Логопедическое/дефектологическое занятие при нарушении звукопроизношения (кроме дизартрии), 60 мин.
Логопедическое/дефектологическое занятие при дизартрии (включая логопедический массаж), 60 мин.
Логопедическое/дефектологическое занятие при ЗРР, ЗПР, ЗПРР, 60 мин.
Логопедический массаж, 60 мин.
Логопедический тренинг для родителей с детьми (умение общаться и играть с детьми от 0 до 5 лет), 60 мин.
Логопедический/дефектологический массаж в структуре коррекционного занятия

Регулярно, последовательно, ежедневно

Зная, что дифференцированные пальчиковые движения, стимулируют мышление и речевые умения, поставьте перед собой цель: гимнастику повторять ежедневно, последовательно усложняя её и расширяя. Картотека пальчиковой гимнастики должна быть максимально разнообразной, чтобы не «убить» скучной монотонностью пользу, не отвернуть детей от надоевших занятий. Продумайте целые блоки, сменяющихся разноплановых упражнений, и наши цветы жизни с удовольствием будут их выполнять. Вот, несколько интересных вариантов:

Мальчики и девочки двух-трех лет с удовольствием будут изображать все предметы, гордо демонстрируя свои результаты.

Чуточку подрастут — можно пустить в ход тренировки подручные средства: ручку с кнопкой, выпускающую стержень – нажимать ее очень полезно маленьким пальцам. Карандаш, которым нужно повертеть между пальчиками. К предметным занятиям тоже стоит придумать какое-то дополнение в стихах, прозе, в форме загадки, логической задачки, чтобы ребенку было интереснее играть. Например: «Покрути карандаш столько раз, сколько тебе лет». А можно ввести соревновательную нотку: «Кто быстрее сможет: дождик стукнуть капелькой в окошко, или ты нажать на кнопочку?».

Еще интересный вариант – театр теней. Для детей показать изображение на стене с помощью своих рук – наслаждение!

 Вот, например, простейшая фигура —  гусь: четыре пальца согнуты под углом и смотрят вниз, а пятый — вверх. Напрягается кисть, пальцы стремятся друг к другу – задействовано большое количество мышц кисти. Это очень полезно.

А можно оживить тень, превратив занятие в полноценное театральное выступление: в стихах («гуси-гуси, га-га-га», «где же были наши гуси, чем щипали, что пивали?»); прозе (рассказывая, как гусь разговаривает, поворачивает голову – одновременно крутя кистью, делая движения пальцами). Или ввести других героев спектакля:

Замечательной гимнастикой станет дождик из песка или крупы, когда через сжатые пальчики пропускается что-то сыпучее. Малыш сжимает ручку с собранными в кулачек пальчиками, приоткрывает или полностью раскрываео ладошку. Сжимания-разжимания, удерживание предметов в руках – важная составляющая занятий.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

  • развитие речи ребенка;
  • стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
  • формирование навыка слежения за объектом;
  • развитие психологических процессов;
  • обучение ритму;
  • совершенствование координации движений;
  • отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

расслабить напряжение мышц руки, кисти;
сформировать психологические процессы;
совершенствовать мелкую моторику рук;
развивать непроизвольное внимание;
стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

  • подготовить ребенка к школе;
  • стимулировать познавательную активность;
  • развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
  • обогатить словарный запас ребенка;
  • развивать творческие способности крохи.

Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет

Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:

  • Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
  • Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
  • Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
  • Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
  • «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
  • «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
  • «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
  • «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
  • Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: