Что дает пальчиковая гимнастика?
- Развивает мелкую моторику.
- Стимулирует развитие речи ребенка.
- В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
- Выступает отельным видом игрового занятия.
- Объединяет в играх со старшими детьми.
- Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Развивающие упражнения
Можно придумать еще ряд упражнений, тренирующих мелкую, развивающую моторику ручек.
Кошачьи коготочки
Поднимаем ручки, сгибая их в локтях. Поджимаем подушечки четырех пальчиков к верху ладони, пятый (большой) – соединяем с подогнутым указательным. И говорим, покачивая сжатой «в лапку» рукой:
У кошечкиной дочечки,
На мягких лапах острые коготочки.
Ты их трогать не спеши,
Поцарапает, смотри!
После этого резко раскрываем ладошку и рассматриваем «коготки».
Жук-усач
Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест любителей тяжелого рока – «коза»).
Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:
Я тяжелый жук-жучок;
Длинный ус.
Твердый бочок.
Я над лужами кружу,
Говорю друзьям: «Жу-жу».
Дождик – не мочи меня,
Упаду – не встану я.
Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем.
Злой комарик
Рука – в кулаке. Указательный пальчик вытянут вперед – это хоботок комара. Мизинчик и большой пальчик выпускам вниз – это комариные лапки (первый раз малышу будет сложно сложить ручки в такую фигуру – ему обязательно нужно помочь, удерживая пальчики). Говорим примерно такие слова:
Злой комарик прилетел,
Укусить меня хотел (крутим «хоботком», двигаем «ножками).
Комара я не боюсь,
Убегу, умчусь-умчусь.
Можно превратить эту гимнастику для пальчиков в целую подвижную игру, в которой злой комарик догоняет маму или папу, а они уворачиваются или пытаются догнать его, чтобы прихлопнуть ручкой. Малыш и позанимается, и порезвится. Получит двойное удовольствие.
Цветы-цветочки
Держим одну ручку в кулачке. Другая – свободная. Это рука садовника, которая сажает цветы. Указательным пальчиком просовываем семечко (можно условное, можно настоящее) в кулачек. Затем капаем на него дождиком. Отрывисто постукиваем пальчиками по спрятанному зернышку.
Дождик кап-кап, цветочек растет.
Солнышко светит – росточек взойдет.
Распускаем постепенно ладошку – это наши лепестки. Полностью разжимаем ручку, стараясь максимально напрячь ее (пальчики под легким углом к ладони – вниз). Рука чуть приподнята вверх. В этом упражнении задействована практически вся мышечная группа кисти. Очень полезно.
А можно просто походить пальчиками – по столу или ладошке.
Когда малыш повзрослел. Уже уверенно держит ручку, карандаш в руках, плоские палочки, шнурки — проведите с ним предметную гимнастику, выкладывая разные фигурки. Подойдет любая пальчиковая тренировка. Главное, чтобы малышу было интересно. Только в заинтересованности есть польза. Она – основное составляющее гимнастики.
В данных ниже файлах представлен материал о важности проведения пальчиковой гимнастики для речи и некоторые примеры проведения пальчиковой гимнастики
Упражнения третьего комплекса
- Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
- Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
- Цветок (то же, но пальцы разъединить).
- Корни растения (прижать руки тыльной стороны друг к другу, отпустить пальцы вниз).
Игра-потешка Этот пальчик
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Упражнения четвертого комплекса
- Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг).
- Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
- Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
- Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Игра-потешка Этот пальчик
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
…Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Взрослый и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
Упражнения пятого комплекса
- Замок (на счет раз – ладони вместе, на счет два – пальцы соединяются в замок).
- Лиса и заяц (лиса крадется – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц убегает – перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
- Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
- Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, — бабочка машет крыльями).
- Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Игра-потешка Ну-ка братцы, за работу!
…Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Взрослый и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
Назад | Оглавление | Далее |
Рано – не поздно или чем раньше, тем лучше
В вопросе: «Со скольких лет нужно проводить первые гимнастические тренировки, чтобы ребенок мог хорошо учиться, общаться в соответствии со своим возрастом?» есть одна, но очень значимая фактическая ошибка – концентрация на слове «лет». Так, если с ребенком до двух, трех лет, а то и старше не заниматься, он, к сожалению, отстанет от сверстников. И вам, и ему придётся потом много наверстывать.
Делать это несложно: кругообразный (по часовой стрелке) произвольный массаж каждой фаланги, пальчика в целом, ласковое поглаживание кистей ручек. Всего по 2-3 минутки. Каждый день. Для детей это очень важная тренировка. В первую очередь психоэмоциональная – чувствуя заботу, они расцветают, как цветы под теплым солнышком.
https://youtube.com/watch?v=mhkC4I94Ek8
В десять месяцев цель разминки более усложненная: вовлечение пальчиков в игру – активация мозговой, двигательной, зрительной деятельности. А еще — способность слушать и запоминать. И здесь очень хорошо помогает единовременная разминка и проговаривание слов – рифмованных потешек, всем хорошо известных с детства: про сороку, что кашку варила, царя и царевича, сидящих на крыльце златом…
Как это делать? Рассмотрим самые простые варианты. Например, раскрываем ладошку карапуза, поглаживаем ее по кругу и говорим: «На златом крыльце сидели», затем легкий хлопок по ладони – «царь». Сгибаем мизинчик, прижимая его подушечкой вниз – «царевич», безымянный пальчик – «король», средний – «королевич», указательный – «сапожник», большой – «портной». Берем собранный кулачек в руку, покачиваем его и спрашиваем: «А ты кто такой?». Раскрываем пальчики — ищем от
А можно, указывая на ненастную погоду за окошком, сказать: «Видишь, идет дождик. Капельки стучат по стеклу: кап-кап-кап». Одновременно с этими словами отрывистыми, но легкими движениями (стаккато) постукиваем по подушечкам пальчиков ребенка, а потом просим, чтобы он показа сам, как капает дождик. Или изобразить, собранными в щепотку пальцами, распускающиеся цветы. Пальчики вместе – бутончик. Раздвигаются – цветы раскрывают лепестки (сначала в качестве демонстрационного примера упражнение проделывает взрослый, потом — ребенок). Попутно объясняем, как они ведут себя в темноте, при солнечном свете, как прячутся, когда идет дождик. Малышам очень нравится такая наука-гимнастика в стихах и понятных движениях.
Упражнения очень простые. Между тем они – залог хорошего, цельного эмоционального контакта родителей и подрастающих детей. Кроме того, малыш, участвуя в занимательной игре, получает первые навыки анализа, концентрации внимания, речевой моторики. В дальнейшем это станет хорошим подспорьем для овладения письмом.
Если же провести первые пальчиковые занятия перед самой школой – в лет пять, а то и в шесть, ребенку очень трудно будет справиться со свалившейся на него школьной нагрузкой. Ручка будет не слушаться и все время вываливаться, речь учителя станет непонятной и скучной, за партой будет трудно усидеть, сконцентрироваться на чем-то – сложно. В пять лет ребенок должен уже хорошенько подружиться со своими пальчиками. И родители обязаны ему в этом помочь. Без них он не справится.
Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие речи ребенка
Давно известен тот факт, что дети развиваются в движении. Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена специалистами в сфере физиологии ребенка и нейропсихологами.
Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие соответствует возрасту. Если развитие мелкой моторики отстает, то и речь не соответствует возрастным речевым критериям.
У значительного большинства современных детей развитие мелкой моторики отстает. Пальцы малоподвижные, движения неточные, неловкие и несогласованные. Отчасти это связано с развитием технических возможностей нашего времени: не надо застегивать пуговицы на одежде – есть молнии, не надо выжимать тряпку – пол моет современный пылесос, не надо зашнуровывать ботинки – зачем, ведь есть липучки.
Поэтому различные пособия для развития мелкой моторики, пальчиковые игры так актуальны в работе специалистов (логопедов, нейропсихологов, дефектологов)
Помимо речевого развития такие игры развивают и эмоциональную сферу детей (игры с пальчиками очень радуют детей), снимают эмоциональное и мышечное напряжение, снижают импульсивность, развивают навык сотрудничества со взрослым, развивают произвольное внимание и чувство ритма
Итак, какие игры для развития пальчиков подойдут совсем маленьким детям?
Это могут быть игры с мозаикой; пересыпание ложкой из одной емкости в другую различных круп, песка; заполнение бутылочек с узким отверстием мелкими предметами, горохом; игры с прищепками. Конечно, необходимо помнить о технике безопасности.
Важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие в таких играх детей, создавал игровое настроение, помогал при затруднениях и поощрял правильное выполнение, придумывал игровые сюжеты. Например, не просто дать в руки ребенку мозаику, а придумать игровой сюжет
«Давай посадим овощи. Красная мозаика – это помидоры, зеленая – это огурцы». Потом можно «собрать» урожай овощей и сварить для куклы овощной суп.
Для детей постарше крайне важны пальчиковые игры, в которых движения пальцев сопровождаются стихотворным текстом. Сейчас на прилавках книжных магазинов можно увидеть множество пособий с такими играми, можно придумать и «свою» речевую игру.
Как заниматься с ребенком наиболее эффективно?
На этот вопрос Вам ответит и даст необходимые рекомендации специалист – дефектолог, который систематизирует занятия, выстроит сюжетную линию, учитывая индивидуальные особенности и речевые возможности ребенка.
Занятия принесут больше пользы, если родители будут повторять дома со своим ребенком упражнения и другие игровые задания, о которых узнали на занятии.
Специалист ЦНиР
Логопед-дефектолог I квалификационной категорииБасареева Е.В.
Басареева Е.В.
Нейропсихолог
Логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог I квалификационной категории со специализацией ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Окончила Московский городской педагогический университет, факультет специальной педагогики. Имеет многолетний опыт работы с неговорящими детьми (в возрасте от 1,5 лет), имеющими алалию, задержку речевого развития, РАС, нарушения интеллекта, Синдром Дауна, ДЦП. Регулярно проходит курсы повышения квалификации, участвует в научно-практических конференциях и педагогических конкурсах.
Имеет 7 научно-методических печатных работ, среди них научные статьи.
Подробнее →
Логопедическая/дефектологическая диагностика, 60 мин. | ||
Логопедическое/дефектологическое занятие при нарушении звукопроизношения (кроме дизартрии), 60 мин. | ||
Логопедическое/дефектологическое занятие при дизартрии (включая логопедический массаж), 60 мин. | ||
Логопедическое/дефектологическое занятие при ЗРР, ЗПР, ЗПРР, 60 мин. | ||
Логопедический массаж, 60 мин. | ||
Логопедический тренинг для родителей с детьми (умение общаться и играть с детьми от 0 до 5 лет), 60 мин. | ||
Логопедический/дефектологический массаж в структуре коррекционного занятия |
Регулярно, последовательно, ежедневно
Зная, что дифференцированные пальчиковые движения, стимулируют мышление и речевые умения, поставьте перед собой цель: гимнастику повторять ежедневно, последовательно усложняя её и расширяя. Картотека пальчиковой гимнастики должна быть максимально разнообразной, чтобы не «убить» скучной монотонностью пользу, не отвернуть детей от надоевших занятий. Продумайте целые блоки, сменяющихся разноплановых упражнений, и наши цветы жизни с удовольствием будут их выполнять. Вот, несколько интересных вариантов:
Мальчики и девочки двух-трех лет с удовольствием будут изображать все предметы, гордо демонстрируя свои результаты.
Чуточку подрастут — можно пустить в ход тренировки подручные средства: ручку с кнопкой, выпускающую стержень – нажимать ее очень полезно маленьким пальцам. Карандаш, которым нужно повертеть между пальчиками. К предметным занятиям тоже стоит придумать какое-то дополнение в стихах, прозе, в форме загадки, логической задачки, чтобы ребенку было интереснее играть. Например: «Покрути карандаш столько раз, сколько тебе лет». А можно ввести соревновательную нотку: «Кто быстрее сможет: дождик стукнуть капелькой в окошко, или ты нажать на кнопочку?».
Еще интересный вариант – театр теней. Для детей показать изображение на стене с помощью своих рук – наслаждение!
Вот, например, простейшая фигура — гусь: четыре пальца согнуты под углом и смотрят вниз, а пятый — вверх. Напрягается кисть, пальцы стремятся друг к другу – задействовано большое количество мышц кисти. Это очень полезно.
А можно оживить тень, превратив занятие в полноценное театральное выступление: в стихах («гуси-гуси, га-га-га», «где же были наши гуси, чем щипали, что пивали?»); прозе (рассказывая, как гусь разговаривает, поворачивает голову – одновременно крутя кистью, делая движения пальцами). Или ввести других героев спектакля:
Замечательной гимнастикой станет дождик из песка или крупы, когда через сжатые пальчики пропускается что-то сыпучее. Малыш сжимает ручку с собранными в кулачек пальчиками, приоткрывает или полностью раскрываео ладошку. Сжимания-разжимания, удерживание предметов в руках – важная составляющая занятий.
Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.
Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):
- развитие речи ребенка;
- стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
- формирование навыка слежения за объектом;
- развитие психологических процессов;
- обучение ритму;
- совершенствование координации движений;
- отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:
расслабить напряжение мышц руки, кисти;
сформировать психологические процессы;
совершенствовать мелкую моторику рук;
развивать непроизвольное внимание;
стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.
У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:
- подготовить ребенка к школе;
- стимулировать познавательную активность;
- развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
- обогатить словарный запас ребенка;
- развивать творческие способности крохи.
Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет
Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:
- Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
- Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
- Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
- Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
- «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
- «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
- «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
- «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
- Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.