10 идей, которые помогут ребёнку научиться самостоятельно одеваться

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

  • Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

  • Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

  • В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

  • Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Как стимулировать

Не ругайте ребёнка, если у него не получается одеться самостоятельно

Вначале у ребёнка будет плохо получаться одолеть премудрости пуговичек, застёжек и кнопок. От этого он станет злиться и нервничать. Задача родителей не дать малышу расстроиться, а, наоборот, поднять ему настроение. Для этого:

  • пойте (причём лучше если это будут песни «что вижу, то пою» — наверняка такие варианты рассмешат вашего ученика);
  • шутите;
  • развлекайте ребёнка его любимыми стишками, прибаутками.

То есть любыми способами поддерживайте кроху – это лучший способ помочь ему на пути освоения окружающего мира.

Что учесть


Одежду для ребёнка лучше выбирать с яркими рисунками спереди

Чтобы максимально облегчить для малыша одевание, нужно обязательно учесть ряд моментов:

  • выбирайте удобную одежду, в которой ребёнку комфортно – так у него не будет предубеждения перед одеванием (лучше выбрать ботинки на липучках, чем на шнурках, а кофту на молнии, а не на кнопках);
  • хорошо бы подбирать наряды с рисунком или карманами спереди – малышу будет проще сориентироваться, как правильно надеть вещи;
  • сделайте «правильные» игрушки (малыши обожают продевать пуговицы в петли – нашейте на кусок ткани пуговицы, а на другом сделайте петли – получите отличный тренажёр);
  • облегчите процесс одевания (покажите, что брючки лучше надевать сидя на стуле или диване до тех пор, пока не покажется ступня, а уж потом можно встать и подтянуть их до талии).

В каком возрасте можно учить детей одеваться самостоятельно?

Для ответа на этот вопрос достаточно воспользоваться стандартами и требованиями образования – ФГОС. Там четко прописаны все навыки, которым следует учить ребенка.

Итак, согласно образовательной программе, составленной для дошкольного возраста, ребенок должен уметь:

  • В 2 года – с помощью родителей снимать и одевать шапку, юбку, брюки и шорты без сложных застежек, на резинке, а также обувь, которую расстегнул кто-то из старших;
  • В 3 года – под контролем взрослых одевать и снимать одежду, расстегивая и застегивая молнии, пуговицы и липучки в определенном порядке, уметь складывать вещи на стульчик и соблюдать опрятный внешний вид в течение дня;
  • В 4 года – самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая последовательность, складывать, а также вешать одежду, уметь устранять неопрятности в одежде, старшие могут только помочь расстегнуть шнурки;
  • В 5 лет – снимать и одевать одежду и обувь самостоятельно, включая шнуровку, научиться первым навыкам ухода за одеждой, следить за порядком в шкафу и на полках, взрослые на этом этапе могут ограничиться лишь словесной помощью;
  • В 6 лет – без помощи взрослых полностью одеваться и раздеваться, причем делать это достаточно быстро, уметь следить за внешним видом, соблюдать порядок в хранении одежды и обуви.

С помощью данной информации многие родители могут определить, насколько их чадо самостоятельно, а также увидеть свои недочеты в воспитании.

Игры «на одевание»

Игра — один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание — не исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному процессу.

  • «Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь. Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить».

  • «Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте «а где наши ручки?», восклицайте «какая длинная шейка!», просите вытянуть ножки, а потом — поболтать ими. Вариантов масса.

  • «Соревнование». Положите рядом два комплекта одежды — детский и свой собственный и одевайтесь одновременно.

  • «Показ мод» — маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это!

  • «Обмани меня!» — придерживайте это средство на крайний случай. Вздохните, покачайте головой и скажите: «Ну, с этой-то кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат последует очень быстро.

Играем и веселимся

Чтобы процесс обучения шел на позитивной нотке, нужно создать хорошее настроение и обучать ребенка играя. Запаситесь игрушками, которые будут оснащены различными завязками и пуговками, липучками и молниями, кнопками и карманами.

Во время обучения устраивайте с малышом соревнования – кто быстрее застегнет молнию, тот получит конфетку. Кто быстрее загонит машинки (ноги) в гараж (штаны), тот получит банан. Игр, с помощью которых можно обучить малыша самостоятельно одеваться, существует великое множество. Причем вы сами можете их придумывать, исходя из интересов собственного ребенка. Некоторые дети очень любят чувствовать себя героем какого-либо мультика или сказки. Тогда вы можете обучать его, действуя, как персонаж любимого произведения. Например, девочка собирается идти угощать свою бабушку пирожками, но ей сначала нужно надеть красную шапочку, фартучек и башмачки…

Многие мамы отмечают, что их дети любят одеваться под музыку. Можно включить любимую мелодию или исполнить песенку самостоятельно. А пока вы поете, ребенок должен полностью собраться на прогулку.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Ошибки родителей

Хвалите ребёнка за успехи и мягко объясняйте ошибки

Очень часто родители, обучая ребёнка одеваться самостоятельно, допускают досадные ошибки, которые замедляют этап усвоения навыка. Конечно, основной причиной таких промахов является отсутствие терпения. Поэтому старайтесь избегать некоторых типичных ошибочных ситуаций.

  • Если вы торопитесь, а малыш медленно натягивает на себя колготки, не стоит ругать его и бросаться ускорять процесс одевания, делая всё вместо ребёнка. Лучше приучите себя и кроху вставать на 30 минут раньше.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок успешно справляется с надеванием колготок, майки, пусть учится надевать кофты, брюки, верхнюю одежду.
  • Не требуйте всё и сразу. Нельзя заставлять и настаивать на том, чтобы малыш всё делал сам. Помогайте ему обязательно. Но только тогда, когда видите, что сам не справляется и уже готов отчаяться. В остальных же случаях лучше подождать, пока сам не попросит помощи.
  • Не скупитесь на похвалу. Если карапуз оделся сам, обязательно похвалите. И пусть пуговицы застегнул не так или перепутал левый и правый ботинок, главное, он сделал это САМ. И ещё: всегда объясняйте, как правильно надевать ту или иную вещь, а лучше – показывайте на себе.

Как научить ребенка одеваться?

Начинать нужно с раздевания. Как правило, малыши без проблем самостоятельно снимают шапочки, носочки, а к двум годам – штанишки и кофточку. Не забывайте хвалить ребенка за каждое маленькое достижение, тогда ему будет интересно научиться и одеваться.

Наберитесь терпения. В процессе обучения ребенок все будет делать медленно и у него не все получится. Конечно, легче все бросить и самому одеть кроху. Но, делать так не стоит в любом случае. Чтобы ребенок учился быть самостоятельным, а не ждать постоянно Вашей помощи.

Но, поначалу все, же родительская помощь будет нужна. Ребенку нужно помочь расстегнуть застежку, вывернуть вещи налицо, зашнуровать обувь.

Ни в коем случае нельзя подавлять инициативу. Нельзя критиковать кроху и смеяться над ним, если что-то не получается

Самое важное, что он делает все САМ

Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Основные методы:

1. Нужно учиться, играя. Например, устраивайте соревнования, кто быстрее наденет какую-то вещь.

2. Обеспечьте карапуза игрушками, которые позволят ему быстрее освоить механизм самостоятельного одевания. Это могут быть куклы, зверюшки с комплектом одежды, шнуровки, различные предметы с завязками, пуговицами, молниями. Играя с такими игрушками и вещами, ребенок развивает мелкую моторику, а это позволит ему легче справляться с одеждой.

3. Есть еще ряд интересных игр, которые банальный процесс одевания превращают в интересное занятие. Например, расскажите ребенку, что штанины – это воображаемые туннели, а ноги – паровозики. Так вот паровозикам обязательно нужно заехать в туннели, причем, как можно быстрее.

4. Играйте в фотосессию и показ мод. Дети с радостью будут одеваться и раздеваться на воображаемом подиуме.

5. Одевайтесь, напевая различные песенки и приговаривая стишки.

6. Предложите ребенку поиграть игру, в которой он будет сказочным героем, которому нужно надеть свою одежду. Возьмите, например, Буратино, которому нужно надеть свою курточку, башмачки (сапоги), колпачок (шапочку) и т. д.

7. Рисуем с ребенком куклу (мальчика либо девочку), наряды, вырезаем и одеваем их. Это обычно вызывает интерес к одежде.

8. Одеваемся на время. Для этого берем секундомер либо песочные часы и пытаемся установить рекорд.

9. Играем в театр с переодеванием.

10. Играем другие игры, которые способствуют развитию мелкой моторики (складываем конструктор, рисуем и разрисовываем, лепим из пластилина, теста, играем в песке, с пуговицами и крупой).

11. Используйте различные стимулы для мотивирования крохи. Например, быстрее оденешься, пойдешь кататься на велосипеде.

Очень важно хвалить ребенка за все достижения. И помогать во всем

Малыш постоянно должен чувствовать, что родители гордятся его успехами.

Не забывайте и о том, что дети любят подражать взрослым. Рассказывайте и наглядно показывайте, как и в какой последовательности правильно одеваться.

Используйте вспомогательные материалы: плакаты, книжки, журналы, мультфильмы.

Какие фразы помогают обучить ребенка самостоятельности?

Главное, не критикуйте ребенка, не ругайте и не злитесь на него. А вот и фразы:

1. Ух, ты, какой (какая) молодец!

2. Как ты быстро сегодня оделся (оделась)!

3. Ого, даже у меня не получается так ловко застегивать пуговицы (молнию)!

4. Молодец, ты уже такой (такая) взрослый (взрослая) и самостоятельный (самостоятельная)!

А вот фразы такого типа: «Дай лучше я, а то ты очень долго одеваешься!» — говорить категорически нельзя. Это демотивирует кроху, он перестанет верить в свои силы.

Как быстро нужно ожидать положительного результата?

Полностью самостоятельно одеваться дети способны примерно к пяти лет. В этом возрасте они без проблем справляются с молниями, шнурками и другими застежками.

Но, дети быстро учатся. Если им уделять достаточно внимания, они быстро станут самостоятельными.

Выбирайте для ребёнка удобную одежду

При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке

Повседневная одежда должна быть удобна для ребёнка: подходила ему по размеру, была из приятной ткани, не стесняла движения. Если одежда красивая, но ребёнку в ней неудобно двигаться или сидеть, то лучше сделать выбор в пользу более простой, но функциональной вещи.

Кофточки или футболки должны быть с такой горловиной, чтобы голова ребёнка не застревала в ней, проходила свободно. Если рукава длинные, то желательно, чтобы они не слишком плотно облегали запястье. Это поможет ребёнку самому закатать рукава при мытье рук.

Штанишки на резинке удобнее и проще для ребёнка. Часто брюки с молнией или ремешком становились тяжёлым испытанием для детишек, которые уже умели ходить самостоятельно в туалет, но не могли обойтись без помощи с застёжками. Ремень с пряжкой лучше оставить для праздничной, выходной одежды.

Слишком облегающие штанишки, которые сложно самостоятельно стянуть и натянуть, тоже лучше не использовать. Вообще, любая слишком облегающая вещь сложна в самостоятельном одевании. Так же с носочками и колготками: намного проще, если они будут чуть больше по размеру. Сложности часто возникают ещё, если с изнаночной стороны есть нитки от рисунка. Они цепляются за пальцы и создают лишние препятствия

Поэтому на изнанку колготок и носочков тоже стоит обращать внимание

Застёжки на одежде должны располагаться в свободном доступе для ребёнка, быть не слишком сложными для его возраста. Застёжка-молния – очень хороший вариант. Часто нужно только помочь с собачкой, а застегнуть или расстегнуть с весёлым звуком «вжик» получается быстро.

Если выберете одежду с пуговицами, то чем младше ребёнок, тем крупнее они должны быть. Кнопки тоже удобны, но нередко они могут быть очень тугими. Поэтому при выборе вещи с кнопками стоит проверить, как они застегиваются. Если даже взрослому нужно прилагать усилие, то ребёнок точно не сможет застегнуть их сам, даже если будет уметь. У него просто не хватит сил.

Завязочки, бантики и шнурки в период, когда малыш только учится одеваться, часто становятся непреодолимым препятствием. Поэтому лучшее время для них – когда ребёнок учится или уже умеет завязывать бантики, но никак не на начальном этапе.

Шапки. Если вы хотите, чтобы ребёнок сам умел надевать головной убор, то лучше исключить разные завязочки, т. к. в этом случае всё равно придётся помогать на финальном этапе. Хороший вариант – шапка-шлем. Она заменит и шарф, который очень часто ребёнку сложно завязать самому.

Варежки для ребёнка более просты, чем перчатки. Но, опять-таки, они должны быть свободными, не тугими, без сложных застежёк.

По мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.

На этом видео можно посмотреть, как удобная одежда помогает ребёнку с самостоятельным одеванием.

https://www.youtube.com/embed//rLTFjPbdWgQ

Советы психолога: как помочь не отвлекаться от процесса

Покажите малышу, как правильно одеваться на примере героев книг

Существует ряд находок и советов, придуманных психологами и опробованных не одним поколением родителей, которые позволяют сосредоточить малыша на процессе одевания:

  • Приучайте к алгоритму. Есть чёткий порядок одевания, что за чем, и малыш должен ему следовать. Возможно, есть смысл нарисовать, какая вещь за какой надевается, и повесить рисунок на видном месте в комнате ребёнка.
  • Позволяйте выбирать. Дайте возможность ребёнку выбирать в чём идти на прогулку. Только делайте это приёмом «выбор без выбора», то есть предлагайте те вещи, которые сами считаете уместными.
  • Делайте «мост в будущее»: если мы быстро оденемся, то скорее попадём в парк, то есть правильно мотивируйте ребёнка.
  • Соревнуйтесь. «Давай оденемся быстрее папы!» или «Я буду считать до 10, а ты должен успеть одеться» (так заодно и цифры повторите).

Правила одевания

Чтоб ребенку было легче справляться, необходимо объяснять все этапы процесса.

  1. Начиная знакомство с обувью, выбирайте пару на липучках:
  • давайте обувь ребенку в руки;
  • показывайте, как она растягивается;
  • просите повторить ваши действия;
  • обязательно хвалите карапуза за его успехи.
  1. Учим малыша самостоятельно развязывать шапочку. Для этого покажите, что необходимо тянуть за крайние кончики, а не за бантик. Иначе узелок только сильнее затянется, и ребенок не сможет избавиться от шапки.
  2. Когда начинаете знакомить карапуза с кнопками:
  • покажите на себе, своей куртке, как происходит данный процесс;
  • пусть ребенок одной рукой придерживает основание кнопочки, а второй ручкой прикладывает другую часть кнопки (поверьте, звук защелкивание ему понравится);
  • теперь покажите, как разъединять кнопки. Только не забудьте сказать о том, что слишком резкие движения могут привести к поломке.
  1. Чтобы объяснить, как застегивать молнию необходимо:

показать на примере;
предложить самому попробовать водить ползунком со стороны в сторону;
когда ребенок освоит это движение, необходимо обратить внимание на то, как именно застегивается молния;
позаботьтесь о том, чтоб объекты его исследования имели достаточно крупные детали.

  1. Чтобы научить застегивать пуговицы, необходимо начинать знакомство не с одежды, а с отдельной игрушки для развития. Тут можно использовать простой кусок ткани, на который были нашиты пуговицы, а на другой тряпочке будут петельки. Первый раз покажите ребенку, как необходимо действовать, потом он и сам справится с этой задачей. Не забывайте, что данное действие положительно влияет на развитие мелкой моторики.
  2. Обучая надевать штанишки покажите, что удобнее всего это делать в положении сидя:
  • пусть ребенок вытянет перед собой ноги;
  • засунет каждую конечность в соответствующую штанину;
  • когда ступни покажутся – встанет и подтянет их.
  1. Когда малыш учится надевать на себя футболку или свитер, выбирайте такие изделия, у которых будет достаточно широкий вырез, без горловины:
  • первый раз покажите, как вы надеваете футболку;
  • потом наденьте ребенку кофту;
  • и только потом предложите сделать это самому.
  1. Знакомство со шнурками также необходимо начинать с обучающих игрушек. Покажите, как можно завязать узелки разными способами. Когда кроха самостоятельно справиться с игрушкой — можно переходить к обуви.

Как одевать ребенка 4-5 лет

Если у ребенка все в порядке с координацией движений, мелкая моторика рук на должном уровне, но одеваться самостоятельно он не умеет, сделайте следующее:

  • Проведите с ребенком беседу, что с завтрашнего утра он одевается самостоятельно. Сразу предупредите, что это решение окончательное и обсуждению не подлежит;
  • Заранее запланируйте утреннюю прогулку туда, куда он любит ходить. И сообщите ему об этом;
  • Утром ребенок будет ждать, что вы его оденете. Будьте непреклонны, напомнив, что вас ждет увлекательное путешествие, и как скоро вы туда отправитесь, всецело зависит от него;
  • По ходу одевания оказывайте малышу небольшую помощь, но не делайте за него;
  • Ближайшее время вам придется придумывать для малыша поощрения за проделанную работу. Но не переусердствуйте с наградами, иначе малыш будет капризничать, если после не получит приз.

Вспомнить все

Как и любой другой навык, умение одеваться формируется у ребенка постепенно. Но быстрее это произойдет с вашей помощью.

  • обеспечьте свободный доступ к детской одежде. Ребенок должен не только уметь правильно одеться, но и содержать свою одежду в порядке: уметь складывать ее, сортировать по предметам, отличать грязную от чистой и т.п.

  • продумайте гардероб. Прежде чем расплачиваться за выбранную в магазине детскую одежду, мысленно оденьте ее на свое чадо. Штанины брюк должны быть свободными, пояс — регулирующийся, а горловина у маек, футболок и свитеров — достаточно широкой. С трудными конструкциями и фасонами (множество молний, пуговиц, крючков и липучек) лучше повременить.

  • расскажите о порядке надевания одежды. Обязательно проговаривайте последовательность: сначала трусики и майка, потом носочки, следом — штанишки и т.д. Для того чтобы малыш быстрее запомнил ее, читайте книжки и рассматривайте картинки.

  • научите отличать лицевую и изнаночную сторону. Также не забывайте о понятиях «перед» и «зад». Если крохе пока еще сложно это запомнить, придумайте отличительные метки (например, на передней стороне однотонной футболки сделайте нашивку).

  • поделитесь секретами одевания. Расскажите ребенку, почему свитеры и футболки нужно начинать надевать с макушки (если попытаться пролезть в горловину лицом, можно застрять), а со штанами и колготами удобнее расправляться, сидя на краю дивана или кровати.

Считаемся с мнением малыша

Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.

Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.

Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.

В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.

Важные правила для мамы

Вспомните себя, когда вас чему-либо учили.

  • Неприятно, когда относятся, как к медлительному и глупому существу, которое ни на что неспособно;
  • Обидно, когда стараешься, а тебя ругают;
  • Еще обиднее, когда получается, но не хвалят!

Старайтесь не допускать таких ошибок.

Еще поймите такую вещь, что мало научить, надо еще и следить каждый раз за выполнением:

  1. Сказали одеваться – наблюдайте, как ребенок это делает, чтобы увидеть возможные ошибки, подсказать, в случае необходимости, помочь;

Бывают кофты с тугой горловиной, штанишки, у которых не понять, где перед. Малышу не справиться с этими задачами самому, он только расстроится.

  1. Придумывайте разные игры с одеванием, не ограничиваясь чем-то одним.

Например, устройте «показ мод» с фотографированием. Или «маскарад».

Снимите на видео ребенка в одном наряде, поставьте на паузу. Пусть малыш переоденется и встанет на то же место в ту же позу. Включайте камеру снова. Если так сделать несколько раз, у вас будет видео, где ребенок «волшебным образом» оказывается в разных нарядах.

Пусть ваш ребенок будет не только любимым, но и уверенным в себе! Занимайтесь чем-то вместе с радостью и любовью.

Настройтесь на то, чтобы приятно удивляться успехам и не придавать значения неудачам. Отрегулируйте для начала свое душевное состояние и не ожидайте слишком многого. Спокойный родитель – спокойный малыш!

  • Как подготовить ребенка к детскому саду?
  • Как отучить ребенка от соски?
  • Ребенок боится других детей

Мотивация: заставить или ненавязчиво приучить?


Объяните, что чем быстрее малыш оденется, тем скорее вы пойдёте гулять

Ребёнку в любом возрасте важна правильная мотивация, чего уж говорить о её необходимости в столь раннем возрасте, когда малыш приучается самостоятельно одеваться. Только побуждать кроху к этому процессу необходимо правильно.

  • Объясняйте. Попытайтесь донести до ребёнка, что если он сейчас поторопится, то вы сможете быстрее решить свои дела, и у вас будет больше времени на игры.
  • Интригуйте. Скажите, что для «шустриков» в саду делают специальный вкусный завтрак, или автобус, на который вы торопитесь, на самом деле волшебный.
  • Поощряйте. Обязательно хвалите малыша за небольшие подвижки, говорите, что гордитесь им.
  • Сохраняйте терпение. Этим вы покажите ребёнку, что даже в сложные моменты вы всегда рядом с ним. Чувствуя вашу поддержку, он будет стараться делать всё быстрее и качественнее.

Как учить одеваться ребенка от 1 года

Обучение маленьких детей любым навыкам и умениям лучше всего проводить в игровой форме.

С игрушками

Пусть у малыша будут большие игрушки, которые можно одевать и раздевать. Желательно, чтобы одежда для кукол или мягких игрушек была с мелкими деталями и застежками.

  • Научите его застегивать пуговицы, замочки, липучки на игрушечной одежде.
  • Играя с малышом, вы вместе с ним, одевая игрушку, одеваете и его самого, проговаривая вслух, что вы сейчас делаете.

Например:

“Надели шапку мишке, надели шапку кукле”.

Важно, чтобы малыш сам участвовал в процессе и старался одевать свои игрушки. Играя, ему легче научиться самостоятельно одеваться.

Исследование предметов

Давайте малышу яркие сумки, косметички на замочках и липучках. Зная, что мама всегда из них что-то достает, он обязательно захочет исследовать, что там. Хорошо, если внутри его ждет какой-нибудь сюрприз. Дитя будет самозабвенно трудиться, пытаясь открыть подложенный вами предмет. А когда ему удастся, похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее задачи ему предлагаются.

Почему ребенок не одевается дома, в детском саду?

Иногда ребенок отказывается надевать одежду самостоятельно. Такое случается как дома, так и в детском саду. Чтобы решить эту проблему, следует выяснить причину:

Спросите у ребенка, почему он отказывается. Возможно, эта одежда ему не нравится, или она тесная, или его смущает большое количество сложных застежек
Причина также может крыться в подавлении самостоятельности ребенка родителями. Иной раз маме проще самой одеть ребенка за 5 минут, чем ждать 30-40 минут

Ребенок привык к этому
Может быть во время одевания в детском саду отругали за медлительность
Своим отказом ребенок может привлекать внимание, если его не хватает


Мама помогает дочке одеться

В каком возрасте ребенок должен сам одеваться

Конечно, ребёнок никому ничего не должен, однако существуют нормы, которые позволяют отслеживать особенности овладения навыками. К примеру, можно изучить Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых учтены, в том числе, и навыки самообслуживания, которыми малыши овладевают до начала школьного обучения.

Итак, что же должен уметь ребёнок в разные возрастные периоды?

В 2 года дети:

  • начинают одеваться и раздеваться, но только с помощью взрослого человека;
  • могут натягивать и снимать с себя одежду и обувь, но пока не умеют расстегивать и застёгивать их;
  • знают последовательность надевания одежды (сначала трусы, затем колготки, брюки и пр.).

В 3 года ребёнок:

  • надевает одежду, но не застёгивает пуговицы (особенно мелкие);
  • самостоятельно снимает и надевает трусики, брючки;
  • снимает майку и кофту;
  • застёгивает и расстегивает липучки, молнии;
  • может складывать одежду на стул.

В 4 года малыши:

  • самостоятельно раздеваются и одеваются;
  • застёгивают кнопки на кофте и брюках;
  • справляются с пуговицами;
  • просят помощи у взрослых, если застёжки на одежде находятся сзади или на боку.

В 5-летнем возрасте ребёнок:

  • полностью своими силами управляется с одеванием и раздеванием;
  • может застёгивать пуговицы и любые застёжки;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно развешивает одежду;
  • поддерживает порядок в своём внешнем виде.

В 6 лет ребёнок:

  • абсолютно самостоятелен в плане одевания и раздевания;
  • может почистить свою обувь с помощью щётки;
  • пришивает крупные пуговицы под контролем взрослого человека;
  • способен поддерживать относительный порядок в своём шкафчике;
  • сортирует вещи на чистые и требующие стирки.

Это примерные ориентиры того, во сколько ребенок должен сам одеваться. Конечно, всё очень индивидуально, поэтому один малыш сможет уже в 3 года натягивать без особых проблем куртку, а другой и в 5 лет будет просить маму о помощи. Но, в любом случае, нужно заранее готовить детей к подобной самостоятельности.

Главное – правильный выбор одежды

Ответить на вопрос, как приучить ребенка одеваться самостоятельно, будет гораздо легче, если запастись «правильной» одеждой. То есть такими вещами, которые упростят задачу, позволят малышу почувствовать себя ловким и самодостаточным.

На что же маме следует обращать внимание при покупке детской одежды?

  • Лучше выбирать вещи на один размер больше. Особенно это правило касается колготок, футболок, водолазок, то есть тех предметов гардероба, которые нужно натягивать на себя. Ребёнку будет гораздо проще надеть большую по размеру вещь, чем ту, которая обтягивает тело.
  • Футболки и кофты должны иметь хорошо выраженную лицевую сторону, а также отличительные особенности в передней части. Например, яркую аппликацию, рисунок и пр. Они станут для малыша своеобразным ориентиром и покажут, как правильно надеть вещь.
  • В самом начале стоит покупать одежду и обувь с липучками и молниями, шнуровки и пуговицы стоит отложить на потом. Если вещь имеет кнопки, то они должны быть хорошо разработанными, чтобы ребёнку не пришлось прилагать значительных усилий для застёгивания и расстегивания.
  • Пуговицы на одежде должны быть округлой формы и крупными. Небольшие пуговки, тем более необычной формы выглядят симпатично, однако управиться с ними малыш не сможет. Уж слишком непослушные у него пальчики. В более взрослом возрасте можно уже ориентироваться на красоту.
  • Качество одежды. Ну и последнее обязательное правило – одежда должна быть из натуральных тканей, без грубых швов и прочих элементов, которые причиняют ребёнку дискомфорт. В ином случае малыш попросту окажется её надевать и носить.

Специалисты советуют приобщать ребёнка к выбору одежды. Интересуйтесь мнением малыша при наполнении его гардероба. Также спрашивайте, что он хочет надеть завтра в садик. Даже если его выбор вам не по нраву, ругаться не стоит. Объясните, почему так не нужно одеваться: кофта не сочетается с брюками («будешь выглядеть как попугай»), одежда слишком лёгкая («замёрзнешь в группе») и пр.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно – начинаем с раздевания

Даже совсем маленькие дети понимают назначение предметов, в нашем случае – одежды. А уже к двум годам начинают принимать активное участие в процедуре одевания и раздевания. Вот они тянут ручки в рукава, а вот они с завидным упрямством пытаются затолкать ножки в ботинки. Главное для родителей – не пропустить это благодатное время и использовать желание ребёнка быть самостоятельным в своих «корыстных» целях.

Как научить ребенка быстро одеваться? Специалисты предлагают начинать… с раздевания. Этот процесс более простой, на нём малыш сможет отточить свои навыки, приноровиться к нужным движениям. А уже потом перейти к главной процедуре. Алгоритм одевания и раздевания можно изучить на следующих предметах гардероба.

Колготки и штаны

Сначала нужно научить ребёнка снимать колготки (штаны). Для этого подойдёт следующий алгоритм действий.

  1. Ребёнок подходит к стулу и поворачивается спиной к сиденью.
  2. Берётся обеими ручками за резинку колготок (пояс штанишек) и спускает их ниже колен.
  3. Садится на стул.
  4. Выпускает из ручек резинку и берётся одной ручкой за пятку чулка, а второй – за носок. Стягивает чулок.
  5. Делает всё то же самое с другим чулком.
  6. Поочерёдно стягивает оба чулка (штанины) вниз.
  7. Берёт колготки за поясок, расправляет их и встаёт со стула.
  8. Поворачивается к сиденью, кладёт на него колготы резинкой к спинке стульчика и двумя «полосками» (швами) вверх.

Итак, всё сделано верно. Тогда можно перейти к вопросу, как научить ребенка надевать колготки. Для этого нужно выполнить следующие шаги.

  1. Малыш подходит к стулу, берёт колготы обеими руками за резинку.
  2. Прижимает колготы к себе, не переворачивая и не вращая их.
  3. Садится на стул, всовывает ножки поочерёдно в чулки и тянет колготы вверх. Всё!

Платье, рубашка или футболка

И опять начинаем с раздевания. Как научить ребенка снимать футболку, рубашку или платьице? Нужно действовать следующим образом.

  1. Малыш расстёгивает (при помощи мамы) пуговицы на воротнике платья и 2-3 верхние пуговки на рубашке. Если снимается футболка, ничего обычно расстёгивать не нужно.
  2. Немного наклоняется, тянет одежду за расстёгнутый воротник обеими руками вперёд и чуточку вниз, чтобы освободить голову.
  3. Тянут рукав вниз за манжету с одной ручки.
  4. Делает всё то же самое с другим рукавом.
  5. Встаёт за спинкой стульчика и вешает на него рубашку подолом вверх, а пуговицами вниз (то есть передняя сторона должна быть внизу).

Последовательность одевания будет выглядеть следующим образом.

  1. Малыш подходит к спинке стульчика.
  2. Наклоняется в одежде, приподнимает её, не переворачивая и не вращая.
  3. Просовывает в горловину голову, выпрямляется и поочерёдно проталкивает руки в рукава. Всё!

Обувь

Сначала традиционно учим ребёнка снимать обувь правильно. Порядок действий в этом случае такой.

  1. Малыш встаёт рядом со стулом (пуфом в прихожей).
  2. Ставит обутые ножки вместе.
  3. Наклоняется и расшнуровывает шнурки (родитель помогает поначалу) или отстёгивает липучку.
  4. Вынимает по очереди ноги и встаёт таким образом, чтобы обувь находилась между ступнями.
  5. Задвигает ботинки под стул или полку, при этом обязательно парой.

Чтобы надеть ботинки или кроссовки, нужно всего лишь сделать следующее.

  1. Ребёнок выдвигает из-под стула пару ботинок, не разъединяя их (это обязательно!).
  2. Встаёт таким образом, что между стопами ног поместилась обувь.
  3. Поочерёдно вставляет ступни ног в ботинки и застёгивает их (поначалу понадобится помощь родителей).

Не стоит пугаться слишком подробного алгоритма. Со временем порядок действий станет менее дробным, а ребёнок начнёт действовать автоматически. Но поначалу необходимо обучить его этой пошаговой инструкции, чтобы он понимал – что и как делать по порядку.

Научите выбирать верхнюю одежду и аксессуары по погоде

Чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место.

Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

Снимите это немедленно!

Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Кроха, которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки

Это очень важно, потому что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом — предложите попытаться надеть снятое

Вместо того чтобы неожиданно — потому что «время пришло» — учить его одеваться, нужно не пресекать эти пробы в раннем возрасте. Резкими покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами («я сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя руки-крюки» и т.д.) можно надломить его желания, инициативность и веру в себя.

Желательно, до того как ваш малыш войдет в период самостоятельного одевания, подготавливать его к этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста практикуйте пальчиковые игры, с годовалыми — мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите или смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками, чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас есть много подобных игрушек-«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить действия, необходимые при самостоятельном одевании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: