Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Похвала ребенка – как это делать правильно?
Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.
Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать
Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.
А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.
Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.
Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.
Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.
Полезный совет напоследок
Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.
Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.
Оставить комментарий
12 качеств — фундамент сильной личности с детства
Психическое развитие и формирование личности ребёнка начинается с рождения и переходит во взрослую жизнь. Конечно, люди в любом возрасте могут меняться, но приятнее и проще жить человеку, который уже в детском возрасте научился качествам, которые помогут стать сильной личностью, ведь ему не нужно тратить время и силы на переобучение. Мы будем говорить в основном о детях школьного возраста, так как именно в школе начинается осознанная самостоятельная деятельность — учёба. Какие же качества стоит развить у ребенка, чтобы он вырос сильной личностью?
-
Ответственность. Умение просчитать последствия своих действий, разграничить свою ответственность и ответственность других людей, не брать на себя лишнее.
-
Решительность. Привычку принимать самостоятельные решения, добиваться их выполнения, преодолевать препятствия.
-
Уверенность в себе и своих силах. Умение трезво оценивать свои способности, верить в свои силы, не опускать руки и не сдаваться при малейшей сложности.
-
Целеустремлённость. Способность формулировать цели, планировать их достижение и не упускать их из виду, мотивировать себя на их достижение.
-
Дисциплинированность. Способность организовать себя и своё пространство, следовать расписанию или графику, придерживаться правил.
-
Аккуратность. Привить навык поддерживать порядок дома и в своих делах, соблюдать личную гигиену.
-
Стрессоустойчивость. Знание, как преодолевать жизненные сложности и без серьёзных потерь переживать стрессовые ситуации.
-
Трудолюбие. Умение получать удовольствие от выполняемой трудовой и учебной деятельности.
-
Общительность. Находить друзей, договариваться, общаться, обладает харизмой, может быть открытым и приветливым.
-
Доброта. С уважением и бережливостью относится к другим людям, к животным и природе.
-
Щедрость. Умение делиться и помогать другим, способен разделить не только материальные ценности, но и оказать моральную поддержку, способен сострадать и сопереживать.
-
Креативность. Способность проявлять и развивать свой творческий потенциал, способен нестандартно мыслить и предлагать оригинальные решения.
Конечно, не обязательно развивать все эти качества одновременно. Что-то может быть более важными для вас, что-то — менее. Вы можете сформировать портрет сильной личности и развивать нужные качества в ребёнке сами или с помощью технологии модификации поведения 7Spsy.
Также обратите внимание, что некоторые качества недоступны детям из-за возраста, например, в 8-9 лет сложнее просчитывать последствия своих поступков, чем в 18-19. Но мы можем заложить основу для развития этих качеств: рассказывать о том, какие последствия у каких действий могут быть, показывать на примере, позволять ребёнку сталкиваться с последствиями (конечно, если нет опасности для здоровья и жизни)
Так как же помочь ребёнку воспитать сильный характер и развить силу духа, стать сильной личностью?
Почему родителям трудно принять своего ребенка с особенностями?
Когда родители узнают о том, что у их ребенка имеется диагноз, из-за которого он нуждается в создании специальных условий для развития, обучения и жизни, что он не такой, как большая часть других детей — это горе для любой семьи. Это сильнейшее разочарование в справедливости жизни, неоправданные ожидания и мечты о том, каким будет их ребенок в будущем, страх трудностей, страх принятия на себя ответственности, страх за будущее ребенка, убеждение в собственной неполноценности, связанной с рождением такого ребенка (при врожденных патологиях), острое и всепоглощающее чувство вины, злости, обиды на жизнь, ощущение собственной беспомощности… Помимо такого хаоса во внутреннем мире, матери и отцы сталкиваются с непринятием и непониманием со стороны близких людей. Родственники могут обвинять мать в том, что она как-то (якобы) не так себя вела во время беременности или родов, неправильно занималась с малышом и т.д. Часто близкие просто сводят общение к минимуму, и «особая» семья сталкивается с изоляцией и отсутствием поддержки.
На родителей сваливается давление общества. Тема инвалидности, ограниченных возможностей сегодня стигматизирована, на таких людей до сих пор смотрят косо. Конечно, толерантность общества развивается, но все равно семьи с особыми детьми не могут чувствовать себя комфортно. Маме и папе сложно пойти на площадку гулять с особым ребенком, ведь и большинство родителей, и дети будут избегать их малыша, не понимая, что с ним происходит.
Помимо тяжелейшего семейного кризиса родителям предстоит решить множество важных вопросов относительно реабилитации особого ребенка. Какой путь коррекции выбрать, где найти средства, оформлять ли инвалидность, как адаптировать ребенка в обществе, нужен ли коррекционный садик/школа или стоит выбрать инклюзию в группе нормотипичных детей?
Часто семьи с появлением особенного ребенка не выдерживают и рушатся. Родителям действительно сложно справиться с такой ситуацией и они нуждаются в поддержке и принятии как себя самих, так и ситуации.
Какие диагнозы могут быть у особого ребенка?
Диагнозы могут быть сформулированы по-разному и связаны они с серьезными физическими, речевыми, поведенческими или психоэмоциональными проблемами, которые вызывают трудности для полноценной социализации и (или) обучения.
Эти диагнозы можно условно разделить на три группы:
1 группа — это диагнозы, которые посторонние люди могут определить, увидеть сразу, «невооруженным глазом»: ДЦП, слепота, синдром Дауна, врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие.
2 группа — это нарушения, которые посторонние люди могут понять, определить, взаимодействуя с ребенком или понаблюдав за его поведением со стороны: аутизм, глухота, ЗПР, тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия и т.д.), СДВГ.
3 группа – это трудности, которые посторонний человек, не специалист, может не заметить, не определить сразу, но родителям такого ребенка очень непросто его воспитывать. Например, при дислексии и дисграфии учителя, не разобравшись в истинных причинах неуспеваемости, могут необоснованно обвинять ребенка в том, что он ленится, и высказывать свои негативные эмоции по этому поводу родителям.
Как сделать общение родителей с детьми эффективным?
В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.
Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.
Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.
Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.
Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка
Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.
Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.
Ласка и объятия очень важны для ребенка
Чат с психологом для подростков
Это отличная идея, особенно если возникли трудности, а взрослого, которому доверяешь – нет сейчас.
Не нужно забывать, что в формировании личности участвуют школа, семья и семейные ценности, социальное общество, «улица» и друзья, личные качества и потребности, даже гороскоп и имя влияют на человека, и на то, кем он станет.
При неправильном формировании личности у подростка могут развиваться комплексы и неуверенность в себе из-за физиологического развития, например. Как девочкам, так и мальчикам сложно принять появление волос на их теле, которые он так тщательно стараются скрыть и избавиться от них
В таких случаях важно достичь гармонии, чтобы ребёнок не имел стеснения и мог обратиться с вопросами к родителям. Хорошо, если смогут додуматься поискать ответы на вопросы в интернете
Хотя, далеко не всей информации можно доверять во всемирной паутине.
Поэтому мы написали данную статью в помощь подросткам.
Жизнь прекрасна. Сохраните себе эту статью и скачайте шпаргалку в PDF – формате.
С добрыми намерениями и верой в светлое будущее, Институт практической медицины.
Скачивайте бесплатно шпаргалки и советы психолога. Они помогут тебе в трудных и неразрешимых ситуациях. А также помогут стать успешным сейчас и в будущем
Раздражает собственный ребенок – посмотрите в зеркало
Многие родители говорят, что ничто так не раздражает в собственном чаде, как свои же недостатки. Человеку хочется выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, а дети являются своеобразным зеркалом, которое показывает порой не самые лучшие родительские черты. Узнавая в малыше себя, мама или папа могут приложить волевое усилие и изжить пагубную привычку. Вероятнее всего, и дети перестанут ее воспроизводить. Хуже, когда взрослый не осознает, что сильно раздражающие качества являются его собственными.
Раздумывая о том, как воспитать ребенка без столь нервирующих вас черт, стоит сказать себе: тут, скорее всего что-то во мне не так. Проблему эту можно решить. Успокойтесь и спросите себя: «А почему меня раздражает его поведение? Почему я так остро реагирую на это?». Причины раздражения могут быть разными. Или вы сами поступаете как ваш малыш, но не видите этого. Или же когда-то в детстве вам запрещали подобное поведение, и теперь вы «по наследству» передаете запреты своим детям. Выяснив причину собственных сильных эмоций, вы сможете либо изменить свое отношение к ситуации, либо найти способ решения проблемы.
Больше хвалите, меньше запрещайте
«Важно хвалить не только за достигнутые успехи, но за усилия, труд, старания, которые он приложил. Родительское слово может укрепить в ребенке веру в свои силы, взрастить в нем силу воли, трудолюбие, организованность, упорство
И наоборот – родительское нетерпение, раздражение и критика могут отбить охоту к любому делу», – рассказывает Неля Пилипко.
Даже запрещая что-то ребенку или устанавливая свои правила, проявляйте любовь. Да, запрет может вызвать недовольство малыша. Но если вы уверены, что поступаете правильно, нужно быть последовательными.
«Важно выдерживать негативные эмоции ребенка, сохранять спокойствие. И обязательно объяснять причину отказа (запрета)
Разговаривать с детьми о том, чем опасно то, от чего его хотят оградить», – отмечает психолог.
Однако запретов и требований не должно быть слишком много. Вводя новое ограничение, нужно ослабить или отменить одно из предыдущих, из более раннего возраста.
Не игнорируйте
Большая ошибка родителей – строгий взгляд как средство контроля над детьми. Тяжело воспринимает ребенок и привычку родителей не смотреть в глаза.
«Для каждого ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе. Еще тяжелее воспринимается родительское игнорирование, молчание», – отмечает психолог.
Желательно поддерживать в доме доброжелательную атмосферу. Повышение голоса – крайняя мера, а не привычная манера общения между членами семьи.
Уважайте и интересуйтесь
Обрести уважение детей мы можем лишь тогда, когда сами проявляем уважение и интерес к ним. Не учите, а будьте примером для подражания.
«Если вы хотите, чтобы ребенок держал свое слово, сами сдерживайте обещания, которые ему дали. Помогайте малышу, и пусть он помогает вам в ответ. Находите время, чтобы побыть вместе. Не заменяйте общение подарками. Так вы будете отдаляться все больше», – рассказывает психолог.
Материал предоставлен Пресс-службой Департамента труда
Четыре шага к прекращению воровства
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:
— Что произошло?
— Где и когда это случилось?
— С кем был ваш ребенок?
— Почему он украл?
К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?»
Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?».
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно
Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.
Как воспитать ребенка счастливым – дайте ему право быть собой
Помните о том, что малыш родился уже личностью, у него уже имеется какой-то набор своих качеств, темперамент. Маленький человек должен иметь право прожить свое детство так, как ему нравится. Конечно, родители будут заниматься с малышом и направлять его, но с учетом личностных особенностей. Ребенок с темпераментом холерика активен и очень нуждается в регулярном выплескивании энергии. Предоставьте малышу такую возможность, не пренебрегайте прогулками и активными играми. Если днем непоседа не «выбегается», то спокойного вечера вам не видать. Нельзя пытаться превратить такого малыша в меланхолика только потому, что взрослым так будет удобнее. Подобные ломки губительны для психики и чреваты многочисленными проблемами в будущем.
Маленькому флегматику наоборот необходимо дать возможность спокойно посидеть в одиночестве с игрушками. Ему шумная компания не нужна. Не пытайтесь переместить его в гущу событий и обязательно заставить играть с другими детьми. Такие «отшельники» наблюдают за сверстниками со стороны и не менее эффективно учатся жить в коллективе, но по-своему. Позвольте малышу быть личностью, принимайте и уважайте его особенности. Не всегда то, что хорошо для вас, приемлемо для ребенка. Учитывайте разницу между собой и малышом, между ним и другими детьми
Это очень важно
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Не скупитесь на любовь
Психологи отмечают, что важно проявлять любовь с первых дней жизни малыша
Не стоит бояться избаловать ребенка излишним вниманием. Чаще обнимайте кроху, целуйте, носите на руках, пойте колыбельные песни.
«Младенец до двух лет нуждается в прикосновениях и тактильном контакте с родителями гораздо больше, чем трехлетка или взрослеющий дошкольник. Так формируется его уверенность в себе, понимание, что рядом защита и опора – его любящие родители
В этот период очень важно передать ребенку базовое чувство безопасности», – отмечает Марина Голубцова
Родители по-разному проявляют свою нежность к детям в зависимости от возраста. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее это делать. Часто подростки начинают отдаляться от родителей, ласку называют «телячьими нежностями».
Обычно девочки-подростки тянутся больше к мамам, мальчики же начинают это отвергать. Но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца.
«Во время объятий активно выделяется гормон окситоцин, который наполняет нас радостью и укрепляет эмоциональную привязанность между членами семьи. И подростки в этом очень нуждаются. Люди, которых чаще обнимают и поддерживают, на 32% реже болеют простудой», – добавила психолог.
Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога
Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.
Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.
Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.
И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок — это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители — это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители — это самая главная опора и поддержка для него.
Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:
- 1 стадия — отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
- 2 стадия — чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
- 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
- 4 стадия – принятие.
В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.
Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна
Воспитание детей — начинать нужно с себя
Все дети копируют своих родителей, не только человеческие, но и звериные. Данный механизм заложен природой. Логика здесь такая: если особь смогла дожить до зрелого возраста и завести потомство, значит, вела себя правильно, и, копируя такое поведение, малыш также сможет выжить и продолжить род.
Наши дети копируют нас подсознательно, родители являются самым главным примером
Думая о том, как воспитать ребенка, помните, не важно, что мы говорим своим детям, главное, как мы поступаем. Если взрослые говорят одно, а делают другое – малыш скопирует действие
Ругать и читать нотации при этом бесполезно, ребенок придет в замешательство от столь противоречивого воспитания или очень быстро научится искусно обманывать. Практика показывает, что собственный пример — наиболее действенный метод воспитания. К примеру, если вы хотите научить чадо чистить зубы дважды в день, сами не забывайте про зубную щетку. Предъявляя к ребенку разумные требования, которые не идут в разрез с вашими действиями, вы приобретет его доверие и сэкономите много нервов.
Зачем нужно принятие?
Формирование внутреннего образа «Я» в психике ребенка происходит в значительной степени под воздействием того, как воспринимают его родители. Если родители не принимают его особенности, не могут его полюбить таким, какой он есть – ребенок это чувствует, и это непринятие негативно сказывается на его самооценке. Особому ребенку и так непросто адаптироваться в обществе, а если он еще внутренне будет чувствовать себя неполноценным, то это будет практически невозможно. Кроме того, принятие особенностей ребенка стабилизирует внутреннее эмоциональное состояние родителя. А если ребенок чувствует, что родителю хорошо, то и ему будет хорошо — что мобилизует внутренние силы и ресурсы как родителя, так и ребенка для его дальнейшего развития.
О наказания, угрозах и чувстве стыда
Успешность взрослого человека во многом зависит от того, как он справляется с проблемами, умеет ли признавать и исправлять собственные ошибки. Подобные полезные качества часто формируются в детстве. Воспитание ребенка методом угроз, обвинений и давления на чувство стыда может навсегда убить в нем инициативу и желание проявлять активность.
Если малыш сделал что-то не так, не нужно называть его плохим, нелестную характеристику можно дать только действию
При этом важно донести до провинившегося, что родители его любят, но огорчены конкретным поступком. Малыш должен понять, где он был не прав и как можно исправить ситуацию
Так он научится действовать правильно и не вырастет замкнутым и нерешительным.
Наказания также должны быть без запугивания и обвинений. Малыш должен жить в понятном для него мире. Родители предупреждают его о наказании за конкретный проступок. Вероятнее всего, ребенок тут же проверит слова взрослых на практике. Здесь важно проявить твердость: нашкодил – наказание состоялось, рамки очерчены, законы понятны, все справедливо. Помните, что за один проступок несколько раз не наказывают! Дети, которые живут по понятным для них правилам с предсказуемыми взрослыми, спокойны и уверены в себе.
Нет рецепта правильного воспитания вообще. Размышляя о том как воспитать ребенка, для каждого вы найдете индивидуальный метод, при котором будут учтены особенности личности, приоритеты семьи и этапы развития малыша. Об особенность воспитания детей в зависимости от возраста мы поговорим в следующих статьях.