7 советов, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой
Главное правило в приучении ребенка к ложке — терпение со стороны взрослых. Родительские крики не помогут малышу скоординировать свои движения. Наоборот — у него будет только негатив по отношению к неподдающимся столовым приборам, а значит процесс пойдет сложнее. Поэтому сразу готовимся к частым уборкам и стиркам, без этого не обойдется.
Какие советы помогут быстрее приучить малыша к ложке?
Не мешайте ребенку быть самостоятельным
Да, маме гораздо проще накормить ребенка самой — никакой заляпанной одежды и лишнего времени на мытье кухни. Но таким образом можно отбить охоту у малыша учиться новому. Конечно, рано или поздно он все равно начнет есть самостоятельно, но этого придется ждать гораздо дольше.
Поэтом не препятствуем развитию ребенку и позволяем ему «возиться» с ложкой, если он сам этого хочет.
Выбирайте правильные продукты для первых «экспериментов» с ложкой
Далеко не все продукты годятся для приучения ребенка к ложке. Желательно выбирать пюреобразную пищу — ее проще зацепить ложкой и донести до рта. Фруктовые и овощные пюре, йогурты, каши. Чтобы ребенок не перепачкал все вокруг, не наполняйте тарелку до краев. Гораздо практичнее периодически докладывать еду, когда малыш справится с предыдущей порцией.
И как говорят специалисты, лучше начать приучать ребенка к ложке с его любимой едой. Возможно, малыш с большей охотой станет есть сам, если перед ним будет фруктовый творожок, а не полезное пюре из брокколи, на котором настаивает мама.
Подождите, пока ребенок проголодается
Когда малыш проголодается, он с гораздо большим усердием станет управляться с ложкой. Поэтому не стоит усаживать ребенка за стол и учить его обращаться с ложкой, когда он недавно поел. Скорее всего, процесс для него превратиться в игру «швырни кашу в стену», а не в полноценный обед.
Докармливайте
Ребенок на первых порах приучения к самостоятельной трапезе будет затрачивать максимум сил на этот процесс. Велика вероятность, что после 4-5 ложек он буквально обессилит и потеряет интерес к еде. Пока не стоит ждать от малыша рекордов — докармливайте, если он съел мало. Через пару месяцев практики делать это уже не потребуется.
Соблюдайте режим и создайте ритуалы
Режим и ритуалы, когда дело касается обучения ребенка чему-то новому, — основа всего. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время — это закрепление позитивных установок. Ребенок будет знать, что пора есть, а значит в его руках будет ложка. А привычные ритуалы — слюнявчик, приборы на столе, — помогут малышу настроиться на то, что впереди самостоятельная «борьба» с кашей.
Будьте последовательными
Если уже точно решено, что с этого момента начинаете активно учить малыша есть самостоятельно, не нарушайте собственных правил. Не должно быть так, что на завтрак вы кормите ребенка с ложечки, а в обед настаиваете на том, чтобы он обязательно ел кашу без вашей помощи. И желательно, чтобы мама, папа и многочисленные бабушки с дедушками действовали сообща. Иначе ребенок быстро «прочувствует» ситуацию — мама настаивает на ложке, а вот с бабушкой можно и покапризничать.
Естественно, без помощи взрослых на первых порах ребенок все равно не справится. Но это должна быть именно помощь в освоении процесса, а не кормление с ложечки. Так ребенок быстрее научится есть самостоятельно.
Помните, что любой результат достоин похвалы
Без похвалы в таком сложном для ребенка деле не обойтись. Одобрение мамы — мощная мотивация даже для самых маленьких. Да, ребенок ест неаккуратно, но это не значит, что его нельзя похвалить хотя бы за одну донесенную до рта ложку.
Когда малыш уже может есть самостоятельно?
В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.
Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся
Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка
Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:
Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:
- Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
- Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
- Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.
Как научить малыша есть без помощи взрослых?
Если во время кормления малыш стремится отобрать у мамы ложку и пробует есть сам, то «время пришло». Используйте этот момент!
Поначалу малышу непросто есть самостоятельно жидкую еду, например, суп. А кусочки фруктов или макароны он наверняка захочет взять руками. Поэтому идеальная еда для первых тренировок — каша или овощи, которые предварительно нужно размять вилкой.
Хорошим подспорьем в обучении станет игра. Можно тренировать навык в песочнице. Помогите малышу зачерпнуть песок лопаткой, аккуратнонасыпать его в формочку, сделать куличик. Купите набор игрушечной посуды, пусть ребенок кормит маленькой ложечкой кукол и плюшевых мишек. Это улучшает координацию движений, развивает мелкую моторику и поможет ему обращаться с настоящими столовыми приборами.
На первых порах обучения одна ложка должна быть в руках у мамы, а вторая — у ребенка. Она кормит малыша, а кроха лишь пытается набрать еду сам и отправить ее в рот. Таким образом малыш не останется голодным и при этом будет постепенно совершенствовать свои навыки.
Поддерживайте ребенка на этом этапе взросления, не ругайте за промахи и хвалите за успехи. Главное терпение и уверенность в том, что все получится.
Как Монтессори-педагоги помогаютмалышамнаучитьсядержатьложку
Татьяна Петулько
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
Мы в соцсетях
Питаться правильно
Воспитать самостоятельности за столом поможет участие старших детей в приготовлении пищи, сервировке стола, уборке после обеда. Это тоже важная часть этапа взросления.
Пятилетки уже вполне осознанно относятся к содержимому тарелки. Учите выбирать здоровую еду, не злоупотреблять фастфудом и сладостями. Большую роль здесь играют пищевые привычки вашей семьи. Если малыш видит, что вы чипсы запиваете газировкой, то никогда не поймёт, почему вам можно, а ему нет. Помните, что строгие запреты имеют обратный эффект.
Если малыш идёт на праздник, где все будут есть торт с лимонадом, сделайте исключение и не запрещайте ему угощаться, если это не касается строгой диеты из‑за аллергии и болезни. Проведите беседу с ребёнком, пусть сам сделает выбор.
Как выбрать ложку
Карапузу обязательно нужна собственная посуда. Ни в коем случае взрослые не должны есть из неё, облизывать приборы, пробуя еду. Ложка понадобится крохе почти с рождения, поэтому подойдите серьёзно к её выбору. Покупайте у проверенных производителей – посуда должна быть из качественного пищевого пластика. Металлическая, которую найдёт бабушка, и серебряная, подаренная крёстными, не подойдут для малыша. Оставьте их для детей постарше.
Давать водичку или лекарство лучше из ложечки. Малыш захочет её погрызть, изучить, поэтому следите за чистотой. При появлении дефектов меняйте, чтобы ребёнок не поранился. В этом плане хороши силиконовые ложечки, соразмерные детскому рту. Они не травмируют слизистую и первые зубки. А ложки с прорезиненной ручкой не выскользнут из неумелой ладошки.
С какого возраста
Все дети развиваются по‑разному: кто‑то в полгода тянется к ложке и пытается удержать её в неокрепшем кулачке, а другой и в два года не хочет есть сам и только лишь к трём-четырём годам начинает кушать самостоятельно. Чем больше вы опекаете малыша, тем позже он проявит себя и медленнее освоит новое.
Обычно в полтора года кроха начинает пользоваться ложкой. Чтобы это произошло, позволяйте ему рассматривать столовые приборы, играть с ними, зачерпывать. Конечно, взрослый быстрее справится с кормлением, но вы же хотите, чтобы успеха в этом деле достиг карапуз. Запаситесь терпением, умывать малыша придётся после каждого обеда. Смиритесь, что на пути к самостоятельности вас ждёт испачканная одежда и разбросанная еда.
Характеристики заболевания
Данная патология относится к группе инфекционных заболеваний, причиной которых являются вирусы. В практике врачей педиатров это заболевания является одним из наиболее распространенных. Источником ротавируса являются больные люди или вирусоносители. Механизм передачи возбудителей — фекально-оральный, но передача инфекции может происходить с продуктами питания и питьевой водой. Клинические симптомы ротавирусной инфекции развиваются при попадании в просвет ЖКТ вируса рода Rotavirus, содержащего РНК
Важно позаботиться о быстром восстановлении кишечника после ротавирусной инфекции
Клинические симптомы
С момента проникновения ротавируса в организм, и до момента появления первых симптомов, так называемый инкубационный период длится от 12 часов до 5 суток. В симптоматике ротавирусной инфекции, на первый план выходят проявления интоксикации и острый гастроэнтерит. Респираторные проявления ротавирусной инфекции могут присутствовать или отсутствовать. Во всех случаях, данное заболевание имеет острое течение, и может протекать в лёгкой, среднетяжелой и тяжелой форме. Кроме интоксикации организма и гастроэнтерита, клиническая картина ротавирусной инфекции включает такие симптомы:
- повышение температуры тела до 38-39 градусов;
- тошнота и рвота;
- боль в животе;
- расстройства стула в виде диареи;
- пенистый водянистый стул, который имеет зелёный или жёлтый оттенок и резкий запах;
- повышенное газообразование в кишечнике (метеоризм);
- общая слабость и недомогание;
- бледность кожных покровов;
- головная боль.
При тяжёлом течении, могут наблюдаться эпизоды потери сознания и снижение массы тела. К респираторным проявлениям данной инфекции, можно отнести насморк ,слабо выраженную боль в горле, конъюнктивит и сухой кашель.
Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает
В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению.
Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы
К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.
Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.
Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:
- Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
- Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
- Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
- Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
- Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
- Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
- Появляется сонливость, и безразличие к прежде любимым занятиям;
- Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
- Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
- Ребенок жалуется на усталость и/или боль в ног.
Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.
Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость
- Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
- . Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
- Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
- Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.
О хороших манерах…
К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.
Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет
И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш
Как научить
Проверяйте температуру блюда, чтобы кроха не обжёгся и не испугался. Используйте яркую небьющуюся посуду с картинками. Купите детскую тарелку с присосками или прорезиненным дном, тогда малыш не будет её возить по столу и переворачивать. Когда играете, используйте тему еды, устраивайте званый ужин для игрушек, готовьте в песочнице.
Усадите кроху в специальный стульчик для кормления и придвиньте его к общему столу, чтобы он был наравне со всеми. Застелите стол и пол под ребёнком, наденьте малышу слюнявчик, приготовьте салфетки. Если в квартире тепло, максимально разденьте карапуза, так меньше придётся стирать.
Приготовьте две ложки: одну для малыша, вторую для себя. Главное – не мешайте, пусть ребёнок начинает первым, а когда ему надоест, помогите, но не забирайте ложку из рук. Не спешите запихнуть еду в него, чтобы как следует накормить. Если малыш не может зачерпнуть еду, предложите ему уже наполненную ложку. Давайте еду небольшими кусочками или порциями, чтобы ему было удобно брать. Если кроха ещё не подружился со столовыми приборами, разрешайте иногда есть руками. Оставляйте в свободном доступе «хватательную еду», чтобы малыш поверил в свои силы
Маленькие дети только познают мир, им важно трогать, нюхать. Поэтому им так нравится мешать суп пальцами и размазывать лапшу по столу
Повышенная тревожность у ребенка
Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно и небезопасно.
Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:
- Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
- Повышенная тревожность может сопровождаться , либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и . Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
- Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
- Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
- .
В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской.
- Повышенная тревожность как психологическая проблема.
- Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства, детские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности.
Игровой процесс
Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик
Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно
Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.
(2
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Правило пятое: берегите нервы!
Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.
В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.
Причины кашля. Заболевания, вызывающие кашель.
Причиной кашля могут быть:
- ОРЗ (грипп, ОРВИ);
- заболевания верхних дыхательных путей (хронический ринит, хронический синусит, фарингит) – в этом случае откашливаемая слизь попадает в дыхательные пути из носоглотки;
- ларингит;
- острый или хронический трахеит;
- острый или хронический бронхит;
- пневмония (воспаление легких);
- плеврит;
- бронхиальная астма;
- опухолевые процессы (в том числе рак легкого);
- туберкулез;
- сердечная недостаточность;
- аскаридиоз (поражение глистами аскаридами);
- курение;
- вдыхание загрязненного воздуха (кашель присущ представителям некоторых профессий – шахтерам, столярам, плотникам);
- приём некоторых лекарств, применяющихся при лечении болезней сердца и гипертонии.
Как долго длится кашель?
Для оценки клинического развития заболевания важно определить характер кашля. Он может быть острым, затяжным и хроническим
Острым считается кашель, если он присутствует менее трех недель. Такой кашель, как правило, сопровождает развитие острых заболеваний органов дыхания и служит для освобождения дыхательных путей от мокроты. Острый кашель обычно носит постоянный характер; то есть пока человек болеет, он кашляет, а снижение остроты приступов и прекращение кашля говорит о выздоровлении. Если же кашель через какое-то время возвращается снова, то речь идёт уже о затяжном кашле. Затяжным считается кашель, длящийся от 3-х недель до 3-х месяцев. Подобный кашель (месяц и дольше) означает, что заболевание, его вызывающее, развивается медленно и тяготеет к переходу в хроническую форму. Если кашель не оставляет человека более 3-х месяцев, его квалифицируют как хронический. При хроническом кашле периоды обострения чередуются с периодами ремиссии (когда кашель отсутствует). Также для хронического кашля характерна фиксация – возникновение кашля в определенное время суток. Хронический кашель – это тревожный симптом, поскольку обычно является признаком серьёзных заболеваний. Постоянный кашель теряет свою полезную функцию и сам может быть причиной развития некоторых патологий.
Во сколько дети начинают есть сами ложкой?
Это зависит от характера и развития ребенка, а также от его родителей. Некоторые дети уже в год наотрез отказываются от того, чтобы их кто-то кормил с ложки. Но есть и такие, кто начинает есть самостоятельно лишь в 3 года, когда приходит в детский садик (в коллективе дети невольно подражают окружающим и процесс обучения идет быстрее). В многодетных семьях дети в более раннем возрасте осваивают навыки самообслуживания.
А вот гиперопека тормозит развитие малыша. Если чересчур заботливая мама старается все сделать за ребенка, то он не будет стремиться есть сам, даже если это ему по силам. Если родители слишком ратуют за аккуратность, а размазанная по столу каша вызывает у них стресс, то процесс обучения может затормозиться. Ведь малыш чувствует настроение взрослых, и предпочтет не экспериментировать за столом. Отсутствие самостоятельности может быть связано и с нежеланием взрослеть. Например, в семье появился еще один малыш, и ребенок, чувствуя, что ему уделяют меньше внимания, пытается «оставаться маленьким», хочет, чтобы мама чаще брала его на руки, кормила из ложки и т.д.
С 7 месяцев ребенок обычно учится брать и удерживать между большим и указательным пальцами различные предметы, например, сушку или кусочек хлеба. Ребенку можно предложить ложку, когда он уже получает прикорм и хорошо сидит в стульчике для кормления. Вначале кроха лишь попытается взять ложку в руки и играть с ней, но позже попробует использовать ее по назначению. Для питья малышу до года удобна кружка-поильник.
В 12 месяцев ребенок еще неправильно держит ложку, но умеет подносить ее ко рту, причем часть содержимого может достичь цели. Ближе к двум годам координация значительно улучшается, малыш способен на более точные движения и все реже промахивается. Малыш уже может держать обычную кружку, но только двумя руками.
С 2 лет ребенок вполне может кушать сам ложкой, хотя у него это получается не всегда неаккуратно. Он уже держит кружку одной рукой и умеет пользоваться вилкой.
С 3 лет малыш становится более ловким и аккуратным, его пальчики все крепче, а движения все увереннее. Ему вполне можно дать неострый детский нож, предварительно показав, как им пользоваться.
Если не хочет есть сам
Не кормите чадо насильно, иначе он возненавидит этот процесс, будет сложно его накормить в будущем. Если малыш плохо себя чувствует или просто не в настроении, отложите учёбу на несколько дней.
Не совмещайте кормление с играми, чтением, мультфильмами, это вредно для пищеварения. На обед приглашайте и других членов семьи. Когда малыш увидит, что папа или братик сам ест ложкой, ему захочется повторить за ними. Пригласите в гости других детей, которые уже самостоятельно справляются, устройте совместный обед.
Если начали учить кушать, не отступайте и домочадцев предупредите, что теперь малыш более самостоятелен. Но не торопите ребёнка. Если в какой‑то момент он отказывается брать ложку, не настаивайте, не принуждайте. Показывайте личный пример и чаще хвалите даже за незначительные успехи.
Когда время упущено: мама, не хочу жевать!
Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.
Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.
Не держите кроху голодным
Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.
Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.
Не жалейте своё чадо
Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.
Заручитесь поддержкой семьи
Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.
Возьмите ребёнка к себе в помощники
Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.
Проработайте жевательные движения
Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.
Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.
Проявите своё актерское мастерство
Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.
Превратите обучение в интересную игру
Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.
Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.
Расширяйте рацион
Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.
Посетите логопеда
Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.
Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.
врач-ординатор детского отделения
фото: http://globallookpress.com/
Способствуйте развитию мышц челюсти
Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).
Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка
Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.
Какая еда способствует жеванию малыша
Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.
Разновидности еды
Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:
- сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
- сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
- размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
- форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
- мягкая текстура, которая легко разминается во рту
- консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
- часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
- количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.
Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.
Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует
У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.
Типичные ошибки родителей
«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», – делится Евгений Олегович.
Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.
Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:
Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу – научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
Нерегулярность обучающего процесса
Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.
Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.