Кризис новорожденности
Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой
набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые
часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего
дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.
Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный»)
— они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре
исчезают. Основную часть времени ребенок спит.
Особенности новорожденного
В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:
- большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
- оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
- малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
- все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).
Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:
- рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
- рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
- хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
- рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
- рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
- рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
- сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
- плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).
1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.
Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.
Новообразования младенческого возраста
Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии
ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3)
существует переходный период, который называется «кризис
1 года»Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные
реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать.
Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями
в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь,
которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается
от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые»
слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).
Как организовать адаптацию младенца
Чтобы избежать всех возможных осложнений и сформировать у новорожденного базовое доверие к миру, родители должны знать, как себя вести во время кризиса новорожденности:
- следить за комфортным для младенца температурным режимом в комнате;
- кормить ребенка по требованию столько, сколько ему будет нужно;
- налаживать коммуникацию: ласково разговаривать с малышом, обращаться к нему по имени, сопровождать все процедуры общением;
- следить за микроклиматом в семье: быть спокойными, внимательными и заботливыми родителями – ребенок улавливает эмоциональное состояние взрослых;
- проводить легкую гимнастику и массаж малышу;
- для комфортного купания рекомендуется использовать пеленку или мягкое полотенце: завернутый в нее младенец, вспоминая похожее состояние в животе мамы, будет менее тревожно воспринимать воду;
- не перегружать места, где проводит время малыш, яркими цветами и деталями — это может сильно раздражать его нервную систему (лучше остановиться на светлых пастельных тонах);
- стараться создать для ребенка режим дня и следить за его соблюдением.
Существует много взглядов на развитие и воспитание детей, которые иногда противоречат друг другу. Молодые родители не всегда понимают, к каким советам стоит отнестись скептически.
Чтобы не навредить малышу в кризисное время, необходимо точно знать, чего делать не следует.
- Не стоит с первых дней начинать активное развитие ребенка: окружать его множеством ярких игрушек, картинок, песенок и др. Это может перенасытить малыша эмоциями и впечатлениями и приведет к беспокойству. Ведь очень важным моментом развития в это время является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Он должен научиться улавливать звуки и предметы, а реагировать на их большое количество младенцу пока сложно.
- Не оставлять ребенка одного, когда он плачет, даже если вы уверены, что удовлетворили все его потребности. Малыш не станет кричать и плакать без причины, возможно, он просто нуждается в этот момент в родительском внимании. Ситуация, когда он лежит и сильно расстраивается, не получая реакции, заставляет чувствовать сильную тревогу и одиночество. Это нарушает его базовое доверие к миру.
Что собой представляет кризис
Если говорить кратко, кризис новорожденности в психологии — это сам факт рождения ребенка. Такое резкое изменение комфортных условий в утробе матери на новые условия вызывают у младенца большой стресс.
Причины этого кризиса делятся на две группы:
- физиологические (ребенок становится больше не связан пуповиной с матерью, меняет способ питания, попадает в воздушную среду, ощущает холод, яркий свет);
- психологические (ребенок испытывает тревогу и незащищенность, т.к. больше не чувствует всем телом материнское тепло).
Согласно Л. С. Выготскому, кризис новорожденности длится от 4 до 6 недель жизни ребенка, пока у него не появится комплекс оживления. До этого у младенца не сформирован ни один акт поведения, он практически все время спит.
Это значит, что без заботы и внимания мамы или другого близкого человека малыш не сможет выжить. Такая зависимость от взрослых и невозможность выразить свои желания провоцирует дальнейшее активное развитие всех систем ребенка.
Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение
со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя,
родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной
ситуации развития младенца.Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1
месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека,
ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении,
которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает
его активность, что становится необходимой основой для развития его
движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются,
ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на
глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему.
Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом
уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия
недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Диада «мать-дитя»
С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.
Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.
Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.
Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.
О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.
Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.
2.3. Психоаналитические теории детского развития
Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.
3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.
В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.
В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.
Оральная стадия
(от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.
Анальная стадия
(1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».
Фаллическая стадия
(3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы
Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3
Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».
Латентная стадия
(5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.