Кризис новорожденности в психическом развитии новорожденного и младенца

Как организовать адаптацию младенца

Чтобы избежать всех возможных осложнений и сформировать у новорожденного базовое доверие к миру, родители должны знать, как себя вести во время кризиса новорожденности:

  • следить за комфортным для младенца температурным режимом в комнате;
  • кормить ребенка по требованию столько, сколько ему будет нужно;
  • налаживать коммуникацию: ласково разговаривать с малышом, обращаться к нему по имени, сопровождать все процедуры общением;
  • следить за микроклиматом в семье: быть спокойными, внимательными и заботливыми родителями – ребенок улавливает эмоциональное состояние взрослых;
  • проводить легкую гимнастику и массаж малышу;
  • для комфортного купания рекомендуется использовать пеленку или мягкое полотенце: завернутый в нее младенец, вспоминая похожее состояние в животе мамы, будет менее тревожно воспринимать воду;
  • не перегружать места, где проводит время малыш, яркими цветами и деталями — это может сильно раздражать его нервную систему (лучше остановиться на светлых пастельных тонах);
  • стараться создать для ребенка режим дня и следить за его соблюдением.

Существует много взглядов на развитие и воспитание детей, которые иногда противоречат друг другу. Молодые родители не всегда понимают, к каким советам стоит отнестись скептически.

Чтобы не навредить малышу в кризисное время, необходимо точно знать, чего делать не следует.

  1. Не стоит с первых дней начинать активное развитие ребенка: окружать его множеством ярких игрушек, картинок, песенок и др. Это может перенасытить малыша эмоциями и впечатлениями и приведет к беспокойству. Ведь очень важным моментом развития в это время является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Он должен научиться улавливать звуки и предметы, а реагировать на их большое количество младенцу пока сложно.
  2. Не оставлять ребенка одного, когда он плачет, даже если вы уверены, что удовлетворили все его потребности. Малыш не станет кричать и плакать без причины, возможно, он просто нуждается в этот момент в родительском внимании. Ситуация, когда он лежит и сильно расстраивается, не получая реакции, заставляет чувствовать сильную тревогу и одиночество. Это нарушает его базовое доверие к миру.

Признаки

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников

В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности

В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода

Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо

Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей

Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Особенности новорожденного

В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:

  • большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
  • оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
  • малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
  • все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).

Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:

  • рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
  • рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
  • хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
  • рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
  • рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
  • рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
  • сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
  • плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.

Кризис первого года жизни

Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии
ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3)
существует переходный период, который называется «кризис
1 года»
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные
реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать.
Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями
в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь,
которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается
от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые»
слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

Советы родителям

Родители часто думают, что переходный возраст должен протекать с минимальным вмешательством с их стороны, доказывая это тем, что иначе ребёнок не сможет развить собственную точку зрения на окружающий его мир и подготовиться к жизни в нём. Это утверждение крайне опасно для ваших детей и вас самих. Если вы хотите, чтобы они выросли полноценными личностями, благодарными за хорошее воспитание. Вмешательство родителей в процесс становления подростка, как личности – необходимо, главное не переступать границы обоюдного доверия.

Общение с отцом. В пубертатный период для мальчика очень важную роль играет отец

Именно папа обладает необходимым авторитетом и опытом, чтобы объяснить мальчику, что происходит с ним на данном этапе и почему это важно. Таким образом, общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать в процессе всех изменений, происходящих с ним, но и будет перенимать социальную модель отца, мудрого человека, который всегда может обсудить с сыном любую проблему.

Найдите ребёнку хобби

Этим стоит заняться ещё до наступления пубертатного возраста, чтобы в ключевые моменты физического и психологического развития у мальчика всегда была возможность выместить излишек энергии в благоприятное русло, а не в криминал или зависимость от компьютера или наркотиков. Правильно и своевременно выбранная спортивная секция поможет вашему ребёнку не только вести более здоровый образ жизни, но и сформирует его тело и дух таким образом, что он будет вам благодарен ещё долгое время.
Вовремя определите уровень свобод для мальчика. Одним из ключевых параметров становления настоящего мужчины является сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Если вы вовремя разграничите для себя те области жизни, в которые вы не будете вмешиваться, и предоставите ребёнку возможность самому решать те или иные задачи, то вы поможете ему в развитии вышеперечисленных мужских качеств. Например, выдавая карманные деньги ребёнку, решите, будете ли вы контролировать то, куда он их тратит, или не будете. Обговорите семьей, может ли ваш ребёнок приводить домой гостей и на каких условиях и т.д. Главное – не забывайте, что доверие очень легко разрушить, и обещая ребёнку что-либо, вы тем самым заключаете с ним доверительное соглашение, которое обязуетесь выполнять. Нарушая его, не удивляйтесь, что отношение ребёнка к вам меняется в худшую сторону.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями

Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью

Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание. Запрет не должен содержать в себе отрицание

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий
вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового
и зрительного сосредоточения
. Слуховое сосредоточение появляется
на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение
движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая
же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только
сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется
так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго)
на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей
за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее
лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и
начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом
оживления»

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку,
— знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности
в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что
он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно
младенчество.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам

Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
Отвлекайте малыша

Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов

Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Особенности сна в 4 месяца и их причины

В этом возрасте малыш совершает резкий скачок как в физическом, так и в психическом развитии. Он:

  • уже умеет переворачиваться на бок, а также осваивает науку переворачивания со спины на животик и обратно;
  • делает попытки ползти;
  • начинает произносить более сложные звуки;
  • в развернутом формате осознает окружающий мир, различает и анализирует его составляющие;
  • переходит от понимания предметов к пониманию действий.

Все это, безусловно, создает нагрузку на психику, которая продолжает работать и в периоды отдыха. Именно поэтому вы можете наблюдать вздрагивание во сне у ребенка в 4 месяца, хотя раньше такого с ним не случалось. Это не конвульсии, это именно нервное перенапряжение.

Кроме того, в этом возрасте у грудничка меняется качество сна: он не «отрубается» моментально, а засыпает через стадию дремы, как это происходит у взрослых. В такие моменты крохе достаточно малейшего шороха или скрипа, чтобы проснуться. При этом, в отличие от взрослых, снова быстро заснуть после такого пробуждения ребенок пока еще не умеет. Отсюда – капризы, плач, нежелание снова укладываться и, как результат, непродолжительный беспокойный сон ребенка 4 месяцев – в том случае, если маме все же удастся усыпить чадо. Это и есть тот самый регресс, который может длиться от 2 до 6 недель. Его придется пережить, и сделать это будет проще, если подробно изучить все нюансы этого периода.

Возможные осложнения

Взрослые играют огромную роль в успешной адаптации младенца к изменившимся условиям. Абсолютно беззащитный малыш не может самостоятельно выдержать смену окружающей среды (температура, свет, шум), без заботы матери он просто погибнет.

При этом простого ухода (кормление, переодевание, купание) ребенку недостаточно. Если мать не будет налаживать с ним эмоциональный контакт, то этот период займет более продолжительное время и может спровоцировать задержку развития.

По Л. С. Выготскому именно кризис новорожденности формирует у ребенка базовое доверие к миру, уверенность в собственной безопасности. Чтобы этот этап прошел успешно, новорожденный должен чувствовать спокойствие и любовь близкого человека, понимать, что он всегда рядом и реагирует на его крик.

Через маму у ребенка формируется и все отношение к миру, которое окажет влияние и на взрослую жизнь. Когда формируется доверие к ней, то:

  • мир воспринимается надежным и стабильным, в нем есть люди, которые поймут и окажут поддержку и заботу;
  • все трудности в жизни, проблемы и возрастные кризисы переносятся менее травматично и более стойко.

Основной сложностью является то, что не всегда молодая мама может дать ребенку все, в чем он так нуждается в этот период. Иногда кризис новорожденности совпадает с послеродовой депрессией матери. Рождение малыша провоцирует у нее личностный кризис: мама не всегда уверена в своих силах, в том, что знает, как правильно поступать в любой ситуации, не может принять то, что теперь не принадлежит сама себе и не распоряжается своим временем, как хочется.

Чтобы этого не случилось, рядом с мамой и ребенком обязательно должен быть кто-то из близких или опытных людей. Тот, кто сможет оказать поддержку: убедить женщину в том, что лучше нее никто не понимает младенца, даст насладиться контактом с ним, не заботясь о домашних хлопотах, и просто будет готовым помочь.

Диада «мать-дитя»

С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.

Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.

Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.

Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.

О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.

Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова,  т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются  произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам  говорить еще не умеет.  В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты  с взрослыми при  помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов  малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если  родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения  — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.  Каждое движение  открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с  данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий  имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Как справляться: советы психологов

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения

Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть

Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша

Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой
набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые
часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего
дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.
Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный»)
— они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре
исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: