Фобии. симптомы и причины возникновения

Психотравма и жизненная активность

Давид очень много болел в детстве. У его бабушки была идея, что всех детей надо закаливать с раннего возраста. Старшую сестру Давида бабушка вывозила в коляске весьма легко одетую в прохладную погоду – и девочка действительно почти не болела простудными заболеваниями. Однако Дэвик родился совсем другим, и этого бабушка не учла. В результате – 7 воспалений лёгких и масса других проблем в первые 6 лет жизни. Мальчик не вылезал из кровати.

А еще больше всего на свете Дэвид любил… болеть

Ведь это было самым эффективным способом получать внимание и поддержку. Неосознанное стремление привлекать болезнь привело к тому, что к 20 годам уже взрослый молодой человек имел массу психосоматических расстройств

Он нигде не учился и не работал, ведь комфорт и добрые взаимоотношения в его подсознании были четко связан с позицией жертвы. Успех, активность, достижения прямо противоречили его жизненному сценарию.

Чтобы разобраться со всем этим и измениться, Дэвиду понадобился длительный курс психотерапии

И это еще не все…

Как видим, естественное влияние социальной ситуации в детстве сказывается на уже взрослом человеке. Так, если девочка подверглась сексуальному насилию, она, став взрослой, может бояться близких отношений с мужчинами. Подросток, подвергшейся травле, может уйти в свой внутренний мир

Ребенок, который привык лезть из кожи для того, чтобы его родители обратили на него внимание, в будущем может стать эгоцентричным.

Таким образом, детские психологические травмы часто приводят к нарушениям социального и личностного развития. Люди, которым пришлось пережить такой отрицательный опыт в детстве, нередко менее успешны в карьере, им сложнее строить дружеские и семейные отношения, они чаще других не могут выстроить свою жизнь таким образом, чтобы им самим было в ней психологически уютно и комфортно.

К сожалению, психологическая травма часто оказывает формирующее влияние не только на подсознание, но и на сознание человека. Фактически такой человек – это плод своей травмы, её результат, хотя сам он этого не осознаёт.

В этом случае ему сложно рассчитывать на преодоление последствий своей травмы, если он не обратится к специалисту: психотерапевту или психологу. Только специалист может помочь такому человеку внутренне переработать последствия своей травмы, осознать, что в его личности является её результатом, – и найти пути преодоления этих отрицательных последствий.

Виды телесных повреждений

В законодательстве выделяют три основных вида телесных повреждений, которые возникают в результате причинения побоев:

Легкие телесные повреждения или побои. Их между собой следует различать. При получении побоев они могут даже не проявляться на теле, но при этом потерпевший получает физическую боль. Чтобы человек понес ответственность за повреждения легкой степени необходимо получить заключение судебно-медицинской экспертизы, по которой состояние здоровье ухудшилось на срок не более трех недель.  Побои могут причиняться близким людям или же в результате хулиганских действий. Если ранее человеку было назначено административное взыскание, и он вновь избил человека, то к нему будут применяться меры уголовной ответственности.
Средняя тяжесть. Здесь зачастую применяются меры уголовной ответственности в виде лишения свободы, так как само по себе преступление является более тяжким. Тут самое главное является получение медицинской экспертизы, по которой побои будут относиться к данной категории. Лечение при этом должно проходить в течение как минимум трех недель. Возможно здесь и примирение, когда потерпевший не будет иметь претензий к виновному лицу.
Тяжкий характер. Все будет решить эксперт судебной медицины. Не редки случаи, когда состояние здоровье является очень тяжелым, которое трудно восстановить в прежнем виде. Повреждения должны быть опасны для жизни потерпевшего, появление зависимости от наркотических веществ, возникновение психического расстройства и многое другое

Очень важно установить связь между смертью человека и умыслом преступника. Здесь очень тяжелая квалификация, которая должна иметь реальное отображение для назначения действительного наказания.

В каждом отдельном случае необходимо ссылаться на полученное заключение. Именно в нем будет отражена полноценная и действительная информация.

Откуда берется боязнь людей

Предполагается, что социофобия формируется в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов.

Установлено, что ближайшие родственники социофобов также страдают данным заболеванием или другим тревожным расстройством. Дети способны перенимать у взрослых деструктивные формы поведения, усваивать на подсознании разрушительные модели.

Социальная фобия появляется еще в детском возрасте под влиянием патологической модели воспитания.

  • гиперопека;
  • эмоциональная холодность в отношении ребенка;
  •  завышенные требования;
  •  излишняя строгость.

Патологические формы воспитания провоцируют становление нежелательных стереотипных утверждений о себе: я ни на что не гожусь, бесполезный человек.

Особая роль в проявлении расстройства отводится психотравмирующей ситуации детского, подросткового возраста, когда ребенок переживает стыд, другую негативную эмоцию. В детстве мы не можем правильно оценить положение вещей, а неправильная трактовка событий застревает в подсознании. Впоследствии она проявит себя при «удачно» сложившихся обстоятельствах приступом паники, стыда и неловкости. Подобная реакция становится защитным механизмом вроде инстинкта самосохранения при столкновении с социумом.

Проводят также параллель начала заболевания с отношениями в коллективе сверстников. Было замечено, что больше шансов заработать социальную фобию получали подростки, не пользовавшиеся популярностью среди сверстников. Дети подвергались издевательствам. Терпели моральное, физическое насилие.

Мужчина 40 лет страдает паническими атаками. Первый приступ ПА случился в 20 лет, и с тех пор сопровождал больного постоянно. Особенно атаки усиливались в момент публичных выступлений: при чтении доклада перед рабочим коллективом. Мужчина ощущал головокружение, чувство жара, сменяющееся ознобом. Казалось, что сейчас наступит конец света. Боязнь выступать перед сотрудниками мешала больному продвигаться по карьерной лестнице.

В 4 классе случился инцидент. Учительница вызвала мальчика к доске, попросив повторить скороговорку. Реплика оказалась наполненной звуком , которую мальчик произносил с откровенной картавостью. Скороговорка получилась неудачной для восприятия. Класс долго смеялся над «диктором», впоследствии дразнил. После данного эпизода парень боялся ходить в школу, стеснялся отвечать возле доски.

Отношения с одноклассниками были сложными. Мать мужчины страдала депрессией. У брата также случались панические атаки.

Мужчина обратился со своей проблемой к врачу. На основе жалоб, истории болезни ему был выставлен диагноз «социофобия».

Случается, что социальная фобия развивается не только после пережитого собственного негативного опыта. Расстройство способно проявиться у свидетеля неприятной ситуации.

Свою нишу в возникновении расстройства занимают биологические факторы. У больных социальной фобией было выявлено изменение уровня нейромедиаторов в головном мозге. Зафиксирована повышенная чувствительность миндалевидного тела – мозговой структуры, отвечающей за эмоции, в особенности контролирующее чувство страха.

Общие черты заболевания

В программу поведения животных, в том числе человека, заложен стадный инстинкт. Он призывает людей стать полноценным членом общества, активно взаимодействовать друг с другом, испытывая удовольствия и принося пользу себе и другим.

У больных социальной фобией потребность в общении резко снижена. В обществе других людей у человека возникает неконтролируемый страх быть осужденным, осмеянным окружающими и чувство смущения, унижения. Оказаться в центре внимания, осуществить любую деятельность в присутствии других людей для человека с социальной фобией подобно смерти. Страх воспитывает в больном избегающее поведение: человек любыми способами пытается избежать травмирующей ситуации.

Наиболее распространенные события, провоцирующие фобический приступ:

  • знакомство с новыми людьми;
  • общение с лицами, вышестоящими по должности;
  • прием гостей;
  • разговоры по телефону;
  • публичные выступления;
  • любая деятельность в присутствии других людей;
  • общение с противоположным полом;
  • посещение общественного туалета.

У девушки расстройство проявилось в Макдональдсе при попытке сделать заказ. Внезапно ей послышалось, будто окружающие обсуждают ее. Девушка упала в обморок. Очнулась, когда ее пытались привести в чувство.

Социально тревожное расстройство бывает:

  • специфическим. Общественная боязнь возникает в определенной обстановке – при общении с противоположным полом, походе в ресторан;
  • генерализованным – человек в принципе опасается контактировать с людьми.

Человеку с социальным тревожным расстройством кажется, что взгляды прохожих устремлены исключительно на него. У социофоба создается впечатление, что посторонние люди критически оценивают, смеются над ним.

Чтобы избавиться от терзающих ощущений, как кажется больному, осуждения, насмешек окружающих, личность с социальной фобией стремится избегать общественных мест, общения с посторонними, массовых скоплений людей. Охранное поведение позволяет субъекту сохранить психическое равновесие, но неудовлетворенный стадный инстинкт воспитывает у больных чувство одиночества, ощущение ненужности.

Формируется порочный круг. Одиночество на фоне избегания социальных контактов вызывает в индивиде тревожные мысли, приводящие к возникновению сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные – депрессия, генерализованное тревожное расстройство.

Большой проблемой для социофобов становится развитие зависимостей: алкогольной, наркотической. С помощью «расслабляющих» средств больные пытаются сгладить недостаток общения, дефицит эмоций, получаемых при взаимодействии с людьми. Установлено, что личности с социальной фобией подвержены развитию зависимостей в два раза чаще, чем обычные люди.

Социофобия чаще проявляется в детском возрасте, до 11 лет. У взрослых болезнь стартует в период до 20 лет.

Страх кастрации

По мнению Фрейда, страх кастрации не обязательно связан с соответствующими угрозами со стороны родителей, а генетически запрограммирован. Фрейд считал, что в психике любого человека существуют, так называемые, , передающиеся из поколение в поколение филогенетически, возникшие в доисторические времена, когда кастрация в качестве наказания была обычным делом.

По мнению Фрейда, страх кастрации является для мальчика основным мотивом, чтобы отказаться от притязаний на мать, в результате чего разрушается Эдипов комплекс и происходит дальнейшее развитие ребенка (подробнее см. ).

У девочки, по мнению Фрейда, совсем другая история. В связи с тем, что у нее нет пениса, она не может бояться кастрации. Поэтому развитие девочки идет исключительно за счет воспитания, которое заключается в угрозе лишиться любви со стороны родителя или в награде в виде любви за хорошее поведение (подробнее см. ). Страх лишиться любви для мальчика, по мнению Фрейда, имеет второстепенное значение в его развитии.

Таким образом получается, по Фрейду, что страх наказания для мальчика – это, прежде всего, страх кастрации, который существует в бессознательном мальчика априори.

Для девочки, получается, что страх наказания – это страх лишиться любви родителя.

Вот как Чарльз Бреннер в своей статье “” описывает суть по Фрейду:

«Для ребенка этого возраста морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное… Когда ребенок уверен, что тот или иной из инстинктивных импульсов приведет к родительскому неодобрению в виде изгнания [потери объекта любви], лишения любви либо кастрации, тогда неудовольствие проявляется в форме тревоги. Если же ребенок убежден, что родительское неодобрение и возмездие уже произошло из-за того или иного инстинктивного импульса ребенка, то неудовольствие проявляется в форме депрессивного аффекта. Ожидание родительского неодобрения является тем аспектом функционирования , который Фрейд назвал страхом наказания»

Что это такое

Паническая атака – это беспричинный, изматывающий приступ паники или тревоги, сопровождаемый чувством страха и различными физиологическими симптомами.

Чтобы понять, что человек ощущает в такие минуты, представьте ситуацию. Вы идете по улице и внезапно замечаете, что на вас в бешеном ритме несется здоровенный пес. На его морде – зловещий оскал, десна оголились и видны его острые огромные клыки. Слюни брызжут во все стороны, а в его глазах читается ярость и злоба. Каковы ваши ощущения?

Конечно, вы испытаете просто невероятный страх, почувствуете, что ваше сердце остановилось, ноги стали ватными, на лбу появилась испарина. Примерно то же самое ощущают люди, переживающие панический приступ. Но между вами и ними колоссальная разница: в вашем случае существует реальная угроза жизни, тогда как для них нет никакой объективной опасности. То есть их страхи ничем не подкреплены.

Однако это только на первый взгляд, такие индивиды могут сказать, что приступ начался внезапно. В дальнейшей беседе с ними выясняется, что панике предшествовал проезд в лифте или в общественном транспорте, нахождение в месте с большим скоплением людей или в самолете, или другие подобные причины.

Понятие «паника» берет свое начало от имени бога Пана – повелителя полей, лесов и стада. По легендам, он внезапно появлялся перед человеком весь в шерсти и с козлиными ногами, ввергая последнего в неудержимый страх. Человек пускался бежать, не зная куда, по краю обрыва, не осознавая, что бегство также может грозить смертью.

В литературе можно встретить понятия вегетативного или симпатоадреналового криза, кардионевроза. Они тождественны термину «паническая атака».

История Влада

Владислав обратился к психологу в 36 лет. Можно сказать, что его почти насильно привела жена, а женился он незадолго до этого. Проблемы у него были всегда, однако он сам не решался никому о них рассказать.

Влад – талантливый учёный, кандидат наук. Однако он теряется, сталкиваясь с любыми практическими проблемами. Под «проблемой» в данном случае имеется в виду, например, необходимость починить сломавшийся пылесос: то есть – отнести его в ремонт. Такие вопросы он всегда решает очень долго, ему тяжело на что-то определённое решиться. Куда нести? В какую мастерскую? Вдруг там дорого (при этом Влад – довольно обеспеченный человек)? Вдруг плохо сделают?

Он испытывает серьёзные проблемы в отношениях с людьми, если это не чисто профессиональные отношения. В общении ему всегда хочется поддакивать собеседнику, что бы тот ни говорил: он теряет себя в общении.

Из-за этого у него бывают длительные периоды депрессии, отвращения и ненависти к себе. Чтобы Владислав не делал, за что бы он ни брался, он все всегда старается сделать на максимуме своих возможностей и… при этом никогда не бывает доволен результатом.

Как выяснилось в беседе с психологом, родители Влада были внутренне чуждыми друг другу людьми, хотя и не разошлись. Они постоянно ссорились. Ссоры эти почти никогда не носили открытого и грубого характера: оба, и папа, и мама – интеллигенты, отец — доктор наук. Однако, анализируя свои проблемы, Влад пришёл к выводу, что именно ссоры родителей и их отчуждённость друг от друга стали причиной этих проблем.

Влад рассказал, между прочим, вот какой эпизод (по его словам, это одно из его первых воспоминаний, ему было 4-5 лет): «Я помню, мы как-то шли домой. Возможно, были в гостях. Дул сильный ветер. Он шумел в кронах деревьев. Из-за этого отец и мать говорили очень громко. Они спорили, ругались. При этом оба держали меня за руки. Но я вдруг почувствовал, что это чужие люди, которые не замечают меня, которым я не нужен. Я почувствовал себя совершенно одиноким в этом мире. Те, которые назывались моими родителями, не были на самом деле моими родителями. Они меня не видели, не интересовались мной. Так я чувствовал. Это было очень страшно».

В работе с психологом выяснилось, что истоки такого ощущения недовольства собой лежат в детстве. Маленькому Владу казалось, что если он будет очень-очень хорошим, самым лучшим, то родители перестанут ссориться и они заживут дружно и счастливо. Он находил подтверждение своим убеждениям в мимолетной улыбке матери, когда он рассказывал об очередной пятерке, или в дружеском хлопке по плечу отца, когда он выигрывал очередной кубок в спортивных соревнованиях

Эти моменты были единственными, когда наш герой получал хоть какое-то внимание и любовь со стороны самых важных для него людей

Из детства он вынес два послания, которые стали неосознаваемыми девизами всей его последующей жизни. Первый: «Ты нужен и любим только тогда, когда ты можешь не просто много, а очень много. Никому не интересны твои переживания, мнения и желания, важны лишь те результаты, которых ты можешь добиться». Естественно, что в этом случае самым страшным было не оправдать ожиданий родителей и лишаться даже той толики принятия, которую Влад получал от матери и отца. Отсюда сформировалось второе внутреннее послание. «У тебя нет права на ошибку, ты не можешь принимать неверные решения». Отсюда рождалась его неспособность справиться даже с бытовыми вопросами и страх ошибки, который, в свою очередь, влиял на его готовность к активным действиям.

Самоотчёт Влада интересен тем, что он очень точно выразил ощущения многих детей, родители которых постоянно конфликтуют: это именно чувство заброшенности, одиночества и своей ненужности.

И так, Влад стал слабовольным (слабоволие – это неспособность сделать выбор, принять решение в ситуации, когда есть разные варианты поведения) и застенчивым, потому что не получил от родителей той любви и внимания, которые нужны каждому ребёнку. Родители, как часто бывает в конфликтных семьях, были слишком заняты собой, своими отношениями.

Между тем, наша уверенность в себе, сила воли – это результат той энергии любви, которой нас напитали в детстве.

Травмирующие отношения в паре: взрослый — ребенок

Педагогически неверное поведение близкого взрослого (обычно – мамы) – наиболее типичный и в то же время самый скрытый фактор, оказывающий травмирующее влияние на ребёнка. Именно детские психологические травмы, вызванные неправильным воспитанием, нездоровым отношением матери или отца к ребёнку, когда на малыша возлагаются чрезмерные надежды, связанные с тем, что что-то не сбылось в жизни его родителей и им хочется, чтобы успехи ребёнка компенсировали их прошлые неудачи, или когда ребёнок становится для матери сверхценностью и его балуют, или, наоборот, мать чрезмерно внутренне сосредоточена на своих проблемах, из-за чего у неё нет эмоционального контакта с ребёнком, – часто оказываются наиболее сложными и длительными, их причины непросто осознать, их также можно назвать самыми массовыми в наше время.

Можно назвать три основных психотравмирующих фактора такого рода:

— гиперопека,

— игнорирование физических или эмоциональных потребностей ребенка,

— эмоциональная холодность со стороны членов семьи (особенно матери, иногда – отца).

Ребёнок строит себя, свою личность — с помощью своих родителей. Он получает представление о самом себе от других людей, прежде всего – близких взрослых. Фактически мы все в той или иной мере становимся такими, какими видели нас наши мать и отец. Но далеко не всегда это представление правильное и педагогически полезное.

Разумеется, родители в подавляющем большинстве случаев не вредят своим детям сознательно. Однако собственные нерешённые психологические и личные проблемы, нередко – также вызванные детской психологической травмой – часто приводят и к неправильному отношению родителей к своему ребёнку.

Так как сценарии воспитания на неосознанном уровне копируются и воспроизводятся потом на своих детях, то травмирующие отношения переносятся из поколения в поколение. Проработав свои детские травмы и обиды, вы не только измените собственную жизнь, но и сможете сделать бесценный подарок всем вашим потомкам, которые в этом случае будут иначе строить отношения в своих семьях.

Боязнь фиаско

Атихифобия характеризуется страхом неудач, сопровождающего человека в любом деле. Из-за фобии больной отказывается от свершения поворотных, значимых событий в жизни. Причина кроется в постоянном, непреднамеренном ожидании поражения в каждом начинании.

В большей степени такое явление касается ситуаций, связанных с конкуренцией. Школьные эстафеты, соревнования, марафоны, собеседование на работу, поступление в вуз заблаговременно становятся источником неподдельного страха. Атихифоб уверен, что, ввяжись он в эту авантюру, неизбежно одержит поражение. Чтобы не разочаровываться, человек даже отказывается просто попробовать поймать удачу «за хвост».

Больной уверен в своей несостоятельности, слабости. Он считает, что лишен способности достичь успеха, решить возникшую проблему, поэтому обычно остается в стороне, в бездействии.

Человек, страдающий атихифобией, старается избегать проблемных ситуаций, чтобы отгородиться от неизбежных неудач. Невозможность противостоять трудностям, страх поражения отбирают возможность саморазвития, личностного, профессионального роста. Нереализованный человек теряет уверенность в себе, склонен к депрессиям.

К признакам фобии относят:

  • отказ от участия в незнакомых мероприятиях;
  • избегание новых людей, мест, неиспробованной еды;
  • заниженная самооценка;
  • завышенная самокритика;
  • социальная изоляция;
  • оправдание собственного бездействия – отсутствует талант, необходимые навыки, несведущ в данном вопросе;
  • отсутствие уверенности в себе, собственных действиях.

Бездеятельность, отказ от активности являются для больного своеобразной зоной комфорта, так как помогают избежать провала, спасают от разочарования. Абстрагируясь от неизведанных событий, больной обретает покой.

Симптомы атихифобии способны проявляться на подсознательном уровне, независимо от воли больного. Человек начинает медлить с выполнением дела, в котором потенциально чувствует неудачу. Внезапно появляется масса других, более важных занятий, повышается уровень беспокойства.

Атихифобия, как любая фобия, выражается признаками панической атаки. Они настигают индивида в тех условиях, где, он уверен, что его ждет неудача и разочарование. Типичным примером становится страх у мужчины перед знакомством с женщиной. Атихифоб полагает, что недостаточно хорош для того, чтобы понравиться противоположному полу, статусен, красив, умен.

Непосредственно перед свиданием, такого мужчину настигает тревога, охватывает болезненное возбуждение, развивается тахикардия, одышка. Особо показательными симптомами при фобии становятся тошнота, рвота и диарея. Когда больной видит предмет своего внимания, то может лишиться дара речи. Движения сковываются, мужчина буквально застывает от страха.

К другим признакам расстройства, в зависимости от травмирующего события, присоединяются дрожь в конечностях, суетливость, раздражительность, бледность кожи. Если до злосчастного события остается несколько дней, индивид лишается сна.

Экспертиза и справка о нанесении побоев

В справке отражаются лишь телесные повреждения, имеющиеся на теле потерпевшего. А вот экспертиза призвана для того, чтобы получить ответ на то, каким образом данные телесные повреждения могли образоваться и могли ли они вообще появиться при обстоятельствах, указанных пострадавшим. Кроме этого в заключении эксперта отражается информация о степени тяжести повреждений. Это будет служить основанием для привлечения лица к установленной законодательством ответственности.

Существует два способа, по которым проводится экспертиза:

  1. Платная основа. Происходит самостоятельное обращение, когда на руках имеется справка от врача из медицинского учреждения. Получив такое заключение, пострадавший может решать сам, что и как ему делать, как поступать в отношении виновного лица и куда девать экспертизу.
  2. Бесплатно. Она проводится по направлению из полиции. На основании ее принимается решение в соответствии с нормами УПК.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: