Ребенок не говорит в 3 года: когда бить тревогу и что делать?

Повышенная тревожность у ребенка

Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно и небезопасно.

Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:

  • Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
  • Повышенная тревожность может сопровождаться , либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и . Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
  • Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
  • Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
  • .

В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской.

  1. Повышенная тревожность как психологическая проблема.
  2. Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства, детские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями

Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много

Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков

Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Ребенок начал поздно говорить

Независимо от того, во сколько дети говорят первые слова, появление полноценной, связной, разборчивой речи может приходить со значительным опозданием. Такая проблема имеет распространенное значение. Для решения этого вопроса не следует сразу бежать к специалисту, можно попробовать заниматься с ребенком самостоятельно.

Родителям следует чаще разговаривать с малышом, стараясь произносить больше одинаковых слов, это будет влиять на хорошее слуховое восприятие. Детка быстрее усвоит и запомнит слова, сказанные ровным, спокойным голосом несколько раз подряд. Чтение сказок наполнит подсознание малыша новыми словоформами, которые отложатся в памяти и будут использованы позднее. Засыпающему малышу можно читать одну сказку в течение нескольких дней, это поможет ему чаще слышать и узнавать одинаковые слова.

В разговоре с маленьким чудом не следует делать акцент на конкретных деталях, достаточно просто вслух обсуждать каждое действие. Так, например, одевая ребенка гулять, можно останавливаться на каждом предмете одежды, на части тела, на которые он их надевает. Во время прогулки следует рассказывать крохе об окружающем его мире, показывая листочки, цветы, веточки

При этом важно каждый предмет называть своими именами, вызывая у ребенка интерес к повторению нового слова. Если же, несмотря на усилия родителей, ребенок не говорит, что делать в таком случае — подскажет опытный специалист

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно

Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

Год третий

Развитие познавательной сферы ребенка «провоцирует» интенсивное развитие речи. Он уже повторяет более сложные слова и даже фразы, активно расширяется словарь (к 3 годам он составляет порядка 1000-1200 слов). Малыш уже составляет из слов предложения, согласуя грамматические формы. Продолжается и освоение фонетической системы языка: ребенок учится произносить звуки , , , . Однако артикуляционный аппарат еще недостаточно развит, так что произношение этих звуков совсем не идеально. «Трудными» являются для ребенка и шипящие , , , , которые он может заменять мягкими или твердыми свистящими (вместо «шапка» произносит «сяпка» или «сапка», вместо «жук» — «зюк»). Звуки , и в речи пока тоже отсутствуют (иногда дети заменяют их на или : «уль» (руль), «двель» (дверь), «мей» (мел). А вот губные, средне- и заднеязычные согласные (, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ) уже должны быть правильными.

Если к трем годам ваш ребенок не разговаривает или говорит очень мало – это уже повод забеспокоиться и опеделить причину такой задержки. Запаздывание может быть обусловлено как физиологическими причинами (болезни ЛОР-органов, физическое истощение, вызванное тяжелыми заболеваниями, поражения ЦНС, сопровождающиеся умственной отсталостью), так и психологическими (недостаток общения и внимания со стороны взрослых). В любом случае следует как можно быстрее обратиться к специалистам. Ведь чем дольше период отставания в развитии, тем сложнее наверстать упущенное.

Год второй

В начале 2-го года жизни ребенок начинает копировать речь окружающих и его словарный запас стремительно пополняется: к 1,5 годам он составляет около 50 слов. Малыш уже произносит, пускай и не всегда четко, практически все гласные и часть согласных звуков: , , , , , , , , , , . При этом твердые согласные могут произноситься как парные мягкие («дай» — «дяй»), а полные «версии» слов заменяются звукоподражаниями («курица» — «ко-ко», «кошка» – «мяу») или «усеченными» до 1-2 слога вариантами («кубик» — «ку», «собака» — «бака»). В это же время начинают появляться первые предложения. Речь становится более осмысленной, постепенно вытесняя мимические реакции и жесты.

К двум годам в активном словаре ребенка уже до 400 существительных и глаголов, из которых он учится строить простые предложения (из 3-4 и более слов). Малыш правильно произносит все гласные звуки и наиболее легкие согласные, в его речи уже появляется вопросительная и восклицательная интонация. Правильность произнесения звуков зачастую зависит от их расположения в слове: в 2-сложных словах с открытыми слогами все звуки произносятся правильно, а в более сложных словах малыш может заменять или пропускать отдельные звуки или целые слоги. Сложность вызывают и слова, где подряд стоят 2 и больше согласных. При этом правильное звукопроизношение не является постоянным: один раз малыш может произнести звук правильно, а в следующий раз – неверно. Это вполне нормально для этого возраста.

К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

  • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
  • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
  • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: