Попросите ребенка помочь
Попросите ребенка побыть в качестве вашего помощника. Скажите ему, что – это сделает вас счастливым. Например: если он поможет убрать комнату или погуляет с собакой на улице вместе с вами.
Если же вы чувствуете, что ваш ребенок откажется от всех вариантов, не нужно быть слишком строгим. Не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет. Конечно, это не касается ситуаций, которые могут нанести вред его здоровью. Ребенок может почувствовать злость и стать более упрямым. Вам следует быть терпеливым и выбирать правильные тактики поведения со своим ребенком в зависимости от сложившейся ситуации. Сохраняйте позитивный настрой, и ребенок будет охотней с вами соглашаться.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Проверяйте собственный словарный запас
Сколько раз в день вы говорите слово «нет»? Конечно, это не значит, что на каждую просьбу своего ребенка вы должны говорить «да», чтобы найти выход из этой ситуации, попробуйте поговорить с ребенком когда в очередной раз услышите от него слово «нет».
Разговаривая с ребенком, просто объясните ему. Например: что ему нужно вовремя ложиться спать. Если ребенок школьник, то скажите, что ему нужно выспаться, чтобы набраться сил и быть в хорошем настроении. Если ребенок маленький, то почитайте ему, и пообещайте, что завтра почитаете новую сказку. Обязательно свои обещания исполните, так вам ребенок будет больше доверять и отношения будут улучшаться. Старайтесь проявлять терпение, не злитесь, не кричите на него.
Дислалия
При функциональной дислалии речь также неразборчива из-за слишком быстрого темпа, но при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Обычно ребенок неправильно произносит всего несколько звуков. Дети с функциональной дислалией не могут усвоить полностью признаки отдельных звуков, не различают их, смешивают и неправильно произносят.
При механической дислалии искажение группы звуков и увеличение скорости речи происходит из-за особенностей строения органов, участвующих в артикуляции звуков – челюстей, нёба, зубов, языка. Эта форма часто диагностируется и у взрослых.
Логопеды центра развития «Каркуша» отмечают, что малыш с дислалией овладевает звуковым строем родного языка в той же последовательности, что ребенок с нормальным произношением, но задерживается на каком-либо этапе.
Каждая группа звуков формируется в определенном возрасте, по мере развития артикуляционных органов:
- в три года – гласные, , , , , , , , , , , ;
- в четыре года – , , ;
- в пяти лет – , , , ;
- в шесть лет – , , .
Если до «своего» возраста звуки не появились, то это считается нормой и проходит без вмешательства логопеда.
Для дислалии характерны следующее:
- Звуки искажаются, то их ребенок их может и пропустить, и произнести неправильно, и заменить проблемные звуки более простыми.
- На слух ребенок правильно воспринимает звуки, отличает их.
- Он понимает, что говорит неправильно, и знает эталон слова.
Например, вместо «колбаса» он говорит «ковбаса», вместо «корова» — «колова». Если передразнить ребенка, он обязательно поправит взрослого: «Не ковбаса, а ковбаса».
По внешним признакам дислалия сходна с дизартрическими нарушениями, поэтому при постановке диагноза важно проводить функциональные пробы и исследования, оценивать состояние фонематического слуха
Внимание, дислалия не проходит самостоятельно, с возрастом, поэтому все занятия необходимо проводить под контролем специалиста
Признаки задержки речевого развития
К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:
- Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
- Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
- Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
- Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
- Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
- Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
- Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.
Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:
- время их появления,
- активный и пассивный словарный запас,
- общая речевая активность ребенка,
- наличие фразовой и связной речи.
К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» — «Бабушка, идём».
Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:
- правильное произношение звуков,
- умение строить предложения,
- грамотный пересказ.
Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.
Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.
В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.
За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.
Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.
Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.
Как выявить ЗПРР ?
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
-
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
-
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
-
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
-
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
-
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
-
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
ЗПР и ЗРР — в чем разница?
Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.
Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года
Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.
К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.
Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.
Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.
Советы родителям
Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.
Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:
- пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
- творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
- массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
- развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
- логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.
Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.
Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.
Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.
Возможные проблемы
Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.
Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:
-
Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
внутриутробного периода. -
Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
формирование собственных высказываний. -
Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко. -
Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
ребёнка развиты нормально. -
Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
медленнее. -
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
освоения чтения и письма. -
Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.
Избегайте ссор во время еды
Очень многие дети, даже за обеденным столом капризничают и показывают свое недовольство. Хотя еда приготовлена вкусно. Если ребенок постоянно говорит «нет» за обедом, возможно пришло время применить новый метод в данном конкретном случае. Хороший способ предлагать пробовать новые и новые блюда. При этом вы сами не ждите, что ребенок сразу скажет «нет».
Но если ребенок отвергает все предложенные вами новые блюда. Есть альтернатива, кормите его одним и тем же, со временем ему точно надоест есть одно и тоже, и он изъявит желание попробовать новое.
Не принимайте это все на свой счет. Ваш ребенок говорит «нет» не потому, что вы ему не нравитесь. Ваш ребенок повзрослеет и перерастет это расстройство поведения. Успех в воспитании таких детей – это ваше терпение. Но если вас все больше и больше одолевает беспокойство по поводу поведения ребенка, вам следует обратиться за помощью детского психолога.
Когда можно сказать, что есть задержка речи?
Можно сказать, что ребенку нужно время, чтобы начать говорить, когда в 2 года он не произносит предложений из двух слов .
Есть и другие симптомы, которые могут предупредить об задержке речи, если с 3-х лет у ребенка появляются следующие признаки:
- Изменена организация языка. То есть они могут произносить отдельные звуки и группы звуков, но испытывают трудности с формированием с ними слов.
- Показывает задержку в получении символической игры .
- Он сводит к минимуму использование предложений, ссылок и использует множество фонологических упрощений.
- Подражает, но не произносит предложения спонтанно.
Следует сказать, что большинство детей, которые начинают говорить поздно, позже нормализуются, и следует также уточнить, что недоношенным детям может потребоваться немного больше времени, чтобы начать говорить.
К каким специалистам стоит обратиться?
Если малыш практически не разговаривает в 3 года или делает это плохо, следует пройти комплексный медицинский осмотр у таких специалистов:
- педиатр (выявляет наличие нарушений и направляет на осмотр к другим специалистам);
- оториноларинголог или сурдолог (проверяют слух ребенка);
- логопед и дефектолог (с помощью тестирования определяют уровень развития речи, выявляют отклонения в ее формировании);
- невропатолог (изучает малыша на наличие патологий нервной системы);
- психолог (выявляет нарушения в эмоциональном состоянии малыша);
- психоневролог (может потребоваться для точного определения диагноза).
Если психологическое и физиологическое состояние малыша в норме, справиться со сложностями в речевом развитии ему помогут логопед и родители. Для этого нужно не только обратиться к грамотному врачу, но и постоянно работать с малышом дома.
Причины задержки речевого развития в этом возрасте
В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.
Основные причины недоразвития речи:
- токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания; - родовая травма;
- асфиксия в родах;
- имеются нарушения или отсутствие слуха;
- нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
- наследственная предрасположенность;
- органическое недоразвитие ЦНС;
- педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
- неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
разговаривают.
Что делать, если ребенок молчит в 5 лет?
Прежде всего, не стоит тратить силы на самостоятельное решение проблемы. Родители не смогут развить речь у молчащего пятилетнего малыша, а лишь упустят время. Необходимо показать малыша ряду специалистов, среди которых педиатр, психолог, невролог, дефектолог и другие врачи узкого профиля.
Заочно определить, какие ребенку потребуются обследования, практически невозможно. Осмотр малыша обязательно должен провести врач, который изучит рефлексы, проанализирует актуальный уровень развития, узнает об особенностях протекания беременности и родов, и лишь потом назначит дальнейшую диагностику. Как правило, требуется прохождение энцефалограммы, Доплера, МРТ и других обследований.
Прежде всего, необходимо определить причину, по которой ребенок в 5 лет не говорит. Их может быть огромное количество, начиная от патологий внутриутробного развития и осложнений при родах, и заканчивая эмоциональным климатом в семье. Выявить факторы, которые привели к задержке становления речи, может только грамотный специалист после проведения объективных обследований. И лишь после этого возможна разработка эффективной программы развития речевого аппарата у ребенка.
Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями
Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.
Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.
В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.
Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.
Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.
- Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
- Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
- Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
- Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
- ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
- ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
- ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
- Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
- Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
- Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
- Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.
Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.
Советы родителям, чьи дети не говорят или говорят плохо.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа: Дай ручку. Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные : а, о, у.
Слушайте звуки и шумы. Объясняйте, что это. Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
Не говорите при ребенке о его отставании.
Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).
Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?».
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Если ребенок называет только одни слова, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
Большинство занятий проводите в игровой форме
Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит»
При необходимости консультируйтесь со специалистами (логопедом, неврологом), чтобы развеять сомнения, либо начать принимать меры.
Особенности речевого развития четырехлетнего ребенка
Безусловно, обобщенные нормативы являются спорной вещью, ведь каждый малыш индивидуален в своем росте и развитии. Формирование разговорных навыков у детей в 4 года сложно сопоставить с четкими рамками: одни детки легко рассказывают стишки наизусть, а другие только начинают слаженно и логично отвечать на вопросы. И оба случая будут адекватными для данной возрастной группы.
При этом, крайне важно объективно оценивать уровень становления речи малыша. Специалисты утверждают, что при нормальном развитии ребенок в 4 года может:
- быстро и логично озвучивать свои желания и мысли;
- активно использовать освоенный словарный запас, который должен составлять около 2,5 тыс. слов;
- употреблять при общении простые и сложные предложения;
- внимательно и сосредоточенно слушать рассказы, сказки и истории;
- воспринимать и анализировать ответы взрослых на поставленные малышом вопросы;
- указывать на речевые ошибки одногодок (при этом, свои ошибки ребенок игнорирует);
- правильно артикулировать шипящими и свистящими звуками (ш, ж, щ, ц, ч);
- выделять в словах отдельные звуки.
Дети с нормально формирующейся речью свободно говорят с родителями, другими взрослыми и сверстниками, зачастую самостоятельно инициируя общение. Они все быстро запоминают и повторяют, требуя постоянной и разносторонней коммуникации.
Причины задержки речи
Задержки речи могут быть вызваны разными причинами, которые мы обсуждаем ниже:
- Нарушения речевого и языкового развития . Они являются частой причиной проблем с речью / языком у детей. Эти нарушения обучения вызваны другой работой мозга. У вашего малыша могут быть проблемы с произнесением звуков, использованием устной речи для общения или пониманием того, что говорят другие люди. Проблемы с речью и языком часто являются первым признаком нарушения обучаемости.
- На потерю слуха часто не обращают внимания, и ее легко идентифицировать. Если у вашего малыша задержка речи / речи, следует проверить его слух.
- Крайняя депривация окружающей среды может вызвать задержку речи. Если ребенком пренебрегают или оскорбляют и он не слушает, как говорят другие, он не научится говорить.
- Недоношенность может привести ко многим типам задержек в развитии, включая проблемы с речью / языком.
- Нарушение обработки слуха описывает проблему с декодированием звуков речи. Эти дети могут поправиться с помощью речевой и языковой терапии.
- Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма, могут влиять на мышцы, необходимые для речи.
- Аутизм влияет на общение. Проблемы с речью / языком / общением часто являются ранним признаком аутизма. Здесь вы найдете 15 занятий для детей с аутизмом .
- Апраксия речи . Это специфическое речевое расстройство, при котором малышу трудно определять последовательность речевых движений и выполнять их.
- Избирательный мутизм : это когда малыш вообще не говорит в определенных ситуациях, часто происходящих в школе.
Обычно когда ребенок начинает говорить?
Первые слова ребенок начинает произносить в возрасте от 10 до 13 месяцев . Вначале речь идет о людях (папа, мама, ребенок), животных (собака, кошка, утка …), пище (вода, хлеб, яблоко …), частях тела (глаза, рот, руки …), одежде (штаны). , Футболка, обувь …), транспортные средства (машина, лодка, самолет …), игрушки (мяч, пазл, кукла …) или предметы, найденные в доме (ложка, телевизор, телефон …), но также и местоположение в пробел (вверху, внизу, сбоку …) и определенные процедуры (привет, спасибо, пожалуйста …).
К 18 месяцам он усваивает от 50 до 100 слов, к 20 месяцам 200 слов, к 2 годам от 400 до 600 слов и к 3 годам около 1500 слов и может использовать трехэлементные предложения со структурой существительное + глагол + существительное (например, «ребенок ест хлеб»).
Мы, конечно, не считаем слова, которые он произносит, но это помогает составить приблизительное представление. Это также не означает, что у ребенка задержка речи, если он не произнесет 50 слов к 18 месяцам.
Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность
При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.