Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

Дошкольный возраст

Трехлетки уже умеют высказывать простейшие суждения, обобщать, устанавливать простейшие взаимосвязи и различать похожие предметы.

Словарный запас к 4 годам составляет около 2000 слов. Ребенок все активнее использует в речи местоимения, имена прилагательные, наречия, появляются числительные. Предложения строятся уже по законам грамматики, а на вопросы он дает развернутые ответы. Речь становится понятнее, большинство звуков произносится четко. Однако, несмотря на значительный прогресс, речь еще далека от совершенства. Поэтому не стоит волноваться, если трехлетний малыш пока не может связно рассказать о прогулке или пересказать сказку. Не должны настораживать и грамматические ошибки и неточности в употреблении служебных частей речи. Это исправится само собой к 6-7 годам. Однако и в этом возрасте еще нередки ошибки в употреблении отдельных падежных форм.

К этому же возрасту дети, как правило, овладевают и правильным произношением всех согласных звуков: к 4 годам – свистящими (, , , , ); к 5 годам – шипящими (, , , ), к 6 годам – сонорными (, , , , ).

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
Гуление

Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу)

Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Год второй

В начале 2-го года жизни ребенок начинает копировать речь окружающих и его словарный запас стремительно пополняется: к 1,5 годам он составляет около 50 слов. Малыш уже произносит, пускай и не всегда четко, практически все гласные и часть согласных звуков: , , , , , , , , , , . При этом твердые согласные могут произноситься как парные мягкие («дай» — «дяй»), а полные «версии» слов заменяются звукоподражаниями («курица» — «ко-ко», «кошка» – «мяу») или «усеченными» до 1-2 слога вариантами («кубик» — «ку», «собака» — «бака»). В это же время начинают появляться первые предложения. Речь становится более осмысленной, постепенно вытесняя мимические реакции и жесты.

К двум годам в активном словаре ребенка уже до 400 существительных и глаголов, из которых он учится строить простые предложения (из 3-4 и более слов). Малыш правильно произносит все гласные звуки и наиболее легкие согласные, в его речи уже появляется вопросительная и восклицательная интонация. Правильность произнесения звуков зачастую зависит от их расположения в слове: в 2-сложных словах с открытыми слогами все звуки произносятся правильно, а в более сложных словах малыш может заменять или пропускать отдельные звуки или целые слоги. Сложность вызывают и слова, где подряд стоят 2 и больше согласных. При этом правильное звукопроизношение не является постоянным: один раз малыш может произнести звук правильно, а в следующий раз – неверно. Это вполне нормально для этого возраста.

Социальные причины отсутствия речи

1. У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

2. Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

3. Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

4. Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье

Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики. Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились

Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

5. Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

6. Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Дорогие родители, если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

Не пропустить тревожных сигналов

Все навыки своих детей родители оценивают по-разному. Для одних неумение сказать «мама» к 10 месяцам – уже патология, для других «молчанки» после 3 лет – ничего страшного. Как же определить, что у крохи не просто «индивидуальные особенности» (и он заговорит, хоть и относительно поздно), а серьезные отклонения, требующие коррекции?

Существует несколько признаков отставания малыша в речевом развитии:

  • в 1 год в речи малыша нет ни одного слова (пусть даже звукоподражательного);
  • к 2 годам ребенок не может запомнить названий предметов и сути просьб, не выполняет их, не откликается, когда его зовут по имени;
  • в 2 года произносит отдельные слова, не умеет «собирать» их в простые предложения, не повторяет новых слов за взрослыми;
  • после 2 лет не распознает цвета, не знает названий частей тела, окружающих предметов;
  • в 3 года не говорит предложениями по 3-4 слова, не понимает смысла коротеньких рассказов;
  • вместо обычной речи произносит гортанные звукосочетания;
  • говорит невнятно, на «тарабарском» языке, который не понимают даже родители;
  • не может научиться жеванию;
  • гиперактивен;
  • постоянно держит открытым рот;
  • не может смотреть в глаза.

Такие симптомы могут указывать на задержку психоречевого развития, которая часто обусловлена заболеваниями, требующими лечения, коррекции, адаптации ребенка.

Год первый

Первые месяцы жизни ребенка – пора эмоционального общения. Младенец только прислушивается к окружающим его со всех сторон звукам и реагирует на них с помощью мимики. Несмотря на то что малыш пока не понимает речь, нужно обязательно общаться с ним. Это не только вызывает у него положительные эмоции, но и учит прислушиваться, рождает желание и самому «говорить».

На втором-третьем месяце эмоции начинают воплощаться в звуки. Увидев мать, младенец не только оживляется и выражает свою радость улыбкой и жестами, но и начинает «говорить» на своем языке – начинается стадия гуления. «Словарный запас» в это время невелик и малопонятен: в ходу звуки и звукосочетания вроде «э», «кхы», «ааа», «га», «гы» и т.п. К концу 3-го – началу 4-го месяца гуление усиливается – у малыша появляется потребность в общении. А к концу шестого месяца малыш уже произносит отдельные слоги: па, ма, ба, га и пр. Повторенные несколько раз подряд, они складываются в «слова»: «мама», «баба», «папа». Конечно, это еще не полноценная речь, но в то же время это важный подготовительный этап к ее усвоению.

С 6 месяцев малыш уже не только произносит звуки и слоги (лепечет), но и учится повторять. Формируется умение устанавливать связь между словом и предметом. В 9-10 месяцев появляются первые слова.

Особенно сильную потребность «разговаривать» вызывают игрушки, которые малыш может называть звукоподражательными словами: «ляля» (кукла), «би-би» (машинка).

К 12 месяцам в лексиконе ребенка в среднем 10-12 слов – несложных для произношения или звукоподражательных, но это уже полноценные слова – средство общения.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения

Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Малыш замолкает при незнакомцах

Молчание – естественная защитная реакция организма, когда ребенок сталкивается с незнакомым человеком, особенно если он показался страшным или просто каким-то непонятным. Отсутствие речи может наблюдаться несколько часов после встречи.

Решение: Если малыш замолчал непосредственно после вашей встречи с незнакомцем, то, скорее всего, он заговорит еще до отхода ко сну. Обязательно дружелюбно поговорите с ним о незнакомце, расскажите, что это хороший человек, не представляющий опасности, что родителям нравится с ним общаться. Ребенок должен почувствовать, что вы с ним находитесь в полной безопасности, и в следующий раз будет меньше волноваться.

С чего начать коррекцию?

Во-первых, нужно показать малыша неврологу, чтобы исключить патологию ЦНС. Кроме того, врач может назначить препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга и активность нервных клеток, что положительно скажется на развитии речи.

Во-вторых, необходимо посетить логопеда. Он послушает речь малыша и точно скажет, что стало причиной проглатывания слогов, нужно ли обратиться к психологу, подберет программу коррекции.

В-третьих, очень много зависит от домашних занятий, ведь большую часть времени с ребенком проводят именно родители

Важно окружить его вниманием и заботой пока идет коррекция речи

Во сколько месяцев малыши начинают говорить?


Речь – это важный инструмент для коммуникации и социализации. Она начинает развиваться с самого рождения. Сначала малыш издает гласные звуки «а», «у». Так он выражает свои потребности. С двухмесячного возраста младенцы становятся более оживленными, чаще произнося протяжные звуки, придавая им эмоциональную окраску. Они начинают агукать. К двум месяцам мать уже хорошо знает ребенка, понимает, какими звуками он выражает радость, голод, дискомфорт и как он пытается дать понять, что ему скучно.

В трехмесячном возрасте младенец начинает издавать не только гласные, но и согласные звуки (г, х, к, п, б), определенным образом их сочетает («гу», «аги», «агу»). В шесть месяцев родители замечают лепетание ребенка. От гуления оно отличается повторением слогов.

Например, малыш может подолгу тянуть звуки «па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Произносит он их неосознанно. Грудничок начинает понимать, что говорят ему взрослые. У него формируется пассивный словарный запас

В это время важно как можно больше общаться с ребенком


В семь месяцев грудничок продолжает лепетать. В этом возрасте он начинает играть с тембром и громкостью своего голоса: протяжно тянет звуки, чередуя низкие и высокие ноты.

Продолжает формироваться пассивный лексикон. Малыш начинает подражать речи родителей и звукам, которые издают взрослые, животные, машины.

В 9-10 месяцев ребенок произносит новые звуки, общается жестами. В этом возрасте он способен выговаривать около 10 односложных слов: «гав», «баба», «коко». У девочек обычно речь развивается быстрее, чем у мальчиков. Во сколько дети начинают говорить первые слова, во многом зависит от родителей: от того, как они занимаются с малышом, как общаются с ним.

Также определенное влияние оказывает физическое, интеллектуальное и психическое развитие, наследственная предрасположенность. Поэтому дать точный ответ, во сколько малыш заговорит, сложно. Заботливые и настойчивые родители могут ускорить наступление этого момента.

Чем чаще ребенок будет слышать слово «мама», тем быстрее он научится его выговаривать.

Внутренние факторы отсутствия речи у детей

1. Проверьте, нормально ли слышит ваш ребенок

Дети с частично или полностью нарушенным слухом почти не воспринимают окружающие их звуки. Нарушение слуховой функции чаще всего возникает вследствие тяжелых инфекций, затяжных отитов, простудных заболеваний, также это может произойти в результате родовой травмы. Если ваш ребенок реагирует только на громкие резкие звуки, не слышит шепота или даже нормальную речь, его обязательно нужно показать отоларингологу и сделать аудиометрию.

2. Наследственность

Задержка в развитии часто передается генетически, поэтому если в семье уже раньше были подобные случаи, это повод для беспокойства. Почти все наследственные нарушения передаются в более тяжелой форме. Поэтому не слушайте родственников, мол, перерастет, и идите к специалистам. Задержка речи может быть и темповой, поскольку все дети развиваются с разной скоростью. В этом случае занятия с логопедом дадут нужный толчок, и малыш обязательно заговорит

Важно: темповая задержка допускает отставание от возрастной нормы только в пределах 6 месяцев

3. Аномалии ЦНС

Если есть у ребенка врожденные или приобретенные патологии нервной системы, то его нервные клетки прекращают свое развития, оставаясь молодыми и незрелыми. В этом случае происходит нарушение речи центрального характера, или алалия. Большинство детей-алаликов после длительной коррекции начинают говорить, но у них часто наблюдается заикание.

4. Тяжелая беременность и травматичные роды

Длительный токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт, внутриутробные менингиты и энцефалиты, родовые травмы, курение и алкоголь – наиболее распространенные причины недоразвития речевых центров и ЦНС.

5. Патологии речевых органов

Если ребенок плохо справляется с твердой пищей или у него постоянно течет слюнка, возможно, у него очень слабые челюстно-лицевые мышцы, которые являются важной частью артикуляционного аппарата. Также нормальному развитию речи мешают слишком короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление нёба. В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу

В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу.

6. Нарушение интеллектуального развития

Отсутствие речи в возрасте 2-3 лет может быть признаком задержки психического и умственного развития, расстройств аутистического спектра, синдрома Дауна и других тяжелых заболеваний

Поставить диагноз может только специалист, поэтому важно обследоваться у психиатра и логопеда-дефектолога, которые определят уровень развития психических функций и интеллекта.
Если в ходе обследования удалось исключить проблемы с физическим и психическим здоровьем малыша, то причины задержки речи нужно искать в обстановке, в которой он растет

Социальные причины отсутствия речи

1. У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

2. Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

3. Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

4. Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье

Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики

Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

5. Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

6. Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Дорогие родители, если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи

Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось

Чем характеризуется такое состояние:

  1. Ребенок совсем не говорит.
  2. В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
  3. После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Может ли ребенок замолчать из-за прививок?

Многие родители спрашивают, действительно, ли прививки могут привести к резкому откату в психоречевом и речевом развитии. На самом деле современной науке не известно ни одного достоверного исследования, доказывающего, что вакцины наносят развитию ребенку подобный вред. Спровоцировать исчезновение речи может несоблюдение условий вакцинации: прививать можно только здорового ребенка с сильным иммунитетом при отсутствии неврологических патологий. В группе риска находятся дети, пережившие кислородное голодание во время беременности и родов, имеющие органические пороки ЦНС и сердца, тяжелые заболевания дыхательной системы, страдающие атопическим дерматитом, а также часто болеющие простудными заболеваниями, малыши. Перед каждой вакцинацией обязательно обследуйте полностью ребенка у врача, которому вы доверяете.

В любом случае, когда ребенок внезапно замолчал, лучше перестраховаться и показать его хотя бы педиатру, чтобы исключить серьезные патологии и не упустить время. Перед визитом проанализируйте, что могло стать причиной исчезновения речи, это поможет врачу быстрее поставить правильный диагноз и оказать необходимую помощь.

Какие они – первые слова?

А теперь развеем миф о первом слове. Сегодня в педиатрии принято считать первым словом то, которое употребляется в одном и том же значении, относится к одним и тем же предметам или действиям. То есть при таком подходе словарный багаж крохи может содержать искажения и звукоподражания (кака, вава, цаца, ав-ав, бибика, ам-ам). При этом «вава» означает множество предметов или действий, причиняющих боль, «кака» – все, что грязное или не пригодное для еды. В таких случаях можно считать, что ребенок говорит первое слово (в противном случае такие слогосочетания являются признаком лепета). Для появления таких слов ориентировочным будет возраст 10–12 месяцев.

В начале освоения навыка говорения малыш произносит слова, состоящие из одного повторяющегося слога или двух разных. Более значимые достижения придут позже – всему свое время.

Кроха говорит первое слово ассоциативно, соотнося с предметом, находящимся в поле зрения, и с теми аналогиями, которые он вызывает у малыша. Далеко не всегда первым словом ребенка является «мама». К примеру, взрослый может не понять, что автомобильная шина называется «катан» (малыш видел, как папа катил ее однажды, и запомнил ассоциацию: папа произнес – «катать»). Или, играя в ванной с резиновыми утятами, запомнил, что «утя» бывает в воде. Увидев на прогулке лужу или озеро, он теперь может сказать «утя».

Если ассоциация устойчива и ее можно распознать – ребенок говорит слова. При этом если ребенок до 2 лет не видел уток в жизни или на картинках, он и не будет говорить этого слова.

Стоит ли бить тревогу?

Если ребенок только-только заговорил и полностью здоров (то есть, нет других явных нарушений развития), то такое явление нормально. Дети, пока овладевают речью, могут произносить только часть слова, обычно это ударные слоги, поскольку они четко слышатся малышом, и, следовательно, ему легче их воспроизвести.

Специалисты советуют в этом случае разговаривать с ребенком очень МЕДЛЕННО И ЧЕТКО. Дело в том, что при быстрой речи слова воспринимаются слуховым анализатором головного мозга полностью, но в искаженном виде. Именно поэтому взрослым при общении с малышом необходимо:

  • произносить слова громко, четко, медленно;
  • избегать в речи «детских слов» типа «бо-бо» (больно), «кися» (кошка) и т. д;
  • читать вслух, проговаривая каждый слог;
  • терпеливо и мягко поправлять ребенка: если он опять сказал только окончание, повторить это же слово полностью, лучше будет, если вы употребите его в предложении, например: «Ле» (улица) – «Да, сейчас пойдем на улицу»;
  • провоцировать малыша на разговор.

Ребенок обязательно должен слышать вокруг себя только правильную ясную речь, и только в этом случае он научится полностью произносить слова.
При соблюдении данных рекомендаций, произношение в норме, должно выправиться самостоятельно к трем годам. Если этого не произошло, необходимо срочно обратиться к специалисту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: