Ирина мальцева3 лучшие методики раннего развития

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

В чем суть методики Домана

На самом деле, развивающие занятия по методике Домана не ограничиваются одним лишь показом карточек, но когда речь заходит о данном способе обучения, все вспоминают только их.

Но не стоит думать, что методика Домана включает в себя только карточки с изображениями и фактами. Используя методику Домана можно с легкостью научить ребенка читать и считать.

Учебные материалы можно либо изготавливать самостоятельно, либо же покупать уже готовые комплекты карточек, которые продаются в «Детском Мире». В таких наборах есть все основные темы. Кроме того, вы можете купить дополнительные темы, для расширения картотеки. Также на их обратной стороне вы найдете интересные факты для программы знаний.

Однако если вы не хотите покупать карточки, то их можно самостоятельно скачать и распечатать на принтере. Картинки или даже фото по данной методике можно показывать и с помощью компьютера, планшета или же смартфона.

Методика раннего развития детей педагогов-новаторов Никитины

Среди известных авторов методик раннего развития детей можно отметить супругов Никитиных – российских педагогов-новаторов. Как отмечают сами Борис и Елена, они старались уйти от программного воспитания, доверяя больше интуиции и потребностям малыша, чем правилам и догмам. В основе их методики лежит физическое развитие ребенка — как ключ к активации познавательного интереса. Авторы методики раннего развития детей Никитины — первые педагоги в России, выделившие игру как форму развивающего обучения.

Сегодня по методике семьи Никитиных работают педагоги во всем мире, Борис и Елена выпустили большое количество развивающих игр, разработали целую концепцию раннего развития, закаливания, физической активности.

Сравнение с другими методиками

Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:

Методика Отличия
Зайцева Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают.
Глена Домана Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет.
Никитиных В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно.
Сессиль Лупан Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный.

Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.

«Дом ребенка» Марии Монтессори

Мария Монтессори начала создавать свою «среду», полностью отказавшись от традиционных столов и скамеек. Вместо этого в ее заведении были подвижные столы и стулья («Дом ребенка» — школа-интернат для детей дошкольного возраста).

Ребенок мог легко менять столы и стулья местами, занимая при этом удобное ему место. Если ребенок хочет, то может найти свое место на специальном коврике на полу, изучая учебные пособия самостоятельно.

Единственное правило в школе Монтессори: после работы с материалом следует аккуратно убрать со своего рабочего места все материалы и очистить стол после того, как работа на нем была закончена.

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Как проводят занятия

Развивающая среда – основа методики Монтессори. Она делится на зоны, где дети могут заниматься различной деятельностью, раскрывая соответствующие способности.

  • Практическая жизнь. Здесь изучаются основы домоводства, происходит развитие моторики рук. Здесь же в системе Монтессори детский игровой мир помогает изучать бытовые навыки.
  • Сенсорное развитие. Дети изучают формы, запахи, идет подготовка к чтению.
  • Математическая. Дошкольникам предлагается изучить цифры и основы простейшего счета.
  • Языковая. Идет обучение письму и чтению.
  • Космос. В этой зоне ребенок познает окружающий мир, культуру, историю.
  • Гимнастическая. Предназначена для активной деятельности, так как дети не могут долго находиться без движения и им нужна разрядка.

Занятия могут быть индивидуальные, общие и поделенные на группы по несколько человек.

Отношения ребенка с предметами реального мира

«В Монтессори — группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким уменьшенном масштабе, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь».

У Тюленева чаще всего ребенок имеет дело с реальным масштабом, например, уже с 1 – 1,5 лет приобщается к пишущей машинке, компьютерной клавиатуре, свободно ориентируется в полях шахматной доски, и даже свободно и с увлечением … руководит действиями взрослых, когда его выберут в очередной раз «Президентом». Практически ко всему, что можно перечислить из достижений воспитанников Тюленева, следует добавить «впервые в мире», «впервые в истории человечества» … в таком — то возрасте.

«А что же у «вальдорфцев»? Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время.»

Свобода выбора педагога: чем она оборачивается на деле?

Третье положение Монтессори – педагогики выглядит сегодня столь же абсурдно, как и первые два.

Так, в работах наиболее видного пропагандиста Монтессори К. Сумнительного мы находим, что в Монтессори – педагогике имеет место своеобразная «демократия», которая, кстати, не учитывает пожеланий родителей о желательности наилучшего или даже максимального развития способностей:

Требования Монтессори – педагогов к себе весьма занижены: «Каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, во многом разную логику, которые предлагают эти две педагогические системы.»

Тюленев категорически не соглашается с этим, и напоминает, что согласно «Конвенции о правах ребенка» педагог обязан выбрать наилучшие, оптимальные возможности для развития и образования ребенка. В соответствие с этим, педагоги в системе МИР обязаны следить за наилучшими достижениями педагогики, психологии и родительского опыта, и использовать их для воспитания и образования детей.

Если это в каких – то «Монтессори – центрах» делают именно так, то это происходит, очевидно, вопреки исходным положениям, вследствие того, что отдельные педагоги придерживаются более активной позиции чем та, которая заявлена Монтессори.

Плюсы и минусы системы

Не смотря на то, что педагогика Монтессори признана одной из лучших в мире, есть много критикующих ее. Поэтому следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны.

Плюсы

Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне.
Индивидуальный темп развития.
Ребята познают мир, совершая открытия

Это способствует лучшему усвоению материала.
Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
Интеллект ребенка развивается через органы чувств
Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
Быстро прививаются навыки самообслуживания.
Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.

Минусы

  1. Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
  2. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
  3. Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
  4. Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
  5. Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
  6. Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
  7. Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.

Как научить читать по системе Домана

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Вопрос о воспитании чувств

Система МИР рассматривает развитие систем восприятия как первоочередную задачу родителей и воспитателей — педагогов. Без развитых систем восприятия (зрение, обоняние, слух, вкус и т.д. включая экстрасенсорные), оптимальное развитие интеллекта невозможно.

Развитие систем восприятия начинается в системе МИР еще до рождения, а для детей, которые начинают позже, предусматриваются определенные рекомендации по реабилитации. Тюленев идет вслед за быстро развивающимися органами чувств ребенка, стремясь использовать малейшие достижения этих чувств для развития интеллекта. В результате оказывается, что все те сенсорные материалы, которые использовались Монтессори в возрасте 4 – 6 лет и старше, у Тюленева дети проходят еще в младенческом возрасте. Комплекс разнообразных зрительных образов ребенок в виде так называемых динацессов («динамических процессов изменения формы. цвета и размеров» получает еще до исполнения 2 – 3 месяцев, в сенсорный период называемый у Тюленева «смотрунковым». Иначе говоря, ребенок в системе МИР проходит многие программы Монтессори на 3 – 4 и более лет раньше, когда он становится, по терминологии «системы МИР» «трогунком»

Так же как и у Монтессори, сенсорный материал Тюленева развивает все органы чувств и дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов — величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Разумеется, ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение.

Результат

Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великого Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению.

Почему же? Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра.

К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Методом проб и ошибок вы обязательно найдете свой путь в обучении вашего крохи. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка и вас.

Ася Штейн

Методика Монтессори руками родителей

Если воспитательная теория Марии Монтессори близка вам, но возможности отдать ребенка в тематический детский сад или клуб для малышей нет, то можно создать элементы развивающей среды у себя дома, прямо в детской комнате. Как же воплотить методику Монтессори в домашних условиях?

Главный принцип при этом: давать ребенку полную свободу в выборе занятий. Хочется малышу рисовать – пусть рисует, сопоставлять рамки и вкладыши, разбирать мелкие элементы по одному ему известным характеристикам – пусть!

Ведь монтессори-педагогика – это не только интеллектуальное развитие, как привыкли думать многие родители, это прежде всего воспитание личности, волевых качеств, умения принимать решения и самостоятельно организовывать свое время.

Наверно, каждая мама сталкивалась с ситуацией, когда малыш в выходной день мается, не зная, куда себя деть. Вроде бы – игрушки, игры, принадлежности для творчества – все под рукой. Но ребенок ходит за мамой следом с одним и тем же вопросом: «Чем мне заняться?»

Так проявляется неумение к самостоятельной организации

Во взрослом возрасте людям, так и не получившим этого важного навыка – организовывать себя, труднее строить свой день, выполнять намеченное, добиваться поставленных целей

Игры и игрушки Монтессори позволяют с самого раннего возраста предоставить ребенку выбор, который он сможет осуществлять без участия взрослого. Это возможно благодаря тому, что все игрушки безопасны, тщательно продуманы и качественно выполнены.

Развитие ребенка по методу Марии Монтессори

Монтессори-класс делится на ряд тематических областей или «зон». Во время проведения урока не запрещено передвигаться по комнате. Малышам, как правило, нравится район практической жизни. И это не удивительно, так как он обычно содержит объекты, которые запрещено трогать в домашних условиях: кастрюли, вилки, ложки, чашки, рис, крупы.

Им же так хочется побыть взрослыми, которые со скучающим лицом убирают со стола, натирают польское серебро до блеска или сортируют рис! Для ребенка в возрасте двух-трех лет — это как раз самые интересные мероприятия! С помощью различных застежек-молний, пуговиц, пряжек и шнурков маленькие дети учатся одеваться и заботиться о себе. Кроме того, эти упражнения способствуют подготовке тонких моторных навыков.

Для умственного развития существуют такие сферы, как языковые, математические, географические и естественные науки.

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.

В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.

В Монтессори-педагогике существует разделение детей на 3 возрастные категории:

  1. Дети от рождения до 6 лет. Этот возрастной период называют строительным, ребенок способен на развитие всех функций.
  2. Возраст ребят 6-12 лет. Этот период получил название исследовательского, ребенку интересен окружающий его мир, события и явления.
  3. Дети возрастом 12-18 лет. Этот последний возрастной период получил название ученого. Ребенок видит взаимосвязь между различными фактами, ищет свое место в мире, создает свою картину мира.

В классе нет четкой постановки целей и задач на учебный год. Программа рассчитывается на 3 года, а вот в каком темпе ученик будет ее усваивать, зависит только от него. Если ему подходит быстрый темп – это хорошо, если ребенок привык работать медленно и обстоятельно, то его торопить никто не будет. Самостоятельно выбрав зону для занятия, ребенок может там работать индивидуально или в группе других ребят. Самое главное правило, которое должны все соблюдать – не мешай работать другому. Свои отношения в коллективе ребенок выстраивает сам. За всем происходящим в классе наблюдают педагоги, которые оказывают помощь при необходимости.

Посмотрите следующее видео об особенностях методики.

Методика раннего развития детей инженера Массару Ибуки

Еще один яркий представитель подвижников раннего развития — Масару Ибука. Не педагог, не врач и даже не психолог. Масару Ибука — обычный бизнесмен, который разработал методику раннего развития детей, ища способы и формы реабилитации для больного сына. Его ребенок перенес тяжелую болезнь и стал отставать в развитии, отец направлял всю свою энергию на то, чтобы найти возможность помочь ребенку в реабилитации.

Будучи одним из основателей корпорации Sony, Масару Ибука много общался с философами, педагогами-новаторами, врачами и психологами. Итогом его просветительской деятельности стало создание организации «Обучение талантов» и «Японской ассоциации раннего развития», которая продолжает свою деятельность и сегодня.

Как говорил автор методики развития детей раннего возраста Масару Ибука, «После трех уже поздно!» Это означает, что наиболее подходящий период для развития задатков в ребенке напрямую связан с темпами роста его головного мозга.

Чем быстрее растет мозг, тем больше знаний можно вложить в малыша, тем больше талантов возможно развить. Так как к полугоду мозг малыша формирует около 50% нейронных связей, а к трем годам до 80% головного мозга сформировано, то именно в самом раннем возрасте можно развить в ребенке потребности, чувства, мышление и творчество. Девиз доктрины Ибука: «Кормите ребенка знаниями, этим его нельзя перекормить».

О Гленне Домане

Глен Доман – американский военный врач, физиотерапевт, создатель метода реабилитации детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для здоровых детей, методик раннего развития и обучения.
В 1946 году Глен Доман закончил Университет Пенсильвании. Занимался лечением взрослых и детей с черепно-мозговыми травмами, позже, работая в филадельфийском институте «Институтом ускоренного развития ребенка» разрабатывал программу восстановления детей с заболеваниями нервной системы.
Идея заключалась в том, что стимулируя один из органов чувств можно добиться усиления активности всего мозга. Наиболее развитыми органами чувств у человека являются зрение и слух. Больных детей учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом и громко произнося написанные слова. Один урок занимал всего 5-10 секунд, но таких уроков было несколько десятков в день. В результате дети не только научались читать, но и начинали двигаться и развиваться.
С помощью этой программы, Доман вместе с сотрудниками сумел помочь больным детям наверстать упущенное в их физическом и психическом развитии, так, что не было обнаружено разницы между ними и их «нормальными» сверстниками. Дети научились читать, считать, получили общие знания, улучшилось их физическое развитие.
После успеха этой программы у больных детей, Глен применил ее в работе со здоровыми детьми и показал, что детей можно многому научить еще в очень раннем возрасте. Детишки, занимающиеся по методике Глена Домана, в два-три года начинают читать, легко осваивают математику, эрудированны и при этом хорошо развиты физически. Методика Глена Домана предназначена для детей от рождения до 6 лет, ее целью является «дать всем родителям знания, необходимые для того, чтобы вырастить очень умных, очень способных и восхитительных детей, и, тем самым, сделать мир более гуманным и разумным».

Гленн Доман – американский военный врач, физиотерапевт, создатель метода реабилитации детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для здоровых детей, методик раннего развития и обучения.
В 1946 году Глен Доман закончил Университет Пенсильвании. Занимался лечением взрослых и детей с черепно-мозговыми травмами, позже, работая в филадельфийском институте «Институтом ускоренного развития ребенка» разрабатывал программу восстановления детей с заболеваниями нервной системы.
Идея заключалась в том, что стимулируя один из органов чувств можно добиться усиления активности всего мозга. Наиболее развитыми органами чувств у человека являются зрение и слух. Больных детей учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом и громко произнося написанные слова. Один урок занимал всего 5-10 секунд, но таких уроков было несколько десятков в день. В результате дети не только научались читать, но и начинали двигаться и развиваться.
С помощью этой программы, Доман вместе с сотрудниками сумел помочь больным детям наверстать упущенное в их физическом и психическом развитии, так, что не было обнаружено разницы между ними и их «нормальными» сверстниками. Дети научились читать, считать, получили общие знания, улучшилось их физическое развитие.
После успеха этой программы у больных детей, Глен применил ее в работе со здоровыми детьми и показал, что детей можно многому научить еще в очень раннем возрасте. Детишки, занимающиеся по методике Глена Домана, в два-три года начинают читать, легко осваивают математику, эрудированны и при этом хорошо развиты физически. Методика Глена Домана предназначена для детей от рождения до 6 лет, ее целью является «дать всем родителям знания, необходимые для того, чтобы вырастить очень умных, очень способных и восхитительных детей, и, тем самым, сделать мир более гуманным и разумным».

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
МакаренкоЯн Амос Коменский

 

Плюсы образовательного метода Марии Монтессори

Образовательный метод Монтессори имеет свои неоспоримые преимущества:

  1. Дети развиваются в своем индивидуальном темпе, избегая сравнения со своими сверстниками.
  2. Этот образовательный метод не предполагает «очень раннее» развитие, что может привести к неврозам и разочарованиям. Мария Монтессори утверждала, что чтение может преподаваться с 4-5 лет, но не с возраста восьми месяцев, как это было предложено Гленном Доманом. В то же время, воспитание по методу Монтессори подходит для обучения ребенка в очень раннем возрасте.
  3. Родители постоянно слышат, что своего ребенка не нужно хвалить и вознаграждать за его достижения. Восторженный ребенок якобы не нуждается в похвале. Это спорный вопрос, но такое мнение защищает ребенка от того, чтобы быть предметом амбиций мамы и папы.
  4. Ребенок занимается тем, что находит интересным в данный момент.
  5. Метод Монтессори способствует развитию независимости у детей.
  6. Любой детский сад Марии Монтессори имеет уникальные в своем роде учебные пособия, которых не купишь ни в одном книжном магазине. Многие пособия являются уникальными.

Кроме того, в детском саду Монтессори перед воспитателями не возникнет никаких проблем сделать непослушного ребенка усидчивым. Очарованный интересной деятельностью, даже самый гиперактивный малыш продемонстрирует чудеса настойчивости. И если он совсем не может сидеть за столом, он сможет комфортно расположиться на полу или в любом удобном для него месте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: