Методика раннего развития Монтессори
Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.
Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.
Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:
- Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
- Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
- Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
- Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.
- Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
- Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.
Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.
Методика Занкова
Основана на индивидуальных интересах, способностях и желаниях каждого ребенка в отдельности при помощи «психодидактики». При помощи упражнений и игр у детей формируется стремление и умение к процессу обучения
Также большое внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию ребенка. Занятия первоначальном своём этапе строятся по принципу от целостного к частному
Занков рекомендует начинать занятия по его методики постепенно и сравнивает их с бусинами, которые различны по размеру, но нанизаны на одну нитку. Вся система автора направлена на то, чтобы научить, но не навредить. В результате у ребенка развивается способность проведения анализа информации, изложение своих мыслей на бумаге или вслух (например, звучит спокойная, классическая музыка и дети должны воспроизвести свои ассоциации на бумаге). Также малыш должен приобщаться к коллективу, участвовать в групповых обсуждениях и и доказывать свою точку зрения. Кроме того прислушиваться и каждому члену группы и развивать способность делать определенные выводы.
Поделиться в соц. сетях
Метки записи: методики развития детей, одаренный ребенок, развивающие игры, развитие ребенка, умственное развитие
Новые методы воспитания детей
Время идет и все меняется: общество, образ жизни. Это накладывает отпечаток и на детей. Родители начали понимать, что прошлые взгляды устарели ― требуются современные методы воспитания детей. Одним из них стал психиатр Дэвид Эберхард. Он написал книгу «Дети у власти». Отец 8 детей заметил, что основной проблемой сегодня, является мягкость родителей по отношению к детям и вседозволенность. Взрослые теряют авторитет в глазах ребенка. Он вырастает инфантильным, несамостоятельным, при этом имеет массу требований к окружающим. В будущем из-за этого он столкнется с рядом проблем. Дэвид Эберхард считает, что либеральные отношения отцов и детей ни к чему хорошему не приведут. Родители должны быть более решительными и жесткими (не путать с жестокими). Чаще говорите с ребенком, но помните, вы прежде всего, должны оставаться для него родителем, а не становится другом. Больше общайтесь с ребенком, благодаря вашему жизненному опыту, он получает знания. Именно ваш багаж знаний, дает привилегию устанавливать правила. Будьте честны с ребенком. Здесь автор подразумевает критику и замечания. Дети не фарфоровые куклы ― чрезмерная опека и попытка оградить от суровой жизни, может сыграть злую шутку. Ребенок не будет готов существовать в реальном мире. Методику психиатра уже оценили в Европе, а в России многие родители могут узнать в ней себя. Автор рассуждает, что на Западе супруги бояться критиковать детей, ведь это может нанести психологическую травму. Он приводит пример: девочка-подросток ест много шоколада, но мама и папа молчат. Они не скажут «Прекрати, иначе растолстеешь», потому что опасаются, тинейджер воспримет это близко к сердцу и станет голодать.
Не нужно гиперопеки
Эберхард предлагает отказаться от гиперопеки. Предоставьте ребенку больше свободы и прав на самостоятельную жизнь. Например, с 6 лет он может сам ходить в школу. Даже если вы проживаете в городе с интенсивным дорожным движением. Ребенок вполне способен с этим справиться. Парадокс современных родителей в том, что они провожают детей в школу, бояться отпускать одних. Но при этом, спрашивают у ребенка мнение, советуются, как со взрослым. Получается, в одном вопросе чадо еще малыш, а в другом ― он «созрел» для семейных обсуждений. Либеральная система воспитания ― красива, но это сладкий обман, который не готовит ребенка к правдам жизни. Эти элементы педагогики схожи с новым течением. Сегодня все чаще говорят про популярный метод «свободного воспитания». Это когда ребенку предоставляют больше свободы.
Минимум запретов
По мнению приверженцев методики, так чадо сможет принимать решения самостоятельно. Он быстрее обретет жизненный опыт, при этом не с чужих рассказов, а на личном примере. Он будет более сообразительным, самостоятельным, научится делать правильный выбор исходя из собственных наблюдений. «Свободное воспитание» неоднократно критиковалось. Одно дело, позволить ребенку пробежаться по луже с грязью. Если шлепнется, будет понимать отчего это произошло и что предупреждения родителя были оправданы. Но другое, кидаться песком в других детей. Это не должно игнорироваться старшими. У методики еще нет четко сформулированной трактовки. Поэтому, некоторые могут неправильно трактовать ее посыл. Современные методики воспитания детей имеют один весомый недостаток ― они не проверены временем. Поэтому сложно предсказать, как они отразятся в будущем на ребенка. Повлияют ли они на его личность.
Развивающие методики для детей с 1 года до 3 лет
Система развития Марии Монтессори
Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.
С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.
В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы. Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно. Можно совмещать понравившиеся моменты системы обучения с другими современными методиками раннего развития, если нет цели строго следовать всем заветам.
Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Масару Ибука
Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.
Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.
Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.
Развивающие пособия «Школа семи гномов»
Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно.
Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении
Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.
5 золотых правил воспитания талантливых детей
1) Начните с себя! Зачастую за попытками родителей разглядеть в малыше талантище стоит страх и неуемное желание самим не подкачать. Часто, не реализовав в свое время задуманное, родители начинают отыгрываться на детях и «воспитывать» гениев. Начните сами развиваться в тех направлениях, которые вам нравятся – профессиональном или личностном. Это очень поможет вам «абстрагироваться» от малыша и не стать фанатами раннего развития.
2) Прислушивайтесь к ребенку! Задача родителей – увидеть в ребенке природные таланты и помочь реализовать их. Помните, ваш малыш – это отдельный микрокосмос. Его мечты скорее всего будут отличаться от ваших. Научитесь это видеть.
3) Не упрекайте! Не критикуйте! Помните, что многих великих людей считали обычными, а некоторые из них (Энштейн, например) в чем-то были намного позади сверстников.
4) Поймите малыша! Примите за факт, что у детей еще нет должной мотивации и усидчивости, чтобы долго заниматься. Уважайте их природный ритм.
5) Не злоупотребляйте кружками и секциями! Не стоит записываться во все центры, обещающие воспитать вундеркинда. Будьте критичны и подходите со здравым смыслом к выбору программ. И вообще подарите вашему малышу детство.
Пусть ваши дети растут счастливыми!
Современные развивающие приемы
Современные методики развития детей представлены в разных видах
Выбрав конкретный способ и решив регулярно проводить занятия, важно помнить, что результат будет виден не сразу (возможно, понадобится пару лет).. Ниже приведены проверенные методики раннего развития малышей, которые применяются в садиках и подходят для домашнего использования:
Ниже приведены проверенные методики раннего развития малышей, которые применяются в садиках и подходят для домашнего использования:
методика Марии Монтессори. Суть заключается в поощрении самостоятельности при обучении в специально созданных условиях. Программа была разработана в XX столетии. Она предполагает индивидуальный подход к личности. Способствует раскрытию интеллектуального потенциала, развитию самостоятельности, целеустремленности;
методика Глена Домана. Помогает реализовать потенциал новорожденного. Предполагает проведение занятий в период максимальной активности коры больших полушарий головного мозга. Для обучения малыша применяются карточки с изображениями. Методика состоит из 4 компонентов: счет, физическое развитие, энциклопедические знания, чтение;
методика Зайцева. Представляет собой программу по обучению ребенка грамоте, английскому языку и математическим навыкам. Информация подается в игровой форме
Важное условие эффективной реализации методики – простая раскованная обстановка;
методика Масару Ибука. Суть заключается в том, что каждому малышу подбирается своя программа, которая учитывает имеющиеся навыки и умения, способности.
Методики
Есть множество методик раннего развития детей, в основе каждой из них лежат определенные взгляды и принципы.
Методика Домана
Наиболее известна система Гленна Домана – американского медика, который долгие годы работал с тяжелобольными детьми, а после часть своих идей перенес в методику работы со здоровыми ребятами.
Методика Домана строится на использовании карточек, которые необходимо демонстрировать ребенку, попутно делая устные пояснения. Темп показа необходимо выбрать достаточно быстрый, а сами показанные карточки записывать, чтобы через 30 повторов навсегда их убрать.
Система подверглась критике, как и сами взгляды Домана. Так, современные исследователи полагают, что научить ребенка читать, используя только карточный материал, нельзя – малыш со временем просто запомнит и воспроизведет, а увидев знакомое слово, написанное, например, другим шрифтом, прочесть его не сможет. Также доказано, что год – это еще слишком ранний возраст, развивать математические способности крохи еще рано.
Однако современные родители используют отдельные элементы системы – например, знакомят детей с многообразием животных и растений при помощи карточек с их изображением.
Методика Марии Монтессори
Итальянский специалист Мария Монтессори исходит из того, что к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход, а сами занятия должны быть ему интересны. Она была уверена в том, что малыш в 2-3 года уже готов изучать мир, надо только дать ему такую возможность. Родителям отводится пассивная роль – они не должны помогать крохам выполнить то или иное действие. Максимум, что допустимо, – это ненавязчивый совет. Ребенок все делает сам, но чтобы помочь ему, необходимо подобрать удобное для творчества и изучения мира оборудование: вкладыши и рамки, шнуровки, емкости с крупами.
Очень важна также и совместная работа с другими детьми, которая учит работе в команде и общению.
Методика Никитиных
Методика Никитиных также по-своему интересна, современные исследователи рекомендуют использовать отдельные ее элементы, но ни в коем случае не перегружать ребенка информацией и не лишать его детства. Педагоги воспитали семерых родных детей, каждый из которых, конечно, мировой известности не добился, но сумел найти свое место и стал успешным.
Суть методики такова:
важно уделять внимание как физическому, так и умственному развитию ребенка;
малыш сам выбирает, чем он будет заниматься, поэтому родителям нужно заранее подготовить для него большое количество пособий и развивающих игрушек;
игры-головоломки помогут ребенку совершенствовать логику и пространственное мышление.
И если сама методика считается очень сложной, то «никитинские игры» с использованием блоков, кубиков, картонных фигурок пользуются популярностью.
Методика Браи-Лупан
Согласно концепции РР Сесиль Браи-Лупан, лучшими педагогами для малышей являются именно родители, ведь только они способны на искреннюю радость их успехам. А «интеллектуальную составляющую» в методике представляют карточки Домана. Главная идея состоит в том, что через такое развитие и родительскую любовь удастся вырастить гармонично развитую личность. С. Браи-Лупан советует родителям общаться с малышами с первых дней их жизни, даже если кажется, что они ничего не понимают.
Обучение проходит несколько этапов.
- Сначала кроха просто слушает речь мамы, не понимая ее содержания.
- Постепенно набор звуков обрастает определенным смыслом.
- Когда ребенок научится произносить первые слова, можно приступать к обучению чтению.
- Каждое слово пишется крупными буквами и помещается на соответствующий предмет (например, карточка «Стол» — на стол).
Методика Масару Ибуки
Наверно вы слышали такую фразу «после трех уже поздно…». Так вот именно Масару Ибука – основатель фирмы Sony, и произнес впервые эту фразу, используя ее для своей популярной книги с одноименным названием. Он настаивал на том, что мозг человека активно функционирует до трех лет, затем активность начинает резко снижаться и это снижение происходит до конца нашей жизни.
Поэтому все самое главное и важное ребенку мы должны дать до трех лет, считал Ибука. Но в то же время он не считал себя приверженцем воспитания гениев
Он говорил:
Важно окружать малыша только лучшими произведениями искусства и музыки, что будет способствовать развитию музыкального и эстетического вкуса. Ибука был противником искусственных игрушек
Он выступал за естественное познание мира и рекомендовал даже не прятать ножи и вилки от ребенка. Он верил, что ребенок должен познать и такие предметы, но только под руководством взрослого
Ибука был противником искусственных игрушек. Он выступал за естественное познание мира и рекомендовал даже не прятать ножи и вилки от ребенка. Он верил, что ребенок должен познать и такие предметы, но только под руководством взрослого.
Раннее развитие: «за» и «против»
Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.
«Против»
- Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
- Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
- Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
- Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
- Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
- Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
- Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.
«За»
- Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
- Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
- Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.
Современные методики развития ребёнка-обзор
Этот краткий обзор современных методик развития ребёнка позволит вам понять, что они из себя представляют,и какую выбрать.1. Система ХовардаМетодику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится
Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.2
Методика Марии МонтессориОдна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.3. Музыка интеллектаАвтор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.4. Система ДьенышаОснована на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.5. Система Глена ДоманаРазвивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.
6. Методика Николая ЗайцеваМетодика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.7. Методика НикитиныхПредпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.8. Система Макадо ШичидаОдна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.9. Методика Сесиль ЛупанМетод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.10. Грудничковое рисование Марии ГмошинскойГрудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.__________________
Информация для родителей
+2
Методика Глена Домана
Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации.
Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.
Как воспитывать
Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.
Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п.
С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.
Плюсы и минусы методики
В зависимости от того, насколько полно и активно использовать элементы методики воспитания детей раннего возраста, можно выделить в ней как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит;
- не занимает много времени;
- родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;
- занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.
Минусы:
необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты;
с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно;
ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации;
все внимание уделяется именно обучению, возможность творческого развития не предусмотрена.
Вальдорфская школа
Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.
Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.
Как воспитывать ребенка
Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.
Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.
Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:
- ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
- начальное образование – социализация и художественное развитие;
- среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.
Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.
При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.
Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:
- комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
- всестороннее развитие личности;
- творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
- атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.
Есть и недостатки:
- система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
- особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
- дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
- ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
- методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.
Методика Никитиных
Никитины являются родителями семерых детей и знамениты как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. В основе их системы лежит труд, близость к природе, естественность и творчество. Дети-сами себе хозяева, т.е. своим распорядку и поступкам. Родители их ни к чему не принуждают, а только помогают разбираться в философских и жизненных проблемах. Взрослые не опережают детей, а подталкивают и вступают с ними в диалог. Главной задачей Никитиных — это развитие творческих способностей. Их методика раннего развития основывается на принципах:
- свобода детского творчества в занятиях, т.е. не существует специальных уроков, занятий, тренировок. Ребенок занимается столько, сколько ему хочется при этом спорт сочетается с другими видами деятельности;
- спортивная обстановка в доме и легкая одежда: спортивный инвентарь должен входить в повседневную жизнь ребенка самого раннего детства и быть таким же обыденным доля ребенка как например, мебель.
- неравнодушие родителей к тому, как и что у ребенка получается, да и в целом к самой жизни ребенка (обязательное участие в играх, соревнованиях). При этом родители должны придерживаться одной цели: не мешать развитию малыша, а также не давить, требую определенных навыков. Родители только помогают и создают определенные условия для их развития, при этом ориентируются на желание и самочувствие ребенка.
Каждая Никитинская игра (по словам автора) дает возможность подумать над тем, каким образом ее можно расширить, и какие новые задания к ней добавить, чтобы ее усовершенствовать. В основном практически все игры представлены в виде головоломок, направленных на развитие образного и логического мышления. Это своего рода НАБОР ЗАДАЧ, которые малыш решает при помощи кубиков, квадратов из пластика или картона, кирпичиков, деталей конструктора и т.п.
Методика Сесиль Лупан
Бельгийская актриса имела опыт работы с методикой Глена Домана, применяя ее в развитии своих детей. Сесиль Лупан нашла эту методику не совсем подходящей для своих деток и разработала свою программу, которую описала в своей книге.
Ее постулаты были просты
Она выделяла первый год жизни малыша как самого важного года в жизни любого человека, когда малыш должен получить уверенность в этом мире, чувство безопасности, утопать в ласках и маминой любви. Далее, по мере роста малыша, необходимо развивать его прогулками, песенками, игрушками из натуральных материалов, знакомить его с жизнью во всех ее проявлениях, стимулируя осязание и зрение малыша
Также важно развивать словарный запас в играх, например, играя в мяч, с каждым броском мяча называть новое слово.
По сути, подход Сесиль Лупан к развитию можно назвать методикой естественного развития ребенка, нежели окрестить методикой раннего развития. Многие мамы и без всяких методик интуитивно чувствуют и демонстрируют именно такое поведение в воспитании.