Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами
Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.
Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.
Положительные моменты и изъяны системы раннего развития детей
Поглощающая современное население система раннего развития ребенка имеет преимущества и недостатки, как и различные её методики обучения.
Преимущества раннего развития детей:
- Дети быстро развиваются. Дети начинают писать, читать, говорить на английском, играть на музыкальных инструментах и удивлять прочими вещами ранее своих сверстников.
- Наличие множества разных методик.
- Благодаря правильному выбору системы воспитания, интенсивность развития мозга крохи увеличивается.
- Обучение дает быстрые результаты.
- Появляется возможность раннего обнаружения талантов у ребенка для дальнейшего их развития.
Не зная о подводных камнях системы раннего обучения, мамы и папы своим торопливым развитием могут навредить крохе.
Изъяны раннего развития ребенка:
Чрезмерное обучение приводит к потере ребенком детства.
Излишняя нагрузка вызывает переутомление у деток.
Способности детей вызывают восторг в раннем детстве или младших классах, в дальнейшем дети начинают отставать в учёбе.У малышей по природе доминирует правое полушарие, естественным образом, они познают мир с помощью чувств. Дети умеют фантазировать, но не анализировать правильно информацию. С помощью раннего развития, развивается левое полушарие, а правое начинает отставать в развитии. Такие дети могут изучить быстро буквы, числа, ноты и любые факты, а также легко ими манипулировать. Но из-за неразвитости творческого полушария, им тяжело придумать что-то самостоятельно. Ребёнок может воспроизвести по нотам любую мелодию, срисовать картину, спеть песню, но не способен будет сделать что-то новое и выдающееся.
Отставание в развитии речи. За письменную речь (письмо и чтение) и устную отвечают разные зоны мозга. По природе у новорожденного доминирует формирование центров, отвечающих за устную речь. Преждевременная стимуляция зоны, отвечающей за чтение, приводит к её стремительному развитию и доминированию над центрами восприятия и воспроизведения устной речи. Затормаживание нормального речевого развития приводит к тому, что детки не могут во время ни говорить, ни читать
Малыши могут находить и распознавать карточки или кубики, но им будет трудно использовать нужные слова по прямому их назначению, что очень важно для коммуникации.
3 типа детского развития
Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.
По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.
Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.
Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:
- преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
- позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
- своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.
Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.
В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.
Системы общего раннего развития
К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.
Педагогика Монтессори
Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.
Вальдорфская педагогика
В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.
Методика Глена Домана
Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.
Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.
Читать подробно о методике Глене Домана
Методика Сесиль Лупан
Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.
https://youtube.com/watch?v=Q9KYFxa_yJ4
Кубики Зайцева
Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.
Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.
Какие существуют методики раннего интеллектуального развития?
Нам даже сложно представить, сколько сегодня существует различных методик раннего развития интеллекта. Каждый год в топ родительских симпатий выходит новая книга, а бестселлеры прошлых лет, например, те, по которым вас учила ваша мама, признаются неэффективными и даже местами вредными. Возможно, что идеальную методику вообще невозможно создать, но есть универсальные, проверенные годами рекомендации для развития с пеленок и в более старшем возрасте.
Начните с традиционных «ладушек» и постепенно увеличивайте сложность развлечений, выбирая те, которые позволяют крохе освоить новые знания и навыки.
К году у малыша формируется понимание причинно-следственных связей. Он учится соотносить фигуры с отверстиями разных форм. Купите сортеры и простейшие пазлы.
Слушайте с ним песенки, играйте на музыкальных инструментах (барабаны, бубен, пианино) и учите его танцевать.
Купите пальчиковые краски, смывающиеся фломастеры и мелки
Не забывайте о важности лепки. Для этого сгодится и пластилин, и соленое тесто.
Если вы решили выбрать для раннего развития одну из известных «именных» методик (например, в момент написания этой статьи среди родителей популярны карточки Глена Домана, развивающая среда Марии Монтессори, обучение чтению с помощью кубиков Николая Зайцева4 и некоторые другие методы), внимательно следите за результатами их применения. Помните, что обучение — не прохождение компьютерной игры. Его невозможно алгоритмизировать, и единственно верного способа раскрыть интеллектуальный потенциал малыша не существует.
Действуйте согласно старой поговорке «доверяй, но проверяй», обращая внимание на следующие моменты:
-
Несмотря на то, что в младенческом возрасте мозг развивается темпами, что не снились ни одному взрослому, даже для него существует предел восприятия информации. Если малыш теряет интерес к интеллектуальным упражнениям, капризничает и плачет, не заставляйте его учиться через силу.
-
Некоторые методики, прекрасно зарекомендовавшие себя для обучения одних детей, могут дать нежелательные результаты для других. Например, в практике детских психологов имеются случаи, когда из-за чрезмерного потока обучающей информации страдает эмоциональное восприятие малыша — он концентрирует все силы на запоминании, теряя интерес к играм и становясь слишком серьезным, замкнутым. Иногда методики раннего развития могут приводить к потере любопытства у ребенка — он привыкает, что информацию ему приносят родители и перестает самостоятельно интересоваться окружающим миром. Некоторые методы раннего обучения чтению и письму могут вызывать проблемы в коммуникации — ребенку становится проще написать свою мысль или сложить ее из кубиков, чем выразить словами. К побочным эффектам раннего развития нужно относиться очень серьезно — если своевременно не остановиться, они могут остаться на всю жизнь!
-
Регулярно консультируйтесь со специалистом.
Каждый ребенок уникален, и его обучение требует периодической тонкой настройки. Регулярно консультируйтесь со специалистом, который сможет оценить интеллектуальное и психическое состояние малыша и, в случае нежелательных отклонений, дать экспертные рекомендации по корректировке методик раннего развития.
Методика раннего развития Монтессори
Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.
Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.
Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:
- Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
- Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
- Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
- Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.
- Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
- Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.
Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.
3 типа детского развития
Раннее развитие – это развитие детей от 1 года и даже раньше. Специалисты разделяют психологическое развитие ребёнка на 3 вида:
- Преждевременное. Невозможно научить младенца тому, что он априори не может. Например, говорить или ходить. Всему своё время.
- Своевременное. Наиболее верный вариант развития детей. При нём маленькому человечку выдаётся такой набор информации и навыков, которые соответствуют его физическим и умственным особенностям.
- Позднее. В детстве у малыша присутствуют сенситивное время развития. Это такой период, когда его мозг и организм в целом наиболее приспособлен для восприятия нового. Если этот рок пропустить, то наступает позднее развитие. Конечно, научить человека кататься на коньках можно в любое время, но если вы хотели вырастить профессионального спортсмена, то упущенного времени не вернуть.
Комплектация методики при поставке:
1. «Руководство по комплексной оценке уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 месяцев».
2. «Руководство по комплексной оценке уровня развития детей в возрасте от 16 месяцев до 3 лет 6 месяцев».
В Руководствах подробно освещены принципы и методы оценки уровня развития, правила заполнения бланков, ввода данных, получения и распечатки результатов.
3. Аналитические данные о создании и использовании Диагностической методики.
4. Вопросник для детей в возрасте от 2 до 16 месяцев (для копирования).
5. Вопросник для детей в возрасте 1 год 2 месяца – 3 года 6 месяцев (для копирования).
6. Бланки ответных листов для каждого вопросника.
7. Компьютерный диск, который содержит:
– руководство по установке программного пакета
– программный̆ пакет, обеспечивающий ввод информации с заполненных бланков (с возможностью позднейших корректировок и дополнений); автоматический̆ расчет оценок развития; выдачу результатов в любой из предусмотренных форм;
– нормативные файлы
– файл для формирования базы данных
– сформированные пользователем заключения о результатах оценки уровня развития каждого ребенка
Для успешной работы компьютерной программы требуется стационарный компьютер или ноутбук с дисководом и операционной системой не ниже WindowsXP/Vista/7, Не совместим с Windows 10, принтер.
Как создавать развивающую среду
Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.
С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.
Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?
• Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.
• Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.
• Игрушки, стимулирующие все органы чувств.
• Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.
• Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.
• Книги, пособия, дидактический материал.
• Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).
Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас
При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни. Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие
Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя
Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.
Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы
Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию. Основные принципы методики:
Основные принципы методики:
Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека. Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно. Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка
Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок. Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает
Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности
Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс
Цели использования
1. Скрининговая оценка развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев для определения нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи.
2. Углубленная оценка уровня развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по основным сферам: познание, общение и речь, крупная и мелкая моторика, самообслуживание, социальное взаимодействие.
3. Построение профиля развития ребенка.
4. Оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях.
5. Определение зоны ближайшего развития ребенка для построения Индивидуальной программы ранней помощи.
6. Отслеживание динамики развития ребенка и эффективности Индивидуальной программы ранней помощи.
Система Домана-Маниченко
Методика Домана-Маниченко является вариантом интенсивного развития интеллектуальных способностей ребенка начиная с момента появления на свет. За счет того, что родители изучают с карапузом количественный счет и чтение целыми словами, ребенок развивает память в интенсивном режиме, ускоряет мыслительные процессы и закладывает интерес в последующему обучению.
Данная методика имеет множество достоинств, к которым можно отнести:
Если заниматься с малышом сразу после появления на свет, можно гораздо быстрее развить зрение, внимание и слух;
По длительности занятия занимают всего пару минут, поэтому даже грудные дети не успевают уставать и терять интерес к урокам;
Методика отличается простотой и эффективностью, поэтому ее можно без проблем использовать в домашних условия, добиваясь прекрасных результатов в развитии малыша.
Отличие совмещенной методики Домана-Маниченко от оригинальной системы Домана заключается в:
- Использовании не только обучающих карточек, но и книжек-пряток, вертушек и листалок, что делает обучение по ней более эффективным;
- За счет того, что в методике используется игровой потенциал, малыш вне зависимости от возраста проявляет хорошую активность, что позволяет ему в полной мере открывать весь свой потенциал. Система Домана гораздо более серьезная и не такая интересная для ребенка.
- Карточки Домана рассчитаны только на англоговорящих детей, в адаптированной же методике они переведены на русский с учетом нашего менталитета и словарного запаса, что делает обучение более простым, чем в англоязычном варианте.
Недостаток адаптивной методики заключается в том, что невзирая на то, что ребенок, занимающийся по ней гораздо умнее и развитие сверстников, навыки чтения и счета он получает только через шесть или более месяцев после начала занятий.
Суть раннего развития ребёнка
Для раннего развития ребенка до 2 лет нужно соблюсти ряд правил, которые бы помогли максимально верно донести до малыша новую информацию.
- Организация интеллектуального пространства. Заполните комнату ребёнка развивающими книжками. Поставьте на полки игрушки, которые способствуют раннему развитию памяти детей.
- Формирование художественного вкуса. Прививайте малышу с раннего детства любовь к чтению, приучайте слушать классическую музыку, ходите месте с ним в музеи и на выставки.
- Усиление коммуникации. Чем больше ребенок будет общаться, тем сильнее разовьется его словесные навыки, увеличится словарный запас, улучшатся отношения между членами семьи. Это способствует раннему развитию речи детей.
- Обучение по специальным методикам, упражнениям, пособиям.
Методика Глена Домана
Программа Глена Домана – это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей, как умственного, так и физического. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей.
Правила обучения по программе Домана:
- Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
- Обязательно необходимо поощрять ребёнка и восторгаться его победами.
- Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения, а также уважительно относиться к нему.
- Учёба должна приносить положительные эмоции.
- Для учёбы нужно создать правильную атмосферу.
- Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
- Постоянно познавайте что-то новое.
- Будьте постепенными. Учёба должна иметь регулярный характер.
- Не нужно проверять то, что малыш узнал.
- Пособия по учёбе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
- Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.
Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде – ими управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребёнок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.
Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев
Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.
Первый месяц
Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях. Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука
Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука
Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его
Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову
Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.
Второй месяц
Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама
Внимание уже концентрируется дольше
Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.
Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.
Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.
Третий месяц
Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.
Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.
Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой
Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания
Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.
Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.