Воспитание сказкой

Добрые сказки скребцовой и лопатиной

Мария Скребцова и Александра Лопатина предлагают читателям свои рассказы, сказки, стихи с заданиями и вопросами, как повод для размышления о смысле жизни, честности, доброжелательности. Авторы также используют произведения русских и зарубежных классиков, фольклор более 100 стран народов мира. Эти не хрестоматийные произведения, вошедшие во множество антологий, а неизвестные широкому кругу читателей сказки, притчи классиков, оригинальные произведения самих авторов предполагают совместное, взрослого и ребенка, чтение. Авторами на протяжении 15 лет написано более 30 книг.

В чем уникальность методики авторов книг? Если традиционная отечественная школа предполагает «наукоучение», развитие навыков логического мышления ребенка, литературоведение при анализе художественного произведения, то А.А. Лопатина, М.В. Скребцова в русле гуманистической педагогики сотрудничества обращаются к личностному осмыслению прочитанного каждым читателем. Задания, вопросы к сказкам, притчам побуждают ребенка, взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.

Авторы предлагают юным читателям осмыслить собственный жизненный опыт, чувства в разговоре о проблемах произведения, его «проживание-переживание» в творческих заданиях. Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, учителем и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых поможет выстраиванию доверительных отношений в семье, стимулирует интерес детей к учебе.

Самое важное в серии книг А.А. Лопатиной и М.В

Скребцовой – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, учителя найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их питомцам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Главный смысл обучения детей авторы видят в духовно-нравственном воспитании. Посвящена ли книга таким традиционным школьным предметам, как математика, русский язык, труд, рисование и т.д., или относительно новым на постсоветском пространстве – этике, эстетике, валеологии, человековедению, мировой художественной культуре, вы встретите в ней много добрых и мудрых сказок и стихов, написанных авторами или найденных ими среди сокровищ мировой литературы. Необычные задания, групповые и индивидуальные, помогают детям творчески развиться, духовно вырасти, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.Об авторах

Скребцова Мария и Лопатина Александра являются авторами серии книг для занятий по нравственному и творческому воспитанию.

Мария Скребцова, 1968 г. рождения, окончила институт иностранных языков имени Мориса Тореза в 1990г. Преподаватель французского языка, автор двух поэтических сборников, вышедших в свет в 1993 и 1994 году.

Лопатина Александра, 1951 г. рождения, преподаватель мировой художественной культуры и истории религии, окончила институт в 1976г.От авторов:

Мы сказочники и авторы 50 книг. Собираем и пишем добрые, мудрые, обучающие и воспитывающие сказки. Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 1000 по разным темам. Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество.Отзывы педагогов

Педагоги порой из самых удаленных городов и поселков пишут о том, как книги помогают им переосмыслить свои занятия с детьми и выстроить их по-новому, делая главный акцент на развитии духовных качеств ребенка. Книги используются педагогами самых разных предметов, воспитателями и родителями, в школах, клубах, детских домах и даже в таких учреждениях, как социальные приюты.

Из письма: «В Иркутске книги используются в 68 школах, детских садах и клубах. В вспомогательной школе педагоги были поражены, когда на уроках по духовному воспитанию у них стали участвовать в обсуждении самые трудные дети, которых было невозможно вовлечь в процесс обучения. Дети стали лучше говорить. Даже язык педагогов изменился, что заметили проверяющие и заинтересовались, какие книги используются для таких интересных уроков».

«Уроки нравственного здоровья вдохновляют возможностью сеять добро и ставят перед ребятами, и нами педагогами, выбор, куда идти: к свету или бродить во тьме».

Буква Г

Встретились на дороге гусенок и щенок.

— Р-р-р, — зарычал щенок, — я тебя укушу!

— Ш-ш-ш, — зашипел гусенок , — я тебя ущипну.

— Нельзя так грубо разговаривать, — строго сказала буква Г.

Она подарила щенку — « гав-гав », а гусенку — « га-га-га ».

— Га-га-га, — закричал гусенок , — давай играть.

— Гав-гав, — ответил щенок, — побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

— Га-га-га, — пойдем ко мне в гости , я угощу тебя горохом.

— Гав-гав, — ответил щенок, — ты очень гостеприимный.

Какое угощение приготовит для тебя буква Г?

(фрагмент из книги «Добрая азбука»).

Родители четко знают, что детям нельзя баловаться с водой, разливая ее по полу, нельзя брать спички и нельзя есть землю, приносить домой грязные камни, и так далее. Но они не всегда понимают, что объяснять детям суть природных явлений можно не только через «нельзя». Когда ребенок с раннего детства знает, что такое вода, и зачем она нужна, он и сам не будет стремиться вылить ее на голову ближайшему родителю. И спички он будет настойчиво искать потом – в школьном возрасте, когда все ими играют, так или иначе. Несмотря на фатальность (все равно будет разливать, все равно будет поджигать, все равно будет копаться в земле) – необходимость правильных установок никто не отменял. Они все равно застрянут в голове и выдадут когда-нибудь нужные ориентиры. 

Недостатки методики «Добрые сказки»

Обзор отзывов родителей, оставленных на сайтах, где были приобретены детские книжки Скребцовой-Лопатиной, красноречиво указывает на существенные недостатки данной методики:

Замечания родителей можно отчасти отнести к отсутствию у них педагогического опыта и умения правильно подобрать материал для своего ребенка

Но правда и то, что авторы методики, несмотря на огромную проделанную работу по систематизации фольклора, все же не учли или недостаточно уделили внимание возрастным особенностям развития. Это не удивительно, учитывая отсутствие у них специальной подготовки – знаний иностранной филологии и мировой культуры для создания методики развития самых маленьких явно маловато

Возможно, авторам стоит привлечь в команду специалистов по возрастной психологии и педагогике, а также уделить внимание не количеству тиража, а еще раз проработать содержание имеющегося материала.

Кому нужна водичка

Бегала девочка во дворе и нечаянно наступила на лужу. Закричала она сердито:

— Ты, вода, намочила мне туфельки. Убирайся прочь!

Большая лужа моментально испарилась.

— Мяу, девочка. Ты не видела здесь лужу? Я пить хочу, — спросил у девочки котенок.

Девочка ничего не ответила ему и ушла на другой конец двора. Там росли цветы. Их головки поникли и жалобно просили: «Пить, пить!»

Девочке тоже стало жарко, и она побежала домой. В комнате она с ужасом увидела, что в аквариуме мало воды. Ее любимые рыбки барахтались среди водорослей.

— Мама, — закричала девочка. — Мне срочно нужна вода для рыбок.

— Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться. Нельзя приготовить обед, — ответила мама.

— Мама, водичка может исчезнуть, если ее кто-нибудь обидел? — тихо спросила девочка.

— Может, но обязательно вернется, если попросить у нее прощения, — серьезно ответила мама.

Девочка закрыла глазки и прошептала: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Всем без тебя плохо».

— Дочка, вода снова бежит из крана! — обрадовалась мама.

Девочка налила рыбкам свежей воды и посмотрела в окно. Во дворе пил из лужицы котенок.

Вопросы и задания:

Включите музыку. Все дети — струйки воды. Если музыка звучит тихо, струйки кружатся плавно и медленно. Если музыка звучит громко, струйки кружатся быстро, сталкиваясь и откатываясь друг от друга.

Как выглядит вода, когда она улыбается или сердится?

Нарисуй портрет воды.

(фрагмент из книги «Сказы матушки земли»).

Душевная серия книг, редкостная. Авторы рассказывают, что их наперебой просят: пишите еще, подобных книг очень мало. Хорошо, что они существуют.

В обзоре использована информация с сайта dobrieskazki.ru.

ПОГРУЖЕНИЕ В НАТЮРМОРТ

Творческое задание «Смотри внимательно»

В течение десяти секунд педагог показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети рассматривают этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время второго просмотра педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображенные на натюрморте, разговаривают с ними и пользуются ими.

Вместе с педагогом дети обсуждают, как они воспринимали натюрморт во время первого и во время второго просмотров.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

— Что натюрморт может рассказать о характере художника?

— Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (папы, бабушки, дедушки), что вы на нем изобразили бы?

— Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?

— Какой натюрморт вы написали бы для человека, который тяжело болен?

(фрагмент из книги «КРАСКИ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ. Как научить рисовать каждого»).

Настрой важен для любого занятия, даже если это праздник. Вот, какую удивительную историю придумали авторы «добрых сказок» о дне рождения.

Саша проснулся с ощущением праздника. Возле кровати стоял новенький самокат, а на стуле лежал футбольный мяч. «Сегодня мой день рождения!» — вспомнил мальчик. Он быстро вскочил и выбежал из комнаты. Все поздравляли и целовали именинника. В гости пришли друзья с подарками. Лучший друг Саши — Вадик, принес самодельную машинку в подарок и сказал:

— Эта машинка с секретом. Если повернешь руль направо, снова вернешься в свой день рождения и получишь еще один праздник. Ты же всегда мечтал об этом.

Все засмеялись над шуткой Вадика. Саше больше всего понравилась книга о гоночных машинах. Друзья долго рассматривали эту книгу, а потом устроили во дворе соревнования по самокатным гонкам. После чая с тортом все собрались уходить.

— Саша, хочешь повернуть руль у машинки? – вдруг спросил Вадик.

Саша засмеялся и повернул руль.

Он снова проснулся в своей постели и с изумлением увидел два совершенно одинаковых самоката в своей комнате. Только один был запыленный, а другой — новенький и блестящий. Два футбольных мяча лежали рядом с самокатами. Два одинаковых новых костюма висели на стуле. Саша выбрал слегка помятый и с пятном на локте. Все еще сомневаясь, он вышел из комнаты. Снова раздались поздравления и восклицания. Снова в гости пришли друзья. Когда Женя протянул Саше книжку про гоночные машины, Саша вздрогнул и прошептал:

— У меня уже есть такая.

— Ну и что, лишнюю книжку кому-нибудь подаришь, — предложил Женя.

— Все за стол, — весело позвала мама.

Саше был такой сытый, что не смог съесть даже порцию своего любимого салата. Да и другие гости почти не прикоснулись к еде. Мама расстроилась и принялась убирать со стола нетронутые блюда.

— Давай, посмотрим твою книгу о гоночных машинах, — предложил Вадим.

— Не хочу, мы уже смотрели. Верни все назад. Это совсем не интересно праздновать один и тот же день рождения два раза, — закричал Саша.

— Ну, тогда поверни руль у машинки в другую сторону, — спокойно ответил Вадим.

Саша схватил машинку и быстро повернул руль. Друзья исчезли. Саша стоял один с машинкой в руках посреди комнаты.

— Саша, помоги мне все убрать со стола, а потом поиграешь с машинкой, — попросила мама.

— Конечно, помогу, я не собираюсь играть с машинкой, мама, — засмеялся Саша и поставил машинку на полку. Про себя он добавил: «особенно с такой машинкой».

Вопросы и задания к сказке «ДВА ДНЯ РОЖДЕНИЯ»:

• Ты бы хотел, чтобы у тебя было два дня рождения в году или даже больше?

• Если бы у тебя была машина времени, как бы ты ее использовал? Придумай сказку об этом.

• Почему мальчик из сказки отказался от второго дня рождения, если у него стало в два раза больше подарков?

• Придумай сказку о том, как один волшебник забирал дни рождения у вредных детей, и как дети возвращали свои дни рождения назад.

(фрагмент из книги «В гости к празднику»).

Обучать буквам и цифрам через игру, это вообще святое дело. Особенно если хочется обучить ребенка до школы, а это желание уже превратилось в повсеместную тенденцию. Сейчас много спорят: стоит ли нагружать ребенка знаниями до школы, не будет ли это перегрузкой. Специалисты уверены – нет, не будет. Дети любят учиться больше всего на свете, как бы это странно не звучало. Смотря как их учить. Учеба с помочью родителей через игровую форму – лучшего времяпровождения не придумаешь.

Мы сказочники и авторы 35 книг. Собираем и пишем добрые, мудрые, обучающие и воспитывающие сказки. Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 1000 по разным темам:

Природа:
Сказки лиственного леса
Сказки хвойного леса
Сказки о комнатных цветах
Сказки полевых и лесных цветов
О целебных травах для детей
Природоведение в сказках
Природа — глазами душиПитание:
Сказки золотой пчелки (мед и здоровье)
О хлебе и кашах (сказки о злаках)
Овощи целители (сказки об овощах)
Сказки фруктовых фей (о фруктах)
Ягодная академия (сказки о ягодах)
Сказки доброго самовара (о чае)
Об орехах и шоколаде.Образование:
Сказки о буквах и словах
Добрая математика в сказках
Сказки о профессиях и мастерахИскусство:
Краски рассказывают сказки (дважды издавалась)
Музыкальные сказки (готовится)
Тайны творчества (о картинах и художниках)Другое:
600 Творческих игр для больших и маленькихБеседы и сказки о семье
150 сказок о добрых качествах (в трех томах).

Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество.

:::

Мария Скребцова, 1968 г. рождения, окончила институт иностранных языков имени Мориса Тореза в 1990г. Преподаватель французского языка, автор двух поэтических сборников, вышедших в свет в 1993 и 1994 году.

Лопатина Александра, 1951 г. рождения, преподаватель мировой художественной культуры и истории религии, окончила институт в 1976г.

:.: :.: :.:Kindbook & DobrieSkazki: образование, воспитание, книги для детей, сказки, стихи, уроки, школа, дети, литература, воспитатели, ребенок, педагогика.

Тесты, игры на самооценку ребенка

Развитие такого вида мышления нашло отражение в методиках известных педагогов Никитиных, которую рекомендуют многие специалисты. Это, прежде всего, система развивающих игр («кубики Никитина», кирпичики, квадраты из пластика, детали конструктора), предусматривающая эффективное взаимодействие ребенка и родителей. Педагоги советуют родителям изучить и систему Монтессори с ее зонами сенсорного развития и математики, которые заставят малыша не только логически мыслить, но и различать некоторые характеристики предметов (вес, форма). Весьма популярной является разработка Глена Домана «Счет с фактами»: Глен предложил обучать детей основам математики и логики с помощью специальных карточек. На белом фоне изображаются, например, 5 мячей или 6 томатов. Малыш видит на картинке несколько предметов, запоминает их, и для него 5 или 6 уже становятся не абстрактными закорючками, а конкретным количеством объектов.

Развитие мышления у детей

Развитие мышления у детей – то, о чем специалисты настоятельно рекомендуют задуматься всем родителям: как настоящим, так и будущим. Развитое мышление является одним из основных условий успешности в современном обществе. Поэтому ребенок, обладающий правильно и всесторонне развитым мышлением, способен довольно быстро и без особых проблем продвинуться вверх по социальной лестнице.

Условно выделяют несколько направлений развития, одним из которых является развитие логического мышления. Если малыш не способен понимать причинно-следственные связи, ему придется очень трудно в школе, а потом и во взрослой жизни. В этом помогают различные задачки, которые взрослый задает ребенку. К примеру, сравнение по высоте, длине или ширине каких-нибудь предметов. Для наглядности можно воспользоваться кубиками разной величины, обычными пирамидками или матрешками.
Хорошо подходят игры, где родитель или воспитатель описывает свойства какого-либо предмета, при этом не называя его. Ребенок должен догадаться, что за предмет имеет в виду взрослый, а затем назвать вслух. Неоценимую помощь оказывают и головоломки типа «найди лишнее из множества похожих предметов», «определи цвет или размер заданных фигур», игрушки типа Тетриса, где нужно сложить фрагменты.

Схема занятий по методике ДОБРЫЕ СКАЗКИ

Занятия по методике могут проходить как в индивидуальном порядке, где взаимодействуют ребенок и родитель, так и в группах, где дети взаимодействуют с воспитателями и педагогами.

После прочтения сказки взрослый проводит с детьми беседу. Дети отвечают на вопросы, прав ли был герой в той или иной ситуации, проводят анализ сюжета (что было правильно, а что нет). Для закрепления материала детям предлагается выполнить ряд упражнений:

  • сделать костюмы вместе с родителями дома для инсценировки сказки,
  • создать поделку или нарисовать персонажей сказки,
  • придумать свою сказку на заданную тему.

В качестве примера рассмотрим занятие по сказке «Сердце мамы», автор — М. Скребцова.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Вопросы и задания к сказке:

  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?

  • Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.

  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

  • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.

  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

Творческое задание

На доске педагог рисует большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Педагог вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.

Затем дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе одно какое-либо сокровище и сочиняет сказку о маме, которая подарила своим детям это сокровище.

Игра «Волшебные мамины глаза»

Попросите детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными) Все перечисленное детьми педагог записывает на доске. Предложите детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели.

Рисунок

Включите музыку, попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.

В помощь родителям

Другой, не менее важный аспект воспитания ребенка, – это развитие образного мышления, умения оперировать образами. Дети должны научиться создавать у себя в голове различного рода образы, то есть визуализировать полученную извне информацию. Упражнения на визуализацию довольно просты, например, всем известная игра «что на что похоже». Иногда малышу предлагается убрать/добавить палочки, чтобы получились квадраты или прямоугольники, закончить рисунок за художника или найти отличия на картинке. Отличная тренировка — упражнение, где нужно из разрезанных фрагментов иллюстрации сложить целую (паззл), составить из хаотично разбросанных букв слова и предложения.

Интересной методикой считается так называемая Вальдорфская школа, основателем которой выступил педагог Рудольф Штайнер. Он считал, что развитию мышления образами великолепно способствуют лепка, рисование, конструирование, шитье и даже музыка. По вальдорфскому методу детей приучают к разнообразным формам художественного творчества, так что даже игрушки дети изготавлювают самостоятельно.

Любопытным изобретением стала и методика Сесиль Лупан, в короткий срок завоевавшая признание родителей всего мира. Лупан предлагает стимулировать развитие зрения и осязания, которые непосредственно связаны с формирование в детском мозгу образов. Для этого Сесиль советует развешивать в поле зрения малыша множество ярких и черно-белых кусочков ткани, материалов различной фактуры, двигающихся игрушек.

Особенности методики «Добрые сказки»

Структура занятий по методике Сребцовой – Лопатиной мало чем отличается от классических методов и форм раннего развития детей, принятых в педагогике. Авторы лишь систематизировали тематику занятий, объединив сказки в группы:

Тематическое разделение сказок по предметам очень удобно в работе с младшими школьниками – учитель сможет легко подобрать нужную сказку к любому предмету. Ведь, воспитание сказкой предлагается авторами для детей от ясельного возраста до младших школьников, в зависимости от сложности восприятия текста произведения. Конечно же, использование сказок на занятиях в младшей школе, возможно, не совсем соответствует современному духу рационализма и логики при изучении начальных представлений о робототехнике, но в качестве приемов для активизации внимания народное творчество будет полезно.

Как показала практика, наибольшую пользу чтение сказок несет на занятиях по развитию речи и этике, где необходимо вовлечение ребенка в процесс осмысления и обсуждения прочитанного материала.

Сказки могут быть использованы в работе с детьми во вспомогательном обучении. Малыши с удовольствием принимают участие в обсуждении услышанного или прочитанного, благодаря чему разрушаются психологические барьеры у детей, которые по разным причинам неохотно идут на контакт и чувствуют скованность в коллективе.

Чтение сказок для ребенка – не учебное занятие со строгими рамками, а возможность для раскрепощения и самовыражения, непринужденного общения и осмысления прочитанного. Чаще всего такие занятия ребенок воспринимает как неформальное общение, которое подсознательно ассоциируется у него с общением в кругу семьи, где он ощущает уют, тепло и защищенность.

Метод Домана

Система представляет мир в виде карточек, с которыми можно знакомить ребенка, начиная с 1 месяца от роду. На черно-белом рисунке изображены картинки окружающего человека мира: животные, птицы, растения, слова, числа, пейзажи и природные явления. Карточки следует показывать тематическими сериями по 10 секунд каждую, сопровождая изображение словесным названием. Количество картинок, показанных за 1 раз, не рекомендуется больше 10 штук.


Изображение с сайта www.planeta-d.com

Метод развития умственных способностей маленького человека основан на внешнем раздражении головного мозга, способствующему  улучшению его работы. На подсознательном уровне младенец, даже возрастом меньше 1 года, запоминает большой объем информации, увеличивающийся с каждым днем.

Недостатком служит полученное теоретическое знание без практического применения. Крошка  не получает творческого, эмоционального восприятия окружающего. Большая нагрузка многим деткам не нравится, они отказываются от обучения вообще.

В издательствах Сфера и Русский Раритет книги заказывают более чем 340 городов России и стран СНГ.

Педагоги порой из самых удаленных городов и поселков пишут о том, как книги помогают им переосмыслить свои занятия с детьми и выстроить их по-новому, делая главный акцент на развитие духовных качеств ребенка. Книги используются педагогами самых разных предметов, воспитателями и родителями, в школах, клубах, детских домах и даже в таких учреждениях, как социальные приюты.
Из письма: «В Иркутске книги используются в 68 школах, детских садах и клубах. В вспомогательной школе педагоги были поражены, когда на уроках по духовному воспитанию у них стали участвовать в обсуждении самые трудные дети, которых было невозможно вовлечь в процесс обучения. Дети стали лучше говорить. Даже язык педагогов изменился, что заметили проверяющие и заинтересовались, какие книги используются для таких интересных уроков».

:.:

ОБ АВТОРАХ

ЦВЕТОК КАКТУСА

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. «А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?  Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много… для кактуса. Ты должен молчать и терпеть…, как все мы!»  Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других…

«Другие! Вот бы увидеть их!» — мечтал кактус.

Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные. «Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», — вздыхал мечтатель. «Ха-ха-ха», — смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно… Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой… навсегда», — так говорили звезды. «Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы…», — размышлял кактус. «Да, они не молчат… Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», — говорили кактусу звезды. «Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» — спрашивал кактус. И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми…» Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу. Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении. «О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом. Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу… Твой цветок открыл ее в людях… Ты счастлив».

(фрагмент из книги «НАЧАЛА МУДРОСТИ»)

Оказывается, учить рисованию тоже можно через сказку. Для любого вида творчества очень важен настрой. Мамы знают, как трудно усадить за стол для лепки или рисования ребенка, который активно носится по квартире – или в принципе не расположен к какому-либо творческому занятию. Неусидчивый, как говорят педагоги. Но ведь это не диагноз. И знакомить с рисованием никогда не поздно – можно сделать это через сказку. Для маленьких детей легко придумать сказки на ходу, родители применяют свою фантазию. А в помощь детям постарше – пожалуйста, книжка.

Образовательная методика «Добрые Сказки» Скребцовой-Лопатиной

Мария Скребцова и Александра Лопатина предлагают читателям свои рассказы, сказки, стихи с заданиями и вопросами, как повод для размышления о смысле жизни, честности, доброжелательности. Авторы также используют сказки, легенды и притчи более 100 стран народов мира. Эти не хрестоматийные произведения, вошедшие во множество антологий, а неизвестные широкому кругу читателей. Все произведения, написанные и отобранные авторами, предполагают совместное, взрослого и ребенка, чтение и проживание в творчестве прочитанного. Авторами на протяжении 25 лет написано более 80 книг.

В чем уникальность методики авторов книг? Александра Лопатина, Мария Скребцова в русле гуманистической педагогики сотрудничества обращаются к личностному осмыслению прочитанного каждым читателем. Задания, вопросы и игры к сказкам, стихам и притчам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.

Авторы предлагают юным читателям осмыслить собственный жизненный опыт, чувства в разговоре о проблемах произведения, его «проживание-переживание» в творческих заданиях. Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, учителем и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых выстраивает доверительные отношения в семье, стимулирует интерес детей к учебе.

Самое важное в серии книг Александры Лопатиной и Марии Скребцовой – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, учителя найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их питомцам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира

Главный смысл обучения детей авторы видят в духовно-нравственном воспитании. Посвящена ли книги таким школьным предметам, как математика, русский язык, труд, рисование, или относительно новым на постсоветском пространстве – этике, эстетике, валеологии, человековедению, мировой художественной культуре, вы встретите в книгах много добрых и мудрых сказок и стихов, написанных авторами или найденных ими среди сокровищ мировой литературы. Необычные задания, групповые и индивидуальные, помогают детям творчески развиться, духовно вырасти, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.

Книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой апробированы во многих школах и детских садах России и СНГ. К настоящему моменту издано свыше 80 книг для занятий с детьми общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров.

Книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой в 1998 г. были награждены почетным дипломом конкурса «Лучшие книги года». По книгам Лопатиной и Скребцовой составлены авторские программы, методические разработки и творческие проекты. Авторы провели семинары и презентации книг более чем в 200 городах России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Латвии и Литвы, Испании и Голландии.

Многие из книг были переведены на английский язык. Более подробно смотрите английскую версию сайта http://www.kindbook.com/

Положительные отзывы педагогов, родителей и учеников подтверждают необходимость нравственного и творческого развития детей в школе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: