Ошибка 2: равнодушие
Эта ошибка родителей в воспитании детей – полная противоположность предыдущей. Для детей важен баланс, оптимальная порция родительского внимания и время уединения. Если же взрослые заняты исключительно собой, дети растут с дефицитом их тепла, и отголоски этой травмы препятствуют нормальной коммуникации.
Многие оправдываются тем, что им скучно играть с малышами в игрушки. Но это не единственный способ взаимодействия. Совместные прогулки, просмотр мультфильмов, покупки, приготовление еды, прочие бытовые дела, где вся семья вовлечена в одну деятельность, способствуют развитию малышей.
Как исправить ошибку
Здесь рекомендация проста – помнить, что в семье есть дети с определёнными потребностями и что ответственность за их благополучное развитие отмене не подлежит
Важно искать договорённости и выбирать тот вид совместной деятельности, который бы устраивал всю семью
Семейное воспитание – старт коммуникации ребёнка. Именно в кругу родителей и братьев/сестёр он учится спрашивать и отвечать, просить и благодарить, соглашаться и даже отказывать (тоже очень полезный навык!).
«Ты не разрешишь? Спрошу у бабушки!»
Если вы не разрешаете ребёнку есть чипсы и пить газировку – бабушка с дедушкой тоже должны быть на вашей стороне. Запрещаете допоздна сидеть за компьютером? У бабушки это правило тоже должно соблюдаться. Нет – значит нет! Вы должны быть непреклонны в своих запретах. И точка. Ребёнок точно должен знать, что ему можно, а что запрещается. Иначе из вашего ангелочка вырастет хороший манипулятор, а ваш авторитет в его глазах развеется в пыль.
Другое дело, донести это до бабушек и дедушек, ведь ни для кого не секрет, как они любят своих внуков, многое позволяют, балуют и на многое закрывают глаза.
Типичные ошибки в воспитании
Люди, у которых есть дети, знают, что есть разница в том, как воспитывать девочку или мальчика. Но иногда взрослые забывают это учитывать.
Мальчики
Воспитывая мальчика, родители растят будущего мужчину. Поэтому старайтесь всеми силами избегать тех ошибок, которые этому мешают.
- Чрезмерная опека. Часто матери не понимают, что ребенок – это отдельная личность, а не их собственность. Но такая модель поведения особенно опасна для воспитания мальчика, поскольку он вырастет безвольным и неуверенным в себе. Во взрослом такая личность превратится вмаминого сынка, который не может самостоятельно принимать решения и заботиться о своей семье.
- Подмена. Поскольку в основном воспитанием детей занимаются мамы, они зачастую стараются стать для них и отцом. Но мальчик должен различать, что такое материнская, а что такое отцовская любовь.
- Наказания. Нет в мире мальчиков, которым бы не хотелось хулиганить. Именно поэтому бесполезно отчитывать сына за каждую провинность.
- Запреты. Не запрещайте мальчику самовыражаться. Пускай он чувствует ответственность за свой выбор и за свои поступки.
- Правильный пример. Если мать не уважает отца, сын тоже будет чувствовать себя никчемным. Если же отец поднимает руку на мать, мальчик вырастет тираном. Начинайте изменения с себя.
О других особенностях воспитания мальчика читайте здесь.
Девочки
Дочь – это радость и для матери, и для отца. И чтобы такая идиллия длилась дольше, не допускайте типичных родительских ошибок.
- Подавайте правильный пример. Родители, которые не хотят, чтобы дочь курила, должны сами забыть о сигаретах.
- Не нужно взращивать в девочке ненависть к мужчинам, даже если у мамы не сложились личные отношения. В этом случае всю жизнь она будет искать в окружающих подвох.
- Давайте девочке больше свободы. Если она захочет помочь с уборкой, стиркой, приготовлением еды разрешите ей.
- Девочки склонны к взращиванию комплексов. Поэтому родители не должны говорить, что у нее есть какие-то проблемы с внешностью или талантами.
- Родители часто загоняют дочерей в рамки, говоря, что им нужно вести себя как девочкам. Навязывание стандартов пагубно сказывается на формировании личности.
Подростки
Подростковый возраст считается самым трудным периодом в воспитании. Именно поэтому большинство родителей совершает следующие ошибки.
- Настаивают на откровенности.
- Нарушают личное пространство.
- Игнорируют мнение подростка.
- Предъявляют необоснованные требования.
- Обесценивают чувства и забывают о последовательности.
- Много поучают и не позволяют жить своей жизнью.
- Постоянно критикуют и не интересуются его жизнью.
- Уделяют мало внимания.
- Негативно отзываются о друзьях.
Все это способствует тому, что подросток замыкается в себе и отдаляется, проявляя агрессивное поведение.
Дети-инвалиды
Воспитывать детей – это всегда сложно. Но когда речь идет о ребенке-инвалиде, становится еще тяжелее. Главное, избегать следующих ошибок.
Снижение требований и акцентирование внимания на заболевании.
Чрезмерная жалость на людях.
Перекладывание ответственности на нянь и другой персонал.
Повышенное внимание по сравнению с остальными детьми в семье.
Личный опыт
Самый типичный комментарий, который я слышу в разговорах с опытными мамами (и с папами тоже, кстати): «Так много ошибок в воспитании допустили со своим ребёнком, исправимся на внуках».
Честно говоря, я и сама так иногда думаю о своей дочери. Что если будет второй ребёнок, то многое я сделаю по-другому. Но и сокрушаться о том, как я воспитываю мою малышку, не собираюсь. И вам не советую. Вот почему.
О том, в каком ужасе я пребывала после рождения ребёнка, я уже писала здесь, повторяться не буду. Отпустило меня недавно. И прям так конкретно отпустило. Мне вдруг многое стало по-хорошему лень. Причём это я поняла, когда мы приехали к моей маме:)
Например, дочь до сих пор не просится на горшок. На момент написания этого текста, ей 1,9. Наша бабушка (моя мама) уверена, что это моя родительская ошибка, просто фиаско, ведь я не приучала и не высаживала Ханю с рождения. Да, не высаживала и даже не собиралась. Я уверена (ибо прочитала мнение врачей и психологов), что у детей нейронные связи в мозгу, ответственные за позывы в туалет, формируются к полутора годам, поэтому к горшку имеет смысл приучать с 1,3 и позднее.
Раннее приучение основано на рефлексах, то есть оно неосознанно. Вы ведь замечали, что при звуке воды вам очень хочется по-маленькому? Все потому, что наши мамы включали нам струйку воды для стимула. Вот это и называется рефлекс. Как у собаки Павлова
Чрезмерно опекать
Некоторым кажется, что опека — признак любви и заботы. Но чаще всего за опекой стоит желание контролировать, то есть утверждать свою родительскую власть. Если ребенка постоянно опекают, ему начинает казаться, что он и впрямь не способен самостоятельно справляться с простыми вещами, перестает верить в свои силы, чувствовать свои желания. Именно так возникают анекдотические, но грустные сцены: «- Мама, я замерз? — Нет, ты проголодался!»
Гиперопека — не просто верный способ воспитать неудачника. Иногда дети буквально задыхаются от родительской «заботы», ведь у них нет ни капли свободы, ни единого шанса встретиться с реальным миром, который вообще-то таит не только опасности, но и массу прекрасных вещей
Поэтому родителям так важно научиться доверять ребенку и своевременно передавать ему ответственность за все новые и новые сферы жизни — от выбора футболки в детский сад до выбора профессии и спутника жизни
Родить ребенка с конкретной целью
Печальна и трудна жизнь детей, которым нашли «работу» еще до рождения, не важно, какая миссия им назначена: скрепить семью, воплотить в жизнь несбывшиеся мечты родителей, подавать стаканы с водой в старости. Даже если дети будут стараться, им никогда не оправдать все ожидания папы или мамы («Защитил кандидатскую, а когда докторская?», «Победишь на российских конкурсах, а когда поедешь на международные?»)
Но и родители будут разочарованы. По каким-то необъяснимым причинам, ребенку сложнее всего исполнять именно то, для чего его родили. Тот, кто появился на свет ради дружбы с братиком, чаще всего с этим братиком дерется. А дети, рожденные как «сувенир на память» от любимого, но недоступного мужчины, крайне редко на него походят, либо походят, но именно этим потом всю жизнь и раздражают.
Ошибка 4: использование в своих целях
Воспитывая детей, родители считают себя главными и всегда правыми. Если злоупотреблять своим лидерством, можно скатиться в использовании детей в своих интересах. Классический пример: родитель мечтал чего-то добиться (кататься на коньках, рисовать, петь…), но не сложилось, и теперь он пытается воплотить свою мечту через ребёнка. За таким стремлением кроются нереализованные мечты и непроработанные комплексы родителя, и всё это вливается в его чадо.
Пользы от этого ребёнку – один вред. Он вырастет, ничего не зная про свои собственные желания, цели и эмоции. Он будет идеальным исполнителем, безынициативным и несчастным. Такого будущего вы хотите для своего ребёнка?
Как исправить ошибку
Рекомендация такая: воспитывать детей, как отдельных личностей, а не как продолжение или воплощение себя
Обращать внимание на реальность, а не на свои мечты и иллюзии. Уметь вовремя тормозить себя, а свои амбиции реализовать самостоятельно, не вливая их в детей
Это даже полезно для развития родителей: никогда не поздно воплощать свои мечты!
Как же не допускать эту ошибку? Находиться в контакте с ребёнком. Обустроить свои отношение с ним так, чтобы он сам бежал делиться своими чувствами и мечтами. Спрашивать, искренне интересоваться, уважать этого маленького человечка с большим потенциалом.
Какие бывают гендерные стереотипы?
Среди наиболее ярких примеров таких стереотипов можно выделить отношение к одежде, проявлению эмоций, поведению, играм и игрушкам, видам деятельности, личностным качествам.
Одежда
Есть мнение, что девочки должны носить одежду розовых, красных, желтых, пастельных тонов, а мальчикам подходят вещи черного, синего, зеленого, коричневого, серого цвета. Несмотря на демократичность современной моды, традиция покупать новорожденной девочке розовые одежки, а мальчику – голубые, существует по сей день.
Также от девочек родители требуют более аккуратного отношения к одежде, говоря: «Ты же девочка, ты должна быть чистой и опрятной». Дочерей чаще, чем сыновей ругают за порванные и испачканные вещи.
Игры и игрушки
Игрушки тоже делятся на девчачьи и мальчишечьи. Многие родители покупают дочерям только кукол, зверушек, детские наборы посуды и медицинских инструментов. На просьбу купить машинку, самолет или солдатиков малышка, как правило, слышит ответ: «Эти игрушки не для девочек». С мальчиками дело обстоит точно так же.
Игры тоже различаются по половому признаку. Девочкам «положено» играть в «дочки-матери», «доктора», «магазин», «школу» и другие спокойные, малоподвижные игры. Шумные, активные развлечения больше ориентированы на ребят.
Проявление эмоций и поведение
Мальчикам запрещается плакать и обижаться, а также проявлять излишнюю сентиментальность. От девочек, наоборот, ждут скромности, нежности, мягкости. Любое проявление грубости, гнева или агрессии, даже в целях самозащиты, считается неправильным.
В мальчишках с раннего детства воспитывают стремление к лидерству, соперничеству, требуют от них твердости, уверенности в себе, нацеленности на успех. От девчонок ждут послушания и уступчивости, подавляя в них любые проявления мужских качеств. На тех, кто всё-таки проявляет эти качества, навешивают ярлык «пацанки».
Распределение ролей и предназначение
Сыну родители с малых лет внушают мысль, что, повзрослев, он будет защитником родины, ученым или бизнесменом. Дочерей готовят к роли матери и жены. Если мальчик занимается творчеством, танцами, пением, то может часто слышать от взрослых, что это «не мужские» занятия. Девочек, увлекающихся агрессивными видами спорта, ждет такая же реакция.
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания. Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.
В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
Гнев в ответ на нарушения дисциплины
Порой гневный окрик матери – единственное средство остановить дошедшие до истерики капризы ребенка. Но вспышка гнева взрослого лишь в критической ситуации способна остановить нытье и крики. На долгосрочную перспективу такой метод не работает: плохое поведение придется останавливать исключительно «громким» способом, на уговоры и угрозы непослушный малыш уже не «поведется».
Источник фото: freepik.com
Если родители не будут сдерживать себя, действуя агрессивно в ответ на раздражающее непослушание, ребенок решит, что таким способом можно будет решать проблемы всегда, причем не только с близкими, но и с малознакомыми окружающими. Повзрослев, он разочаруется, узнав, что не всегда получается добиваться своего нытьем и истериками.
«У всех дети, как дети, а ты….! »
«Вот Алиночка, дочка тёти Марины из 5 подъезда учится на одни пятёрки, а ты лентяйка!» Сравнение с другими детьми – одна из самых страшных педагогических ошибок, которую допускают родители. Ни в коем случае, и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Да, возможно Алиночка лучше учится, Ванечка хорошо себя ведёт, а Коленька даже бабушку через дорогу перевёл – пусть так! Вашего ребёнка это не касается. Он – другой, уникальный, и у него тоже наверняка есть немало достоинств, которые нужно не только рассмотреть в нём, но и постоянно подчёркивать. Вы же хотите, чтоб ваш ребёнок вырос счастливым и уверенным в себе? Тогда забудьте про сравнения. Навсегда. В противном случае вы получите закомплексованного человека, с невидимым третьим глазом во лбу, который будет замечать исключительно пыль на плинтусах, целлюлит на боках и равняться на Алиночку, которая всегда лучше.
Мой лайфхак
Кстати, пришло время и для моего лайфхака: держать себя в руках мне очень помогают дыхательные упражнения из кундалини йоги. Утром я уделяю себе минут 10 для этой практики, тогда и день проходит ровнее, и на дочь почти не срываюсь. У каждой женщины свой секрет. Но у всех основа одна: провести немного времени в уединении, с самой собой. И главное, это действительно работает!
Ведь как вы сможете делиться со своим ребёнком любовью, как будете создавать хорошую атмосферу в семье (а она зависит исключительно от настроения женщины), если внутри сплошной негатив и все клокочет от гнева? Сосуд сначала надо очистить, а потом заново наполнить. Поэтому женщинам, а особенно мамам, так необходимо уделять себе время
В-третьих, самое важное, что вы легко можете дать своим детям- это искренний, живой интерес и качественно проведённое время. Это может быть и 30, и 15 минут в день, но они должны быть только вашими с ребёнком
Ваш малыш обязательно вас поймёт и отпустит по делам. Главное — не лишайте ребёнка драгоценного времени, проведённого с самыми важными для него людьми.
Сейчас много мам, предпочитающих оставить ребенка на попечение бабушки/тети/няни/гаджетов
В рамках разумного это прекрасно, помощью близких очень важно пользоваться. Но и перебарщивать тоже не надо
Ведь, если по-честному, вас никто не заставлял рожать. Ребенок ваш и ответственность тоже ваша. Подумайте об этом, если не хотите в будущем услышать, например, от той же бабушки: «Я воспитала твоего ребенка», как случилось с одной моей знакомой, или увидеть, что вашему чаду гораздо интереснее уткнуться в айпад, чем общаться с вами.
Дорогие родители, помните, что ваши дети — личности и они априори самые любимые и близкие вам. Доверяйте им, не мешайте развиваться в собственном ритме, не ждите прыжков выше головы и удивляйтесь вместе новым умениям и навыкам. И да: хвалите, восторгайтесь, обнимайтесь и любите, любите, любите! Любви слишком много не бываетВсем добра!
Кстати, если вам интересно посмотреть на нашу азиатскую жизнь в ярких картинках, подписывайтесь на мой инстаграм аккаунт @honeymama.ru
Ошибка 3: слияние
В первый год жизни фразы наподобие «Мы покакали» или «Мы заболели» звучат трогательно, но продолжение слияния с детьми и дальше – типичная ошибка родителей. Уже с того момента, как младенец отползает от родителя, чтобы исследовать мир, полезно воспринимать его, как отдельную личность. Некоторые же родители вплоть до совершеннолетия своего ребёнка, а то и дальше, не желают выходить из слияния с ним.
Психология рассматривает слияние как комфортное пребывание с кем-то, как единое целое. Родитель сливается с ребёнком из собственных внутренних проблем, потому что сам не желает взрослеть и заниматься собой. Он полностью погружён в дела своего ребёнка, фактически проживая его жизнь за него.
Как исправить ошибку
Рекомендация здесь проста – заняться собой, соблюдая баланс. Удобно ориентироваться на ребёнка и его текущие потребности: хочет ли он побыть один или поиграть со взрослыми. Договариваться на определённое время, когда произойдёт долгожданная совместная деятельность.
Если ребёнок уверен, что родитель рядом и доступен, он и не будет за него цепляться каждую минуту. Ошибка взрослых здесь – отталкивать от себя ребёнка, оправдываясь своей занятостью или усталостью, не предлагая альтернативных вариантов.
Сравните: «Отстань от меня, я устал(а) с работы» и «Малыш, давай я немного отдохну после работы, а потом мы с тобой поиграем».
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово. Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу. Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
<<Перелинковка2>>
У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь. Если тебе нравятся точные науки, изучай их. Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки. Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
«Можно было и лучше…»
«Четыре за контрольную? Почему не пять? Да уж, ведь четверка – это не оценка, а признак ленивого, ни на что неспособного неудачника. (А вот Алиночка, дочка тёти Марины из пятого подъезда тянет на золотую медаль!)
Ребёнку, чьи родители постоянно недовольны его результатами, очень сложно будет жить в гармонии с самим собой, получать удовлетворение от жизни, чтобы он ни делал и как бы высоко не забирался. Или просто не захочет ничего делать, ибо куда мне, до Алиночки.
Подобный тип воспитания выращивает у человека способность замечать исключительно оторванные пуговицы на пальто, жир на боках и пропущенные запятые в текстах.
Непоследовательные действия взрослых
Движение к дисциплинированности должно быть планомерным. Без определенной последовательности плохое поведение приведет к хаосу в семейных отношениях и беспорядку в доме. Порой мама в сердцах накричит на провинившегося шалуна, а на следующий день вспомнит о принципах и попросит подумать малыша о своем поведении в своей комнате. Такая непоследовательность смутит ребенка, и он станет думать, что вести себя можно как угодно, главное – не попасться на глаза взрослым не в настроении.
Источник фото: freepik.com
В достижении любой цели необходимо выработать стратегию. Это касается и воспитания дисциплины у ребенка. План позволяет увидеть, насколько эффективны выбранные способы, каковы успехи малыша в выработке послушания. Взрослым следует определить, как в случаях нарушения дисциплины вести себя, как реагировать на ложь, агрессивное поведение, нытье. Тогда будет легче справляться с возникающими проблемами и не вводить в заблуждение ребенка, постоянно меняя свою тактику.
Необходимо, чтобы все взрослые члены семьи, включая бабушек и дедушек, действовали одинаково в случае нарушения дисциплины маленьким непоседой.
Особенно это важно, если ребенок склонен лгать в свое оправдание или настроен агрессивно. Единый свод правил поможет сделать отношения в семье доброжелательными, а времяпрепровождение друг с другом – приятным
Оставить комментарий
Что в итоге
Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.