Музыкальное развитие детей с рождения до 6 лет

Роль пения в раннем музыкальном развитии ребенка

Вы знали, что пение способствует выработке грудного молока? Когда мама поет своему малышу, она расслабляется, а жизненный тонус ее организма повышается. Так что пойте крохе чаще

И не только колыбельные.  В выборе репертуара важно, чтобы это были спокойные мелодичные песенки, которые нравятся вам и вашему карапузу. А когда ребенку исполнится 4-5 месяцев, он сам станет вам подпевать

И не только вам. Свои «арии» маленький певец будет посвящать всему, что попадется ему на глаза. Любимой погремушке и карусельке, висящей над ним. Шапочке, которую ценой многих усилий удалось снять и попробовать на вкус, и папе, пришедшему с работы и обнимающему любимое чадо перед сном.

Увлечение музыкой способно подарить крохе и вам много приятных минут, наполнить ваш дом улыбками, заставить пережить массу самых разных эмоций. Так пойте же с вашим карапузом, слушайте музыку, сочиняйте сами, музицируйте, используя различные инструменты. Откройте для малыша дверь в такой многогранный мир творчества. И чем раньше вы эту дверь перед ним распахнете, тем более богатой и разносторонней личностью станет ваш ребенок в будущем…

Есть ли у ребёнка слух и чувство ритма?

Если вы думаете определять своего ребёнка в музыкальную школу, то сначала нужно узнать, обладает ли малыш музыкальным слухом и хорошим чувством ритма. Существуют специальные методики, которые помогают это определить. Такими способами пользуются педагоги музыкальных школ при прослушивании. При возможности вы можете самостоятельно проверить своего ребёнка.

Проверяем музыкальный слух.

Тест №1. Сыграйте на фортепиано два разных звука. Спросите у ребёнка: «Какой звук был ниже, а какой — выше?»

Тест №2. Сначала нажмите одну клавишу на фортепиано. Пусть малыш ответит, сколько звуков он услышал. Нажмите две разных клавиши одновременно: сколько сейчас звуков?

Тест №3. Спойте ноты поочерёдно и пусть ребёнок их повторит.

Тест №4. Напойте короткую мелодию попросите ребёнка её воспроизвести.

Тест №5. Пусть ребёнок споёт любимую песенку.

С помощью этих несложных тестов вы сможете проверить музыкальные слух и память малыша, а также диапазон его голоса. Если ребёнок не всё идеально повторяет, но хотя бы улавливает направление мелодии, то у него средний результат, что говорит о наличии музыкального слуха, который можно развивать.

Определяем чувство ритма.

Тест №1. Постучите в определённом ритме. Пусть ребёнок повторит. Повторите тест 3-4 раза (меняя вариации простукивания).

Тест №2. Предположите малышу помаршировать под запись марша или любой ритмичной песни.

Тест №3. Попросите ребёнка похлопать в ладоши под какую угодно ритмичную музыку.

Если Вы заметили, что у малыша слабоватое чувство ритма, не огорчайтесь: его можно развивать. А если отличное — в таком случае ребёнку будет легко даваться обучение в музыкальной школе.

Музыкальное воспитание дошкольников

Малыши начинают воспринимать живую речь, музыкальные ритмы, еще находясь во внутриутробном состоянии. После появления на свет, дети знакомятся с мамиными колыбельными, удивляются ритмичным, разным по диапазону и длине звука погремушкам. Более взрослые малыши осваивают элементарные инструменты и начинают слушать музыкальные произведения, испытывая определенные чувства.

От 0 до 2 лет – этап «Здравствуй, звук!». Крохам интересно заниматься звуконаследованием. Повторение треска или шума погремушки, издаваемых домашними животными звуков становится их любимым занятием. Предлагая различную «базу», родители помогают ребенку развивать слух и логику. Нажимая пальчиком на клавишу или кнопку, дети слышат различные звуки.

Важно, что в этом возрасте на малышей уже влияет классика и мягкие джазовые композиции, мелодии в исполнении инструментальных ансамблей. «Лунная соната» Бетховена, «Элегия» Массне, «Пер Гюнт» Грига не только повысят интеллектуальный уровень взрослых, но и смогут стать музыкальным «началом начал» у будущих личностей

2 – 3 года – этап «Играй, гармонь!». Самые простые предметы могут сыграть роль элементарных инструментов. Здесь дети осваивают несложную технику, включаются в процесс воспроизведения.

Интересно, что в этом возрасте мальчикам и девочкам более по душе быстрые мелодии, они не просто поддерживают хорошее настроение, способствуют активности, но и влияют на развитие мышечной системы детей. Двигаясь в такт веселым детским песенкам («Антошка», из м/ф «Пластилиновая ворона» и др.), малыши развиваются физически, усваивают понятие ритма, которое им пригодится в школьные годы.

В 4 года дошкольники при помощи знакомства с новыми инструментами и дальнейшего изучения мира музыкальных стилей учатся проводить несложный анализ. Многие начинают различать «веселые» и «грустные» композиции. Понятия «минор» и «мажор» только появляются на слуху, но позволяют в будущем ассоциировать настроения мелодий и человека в данную минуту.

Полезным способом снимать перевозбуждение и успокаивать остается медитация под спокойную, умиротворяющую музыку. “Вечерняя серенада” Шуберта, “Спектральная сюита” Стива Халперна, прослушанные в комнате с приглушенным светом и рядом с родителями, способны развить в ребенке чувство самоидентификации. В период проигрывания мама может рассказать сказку о двух вымышленных персонажах, где один отделился от другого и пошел искать счастье. Пусть сын или дочь нарисуют это самое счастье или просто расскажут о нем. Так еще маленький человек научится формулировать мысли и озвучивать чувства. Не стоит кривить душой, родителей эта совместная процедура также научит освобождать свои мысли и быть ближе к ребенку.

Настоящим помощником воспитателю станет «Утро» Грига при полной усталости ребенка. Поднять дух сможет «К радости» Бетховена

Снять гнев маленького человека под силу «Сентиментальному вальсу» Чайковского, а «Лунный свет» Дебюсси позволит сосредоточить внимание

Главное, что музыкальное воспитание детей положительно сказывается и на взрослых.

Знакомство с музыкальными инструментами

Среди обязательных игрушек для детей уже с первого года жизни — : колокольчик, бубен, маракас, ксилофон, пианино для малышей, барабан.

Когда малыш станет постарше, покажите ему на видео, как звучит и выглядит тот или иной музыкальный инструмент. Расскажите о нем.

Для начала познакомьте малыша с самыми известными инструментами. Когда он легко будет их узнавать по внешнему виду и звучанию, добавляйте новые.

Прекрасно, если в доме есть настоящее пианино, гитара или другой инструмент.

Познакомьте ребенка с первичными жанрами музыки (песня, танец, марш).

Беседуйте о музыке. Во время беседы показывайте ребенку портреты известных классических музыкантов. Рассказывайте интересные факты из их жизни.

Пение

Почему так важно уделить внимание пению?

Разучивание и прослушивание песен развивает память, внимание, мышление, увеличивает пассивный словарный запас.
Пение оказывает терапевтический эффект, улучшает настроение ребенка.
Пение улучшает произношение звуков, развивает речевой и дыхательный аппарат.

Даже если у вас совсем нет голоса, а на ухо наступил медведь, пойте. Пойте сами для себя, пойте для ребенка. Колыбельные, детские и народные песни, романсы.

Побуждайте малыша подпевать вам. Пойте вместе и по отдельности, как под фонограмму, так и без нее.

Отлично, если у вас есть караоке.

Раннее музыкальное развитие

Беременные женщины замечают, что, когда они включают музыку, ребенок начинает проявлять активность. Под одну музыку малыши успокаиваются, под другую энергично шевелятся.

Полезна для них и та, и другая, так как закладывается весь диапазон эмоций. Однако, те, кто слушал классическую музыку во время беременности, рожают детей, способных к качественному освоению различных навыков.

Такие дети лучше развиваются физически и психически, хорошо разговаривают.

Вернувшись из родильного дома, рекомендуется как можно чаще включать спокойную и красивую музыку для развития детей.

Даже, если родители малыша не имеют музыкального слуха, это не говорит о том, что бесполезно развивать его у ребенка.

Раннее музыкальное развитие ребенка происходит до трех лет.

О том, как общаться и ухаживать за новорожденным ребенком, смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода>>>

  • Взрослея, ребенок не только слушает музыку, но и начинает двигаться под нее. Он хорошо чувствует ритм и подстраивается по него;
  • Музыка развивает фантазию и воображение у ребенка. Постепенно музыка вызывает у малыша не только эмоции, но и зрительные образы;

Чем старше возраст ребенка, тем они насыщеннее. Ребенок может нарисовать рисунок по ассоциации, которую вызвала та или иная мелодия.

Классическая музыка непременно должна быть в программе развития ребенка. Она формирует эстетический вкус. Ее слушают в любом возрасте и при любом социальном статусе.

  • Классическая музыка формирует музыкальный слух, чувство ритма и прекрасный музыкальный вкус;
  • Ребенку следует включать произведения Моцарта, Шопена, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Глинки и Римского-Корсакова;

Они учат различать и воспринимать разные настроения музыки: искрометное и проникновенное, мятежное и лирическое.

Лучше чередовать прослушивание классических произведений со звуками природы и народной музыкой.

Например, вслушиваться в капли дождя или шум ливня, а также в пение разных птиц, шелест листьев и треск костра. Эти звуки успокаивают и убаюкивают (кстати, читайте полезную статью по теме: Белый шум для новорожденного>>>).

  • Народная музыка приобщает ребенка к культуре своего народа. Народные песни делятся своей мудростью и знаниями о мире;
  • Среди игрушек у ребенка непременно должны быть и музыкальные инструменты.

Например, металлофон, бубен, гитара, барабан, синтезатор, дудка и другие виды инструментов, которых в современных детских магазинах великое множество.

Кстати! Самая первая музыкальная игрушка малыша – погремушка. Ею можно под музыку учиться отбивать ритм уже с раннего возраста.

О том, как выбирать погремушки, читайте в статье Погремушка для новорожденного>>>.

Музыка развивает и интеллект у детей. С двух лет они способны запоминать тексты песен. Даже, если не учить их целенаправленно, они запомнят слова песни, если ее как можно чаще прослушивать.

Это обогащает память и мыслительные процессы, а также речь детей. Поэтому, музыка важна и для развития речи у детей (читайте статью Когда ребенок начинает говорить?>>>).

О тонкостях развития и воспитания ребенка до года смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>

Как проверить музыкальный слух у ребенка в домашних условиях

Чтобы малыш научился слушать и воспринимать музыку, важным моментом является музыкально-сенсорное воспитание, которое предполагает распознавание звуков по высоте, силе звучания, тембру, длительности.

Чтобы определить, насколько хорошо ребенок различает звуки, чувствует ритм и обладает музыкальной памятью, существуют несколько традиционных тестов. Подобные испытания предлагаются малышу на собеседовании при приеме в музыкальную школу. Эти тесты просты, однако для их выполнения необходимы минимальные музыкальные знания родителей и, желательно, наличие фортепиано дома.

Тест 1. Предложите малышу подойти к пианино и отвернуться. По очереди сыграйте два звука в верхнем и нижнем регистрах, затем спросите ребенка, какой звук был выше, а какой ниже.

Тест 2. Нажмите одну клавишу фортепиано и спросите малыша, сколько звуков прозвучало. После нажмите одновременно две клавиши (лучше те, которые расположены далеко друг от друга), спросите, сколько теперь прозвучало звуков. В случае, если кроха затрудняется с ответом, по очереди нажмите те же клавиши. В широком расположении сыграйте аккорд двумя руками и спросите, сколько прозвучало звуков – один или много.

Эти тесты направлены на проверку активности слуха, ориентацию в звуковом пространстве, выделение отдельных элементов из общего музыкального звучания на простейшем уровне. Таким образом определяется, понимает ли малыш разницу в высоте звуков и отличия отдельного звука и нескольких, прозвучавших одновременно. В случае, если ребенку эти испытания даются нелегко – не отчаивайтесь. Разобраться в подобных вещах не так-то и просто, и в подготовительном классе музыкальной школы этому научат.

Тест 3. Попробуйте пропеть с ребенком разные ноты, чтобы установить диапазон голоса малыша. Пойте сами, без помощи пианино. Дело в том, что звуки инструмента сбивают детей, к ним сложнее подстроиться, чем к более привычному человеческому голосу. И тем более не используйте для этой цели детские музыкальные инструменты (ксилофоны, дудочки, детские синтезаторы). Чтобы не ошибиться со звуками, воспользуйтесь камертоном.

Тест 4. Спойте короткую простую мелодичную фразу, после чего попросите кроху повторить ее.

Тест 5. Предложите малышу спеть любимую песенку.

Эти три теста позволяют проверить:

  • музыкальную память ребенка;
  • музыкальный слух;
  • диапазон голоса малыша;
  • способность ребенка интонировать («чисто» петь).

Если малыш показал средние результаты (улавливает направление мелодии, но не попадает в ноты), музыкальный слух у него есть, хоть и недостаточно развитый. Конечно, встречаются и исключения – «гудошники» – дети, которые могут петь только в узком диапазоне, не способны интонировать, не понимают общее направление мелодии. Однако с такими детьми умеют работать в музыкальных школах, развивая их способности до определенного уровня. К тому же неумение петь – совсем не препятствие тому, чтобы в будущем стать даровитым трубачом или пианистом.

Для определения чувства ритма ребенка так же существует ряд тестов.

Тест 1. Не очень быстро простучите простую ритмическую последовательность, попросите малыша повторить. Если у него все получается, усложните последовательность.

Тест 2. Попросите малыша похлопать в ладошки под музыку. Пусть покажет, как это делают зрители на концерте, когда им нравится песня.

Тест 3. Предложите крохе промаршировать под музыку (например, «Вместе весело шагать»).

Если у ребенка недостаточное чувство ритма, его вполне можно развить. Ну а если эти тесты малыш выполнил успешно, это значит, что учиться музыке ему будет намного легче.

Музыкальное развитие детей в начальной школе

  • В начальной школе музыкальное воспитание имеет две цели: ознакомление детей с основами музыкального искусства и развитие талантов
  • В первом классе дети слушают педагога, вместе выполняют упражнения на развитие ритма и слуха
  • Во втором и третьем классе уже начинают заниматься пением, осваивать музыкальные произведения, знакомятся с первыми композиторами
  • Если у малыша есть интерес к музыке, то его творчество не должно ограничиваться общеобразовательной школой. На самом деле в ней не так много времени уделяется музыкальному воспитанию
  • Но именно в школе ребенок ознакомится с инструментами и сможет выбрать наиболее подходящий

Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей

Совместное прослушивание музыки уже есть своеобразным упражнением

Сконцентрируйте внимание малыша на темпе и настроении музыки. Если это песня, то попытайтесь вместе спеть ее
Найдите мелодию, где будет четкий ритм

Предложите малышу постучать по столу пальцами в такт. Можно начать вместе, а потом дать возможность ребенку самому войти в ритм
В 5 — 6 лет можно начать заучивать стихи и песни. Это способствует ритмическому восприятию
Выберите звуковой диапазон, в котором малыш не будет травмировать голос. Сыграйте ноту, напойте ее и попросите ребенка повторить. Так спойте октаву вниз и вверх
Поиграйте в игру с хлопками. Настучите простой ритм и пусть малыш повторит. По мере развития ритмического восприятия можно усложнять ритмы
Купите ребенку детский барабан. Вместе играйте с ним, придумывая свои ритмы
В 6 — 7 лет малыша можно отдать в музыкальную школу, где будут проводиться специальные занятия по развитию творческих способностей


Упражнения на развитие слуха

Что такое эмоциональное восприятие музыки?

Чтобы развитие музыкальных способностей дало свои результаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примером показывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одарены музыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностей малыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальной одаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.

Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие его музыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малыш не проявляет интереса и желания познавать

Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста на музыку — это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ее основе можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколько глубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во время прослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.

Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит? Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все в порядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказывается слушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего, эмоциональное восприятие у него пока не развито.

Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников в целом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает ему формировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений.

Музыка — это особый язык без слов, способный вызывать особые эмоции, и в жизни дошкольника роль музыки неоценима.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны. 

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Методика раннего музыкального развития

Существует замечательная методика отца и дочери Железновых, которая называется «Музыка с мамой». Предназначена она для раннего музыкального развития и имеет популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сначала программа выпускалась для развития музыкальных способностей детей от трех до пяти лет. И предназначена была для подготовки к поступлению в музыкальную школу.

Но серьезным увлечением музыкой отличаются не все дети. И для многих эта программа сложна.

По этой причине Железновы разработали методику, развивающую способности детей в увлекательной игровой форме.

  1. Она подходит всем и нацелена на общее развитие и получение позитивных эмоций;
  2. В нее включено большое количество песен их собственного сочинения, аранжированные народные потешки и музыкальные упражнения, придуманные Железновыми;
  3. Все это дает доступность для развития даже самым маленьким детям.

Данная программа раннего музыкального развития отличается некоторыми принципами:

  • родители участвуют в занятии, что играет очень важную роль;
  • основу музыкального развития составляют подвижные жестовые игры, танцы и музицирование, так как через эти способы дети легче понимают музыку;
  • используется много фонограмм, это дает возможность педагогу играть вместе с детьми, а родителям организовать занятие дома;
  • использование традиционного музыкального материала, яркого и доступного, а также современного танцевального и хорошего.

Таким образом, напрашивается вывод, что роль музыки в развитии детей важна.

  1. Музыкальные занятия тренируют память, познавательные и мыслительные процессы, повышают мотивацию и успехи в обучении;
  2. Установлено, что во время слушания музыки, кора головного мозга проявляет активность, следовательно, активен и человек;
  3. Ранний возраст отличается тем, что в нем закладываются основные способности у ребенка, он начинает проявлять скрытые таланты, его личность активно развивается;
  4. Музыка влияет на проявление в малыше творчества и избавляет от комплексов;
  5. Идет активное развитие музыкальных способностей и социализация ребенка, формируется его духовная культура.

Слушайте музыку вместе с малышами, получайте удовольствие и развивайтесь духовно, эмоционально и физически.

  • Как вести себя с ребенком?
  • Как развить самостоятельность у ребенка
  • Как научить ребенка убирать игрушки?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector