Дыхание животом
Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом,
оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной
системы.
Положите руку на живот.
Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно
пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох,
нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается
при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух
проник как можно глубже в легкие.
Это упражнение довольно
легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот
взрослым с ним справляться очень тяжело.
Это упражнение нередко
применяют на распевках в хоре и рекомендуют практиковать детям и взрослым с
проблемами с дыханием.
Методика Томаса Верни
Сам Т. Верни считает, что ничто не влияет на ребенка столь положительно, как любовь.
Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов:. Мама
Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина
Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.
Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.
Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.
Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ?
«Гиперактивность» — это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, частые ночные пробуждения, встречается чаще всего в детском возрасте и влияет на общую атмосферу в Вашей семье и на социальное будущее Вашего ребенка. Этот синдром — «сборная солянка» самых различных болезней, их причину необходимо выяснить.
Раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах), а также генетические и социально-психологические факторы (семейные конфликты, дефекты в воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям).
«Дети-катастрофы», «трудные дети» — так называют детей с СДВГ. Действительно, они доставляют столько хлопот родителям, постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации, так как у них часто не развито чувство самосохранения и контроль за поведением. В школе они не могут усвоить учебный материал, находиться за партой в течение всего урока. При этом такие дети чаще всего не обнаруживают задержку психического развития или выраженных неврологических нарушений, хотя повышенная возбудимость может проявляться и при различных ранних поражениях нервной системы (травмы головы, нейроинфекции и т.д.). Такие дети требуют индивидуального подхода в учебном процессе, поэтому важны рекомендации педагога. Не стоит считать таких детей агрессивными и опасными для других детей. С возрастом в процессе социального взаимодействия явления гиперактивности становятся менее выражены. Иногда такие люди становятся лидерами, обладают повышенной работоспособностью.
При СДВГ может помочь невролог, психоневролог, психиатр, медицинский психолог (клинический психолог), а еще лучше – все вместе, ведь тогда у врачей будет возможность обсудить схему комплексного лечения, что будет наиболее эффективным.
Так, нужно обязательно выяснить, каково состояние физического здоровья, не являются ли особенности поведения ребенка следствием органических нарушений в головном мозгу ультразвуковые исследования (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография), консультация невролога.
Важно оценить состояние сердечно-сосудистой системы (проконсультироваться у терапевта, кардиолога), определить уровень гормонов и получить консультацию эндокринолога.
Лечение – комплексное — биологическое, психологическое и социальное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна.
Кто поможет при энурезе?
При энурезе поможет, психоневролог. Дополнительно нужно обследоваться, чтобы исключить порок развития мочевого тракта и позвоночника, сахарный диабет, заболевания центральной нервной системы. Понадобятся консультации педиатра, эндокринолога, лабораторные исследования, ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография).
Лечение энуреза – комплексное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на устранение тревоги и страхов, стабилизацию настроения. Психотерапия – на устранение эмоциональных расстройств и изменение поведения, в частности соблюдение распорядка дня, пищевого и питьевого режима — ограничение жидкости, употребление продуктов только с малым содержанием жидкости. Другие немедикаментозные методы воздействия – иглорефлексотерапия, мануальная терапия.
Некоторые причины и особенности головокружения или предобморочного состояния, возникающего при переходе в вертикальное положение
Причина | Распространенные признаки* | Обследования |
Мультисистемная атрофия |
Ригидность мышц Медленные неуверенные движения, сопровождающиеся дрожанием конечностей Потеря координации и равновесия Недержание мочи или неспособность мочиться |
Обследование врачом В некоторых случаях МРТ |
Болезнь Паркинсона |
Ригидность мышц Тремор Медленные неуверенные движения, сопровождающиеся дрожанием конечностей и шаркающая походка Затруднения при ходьбе |
Только обследование врачом |
Инсульты, имевшие место ранее | У пациентов с известными инсультами в анамнезе | Только обследование врачом |
Сифилис с поражением спинного мозга (сухотка спинного мозга) |
Интенсивные, колющие преходящие боли в ногах Неуверенная походка Снижение чувствительности в ногах, онемение или покалывание |
Анализы крови, иногда спинномозговая пункция (для получения спинномозговой жидкости) для проверки на сифилис |
Опухоли |
Боль в спине Мышечная слабость и снижение чувствительности в ногах |
МРТ |
Амилоидоз | Онемение, покалывание и слабость | Биопсия |
Поражение нервов, вызванное сахарным диабетом, чрезмерным употреблением алкоголя или дефицитом питательных веществ |
Часто жгучая боль и/или онемение рук и ног Иногда снижение силы мышц Обычно у пациентов с известным заболеванием, которое может вызвать поражение нервов |
Исследование электропроводимости нервов и электромиография |
Истинная вегетативная недостаточность |
Иногда снижение потоотделения и непереносимость жары Запор или непроизвольная дефекация (недержание кала) Затруднения при мочеиспускании |
Обследование врачом Анализы крови |
Обезвоживание | Жажда, снижение объема мочи и дезориентация | Только обследование врачом |
Тяжелая кровопотеря |
Обычно у пациентов с травмами или хирургическими вмешательствами Кровь в кале или черный, дегтеобразный кал |
Осмотр врача, анализ кала на скрытую кровь Общий анализ крови |
Снижение функции надпочечников | Слабость и утомляемость | Анализы крови |
Хроническая венозная недостаточность (вызывающая скопление крови в ногах) |
Стойкий отек одной или обеих ног Хронический умеренный дискомфорт или ноющая боль в лодыжках или ногах, но без острой боли Иногда красновато-коричневые, плотные участки на коже и неглубокие язвы, как правило, на голенях Часто варикозное расширение вен |
Обследование врачом |
Сердечная недостаточность | Одышка и утомляемость |
Обследование врачом Иногда эхокардиографию (ультразвуковое исследование сердца) |
Инфаркт миокарда |
Давление или боль в груди Одышка или утомляемость Иногда у пациентов с перенесенным недавно инфарктом миокарда |
ЭКГ и анализы крови для измерения веществ, которые указывают на повреждение сердца (сердечные маркеры) |
Высокие уровни гормона альдостерона (гиперальдостеронизм, как правило, вызванный опухолями надпочечников) | Слабость, покалывание и мышечные спазмы | Анализы крови |
Препараты для снижения артериального давления или лечения стенокардии: Блокаторы кальциевых каналов, клонидин, диуретики (например, фуросемид), метилдопа, нитраты, празозин или, редко, бета-блокаторы | У пациентов, которым назначен один из этих препаратов |
Обследование врачом Иногда препарат отменяют, чтобы выяснить, исчезнут ли симптомы |
Препараты, действующие на центральную нервную систему: Нейролептики (в частности, фенотиазины), ингибиторы моноаминоксидазы, трициклические или тетрациклические антидепрессанты | У пациентов, которым назначен один из этих препаратов | Только обследование врачом |
Вещества, обладающие седативным эффектом: Алкоголь и барбитураты | У пациентов, которым назначен один из этих препаратов | Только обследование врачом |
Другие препараты: Хинидин или винкристин | У пациентов, которым назначен один из этих препаратов | Только обследование врачом |
Возрастные изменения регуляции артериального давления |
У пожилых людей Отсутствие других симптомов |
Только обследование врачом |
Длительный постельный режим | У пациентов, которые находились на постельном режиме в течение длительного времени | Только обследование врачом |
Низкий уровень калия в крови |
Мышечная слабость и спазмы Ощущение покалывания |
Анализы крови |
*К признакам относятся симптомы и результаты проведенного врачом обследования. Указанные признаки являются типичными, но присутствуют не всегда. | ||
**Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система включает в себя нервы, выходящие из головного и спинного мозга. | ||
КТ = компьютерная томография; ЭКГ = электрокардиография; МРТ = магнитно-резонансная томография. |
Рисуем знак бесконечности
Это упражнение носит еще название Ленивые восьмерки. А все
потому, что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. О том, что это знак
бесконечности знают далеко не все дети. Смысл в том, что мы следим глазами за
движущимся большим пальцем, описывающим ленивую восьмерку.
Сгибаем руку в локте и выставляем ее вперед, большой палец
должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения тем выше мышечная
концентрация Голову держим прямо и расслабленно
Важно: следить за движением
большого пальца нужно только глазами!
Движение большого пальца начинается от центра зрительного
поля и идет сначала вверх по краю поля видения, а дальше против часовой стрелки
вниз и обратно в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вправо и вверх, и
обратно в центр.
Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и
непрерывными движениями. Получилось?
Теперь сцепляем руки в замок: при этом большие пальцы
направлены вверх и образуют как бы букву «Х». А теперь делаем ленивую восьмерку
уже двумя сцепленными руками.
Причины возникновения методик пренатального развития
Интерес к внутриутробному развитию ребенка у ученых зародился давно. Появилась даже специальная наука о дородовом воспитании и обучении ребенка до рождения — пренатальная педагогика.
В процессе изучения особенностей развития плода ученые выявили ряд интересных фактов. Вот некоторые из них:
- Если в организм матери поступает недостаточное количество питательных веществ во время беременности, плод запоминает состояние голода. После рождения и на протяжении всей жизни человек употребляет много пищи и страдает ожирением.
- Вкусовые предпочтения начинают формироваться еще в утробе матери. Продукты, употребляемые в пищу беременной женщиной, становятся предпочтительными и для ее ребенка.
- Человеческое ухо начинает слышать с 16-18 недели. Отчетливее всего плод слышит голос матери и шум от проистекающих в ее организме физиологических процессов (сердцебиение, перистальтика, движение крови по сосудам и т. д.) По-разному плод реагирует на музыкальные произведения — классика успокаивает малыша, тяжелая музыка активизирует.
- Стрессы во время вынашивания ребенка приводят к тому, что малыш появляется на свет с проявлениями посттравматического синдрома.
- Все эмоции беременной передаются ребенку, он испытывает те же чувства, что и мать.
С учетом вышеизложенных фактов ученые стали разрабатывать методики, благоприятно воздействующие на развитие малыша до рождения.
Методика «Сонатал»
Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.
1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.
2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.
3 триместр — «образовательный». Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.
Гравитационный планер
Одно из немногих упражнений,
которое выполняется сидя. Устройтесь поудобнее. Скрестите ноги в лодыжках. Колени
держите свободно. Теперь наклонитесь вперед, а руки плавно опускайте вниз —
выдох; Выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь
вперед, влево, вправо.
Теперь скрещиваем лодыжки по-другому и повторяем все то же самое.
Весь комплекс займет у вас не больше 10-15 минут, а польза от него будет на весь день. Пусть нейробика станет вашей полезной привычкой и маленьким семейным ритуалом перед школой. Вы удивитесь, как быстро, вы увидите позитивный эффект от этих простых упражнений.
Энурез
Энурез (второе название — недержание мочи) – неспособность человека «дотерпеть» до туалета, постоянная борьба с мокрыми простынями.
Приучение малыша к горшку является одним из этапов общего психического и физического развития ребенка. Возраст, в котором уже можно говорить об энурезе у ребенка, должен составлять не менее 4-5 лет.
Причины энуреза самые различные — психическая травма, аномалии развития мочевыводящих путей, недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника, неправильный режим дня, нерациональное питание, эндокринные нарушения, задержка созревания нервной системы.
Энурез может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением какой-либо другой болезни. Различают энурез дневной и ночной, первичный и вторичный. При первичном энурезе отмечается отсутствие предшествующего контроля за опорожнением мочевого пузыря. О вторичном энурезе говорят в том случае, если человек, как минимум, 6 месяцев контролировал процесс мочеиспускания, а потом опять начал мочиться в штаны или постель, вследствие влияния урологических, неврологических, психических или эндокринных заболеваний.
При энурезе отмечаются стойкие нарушения сна, проблемы с засыпанием и пробуждением, чрезмерно глубокий сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение. Если такого ребенка разбудить насильно, то можно наблюдать нарушение ориентации с двигательным возбуждением, страхами.