Что должен уметь ребенок перед детским садом

Содержание программ дошкольного образования согласно ФГОС

Согласно ФГОС дошкольного образования программы занятий в детских садах должны содержать в себе мероприятия, направленные на:

Развитие социально-коммуникативных навыков – усвоение общепринятых норм и ценностей, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, становление самостоятельности (в социуме, быту, природе), целенаправленности и саморегуляции своих действий, формирование положительного отношения к разным видам труда и творчества, а также уважительного отношения к семье и социуму.

Развитие познавательных навыков – формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, социокультурных ценностях нашего народа, наших традиций и праздников, развитие любознательности, воображения и творческой активности.

Развитие речевых навыков – обогащение словарного запаса, знакомство с детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности, развитие грамматически правильной, связной речи и речевого творчества.

Развитие художественно-эстетических навыков – формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, музыки, фольклора, литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности, становление элементарных представлений о видах искусства.

Развитие физических навыков – приобретение навыков двигательной активности (в том числе, выполнение упражнений, направленных на развитие гибкости и координации, опорно-двигательного аппарата, крупной и мелкой моторики), формирование первичных представлений об основных видах спорта, становление целенаправленности и ценностей здорового образа жизни.

Отметим, что при реализации рекомендованной ФГОСом программы дошкольного образования допускается оценивание уровня развития каждого ребенка педагогическими работниками для индивидуализации образования (в том числе, построение его персональной образовательной траектории) и оптимизации работы в коллективе детей.

Поможем воспитателю

Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) — это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь — подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.

Но главное — приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное — быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание — основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.

Как подготовить ребенка к детскому саду: основы основ

Как правильно подготовить ребенка к детскому саду? Решение о том, что малыш будет посещать садик редко спонтанное. Обычно, проходят месяцы с момента оформления документов до посещения в первый раз группы. Этот период идеальный для подготовки малыша к изменениям в его жизни.

Какие задачи стоят перед родителями?

Подготовка ребенка к детскому саду также серьёзный процесс, как и подготовка в школу. Для родителей все ново и волнительно, а для малыша непонятно и неизвестно. Детский коллектив в группе-это первый социум, в который попадет ваше чадо. Итак, к каким серьезным изменениям также нужно адаптироваться?

Как поощрить ребенка ходить в садик? Чтобы адаптация была максимально быстрой и успешной, нужно придерживаться нескольких правил. В частности, нужно учитывать возраст ребенка, выработать режим максимально приближен к уставу учреждения, и познакомить кроху с правилами группы. А теперь, об этом и другом подробнее.

Позаботимся о здоровье

Как подготовить ребенка к детскому саду физически? Крепкое здоровье здесь очень важно. Только в этом случае адаптация ребенка в детском саду пройдет благополучно

Поэтому уделите серьезное внимание закаливанию. Если есть возможность, водите малыша в бассейн, обязательно делайте с ним гимнастику и массаж

Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневной нормой. В ванной приучите ребенка обливать руки и ноги прохладной водой, чаще проветривайте детскую комнату.

Находиться дома и спать ночью малыш должен в легкой одежде. Если ребенок не закален, его сил может не хватить на преодоление сложностей адаптационного периода.

Адаптация ребенка к детскому саду

По мнению экспертов, адаптация характеризуется массой негативных сдвигов в детском организме, проявляющихся у ребенка в следующих формах:

  • преобладание отрицательных эмоций, страха;
  • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
  • утрата навыков самообслуживания;
  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регрессия речевых навыков ребенка;
  • снижение двигательной активности или наличие гиперактивности.

Очень часто детский организм не может самостоятельно справиться с такой стрессовой ситуацией и… ребенок заболевает…

Выделяют 3 вида адаптации к детскому саду:

  • легкая (длится 15-30 дней);
  • средняя (30-60 дней);
  • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

По мнению психологов, большинство детей, поступающих в детский сад, переживают среднюю или тяжелую форму адаптации.

Как помочь малышу в этот сложный для него период времени? Что же необходимо делать родителям? Каковы основные «секреты» адаптации?

На наш взгляд, самое главное – золотое правило адаптации – сделать так, чтобы ребенок сам захотел пойти в детский сад. Родителям необходимо «зародить» желание ребенка побыть хотя бы какое-то время в группе детского сада, поиграть с ребятами, пообщаться с воспитателем. Если это желание будет исходить от самого ребенка, то для него адаптация не будет являться стрессовой и не повлечет за собой длинный «хвост» негативных последствий.

Для того, чтобы желание пойти в детский сад все-таки возникло у малыша, предлагаем воспользоваться следующими простыми советами:

1. Готовьте ребенка к детскому саду заранее.

Играйте в «детский сад» дома. Можно из кубиков или конструктора собрать основные зоны группы детского сада: раздевалку, спальню, игровую, туалет; взять игрушки (обязательно маму и ребенка), и проигрывать различные ситуации в детском саду: приход в детский сад, расставание с мамой, прием пищи, игры с ребятами, прогулка…

Разговаривайте дома о детском садике с ребенком. Рассказывайте различные истории о детском садике, о режиме дня, о детках, но не обманывайте ребенка – будьте реальными, не обещайте «райской жизни» в детском саду.

Соблюдайте режим дня детского сада.

Приучайте ребенка к самостоятельности. В младшей группе детского сада (от 3 до 4 лет) ребята должны уметь самостоятельно:

  • мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем;
  • кушать ложкой и вилкой;
  • ходить в туалет (в садике стоят маленькие унитазики);
  • одеваться;
  • обуваться;
  • играть самостоятельно.

Расширяйте круг общения вашего ребенка. Активно ходите в гости, ездите к бабушкам и дедушкам, играйте с детьми на детской площадке – вам необходимо научить ребенка находиться в окружении людей.

2. Привыкать к детскому саду ребенок должен постепенно.

Не спешите оставлять ребенка в группе детского сада на длительный срок, даже если он там себя замечательно ведет и не плачет. Помните, что привыкание должно быть постепенным, проходить естественно и БЕЗ ВНЕЗАПНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ МАМЫ!!! В первый раз можно прийти на прогулку с ребятами, во второй раз можно зайти в раздевалку в группе детского садика и положить туда свои вещи, в третий раз можно позавтракать вместе с ребятами… Выделяйте как минимум 15-30 дней на адаптационный период. НЕ СПЕШИТЕ!!! А также постарайтесь НЕ ИСЧЕЗАТЬ ИЗ ДЕТСКОГО САДА БЕЗ СОГЛАСИЯ РЕБЕНКА (возможно свое согласие он вам даст на 10-й приход в детский сад… подождите…).

3. Твердо знайте и верьте в то, что все будет хорошо, у вашего ребенка все получится!

Желаем вам успеха в нелегком деле адаптации!

P.S. Советуем почитать: Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. С. 6.

Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садом

Уровень развития вашего малыша также должен соответствовать определенным требованиям. Конечно, все дети разные, но к трем годам ребенок уже должен принимать участие в тематических играх, запоминать предложенный сюжет и следовать ему в процессе игры. Он должен знать и уметь показывать части тела, различать пол и возраст людей, различать и рисовать различные геометрические фигуры – вертикальные и горизонтальные линии, круги.

Малыши в этом возрасте открыты для всего нового. Рассказывайте ребенку сказки, читайте книжки, он должен уметь внимательно слушать то, что ему говорят. Подберите ему для прослушивания аудиоспектакли и постановки, предназначенные для самых маленьких. Развивайте его память, учите с ним стихи и песни. Расширяйте его словарный запас путем повторения новых слов, объяснения новых для него понятий. К тому времени, когда вы отдадите своего кроху в детский сад, он уже должен уметь составлять предложения как минимум из трех-четырех слов.

Детский сад уже близко…

Как подготовить ребенка к детскому саду морально? Перед первым посещением обязательно нужно сводить ребенка в садик несколько раз. В первый день можно обойти территорию, полюбоваться качелями, горками, рассмотреть играющих на прогулке ребят

По согласованию с воспитательницей можно посетить группу и обратить внимание малыша на яркие игрушки и красивые детские поделки, подчеркнуть, как там уютно и весело

Чтобы малыш привыкал к садику, постарайтесь организовать прогулки на его территории, например во время тихого часа или вечером. Можно побегать по веранде, поиграть в песочнице — так малыш быстрее начнет считать садик своим. Вечером прогуляйтесь к садику вместе с ребенком и посмотрите, как родители забирают своих деток.

Будет просто отлично познакомить малыша с воспитательницей заранее. Если он хоть немного к ней привыкнет — начнет воспринимать ее как друга. Просьбы и замечания знакомого человека воспринимаются куда легче, чем чужой тети.

Основные критерии готовности ребенка к школе

Если внимательно проанализировать ФГОС дошкольного образования, то можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:

интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.

При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.

Приучаем ребенка к режиму

Известная поговорка гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не суйся». Как это касается темы «Как подготовить ребенка к саду»? Домашний режим малыша может сильно отличаться от устава заведения, и это большая проблема.

Нужно заранее приблизиться к режиму группы, которую он будет посещать. Если обучение стартует с осени, тогда работать над правильным режимом следует начинать уже летом. Обязательно ознакомьтесь с распорядком дня в детском саду и постепенно внедряйте предложенный режим дома.

Стандартно, в детском саду, распорядок дня примерно такой:

  1. Прием детей в группу;
  2. Завтрак;
  3. Прогулка и занятия (зависит от времени года);
  4. Обед;
  5. Тихий час;
  6. Полдник;
  7. Игры;
  8. Прогулка.

Сады закрываются в 18:00-19:00 вечера, но как правило, детей забирают раньше. Лучше, если ребенок идет в садик именно с таким графиком. Если же распорядок дня вашего ребенка сильно отличается от режима садика, первые недели в группе для малыша обернутся стрессом.

Чтобы адаптация была быстрой и легкой, ваша задача выработать несколько правил, которых малыш должен будет соблюдать. В частности, в первую очередь следует позаботиться о раннем просыпании, приеме пищи и обеденном сне. И соблюдать этот график все время, не допуская значительных отклонений даже в выходные.

Стоит также, ознакомится с перечнем блюд в детском саду. Предварительно введите в рацион малыша новые блюда, которые он пока не ел, но в меню заведения они присутствуют. В противном случае ваш кроха может закапризничать и весь день ходить голодным.

Если малыш на диете, на специальном питании или у него есть аллергия на определенные продукты, об этом необходимо заранее сказать воспитателям, что бы они могли «заказать» на кухне диетическое меню для ребенка.

Почему так важен режим

Даже если в вашей семье не принято или не получается придерживаться определенного режима, его соблюдение должно стать одним из этапов подготовки ребенка к детскому саду. 

Важно, чтобы малыш умел засыпать без мамы, особенно днем. В детском садике его никто не будет убаюкивать

Если ребенок начнет просыпаться, засыпать, гулять, играть и заниматься в определенное время, это существенно облегчит ему период привыкания к новым условиям. Соблюдение режима поможет скорректировать и биологические часы малыша, он будет меньше уставать, ему будет значительно легче усваивать и приобретать новые знания и умения.

Конечно, лучше, если родители сразу будут приучать ребенка к тому распорядку дня, который установлен в том детском саду, куда ему предстоит пойти. Поэтому узнайте режим дня в группе и заранее адаптируйте к нему кроху. Так он получит первые представления о дисциплине, соблюдение которой необходимо уже начиная с детского сада.

Нелишним будет, если ваш малыш будет знать слова «нельзя», «нужно» и «можно». Это облегчит ему взаимодействие с воспитателями и поможет избежать конфликтов с другими детьми. Умение соблюдать общеустановленные требования в конечном итоге позволит сократить период адаптации, сделает посещение детского сада для ребенка удовольствием, а не тяжкой обязанностью или наказанием.

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Также ребёнок должен выучить, как его зовут и домашний адрес

Но всё же нужно понимать, что недостатки в запасе детских знаний – это вина только родителей. Обвинять воспитателей детского сада бессмысленно, так как только родственники несут ответственность за воспитание детей.

Нужно учить ребёнка логически думать, развивать память, мышление. Педагоги говорят, что многие дети 6 лет, идущие в школу раньше положенного срока, имеют багаж знаний больше своих сверстников. Это происходит в тех семьях где с детьми занимаются мамы и папы. Они, ещё будучи дошкольниками, получают образование в музыкальных и воскресных школах.

В области математики детки должны уметь:

  • проводить количественный и порядковый счёт до 20, начиная и заканчивая любым числом;
  • различать геометрические фигуры;
  • различать предметы по размеру, цвету, форме;
  • объединять предметы или раскладывать их по какому-либо признаку;
  • решать простые задачи;

Чтение:

  • понимать разницу между буквой и звуком;
  • различать гласные и согласные;
  • находить интересующую букву в слове и определить местонахождение (вначале слова, в конце, в середине);
  • уметь раз делить слово по слогам;
  • читать несложные предложения.

Письмо:

  • правильно держать карандаш;
  • владеть ручкой;
  • обводить по контуру без отрыва руки;
  • раскрашивать;
  • штриховать;
  • рисовать по клеточкам.

Внимание, память:

  • находить до 15 отличий по картинкам;
  • копировать простые рисунки;
  • запоминать до 10 слов и повторять их;
  • запоминать короткие предложения;
  • писать графические диктанты (три клетки вверх, две направо…);

Интеллектуальное развитие:

  • находить лишний предмет на картинке и объяснять свой выбор;
  • называть схожесть и различие предметов;
  • по картинке восстанавливать хронологию событий (что было вначале, потом);

Речь:

  • грамотно строить предложения;
  • пересказывать историю;
  • читать стихи;
  • правильно формулировать и задавать вопросы;
  • составлять по картинкам рассказ;

Общий кругозор:

  • знать времена года (какой сейчас сезон, признаки, использованные для определения);
  • перечислять месяцы и соотносить их со временем года;
  • определять дни недели время суток;
  • узнавать животных (домашних, диких);
  • различать транспорт;
  • понимать специфику различных профессий.

Как видно из вышеперечисленного, у ребёнка, заканчивающего детский сад, должен быть достаточно широкий кругозор

Также очень важно в вопросе адаптации ребёнка к школьной жизни, правильно привить умение общаться со сверстниками, с учителями, высиживать на уроке, слушать и понимать педагога, выполнять элементарные требования. Задача родителей и воспитателей помочь маленькой личности идти по такой непростой и интересной дороге, как получение знаний и нового опыта

Учим малыша быть самостоятельным

Ребенок идет в садик уже имея соответствующий уровень развития. Чтобы не возникло проблем с посещением заведения, малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания:

  • Скажите «Нет» подгузникам! Ваш ребенок должен уметь пользоваться горшком. По возможности, на первые дни принесите детский туалет из дома, который малыш уже видел и знает;
  • Держать ложку и есть. Вряд ли вашему малышу будет комфортно в саду, если дома вы его ежедневно кормите с ложечки. Научить самостоятельно есть-вот как подготовить ребенка к саду. Если к этому кроха ел пищу, измельченную в блендере, нужно постепенно давать целые кусочки-чтобы он учился жевать и глотать;
  • Девочки и мальчики должны уметь одеваться и раздеваться самостоятельно. Выбирайте простую одежду и обувь, без сложных замков, длинных шнурков и мелких пуговиц. Лучший вариант-липучки.

Чем быстрее ребенок научится самостоятельности, тем проще ему будет в будущем. Не нужно все делать за малыша. Лучше оказывать ему помощь только в том случае, если он сам этого просит.

Пытаться самостоятельно одеваться и раздеваться

Идеально, если малыш будет пытаться что-то делать хотя бы в два года, но к трем годам детки уже должны уметь хотя бы частично самостоятельно одеваться и раздеваться, а также умываться, причесываться и чистить зубы.

«Понятно, что никаких кнопок, шнуровок, молний, пуговиц на одежде быть не должно, — говорит Анна Васильева. — Точнее, они могут быть, но в лучшем случае все эти застежки будут освоены к средней, а то и старшей группе. Мы, конечно, поможем ребенку, но это будет потрачено время. Представьте, группа собирается гулять, и мы застегиваем 20 рубашек… Поэтому мы просим родителей выбирать для детей в сад максимально просто надевающиеся вещи: штаны на резинке, обувь на липучках. Вместо шарфа предпочтительна манишка или шапка-шлем, а вместо перчаток — варежки».  

Кроме того, ребенок должен понимать, в каком порядке надеваются предметы одежды. Но запоминать он это может достаточно долго. Обычно в раздевалке группы висят специальные напоминающие картинки.

«Настройте ребенка на что-то увлекательное»

1 сентября у многих ассоциируется с началом нового периода в жизни не только ребенка, но и семьи в целом, говорит в беседе с «Известиями» нейропсихолог Елена Данилова

Потому очень важно настроить себя и ребенка на что-то увлекательное и интересное

— Поделитесь с ребенком, как интересно было в вашей школе, как вы играли в детском саду. Приоткройте завесу, расскажите, что будет происходить, чтобы сложилось понимание, чего ожидать, — говорит нейропсихолог. — Порассуждайте о том, что все дети разные, и у всех могут быть свои особенности, но у каждого можно найти хорошую черту, которая понравится и поможет наладить контакт. Научите ребенка самого проявлять инициативу, и с ним обязательно захотят дружить.

В новую жизнь

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Первое время ребенку может понадобиться активное внимание родителей: больше разговаривайте, поддерживайте и помогайте настроиться на новый распорядок дня и новые активности. Психолог советует постараться заранее настроить режим сна, чтобы ребенок мог с легкостью вставать по утрам

— С малышом, который идет в детский сад, вы можете разыграть несколько сценок знакомства или совместных игр, чтобы помочь ему адаптироваться, и убедиться в том, что ребенок готов к выходу в социум, — добавляет собеседница Елена Данилова.

Подготовка ребенка в школу или сад должна быть легкой, веселой и ненавязчивой, уверены собеседники «Известий». Не нужно погружать ребенка в усиленные занятия — пусть познание мира проходит через общение, фильмы, книжки и поездки.

— Не ругайте ребенка, уберите спешку, подавайте пример и будьте рядом — и вы увидите, что подготовить его к детскому саду или начальной школе не так уж сложно, — резюмирует Марк Пружинин.

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?

Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?

  • С 1-1,5 года.
    В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы.
  • С 2-2,5 лет.
    Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.

Минусы

1. Частые болезни

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сталкиваются с тем, что кроха начинает гораздо чаще болеть, нередко проведенных  в садике дней оказывается чуть ли не меньше, чем тех, когда малыш был нездоров и оставался дома. Так выглядит реакция детского иммунитета на большое количество новых раздражителей, должно пройти некоторое время, чтобы прошел адаптационный период, и детское здоровье наладилось. По возможности начинайте посещение детского сада в летнее время, так как максимальный риск заболеть приходится на период с октября по апрель.

2. Стресс

Для ребенка становится немалым потрясением расставание с мамой на целый день, новая обстановка, незнакомые поначалу люди – воспитатели и товарищи по группе. Малыш может стать более нервным и капризным, чаще плакать и хуже спать. У одних детей стрессовое состояние проходит довольно быстро, другие приспосабливаются к новым условиям в течение более долгого времени, но, в любом случае, ребенку еще сильнее, чем прежде, необходима родительская поддержка и помощь.

3. Проблемы с питанием

Меню детского сада часто отличается от привычного ребенку рациона. Даже знакомые блюда могут быть приготовлены по-другому и не понравиться малышу, он теряет аппетит, отказывается от еды. К тому же, если ваш ребенок еще не совсем хорошо умеет есть сам, он может испытывать трудности во время приемов пищи в  садике, есть слишком медленно и не успевать  утолить голод, пока идет время, например, завтрака или обеда.

4. Некомпетентность педагогов

К сожалению, еще не так уж редки случаи, когда воспитатели далеки от профессионализма и умения грамотно решать различные ситуации при общении с детьми. Еще встречаются чаще, чем хотелось бы, нетерпеливость и вспыльчивость педагогов, их чересчур авторитарное или, наоборот, слишком мягкое поведение. Знакомьтесь с воспитателями заранее, ищите отзывы о садике в который хотите отдать малыша, чтобы свести к минимуму риск получения ребенком неприятного опыта. 

5. Изменение поведения к худшему

Малыш уже ходит в детский сад какое-то время, и постепенно вы перестаете узнавать собственного ребенка – он становится агрессивнее или плаксивее, более зажат, чем раньше, перестает слушаться вас  и употребляет словечки, которые вы не хотели бы слышать от маленького ребенка в собственном доме. Это может быть влияние как стресса, так и общения с другими детьми в группе.

Ваша задача в это непростое время – внимательно следить за физическим и психоэмоциональным состоянием ребенка, решать возникающие проблемы, помогать с адаптацией. Если минусы перевешивают плюсы, то вы можете однажды принять решение забрать малыша из детсада совсем, и в отдельных случаях это будет абсолютно правильно, так как психологический комфорт ребенка всегда должен быть в приоритете.

1,5 – 2 года

В большинстве своем в ясельную группу детского сада принимаются малыши  с полутора лет, в отдельных ситуациях эта цифра может быть меньше. Однако большинство психологов сходится в  том, что без крайней необходимости не стоит так рано отрывать ребенка от матери и оставлять надолго в садике. В полтора-два года центром мира малыша является мама и то, что с ней связано, а общение с чужими людьми, даже детьми того же возраста, занимает кроху гораздо меньше.

При этом у раннего знакомства ребенка с детским садом есть и преимущества. В яслях полуторагодовалый малыш быстрее осваивает речь, отказ от соски и подгузников может случиться быстрее, чем дома. Ребенок привыкает к дисциплине и организованности.

Большая часть проблем в этом возрасте возникает из-за того, что далеко не все дети готовы так рано расставаться с мамой на долгое время, поэтому лучше не форсировать события и внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Если малыш не может привыкнуть находиться среди чужих людей, тоскует по маме, постоянно находится в состоянии стресса, стоит сделать паузу, забрать его из садика и подождать подходящего момента.

Психологическая подготовка к саду детей и родителей

Если непосредственно сам детский сад вы уже выбрали, то стоит обязательно обдумать, с какого возраста вы бы хотели отдать своего ребенка в подобное учреждение.

Как правило, ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) – это первая ступенька воспитательного процесса в детском саду. Но все же многие родители переступают через нее и решают, что их чаду лучше идти сразу же в младшую группу (с 3 до 4 лет). Но даже если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал ясельную группу, ходить в нее можно в разном возрасте – как в 1,5 годика, так и в 2,5. Согласитесь, по развитию и мышлению дети эти две возрастные категории детей слишком отличаются. 

Давайте сначала рассмотрим, как подготовить ребенка к детскому саду в общем, а потом попробуем проанализировать особенности и выбрать оптимальный возраст для начала его посещения.
 

  • Во-первых, постарайтесь приучить ребенка к графику, по которому проводится воспитательный процесс в саду. Завтракайте, обедайте и ужинайте примерно в то же время, когда детей кормят в садике. Спать укладывайте ребенка в то же время, когда у детей тихий час. В таком случае, вашему малышу будет значительно легче адаптироваться к новому режиму. На самом деле он для него будет привычным, просто перенесенным в новые условия.
  • Во-вторых, давайте больше шансов ребенку быть самостоятельным. Пусть он учится одеваться, обувать тапочки, мыть руки. Дело в том, что какими бы не были хорошими воспитатели, стоить помнить о том, что у них в группе порой не один десяток детей, и они физически не успевают каждому уделять максимум внимания. Будет очень хорошо, если ваш ребенок сможет сам переобуться после прогулки или же даже просто снять с себя шапку.
  • В-третьих, старайтесь развивать речь ребенка, чтобы он мог выразить свои желания. Таким образом, ему будет намного проще говорить воспитателю или няне о том, что он, например, захотел в туалет или попить воды. 
  • Ну и еще один фактор – проводите как можно больше времени со своим чадом среди его сверстников. Это могут быть различные игровые комнаты, детские площадки и т.п. Пусть малыш привыкает к тому, что его окружают такие же дети, и он находится в обществе, а не один. 

Кроме того, родителям, которые определяют ребенка в сад, чтобы выйти с декрета на работу, стоит помнить о том, что и вам, и малышу необходим период – приблизительно месяц-два – для привыкания. В редких случаях получается так: утром привели ребенка в сад, а вечером забрали.
 
Как правило, привыкание ребенка к коллективу и к воспитателям начинается сначала с прогулки или с пребывания в группе в течение минут 20-30, затем время постепенно увеличивают. Вы должны быть готовы к тому, что будете на подхвате у воспитателей в случае незапланированных истерик.
 
Дело в том, что для того чтобы найти подход к вашему малышу сотрудникам сада необходимо время. Через месяц-два они уже будут знать особенности его характера, темперамента, предпочтения в игрушках и т.п., поэтому смогут самостоятельно справиться со слезами ребенка. 

Уметь попросить о помощи

Наш эксперт говорит: это — самый важный пункт

Неважно, разговаривает ваш ребенок или пока объясняется жестами. Вы же его как-то понимаете? Вот и воспитатели поймут — опыт у них большой

Но малыш привык, что мама с полувзгляда знает, что ему нужно. И не всегда понимает, что с незнакомыми людьми нужно по-другому.

«С самыми маленькими воспитанниками, особенно в первый месяц, мы загружены максимально, — объясняет Анна Васильева. — Мы пока не знаем детей, не знаем их привычек, их особенностей. Если ребенок не объяснит, что он описался, то может какое-то время бегать в мокрых штанишках. Он может мерзнуть, но не сможет рассказать об этом. Еще часто бывает, что малыш начинает плакать: пытаемся понять, что он хочет, что случилось. В итоге оказывается, что хочет пить, но не знает, как попросить».

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи — особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два — или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал — ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома — пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

Ходить на горшок

Конечно, не приученного к горшку малыша примут в ясли — это не повод для отказа. Более того, многие воспитатели признают: в коллективе этот навык прививается быстрее, ведь там всех детей высаживают на горшок одновременно, в одно и то же время.

«Если ребенок все еще в подгузниках, мы просим родителей оставлять в шкафчиках несколько комплектов запасной одежды, — рассказывает Анна Васильева. — В течение дня ходит в трусиках, на сон и на прогулку, если родители просят, надеваем памперс. Горшок — это, конечно, идеал, но не обязательное условие. Дальше многое зависит от работников сада: кто-то будет демонстративно возмущаться, понятно, что менять подгузники и мыть попы — не самое приятное занятие».

Но все же воспитатели настоятельно рекомендуют начинать процесс приучения заранее. Дома, рядом с родителями это будет менее травматично. Начинать можно примерно с полутора лет: именно в этом возрасте малыш начинает понимать, что хочет в туалет. 

К трем годам ребенок уже должен полностью отказаться от одноразовых трусиков, и проситься в туалет. А вот вытирать попу многие дети не умеют и брезгуют вплоть до 5-6 лет.

Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям

Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:

Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:

  • В привычный для ребенка климат его следует вернуть как минимум за две недели до яслей (на случай, если вы уезжаете).
  • За месяц до яслей нужно сделать все необходимые прививки. Читайте: новый календарь прививок детям на 2014 год.
  • Также за месяц нужно беречь ребенка от контактов с зараженными/болеющими людьми.
  • За неделю до яслей откажитесь от введения в рацион малыша новых продуктов.
  • Начало июня и конец весны – время для постепенного введения закаливающих процедур.
  • Приучайте кроху к режиму дня яслей и к утренней зарядке.
  • Больше гуляйте и одевайте ребенка по погоде.

Как говорить с малышом?

О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах — описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и «своего человека». Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.

В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.

Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в «воспитание детей в детском саду» — например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.

Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: