Идём с ребенком в музей. что делать, если ему скучно?

Пять картин вместо футбола

– Безусловно, бывают те, кто ходит в музеи регулярно, в ежедневнике у них расписаны все крупнейшие выставки на полгода вперед. Но немало и тех, для кого посещение музея – тяжелая и скучная работа. «Друзья ходят, а чем я хуже». Какие бы вы дали рекомендации в этом случае?

– Понимаете, родители делятся тем опытом, которым владеют сами. И если им ближе футбольный матч или велосипедная прогулка, то они предпочтут Битцевский парк и стадион, а не поездку в музей.

А если всё-таки хочется попробовать, да еще ребенка взять?

– У каждого крупного музея сегодня существует сайт, на котором можно прочесть как о музее, так и о его экспонатах. Облегчите себе поездку, выбрав среди экспонатов не больше пяти интересных вам произведений.

Например, если идете в Политехнический музей, то пусть это будет пять любопытных устройств, желательно максимально разных. Если собираетесь в картинную галерею, то выберите несколько картин в разных жанрах: исторический сюжет, пейзаж, натюрморт и обязательно какую-то картину или скульптуру с изображением ребенка.

Заранее изучите план музея, выясните, где территориально находятся ваши экспонаты. Желательно, чтобы они не были разбросаны по большому пространству. Идите в музей с ребенком не больше, чем на полчаса – сорок минут. Главное – не стремитесь ему показать всё и сразу. Оставьте до следующего раза. Покажите «свои» произведения, расскажите о них собственными словами, а затем смело идите гулять. Я вам гарантирую, что впечатления будут самые сильные и положительные.

Представим, что привычка посещать музей уже есть. Его пространство ребенок освоил и знает, где находится зал с римскими скульптурами, греческими вазами, а где лежит египетская мумия. Но вот он один на один с экспонатом. Как научить ребенка получать удовольствие от общения с произведением искусства?

– Мы называем этот способ сократовским. Не знаю уж, применял ли его Сократ в том виде, как я его предложу, однако у искусствоведов и педагогов метод «вопросов и ответов» называется именно так.

Если вы заметили, что ребенок остановился у экспоната, спросите, что его заинтересовало. Маловероятно, что он ответит: «О, конечно же, этот бравый наездник, или эта масштабная демонстрация поразила мое воображение». Скорее всего, ребенок скажет про какую-нибудь собачку, блестящий пистолетик, другую малюсенькую деталь, которой вы не придали значения.

Дело в том, что первое, что видит ребенок, находится на уровне его глаз. Дети вообще видят предметы от маленькой детали к большой. Но именно в силах взрослого раскрутить клубок от частного к содержанию произведения искусства, вывести ребенка на диалог. Именно диалог позволит ему продолжить рассматривать произведение и научит видеть масштаб, общее содержание.

Например, вы можете сказать: «Правда, интересный пистолет, а знаешь, кому он принадлежит? Как думаешь, а кем был этот человек? А в каком состоянии он изображен: отдыхает, торопится на войну, может, ранен?» Придумывайте вопросы, потому что ими вы поможете ребенку войти в произведение искусства. Попробуйте стать своему ребенку проводником в этом деле. Чем дольше он простоит у одного произведения, тем лучше.

Какой самый главный совет? Не более пяти произведений для внимательного изучения и одного посещения. Как бы скупо с моей стороны это ни звучало, как бы вы ни переживали, что заплатили за дорогой билет, а увидели всего пять или шесть произведений, – вы знаете, это как с хорошей едой. Лучше выйти из-за стола чуть голодным.

Знаете, какая самая большая проблема у путешествующих за границу людей, тех, которые посещают дорогие музеи? Это неуемное желание вместить в себя невместимое, охватить всё сразу, как будто бы впрок.

Поймите, удержать это невозможно. Если я приезжаю за границу, то своей дочери так и говорю: «Мы сейчас идем смотреть самую прекрасную работу Рафаэля, а пока мы будем двигаться по залам музея, представь, что мы идем по красивому парку. Все эти картины с пейзажами и с людьми – просто деревья и просто прохожие. Улыбайся им и отдыхай». Для своего ребенка и учеников в музее я пытаюсь создать атмосферу отдыха, внушить им, что музей и есть лучший отдых для души.

Фото: vk.com.mirchocolada

Я нашёл

Выберите цвет на какой-либо картине, а остальные игроки пускай угадывают, что за предмет соответствует цвету.

Например, если на заднем фоне картины есть собака, игрок говорит «Я нашел кое-что коричневое», и игроки начинают искать все элементы названного цвета на картине в надежде, что это все-таки собака, а не что-то другое.

Особенно хорошо эта игра проходит в группах с детьми приблизительно одного возраста. С более старшими и уже более образованными в искусстве детьми можно попробовать сменить цветовую характеристику на жанровую или идентифицирующую.

Например, играя в галерейном холле, игрок говорит «Я нашел нечто из работ Джексона Поллока» или » Я нашел работу импрессиониста». Границы устанавливаете вы сами, так что импровизируйте.

10 советов, как сделать поход в музей более интересным (даже с самыми маленькими визитерами)

  1.  Планируйте ранний поход, чтобы в музее было меньше людей, а дети были бодрыми и открытыми к новым знаниям.
     
  2. Не забудьте сытно поесть перед походом.
     
  3. Сразу найдите на карте музея все уборные, чтобы удобно спланировать маршрут.
     
  4. Выбирайте дни бесплатного посещения, чтобы в случае внезапной истерики, быстро и без сожалений покинуть музейный мир. Такие дни обычно более многолюдные, но если у вас не растет маленький тихоня (это применимо ко многим, вероятно), громкие возгласы малыша будут менее заметны в шумной толпе.
     
  5. Узнайте заранее, возможна ли фотосъемка, и вооружите малыша камерой, чтобы он все задокументировал.
     
  6. Большинство музеев действуют по схеме свободного входа-выхода, так что если вам нужен будет глоток свежего воздуха, вы сможете ненадолго покинуть стены музея.
     
  7. Играйте. К тому же, во многих музеях есть специальные детские маршруты и путеводители.
     
  8. Возьмите с собой скетчбук.
     
  9. Прислушивайтесь к ребенку и следите за его настроением. Если он устал, ищите выход, а не старайтесь пойти посмотреть еще буквально парочку картин.
     
  10. Обязательно загляните в магазин сувениров и подарков, чтобы по приходу домой вспомнить и еще раз поговорить об искусстве.

Читай также: 9 причин пойти с ребенком в Экспериментаниум

Читай также: 5 способов развить воображение у детей

Читай также: Не мешайте развиваться! Почему ребенка нельзя учить рисовать

Какой музей выбрать для первого посещения?

Первый поход в музей с семьей – это большое событие. Задача родителей – это учесть увлечения ребенка, удивить его и не дать устать. Нужно помнить о том, сколько малышу лет, и учитываего его возраст при выборе музея.  Лучше всего начать ходить по культурным мечтам с  4 лет.  В это время малыш не только получает новые эмоции, но и может проанализировать их.

Идти с ребенком нужно туда, где ему интересно. Не стоит пятилетнюю девочку тащить в музей инженерии, а сына-подростка – в галерею, где выставлены куклы. Спросите у ребенка, что бы ему хотелось посмотреть и узнать: растения, космос, одежда, другие народы.

Перенастройка мозга и бег

– Почему для души?

– Потому что это совсем не отдых для тела. Главная сложность для ребенка в музее состоит в том, что здесь ничего нельзя трогать руками. А ведь тактильные ощущения – важнейшая составляющая развития ребенка. Поэтому я очень рекомендую родителям, зная, что нельзя трогать картины и скульптуры, не одергивать ребенка, а позволять ему дотрагиваться до пола, до стен, особенно если они мраморные, до веревочек, ручек, до всего, что позволено трогать.

При этом важно и обыграть, что одно трогать можно, а картин – они же важные придворные, к которым и подходить близко не позволено – мы касаться не будем. В музее можно ползать, сидеть на полу, смеяться, удивляться, любоваться, испытать новые тактильные ощущения, ощущать себя лилипутом в стране Гулливера, и есть всего одно правило: экспонаты нельзя трогать руками

Понимаете, ребенок в музее не отдыхает, ведь ему постоянно приходится себя жестко контролировать, к тому же в музеях ровный пол, а на ровном полу ноги всегда устают больше. Наконец, в музеях много людей, которые утомляют. Именно поэтому нам кажется, что ходить в музей тяжело. Детям, естественно, хочется бегать

Я уже не говорю о том, что сегодняшнему поколению детей вообще сложно ходить, а тем более долго концентрировать свое внимание

Но именно в этом отношении музеи оказывают огромное терапевтическое влияние не только на детей, но и на людей в целом. Музеи, особенно классические, позволяют остановить вечное мелькание кадров, перенастроить, перегрузить свой мозг, заставив его сконцентрироваться минуту или две на каком-то одном объекте.

Это очень важно. Гонка за событиями, новостями, информацией, попытка всё опережать и везде успевать просто нас убивает

А умение останавливать мгновение – продлевает жизнь человеку. Музей – это место, в котором для души можно устроить настоящий пир.

Как же это сделать?

– Отдых для души и есть возможность остановить мгновение. Любой музей является машиной времени, на которой можно перенестись как в прошлое, так и в будущее. Будь то музей космонавтики или музей современного искусства. Здесь можно замереть и остановиться, чтобы фантазировать и мечтать.

Можно представлять себя присутствующим на той или иной картине. Не ленитесь делать это. Это действительно интересно. Многие музеи, особенно мой любимый ГМИИ, создавались ради этого. Вся архитектура музея, всё пространство его помещений по задумке авторов должны переносить человека в определенную эпоху, погружать в определенный период культуры человечества.

Но вся загвоздка в том, что интересное и понятное нам не всегда понятно ребенку. То, что нам кажется красивым, детьми может восприниматься как обычное и обыденное. И наоборот

Поэтому задача родителя – это правда важно – посмотреть на мир глазами собственного ребенка. Иногда в музее достаточно присесть на корточки и посмотреть на картину с уровня глаз своего ребенка, чтобы открыть для себя совершенно новый ракурс, его ракурс

И еще, не нужно торопиться напичкать ребенка большим количеством знаний. Новые знания и информация лучше всего усваиваются ребенком в пубертатный период, от 10 до 15 лет. Как бы подросток ни был неуправляем, его голова всё равно открытый шкафчик, в которой прекрасно один за другим в свое время лягут знания. До десяти лет насыщайте детей впечатлениями. Вызывайте в них сопереживание.

У меня был незабываемый опыт, когда однажды я попала со своей шестилетней дочерью в зал Рафаэля. Там была известная и потрясающая скульптура смертельного раненого мальчика, которого несет дельфин. Я заметила, что моего ребенка работа привлекла, и я специально остановилась, чтобы поговорить.

– Что видишь? – спросила дочку.

– Дельфина… Мальчика… Он ранен, а дельфин его пытается спасти, – говорила она с паузами.

И тут я заметила, как у нее из глаз потекли слезы. В это мгновение я поняла, что случилось главное, ради чего стоит ходить в музей. В этом и состоит сила искусства – оно вызвало сопереживание.

Существуют несколько правил, которые подскажут, что делать, если ребёнку скучает в музеях.

Отправьтесь в музей в первую половину дня. Тогда малыш ещё будет полон сил, а толкучка не испортит настроение от похода – утром в учреждениях культуры людей меньше, чем днём и вечером.
Выбирайте те музеи, до которых не очень далеко добираться. Иначе ребенок устанет ещё во время дороги, и у него не будет сил ходить по музею.
Поешьте перед выходом, иначе голод помешает малышу насладиться прекрасным.
Если в музее можно фотографировать, обязательно сделайте снимки с ребенком во время поездки. Потом он сможет вспоминать, как здорово он провел время и что именно видел.
Наблюдайте за ребёнком. Если ему стало скучно, лучше уйти. Иначе в будущем музеи будут ассоциироваться у него с тоской.
Не ставьте перед собой цель посмотреть все экспонаты. Лучше задержаться перед теми, которые заинтересовали вашего сына или дочь, и пройти мимо тех, которые ребёнку вообще не понравились. Ведь чем младше малыш, тем сложнее ему будет осматривать выставку.
До похода в музей расскажите ребёнку, как следует себя вести

Объясните, почему действуют именно такие правила и почему их надо придерживаться.
Возьмите с собой блокнот, чтобы записывать интересные мысли и факты, а также отмечать понравившиеся экспонаты, чтобы позже найти их в Интернете.
Будучи в музее, привлеките внимание малыша к табличкам, помогите ему прочитать их. Объясните непонятные слова, если они будут.
Зайдя в музей, сразу выясните, где у них уборные, и не нужно ли ребенку посетить их до осмотра экспозиции.

Не нужно сердиться, если ребёнку в какой-то момент станет скучно

Просто детям сложно удерживать внимание на чем-то одном, поэтому будьте готовы, что в конце поездки они станут слушаться вас хуже

Когда будете уходить из музея или галереи, купите малышу небольшой сувенир. Это может быть открытка, магнит, брелок, фигурка. Подарок добавит ребёнку позитивных впечатлений и оставит положительное воспоминание.

После музея зайдите в кафе попить чаю с пирожными или поесть мороженое. Это также будет дополнительным стимулом для ребёнка, чтобы в будущем возобновить поход. Кафе поможет сделать из похода в музей маленький праздник, которого в дальнейшем с удовольствием будет ждать малыш.

Родители должны знать, что делать, когда скучно детям в музее. Один из вариантов выхода из положения – это самим добавить интерактивности. Например, вместе с ребёнком можно придумать историю про музейные экспонаты. Вспомните американский фильм «Ночь в музее». В нём выставленные предметы выставки оживали по ночам и жили собственной жизнью. Похожую сказку можно выдумать с сыном или дочерью.

Отличный способ заинтересовать ребёнка – это рассказывать об экспонатах реальные факты. Обычно одних табличек с названиями не хватает, поэтому расскажите малышу, почему вымерли динозавры, что изображено на картине Пабло Пикассо, как исследовали космос и где побывали великие путешественники.

Если вы пошли с ребёнком в картинную галерею, то выберете одну тему (например, животные), и попросите малыша найти в зале все картины с изображениями зверей. Это улучшит наблюдательность и концентрацию внимания. Также попросите сравнить две картины или двух художников. Расскажите, как были созданы известные полотна, биографию художника, стилистические особенности шедевра.

Развивайте воображению и фантазию малыша. Смотря на хижины первобытного человека и его посуду, попросите ребёнка сравнить жизнь людей в прошлом и сейчас. Пусть он представит, каково это было: жить в пещере и драться с мамонтом.

Игры для детей в музее

  1. «Тайный предмет». Пусть ребёнок выберет из зала для себя один из экспонатов, а родители должны угадать, что загадал малыш. Мама с папой могут задавать вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». После того, как родители угадали предмет, загаданный ребёнком, роли меняются.
  2. «Беру с собой». Родители и дети по очереди выбирают понравившийся им экспонат и аргументируют, почему они хотят взять его с собой и где бы они его поставили/повесили.
  3. «Ищем радугу». Ребёнок в одном зале должен в картинах найти все цвета радуги. Чтобы было интереснее, договоритесь, что один цвет ищем в одной картине.
  4. «Загадываем предмет». Ребёнок должен выбрать определенный цвет на определенной картине, а родители угадать, что за предмет загадал ребёнок. Например, малыш говорит: «Я вижу кое-что чёрное». И мама с папой должны найти в картине все предметы чёрного цвета и понять, что именно загадал их ребёнок.

Ошибки, которые допускают родители

«Галерея не для малышей», — думаете вы и откладываете поход в музей на более зрелый возраст ребенка. Впечатления об экспозиции откладываются в голове даже у годовалого малыша. Не обязательно начинать знакомство с прекрасным с картинных галерей, для начала можно посетить краеведческий музей. Малышу будет интересно посмотреть вблизи и погладить чучела уже знакомых животных: медведя, лису, которых он не встретит во дворе.
Чтобы малышу не надоело, вы решаете посещать музеи как можно реже. Взрослому человеку, а уж тем более ребенку, чтобы в чем-то разбираться, надо практиковаться в получении навыков и знаний регулярно. Так и с музеями, чем чаще вы будете знакомить малыша с новыми экспозициями, тем увереннее он будет разбираться в искусстве, сравнивать увиденное, выделять для себя более интересное. Только не делайте знакомство с прекрасным обязаловкой.
Вы пытаетесь посмотреть каждый экспонат

Дети не могут концентрировать внимание долго. Достаточно выбрать самые яркие, крупные экспонаты те, на которые ребенок сам обратит внимание

Лучше подробно обсудить 2-3 истории, чем поверхностно оббегать все залы.
Вы очень серьезно подходите к посещению музея, не считая знакомство с прекрасным развлечением.  В музеях всегда есть кафешки, где можно передохнуть от длинных прогулок по выставочным залам. Чай со сладостями и мороженым только вдохновит малыша на новые подвиги в познании нового. Обязательно делайте перерывы и преподносите посещение музея, как веселую прогулку.
Вы строго контролируете процесс запоминания ребенком увиденного. Посещение музея не экзамен, не надо тестировать малыша на полученные в музее знания.  Лучше сами почитайте об экспозиции и расскажите малышу об экспонатах в игривой интересной форме.
Вы запрещаете детям брать гаджеты в музей. Музеологи – научные сотрудники музеев – проделали большую работу, чтобы сделать посещения экспозиций интересными для детей, и не обошлись без гаджетов. Высокие технологии позволяют с помощью специальных проекций, тачскринов и QR-меток на витринах считывать электронными устройствами коды и наслаждаться мини-лекциями о выставке. Так что не забудьте взять с собой телефоны и планшеты.

Советы родителям

Советуем вам взять в музей фотоаппарат. Тогда у вас будет возможность запечатлеть экспонаты, которые понравились ребёнку. А дома можно вспомнить то, что впечатлило его, и обсудить детали понравившейся картины или скульптуры.

Не забывайте прислушиваться к сыну или дочери. Если он хочет идти в доисторический зал посмотреть на скелет мамонта, то не нужно тянуть его любоваться шедеврами импрессионизма. Если он устал и хочет отдохнуть, то не нужно заставлять его, пусть и быстро, пробежаться ещё по паре залов. Лучше в другой раз зайдёте в них и всё детально осмотрите.

А напоследок зайдите в магазин сувениров и купите малышу магнитик или открытку. Пусть у него останутся не только положительные впечатления, но и материальный подарок. Он будет напоминать ребёнку о прекрасном времяпрепровождении и подтолкнёт его подойти к вам и спросить: «Мам, а когда мы снова пойдём в музей?»

Как сделать из похода в музей приключение?

Поход в музей с детьми может быть не скучным, а очень интересным, если немного постараться. Ведь если правильно заинтересовать ребёнка, то он сам не отстанет от вас и будет просить постоянно сводить его в галерею или на выставку. Сообразительные родители смогут сделать из посещения музея настоящее приключение. А помогут вам в этом следующие игры.  

«Запомни картину». Предложите ребёнку посмотреть на шедевр живописи в течение 30 секунд или минуты. Пускай потом он отвернётся и ответит на ваши вопросы: «Сколько цветов в вазе?» или «Есть ли на картине животные?»
«Опиши экспонат». Остановитесь у картины или древних украшений и попросите ребёнка описать предмет. Попробуйте придумать историю, что произошло на полотне или что случилось с бусами древних египтян.
«Эмоции»

Пусть ребёнок обратит внимание на настроение героев картины, какие эмоции они выражают: злость, грусть, радость.
«Фантазии». Кубизм и абстракционизм развивают воображение малыша

Предложите ему придумать, что нарисовано на картине, спросите, что он видит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: