Советы Масару Ибука
1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.
2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.
3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.
4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.
5
Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…
6
Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит
В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.
7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.
Гуманистическое воспитание
У М
Ибука есть очень важное замечание, которое упускают многие родители, читая его книгу. «Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами»
Почему-то многие родители убеждены, что развитие ребенка, это прежде всего закладывание в его память бесполезной информации (например, какие есть животные в Африке, или показывание карточек), чтение и письмо, арифметика и что все это нужно ребенку в два-три года. Автор специально делает акцент о вреде таких способов для этого возраста.
Издание 1980 года
Мистер Ибука категорически против навязывания ребенку интересов родителей, он против насильственного обучения тому, что кажется родителю полезным для ребенка в будущем.
Он выступает за развитие в ту сторону, к которой у ребенка есть интерес. «Нравится музыка, иди на музыку, если не нравится, я тебя заставлять не буду». Это отличный показатель, как нужно обращаться с ребенком, как нужно учитывать его желания и интересы. Обучение, по его мнению, должно быть удовольствием, только так оно будет эффективным. Очень прогрессивные взгляды на воспитание ребенка 50 лет назад! Он утверждает, что интерес гораздо лучше прививать, создав развивающую среду, обеспечить ребенка ресурсами и разрешить свободную деятельность, чем навязывать ребенку упорядоченное обучение в виде уроков и систематические занятия по программе.
Он выступает за каждодневное гуманное развитие ребенка, не на основе специальных методик, а через естественное воспитание матерью ребенка. Что нужно постоянно заниматься ребенком с раннего детства (но без спешки и по актуальному уровню развития!). Так как развитие идет с рождения, и что тогда мы закладываем основу, каким станет ребенок. Основным проводником в мире людей, является мама ребенка, которая и должна обучать его. Он выступает за гибкость обучения, что мама должна знать и чувствовать актуальное развитие ребенка, что ее ребенку по силам в настоящий момент и «находиться с ним целый день». Он не говорит, что ребенок должен идти на каждую программу в детский центр лишь потому, что она подходит ему по возрасту!
Автор выступает против позиции некоторых родителей, что брать ребенка на руки плохо. Он пытается доказать, что это не приводит к постоянному плачу малыша и усвоению такого способа достижения своего. И автор абсолютно прав, нет никаких доказательств того, что ласка и любовь своего ребенка, взятие его на руки при плаче, приводит к закреплению подобной реакции в будущем. Наоборот, игнорирование таких потребностей ребенка, вызывает у него стресс и приводит к замедлению развития. «Я уверен, что ребенка следует брать на руки как можно чаще» — и с этим нельзя не согласиться. Это же и относится к привычке спать вместе с ребенком в первый год.
Ценны и удивительны убеждения автора на семью для начала 70-ых годов, когда японское общество все еще оставалось патриархальным
Он считает, что в семье должна царить дружеская атмосфера, что отец должен уделять внимание детям, постоянно с ними разговаривать и принимать активное участие в их воспитании. Быть их другом и помощником своей жене
Еще более удивительны взгляды автора для того времени, на тему полового воспитания. Автор придерживается мнения, что не нужно никак разделять воспитание мальчиков и девочек, что они абсолютно идентичны до 3-х лет. Если мальчик хочет играть в куклы, пожалуйста. Очень смелое утверждение для той эпохи.
Можно согласиться и с мнением автора, что иностранный язык следует учить с раннего детства при помощи двух методов: прослушивания чужой речи и общения с носителем языка (а не при помощи карточек). По результатам последних исследований, это совсем необязательно делать до трех лет. Ребенок способен освоить язык на уровне носителя (без акцента) начав его полноценное изучение в возрасте вплоть до 10 лет.
В книге много внимания уделяется творческой деятельности ребенка
Важность воспитания художественного вкуса и музыкальных способностей
После трех уже поздно — Отзыв
Давно хотела прочитать книгу после трех уже поздно, со всех сторон слышала, что это революционный подход к воспитанию, коренным образом отличающийся от советского и российского. На самом деле никакой революции нет – просто нужно любить и помогать своему ребенку, поддерживать его зарождающийся интерес, забыть и не навязывать ему свои страхи – и все получится. Малыш может все, но только мы взрослые обычно его ограничиваем, в силу своих страхов, предрассудков и часто боязни общественного мнения.
Масару Ибука хочет привлечь внимание к теме воспитания детей и изменить мнение о развитии детей до 3х летнего возраста. Почему именно до 3х лет – «в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки
Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, — это периодот рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80%таких соединений. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли». Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются ПОСЛЕ ТРЕХ лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.»
Основные мысли книги «После трех уже поздно»
Основные мысли книги, которые мне запомнились, и которые я надеюсь применить на практике:
— автор приводит интересную методику доктора Сузуки развития ребенка через обучение музыки, а точнее игре на скрипке
— малыш мыслит образами. «Он может легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие как «жираф», «енот», «лиса», как бы трудны они ни были».
— в возрасте до года нужно развивать сенсорные навыки малыша, стимулировать физическое развитие (плаваньем, например), а не учить буквам. «Он плавает, потому что он ребенок.»
— Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое воспитание и образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. «Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада
Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.» Но мне кажется в реальной жизни, в России по крайней мере, все происходит наоборот – родители начинают воспитывать своих детей ближе к школе, корпя над уроками и ругая за двойки, а все что было до – время веселья и баловства.
— важно, поддерживать ребенка. Родители должны должным образом стимулировать развитие своего малыша на каждой стадии, подкреплять зародившийся интерес ребенка
Для этого нужно внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно. Кроме родителей сделать это будет некому – они ближе всего к ребенку.
— нет готовых формул и рецептов. Есть внимательные и любящие родители, которые уважают и поддерживают своего малыша.
Заключение
Автор приводит много историй из жизни, после которых ты действительно начинаешь верить, что малыш может все. В книге нет конкретной методики по воспитанию гениев, автор рассказывает о важных аспектах и моделях поведения, которые помогают развивать ребенка
Все очень индивидуально, и каждый родитель решает, что и как лучше для его чада, но Масару показывает, как важно сделать это правильное решение, и как оно может повлиять на дальнейшую судьбу малыша.
Книга мне понравилась, она заставляет задуматься и пересмотреть свои взгляды на подход к воспитанию детей. Думаю, он будет интересна всем молодым и не очень молодым родителям
Об авторе
Масару Ибука человек выдающийся — великий инженер, признанный во всем мире (лауреат главной инженерной премии мира IEEE), один из создателей корпорации Sony. Может ли инженер мирового уровня, с соответствующим типом мышления, предложить теорию раннего развития «с воздуха», не имея достаточных данных или хотя бы крепких оснований? Может, но не полноценную теорию, а лишь описать свое виденье и идеи. Они основываются на научных данных рубежа 60–70-ых годов, на рассказах о выдающихся людях и на примерах из областей, лишь частично связанных с развитием. Основными примерами детского развития, выступают дети из музыкальной школы Шиничи Сузуки.
Стоит ли книга прочтения?
Скорее нет. Все рекомендации автора вы легко найдете практически в любой современной зарубежной книге по детскому развитию, а также в некоторых отечественных. И они будут более раскрыты чем на одну страницу каждая (автор не раскрывает каждую идею дальше одной страницы). Это как плюс, так и минус. Судя по отзывам на книжных сайтах, читателям такой формат не очень нравится. Однако, каждая такая идея предельно понятна и ее ценность не зависит от раскрытия на одну страницу или на десять. Кому-то понравится больше формат прочитать пару абзацев и подумать самостоятельно, чем читать объяснение автора для одной фразы на целую главу.
Книга полна историй, но не глубокой проработки идей. Она рассматривает единичные случаи, возможно даже уникальные. Успех которых, скорее всего, зависел от врожденной одаренности детей и титанических усилий взрослых, отказывающихся от собственной жизни, ради успехов ребенка. Такой опыт редко подходит для большинства детей и родителей.
Устаревшие знания и их неправильная интерпретация, способны принести для неподготовленного читателя больше вреда, чем остальная интересная информация из книги.
Книга была полезна и прогрессивна для своего времени. Но сейчас, спустя почти 50 лет, она должна оставить рынок. Ее активное распространение способно вызвать неправильное восприятие идей раннего обучения. Многие читатели усваивают и активно пропагандируют, из нее именно то самое устаревшее и ложное знание, которое приносит вред их собственным детям и детям, посещающим детские центры. А большую часть действительно полезного опыта и идей, они пропускают мимо себя
Заостряя лишь внимание на том, что «после трех уже поздно» и развитие ребенка кончено. Но ничего не кончено! В три года года, развитие ребенка идет также активно и у него все впереди еще как минимум ближайшую дюжину лет
Обзор хочется закончить глубокой фразой самого М. Ибука:
Наш рейтинг:
-
Актуальность знаний
-
Достоверность знаний
-
Применимость в воспитании
-
Эффективность для развития
-
Наглядность и доступность текста
-
Современность взглядов
1.9
Суммарно
Итоговая оценка полезности
Методика воспитания Масару Ибука
Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.
Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.
Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2—3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.
Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход — приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.
В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение — худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.
Двигательная активность
Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.
Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках — баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.
По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор — например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача — сигнал к тому, что пора идти умываться.
Ключевые положения методики
Суть метода строится вокруг того, что головной мозг малышей развивается очень интенсивно в течение первых трех лет жизни. Именно на данном этапе развития в голове ребенка формируется до 80% всех нейронных связей.
Крайне важно именно в этот период заложить крепкую базу для дальнейшего развития его интеллектуального, творческого и физического потенциала. По утверждению автора методики, в этом возрасте детский мозг словно мощный компьютер
И упущенное время может стать временем упущенных возможностей
По утверждению автора методики, в этом возрасте детский мозг словно мощный компьютер. И упущенное время может стать временем упущенных возможностей.
В качестве примера, Масару Ибука пишет о практике изучения японского языка представителями разных возрастных категорий. Его исследования показали, что трехлеткам для того, чтобы начать общаться на этом языке достаточно всего месяца занятий. Школьники в возрасте семи-восьми лет за этот же период способны освоить четверть от заданного объема, а способности взрослых в этом случае ограничиваются заучиванием лишь нескольких фраз.
При этом изучение языков автор считает одним из самых нужных для развития ребенка занятий. Его опыт показывает, что малыши абсолютно естественно на ряду с родным языком способны осваивать несколько иностранных. Масару Ибука был убежден, что это возможно благодаря тому, что детский мозг до трех лет не способен разделять сложные и простые задачи, а усвоение информации, какой бы сложной она не была, происходит легко и непринужденно.
Предугадывая вопрос родителей, в своей книге он писал, что перегрузить мозг невозможно. В случае форс-мажора сработает естественный защитный механизм.
Специфика восприятия информации ребенком до трех лет
- Малыш запоминает лишь то, что вызывает у него интерес. До трех лет именно он является ключевым аспектом познавательной деятельности. И чтобы учебный процесс был максимально эффективным, его следует постоянно поддерживать. Для этого рекомендуется использовать любимые игрушки, а также качественные, яркие обучающие пособия.
- Ребенок очень восприимчив к ритму, что можно использовать, в том числе для изучения иностранного языка. Попробуйте вместе пропевать слова, которые необходимо запомнить, процесс точно пойдет быстрее.
- Постарайтесь организовать учебный процесс таким образом, чтобы малыш получал максимальное удовольствие и заряд позитивных эмоций от занятия. Ведь для крох не столько важен результат, сколько сам процесс. Тогда они с большим желанием будут вовлекаться в предлагаемые вами форматы домашних упражнений.
- Повторение – залог того, что ребенок хорошо усвоит и запомнит материал. Чем чаще, тем лучше. Ибука приводит пример, как малыши, следуя этому принципу, способны осваивать музыкальные произведения даже в полугодовалом возрасте, не говоря уже о декламации стихов и прочих произведений поэтического формата в возрасте чуть постарше.
- Двигательная активность – залог качественной когнитивной деятельности. С самого младенчества ребенка нужно приобщать к физической культуре под присмотром специалистов, конечно. Плавание, позднее коньки, аэробика и проч. А кроме того, не стоит забывать и о ежедневных прогулках на свежем воздухе, что также позитивно сказывается на интеллекте.
Занятиям физкультурой в восточной традиции воспитания детей отводится особое место
«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем
- Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
- Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие — это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
- Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
- Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее — это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
- Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.
В чем суть?
Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие — легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».
Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.
Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!
Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.
Принципы взаимодействия родителей и детей
Наряду с практической стороной организации занятий с малышами, Ибука концентрирует внимание на взаимоотношениях родителей и детей в целом. Здесь он выделяет два ключевых принципа:
- Физическое наказание допустимо. Речь, конечно, не идет о побоях, скорее о шлепанье. К слову, именно за это он до сих пор подвергается критике со стороны родителей и профильных специалистов. Сам автор говорит о том, что в малышах в возрасте 2-3 лет начинает проявляться чувство собственного достоинства. И в ситуации, когда родители пытаются на него воздействовать через ругань и наказание, он проявляет свой характер и капризничает. Поэтому, чтобы приучить ребенка к дисциплине, начинать «правильный» воспитательный процесс нужно в возрасте до года. При этом он не должен чувствовать себя униженным или уязвленным. Масару рекомендует чаще хвалить и реже ругать.
- Физический контакт с матерью имеет предопределяющее значение. Масару рекомендует как можно активнее взаимодействовать с ребенком: баюкать его на руках, прижимать к себе, разрешать находиться в кровати родителей. Все это должно формировать ощущение того, что малыша любят и заботятся о нем.
Частое физическое взаимодействие с ребенком предопределяет успешность его развития
Подведем итог
Книга не о том, что «После трех уже поздно» и нужно побыстрее все затолкать в ребенка. Категорически нет! Данную позицию создают книге два фактора:
- В самом начале книги автор привел исследования, что мозг завершает свое развитие на 80% к трем годам. Конечно это не правда, которая благодаря маркетологам и вылилась в название книги.
- Этой неправдой прикрываются многочисленные детские центры, стремящиеся любой ценной обеспечить себе клиентов. Некоторые готовы не только обманывать, но и что самое худшее — вселять в родителей страх. Что они не успеют что-то сделать со своим ребенком, и он будет хуже других детей.
Играя на страхах родителей, на их неуверенности и жадности что-то не успеть, данное название сыграло для книги очень плохую роль.
Если упустить часть книги про «ограничение мозга», то из оставшейся части можно получить достаточно рекомендаций по развитию. Книга о том, что с самого рождения ребенку нужно больше, чем просто кормление и здоровый сон. Что родители ребенка, и особенно мама, должны заботиться об интеллекте, чувствах и личности ребенка. Что истинное развитие это не обучение читать, писать, считать, а это разнообразие деятельности ребенка, его свобода проявлять себя, следовать своим интересам. Что родители должны поддерживать эти интересы. Что не нужно заставлять ребенка насильно делать то, что он не хочет (например, играть на скрипке). Эта книга удивительна тем, что она предлагает гуманистический подход в патриархальном обществе Японии 1971 года.
В первые годы после издания — книга была актуальной. Но в свете многотысячных новых исследований она просто устарела. И на основе современных данных, автор не стал бы делать столь категоричные выводы, что после трех уже поздно.
Заключение
Если говорить в общем, то главная концепция методики известного инженера и предприниматели, воплощенная в работе «После трех уже поздно», состоит в необходимости развития потенциала малыша таким образом, чтобы во взрослой жизни он смог по максимуму его реализовать и стать счастливой личностью. И начинать работать в этом направлении нужно как можно раньше. Для многих родителей по всему миру эта книга стала настольной. И не одно поколение, воспитанное по ней, подтвердило эффективность подходов к обучению Масару на практике. Для тех, кому оказались созвучны его идеи, предлагаем ознакомиться еще с двумя работами: «Моя теория развития младенцев. Так мы растем» и «После трех уже поздно для пап».