«неврологические» нарушения слуха

Воздушное и костное звукопроведение

Звуковая энергия поступает к звуковоспринимающим структурам внутреннего уха путем воздушного и костного звукопроведения.

Рисунок 1. Схема  распространение звуков по воздушному и костному звукопроведению.

Воздушное звукопроведение – обычный путь поступления звуковых колебаний в ухо, при котором звук приходит к барабанной перепонке по структурам звукопроводящего аппарата — через ушную раковину и наружный слуховой проход. Колебания барабанной перепонки через цепь слуховых косточек передаются жидкостям слуховой улитки – пери- и эндолимфе, приводят в колебательное состояние основную мембрану и структуры Кортиева органа.

Профилактика и защита

Профилактика и защита — единственные эффективные способы избежать потери слуха. Даже если ваш слух уже нарушен, принятие мер по его защите может предотвратить дальнейшее ухудшение. Профилактические меры включают в себя:

• Ношение берушей. Собираетесь на шоу? Едете в метро? Направляетесь на работу? Наденьте любые шумоизолирующие наушники или воспользуйтесь берушами.

• Отдых. Если у вас был шумный день, расслабьтесь и насладитесь тишиной. Вашим ушам нужен отдых.

• Снижение громкости музыки. Громкая музыка становится серьезным фактором риска воздействия шума. Сделайте музыку немного тише и сократите время использования наушников.

• Выключение телевизора. Если вы не смотрите его, постарайтесь убрать этот источник фонового шума.

• Ограничение времени, проводимого в клубах, на концертах и вечеринках. В зависимости от уровня шума, не следует проводить слишком много времени на шумных мероприятиях. Следите за временем и не оставайтесь дольше, чем на несколько часов.

• Частая проверка слуха. Следует каждые несколько лет посещать аудиолога и проверять слух. Если время вашего следующего визита еще не подошло или вы желаете проверить слух прямо сейчас, попробуйте онлайн-тест слуха Signia, чтобы получить общее представление об уровне вашего слуха. Если что-то не так, вы можете обратиться к специалисту за полной аудиограммой.

Была ли вам полезна эта статья? Компания Signia Hearing представляет вашему вниманию статьи и руководства на всевозможные темы, посвященные ушам: потеря слуха, здоровый слух, слуховые аппараты и общие сведения. Вы можете просмотреть наш архив, чтобы узнать, какие темы уже были освещены, и подписаться на новостную рассылку, чтобы быть в курсе тем будущих статей. Наши уши — предмет, требующий изучения, и цель компании Signia Hearing — развеять заблуждения и предоставить каждому надежную и доступную информацию.

Судороги в ногах, судороги пальцев ног. Как избавиться от судорог в ногах. Что делать при судорогах?

Судороги –симптом нарушения работы нервной системы или мышц. Судороги могут быть неэпилептической природы (нарушение кальциево-фосфорного обмена, крампи-синдром и др.) или проявлением эпилепсии. Наша задача – найти причину судорог.

Неэпилептические судороги в ногах или других частях тела и непроизвольные подергивания отдельных пучков мышц (фасцикуляции) характерны для

  • нарушений кальциево-фосфорного обмена,
  • полинейропатии,
  • полимиозита,
  • Боковой амиотрофический склероз (БАС). Болезнь двигательного нейрона. Лечение бокового амиотрофического склероза в клинике «Эхинацея»”>болезни мотонейрона,
  • миелопатии.

Они связаны с повышенной спонтанной активностью  спинного мозга.

Симптоматическая эпилепсия – симптом страдания коры головного мозга. Судорогами могут сопровождаться многие заболевания нервной системы, в т.ч. нейроинфекций, рассеянного склероза, алкоголизма, ревматических заболеваний. В поврежденном участке коры нарастает патологическая биоэлектрическая активность, очаг возбуждения захватывает все более обширный участок коры, вплоть до генерализации (распространение практически на всю кору головного мозга). Врожденная эпилепсия – это судорожные состояния, возникающие из-за врожденных особенностей строения и функции головного мозга.

Эпилептическая активность в различных отделах коры вызывает различные симптомы:

  • судороги в ногах (икрах, пальцах) и других частях тела,
  • сумеречное состояние сознания или его утрату,
  • обонятельные, зрительные, слуховые ощущения, галлюцинации,
  • неконтролируемое поведение  и др.

При появлении каких-либо повторяющихся симптомов эпилепсии мы предложим Вам выполнить  обследование:

  • МР-томография по эпилептологической программе,
  • ЭЭГ,
  • анализ крови для исключения судорог, связанных с нарушением кальциево-фосфорного обмена.

Эпилепсия без лечения может прогрессировать, с расширением эпилептогенного участка коры. На основании данных обследования мы подберем подходящий в данном лучае противосудорожный препарат. При правильном подборе и регулярной приеме препарата приступы прекращаются и  в большинстве случаев со временем эпилептическая активность снижается. При оптимальном исходе через 1-3 года противосудорожную терапию можно отменить.

Судороги при нарушении кальциево-фосфорного обмена не являются эпилепсией.

Судорожные сокращения мышц встречаются в основном при отклонениях в работе паращитовидных желез: гиперпаратиреозе  и гипопаратиреозе. В легких случаях наблюдаются судороги в ногах (днём или ночью), выраженные в спазмах икроножных мышц и мышц стоп (крампи-синдром). В тяжелых случаях – вплоть до генерализованных судорог. Эффективное лечение возможно после точно установленного диагноза. Подробнее…

Судороги в ногах при беременности могут возникнуть из-за дефицита питательных веществ. В таком случае мы подберем мягкие и щадящие препараты для восполнения дефицита кальция и фосфора, которые можно применять во время беремености.

При появлении судорог ног или других частей тела основная задача предотвратить травмы, которые он может получить. При этом не рекомендуется препятствовать судорогам, удерживая ноги, руки, голову и другие части тела неподвижно.

При судорожном приступе порядок оказания помощи следующий:

  • Позвонить в службу  скорой помощи;
  • Разместить пострадавшего на горизонтальной поверхности, обязательно подложив ему под голову подушку или подручные средства (рюкзак, сумка, свернутая куртка);
  • Также, при судорогах в ногах или других частях тела, необходимо контролировать слюноотделение. Если оно обильно, то больного нужно повернуть набок, так чтобы в дыхательные пути не попадала избыточная слюна;
  • Нужно внимательно следить за  течением судорожного припадка, чтобы в дальнейшем привести врачу максимальную информацию о приступе;
    Ноги пострадавшего желательно приподнять;
  • При открытом рте,  нужно зафиксировать челюсть, вставив мягкий предмет (носовой платок, перчатку, часть шарфа) между зубов. Это поможет предотвратить прикусывание языка, закрытие дыхательных путей и повреждение зубов;
  • При плотно сомкнутых челюстях, не пытайтесь разжать их силой или вставляя между зубами твердые предметы. При таких действиях судороги могут стать причиной получения травм.

Распространенность сложных нарушений

По данным ряда исследований и наблюдениям опытных дефектологов — практиков, дети с множественными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений.

В середине 80-х годов М. Г. Блюминой была сделана попытка определить теоретически ожидаемую распространенность некоторых видов сложного дефекта (умственной отсталости с дефектами слуха; умственной отсталости с дефектами зрения; нарушений зрения и слуха). Согласно ее расчетам, распространенность сочетанных нарушений слуха и интеллекта должна быть примерно 1 : 10 000, нарушений зрения и интеллекта — 1 : 2000, двойного сенсорного дефекта — 1 : 30 000. По зарубежным данным, более 40% детей, которые имеют двигательные и интеллектуальные нарушения, страдают и нарушениями зрения.

И, наоборот, не менее 5060% детей со зрительными нарушениями имеют и другие дополнительные дефекты. Примерно 5% детей с выраженными нарушениями зрения имеют и нарушения слуха разной степени. 50% детей с ДЦП имеют зрительные трудности. 30% детей с выраженными нарушениями слуха также можно отнести к группе детей со сложными или множественными нарушениями. Здесь же авторы, ссылаясь на американских специалистов, предполагают, что в России должно быть не менее 5800 слепоглухих в возрасте от 0 до 21 года. При этом нужно помнить, что единственный в РФ детский дом для слепоглухих в г. Сергиевом Посаде рассчитан на 100 детей и 100 взрослых.

Н. Н. Малофеев (2011) приводит статистику, отражающую число специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1866) и количество детей (210 842), обучающихся в этих учреждениях в России на начало 2008—2009 уч. года. Автор отмечает, что в системе специального образования имеют место школы (18) индивидуального обучения на дому детей-инвалидов, число которых составляет — 2498 человек. Однако следует отметить, что о детях со сложными нарушениями развития статистические данные автором не приводятся, что свидетельствует об отсутствии информации о распространенности данной категории детей в РФ.

Н.Н. Малофеев также отмечает, что в 2008-2009 уч. году 44,7 тыс. детей получили образовательные услуги на дому. Эти данные в свою очередь свидетельствуют о том, что многие дети с тяжелыми и множественными нарушениями не в состоянии обучаться в образовательных учреждениях и нуждаются в особом подходе к их обучению и воспитанию.

Принимая во внимание мнение многих специалистов в области специального образования, можно сказать, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей со сложными нарушениями развития во всех странах мира, в том числе и в России. Следует отметить, что распространенность умственной отсталости среди неслыщащих и слабослышащих, по данным В

Г. Петровой и И. В. Беляковой (1998, 2002), составляет примерно 10%, среди невидящих и слабовидящих — около 20%

Следует отметить, что распространенность умственной отсталости среди неслыщащих и слабослышащих, по данным В. Г. Петровой и И. В. Беляковой (1998, 2002), составляет примерно 10%, среди невидящих и слабовидящих — около 20%.

В ряде случаев умственная отсталость сочетается с нарушением опорно-двигательной системы, аутизмом. Анализ, проведенный в Санкт-Петербурге Ассоциацией родителей детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, показал, что среди этих детей 30% имеют частичные отклонения в развитии интеллекта и 10% — грубые нарушения интеллекта.

Т. А. Басилова, Н. А. Александрова (2008) справедливо отмечают, что название «сложное нарушение развития» не дает представления о картине нарушений, а лишь обозначает проблему

Для коррекционно-педагогического воздействия на ребенка важно знание всех его особенностей состояния и развития. В связи с этим предлагаем ознакомиться с некоторыми существующими классификациями бисенсорных и множественных нарушений

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Профилактические меры

Поскольку потеря слуха может иметь необратимые последствия, такие как глухота, нарушение качества жизни, стойкое нарушение трудоспособности, очень важно применять профилактические меры, препятствующие снижению восприятия звуков. В комплекс этих мер входят:

  • своевременно лечить заболевания уха, горла и носа,
  • при авиаперелете во время насморка рекомендуется воспользоваться сосудосуживающим назальным спреем перед посадкой и взлетом, также не рекомендуется спать,
  • ограничить контакт с больными ОРВИ, использовать индивидуальные средства защиты,
  • незамедлительно заняться лечением хронических заболеваний носоглотки,
  • следует отказаться от использования ватных палочек для чистки ушей,
  • стараться максимально защищать уши от попадания в них любых раздражающих веществ (например, лака или краски для волос),
  • обязательно использовать плавательную шапочку во время купания в бассейне, наполненном хлорированной водой,
  • промывать уши только чистой пресной водой после купания в море или в бассейне,
  • просушивать уши полотенцем,
  • вести здоровый образ жизни, а именно: отказаться от вредных привычек, регулярно совершать прогулки на свежем воздухе, соблюдать режим дня и ночи, питаться рационально и сбалансированно,
  • избегать травм головы,
  • ограничить длительное воздействие громких шумов и вибрации,
  • не слушать музыку в наушниках на высокой громкости,
  • своевременно обращаться к врачу при первых же признаках нарушения слуха.

Ниже приведены некоторые специфические признаки потери слуха, которые можно идентифицировать в повседневной жизни.

• Ощущение абсолютного физического и умственного истощения после долгого дня, полного разговоров других людей.
• Утрата нити разговора, особенно в групповых обсуждениях.
• Частые просьбы к другим людям повторить сказанное.
• Увеличение громкости музыки или телевизора до такой степени, что это вызывает замечания других.
• Избегание вечеринок, встреч и шумных ресторанов.
• Проблемы с пониманием определенных голосов, например женских и детских.
• Часто ошибочное понимание слов.
• Быстро возникающее раздражение, стресс или эмоциональная перегрузка от шумов, голосов или громких звуков.

Если вы страдаете от этих симптомов, это может быть признаком того, что на ваш слух что-то повлияло

Важно как можно скорее проверить слух. Если у вас на самом деле нарушение слуха, диагностика и назначение лечения могут улучшить качество вашей жизни, карьеры и отношений

Аспекты самопомощи: развитие нарушений зрения и слуха с точки зрения позитивной психотерапии

Утрируя, можно сказать, что в конечном счете только мозг решает, что будет увидено и как это будет увидено. Из психиатрии нам известен, прежде всего, феномен галлюцинаций. Воспринимается нечто при отсутствии реального внешнего возбудителя органов чувств. Гнев может вызвать у нас на глазах слезы, печаль и горе заставляют плакать — это всем известно, но немногие знают, что внутриглазное давление также находится под влиянием психических факторов, что может привести к закупорке сосудов оттока внутриглазной жидкости, как это бывает и при глаукоме.

Звуки с частотой колебаний, слышимой человеком, могут сознательно или бессознательно выключаться мозгом так, что перестают быть воспринимаемыми. Если это достигается усилием воли, то мы называем это высокой степенью концентрации внимания. Часто это происходит и непроизвольно.

С психосоматической точки зрения участившиеся микротравмы, которые не принимаются всерьез, могут способствовать восприятию всего «в черном свете», «серым по серому» или глухим. Люди, которые не могут хорошо видеть, часто развивают «цветущие» фантазии вплоть до зрительных галлюцинаций, в то время как люди с расстройствами слуха вследствие ограничения контактов чаще склонны к развитию сверхценных идей отношения с параноидными мотивами («кто знает, что там опять про меня говорят!»)

При конфликтах выросшие с такими концепциями люди реагируют преимущественно сенсибилизированной сферой тело/ ощущения («Он теряет слух и зрение»). Существует тенденция отвечать на конфликты и душевные травмы или вытеснять их при помощи специфического участия в этих органах чувств. «С глаз долой — из сердца вон». Говоря словами Groddeck (1961), «Удобнее ничего не видеть, чем перерабатывать увиденное». Другие сферы и способности являются при этом дефицитарными. Вера и доверие базируются у этих людей на собственном восприятии: «Я поверю только тогда, когда увижу/услышу собственными глазами/ушами», — так часто говориться у них дома.

У людей, реагирующих преимущественно в сфере зрения, часто уже в раннем детстве очень ценилось внешнее, видимое: «Раскрой глаза/уши», «Сначала посмотри внимательно», «Сначала послушай». Эмоциональные отношения родителей с детьми часто характеризовались известной физической и эмоциональной тенденцией. У людей с нарушениями слуха очень ценилось послушание. «Послушание» происходит от «слушать». «Кто не хочет слушать, должен чувствовать», — говорилось дома. В общении с другими людьми оптические и акустические ощущения играли большую роль. Концепции типа «Видеть — и быть увиденным» и «Ты уже слышал, что…» стояли на переднем плане.

Диагностика

Поскольку нарушения слуха могут быть спровоцированы целым рядом заболеваний, для установления более точного диагноза следует обратиться к отоларингологу. Врач проведет оценку слуховых функций, проанализирует аудиологические и акустические показатели. Обязательным является проведение камертональной пробы и запись тональной пороговой аудиограммы.

Более информативным методом, который позволит уточнить тип нарушения, является аудиометрия, которая выполняется в диапазоне частот выше 8000 Гц

Также важно произвести исследование вестибулярного аппарата, которое включает в себя стабилографию.

Нарушения зрения, слуха, обоняния

Страдание нервной системы часто сопровождается нарушениями зрения (в т.ч. атрофией зрительного нерва), слуха и обоняния. Наша основная задача – диагностика и лечение причины, вызвавшей нарушение зрения, слуха и обоняния. Для лечения мы предложим вам, кроме лечения основного заболевания, еще и различного рода восстановительное лечение: препараты, способствующие регенерации и ремиелинизации, магнитная стимуляция, гимнастика и массаж.

Подробнее об исследовании зрительного нервного тракта.
Подробнее об исследовании слуховых нервов.

Нарушение работы органов чувств связано обычно с:

  • Повреждением нервных проводящих путей, соединяющих органы чувств с соответствующими участками коры головного мозга, возможной атрофией зрительного нерва;
  • Повреждением воспринимающих рецепторов (сетчатки глаза, обонятельных или слуховых рецепторов);
  • Страданием участка коры головного мозга, ответственного за восприятие слуховых, зрительных или обонятельных ощущений.

Уточнить место повреждения связи органов чувств с мозгом нам помогает исследование вызванных потенциалов.

Особенности нарушения зрения (Атрофия зрительного нерва):

  • Скотомы – видимые пятна, перемещающиеся вместе с взором. Обычно их появление связано с наличием каких-либо дефектов глазного яблока. Невидимое выпадение восприятия зрения в форме пятна характерно для заболевания зрительного нерва или сетчатки глаза. Типичны для ретробульбарного неврита (ретробульбарный неврит часто является дебютом рассеянного склероза). Атрофия зрительного нерва может привести к тяжелым последствиям.
  • Гемианопсия – исчезновение половины поля зрения. Гемианопсия – симптом поражения перекреста зрительных нервов или зрительной коры головного мозга. Причиной такого нарушения зрения может быть рассеянный склероз, энцефаломиелит, нейроинфекции, опухолях головного мозга.
  • Фотопсии – вспышки, искры или мерцание цветных пятен в поле зрения. Характерны для поражения коры головного мозга. Могут являться предвестником  или атак мигрени.
  • Преходящая слепота характерна для нарушения кровообращения в затылочных отделах головного мозга, где расположена зрительная кора головного мозга.

Особенности нарушения слуха:

  • Нейросенсорная тугоухость – это снижение слуха, обусловленное недостаточной передачей нервных импульсов от воспринимающего аппарата уха к слуховой коре головного мозга. Причина – заболевание слухового нерва, проводящих путей или слуховой коры головного мозга. Это возможно при полинейропатии, нарушении кровообращения, рассеянном склерозе, энцефаломиелите, нейроинфекциях, опухолях головного мозга.
  • Шум, звон, свист в ушах могут быть симптомом нарушения мозгового кровообращения, поражения слухового нерва, патологии височно-нижнечелюстного сустава, напряжения мышц в области основания черепа при заболевании шейного отдела позвоночника.
  • Преходящая глухота – возможный признак нарушения кровообращения головного мозга или слухового нерва.

Особенности нарушения обоняния:

  • Аносмия – снижение или отсутствие обоняния из-за поражения обонятельных рецепторов носа, проводящих путей или коры височной доли головного мозга.
  • Ложное ощущение запаха, извращение запахов – вероятный признак страдания коры височной доли головного мозга, может быть одним из предвестников .

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Лечение профессиональной тугоухости

Вылечить профессиональную тугоухость – значит ликвидировать ее или остановить потерю слуха. Но так как нейросенсорная тугоухость необратима, ее компенсируют с помощью слуховых аппаратов.

Можно (и нужно) попытаться сделать кое-что еще: прежде всего, устранить причину – шум. Нередко мы сталкиваемся с нежеланием пациентов следовать рекомендация врача: многие не хотят менять работу. Требуется поддержка родственников, которые доказывают тугоухим родным, что здоровье важнее, чем благосостояние семьи на период поиска другой работы.

Врач может рекомендовать поддерживающую терапию медикаментами, которые стимулируют рецепторы центральной нервной системы, улучшают кровообращение в мозге и внутреннем ухе, способствуют метаболическим процессам. Нелишним будет ездить в санаторий раз в год, посещать врача-сурдолога, чтобы восполнить недостаток знаний о причинах тугоухости и жизни с ней. Хирургическое вмешательство при сенсоневральной тугоухости не требуется. Исключение – тяжелая потеря слуха, на грани с глухотой, когда может помочь лишь кохлеарная имплантация.

Тяжелее всего приходится работникам, которые находятся под землей и не имеют возможности выйти, чтобы побыть в тишине

Определение

При конъюнктивите воспаляется подобная слизистой оболочка, покрывающая переднюю поверхность глазного яблока, а также внутренняя поверхность век. Глаукома характеризуется повышением внутриглазного давления сверх нормы. При катаракте развивается помутнение хрусталика, который находится за радужкой и зрачком. Тугоухость является симптомом, который связан либо с заболеванием среднего уха, которое проводит колебания с барабанной перепонки, либо с заболеванием звукочувствительных механизмов уха (внутреннее ухо, слуховой нерв и центральная нервная система). При снижении слуха пострадавший без всяких предшествующих нарушений теряет способность слышать. Шумы в ухе: шумы типа шороха, стрекотания, рычания, свиста или даже звучания мелодии являются сопутствующими при заболеваниях уха либо самостоятельными заболеваниями.

Центральная тугоухость

Центральная тугоухость – нарушение слуха, вызванное патологическими изменениями в подкорковых центрах и проводящих путях слухового анализатора (рисунок 4, В), а также в слуховой коре головного мозга (рисунок 4, Г).  Эти нарушения могут иметь различные причины и вызываться  гемолитической болезнью (желтухой) новорожденных, опухолями головного мозга, нарушениями кровоснабжения мозга, болезнями демиелинизации (в частности рассеянным склерозом), черепно-мозговыми травмами, наследственными заболеваниями, болезнями обмена веществ (диабет).

Центральная тугоухость встречается значительно реже, чем кондуктивная и сенсорная. Центральная тугоухость редко проявляется в виде глухоты – только в исключительных случаях полного разрушения ядер улитки. Изолированное поражение ядер улитки при гемолитической болезни новорожденных проявляется как синдром слуховой нейропатии . В большинстве случаев при центральной тугоухости выявляют незначительное понижение порогов слышимости либо пороги слышимости в норме. При этом имеются грубые нарушения разборчивости речевого теста, вплоть до полного отсутствия разборчивости речи.

Большое значение в диагностике центральной тугоухости имеют методы объективной аудиометрии — акустическая рефлексометрия, КСВП, КТ, МРТ, консультация смежных специалистов (невропатолога, нейрохирурга, окулиста).

Способы лечения нарушения слуха

За последние два десятилетия способы лечения нарушения слуха прошли долгий путь развития и продолжают постоянно совершенствоваться. Ниже перечислены доступные варианты лечения, если у вас недавно было диагностировано нарушение слуха.

• Слуховые аппараты. Наиболее распространенная форма лечения. Хотя они и не заменят слух, но позволят лучше слышать. Технология слуховых аппаратов значительно усовершенствовалась, и многие модели стали компактнее и изящнее, чем раньше. Улучшилась и функциональность: некоторые модели предлагают такие функции, как обработка собственного голоса и Bluetooth-подключение.

• Тиннитус-маскеры. Если вы страдаете от тиннитуса, данные приборы могут облегчить ваше состояние. Некоторые слуховые аппараты выпускаются со встроенными средствами терапии тиннитуса.

Если у вас умеренная потеря слуха, может случиться, что вы решите изменить свой образ жизни, чтобы «справиться» с недугом. Однако чем раньше вы начнете носить слуховые аппараты, чтобы компенсировать потерю слуха, тем лучше может стать ваше самочувствие и качество жизни. Ни к чему откладывать лечение до усугубления нарушения слуха, когда можно продолжать наслаждаться тем же образом жизни, что и прежде, благодаря слуховому аппарату.

Причины нарушения слуха

Существуют факторы, которые приводят к снижению слуха еще до возникновения расстройств, обусловленных возрастными изменениями. Одним и самым опасным из них является повторяющееся воздействие сильного шума, который измеряется большим количеством децибел (шум мотора, звуки выстрела, ударные музыкальные инструменты и т.д.). В результате его влияния происходит постепенное отмирание нервных окончаний барабанной перепонки, которые отвечают за возможность воспринимать звук.

Разрыв барабанной перепонки приводит к временной потере слуха. Это может произойти в результате перенесенной тяжелой ушной инфекции, во время занятий спортом, при погружении под воды, прыжке с парашютом или поднятии тяжести, т.е. когда в ухе происходит сильный перепад давления.

К сожалению, нарушение слуха не во всех случаях является обратимым. Временное ухудшение может возникнуть при:

  • попадании в ухо воды,
  • наличии инородного предмета в ухе (наиболее часто наблюдается у детей),
  • образовании серной пробки,
  • отите (воспалении среднего уха), наличие фурункула в слуховом проходе.

Также потеря слуха может происходить в результате:

  • прорастания клеток кожи в полость среднего уха в виде опухоли (холестеатома),
  • врожденного или приобретенного сужения слухового прохода,
  • перенесенных инфекционных заболеваний (менингит, грипп, свинка),
  • болезни почек,
  • врожденных инфекциях (герпес, сифилис и др.),
  • травмы головы.

Нарушение слуха у детей также может быть обусловлено генетически обусловленной тугоухостью. Причиной раннего нарушения слуха у детей также могут быть:

  • беременность с высокой степенью риска,
  • различные инфекции,
  • прием определенных медикаментов, алкоголя или наркотических веществ во время беременности,
  • наследственные аномалии,
  • перенесенный в младенчестве менингит.

Симптоматика

Конъюнктивит: проявляется покраснением, зудом и жжением в глазу, сопровождающимися слезотечением, в инфекционной форме — с гнойным отделяемым. В острой форме глаукомы, давление в течение короткого времени повышается почти пятикратно; возникают сильные боли в глазу, глаз краснеет, появляется нарушение зрения в виде тумана. Катаракта: вследствие помутнения хрусталика затрудняется прохождение пучка света в глазу, в связи с этим снижается способность видеть. К тугоухости вследствие заболеваний среднего уха приводят воспаления оболочек мозга, сифилис, отравления, травмы. Некоторые авторы указывают на то, что длительный шум может вызывать повреждение и гибель клеток внутреннего уха.

Как уберечь свой слух

  • Следите за громкостью: безопасный уровень громкости – 60% от максимальной.

  • Берегитесь громких звуков: используйте ушные вкладыши во время шумных мероприятий и вблизи источников чрезмерного шума.

  • Используйте правильно подобранные наушники с шумоподавлением.

  • Следите за временем пребывания в шумных местах или при выполнении шумных действий – делайте чаще перерывы и/или по возможности сократите продолжительность.

  • Старайтесь реже использовать аудиоустройства.

  • Используйте специальные приложения для смартфонов, которые помогают определить уровень опасности шума.

  • Будьте бдительны и не пренебрегайте первыми признаками нарушений слуха: не откладывайте поход к специалисту.

  • Регулярно проверяйте слух: своевременная диагностика и раннее вмешательство – ключ к успеху в предотвращении потери слуха.

Невральная тугоухость

Невральная тугоухость возникает при поражении слухового нерва (рисунок 4Д). Самым частым поражением слухового нерва является невринома слухового нерва (кохлеовестибулярная шваннома).  Невринома слухового нерва – доброкачественная, в большинстве случаев односторонняя опухоль.  Степень нарушения слуха – от минимальной до глухоты, зависит от размера и локализации опухоли.  Лечение хирургическое.

Другим поражением слухового нерва является острый неврит слухового нерва – осложнение вирусной инфекции, приводящее к дегенеративным изменениям в слуховом нерве. Сопровождается внезапным снижением слуха, как правило тяжелой или глубокой степени.

Нарушении передачи нервных импульсов через синапсы (контакты) между внутренними слуховыми клетками улитки внутреннего уха и волокнами слухового нерва, и/или  проведения нервных импульсов волокнами слухового нерва  обуславливает появления синдрома слуховой нейропатии.

Характерным аудиометрическим признаком невральной потери слуха  является речетональная диссоциация – тяжелое нарушение разборчивости речевого теста (вплоть до полного отсутствия разборчивости), непропорциональное степени снижения тонального слуха.  Важное значение в диагностики невральной тугоухости имеют объективные методы аудиологической диагностики – импедансометрия и регистрация КСВП, а также исследование методами визуализации: компьютерной томографией (КТ) и магнитнорезонансной томографией (МРТ)

Обзор литературы

Психогенные нарушения слуха и зрения описывались с психоаналитической точки зрения. Глаз, по мнению Schultz-Zehden (1981), имеет не только функцию восприятия, но и вытеснения. Не заметить того, чего не хочется видеть, дает возможность избирательности в зрительном восприятии и защищает от непреодолимого информационного хаоса. Внезапная потеря слуха — так называемое снижение слуха — обычно обусловливается психической травмой. Кгорр и von Rad (1988) сформулировали патогенетическую гипотезу: на основе предшествующего поражения сосудов внутреннего уха психические перенапряжения посредством острых изменений артериального давления и/или реологических параметров могут привести к гипоксии внутреннего уха и вместе с тем к глухоте.

Как диагностируют производственную потерю слуха

В первые годы работы на предприятии с повышенным уровнем шума на снижение слуха почти никто не жалуется. Однако процесс отмирания волосковых клеток уже запущен. Первые симптомы появляются спустя 5–7 лет. Работники отмечают, что слышат хуже, в голове и ушах – шум разной интенсивности. Вовремя отметить жалобы и дать направление на обследование к сурдологу-оториноларингологу обязан врач-профпатолог, работающий на предприятии.

Осмотр начинается со сбора анамнеза. Врач задаст вопросы обо всех местах работы, времени, в течение которого вы находились в шумных местах (в часах, днях и годах). Захватите на прием личную карту с последнего профосмотра или диспансеризации. Информация о других болезнях поможет сурдологу оценить шансы на восстановление слуха.

Далее врач осматривает уши и другие лор-органы. Если в снижении слуха виноват шум, барабанная перепонка останется неизменной. Для уточнения диагноза врач направит вас на общее клиническое исследование (анализы мочи и крови). После следуют классические инструментальные исследования слуха, в частности пороговая тональная аудиометрия и тест на ФУНГ (феномен усиления нарастания громкости).

Производственная тугоухость на поздних стадиях необратима. Но, как правило, воздействие шума не приводит к потере слуха более чем на 75 дБ на высоких частотах и 40 дБ – на низких речевых частотах.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: