Современное слухопротезирование при нарушении слуха

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод

У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук. В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается. Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые  звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).

Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции

При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на  изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Как подготовить малыша к предстоящему ношению слухового аппарата? Что делать, если ребенок отказывается?

Родители, не паникуйте. Тысячи детей в мире используют слуховые протезы, сможет и ваш.

Подробно мы разбираем эту проблему в статье «Не хочу, не буду…». Вкратце напомним, что делать.

  1. Устраняем все моменты, связанные с возможным физическим неудобством ношения (больно, неприятно, щекотно и т. п. от вкладыша или объемной заушной конструкции). То есть подбираем прибор по размеру, используем комфортные вкладыши, учимся правильно носить аппараты.
  2. Стараемся как можно точнее настроить прибор, ведь неприятно и непривычно малышу может быть не от самого аппарата, а от новых звуков, которые к тому же некорректно отображаются. Со взрослыми пациентами, конечно, легче, они могут объяснить сурдологу, как слышат, что их не устраивает. Крошечный пациент и говорить-то зачастую не умеет и просто не понимает, как в норме воспринимаются звуки. Исправить положение можно только после нескольких настроечных сессий (помните: если что-то неидеально с первого раза – это нормально), при участии сурдопедагогов и большой домашней работе семьи.
  3. Приучаем ребенка к «новым ушкам» постепенно, не заставляем носить новый прибор сутками и не ругаем за отказ. Чтобы привыкнуть ко всему новому, нужно время. Хорошая новость: дети в этом отношении пластичнее взрослых, они быстрее привыкают. Но все равно не с первого раза. В любом случае при правильных настройках аппарата ребенок сам быстро сообразит, что так он лучше слышит маму, папу, окружающих, мультики, может общаться.
  4. Ребенок со слуховым аппаратов в школе может стесняться. Точно так же, как дети переживают из-за очков, брекетов, других особенностей. Проблема решается тоже индивидуально: нужен доброжелательный коллектив вокруг, хороший контакт с мамой и папой, которые не отмахнутся от проблемы, а выслушают, поймут и дадут совет. Лучше всего, конечно, не стесняться и не прятать слуховой аппарат, а воспринимать его как стильный аксессуар. В помощь – специальные наклейки, украшения, другие девайсы. Кстати, чем высокотехнологичнее прибор, тем большую… зависть он может вызвать у окружающих детей. Ребята падки на гаджеты, а если ты обладаешь чем-то, что может управляться со смартфона, подключаться к другой технике, это очень интересно!

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Существуют ли специальные детские модели слуховых аппаратов?

Нет. По такому основанию и производители, и сурдологи обычно не разделяют слуховые протезы. Дело в том, что модели должны подбираться индивидуально, есть только те, которые подходят конкретному человеку, и те, что не подходят.

Конечно, у слабослышащих детей есть свои особенности. Малыши и их ушки растут. Вплоть до подросткового возраста слуховые каналы развиваются, трансформируются. Слуховые аппараты для детей должны подходить идеально. Внутриушные и внутриканальные модели как на двухлетней крохе, так и на 12-летнем тинейджере не выполнят в полной мере своих задач, так как эти миниатюрные устройства должны сидеть четко по размеру, а тот у детей может поменяться несколько раз за год. Вплоть до 16-тилетнего возраста рекомендуются заушные аппараты, в которых по мере необходимости просто меняют вкладыши.

Есть и другие, чисто практические требования. Чем ребенок меньше, тем прочнее, проще в управлении и неприхотливее в уходе должен быть корпус устройства

Ведь ребята активничают, бегают, прыгают и могут не обратить во время игры внимание, что аппарат сдвинулся или упал. А совсем кроха в первое время после слухопротезирования наверняка захочет снять мешающую, как кажется ребенку, непонятную штуку с головы, а то и засунуть ее в рот, попробовать на зуб, разрисовать, залепить пластилином

При этом с технической начинкой все наоборот. Слуховые аппараты с минимальным набором функций, которые еще допустимы для непритязательного пенсионера, малышу просто не покроют растущие высокие потребности. В первую очередь необходимо качественное распознавание звуковых нюансов (скрипа двери, разговора в отдалении, фоновой музыки и т. п.) – это жизненно необходимо для нормального развития. Поэтому для детей рекомендованы только высокотехнологичные, многоканальные программируемые слуховые аппараты.

Поэтому вывод только один: нужно скрупулезно подбирать слуховой аппарат из многих вариантов под каждого конкретного малыша, тщательно настраивать прибор и бережно к нему относиться.

По всем этим вопросам ждем вас на приеме в ближайшем центре сети «МастерСлух».

Как часто придется менять слуховые аппараты ребенку?

По статистике средний срок службы слуховых протезов составляет 4 года, но специалисты рекомендуют детям менять их чаще – по мере роста и увеличения требований к технической составляющей. Это как со смартфонами, которые мы меняем, потому что те быстро устаревают, каждый раз хочется чего-то более продвинутого. Момент, когда уже точно пора заменить аппарат, определяет специалист.

Анатомия


Рис. Схематическое изображение фронтального разреза через ухо: 1 — барабанная перепонка; 2 — височная кость; 3 — барабанная полость; 4 — полукружный канал; 5 — улитка; 6 — евстахиева труба, 7 — слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя); 8 — наружный слуховой проход; 9 — ушная раковина.

Ухо располагается в височной области головы (см.). Различают наружное ухо (см.), к-рое состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода; среднее ухо (см.), включающее барабанную полость, евстахиеву трубу (см. Слуховая труба) и сосцевидные придатки (см. Сосцевидный отросток); внутреннее ухо (см.), представленное вестибулярным и улитковым лабиринтами (рис.). Наружное и среднее ухо образуют аппарат улавливания и проведения звуковых волн. Во внутреннем ухе находятся звуковые рецепторы и рецепторы статокинетического анализатора, воспринимающие изменения положения тела в пространстве.

Ушная раковина состоит из эластического хряща воронкообразной формы, покрытого кожей. Только ее нижний участок (так наз. мочка уха) лишен хряща. Размеры и форма ушной раковины индивидуально изменчивы. Наружный слуховой проход состоит из хрящевой части, являющейся продолжением хряща ушной раковины, и костной части, образованной барабанной частью височной кости. В глубине его находится барабанная перепонка (см.), отделяющая наружное ухо от среднего.

Среднее ухо почти целиком располагается в пирамиде височной кости. Основной его частью является барабанная полость, сообщающаяся спереди посредством евстахиевой трубы с носоглоткой, сзади — с сосцевидной пещерой. Полость среднего уха выстлана слизистой оболочкой, к-рая образует складки и углубления. На медиальной стенке барабанной полости находятся окна преддверия и улитки, ведущие во внутреннее ухо. В барабанной полости расположены слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремя, соединенные между собой суставами. Длинный отросток молоточка связан с барабанной перепонкой, а основание стремени входит в окно преддверия. Звуковые волны но системе барабанная перепонка — цепь слуховых косточек передаются перилимфе внутреннего уха.

Внутреннее ухо представляет собой систему сообщающихся между собой полостей и каналов. Между составляющими его костным и перепончатым лабиринтами имеется щелевидное пространство, к-рое содержит жидкость — пери лимфу. Перепончатый лабиринт заполняет эндолимфа. Средняя часть костного лабиринта образует преддверие (vestibulum), от к-рого спереди отходит костный канал улитки, а сзади — передний, задний и латеральный полукружные каналы. Перепончатый лабиринт образует в преддверии эллиптический (маточка) и сферический мешочки. В стенках этих мешочков находятся пятна, в к-рых заложены рецепторы статокинетического анализатора (см. Отолитовый аппарат). От обоих мешочков берет начало эндолимфатический проток, к-рый выходит на заднюю поверхность пирамиды височной кости. В эллиптический мешочек открываются пять отверстий переднего, заднего и латерального полукружных протоков. В их расширенных концах (ампулах) располагаются ампулярные гребешки, где локализуются рецепторы, воспринимающие изменения положения тела при движении. Сенсорный эпителий пятен преддверия и ампулярных гребешков образует синапсы с дендритами клеток преддверного узла преддверно-улиткового нерва (см.). Сферический мешочек посредством соединяющего протока сообщается с улитковым протоком, к-рый проходит на всем протяжении костного канала улитки. Этот проток отделяется от перилимфатического пространства посредством преддверной и спиральной мембран. На спиральной мембране располагается кортиев орган (см.), в к-ром находятся чувствительные слуховые воспринимающие клетки. Звуковые раздражения передаются волокнам преддверно-улиткового нерва, по к-рому импульсы проводятся к преддверным и улитковым ядрам заднего мозга (см. Вестибулярный анализатор; Слуховые центры, пути).

Кровоснабжение, лимфоотток, иннервация уха — см. Внутреннее ухо, Наружное ухо, Среднее ухо.

Значение видов диагностики слуха у детей

Отдельные тесты могут проводиться детям по направлению врачей-отоларингологов, сурдологов, неонатологов, педиатров, врачей Медицинского центра АВРОРА для уточнения диагноза, скрининга слуха, наблюдения за динамикой лечения ребенка, например при остром отите.

Дорогие Родители! Профессиональная своевременная диагностика слуха у детей позволяет своевременно и правильно выбрать тактику лечения и реабилитации ребенка, поможет ребенку с нарушением слуха обучиться речи и стать полноценным членом общества.

Наш многолетний опыт оказания высококвалифицированной слуховой помощи детям поможет вам. Обращайтесь к нам в Медицинский центр АВРОРА.

За дополнительной информацией о комплексной объективной диагностике слуха у детей обращайтесь в Медицинский центр АВРОРА.

Сенсорная тугоухость

Сенсорная тугоухость возникает из-за нарушения функции или гибели чувствительных волосковых клеток в слуховой улитки (рисунок 4, А), в большинстве случаев является постоянной и может обуславливать тяжелое, глубокое снижение слуха, а иногда и глухоту.

Сенсорная тугоухость может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная сенсорная тугоухость обусловлена:

  • Генетическими аномалиями и синдромами
  • Осложнениями во время родов, такими как асфиксия или аноксия, родовая травма, желтуха новорожденных.
  • Глубокой недоношенностью.
  • Внутриутробными инфекциями плода, в частности краснухой или цитомегаловирусной инфекцией.

Приобретенная сенсорная тугоухость возникает в результате воздействия следующих факторов:

  • Осложнение инфекционных заболеваний: гриппа, парагриппа, аденовирусной инфекции, эпидемического паротита, скарлатины, инфекционного менингита, бруцеллеза, сифилиса и СПИДа.
  • Ототоксическое действие лекарственных веществ , антибиотики аминогликозидного ряда (мономицин, канамицин, гентамицин, неомицин) и стрептомицины (стрептомицин, дегидрострептомицин), диуретики (фуросемид, этакриновая кислота), противоопухолевые препараты (цисплатин, лизонидазол), производные салициловой кислоты, спазмоневралгин, хинин, спиронолактон (верошпирон).
  • Травматические повреждения вследствие черепно-мозговой травмы, резких колебаний атмосферного давления (баротравма), действия интенсивного звука (акутравма).
  • Профессиональные факторы  — шумовая тугоухость, вызванная длительным пребыванием в условиях производственного шума.
  • Возрастные изменения (пресбиакузис) – возрастное нарушение слуха,
  • обусловленное дистрофическими и атрофическими изменениями во внутреннем ухе.
  • Сосудистые расстройства при при гипертонической болезнью, вегетососудистой дистонии, остеохондрозе шейного отдела позвоночника, коагулопатии, диабете, атеросклерозе.
  • Заболевания внутреннего уха – Болезнь Меньера, лабиринтит.

В отличие от кондуктивной тугоухости, сенсорная тугоухость не поддается хирургическому лечению. Консервативное лечение может быть эффективно при острой сенсорной тугоухости, при условии начала применения адекватного лечения в течение первых дней заболевания. При хронической сенсорной тугоухости консервативное лечение может устранить или уменьшить симптомы тугоухости и носит главным образом профилактический характер. Основным методом реабилитации пациентов с сенсорной тугоухостью является слухопротезирование современными слуховыми аппаратами.

Воздушное и костное звукопроведение

Звуковая энергия поступает к звуковоспринимающим структурам внутреннего уха путем воздушного и костного звукопроведения.

Рисунок 1. Схема  распространение звуков по воздушному и костному звукопроведению.

Воздушное звукопроведение – обычный путь поступления звуковых колебаний в ухо, при котором звук приходит к барабанной перепонке по структурам звукопроводящего аппарата — через ушную раковину и наружный слуховой проход. Колебания барабанной перепонки через цепь слуховых косточек передаются жидкостям слуховой улитки – пери- и эндолимфе, приводят в колебательное состояние основную мембрану и структуры Кортиева органа.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Комбинированное поражение звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов органа слуха

Комбинированная тугоухость  возникает при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего (как правило слуховой улитки) отделов органа слуха.

Рисунок 6. Комбинированная тугоухость.  На схеме отмечена локализация нарушений.

Тональные пороги костно- и воздушнопроведенных звуков понижены в разной степени. На тональной пороговой аудиограмме регистрируется костно-воздушный интервал.

Рисунок 7. Тональная пороговая аудиограмма при комбинированной тугоухости.   Пороги слышимости костно- и воздушнопроведенных тонов  нарушены в разной степени. Пороги слышимости костно-проведенных тонов в диапазоне частот 250 – 2000 Гц ниже чем в норме, но выше чем пороги слышимости воздушно-проведенных звуков.  В этом частотном диапазоне имеется костно-воздушный интервал.  Условные обозначения те же, что и на рисунке 3.

Чаще всего смешанная тугоухость возникает при остром или хроническом отите, осложненном нарушениями в  слуховой улитке. При этом типе тугоухости применяют медикаментозное или хирургическое лечение для устранения кондуктивного компонента, слуховые аппараты для компенсации нарушения звуковоспринимающего аппарата.

Перейти к статье «Что такое аудиограмма?»

За дополнительной информацией о диагностике слуха обращайтесь в Медицинский центр  АВРОРА.

Операции

Оперативные вмешательства при заболеваниях У. производят в большинстве случаев под местным обезболиванием (см. Анестезия местная), а у беспокойных пациентов (особенно детей) — под наркозом (см.). Деформации ушных раковин, атрезии и стриктуры наружного слухового прохода исправляют путем пластических операций (см. Отопластика). Операции на среднем ухе — антротомию, мастоидотомию, мастоидэктомию (см. Мастоидит), радикальную (общеполостную) операцию (см. Отит) проводят с целью излечения гнойного процесса и предупреждения опасных для жизни (напр., внутричерепных) осложнений. В современной клин, практике применяют целый ряд операций на среднем ухе с целью улучшения слуха при тугоухости, обусловленной нарушениями функций звукопроводящей системы, к-рые объединяют под общим названием тимпанопластика (см.). Широко внедряются в практику различные методы стапедопластики, позволяющие добиваться положительных результатов при лечении кондуктивной тугоухости при отосклерозе. В случае безуспешного консервативного лечения болезни Меньера прибегают к проведению поэтапных (начиная с наименее травматичных) операций (см. Меньера болезнь).

Уход за больными после операций на У. (см. Уход, за оториноларингологическими больными) во многом зависит от обезболивания и характера операции. В послеоперационном периоде (см.), особенно у больных с внутричерепными осложнениями, следят за появлением головокружения, тошноты, рвоты, признаков пареза лицевого нерва, за состоянием повязки (кровотечение), регулярностью физиол. отправлений. Больные после радикальной операции на У. и тимпанопластики должны соблюдать постельный режим до первой перевязки, т. е. в течение 7— 8 дней; до этого им необходимо ежедневно менять верхние слои повязки. По показаниям назначают антибиотики с учетом чувствительности к ним микрофлоры.

Библиогр.: Богословская Л. С., и Солнцева Г. Н. Слуховая система млекопитающих, М., 1979; Вульштейн X. Слухоулучшающие операции, пер. с нем., М., 1972; Гергаман С. А. Хирургическое лечение хронических гнойных эпитимпанитов, Л., 1969; Костров Н. И., Р е в- с к о й Ю. К. и Горохов А. А. Характер и структура огнестрельных ранений ЛОР органов, Воен.-мед. журн., № 4, с. 42, 1979; Кунельская В. Я. Отомикозы, М., 1968; Курашвили А. Е. Организация медицинской помощи ЛОР раненым на этапах медицинской эвакуации, Воен.-мед. журн., № 11, с. 7, 1973; Многотомное руководство по оториноларингологии, под ред. А. Г. Лихачева, т. 1—2, М., 1960; Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, М., 1965; Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг., т. 8, М., 1951; Пальчун В. Т., Каплан С. И. и Вознесенский Н.Л. Неврологические осложнения в оториноларингологии, М., 1977; Преображенский Н. А. и Патякина О. К. Стапедэктомия и стапедопла-стика, М., 1973; Пэттен Б. М. Эмбриология человека, пер. с англ., с. 406, М., 1959; Солдатов И. Б., Суще в а Г. П. и Храппо Н. С. Вестибулярная дисфункция, М., 1980; Тезисы 8-го съезда оториноларингологов СССР, М., 1982; Темкин Я. С. Острый отит и его осложнения, М., 1955; Ундриц В. Ф., Темкин Я. С. и Нейман Л. В. Руководство по клинической аудиологии, М., 1962; Фалин Л. И. Эмбриология человека, Атлас, с. 511, 531, М., 1976; Циммерман Г. С. Ухо и мозг, М., 1974.

В. П. Гамов (патология), Ю. К. Ревекой (воен.), В. С. Сперанский (ан.).

Особенности органа слуха

Орган слуха человека отличается от уха большинства других наземных млекопитающих:

  • расположением и формой наружного уха;
  • отсутствием подвижности ушной раковины;
  • восприятием менее широкого диапазона частот.

Такая несовершенная анатомия и физиология органа слуха человека по сравнению с представителями животного мира обусловлены нахождением человека на вершине пищевой цепи (ему не нужно постоянно быть начеку, чтобы не стать жертвой хищника) и отсутствием повседневной необходимости добывать пропитание охотой. Однако эти мелкие недостатки с лихвой компенсируются основным преимуществом – развитой слуховой корой головного мозга, обеспечивающей возможность речевого общения, присущую только людям.

Недетские вопросы

К сожалению, подобная техника просто не может стоить дешево. Мы уже давно не удивляемся, что смартфоны, компьютеры и всевозможные умные гаджеты (особенно «яблочные») обходятся в кругленькую сумму. А слуховой аппарат к тому же сложный медицинский прибор, направленный на компенсацию снижения функционирования целого органа чувств. Хорошие аппараты – только импортного производства, и цена на них будет возрастать с ростом курса валют.

При этом экономить, приобретая модель попроще и подешевле (как порой пытаются сделать люди старшего поколения для себя лично и на что со скрипом соглашаются специалисты, входя в положение), в случае с ребенком означает осознанно рисковать возможностями полноценного развития.

Еще один вариант, который не стоит сбрасывать со счетов, – обратиться в благотворительные фонды, некоммерческие объединения родителей для детей с нарушениями слуха (типа «МамУшки»). Там могут помочь и подсказать малообеспеченным семьям, что можно сделать в каждой конкретной ситуации.

Имеет ли смысл ремонтировать слуховые аппараты для детей?

Смотря о какой поломке речь. Если проблема незначительная, легко устранимая и случай гарантийный, то, конечно, да. Но во многих ситуациях на возможности ремонта не стоит возлагать больших надежд. Рекомендуемый срок ношения аппаратов и без того короткий, поэтому нередко целесообразнее не восстанавливать прибор, что называется, до последнего, а заменить на более продвинутую модель.

Можно ли восстановить слух ребенку без аппарата?

Когда речь идет о сенсоневральной, т. е. необратимой тугоухости, увы – нет.

Если же диагноз – кондуктивная тугоухость, тогда нужно устранить причину, побочным явлением которой стало нарушение слуха, и тот восстановится. Это может быть: опухоль, и тогда потребуется операция по ее удалению, запущенный отит, который нужно обязательно пролечить, и т. п. Но все равно зачастую на время лечения основного заболевания будет рекомендовано компенсировать временное снижение слуха современными слуховыми аппаратами для детей, чтобы не навредить развитию.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: