Эмоциональное развитие
До 3 лет важно знакомить ребенка с его собственными эмоциями, проговаривать и называть их. К 4–5 годам ребенок уже понимает, что хорошо, что плохо
Но при этом его эмоциональная сфера все еще остается недостаточно развитой.
Развитие эмоциональной сферы происходит в социуме, через общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками, определение их эмоций. Хорошо помогают сюжетно-ролевые игры. Знакомство с эмоциями дети осуществляют на курсах актерского мастерства.
От умения понимать свои и чужие чувства зависит и социальное развитие ребенка. Дети с развитыми эмоциональным интеллектом лучше понимают себя и других, они более эмпатичны, коммуникативны, сострадательны, легче находят контакт с окружающими.
Вальдорфская методика
В вальдорфских школах ребёнку предоставляется возможность развиваться в его собственном, комфортном темпе без «опережения». Это и есть основной метод такой педагогики и называется он – «метод экономии души». В период до полового созревания у ребёнка развивают память, учат прислушиваться к своим чувствам, мыслить образно, а после — в учебный материал включают понятия и работают с абстрактным мышлением.
В таких школах все направлено на развитие фантазии ребёнка — пособия и игрушки готовых решений или задач здесь не предлагают. Материалы подбирают в зависимости от интересов детей. Например, с учётом того, что детям в возрасте до 9 интересны активные игры, сказки и подражания, эти виды активности и заложены в образовательную программу начальной школы. А в возрасте 9 лет, когда ребёнок отделяет себя от окружающего мира и начинает интересоваться сутью вещей, вводятся реалистические предметы – например, краеведение или зоология.
На всем периоде обучения учителя стараются развить три главных качества – в начальной школе это воля, в средней – чувства, в старших классах – мышление. Все материалы в вальдорфских школах преподносятся «эпохами» по 3-4 недели изучения. Такое разделение позволяет ребёнку порционно погружаться в изучение предмета на необходимый для этого период времени, потом дается небольшой перерыв. В вальдорфских школах делится, кстати, не только сам учебный год, но и день – духовная часть предполагает активное мышление, душевная — обучение музыке и эвритмическому танцу, а креативно-практическая посвящается творчеству: лепке, рисованию, шитью и так далее.
Многие считают, что подобное обучение не дает ребёнку знаний в том объеме, в котором они необходимы для подготовки в вузы, однако практика последних лет все чаще указывает на ограниченность таких знаний. Цель вальдорфской педагогики прежде всего научить ребёнка мыслить, а не дать ему алгоритм решения задачи поступления в высшее учебное заведение. Так же часто вальдорфскую методику обвиняют в сложности адаптации в обществе для детей, и на эту тему можно рассуждать бесконечно долго. Тем не менее, в случае удачного обучения по вальдорфской методике ребёнку с развитым мышлением и уверенностью в себе не составит труда социализироваться. В обычных школах, кстати, этому тоже не учат.
Вместо заключения
Какой бы метод гармоничного воспитания вы не выбрали, нельзя забывать о трех основных заповедях
Ребёнка важно воспитывать:
В любви — в той, которая дает терпение и милосердие, возможность не раздражаться и не завидовать, не превозноситься и не мыслить зла; позволяет надеяться, все переносить и верить в лучшее.
В красоте — ребёнку нужно присваивать чувство прекрасного, этическоэстетического, уделять время духовному воспитанию, давать представления о моральных ценностях.
В терпении, но нельзя терпеть всё из последних сил только потому, что это твой ребёнок
Важно понимать, что гармоничному развитию и воспитанию ребенка всегда сопутствуют ошибки, а это значит — нужно быть благосклонным к малышу даже в мелочах, но без крайностей.
Взаимосвязанные принципы
Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
Принцип полноты образования
Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению
Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно
На примере Ильи Муромца
Как вы думаете — почему современные матери младенцев, не дожидаясь, когда эти младенцы вырастут, начинают активно изучать и применять методики раннего обучения? Они находят педагогов, способных воплощать их в жизнь. При этом известные ученые в области педагогики и педагогической психологии категорически против раннего обучения. Может быть, этим мамам не открылось какое-то высокое знание, которое вдруг постигли профессора?
«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898. Илья Муромец в центре.
Уверен, что дело в другом. Профессора защитили диссертации, написали массу «научных» книг и учебников, где ясно обозначено, что обучение должно начинаться никак не в младенческом возрасте. И что — теперь всю эту литературу вместе с профессорами в утиль?.. Никогда! Пусть отстанут в развитии дети, пусть рухнет культура огромной страны, пусть все летит в пропасть… Они будут настаивать на том, что обучать надо с семи-восьми лет, а то и постарше. При этом они с тоской вспоминают, как в середине ХХ века розовощекие детки на восьмом году жизни приходили в школу и никто до этого не стремился их обучать. Они бы еще Средние века вспомнили или Илью Муромца, например, который тридцать три года на печи просидел — и ничего, вырос не хуже других…
В отличие от профессоров, каждая мама твердо знает, что ни тридцати трех, ни даже семи лет пребывания неучем у ее ребенка нет. Не будет она заниматься развитием, поиском лучших методик и талантливых педагогов — не будет у ее ребенка шанса шагать в ногу со временем. В современном мире очень легко оказаться на обочине цивилизации…
Специалисты по истории науки говорят о том, что никогда на протяжении существования нашей цивилизации новые научные идеи не утверждались благодаря неоспоримым доказательствам. Новые подходы сменяют старые только тогда, когда сами носители этих старых представлений физически уходят. И тогда новые идеи уже никто не оспаривает и не доказывает, их просто принимают как очевидные.
Ответ на эту статью Кирилла Карпенко: «К вопросу о раннем развитии».
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств
Методика раннего развития Монтессори
Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.
Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.
Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:
- Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
- Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
- Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
- Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.
- Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
- Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.
Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.
Какое место в гармоничном воспитании ребенка занимает творчество?
Некоторые родители не считают формирование творческих способностей важной составляющей воспитания и развития, делая больше акцент на памяти, логике и мышлении. Вовсе не обязательно растить гения искусства: творческий подход в решении вопросов и умение преодолевать препятствия — вот, что важно
Лучшее время для максимального развития творческих способностей приходится на возраст от 3 до 4 лет
Важно, как ведёт себя взрослый: если он смеётся над небылицами малыша, критикует его рисунки, ругает за то, что ребёнок придумывает несуществующие вещи, постоянно чрезмерно серьёзен и скован стереотипами, для творчества в голове крохи просто не останется места
Что способствует развитию творческих способностей:
Развивающие игры и игрушки: конструкторы, мозаики, паззлы
Важно, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.
Рисование, лепка, аппликация: не бойтесь, что кроха всё кругом перепачкает, неумело двигая пальчиками поначалу. Зато у него развиваются моторика и пространственное воображение!
Чтение и музыка
Разучивайте с ребёнком стишки и песенки, слушайте музыку.
Где бы вы ни были, старайтесь везде находить что-то интересное, объясняйте ребёнку явления и называйте предметы. Придумывайте на ходу игры, загадки и истории: от того, как вы будете вести себя сами, зависит творческое, а значит и гармоничное развитие ребёнка.
При общении со взрослыми и сверстниками закладываются коммуникационные основы. Детский сад и коллектив — идеальный фон для формирования основных навыков (подробнее в статье «Стоит ли ребенка отдавать в детский сад»). Но если ребёнок не посещает дошкольное образовательное учреждение, нужно обеспечить ему общение в развивающих центрах и кружках.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития
Необходимые действия
Физическое развитие
• * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.
• * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.
• * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.
Интеллектуальное развитие
• * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.
• * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.
• * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.
• * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.
Социальное развитие
• * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.
• * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.
• * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.
Эмоциональное развитие
• * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости
Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
• * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.
• * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.
Творческое развитие
• * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
• * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
Духовное развитие
• * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.
• * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Методика Глена Домана
Программа Глена Домана – это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей, как умственного, так и физического. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей.
Правила обучения по программе Домана:
- Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
- Обязательно необходимо поощрять ребёнка и восторгаться его победами.
- Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения, а также уважительно относиться к нему.
- Учёба должна приносить положительные эмоции.
- Для учёбы нужно создать правильную атмосферу.
- Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
- Постоянно познавайте что-то новое.
- Будьте постепенными. Учёба должна иметь регулярный характер.
- Не нужно проверять то, что малыш узнал.
- Пособия по учёбе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
- Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.
Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде – ими управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребёнок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.
Как определить цели обучения
Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше
Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях
Подробнее про метод можно прочитать здесь.
Целеполагание должно стать одной из ваших регулярных практик и вызывать только положительные эмоции.
Экономика образования
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Основные принципы методики
Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша
Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник
Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
Физическая активность
Специалисты отмечают, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от физического. Ведь годовалый малыш познает мир через деятельность, то есть движения. А это значит, что чем больше он двигается, тем быстрее растет и развивается его мозг.
Вот примеры несложных упражнений, которые развивают крупную моторику:
- Прыжки: мама держит малыша под мышки или за руки, а тот прыгает;
- Перешагивание: на полу разложи крупные предметы на небольшом расстоянии друг от друга, покажи ребенку, как нужно перешагнуть препятствие;
- Лазание: поставь на середину комнаты большой стул, предложи малышу проползти под ним, а затем залезть в большую коробку и вылезти из нее;
- Игры с мячом: сначала научи ребенка бросать мяч на пол или в коробку и катать его, потом можно попробовать ловить мяч руками;
- Подъем и спуск: поставь на диван любимую игрушку и попроси ее достать; малыш должен залезть на диван, взять предмет и спуститься вниз.
Маленьким исследователям интересны все дверцы, замочки, полочки, коробочки. Поэтому помни, что пространство для ребенка всегда должно быть безопасным!
День годовалого ребенка должен быть радостным и насыщенным разными играми. Чтобы занятия не надоедали малышу, их нужно постоянно менять и чередовать. А для этого маме желательно иметь план на неделю вперед. Это позволит подготовить материалы к играм и охватить все сферы развития ребенка. Чем больше внимания и заботы получает твой ребенок, тем лучше развивается его мозг и тем более цельной личностью он растет.