Вальдорфская школа: в чем ее особенности?

Система Марии Монтессори

Пожалуй, имя, с которым в первую очередь ассоциируется понятие раннего развития, — это Мария Монтессори. Ее методика, основанная на принципе «помоги мне сделать это самому», пробуждает в детях естественное желание удовлетворять природный познавательный интерес через действие и манипуляции с предметами среды в атмосфере свободного выбора и самоопределения.

Мария Монтессори — ученый, детский врач, педагог и мыслитель-гуманист XX века итальянского происхождения. Начав свою педагогическую деятельность с работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, и получив феноменальные результаты (ее воспитанники научились читать, считать и писать раньше своих сверстников без когнитивных нарушений), Мария Монтессори решается внедрить свои наработки в общепедагогическую практику.
Вскоре система обучения Марии Монтессори получила всемирное признание и является широко востребованной педагогами и родителями уже более ста лет

Принципы этой концепции лежат в основе педагогической деятельности детских учреждений — садиков, школ, образовательных центров — по всему миру, в том числе и в нашей стране.
Методика Марии Монтессори строится на понимании природы ребенка как любознательного исследователя, имеющего свои индивидуальные особенности в том, что касается предмета интереса и темпов познания окружающей действительности, осуществляющего свободный выбор и несущего за свои слова и поступки личную ответственность.
Ребенок, осваивая окружающую его предметную среду, приобретает навыки социального взаимодействия, самообслуживания, поддержания порядка и чистоты, овладевает конкретными видами деятельности (приготовление еды, глажка белья, стирка), развивает такие качества, как терпение, настойчивость, получает базовые представления о месте и функции предметов в быту, учится сопоставлять их по различным параметрам, тренирует память, внимание, мелкую моторику, речь.

Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует. Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними.

В качестве методических пособий и инструментов выступают Монтессори-материалы:

  • комплекты кубиков, цилиндров и других объемных геометрических фигур;
  • лабиринты;
  • рамки-вкладыши;
  • шнуровки;
  • наборы для пальчиковых игр и творческих занятий.

Все выполнено из экологически чистых материалов, по возможности из дерева. Сконструированы они так, что ошибки при манипуляциях с предметами видны ребенку сразу. Самоконтроль — один из важнейших развивающих элементов системы.

Монтессори-материалом могут становиться и любые подручные средства: банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, природный материал (шишки, камешки, песок), небьющаяся посуда, бытовые мелочи, продукты (крупы, макароны, бобы).

На каких принципах строится работа с ребенком и самого малыша — с Монтессори-средой?

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада. Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал. К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками. Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так». Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфские сады и школы сегодня

Отличие детских садов и начальных школ, организованных по системе Штайнера, от других детских учреждений, чувствуется в каждой мелочи, включая и дизайн интерьера. Мебель чаще всего представлена затейливыми деревянными сооружениями, похожими на жилище гномов. Лесенки, платформы и мостики с перилами неправильной формы, изготовленные вручную, перемежёвываются со шкафчиками.  Здесь же нередко располагаются и спальные места для послеобеденного отдыха дошколят. Такая мебель имеет необычайно милый и уютный вид.

Некрашеное дерево, льняные бечёвки, натуральная ткань — основные материалы, из которых изготовлены игрушки. Их делают для малышей педагоги, родители и старшие ребята. Обычные игрушки из магазинов здесь не в ходу, как и в семьях, практикующих эту методику. Впрочем, что-либо запретить родителям педагоги не могут — только дать рекомендации, а следовать им или нет — личное дело каждого.

Очень многое дети делают и сами: готовят сувениры к праздникам, нанизывают бусы, лепят из воска, пекут печенье и нарезают салаты к обеду. Школьники даже мастерят для себя парты.

Малыши в детсадах всему учатся «взаправду», орудуя настоящими инструментами. Но при этом никто их не принуждает: захотел ребёнок — помог воспитателю в шитье кукол, не захотел — играет и дальше с остальными ребятами.

Однако общие занятия тоже присутствуют — лепка, рисование, музыкальные уроки. Малыши сами делают уборку под присмотром взрослого — как ни удивительно, с удовольствием. Быть может потому, что перед этим у них было предостаточно времени для свободных игр, успевших наскучить. В ожидании интересного и уборка делается легко.

Ещё одной особенностью детских садов, организованных по Вальдорфской системе, являются разновозрастные группы. Старшие дети служат примером для младших и делятся своим опытом — черта, присущая и методике Марии Монтессори.

Дети много и подолгу играют

Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, основанным на подражании взрослым. Ведь подражание, согласно теории Штайнера, играет ведущую роль в воспитании и обучении ребёнка от рождения до 7 лет

Подготовка к школе в обычном для большинства родителей понимании в этих садах не ведётся. Чтение, счёт и другие школьные премудрости дети начнут постигать лишь после 7 лет, если родители решат продолжить их образование по этой системе.

Классный учитель ведёт свой класс до 8 класса, и на первых двух этапах обучения (раннее детство и просто детство) личность педагога и взаимопонимание между ним и учеником имеет большее значение, чем сам изучаемый предмет.

Особое место занимает культура устной речи – рассказы учителя, пересказы детей

Большое внимание уделяется устному народному творчеству и инсценировкам

Делу – время

Учебная программа данной методики развития детей очень ритмичная. Ребята занимаются в соответствии установленного графика. Каждый день в учебном году начинается с того, что учении и их учитель ставят перед собой определенную цель, и заканчивается обобщением усвоенного и подведением итогов.

Распорядок учебного дня построен таким образом, чтобы информация полученная учениками максимально эффективно усваивалась детьми. В начале дня учитель лично приветствует каждого ученика. Далее читают стихотворения, играют на флейте, т.е. дети плавным образом вникают в атмосферу урока, который длиться два часа. Расписание уроков построено на постулате, что с утра дети воспринимают и усваивают информацию лучше, т.е умственная активность находится на пике. Основной урок посвящается академическим знаниям и подается последовательно. Обычно первые 4 недели изучается, например история, следующие три- геометрия и так далее. Последующее время учебы уже разбито на более короткие промежутки – по 45 минут, посвященные изучению иностранных языков (с четвертого класса изучаются два языка), искусств (музыка, рисование, живопись), русского языка, математики и других предметов (в Вальдорфской школе эти предметы не относятся к основным). Вторая же половина дня, когда у ребенка заметно снижается концентрация внимания, а физическая активность наоборот, максимально высокая, отдана танцам, играм и ручному труду.

Именно по этой причине учеников и не хвалят и не ругают. Вальдорфская методика направлена на то, чтобы стимулом к познанию были не поощрение и похвала, а сам процесс получения знаний. Не концентрируясь именно только на себе, дети адекватно учатся воспринимать деятельность окружающих. Это значит, что ребенок интересуется и творчеством одноклассников, а также помогает и оценивает с положительной стороны работы других. Такие дети способны легко работать в коллективе, придерживаясь общих интересов, но и в то же время, внося в общее дело и свой личный вклад (у меня лучше получается это, у тебя – другое, а у него – третье, а вместе у нас получится все).

Только на контрольных экзаменах, которые проводятся в общей системе образования, выпускных экзаменах в старших классах ставятся оценки. Внутри же школы баллы абсолютно никакой роли не играют

Вальдорфская методика построена таким образом, что каждый педагог отлично знает практически каждого ученика, уделяет внимание его личности, способностям, а также следит за процессом развития, подстраивается под темпы усвоения ребенком информации. Вальдорфские начальные классы не предусматривают домашних заданий, так как в этом возрасте ребенок еще не в силах справиться самостоятельно с любой письменной работой

Домашние задания начинают задаваться только с 4-го класса.

Таким образом, в результате обучения, ребенок становится личностью с широким взглядом на жизненные явления и понятия, хорошо развитой фантазией. Кроме того становится дисциплинированным, уважительно относится к окружающей среде и природе, а также и свободным в творческой реализации.

Об авторе

Зародилась данная система в начале 20 века и автором ее является немецкий писатель, педагог, ученый — антропософ Рудольф Штайнер (годы жизни 1861-1925 гг). Он проводил множество лекций на темы изотерики,  философии, естествознания, о предназначении человека и познания мира.

В 1922 году Штайнер приехал со своими идеями в Оксфорд по настоятельному приглашению профессора М. Маккензи. Проведенная им конференция и привела в дальнейшем к открытию первой вальдорфской школы в Британии.

Позже, пока он был жив, школы начинали появляться, как грибы в летний день, в разных городах и поддерживать его учения.

Штайнер является основателем учения (антропософии) о познании методов саморазвития и духовности человека, в данном случае ребенка.

В наши дни по всему миру насчитывается более 1000 вальдорфских школ и детских садов, занимающихся по этой программе. И они вовсе не похожи на обычные сады и школы.

Как все начиналось

В 1919 году Эмиль Мольт, владелец крупнейшей табачной фабрики в Германии, решил проявить заботу о своих работниках — он открыл специальную школу для отпрысков сотрудников предприятия. За организацию учебного процесса взялся основоположник учения антропософии Рудольф Штайнер.
Уникальные методики преподавания мгновенно обрели популярность. Вальдорфская школа, названная в честь фабрики, прославилась на всю Германию. В настоящий момент педагогика, предложенная Штайнером, активно используется во всем мире, её принципы внедрили в 950 вальдорфских школ и более чем в 1400 специализированных детских садах шестидесяти государств.

Метод Шалвы Амонашвили

Профессор Шалва Амонашвили разработал целый подход к воспитанию и обучению детей, основой которого стала гуманность.

Педагог считал, что взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, не ставить себя выше и воспринимать детей как цельных личностей.

Воспитание детей

Особенность данной методики в том, что она не предлагает конкретных заданий и упражнений. У педагога или родителя всегда есть свобода выбора, но вся деятельность с детьми должна строиться на определенных правилах.

  1. Понимание. Родители и учителя должны проникнуть во внутренний мир и личность ребенка, используя беседы, игры и наблюдения.
  2. Признание. Все особенности детей должны быть признаны и учтены при построении занятий и уроков. Педагог может оставаться при своем мнении, но не должен навязывать его ученикам.
  3. Принятие. Учитель принимает малыша таким, какой он есть, и может сопереживать ему.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • признание и уважение ребенка взрослым благоприятно влияет на развитие его личности;
  • гуманистическое воспитание помогает сформировать ответственность у детей;
  • методика помогает развивать коммуникативные навыки, малыш свободно может высказать свое мнение и отстоять его;
  • гуманное отношение к детям помогает сформировать у них широту взглядов и гибкость мышления.

Недостатки:

внимание лишь к тому, что интересно, может вызвать проблемы в реальной жизни, где приходится выполнять дела и без желания;
учителю трудно реализовать индивидуальный подход ко всем детям и выстроить образовательную программу;
не всегда стиль воспитания в школе соответствует стилю воспитания в семье;
методику трудно реализовать с проблемными детьми.

Немного истории

Вальдорфская педагогика основывается на учении Рудольфа Штайнера, австрийского философа, жившего во второй половине 19 — начале 20 вв. Ключевой целью образования он считал формирование «мудрого человека», который раскрывает в себе божественный источник жизни, преодолевая животную природу.

Вальдорфская школа основывается на философском учении Рудольфа Штайнера

В 1919 г. Эмиль Мольт, владелец крупной табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Германии, решил открыть школу для детей своих работников (чтобы в перспективе подготовить себе квалифицированный персонал). А организация учебного процесса была поручена как раз-таки Рудольфу Штайнеру. Необычные методики преподавания в этом заведении быстро стали популярными, а новая педагогическая система получила своё название в честь фабрики — вальдорфская.

Особенности педагогики Штайнера в школе

Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)

До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.

Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.

Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками

Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить

Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном

Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.

Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).

Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.

Результаты использования методики:

     Вальдорфская система позволяет воспитать смелого, умелого, свободного в реализации творческих задумок, дисциплинированного, ответственного малыша, любящего окружающую природу. Вальдорфская педагогика позволяет вырастить личность с богатым воображением и широкими взглядами на многие вещи.
     Во время обучения детей в начальных классах по вальдорфской системе активно развивают мелкую моторику ручек, поскольку это взаимосвязано с развитием речи у малышей.
     Дети, которые развиваются по вальдорфской системе занимаются эвритмией — навыками художественных музыкальных движений, а также выполняют множество физических движений, развивающих межполушарную координацию головного мозга.
     С первого класса малыши учатся играть на музыкальных инструментах, изучают 2 языка — немецкий и английский

Кроме этого огромное внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин: литературы, истории, мировой культуры.
     Много времени дети проводят за рисованием, развивая свои художественные способности

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.

Gnomik.ru

Советы родителям

Если вам близки убеждения Рудольфа Штайнера, вы можете отдать ребенка в вальдорфский сад в вашем городе или частично практиковать методику дома.

  1. Замените синтетические и пластмассовые игрушки шишками, ракушками (не острыми, о которые нельзя пораниться), тряпочками, толстыми шерстяными нитками. Попробуйте сшить игрушку своими руками, а малышу предложите поучаствовать в процессе. Купите ребенку деревянные карандаши, альбомы, воск или пластилин, картон и другие материалы для творчества. Пусть фантазирует и создает в удовольствие.
  2. Читайте добрые сказки, дети их обожают. Есть интересное упражнение для развития памяти. Рассказывайте малышу одну и ту же сказку в течение двух дней. А на третий опустите одну из подробностей. Например, «забудьте» про зайца, рассказывая сказку «Колобок». Если кроха тут же поправит вас, будет здорово. Память тренируется!
  3. И самое главное — больше говорите с ребенком. Поясняйте все, что происходит вокруг или за окном. Кошка полезла на дерево, загорелся красный сигнал светофора, запела птица…

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых

Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине

Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Почему школа Штайнера — Вальдорфская?

Существование Вальдорфской системы насчитывает около ста лет — первая школа была основана Рудольфом Штайнером в Германии в 1919 году.

Философ, объехавший полмира, посвятил социальным вопросам множество книг, лекций и статей. В них он с воодушевлением и разносторонне описывал устройство нового общества и призывал стремиться к его созданию.

Выступая на очередном митинге перед рабочими табачной фабрики Вальдорф-Астория, Штайнер настолько красочно изобразил, как должна выглядеть школа будущего, что благодарные слушатели тут же обратились к своему работодателю с просьбой выделить средства на строительство такой школы для их детей.

Директору фабрики Эмилю Мольту понравилась идея, и он настоял, чтобы Штайнер лично руководил учебным процессом. Так табачная фабрика стала спонсором первой школы, работающей по системе Рудольфа Штайнера и дала своё имя новой методике. Всего через несколько лет после этого был основан и первый Вальдорфский детский сад.

Методика Леонида Береславского

Л. Я. Береславский – профессор, физик, доктор философии и педагог, который написал больше двух десятков книг по дошкольному образованию.

С рождением второго ребенка он начал серьезно задумываться о том, успеет ли вложить в детей все, что хочется, и воспитать их хорошими людьми. Именно это замотивировало его на создание собственной методики воспитания на основе опыта других педагогов.

Как воспитывать малыша

Л. Я. Береславский придерживался мнения, что развивать интеллект нужно не только своевременно, но и систематично. Это поможет ребенку хорошо учиться в школе, делать успехи в различных областях деятельности и добиваться поставленных целей.

Ранее обучение рассматривается в этой методике как фундамент для дальнейших знаний и умений. Если малыш ранее не сталкивался с подобными легкими заданиями, то он не сможет выполнить более сложные

Важно, чтобы задействовано было как можно больше участков мозга, иначе невостребованные могут так и остаться спящими

Занятия могут проводиться даже самое непродолжительное время (3-5 минут), но они обязательно должны иметь логическое завершение.

Принципы обучения Л.Я. Береславского:

деятельность должна проводится в игровой форме;
весь материал должен подаваться систематизировано, с повторением и углублением пройденного материала;
педагог должен вживаться в роль актера и ребенка, чтобы повысить интерес к занятиям;
умственная активность должна чередоваться с физической;
отдельное внимание следует уделять развитию самостоятельности.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • всестороннее развитие личности;
  • упор на развитие памяти и логического мышления;
  • развитие детей может проходить беспрерывно;
  • вложенные в младшем возрасте знания станут опорой для обучения в дальнейшем.

Недостатки:

делается упор на логику и не учитываются другие склонности личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: