Обзор 12 методик раннего развития ребёнка: основные достоинства и недостатки

Естественность VS комфорт?

Грудное вскармливание до двух лет, ношение ребёнка на себе, отмена подгузников… ― со стороны выглядит как лишение родителей последнего права на комфорт.

Действительно, естественное воспитание ― серьёзный враг детской индустрии. Только представьте себе, какие обороты имеют производители люлек и качалок всех мастей, кроваток и стульчиков, ходунков, прыгунков, коконов и шезлонгов, всевозможных детских консервов, творожков и антиколиковых сосок.

Большинство производителей, специализирующихся на выпуске детских товаров, в один голос утверждают, что их продукция сделана их натуральных материалов, способствует естественному развитию ребёнка, насыщена натуральными витаминами, злаками и даже (!) содержит сушёные фрукты (это о питании). Кресла, ходунки и прыгунки все как один эргономичны, а одноразовые подгузники сохраняют сухость в течение 12 часов и пропитаны натуральным экстрактом череды и алоэ. При этом любой взрослый человек понимает, чем может обернуться 12-часовый компресс из мочи для грудного малыша, но чудодейственный «натуральный» экстракт вселяет надежду, и подгузники в магазинах разлетаются, как горячие пирожки.

Ключевые слова во всех рекламных трюках ― «естественный» и «натуральный». «Натуральный» йогурт с превышенным содержанием сахара, ходунки, развивающие «естественное» умение ходить и переворачивающиеся при каждом удобном случае…

Родителям предлагается масса удобных для них, хотя и дорогостоящих, вещей, избавляющих от хлопот ― приготовления пищи для ребёнка, смены подгузника хотя бы раз в три часа, физических упражнений с малышом и элементарного внимания. Подчёркиваемая «натуральность» и «естественность» товаров убеждает родителей в том, что их использование ― во благо малышу.

Последователи естественного воспитания с первых дней стремятся быть как можно ближе к ребёнку, что автоматически вычёркивает их списка их покупок почти половину из вышеназванного ― шезлонги, качалки, люльки.

Добавим сюда предпочтение грудного вскармливания и натурального прикорма ― гастрономическая часть отпала сама собой.

Ребёнку пора ходить? Ну что ж, он знает об этом не хуже нашего ― дадим ему больше свободы и обойдёмся без ходунков, прыгунков и манежей.

Конечно, «естественный» уход за малышом требует больше усилий, чем привычные способы. И не для каждой мамочки приемлемы все стороны системы. Например, если у вас двойняшки, то одноразовые подгузники
— ваши верные товарищи на ближайшие пару лет.

Однако это не повод отказывать себе и малышу в том, что вполне вам по силам. Следует помнить, что самым естественным в воспитании является хорошее самочувствие и позитивный настрой как ребёнка, так и родителей. Это же подчёркивает и доктор Комаровский ― известный украинский педиатр. Следовательно, вы вольны выбирать те пути, которые для вас наиболее привлекательны, здраво оценивая свои силы и возможности.

Кроме того, преимущество естественного воспитания заключается в его простоте. Маме не нужно вскакивать ночью, чтобы покачать колыбель ― естественный подход подразумевает совместный сон и грудное кормление. Малыш при этом ведёт себя гораздо спокойнее, чем в отдельной кроватке, что повышает длительность и качество его ― а значит и родительского ― сна.

Методика Леонида Береславского

Л. Я. Береславский – профессор, физик, доктор философии и педагог, который написал больше двух десятков книг по дошкольному образованию.

С рождением второго ребенка он начал серьезно задумываться о том, успеет ли вложить в детей все, что хочется, и воспитать их хорошими людьми. Именно это замотивировало его на создание собственной методики воспитания на основе опыта других педагогов.

Как воспитывать малыша

Л. Я. Береславский придерживался мнения, что развивать интеллект нужно не только своевременно, но и систематично. Это поможет ребенку хорошо учиться в школе, делать успехи в различных областях деятельности и добиваться поставленных целей.

Ранее обучение рассматривается в этой методике как фундамент для дальнейших знаний и умений. Если малыш ранее не сталкивался с подобными легкими заданиями, то он не сможет выполнить более сложные

Важно, чтобы задействовано было как можно больше участков мозга, иначе невостребованные могут так и остаться спящими

Занятия могут проводиться даже самое непродолжительное время (3-5 минут), но они обязательно должны иметь логическое завершение.

Принципы обучения Л.Я. Береславского:

деятельность должна проводится в игровой форме;
весь материал должен подаваться систематизировано, с повторением и углублением пройденного материала;
педагог должен вживаться в роль актера и ребенка, чтобы повысить интерес к занятиям;
умственная активность должна чередоваться с физической;
отдельное внимание следует уделять развитию самостоятельности.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • всестороннее развитие личности;
  • упор на развитие памяти и логического мышления;
  • развитие детей может проходить беспрерывно;
  • вложенные в младшем возрасте знания станут опорой для обучения в дальнейшем.

Недостатки:

делается упор на логику и не учитываются другие склонности личности.

Несколько слов о Сесиль Лупан

В 1955 году в Монсе (Бельгия) в семье Браи родилась девочка, которую назвали Сесиль. После окончания школы повзрослевшая Сесиль получила профессию актрисы, и с головой окунулась в водоворот театральной жизни. Она вышла замуж и сменила фамилию, став Сесиль Лупан. В 1982 году, после рождения первой, а затем и второй дочери (1983 год). Сесиль поняла, что счастье детей намного важнее карьеры, и посвятила свою жизнь воспитанию своих детей.

Как и многие другие молодые мамы, Сесиль мечтала дать своим детям только все самое лучшее, в том числе и лучшее воспитание. Причем заняться развитием детей она решила с самого раннего возраста

Ознакомившись с несколькими, известными на тот момент методиками развития детей, она остановила свой выбор на системе Гленна Домана, которая привлекала внимание своими прогрессивными взглядами на развитие детского мозга и нетрадиционным подходом к построению обучающей программы.

Применяя методику Гленна Домана к своим дочерям, Сесиль обратила внимание на то, что она не настолько эффективна, как утверждает автор программы. Поэтому молодая мать приняла решение создать собственную методику на основе обучающей программы Гленна Домана, с учетом особенностей и интересов своих детей.. В результате такой самодеятельности молодой бельгийской актрисы коллекция методик раннего развития детей пополнилась еще одной эффективной программой, которая подробно описана в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»

Сегодня автор этой книги охотно делится секретами успешного развития детей, основанными на собственном опыте, и принимает участие в различных теле- и радиопередачах, посвященных воспитанию детей.

В результате такой самодеятельности молодой бельгийской актрисы коллекция методик раннего развития детей пополнилась еще одной эффективной программой, которая подробно описана в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». Сегодня автор этой книги охотно делится секретами успешного развития детей, основанными на собственном опыте, и принимает участие в различных теле- и радиопередачах, посвященных воспитанию детей.

Как научить читать по методике Домана?

Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.

Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными

словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).

Вам нужно следовать данной схеме обучения:

  • Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
  • Учиться нужно по 3 раза каждый день.
  • Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
  • Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
  • Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
  • Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
  • Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
  • Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.

Жизнь Жан Ледлофф: путешествие, которое открыло мир

Американская писательница и психотерапевт Жан Ледлофф родилась в Нью-Йорке в 1926 году. В молодые годы она училась в семинарии для молодых девочек, затем поступила в Университет Корнелла, который бросила ради путешествий по Европе. Ледлофф увлекалась изучением испанского, итальянского, французского языков, что дало ей возможность подрабатывать переводчиком. Во время своих странствований по европейским странам она также работала фотомоделью.

Под влиянием импульса молодая писательница в начале 50-х годов отправилась в экспедицию на поиски алмазов в Венесуэлу. Хотя ей не удалось заработать на этом, она смогла познакомиться с культурой местных аборигенов и изучить особенности воспитания детей в племенах индейцев.

После первой экспедиции она побывала в венесуэльских джунглях еще 4 раза. Одна из ее поездок продлилась 2,5 года. В период, который она прожила с племенем екуана, Ледлофф практиковала психотерапию, писала картины. По возвращению домой писательница отразила свои мысли о воспитании детей в книге, опубликованной в 1975 году. В ней она раскритиковала методы, используемые родителями в США и Европе, сформулировав правильные, по ее мнению, принципы развития ребенка, основанные на подходах южно-американских индейцев.

Жан Ледлофф умерла в своем плавучем доме в Калифорнии, где жила со своим котом, в 2011 году. Хотя писательница испытывала большую заинтересованность в воспитании детей и отношениями между родителями и ребенком, радости материнства она так и не узнала.

Занятия по методике Монтессори для детей: быт

Повседневные дела. Когда малышу поручают что-то делать самостоятельно, он будет относится к этому со всей серьезностью. Позвольте ребенку самому чистить зубы, расчесываться, складывать грязные вещи в корзину и вы увидите, как у ребенка это будет входить в привычку. 


 

Одежда. Пуговки, липучки, молнии, кнопки — все это может стать прекрасным элементом игры. Пусть ребенок тренируется застегивать и растегивать все что угодно, чтобы в будущем это не вызывало у него никаких проблем.


 

Моем руки

Даже самостоятельное мытье рук может быть увлекательным занятием для ребенка, если преподносить такое важное занятие в игровой форме. .  


 

Недостатки методики

  • Излишне сильная нагрузка на мозг ребенка может привести к отрицательным последствиям в виде расстройств психики, перепадов эмоций, проблем с социумом, сильной чувствительности.
  • Безынициативность малыша, недостаток креативных и созидательных процессов в учебе.
  • Ребенку часто не хватает времени для общения с друзьями, для игр, хобби.
  • Работают не все органы чувств.
  • Слова при обучении чтению запоминаются механически.
  • Согласно программе, нужно сопровождать читаемый текст показом изображений. Малышу в будущем станет трудно научиться читать тексты без картинок, ему будет сложно понимать прочитанный материал. Это приводит к недостатку у ребенка желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Недостаток активной игровой деятельности.

Семья Никитиных

Супружеская пара, когда-то разработавшая методику воспитания для собственных детей, с самого начала не ставила своей целью что-либо изобрести. Родители просто создали в доме идеальную среду, развивающую природные способности ребят — физические и интеллектуальные. Упор делался на самостоятельность. Это ли не естественное воспитание?

Огромным и «неестественным» минусом в практике Никитиных стало отсутствие свободы выбора у самих детей. К их мнению относительно необычного образа жизни семьи никто не прислушивался, беседы «по душам» были не в ходу.

 При максимальном упоре на физическое и умственное развитие детей психологический аспект оказался не учтён.

Как развивать речь?

Ранний возраст – особый период малыша. Первые годы являются наиболее подходящими для овладения родной речью.

На развитие речи влияют следующие факторы:

  • генетика;
  • течение беременности;
  • особенности родоразрешения;
  • психическое и физическое состояние;
  • функционирование ЦНС;
  • работа органов слуха;
  • атмосфера в семье;
  • речевое окружение;
  • крепость мышц, строение речевого аппарата.

Для детей первого года жизни сенсорный канал восприятия информации об окружающей среде является основным. Малыш получает данные через зрение, слух, осязание. Грудничку нужно давать как можно больше информации о мире. Осязание является первым чувством после рождения.

Необходимо выполнять массаж, пальчиковые игры, водные процедуры, гимнастику с малышом. Это даст ему знания о самом себе, теле. Для развития слуха и пополнения пассивного лексикона стоит чаще общаться с ребенком, включать ему музыку, комментировать все свои действия. Зрение помогает запоминать предметы, соотносить их с названиями.

Для совершенствования речевых навыков необходимо чаще разговаривать с малышом

Для его развития нужно располагать игрушки на разном расстоянии от малыша, привлекая его внимание. На становлении речи большое влияние имеет мелкая моторика

Это объясняется близким расположением в головном мозге речевых моторных и двигательных центров.

Для стимулирования развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры, рисование, перебирание небольших предметов. Речь представляет собой результат работы мышц и органов речевого аппарата. Мускулатуру тренируют при помощи специальных упражнений.

Чтобы речь формировалась правильно, стоит соблюдать такие рекомендации специалистов:

читать малышу интересные книжки с красочными изображениями;
отзываться на гуление ребенка;
подражать звукам, которые издает младенец;
брать ребенка с собой в новые для него места;
разговаривать с малышом во время ухода за ним, прогулки;
рассказывать ребенку потешки, детские стишки;
поощрять произношение новых слов;
учить младенца названиям предметов, именам родных;
обращать внимание на все, что издает звуки (транспортные средства, птиц, животных).

Чтобы ребенок включился в процесс развития речи, родителям стоит использовать в общении с ним упрощенные формы слов (например, «ту-ту», «дай», «гав-гав»). После года все предметы стоит учиться называть правильно.

Если в ответ на проезжающий поезд младенец скажет «ту-ту», то нужно отреагировать и сказать: «Да, поезд поехал». Ошибки в речи следует исправлять тактично, чтобы малыш не потерял доверие и не обиделся. Стоит обогащать упрощенную речь ребенка, выбирать описательный стиль общения.

Для развития речевых способностей очень важна игровая деятельность. Поэтому ежедневно нужно выделять время на обучающие занятия с малышом. Полезно использовать карточки Домана.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. 
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).


‍Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm‍

‍Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

Минусы системы

  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.
  • Дети изучают эзотерические представления о мире.
  • Игры только с игрушками, сделанными из природных материалов.
  • Навязывание авторитета учителя.
  • Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.

Естественное воспитание сегодня

В естественном воспитании не существует чётких норм и требований ― ведь понятие естественности очень субъективно. Наверное, поэтому сегодня вы не найдёте детских садов и школ, практикующих систему в чистом виде. Определённые элементы естественного воспитания свойственны Вальдорфским садам и школам, а также методике Марии Монтессори, многие родители практикуют эти методы в домашнем воспитании.

Целый ряд современных авторов посвятили этому вопросу свои работы.

  • Практическую сторону системы отлично раскрыли в своей книге «Ваш малыш от рождения до двух лет» Марта и Уильям Сирс ― многодетная супружеская пара, специалисты в области педиатрии и грудного вскармливания.
  • Джон Готтман, американский психолог, в своей книге «Эмоциональный интеллект ребёнка» даёт рекомендации, отображающие основные принципы естественного воспитания в психоэмоциональной плоскости.
  • Жанна Цареградская — основательница московского перинатального центра ― посвятила естественному родительству свою книгу «Ребёнок от зачатия до года».
  • Ингрид Бауэр, мама из Канады, делится с миром своим опытом в области естественной гигиены в книге «Жизнь без подгузников».

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Обувь. Игры со шнурками прекрасно развивают мелкую моторику ребенка. Подобный деревянный макет ботинка можно с легкостью заменить нарисованными кедами и дать ребенку зашнуровывать их. Родителям нужно лишь проделать несколько дырочек на картоне. 

Бусинки разных форм и цветов. Используя лишь разноцветные бусинки и шнурки, предложите ребенку сделать украшение, например, бусы для мамы своими руками. Можно нанизывать только бусинки определенных цветов и форм или полностью фантазировать.

Бумага. Самый простой и доступный материал для игр — бумага. Ребенок может создавать собственные узоры из бумаги, разрезанной на полосочки, или следовать определенной схеме.

Как научить считать по методкие Домана?

Родители, когда слышат слово три воображают цифру, а их малыши мыслят фактами. Они представляют три мандарина, три дома, три кошки, но

даже не пытаются соотнести слово три с картинкой цифры. Именно на это специфическое для малышей качество и опирался Доман, когда создавал свою программу. Если вы позволите ребенку работать с определенными фактами, а не абстрактными терминами, то у него появится отличная возможность научиться считать, не пересчитывая, понимать количество изображенных предметов, узнать о базовых действиях в математике.

Чтобы научить ребенка считать, вам нужно будет взять 100 карточек размером 27*27 сантиметров. На карточках в хаотичном виде изображены красные точки количеством от 1 до 100. Их диаметр не должен быть больше 2 сантиметров. На уроках малыш сначала узнает термин количество, потом термин уравнение. Затем можете начать обучать ребенка решению математических задач. И лишь затем по методике Домана следует знакомить малыша с графическим изображением чисел, понятием цифра. А уже потом начните решать цифровые уравнения.

Методика А. С. Макаренко

Система воспитания А. С. Макаренко, по мнению ЮНЕСКО, повлияла на педагогическое мышление XX века наряду с мыслями и идеями таких педагогов, как Д. Дьюи, Г. Крешенштейнер, М. Монтессори.

Своей методикой педагогу удавалось в короткие сроки перевоспитывать беспризорников и хулиганов в полноценных членов общества.

Как воспитывать

А. С. Макаренко считал, что работа педагога должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.

Роль воспитателя. Наставник должен влиять на воспитанников личным примером. Только его знания, доброта и забота по отношению к ним приносит пользу. Мелочность, придирки и черствость не поможет стать авторитетом для детей.
Наказание и поощрение. Как хорошие, так и плохие поступки должны быть отмечены соответствующим образом. Педагог, который не реагирует на негативные проявления личности в коллективе, не может противостоять детской агрессии и вести воспитанников за собой.
Трудовое воспитание. Труд в данной методике рассматривается как необходимая часть воспитания. Главное, что это должна быть не просто механическая работа, а обоснованные действия. Дети должны знать, к какому результату приведут их действия и кому они будут полезны. Например, занятия натуральным хозяйством помогут прокормить весь коллектив.
Коллективизм. Именно коллектив оказывает самое большое влияние на воспитание его членов

При этом важно, чтобы люди были не просто объединены друг с другом на одной территории, а имели общую социально значимую цель.
Самоуправление. Каждый должен осознавать свое место в коллективе и комфортно себя чувствовать

Дети сами учатся принимать решения, анализировать свои результаты и распределять роли.
Дисциплина. Определенные порядки в коллективе заставляют воспитанников контролировать не только себя, но и окружающих. Традиции, ритуалы и общие нормы поведения помогают объединять детей между собой.
Перспективные линии. Развитие коллектива и отдельной личности может происходить лишь при наличии дальнейших целей и перспектив. Если человек не испытывает радости от приближения к заветному результату, то он не имеет будущего.

Преимущества и недостатки метода

К преимуществам методики А. С. Макаренко относят:

  • овладение бытовыми навыками и самоуправление помогают вырастить человека, который приспособлен к жизни в обществе;
  • поощрения и наказания, а также дисциплина способствуют повышению уровня ответственности за свои действия;
  • влияние коллектива на личность поспособствовало тому, что методика стала широко применяться в корпоративной культуре.

Среди недостатков выделяют:

недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка;
эксплуатация детского труда, который запрещен.

Суть вальдорфского метода

Основная идея вальдорфской методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий. 

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка. 

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

Несколько слов о Железновых

Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития «Музыка с мамой», которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.

В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.

Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать «с нуля») двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития, получившая название «Музыка с мамой». Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.

Недостатки методики Железновых

Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:

  • некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
  • поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
  • большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро «приедаются» и становятся скучны.

В качестве вывода

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу
Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие

Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: