Диагностика нарушений развития речи детей 4 – 5 лет
Выделяют несколько групп речевых нарушений:
- Дефекты звукопроизношения. Неправильно артикулирует звуки, заменяет и пропускает их, меняет местами слоги в словах;
- Лексические нарушения. Скудный словарный запас, ребенок 5 лет не понимает смысла слов;
- Нарушения связности. Отвечает односложно, нет развернутых ответов, повествование нелогично, нарушена структура и грамматический строй;
- Мелодико-интонационные дефекты. Не управляет своим голосом, нарушена сила, тембр, высота, голос невыразительный, монотонный, не использует вопросительные и восклицательные формы;
- Нарушение темпа и ритма. Говорит быстро или медленно, запинается, останавливается, послогово говорит слова;
- Непонимание обращенных слов. Самая сложная из перечисленных форма нарушения развития речи.
Если вы подозреваете задержку нарушения у своего чада, не теряйте времени — покажите его неврологу и логопеду. Чем раньше вы начнете коррекционную работу, тем быстрее дитя «догонит» возрастную норму развития речи. Отличным решением станет оформление малыша в логопедическую группу в детском саду.
Календарь развития звукопроизношения от рождения и до школьного возраста
От рождения до трёх лет: самые простые звуки
Уже в первые месяцы жизни малыш начинает гулить, то есть произносить отдельные звуки без конкретной привязки к предметам и ситуациям. Так, самыми первыми звуками становятся гласные , , , , которые затем начинают перемешиваться с простейшими согласными, и мы получаем всем известные , , , и подобные им предшественники слов.
Примерно в полгода гуление сменяется детским лепетом. Появление лепета родители очень ждут, ведь он является прекрасным индикатором интеллектуального благополучия младенца и отсутствия у него проблем со слухом. Именно детским лепетом называется произнесение цепочек слогов: , , , . Этот период длится примерно до года, появляются первые простые слова и «заменители» сложных слов: баба, мама, ам-ам (кушать), ав-ав (собака) и т.д.
В течение года (с года до двух лет) малыш уже неплохо изъясняется простыми словами и даже делает небольшие фразы, пытаясь не только назвать предмет, но и описать действия или состояния. Эта практика позволяет малышу научиться чётко произносит гласные звуки и самые простые согласные , , , , , , , .
С двух до трёх лет малыши уже переходят на изъяснения с помощью простых предложений и усваивают простейшие грамматические правила. В их речи появляются чистые звуки , , , , , , , .
Помните, что до трёх лет совершенно нормальным явлением становится:
- Смягчение согласных (дёмик, а не домик),
- Пропускание или замена сложных согласных (лоська или лока вместо ложки).
С трёх до пяти: речь звучит взрослее
После трёх лет смягчение звуков, которое звучит как сюсюкание, постепенно уходит. Малыш начинает различать использование твёрдых и мягких звуков: дом, лёд, кот, мёд. Также перестают вызывать трудности слова, начинающиеся на йотированные гласные (юла, ёлка, ягода). Активное освоение ждёт звуки , , : они сначала опускаются и сменяются на более простые, но ближе к четырём годам эти звуки в мягкой и твёрдой версии произносятся ребенком чисто и в нужные моменты.
Сложнее дела обстоят со звуками , , , , , , . Им малыши тоже находят замены или вовсе пропускают (лосадь, зук, клють, каова, уитка). Именно эти звуки осваиваются самыми последними.
С пяти до шести: освоение всех звуков
Первыми сдаются шипящие звуки: , , , . Дети постепенно перестают искать им замены и начинают безошибочно определять эти звуки и использовать в собственной речи. Следующим осваивается звук и его мягкий аналог. Самым же сложным для освоения становится звук , который может появиться только к шести годам, а до этого заменяться или вовсе пропускаться даже в начале слова, создавая знаменитую ыбу, зебыу, жилафа и других несуществующих животных.
Так, ещё до школы, в возрасте 6-6,5 лет, в норме малыши осваивают все звуки русского языка, различают их и правильно используют их в собственной речи.
Основы развития речи ребенка в раннем возрасте
Ребенок, с которым много говорят, и сам начинает говорить. И наоборот, молчание или игнорирование любых попыток малыша заговорить только отдаляют начало активизации речи.
Не надо сюсюкаться, общайтесь с малышом на равных. Четко и внятно произносите все слова и звуки, а также поправляйте ребенка, если он говорит неправильно или нечетко. Достаточно часто встречаются ситуации, когда школьник продолжает общаться со сверстниками словами типа «увидель», «заметиль» и т.д. (то есть, детским говором). Это прямое следствие «сюсюканья» с ребенком в раннем возрасте.
Задавайте наводящие вопросы и пользуйтесь неоконченными предложениями: «Жили-были… Кто?», «Мышка прибежала, хвостиком…Что сделала?». Это заставляет ребенка задуматься, и подбирать подходящие слова для того, чтобы ответить Вам.
Систематически и регулярно спрашивайте его о членах семьи, роде их занятий, возрасте, увлечениях и друзьях, Этим Вы будете тренировать память малыша и увеличивать его словарный запас. Если ребенок увлекается машинами, беседуйте с ним о видах автомобилей, их цветах, марках и размерах
Купите книжки, и на прогулках обращайте его внимание на различную технику на дорогах. Результат не заставит себя ждать: к двум годам маленький человечек достаточно логично сможет изложить свои мысли вполне понятной, правильной и грамотной речью.
Используйте компьютер для развития малыша, но не переусердствуйте
По полчаса 1-2 раза в день – тот максимум времени, который вполне достаточен, чтобы ребенок получил новые знания или закрепил в памяти полученную информацию. Программы и разнообразные занятия для развития речи ребенка сегодня очень легко найти в интернете. Например, можно воспользоваться обычными презентациями с красочными и интересными для крохи картинками.
Ребенок в этом возрасте активно копирует слова окружающих его людей. Поэтому категорически запрещается при нем браниться и ругаться. Если Вы хотите вырастить воспитанного и тактичного человека, то общение вокруг ребенка должно быть спокойным. Ведь он уже начинает прислушиваться к речи и копирует Вашу манеру разговора по телефону, Ваш стиль общения с близкими, гостями и чужими людьми вне дома.
Как способствовать развитию речи?
Используйте любую возможность поговорить с вашим чадом или рассказать ему что-то. В каждодневных прогулках описывайте ему все, что он видит вокруг, добавляя интересную информацию. Задавайте вопросы. Он тоже должен быть вовлечен в разговор.
При какой-либо совместной деятельности комментируйте то, что вы делаете и при этом показывайте это наглядно.
Используйте специальные развивающие карточки с картинками и словами. Сейчас есть множество действительно интересных и развивающих приложений для телефонов и планшетов.
Старайтесь все это преподносить в игровой форме, чтобы привлечь интерес малыша.
Обязательно читайте малышу сказки, стишки и потешки. Показывайте все картинки в книжках. А затем поспрашивайте его то, о чем вы только что прочитали. Например, «Покажи, где корова. А как она говорит?» и т.д.
Развивайте артикуляцию вашего дитяти. Давайте ему твердую пищу. Пусть сам старается кушать ложкой
Учите его дуть и сплевывать.
Важно помнить, что все упражнения и советы, которыми вы пользуетесь, чтобы помочь вашему ребенку преуспеть в речевом развитии, должны быть постоянными и каждодневными. Заведите себе просто такую полезную привычку.
Не сравнивайте своего ребенка с другими
Дети индивидуальны. Также и достижения детей различаются. Кто-то преуспевает в одном, а кто-то в другом.
Почему звуки появляются в разном возрасте?
Развитие речи ребенка требует активного включения огромного количество различных процессов: развитие слуха и зрения, памяти, мышления, внимания, тренировка мышц языка и губ. Попробуйте произнести звуки и и сравните насколько больше контроля и умений требует второй звук, в то время как первый произносится без сложных движений языком и губами. Не удивительно, что звук может появиться у ребенка через несколько лет после появления речи, ведь требуется много практики для того, чтобы малыш понял, как произносится и используется такая непростая единица речи.
К сожалению, для постановки сложных звуков некоторым детям может потребоваться и помощь специалиста: особенности анатомии, нечеткая речь самих родителей и другие особенности окружения и развития ребенка могут приводить к тому, что детям нужна особая программа упражнений и контроль со стороны логопеда и врачей.
Встаёт вопрос, как распознать, требуется ли ребенку логопед для коррекции звукопроизношения или нужно просто больше читать и учить стихи? Для этого родителям нужно понять и проанализировать четыре вещи:
- Общие этапы развития звукопроизношения у детей. Например, звук скорее всего не появится до звука , детям до трёх лет простительно смягчать согласные, а звук может сформироваться только к пяти-шести годам.
- Окружающая обстановка. Малыш в обучении берет за основу речь окружающих людей, поэтому если папа «проглатывает» окончания слов, мама сюсюкается, бабушка картавит, а дедушка шепелявит, у ребенка есть все шансы собрать полный букет нарушений звукопроизношения. Также следует помнить, что малыши, рождённые в билингвальных семьях, склонны смешивать звуки разных языков.
- Здоровье и особенности анатомии ребенка. Родовые травмы, нарушения слуха, неправильный прикус, необычное строение нёба, а также общая подверженность болезням могут стать серьёзным препятствием на пути освоения речи и зачастую не преодолимы без поддержки специалистов.
- Особенности воспитания. Малыши, речи которых родители не уделяют достаточного внимания, могут привыкнуть неправильно произносить звуки, а вот те дети, которые получают слишком много замечаний склонны просто пропускать сложные звуки, стараясь лишний раз не нарваться на критику.
Если в одной или нескольких категориях у ребенка наблюдаются сложности (например, малыш сильно отстаёт от возрастных норм или окружён взрослыми с дефектами речи), стоит проконсультироваться у специалистов и получить рекомендации по развитию речи и звукопроизношения малыша.
Нормы речевого развития у детей раннего возраста
Оценивая речь ребенка в 1 год и на протяжении второго года жизни, следует опираться на существующие критерии правильно протекающего речевого развития.
- 1 год. Возникновение первых слов.
- 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:
- Плавное наращивание количества употребляемых слов до
нескольких десятков. - Соединение слов в одну несогласованную фразу.
- Проговаривание небольших слов, общая смягченность речи.
- Ребенок называет себя в 3 лице.
- Появление вопроса при помощи интонационного подъема в окончании слова или фразы.
- Лепет во время игровой деятельности.
- Договаривание знакомой фразы.
- Внимательное прослушивание любимой книги.
- Плавное наращивание количества употребляемых слов до
- 1 год 9 месяцев − 2 года:
- «Лексический взрыв».
- Появление первой фразы.
- Активное увеличение словаря.
- Попытки повторения за старшими новых слов.
- Плавное вытеснение из речи лепетных слов.
- Использование коротких словосочетаний с выраженным интонированием.
- Замена стечения согласных одним звучанием.
- Озвучивание предметов по просьбе.
- Регулярное использование уменьшительных суффиксов.
- Появление первых падежных окончаний и формы множественного числа.
- Оповещение о своих действиях.
- Правильное использование отдельных форм глаголов.
- Определение известных предметов и выполняемых действий.
Таким образом, при ненарушенном развитии речи дети за второй год жизни преодолевают тяжелый путь − от появления первого слова до построения полноценного предложения.
Развивающие занятия на дому
Активное общение с ребенком нужно начинать сразу после рождения. Даже когда он еще не может внятно лепетать, важен зрительный контакт, вы знакомите его с миром с помощью своих жестов, интонации. Таким образом вы будете развивать в нем эмоциональную стабильность. Постепенно он будет сопоставлять движения мышц лица и звуки.
В два года для компенсации нарушений речи необходимо заниматься ежедневно, при этом не допуская переутомления или потери интереса. Достаточно 10-20 минут в день, ориентируйтесь на темперамент своего малыша. Кроме повторений слов, нужно читать детские книги для пополнения словарного запаса. Загадывайте загадки с рифмованным ответом. Чтобы добиться составления простых конструкций или разговорить молчуна, изучайте их по темам, признакам. Таким же образом можно разучивать сложные и длинные слова: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га, родитель начинает, а малыш заканчивает. Работая над воображением, необходимо расширять кругозор малыша, спрашивать у него, для чего нужен определенный предмет.
Полезными будут игры в звуки животных, которых можно изображать по очереди. Развивая внимательность, выкладывайте игрушки на столе и незаметно прячьте по одной. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Для укрепления мышц артикуляционного аппарата можно делать простую гимнастику, например, корча смешные рожицы, растягивая рот в широкой улыбке и вытягивая губы трубочкой.
Арт-творчество развивает те зоны мозга, которые отвечают за функции речи. С этой же целью можно играть в потешки, сопровождая рассказ движениями рук («Ладушки», «Мы делили апельсин»). Для улучшения моторики дайте малышу работу с пластилином, тестом, пуговицами или бусинами. Разумеется, под вашим контролем, чтобы избежать случайного проглатывания мелких предметов. На прилавках магазинов большой выбор детских развивающих книг, пособий, игрушек, конструкторов, где каждый родитель может выбрать занятие по своим предпочтениям. Также досуг можно разнообразить походом в зоопарк.
Рекомендации по развитию правильной речи ребенка
Мы уже упоминали, что развитие произношения ребенка и его речи в целом зависит от его физического состояния и обстановки, в которой он развивается, поэтому ваши действия в отношении малыша напрямую влияют на развитие его речи. Какие же моменты следует учитывать?
Внимательно относитесь к здоровью ребенка
Бережно относитесь к здоровью малыша, следите за его физической активностью, ведите дневник наблюдений за ребенком и вносите в него все изменения: стал чаще плакать, меньше ел, спал дольше обычного, начал улыбаться родителям и т.д. Своими наблюдениями регулярно делитесь с педиатром и старайтесь выполнять его рекомендации. Помните, что частые болезни и неврологические нарушения могут влиять на развитие речи малыша.
Следите за окружением малыша
Не позволяйте домашним коверкать свою речь при общении с ребенком, фраза «Хто тут такой профнулся и фмотрит на фолныфко?» не принесёт пользы ни эмоциональному, ни речевому развитию ребенка. Также внимательно следите за речью специалистов, которые работают с малышом: не сомневайтесь, что буквально через месяц малыш прекрасно освоит все особенности речи своей няни. Если же нарушения звукопроизношения присутствуют у близких, то стоит обратиться к логопеду и получить рекомендации, как не дать ребенку приобрести схожие нарушения.
Разговаривайте с ребенком
Разговаривать с ребенком, чётко произнося и не искажая слова, нужно с самого рождения. Приучите себя как можно больше проговаривать то, что происходит вокруг пока вы находитесь с малышом: «Мимо едет машина. Машина красная большая, а вот там стоит жёлтая маленькая. Мы идём на остановку и поедем на автобусе. Ваня любит ездить на автобусе?». Когда малыш просит что-то обязательно проговорите с ним, что за предмет он хотел: «Ты хочешь яблоко? Смотри какое яблоко. Вкусное яблоко. Сейчас мама порежет Ване яблоко»
Когда вы называете предметы, используете в речи глаголы и прилагательные, речь (а также память, внимание и мышление) ребенка обогащается
Посещайте интересные места
Интересные события стимулируют ребенка к разговору. Малыш с удовольствием будет говорить, если ему интересно. Ходите вместе в музеи, парки, посещайте зоопарки и ботанические сады, даже наблюдение за поездом на железнодорожном мосту может стать целым событием в жизни ребенка. Смена обстановки невероятно развивает словарный запас ребенка, ведь где, если не в зоопарке, малыш поймёт, что такое крокодил и как выглядит аист на самом деле.
Уделяйте время развитию мелкой моторики
Уж так устроен мозг человека, что речь не развивается без развития мелких движений рук: лепка, рисование, аппликации, перебор круп и фасовка мелких предметов лишь малая часть занятий, в которых задействована мелкая моторика. Старайтесь регулярно включать подобные занятия в распорядок дня малыша.
Используйте специальные игры для развития речи
Чистоговорки (повторяющиеся слоги, рифмующиеся с последующим предложением, например, «Мар-мар-мар, на носу комар!»), скороговорки и игры для развития фонематического слуха можно использовать дома и на прогулке, в очередь к педиатру и в электричке на дачу. Повторяйте слоги с разными интонациями и голосами разных персонажей, просите ребенка сделать что-то (хлопнуть, топнуть, чихнуть), когда он слышит определённый звук в произносимых вами словах, предложите ему найти вокруг предмет, обозначающийся словом с нужным звуком или слогом.
Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?
Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?
В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.
Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.
Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей.
Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово?
Эксперты:
Ольга Иванова
Как развивать речь ребенка в 1 годик
В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.
Игры для развития речи
В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание
Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам
Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?»
Малыш отвечает: «Ко-ко».
− «Как говорит коза?»
− «Бе-бе».
− «Как говорит лягушка?»
− «Ква-ква».
Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению
Развитие речи после года
Первые активные попытки разговаривать проявляются в год. Если этого не происходит, то следующий «скачок» будет на 2 году развития ребенка.
Что произносят дети с 1 года до 2 лет.
• В год и три месяца в словарном запасе крохи 5 слов. Появляется осознание того, что от него требуют взрослые. Он отзывается на свое имя и повсюду следует за мамой. Может узнавать родственников.
• В год и шесть месяцев добавляется еще 10 слов. Малыш показывает две части тела.
• Ближе к 2 летнему возрасту может указать почти на все части тела. Складывает словосочетания («мама дай»). Говорит 20 слов.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Совет: Чтобы малыш начал разговаривать раньше, не торопитесь исполнять его прихоти. Просите ребенка сказать «дай», если он что-то требует. Помогайте ему выражать желания словами.
Как разговаривают дети после 2 лет
Словарный запас ребенка в два года составляет не менее 50-ти слов. Старается выполнять просьбы родителей. Например, когда мама говорит сложить игрушки в ящик, малыш это выполняет.
В 2 года и 6 месяцев ребенок понимает значение вопросов. Показывает на предметы вокруг и знает, как они называются. Может сосчитать до 3. Запоминает порядок цифр.
В 3 года кроха должен заговорить. Его речь наполнена целостными предложениями. Начинается возраст, когда малышу все интересно. Вопросы занимают большую часть диалога с мамой. Он знает имя и фамилию. Может назвать свой адрес.
Как помочь малышу в формировании словарного запаса?
Как вы уже поняли, словарный запас ребенка начинается с пассивной части, а он, в свою очередь, формируется с самого рождения, поэтому:
⇒ общайтесь с малышом. Разговаривайте не только между собой, но и целенаправленно с ним. Проговаривайте слова четко, медленно, предложения стройте максимально правильно и не «глотайте» окончания;
⇒ комментируйте все вокруг. Идете с крохой на кухню, расскажите, что вы сейчас будете делать, а взяв в руки какой-либо предмет, обязательно скажите его название, цвет, форму;
⇒ не подменяйте разговорную речь телевизором или радио. Ребенку для освоения языка нужна «живая» среда.
Грамматика
В случае если ваш сын или дочь уже пришли к тому, что способны составлять и говорить предложениями, то в основном они простые повествовательные или восклицательные. Обычно слова согласованы в предложениях по числу и роду. Однако могут встречаться ошибки в падежных окончаниях.
Выдавать сложные предложения для малыша двух лет еще тяжелая задача. Но мама с папой в коммуникации с ребенком должны их использовать. Ведь малыш все еще повторяет за вами. Например, «Сначала мы покушаем, а потом пойдем гулять».
Что касается вопросительных предложений, то малыши пытаются передать вопрос интонацией, а не вопросительными словами. Для них это легче. Хотя они уже понимают их. Чтобы тренировать вопросы, можно предлагать малышу следующие упражнения: «Спроси у папы, где кошка? Спроси у дедушки, когда будем играть?» и т.д.
Нормы развития речи от года до двух лет
Годовалый малыш уже откликается на своё имя, понимает, когда ему говорят «нет», и активно подражает речи взрослых. Он реагирует на просьбы: «сядь», «встань», «возьми». Машет в ответ ручкой, когда ему говорят «пока-пока». Но его словарный запас ещё невелик и включает в себя всего несколько слов (около 10), состоящих из одного-двух открытых слогов: «мама», «папа», «баба», «дай», «би-би».
После полутора лет словарных запас ребёнка уже доходит до 50-60 слов — и тогда у него начинает формироваться фразовая речь. Первые фразы состоят всего из двух слов. Например, показывая на любимую машинку, малыш произносит: «Мама, би-би».
Примерно в 16-18 месяцев происходит так называемый «лексический взрыв», когда пассивный словарный запас становится активным. То есть, малыш начинает активно внедрять в свой лексикон все слова, которые он до этого запомнил.
К концу второго года жизни дети уже произносят от 100 до 300 слов, используют в разговоре предлоги. Но речь двухлетнего малыша может быть не совсем понятна взрослым, так как он не сохраняет слоговую структуру слов — многие звуки произносит неправильно или вовсе пропускает. Особенно, если слово сложно произносимое, имеющее закрытые слоги. Зато свою речь малыши этого возраста активно дополняют жестами и мимикой — от этого она становится более понятной для взрослых.