Упражнения на равновесие для детей

Упражнения для детей 4-5 лет (средняя группа)

1. Остановка во время бега, присесть или повернуться кру­гом и продолжать бег.

2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку. 

3. Ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигза­гообразно.

4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове (вес 400 г, раз­мер 12 на 18 см).

5. Ходьба с мешочком на ладони по доске (ширина 15 см), лежащей на полу.

6. Ходьба по ребристой доске.

7. Ходить по скамейке ставя ногу с носка, руки в стороны.:

8. Ходить по скамейке перешагивая через положенные на ней кубики.

9. Перешагивание через кубы, лежащие на полу рейки, по­ложенные на высоте 40 см.

10.Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от земли на 20-25 см.

11.Разойтись вдвоем на доске или скамейке, начиная идти с двух сторон.

12.Ходьба вверх и вниз по доске (ширина 20-15 см), по­ложенной наклонно.

13.Ходьба по горизонтальному бревну (ширина 15 см, вы­сота 25-30 см) .

14.Ходьба по наклонному бревну.

15.Ходьба по бревну боком (правым и левым) приставными шагами.

16.Кружение в одну и другую сторону (руки на поясе, ру­ки в стороны).

17.Стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед (или в сторону), руки на поясе.

Методические указания. В средней группе возрастают требования к ка­честву выполнения упражнений. Воспитатель вводит разнообразные задания, поддерживая у детей интерес к упражнениям. От ребят уже требуется уме­ние контролировать положение тела, лучше ориентироваться в пространстве, менять направление движения. При остановке во время бега дети выполня­ют задания по сигналу воспитателя присесть, выпрямиться, повернуться кру­гом. Они ходят по шнуру, положенному по кругу, зигзагом, что усложняет выполнение приставного шага.

Освоенная детьми ходьба по гимнастической скамейке проводится с раз­личными заданиями: пройти с мешочком на голове, на ладони, перешагивая через кубики; разойтись вдвоем на скамейке, идя по ней с двух сторон. Ча­ще организуется ходьба по бревну, расположенному горизонтально или на­клонно. Детей учат ходить по нему не только обычным, но и приставным шагом в правую, а при повторении в левую сторону. В знакомых упражне­ниях воспитатель требует определенной постановки рук (в стороны, на по­яс), а в новых движениях, например в ходьбе по бревну приставным ша­гом, положение рук свободное. Упражнения в кружении, принятии статических положений более, длительны.

Особенность упражнений, тренирующих равновесие, в том, что они про­водятся в спокойном темпе, в них не включается соревнование на быстро­ту выполнения движения

Поэтому воспитатель обращает внимание на хо­рошее уверенное выполнение статических поз, четкое спокойное выполнение ходьбы по уменьшенной и повышенной площади опоры. Иногда сами дети стремятся пройти быстрее

Этого нельзя допускать.

Упражнения и игры для детей 4—5 лет

За высоким, за низким. Дети идут или бегутвколонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бе­гут в противоположную сторону.

Правила: поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впе­реди идущего; каждому уметь быть ведущим.

Бабочки, лягушки. Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в сто­роны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впе­реди идущего; приседая, не терять равновесие.

Козлики на мосту. Двое детей идут с разных сторон по до­ске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачива­ются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону. 

Правила: расходясь, не терять равновесие, не оступаться.

Донеси — не урони. На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек,

Правила: мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.

Трудный переход. Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам), врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.

Веселые снежинки. Играющие разбегаются по площадке. На сигнал «ветер подул, закружил снежинки» дети кружатся на месте. Со словами воспитателя «снежиночки — пушочки ус­тали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть», присе­дают. Далее игра повторяется.

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать  на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.

Что такое балансир для мозжечковой стимуляции?

Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Он представляет собой доску (платформу), на которой ребенок стоит или сидит, выполняя задания инструктора.

К балансировочному комплексу прилагается оборудование, облегчающее занятия. Для усложнения техники упражнений применяются мячики, палочки с разметкой, боулинг, чашки и другие приспособления.

Доска Бильгоу

Сегодня в реабилитационных центрах активно используется балансировочный комплекс «Баламетрикс». Он был создан ученым Френком Бельгоу, работавшим над способами стимуляции внимания. Бельгоу создал балансировочную доску, которая помогала тренировать равновесие. После изготовления платформы был разработан комплекс упражнений.

Доска выглядит как деревянная платформа, которая имеет округлую основу. За счет полукруглого основания платформа качается из стороны в сторону. Угол наклона регулируется в зависимости от возраста и сложности упражнений (от 5 до 50ᵒ).

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

Как проявляется слабость развития мозжечка?

При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи.

Основные нарушения мозжечковой слабости:

  • снижение внимания;
  • синдром гиперактивности;
  • изменения в поведении;
  • нарушения осанки;
  • патологии вестибулярного аппарата (плохое удержание равновесия, головокружение);
  • плохая обучаемость, снижение памяти, отсутствие планирования движений и действий;
  • нарушение речевой функции (устная речь и письмо);
  • неловкость в движениях, изменение походки;
  • нарушения аутического спектра;
  • задержка развития (психомоторного, речевого).

Все эти проявления могут быть выражены в разной степени.

Упражнения на доске

Упражнения проводятся в специальном хорошо вентилируемом помещении.

Малыш встает на балансировочную доску, удерживает равновесие. Дальше пациент начинает выполнять задания мамы или инструктора: кинуть и поймать мячик, рассказать все буквы алфавита, животных, имена девочек, мальчиков и так далее.

Возможные задания:

  • Перекидывание мешочков с крупой или песком, которые имеют разный вес.
  • Кидание мячиков. При этом ребенок должен поймать мяч одной рукой или двумя, кинуть маме (инструктору).
  • Подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске.
  • Отбивание мяча (одной или двумя руками).
  • Кидание предметов по мишеням.
  • Отбивание мяча от наклонной плоскости.
  • Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.

Эти упражнения подходят для детей после 5-летнего возраста.

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Проявления слабости аппарата

Перегрузка системы координации движений вызывается длительным вращением тела, многочисленными качками и переворотами. Результатом становятся реакции: снижение давления крови, замедление пульса. Присутствуют бледность, тошнота, холодный пот, нарушения зрения. Перечисленные явления – следствие повышенной нагрузки. Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.

Проявления плохой работы органа координации:

  • Пользование наземным (водным) транспортом вызывает тошноту, рвоту, головокружение.
  • Наблюдение за быстро движущимися объектами приводит к ощущению слабости, потере ориентации.
  • Резкие движения тела вызывают неприятные физические ощущения.
  • Слабость системы равновесия можно принять за проявление серьезного заболевания. Причина состояния – отсутствие регулярной адекватной нагрузки. Организм можно сделать более устойчивым.

Как правильно заниматься дома

Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике

Правила домашних занятий

  1. Следует руководствоваться состоянием ребенка при тренировке вестибулярного аппарата. При наличии неприятных ощущений выполнение упражнения нужно отложить.
  2. Задания на равновесие и координацию не выполняют после еды. Кувырки, перевороты, прыжки способны нарушить процесс пищеварения. После приема пищи должен пройти час.
  3. Первые задачи будут несложными, постепенно меняясь. Длительность упражнений сначала мала, затем увеличивается.
  4. Неправильно выполняемые упражнения могут стать причиной детской травмы. Необходим контроль со стороны родителей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат полезен в повседневной жизни. В экстренной ситуации владение собственным телом и координация оказываются незаменимыми.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.

Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.

Основа хорошего равновесия у ребенка

Физическое развитие равновесия у ребенка

Равновесие будет основой для спортивных навыков твоего ребенка, а также многих других важных способностей. Но твой ребенок будет строить основу для равновесия с раннего детства. Физическое развитие твоего ребенка, которое включает в себя такие вещи, как рост скелета и мышц, начинается с самого рождения. Это поможет телу твоего ребенка подготовиться к равновесию. Ребенок будет стоять, бегать, прыгать и сидеть. Возможно, ты помогала малышу, не задумываясь об этом. Например, каждый раз, когда ты укладывала своего малыша на животик, ты помогала ему развивать мышечный тонус и общую силу. Кроме того, ты позаботилась о здоровье костей своего ребенка, кормив его грудным молоком. Хорошее равновесие поможет твоему ребенку эффективно выполнять упражнения не уставая. И это будет способствовать правильному физическому развитию ребенка.

Координация глаз и рук (зрительно-моторная координация) ребенка

Координация глаз и рук, или способность использовать визуальную информацию для того, чтобы направить руки — это другая существенная ступень к развитию равновесия у ребенка.

Сенсорная обработка информации и равновесие (балансировка)

Сенсорная обработка — это способность обрабатывать сенсорную информацию от наших глаз, ушей, носа, кожи и даже рта. Этот процесс помогает ориентироваться в мире вокруг нас. Без него твой ребенок не сможет реагировать на внешние воздействия и поддерживать равновесие в различных ситуациях. Все чувства работают в гармонии, чтобы обеспечить лучшее понимание того, как взаимодействовать с миром. А, если есть задержки или нарушения в любом из них, это может привести к задержкам в развитии других навыков, таких как равновесие и балансировка.

Моторика ребенка и равновесие (балансировка)

Моторное развитие твоего ребенка является ключевым фактором в  равновесии. Грубые двигательные навыки (крупная моторика) — это навыки, необходимые для управления большими мышечными группами, которые перемещают части тела, такие как туловище, руки или ноги. Двигательные навыки необходимы для развития равновесия у детей. Так как эти группы мышц являются основными Участниками в контроле осанки. Мелкая моторика у ребенка, которая используется в таких видах деятельности, как творческие игры, зависит от способности ребенка балансировать и будет страдать в ответ на плохое равновесие и координацию.

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета,  шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик

Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над  грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков.  В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы.  Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками.

Равновесие

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельно­сти ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных переме­щениях в пространстве.

Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действитиях различных анализаторов — мышечного, вестибулярного, зри­тельного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способно­сти сохранять равновесие необходимо использовать разнообраз­ные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка как при удерживании статических поз, так и при перемещениях в прост­ранстве.

Хорошее развитие функции равновесия облегчает совершен­ствование знакомых навыков и освоение новых движений. Оно связано со всеми основными видами движений — бегом, ходь­бой, прыжками, метанием, лазаньем. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с бы­стрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и повышениемплощади опоры. Упражнения в равновесии помога­ют регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направляемые на сохранение равновесия. Много­кратное выполнение таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: