«школа

Долой тревогу и неопределенность!

Начало нового учебного года – важнейший этап, через который проходит каждый ребенок. По словам психолога, коуча Дианы Куркиной, вне зависимости от того, впервые ребенок идет в школу или продолжает обучение – это всегда стресс. Стресс от выдергивания ребенка из состояния свободы и безмятежности. И он часто сопровождается тревогой, страхом и даже паникой от предстоящих событий. Почему так случается?

При подготовке к новому этапу очень важно создать ощущение безопасности заранее. Спокойный, доверительный разговор родителей со школьником всегда спасает ситуацию

Необходимо создать позитивный якорь в сознании ребенка

При разговоре фокусировать свое внимание не на предстоящих сложностях, экзаменах или контрольных, а на том, что маленькому человеку в школе нравится

«Ваша задача, как родителя, состоит в том, чтобы помочь ребенку справиться с беспокойством, – говорит эксперт образовательного сообщества Рыбаков Фонда, детский психолог Мария Компанцева. – Если он не хочет возвращаться в школу, выясните, почему. Составьте список детских тревог в порядке их значимости. Это часто бывает для взрослых откровением, так как то, что кажется вам мелочами,может оказатьсякрайне важным для вашего школьника». Не отмахивайтесь и не говорите, что это ерунда. Постарайтесь вникнуть, встать на позиции своего ребенка и показать, что вы его понимаете и поддерживаете.

С первоклашками можно сделать то же самое, но без проговаривания вопросов успеваемости, чтобы не нагнетать волнений. Для учеников 1-5 классов такой план, особенно нарисованный в виде карты или игры, будет неплохим мотиватором. Сделайте акцент на плюсах предстоящего года и на том, благодаря чему какие-то возможные трудности точно будут преодолены. Главное – поддерживайте своего ребенка, ваша уверенность в успехе окрылит его.

Фото: Zuma\TASS \ Reporters

Помогите ребенку наладить режим дня

Чтобы понимать, как смягчить стресс окончания летних каникул, надо знать, что именно этот стресс вызывает. «Делают это, как правило, два обстоятельства: ранний подъем и большая загруженность, – говорит учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга Александр Косачев. –Хорошая новость: еще есть время подготовиться и к тому, и к другому. Уже сейчас следует практиковать раннее пробуждение и учиться планировать день таким образом, чтобы оставалось время для отдыха и развлечений».

А для грамотного составления распорядка дня школьнику постарше можно использовать любое из многочисленных приложений, подойдут даже стандартные Google Задачи и Календарь

Подростку особенно важно осознавать, что это он управляет своим временем и своей жизнью. Это поможет ему втянуться в учебный процесс и качественно обучаться, не говоря уже о чисто физиологической пользе адекватного режима дня

Главное, чтобы родители подавали пример собственным поведением, и тогда хорошее настроение и положительными отметки не заставят себя ждать.

Фото: Zuma\TASS \ Reporters

Ритуалы, похвалы и другие волшебные вещи

Психологи говорят, что для безболезненного перехода к учебе очень полезны семейные традиции, которые добавят позитива и помогут перестроиться на нужный лад.

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов советует: пусть ребенок выберет красивую канцелярку, тетради и портфель. Форма должна быть красивой и удобной, чтобы ребенку хотелось надевать ее каждый день.

«Обустройте дома подходящее место для выполнения домашних заданий, – говорит режиссер детского юмористического киножурнала «Ералаш» Марина Сулейманова. – Постарайтесь сделать обстановку максимально комфортной. Если ваш ребенок вырос за лето, то проверьте, удобно ли ему сидеть за своим столом, не слишком ли низкий стул и подходит ли ему уровень освещения рабочей зоны

Как в ситуации со школьной канцелярией, обратите внимание на предпочтения вашего ребенка. Приобретите красивый планер для школьного расписания, оформите рабочую зону в соответствии с его интересами

Узнайте, какие цвета, герои мультфильмов или кино нравятся вашим детям, и дополните место для учебы интересными деталями. Пусть время, проведенное за уроками, будет не только продуктивным, но и приятным».

И, наконец, дома устройте небольшой праздник в честь окончания каникул и начала учебного года. Можно просто купить сладости, собрать семью и поговорить за чаем. О том, как прошло лето, что волнует вашего школьника перед началом учебы, что вы планируете вместе сделать и т.д. Это хорошая практика, позволяющая ребенку почувствовать себя в безопасности, снять напряжение и ослабить тревожность.

Специалист советует ежедневно интересоваться, что радует и беспокоит школьника. «Слушайте внимательно, не перебивайте, избегайте критики и оценочных суждений – они разрушают доверие. Лучше спросите, что чувствует ребенок, покажите, что понимаете и уважаете его чувства. Советами делитесь, только если он сам об этом просит, причем деликатно, в виде предложения поступить тем или иным образом. Но окончательное решение – как действовать – должен принимать сам школьник. Только так он сможет научиться самостоятельности», – говорит эксперт.

Юлия Белецкая также напоминает, что для снятия напряжения и пополнения запасов жизненной энергии в учебный период необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, полноценный сон, здоровое регулярное питание. И обязательно – приятные семейные развлечения, такие как просмотр фильмов, чтение вслух, совместные игры, танцы, обеды и ужины, а также разговоры по душам, которые сближают и способствуют личностному развитию и детей, и взрослых.

И помните: какими бы ни были достижения наших детей, всегда можно найти, за что их похвалить. Похвала родителей окрыляет, она необходима ребенку, чтобы научиться достигать своих вершин и ничего не бояться. Еще бы, ведь за его спиной такая сила – поддержка близких и энергия их любви!

Родительские волнения как провокация детских страхов

«Самой частой ошибкой родителей из года в год становятся негативные комментарии в отношении школы, – говорит детский психолог-педагог Дарья Дугенцова. – Например, ребенок может невзначай услышать от родителей «Опять скоро тебя по утрам возить», «Я не горю желанием снова видеть твоего учителя», «Опять двойки будешь получать, а мне краснеть». Даже если вы говорите это в шутку, бессознательно мозг вашего чада воспринимает это всерьез. Даже шуточные комментарии должны иметь позитивное содержание».

«Дети – эмоциональные локаторы, которые считывают состояние родителей, – говорит психолог Диана Куркина. – Поэтому работайте над собой. Вспоминайте красочные истории из вашего школьного прошлого, рассказывайте о забавных случаях. Вы – пример для ребенка, ваше заряженное оптимизмом настроение в совокупности с поддерживающими разговорами помогут вашему чаду преодолеть надвигающийся стресс».

По словам психолога сети международных детских садов и школ «ONE!» Марии Шаталиной, в первую очередь подготовиться к новому учебному году нужно самим родителям: не паниковать, не нагнетать, не гнаться в последние недели за выполнением заданных на лето уроков.

«Если вы будете нервничать, ребенок считает вашу тревогу и тоже будет переживать, – говорит психолог.– Не говорите о том, что упущено, сфокусируйтесь на том, что можно сделать», – говорит эксперт.

«Некоторые родители переживают, что за лето ребенок все забыл и ему срочно нужен репетитор. Но школьная программа предусматривает повторы, с этого начинается каждый учебный год», – считает специалист.

Нужно вернуть ценность образования

— Какую психологическую помощь родители могут оказать сами себе? Чтобы не кричать, когда ребенок делает домашнее задание, не беспокоиться, что он что-то потерял, не позвонил, подрался с кем-то. Есть ли какие-то эффективные советы для родителей?

— Если вы устали на работе, если у вас неприятности, вам тяжело, не лезьте к ребенку с разговорами о том, как прошел его день в школе, сначала восстановите себя.

Если вы чувствуете, что вы закипаете, уйдите, попейте воды, займитесь любимым делом. Пока вы не поймете, что у вас есть силы продолжить разговаривать с ребенком… Если это необходимо, попросите вас подменить каким-то другим членом семьи. Если нет возможности, сделайте перерыв для всех. Если вы не сдержались, накричали на ребенка, попросите у него прощения, это не так страшно.

— Думаю, у многих родителей самая большая проблема — это делать с детьми домашнее задание…

— Вообще каждый должен делать то, что он умеет делать лучше всего. Если есть возможность, объяснением ребенку материала должны заниматься педагоги. Существующий раньше и сейчас возобновляемый механизм продленок несет великое благо для семьи. Задача родителей — любить своих детей. Они не учителя, не педагоги. Они не должны знать, как объяснить и преподать этот материал. Учите ребенка подходить к учителю, если он не понял что-то, переспрашивать, просить ему объяснить снова. Учите ребенка не стесняться говорить, если он что-то не понял, не расслышал или у него что-то не получается. Но непосредственно материал должны давать учителя.

— Какие вопросы родителям можно задать ребенку, чтобы понять, готов ли он психологически к школе? Есть какой-то экспресс-тест?

— Самое простое — спросите: «Хочешь ли ты в школу?» Если ребенок говорит «да», то зачем? Не почему, а зачем? Поиграть, пообщаться с ребятами — это одно, потому что все пошли —другое. Или: я хочу узнать что-то новое. Для чего тебе надо знать новое? Что ты будет делать с этими знаниями?

— Мне кажется, единицы отвечают так, как предполагается с точки зрения психологической готовности. — Нет. Дети, как правило, идут мотивированными в школу. Они хотят учиться и понимают, зачем. Другое дело, что через пару лет обучения, это проходит…

— Почему?

— Первый класс чаще всего — это повторение пройденного во многих школах, если мы не берем специализированные школы с усиленной программой, плюс эйфория от новой обстановки. Второй класс — уже сложнее, новая информация, знания. К концу второго класса мы имеем успешность или неуспешность ребенка. К концу третьего класса многие дети задаются вопросом: «Нафиг мне эта школа?» Если учесть, что вокруг нет ценности образования, а идет пропаганда ценности легких денег, для детей вообще не очень понятно, зачем им учиться, зачем им поступать в институт, они будут блогерами, рэперами, будут получать много денег, совсем не обязательно для этого учиться.

— Родителям, наверное, самим не справиться с таким трендом? — Нет, конечно. Это должна быть общая политика в рамках страны. Создать мотивацию к обучению не так сложно, сложно ее поддержать. Осознанное обучение начинается лет в 14. И или ребенок хочет учиться, понимает, что он будет дальше делать, или окончательно убеждается в том, что этого не надо, что все это фигня и чушь, и тогда вы будете за руку водить ребенка до 9 класса, чтобы он хоть как-то закончил школу.

«Изучайте то, что интересно ребенку»

Если ребенок впервые отправляется в школу, не относитесь к подготовке с большой серьезностью, призывает педиатр Марк Пружинин. Не стоит сразу сажать первоклассника за стол и заставлять выписывать прописи — так он быстро заскучает.

— Никакого занудства и зубрежки — лучше выберите формат игры, — говорит собеседник «Известий». — Учиться можно, сидя на полу, лежа на диване или гуляя по улице

Уделите внимание мелкой моторике, то есть занятиям на развитие ловкости кистей и пальчиков. Рисуйте, лепите, работайте с конструктором, выкладывайте аппликации из мелочей

Это поможет ребенку, когда он будет учиться писать, и хорошо повлияет на постановку речи.

В новую жизнь

Фото: Depositphotos/IgorVetushko

Отправляя ребенка в первый класс, не стоит «бежать впереди паровоза». Вместо того чтобы пытаться «облегчить жизнь ребенку и сразу же пытаться научить его таблице умножения», врач советует изучать то, что действительно интересно малышу.

— Если он спросил про динозавров — купите детскую энциклопедию с иллюстрациями. Заинтересовался космосом — посмотрите детский документальный фильм

Важно делать все в меру и не бояться, что вы теряете время, потому что торопиться некуда. В конце концов, официальных требований к умениям будущего первоклассника нет, — резюмирует педиатр

«Все немного одичали»

— Дистант понравился детям в связи с легкостью аттестаций. Все смогли улучшить свои оценки. С другой стороны, школы разные. У некоторых школ отлично получилось на дистанте учить и получать хорошую обратную связь от детей и родителей. Не смотря на позитивный или негативный опыт дистанта, образование должно быть очным. Ребенку нужно объяснять, что школа, кроме обучения несет важную функцию социализации — это навыки работы в команде, пребывания в коллективе, когда учишься у других и учишь других, навыки самопрезентации. Без этих умений человек не сможет дальше взаимодействовать с обществом, работать в будущем не сможет. Как показала практика, не только дети, но и взрослые немного «одичали» за время пандемии, не вылазили из пижам. У детей вообще все сложно с потребностью умываться, причесываться. Они готовы сидеть в кровати в пижаме и тащить туда еду, уроки и всё остальное.

Кроме того, среди важных функций школы есть такая как личное «живое» общение.

— Оно сейчас тоже в большей части виртуальное — личное общение.

— В ситуации, когда внеурочное общение практически все перешло в онлайн, школа остаётся единственным местом, где есть возможность видеть живых людей, с ними разговаривать. Детям приходится взаимодействовать с одноклассниками, учителями в рамках школы, выходить к доске и что-то рассказывать на публику.

Для детей, склонных к аутизации, интровертов дистант очень опасен тем, что они вообще не вылезут из своей «ракушки» , там и останутся, будут еще более замкнутые в себе и стеснительные.

— Многие дети «отстали» за учебный онлайн-год, как отмечают родители и учителя, «расслабились». И что делать с этой «расслабленностью»? Как их «напрячь» обратно? И надо ли?

— Сейчас лето, они в принципе все расслабятся. Конечно, надо начинать вспоминать о школе. В конце августа многие центры организуют смены с учебным уклоном, чтобы дети вспомнили учебные навыки, материал. Чтобы выход в школу прошёл гладко. Это касается начальной школы. Среднее и старшее звено уже более осознанно учатся, целенаправленно. Многие занимаются летом с репетиторами

Для начальной школы важно с середины августа вспоминать школьный материал

Не «должен», а «хочу»!

«Основная проблема заключается в том, что люди настраивают себя на то, что они «должны» что-либо сделать, – говорит психолог, руководитель онлайн-центра «Свет людям» Светлана Дулепова. –Так, взрослые, приходя на работу после отпуска, борются со своим нежеланием трудиться и стараются мотивировать себя тем, что надо оплачивать счета и выполнять другие финансовые обязательства. И такой же подход они применяют к своим детям, говоря: «Моя обязанность ­ работать, твоя ­– ходить в школу». За словами «обязанность» стоит напряжение и тоска, дети молниеносно считывают это. Конечно, у них возникает сопротивление!».

Как же быть? Чтобы дети сами захотели учиться, они должны понять, для чего им нужна школа. По словам специалиста, с родителями редко выстраивается диалог на тему: «Кем я хочу быть?», «Чем я хочу заниматься, когда вырасту?». Но без этих базовых вопросов ребенку будет очень трудно понять, зачем ему вообще нужны знания.

Спросите своего ребенка прямо сейчас: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?». Вы удивитесь ответам. Вслед за этим пусть ребенок попробует прикинуть, какие знания для этой профессии нужны. Не подсказывайте ребенку вначале, пусть он выскажет свое мнение. Таким образом мы подготавливаем ребенка к тому, чтобы у него самого появилось желания учиться

Объясните ему, в какой предмет важно углубиться, чтобы его желание стало реальностью

Вместе сходите в книжный магазин, купите книги по теме, почитайте их ребенку, загляните в учебники и искренне восхититесь, как ему повезло и как же много он сможет узнать. Безусловно, с возрастом желания ребенка могут меняться

И важно всякий раз проговаривать их

Как подготовить ребёнка к детскому саду

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в учреждении дошкольного образования т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.

Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический

Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты, поэтому дети раннего возраста часто болеют

При адаптации ребенка к детскому саду встречаются 3 степени тяжести.

1-я Легкая По началу ребенок хнычет, плачет.

2-я Средняя Слезы и крики ребенка затягиваются, происходят больше месяца, в этом случае на фоне стресса возможны заболевания.

3-я Тяжелая Ребёнок никак не может привыкнуть к атмосфере детского сада. И от этого страдает его нервно-психическое развитие. Малыш может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение пользоваться ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.

Вот несколько простых рекомендаций для родителей:

ЗАРАНЕЕ:

— Уделяйте особое внимание особенностям взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. — Расширяйте круг общения малыша

— Расширяйте круг общения малыша.

— Поощряйте его контакты с другими детьми во время прогулок и отдыха.

— Чаще водите ребёнка на детские площадки, различные праздники и развлечения для детей, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе.

— Если Вы заметите, что Ваш малыш стеснителен, конфликтен, застенчив, поиграйте с ним в несложные коммуникативные игры.

— Дома поиграйте с ребенком в «Детский сад». Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты пребывания в садике: завтрак, прогулка, сон и т.д.

— Не превращайте поступление в детский сад в предмет манипулирования ребенком, когда он капризничает или не слушается (не следует говорить, что в детском саду его накажут или вы его там оставите за плохое поведение).

ВО ВРЕМЯ НАЧАЛА ПОСЕЩЕНИЯ:

— Не показывайте ребенку свое волнение относительно его поступления в детский сад. Иначе Ваша тревога передастся малышу. В этом случае у него может сформироваться изначальная установка на садик как на нечто тревожное и даже опасное.

— Наблюдая за поведением ребенка в игре, Вы можете увидеть, какие проблемы и трудности он испытывает, и помочь ему справиться с ними.

— Ребенок должен адаптироваться к новой микросреде, поэтому насморк в первый месяц посещения детского сада – явление вполне нормальное.

— В ходе подготовки малыша к садику и ознакомления с ним приводите его гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу и спальню, в которой он будет спать. Рассказывайте о преимуществах пребывания малыша в детском саду, подчеркивайте, как весело и интересно будет ему с другими детьми.

— Останьтесь вместе с ребенком в группе в его первый день в саду, будьте рядом, поддерживайте и подбадривайте его.

— Не оставляйте малыша надолго в его первые дни пребывания в садике. Достаточно, если сначала малыш побудет там один 1,5-2 часа. Не опаздывайте, забирайте малыша во столько, во сколько обещали. Постепенно время пребывания ребенка в саду можно увеличить.

— Дайте ребенку с собой любимую игрушку, книжку, словом, то что будет напоминать ему о доме, рядом с которыми он будет чувствовать себя более спокойно, комфортно и безопасно.

— Подробно расспрашивайте воспитателей о проведенном дне в детском саду, что делал ребенок, как он себя чувствовал, какие возникали проблемы. Попытайтесь вместе с ними найти пути выхода из трудных ситуаций.

                                   К. Овсепян «Я иду в детский сад: Проблемы адаптации», журнал «Пралеска» №12/2019г., с.15-18

«Настройте ребенка на что-то увлекательное»

1 сентября у многих ассоциируется с началом нового периода в жизни не только ребенка, но и семьи в целом, говорит в беседе с «Известиями» нейропсихолог Елена Данилова

Потому очень важно настроить себя и ребенка на что-то увлекательное и интересное

— Поделитесь с ребенком, как интересно было в вашей школе, как вы играли в детском саду. Приоткройте завесу, расскажите, что будет происходить, чтобы сложилось понимание, чего ожидать, — говорит нейропсихолог. — Порассуждайте о том, что все дети разные, и у всех могут быть свои особенности, но у каждого можно найти хорошую черту, которая понравится и поможет наладить контакт. Научите ребенка самого проявлять инициативу, и с ним обязательно захотят дружить.

В новую жизнь

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Первое время ребенку может понадобиться активное внимание родителей: больше разговаривайте, поддерживайте и помогайте настроиться на новый распорядок дня и новые активности. Психолог советует постараться заранее настроить режим сна, чтобы ребенок мог с легкостью вставать по утрам

— С малышом, который идет в детский сад, вы можете разыграть несколько сценок знакомства или совместных игр, чтобы помочь ему адаптироваться, и убедиться в том, что ребенок готов к выходу в социум, — добавляет собеседница Елена Данилова.

Подготовка ребенка в школу или сад должна быть легкой, веселой и ненавязчивой, уверены собеседники «Известий». Не нужно погружать ребенка в усиленные занятия — пусть познание мира проходит через общение, фильмы, книжки и поездки.

— Не ругайте ребенка, уберите спешку, подавайте пример и будьте рядом — и вы увидите, что подготовить его к детскому саду или начальной школе не так уж сложно, — резюмирует Марк Пружинин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: