Семинар-практикум для родителей «как приучить ребёнка к самостоятельности»

Фото самостоятельного ребенка

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

5. Позволить ошибаться и поддерживать

Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.

Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».

Появление на свет

Какой вы родитель?

Роды… Сколько трепета вызывает это слово в родителях. Это первый этап, когда происходит отделение матери и ребенка. И так как единство нарушается, молодая мама может чувствовать растерянность, некую опустошенность

Они ощущают будто лишились чего-то ценного и важного. Такие чувства и ощущения возникают как раз на фоне первого расставания с ребенком, на фоне того, что теперь ребенок не только ее

К тому же родившие женщины выпадают из центра общего внимания. И это тоже серьезный удар

Пока женщина ходила девять месяцев с ребенком в животе, все внимание друзей и родственников концентрировалось на ней: постоянные расспросы о самочувствии, о настроении, о желаниях и предпочтениях. Рождается ребенок и внимание переключается на него

Нередко бывает, что родители разочаровываются в ребенке. Например, желали девочку, а появился мальчик. Хотели, чтоб был похож на отца, а он копия тещи и т.д. То есть происходит разрушение иллюзий.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать

Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Зачем нам, родителям, определять для себя цель воспитания и какой она может быть?

Воспитание ребенка до 6 лет имеет очень важное значение для всех остальных лет его детства и взрослой жизни. Именно в этот период родителями и окружением закладываются многие важные особенности характера и личностные качества ребенка как успешного в будущем человека.. Почему важно подумать и выделить основную цель именно своего родительства? 

Почему важно подумать и выделить основную цель именно своего родительства? 

Потому что общаясь с ребенком уважительно, давая полную свободу или наказывая за провинности, мы уже строим его и свое будущее, мы уже можем предсказать, с чем ему по жизни будет легко, а в чем будет трудно.

Важно выделить свою личную цель родительства, цель воспитания и действовать в соответствии с ней, “прикладывая” каждое полученное знание или информацию к “своей модели”. Это поможет точно определять, какие методы использовать, что именно применять и как это делать правильно.. Любой совет и рекомендацию вы сможете применить так, как нужно, потому что у вас будет четкое понимание, зачем вы это делаете и к чему это приведет.

Любой совет и рекомендацию вы сможете применить так, как нужно, потому что у вас будет четкое понимание, зачем вы это делаете и к чему это приведет.

Я считаю, что нашей важнейшей целью, целью осознанного родительства, является помощь ребенку. Не переделать его под свои представления, не изменить его “неугодные” черты характера, а научить жить с собой, уважать себя, любить себя. То есть помочь ребенку стать зрелой личностью, чтобы он смог полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Я верю, что мы приходим сюда, чтобы реализовать собственные задачи. Можно назвать это кармой, личным путем или судьбой, суть остается одна, человек приходит в этот мир со своим призванием.

И если ребенок умеет “жить с собой”, понимать себя, имеет собственное мнение и самостоятелен в мыслях и действиях – он намного быстрее подойдет к собственному предназначению и начнет реализовывать план, который дан ему Богом или мирозданием.

Если же человек большую часть своего “взрослого” времени проведет над решением проблем детства, то времени на поиск собственного предназначения будет намного меньше, поскольку ему придется дольше и сложнее идти к зрелости. Многие взрослые, к сожалению, так и остаются детьми, проходя все положенные детские этапы взросления и к старости все еще оставаясь подростками. 

Я же желаю своим детям, как и вашим, пораньше начать понимать себя, слышать себя, строить здоровые отношения. И тогда и мир вокруг изменится, а мы получим теплые и близкие отношения с нашими выросшими детьми.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.
К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.
Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.
К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Первая влюбленность

Это важный период становления подростка. И тут тоже нужен баланс со стороны родителя.

Хороший ли вы родитель?

  1. Не стоит лезть с бесконечными советами или подшучивать на чувствами ребенка. Это отобьет у него желание делиться своими переживаниями. Мягко интересуйтесь, как продвигаются отношения, при необходимости окажите поддержку.
  2. Не забывайте о секс-просвете. «Он же еще маленький», «Рано об этом говорить» и т.д. Нет, нет и нет! Для вас ребенок всегда будет ребенком, но по статистике большинство людей начинает половую жизнь именно в подростковом возрасте. Расскажите о последствиях секса, о контрацепции, о гигиене и т.д. Не стесняйтесь говорить об этом, подросток должен понимать, что может обсудить с вами эту часть жизни. К тому же это лучше, чем если он нахватается непонятно каких знаний у ровесников.

1. Установить разумные ожидания

«Я в твои годы сама стирала, прибиралась, делала уроки, да еще и за младшим братом присматривала, а ты…» — с укором сообщаем мы детям, когда за час после пробуждения не сделали ничего, кроме скроллинга соцсетей.

Часто мы требуем слишком многого. Удивляемся, что сын не умеет завязывать бантик, хотя видим, что все его кофты на молниях, а обувь — с системой быстрой шнуровки. Возмущаемся, что дочь не умеет ничего готовить, при этом сами постоянно заказываем домой готовую еду.

Перед тем, как чего-то требовать от детей, было бы здорово задуматься над двумя вопросами:

  • Был ли у них шанс этому научиться? Создали ли мы условия, чтобы дочь готовила еду, а сын — легко завязывал бантик. И объяснили ли, зачем это нужно и при каких обстоятельствах может пригодиться.
  • Эта задача соответствует способностям ребенка? Пятилетнему ребенку трудно заснуть самостоятельно, а десятилетний еще не владеет тайм-менеджментом и не знает, как планировать свой день. И это нормально.

Покидание родительского дома

Это тяжелый, но необходимый этап. Бывший ребенок покидает отчий дом и вступает в самостоятельную жизнь. Часто родителям кажется, что дети торопят события, что рано решаться на переезд. Но такая реакция на уход из дома будет в любом случае.

К тому же родители с переездом детей ощущают надвигающуюся старость, и от этого не по себе. Также они испытывают неловкость, потому что остаются наедине друг с другом и не совсем понимают, как себя вести.

Но важно понять, что теперь отношения между родителями и детьми улучшаться. Не будет постоянного напряжения, которое зарождает через ежедневный контакт

Наоборот, встречи будут ожидаться с радостью, потому что перед ними было расставание.

Поступление в детский сад, школу

Если раньше разлука больше касалась матери, то детский сад и школа влияют уже больше на ребенка. Он впервые выходит в большой мир, где много других людей и детей в том числе. Поэтому он учится там работать в коллективе, выстраивать отношения и т.д.

Родителям не стоит сильно переживать на этом этапе:

  1. Во-первых, потому что тревожность передается детям. Когда он идет в школу или садик, ребенок не должен бояться и пугаться, иначе будут проблемы.
  2. Во-вторых, давайте ребенку самостоятельность. Не решайте за него любые трудности и проблемы, но дайте ощущение того, что вы всегда рядом и при необходимости придете на помощь.

Как формировать правила для ребёнка

Иногда дети проявляют самостоятельность в ущерб своей безопасности или делают что-то, что вредит другим

Важно не ругать, а подумать – почему он так поступил

Иногда ребёнок просто хотел показать себя самостоятельным, но не думал о последствиях. Например, ушёл от мамы на другую детскую площадку, хотел показать, что он смелый, независимый, самостоятельный. Он слишком мал, чтобы подумать: «А мама, наверное, испугается, будет волноваться, искать».

Но первым желанием у матери, когда она найдёт потерявшегося ребёнка, будет накричать на него, наказать. Надо решать этот вопрос иначе — объяснить: «Я очень волновалась, везде тебя искала. Но понимаю, ты хотел показать, какой ты у меня самостоятельный». Это как раз повод сформировать правило: «Если хочешь отойти, то должен предупредить, объяснить, где ты будешь, потому что если я этого не знаю, то волнуюсь».

Любые ситуации, в которых ребёнок повёл себя необдуманно, повод не ругать его, а формулировать и объяснять ему правила.

6. Научить решать проблемы

Проблемы — это ситуации, которые вызывают негативные эмоции и вынуждают что-то предпринять, чтобы их решить. Кажется, если в твоей жизни совсем нет проблем — ты счастливчик. На самом деле, секрет успеха — в нашем отношении к жизненным неурядицам. И это как раз то, чему следует научить ребенка — относиться к проблемам, как к части жизни, которая дает новый опыт, а иногда даже помогает стать лучше.

Проблема

Действия

Вывод

Отключили горячую воду

Нагреть холодную воду в чайнике, проверить объявления в подъезде, позвонить в ЖЭК

Быть внимательнее с объявлениями, общаться с соседями, поставить водонагреватель

Подружка распустила неприятный слух, и теперь в классе с ребенком никто не разговаривает

Поговорить с подругой (ребенку): поделиться своими чувствами и спросить, что случилось

Можно устроить войну и тоже наговорить всяких гадостей. А можно сразу поговорить: выяснить причину и помириться

В школе преподаватели используют специальную технику, чтобы научить детей грамотно подходить к проблемам. Родители тоже могут ее использовать. Например, помочь ребенку определиться с целями на учебную четверть, найти препятствия, которые могут помешать и обсудить, как их избежать.

После такого доверительного разговора ребенку будет проще делиться своими переживаниями и все чаще справляться со сложностями самостоятельно.

Как приучать ребёнка к домашним делам

Важно это делать постепенно. Если ребёнку от года до 3 лет, то он уже способен помогать в маленьких делах

Например, включать свет, если попросят – если не достаёт до кнопки, тогда можно взять на руки. Также он вполне способен уже протирать стол тряпочкой, поднимать с пола одежду или игрушки, помогать маме мыть овощи/фрукты, кормить животных, поливать цветы, убирать со стола (всё это, конечно, под руководством взрослых), собирать игрушки в контейнер, перемешивать яйца, помогать месить тесто или застилать кровать, доставать вещи из стиральной машины и подавать маме

Если ребёнку от года до 3 лет, то он уже способен помогать в маленьких делах. Например, включать свет, если попросят – если не достаёт до кнопки, тогда можно взять на руки. Также он вполне способен уже протирать стол тряпочкой, поднимать с пола одежду или игрушки, помогать маме мыть овощи/фрукты, кормить животных, поливать цветы, убирать со стола (всё это, конечно, под руководством взрослых), собирать игрушки в контейнер, перемешивать яйца, помогать месить тесто или застилать кровать, доставать вещи из стиральной машины и подавать маме.

Делают это дети с большим удовольствием. Но поначалу, скорее всего, у них будет не слишком хорошо получаться, больше возникнет проблем вместо реальной помощи

Однако родителям важно всё взвесить, подумать, что лучше – сэкономить лишнюю минуту или подарить ребёнку ощущение, что он участвует в семейных делах, что у него получается, дать ему возможность попробовать что-то новое

Да, возможно, когда он будет смахивать крошки с края стола, то просыпет, но это не повод его ругать, наоборот, нужно похвалить, что стол – чистый, а потом показать, как правильно держать ладошку, чтобы подхватить крошки. Первое время от детей хлопот будет больше, чем помощи, но это нормально. Постепенно они научатся.

Если возраст ребёнка 4-6 лет, то задания можно усложнять. Например, помогать перед стиркой отделять тёмное от светлого, помогать пылесосить, даже подметать, помогать детям помладше, складывать посуду в посудомойку, помогать разгружать её, готовить простую еду, что-то самостоятельно наливать. В магазине он может помогать искать товары, складывать их в корзину, а потом выгружать на ленту перед оплатой.

В возрасте 7-10 лет ребёнок может помогать чистить машину от снега, зачитывать рецепты блюд и подсказывать, что за чем класть, не только загружать и разгружать стиральную машину, но и запускать её. Он может полностью застилать кровать, читать младшим детям, помогать их мыть.

5 важных шагов для родителей от Кэтрин Кволс

Кэтрин Кволс с дочерью

Пока моя дочь вела беседу с Деканом института, куда она планировала поступать, я старательно переводила взгляд со стола на пол, и оттуда в окно. Всеми силами я пыталась избежать взгляда Декана, которая пыталась вовлечь меня в процесс собеседования. Должно быть, она считала мое поведение в этот момент очень грубым.После завершения интервью она призналась, что ещё ни разу разговор с ней не вёл лично абитуриент. Обычно на встречу приходили родители, а будущий студент часто даже не присутствовал. Декан была под впечатлением от умения Брианны (моей дочери) говорить за себя самостоятельно. (Маме есть чем погордиться!)

Моя дочь заранее подготовила подробный и тщательный список вопросов, которые решила задать в каждом учебном заведении, выбирая, куда поступать. Я помогала ей составлять такие списки с вопросами к учителям, врачам и тренерам с восьми лет.

Вот пять шагов, как вы можете помочь ребёнку научиться быть самостоятельным.

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Как побуждать ребёнка делать что-то самостоятельно

Детей постарше нужно побуждать и направлять что-то делать самостоятельно, когда они просят выполнить какую-то работу за них.

Например, малыш просит маму, чтобы она узнала, какие ему дали задания в школе. Тогда ему можно подсказать, чтобы он сам позвонил однокласснику и всё выяснил. Если он скажет, что нет телефона, тогда можно пойти навстречу – выяснить номер, но при этом поговорить с одноклассником попросить всё равно его.

Родители часто на автомате выполняют просьбы детей, даже не задумываясь, что ребёнок уже и сам может это сделать, просто не уверен в себе. Или ему проще, когда кто-то другой выполняет за него то, что нужно. Самостоятельности надо обучать.

Некоторые родители ругают детей, говорят, что они несамостоятельны, ничего не хотят, лентяйничают. Но если детей критиковать, ничего не изменится. Не надо ругать, надо давать возможность малышу проявлять самостоятельность, побуждать его к этому, обучать.

Что же такое здоровая самостоятельность ребенка?

В моем понимании воспитание здоровой самостоятельности ребенка – это постепенное развитие физической и психологической независимости, ощущения самодостаточности.

Как определить, что ребенок воспитывался самостоятельным “по возрасту”?

Самостоятельный взрослый, который только-только перешел из юношеского возраста – это человек, способный самостоятельно себя содержать, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за других и заботиться о них.

То есть здоровая самостоятельность состоит из:

  • Физической самостоятельности – возможность самостоятельно себя содержать и обслуживать в бытовом плане;
  • Психологической зрелости – возможности принимать решения и заботиться о себе и других;

Многие взрослые люди не являются зрелыми и самостоятельными в полном смысле этого слова. Они живут скорее самостоятельностью выброшенного в жизнь ребенка. То есть могут быть успешны, реализованы в некоторых сферах, но зрелость у этих людей еще не наступила, что проявляется в нежелании принимать важные решения и избегании ответственности.

Очень важно уделять внимание воспитанию гармоничной и здоровой самостоятельности, развивая все ее аспекты в комплексе. 

Чем могу помочь вам в этом я?

Приходите на мой большой тренинг “Воспитание самостоятельности у ребенка от 1 до 6 лет”, где подробнейшим образом, структурно и понятно, доходчиво и с примерами я научу вас воспитывать в ребенке личность, уважать его во всех его проявлениях. А вы получите отношения с ребенком, о которых давно мечтали – взаимное понимание, отсутствие истерик, послушание в важные моменты, диалог и взаимопомощь.

Таким образом, осознанное родительство помогает выделить главную цель воспитания – формирование здоровой самостоятельности ребенка “по возрасту” как фундамент его будущей зрелости.

А это:

Воспитание физической самостоятельности ребенка. 

В 2 года – хорошо есть ложкой, в 3 – одеваться, в 6 – обслуживать себя полностью (еда, одежда, купание), в 10 – заниматься физической активностью по собственному желанию, в 12-14 – ходить в походы и уметь себя обслужить в любой ситуации, в 14-16 – знать как и где можно зарабатывать и пробовать это делать под руководством и защитой взрослого, в 20 – быть физически здоровым и абсолютно независимым.

Формирование психологической самостоятельности и зрелости

Чтобы в год уметь невербально общаться, в 3 уметь остановиться в истерике, в 4 – не истерить, когда что-то нужно, а просить словами, в 6 уметь спросить, что непонятно, иметь представление об общении в социуме и уметь себя контролировать в некоторых эмоционально сложных ситуациях, в 10 – иметь стройную “картинку” в голове о ближайшем окружении, уметь разговаривать без ныться, уметь остановить сябя от истерики или тревоги, когда нужно действовать, в 12-14 – раговаривать на любую тему, понимать свои потребности и желания и уметь их контролировать и выражать социально разрешенными способами, в 16 – быть полностью сформировавшейся полноценной личностью, в 20 – понимать, что делать дальше и зачем. 

Не мешайте ребёнку

Очень важно, чтобы родители не мешали ребёнку, если он пытается дойти до чего-то своим умом, пробует в чём-то разобраться. Если он сам не просит о помощи, не нужно показывать, как надо делать

Это здорово, когда ребёнок заинтересовался, нашёл какое-то дело, попытался в чём-то быть самостоятельным. Да, ему понадобится время, он будет делать не так ловко и быстро, как то же самое мог бы сделать взрослый — но это будет очень ценный опыт и кирпичик в фундамент его самостоятельности.

Если вы видите, что идёт процесс освоения ребёнком чего-то нового, не надо спешить вмешиваться (если, конечно, занятие безопасно для него). Это общая проблема – если родители видят, что малыш делает что-то неправильно, то пытаются вмешаться в процесс, показать, как надо. Например, он пытается надеть носок – пыхтит, сопит, слишком долго натягивает. И мама не выдерживает, подходит и помогает надеть его. Но если мы хотим поощрять в детях самостоятельность, не стоит так поступать. Можно быть рядом, можно поддерживать словами «Как хорошо у тебя получается. Я уверена, что ты разберёшься».

3. Освободить от контроля — позволить делать выбор

Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.

На самом деле у тотального контроля больше минусов чем плюсов. Вот, например, в исследовании про мотивацию выделили три принципа, которые ее развивают:

  • Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
  • Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
  • Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию

Кроме того, уже доказали, что чем больше контроля вокруг человека, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.

Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно…»

2. Очертить сферу деятельности

Чем больше в нашей жизни «умных» помощников с искусственным интеллектом, тем менее ценны обычные бытовые навыки: помыть за собой кружку, а не поставить в посудомойку, протереть пол тряпкой, а не роботом-пылесосом.

Но такие задачи как-раз могут быть полезны: через них ребенок ощущает свою значимость и причастность к порядку и уюту в доме. Обсудите, какую миссию ребенок хочет взять на себя: поливать цветы, кормить кошку или следить за наполнением мусорной корзины.

Чтобы узнать больше о том, как не испортить будущее ребенка, помочь полюбить учебу, воспитать самостоятельность и перестать волноваться за него в интернете, смотрите бесплатные записи интерактивного фестиваля Skysmart и ВКонтакте. Психологи, медийные родители и их успешных дети делятся опытом и лайфхаками.

4. Дать время на свободную игру

Кажется, что для полноценного развития детей нужно составить плотное расписание занятий: школа, кружки, секции. Психологи считают по-другому: они уверены, что такие качества, как независимость и стойкость перед неудачей формируются в обычной игре во дворе. Проще говоря, гоняясь за мячом с соседскими ребятами, ребенок не деградирует, а совсем наоборот — учится работать в команде и укрепляет психику.

Интересно!
Профессор психологии и автор книги «Свобода учиться» Питер Грей заметил любопытную закономерность: чем меньше у детей времени на свободную игру, тем выше в обществе уровень детской депрессии и тревожных расстройств.

Именно в игре дети могут почувствовать свою силу и управлять ходом событий: принимать решения и идти на риск.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: