О юморе и смехе со смыслом: цитаты и афоризмы

И СМЕХ, И ПОЛЬЗА

Ученые доказали, что смех — лекарство от многих болезней. Веселые люди реже страдают от бессонницы и депрессий. Улыбчивый малыш легко адаптируется и быстро находит друзей в новом коллективе. В будущем у такого ребенка не будет трудностей в общении. Человек, способный посмеяться над своими поступками, вызывает симпатию у окружающих. Жизнерадостный ребенок растет уверенным в своих силах человеком: лучшей прививки от комплексов, чем улыбка, не найти!

Смех укрепляет также иммунитет. Он активизирует кровообращение, стабилизирует давление, стимулирует выработку гормонов счастья – эндорфинов и поддерживает здоровье нервной системы.

По материалам:
“Первоклассные Родители“,
текст Инна Щепеткова

В каком возрасте начинается развитие юмора детей?

Начинай смеяться, как только малыш появиться в твоем животе. Помни, что смех провоцирует выделение химических веществ, улучшающих общее самочувствие и настроение. Маленький карапуз в животе также ощутит это!

Научись смеяться над тем, что обычно вызывает у беременных женщин глубокое разочарование. Вместо слез по поводу регулярных газов или лодыжек, как у гиппопотама, лучше использовать смех. Это те вещи, на которые ты не можешь повлиять, но можешь воспитать другое отношение к происходящему.

Мамы рекомендуют смеяться и смотреть веселые комедии прямо во время схваток. Смех повышает порог чувствительности, и боль становится терпимой.

Оттачиваем остроумие

Смешное находят, а остроумное создают сами. В остроумии эмоциональный компонент только фон, побуждающий мотив, а само «действие» – в области интеллекта.

Учите ребенка смотреть на все глубже. Вещи, значения, поведение рассматривайте с различных сторон. Остроумие – это выход за пределы формальной логики. Отыскание и внезапное осознание логической ошибки и есть та пружина, которая включает реакцию смеха.

Совет упражнение:

Возьмите любой предмет (для начала лучше тренироваться на объектах неодушевленных), например прическу героини мультика. Вот вам и пища для ассоциаций. На листе бумаги вместе с ребенком пишите все, что приходит в голову: «сладкая вата», «стог сена», «стриженый газон», «ураган в пустыне»… Лучше делать упражнение на одном дыхании, без перерывов и долгих раздумий. Теперь попробуйте на основе этих ассоциаций сказать что-нибудь остроумное… Предложите сделать это же ребенку.

Работаем над эрудицией, приобретаем жизненный опыт

Так называемые «детские анекдоты» обычно кажутся взрослым глупыми, а шутки взрослых зачастую вызывают у детей недоумение. Это обусловлено различиями жизненного опыта и возрастными особенностями, от которых во многом зависят наше мышление и эмоции. От- части поэтому родителям и детям порой не очень легко найти общую почву для шуток. Ну и, конечно, шутить легче человеку начитанному и эрудированному, с хорошо развитой речью. Словарный запас особенно важен, поскольку большое количество юмористических приемов связано с игрой слов.

Совет упражнение:

Читайте с ребенком как можно больше! В хороших детских книжках очень много шуток и юмора. Их надо читать, обсуждать, разыгрывать в домашнем театре, искать параллели с жизнью. Чаще опыт ребенка помогает понять улыбку автора, но бывает и наоборот: сама книга привносит в жизнь что-то смешное. Эрудиция также важна. Во-первых, она расширяет поле деятельности юмориста. Во-вторых, позволяет отойти от примитива («маленький мальчик нашел пулемет…») и научиться шутить утонченнее.

Зачем детям чувство юмора?

Прежде чем разобраться, как развить чувство юмора у ребенка, предлагаем понять, какую пользу оно принесет:

  1. Детский смех– доказательство интеллектуального развития. Первым стимулом смеха у младенцев является физический контакт в виде щекотки или покачивания на руках. Но в 6-7 месяцев дети начинают лучше осознавать окружающий мир и реагировать на происходящее смехом. Малыш улыбается при виде твоего лица? Это сигнал, что детские глазки тебя узнали. Ребенок смеется, когда ты поешь детскую песенку или рассказываешь стих? Это сигнал, что малыш узнал песню или стих, и услышанное его забавляет.
  2. Чувство юмора помогает родителям в дисциплине. Когда ребенок шалит, можно поругаться. Но эффективнее перевести ситуацию в шутку, благодаря чему ребенок не испугается и лучше поймет, как себя нужно вести.
  3. Смех – вид социального общения. Ученые утверждают, что смех и юмор предшествовали человеческой речи. Это самая элементарная форма связи, доступная ребенку и родителям. Развивая чувство юмора у детей, мы начинаем учить их взрослой речи.

7 способов, как развивать чувство юмора у ребенка каждый день, независимо от возраста

Смех должен звенеть в твоем доме каждый день. Для этого достаточно создать несколько веселых семейных традиций:

Глупые праздники. Устраивай глупые праздники и в честь Дня дурака 1 апреля, и в любой другой день. Для этого достаточно перешерстить календарь и выбрать в нем самые нелепые события. Отпразднуйте День одинаковых носков 23 марта, а 3 августа День арбуза. Придумайте свои собственные глупые праздники: вечер пятницы можно превратить в праздник лентяев, а вечер воскресенья – в обязательное театральное представление. С возрастом детей развлечения могут меняться.

Больше пения. Дети любят пение, поскольку песня может и успокоить, и насмешить. Любой приказ можно отдать очень строгим голосом, но если при этом распеть свои слова, получится очень смешно. Когда нужно отправить ребенка спать, просто пропей ему «спать, спать, спать, быстро в кровать и спать». Меняй интонацию и мотив песни, чтобы быть интереснее. Это способствует не только развитию юмора детей, но и музыкального слуха.

Рассказывай ребенку забавные истории. Каждый день во время приема пищи общайся с малышом и рассказывай истории, которые приключились с тобой днем – смешной кот на улице или забавный разговор соседей в лифте. Так ты воспитаешь ребенка, который умеет общаться и делиться событиями из своей жизни, а сама научишься видеть светлую сторону каждого дня.

Забавные традиции и ритуалы. На Рождество можно приготовить как полезный подарок, так и забавный. Если твоя дочь любить купаться, подари ей смешную уточку или купальник. Также можешь придумать интересный ритуал прощания перед сном, который будешь знать только ты и твой малыш.

Смотрите комедии и мультфильмы. Педиатры и психологи часто критикуют время перед телевизором, но семейные просмотры комедий пойдут только на пользу

Важно создать настоящее ощущение кинотеатра и обязательно обсудить увиденное после просмотра.

Мотивируй детей видеть смешное. Поставь в углу доску и предложи малышу вырезать из журналов смешные картинки, а затем крепить к доске

Да, все журналы и газеты в доме будут изрезаны, но зато у малыша всегда будет увлекательное занятие.

Выбирай книги со смешными стихами или рассказами. Как научить ребенка смеяться знают в книжном магазине. Попроси продавца показать тебе детские книги с юмористическими рассказами и подбирай ребенку каждый месяц новый подарок. Читать книги можно в любое время дня.

 Заключение

Как развить чувство юмора у ребенка? Покажи пример! Дети перенимают от родителей абсолютно все, а у позитивных родителей всегда вырастают позитивные малыши. Учись находить позитив даже в перевернутой тарелке и детской истерике. Когда хочется накричать на малыша, посмейся. Включи в свою жизнь больше смешных и нелепых игр, которые способствуют развитию юмора детей. Также помни, что юмор помогает развитию интеллекта и креативности, а также успокаивает самых маленьких и позволяет им развивать положительную самооценку.

Простые советы, как развить чувство юмора у ребенка до года

Ключевой момент юмора – не шутка, а другой человек. Человек, вызывающий у нас смех и положительные эмоции, автоматически становится близким и родным. Для матери и карапуза общий смех является фундаментом создания прочной связи до момента, пока малыш научится говорить. Поэтому женщины начинают инстинктивно щекотать детей, чтобы успокоить.

Эксперты утверждают, что дети начинают смеяться после 4 месяцев. До этого момента карапуз может улыбаться и проявлять эмоции радости, но смех ты вряд ли заметишь. К 6 месяцам ты сможешь понять, что конкретно заставляет его смеяться. Впрочем, и в полугодовалом возрасте детский смех трудно назвать истинным юмором. Настоящее проявление юмора требует высоких когнитивных достижений, осознанности и понимания речи.

Когда мы развиваем чувство юмора у детей до года, подойдут самые простые игры:

Физический контакт. Игры, предполагающие физический контакт, очень нравятся детям младше года. Просто пошлепай кроху по животику или пощупай пальчики, и в доме прозвучит заливной детский смех. Но не переборщи со щекоткой, иначе у малыша может начаться истерика.

Игры с ускорением и замедлением темпа. Младенцы обожают элемент неожиданности. Чтобы рассмешить малыша, уложи его на колени и начни раскачивать медленно, а затем быстрее.

Сделайся неузнаваемой. За первые полгода дети привыкают к обычному выражению лица и голосу мамы. Начни чаще кривляться и менять голос, как у мультяшных героев, удивляя кроху.

Заставь предметы исчезнуть

Ближе к первому году дети учатся концентрировать внимание на предметах и запоминать их расположение. Если малыш смотрит на игрушку, а она вдруг исчезнет – это вызовет искреннее детское удивление

Когда игрушка вернется на место, кроха обязательно рассмеется. Можешь прятать от малыша свое лицо за ладонями, а потому появляться – как в мультфильме «Ледниковый период».

Смех для детей – это способ избавиться от напряжения и стресса. Малыш не может сообщить миру о своих переживаниях и потребностях и часто переживает дискомфорт. Хорошо развитое чувство юмора ребенка поможет легче пережить все трудности младенческого возраста.

Еще одна причина смеяться чаще у мам с хорошим чувством юмора в грудном молоке присутствует больше гормона мелатонина, поэтому их дети крепче спят.

Как психотерапия помогла Борису в решении его проблемы?

Психотерапевт выяснил, что корень всех проблем Бориса — в детской модели поведения. Недостаток внимания и невозможность самореализоваться (достичь успехов в учёбе или в чём-либо другом) он компенсировал своими проделками. Сначала это было его защитной реакцией на стрессовую ситуацию — развод родителей. А потом стало ещё и способом завоевания авторитета, ухода от ощущения собственной несостоятельности, заменой всем тем достижениям, которые были только в мечтах.

По мере взросления Борис сохранил эту модель поведения. Он стал шутить всегда и везде, но особенно — в те моменты, когда чувствовал себя неуверенно. К примеру, он всегда отшучивался, когда кто-то из сверстников оскорблял или провоцировал его.

Психотерапия имела несколько целей, в частности, научить Бориса:

1. Реагировать на проблемы иначе, не отшучиваясь и не пасуя перед сложностями.

2. Принимать собственные решения и не ставить всю свою жизнь в полную зависимость от чьего-то одобрения.

3. Повысить самооценку, ведь больше всего в чужом одобрении нуждаются робкие, недооценивающие себя люди.

Психотерапевт на сеансах исследовал вместе с Борисом его механизм психологической защиты, чтобы залечивать его детские травмы. Мужчина научился отслеживать те моменты, когда включалось «шутовство», смог останавливаться и пробовать реагировать иначе. В искусственно созданной обстановке, в безопасном пространстве психологического кабинета можно было сколь угодно думать над ответами и прорабатывать разные модели поведения, присматриваться к своим чувствам и потребностям, учиться их выражать без агрессии и перевода важных тем в шутку. Глубокая работа над собой и пошаговые изменения позволили Борису изменить стиль поведения, стать более авторитетным и ответственным в глазах окружающих.

Сегодня у молодого человека нет упомянутых выше проблем. Он по-прежнему любимчик всех друзей и родных, но у него получилось доказать всем, что ему можно доверять, на него можно рассчитывать, и когда нужно, он может быть и серьёзным, и решительным.

Но самое главное: Борис понял, что куда важнее — быть одобренным самим собой, не идти на сделки с совестью и не прикрывать шутками проявления собственной слабости и безволия.

  • 4 модели поведения ребёнка, растущего в сложной семейной обстановке
  • Как ребёнок-отличник, повзрослев, довёл себя до нервного срыва
  • Ребёнок-невидимка: как детская модель поведения обернулась проблемами во взрослой жизни
  • Против чего бунтует ребёнок-хулиган?

История Бориса

На момент обращения к психотерапевту Борису было 25 лет. Уже три года как он окончил ВУЗ и работал в одной небольшой фирме. Обратился он сразу с несколькими проблемами. В частности, Борис жаловался на то, что:

1. Окружающие не воспринимают его всерьёз.

2. Он не чувствует удовлетворения от своей жизни, потому что часто принимает решения, опираясь на чужое, а не на личное мнение.

3. Он слишком нуждается во внешней мотивации, и, в том числе — одобрении окружающих.

4. Он привык отшучиваться даже в ситуациях, требующих какого-то более обдуманного решения, нежели шутка. И обычно всех это только злит.

Казалось бы, проблемы не ахти какие серьёзные! Но они сильно портили жизнь молодому мужчине. В чём это проявлялось?

Во-первых, начальство не относилось к нему как к ценному и перспективному сотруднику, хотя у него были хорошие задатки и большое желание работать.

Во-вторых, у Бориса не складывались отношения с девушками. Все они были не прочь провести с ним время, погулять… Но когда доходило до чего-то более серьёзного, они вдруг «испарялись». Одна из девушек так прокомментировала свой уход: «Не обижайся, ты очень хороший, с тобой всегда весело… Но мне бы хотелось иметь рядом более надёжного и самодостаточного мужчину, на которого можно положиться и который не ждёт от меня постоянного одобрения даже в мелочах, а способен действовать самостоятельно».

Конечно же, эти слова больно ранили Бориса, тем более, что он никогда не был безответственным обормотом или разгильдяем. Но почему-то все навешивали на него именно такой ярлык: повеса, шут, весельчак и не более того.

Вот что выяснилось в ходе психотерапии.

Усваиваем позитивное отношение к миру

Научите чадо быть счастливым здесь и сейчас. Невозможно весело и интересно шутить без позитивного взгляда на жизнь. Понаблюдайте за собой, подумайте и решите, что конкретно приводит вас и ваших близких в хорошее настроение, что радует, и стремитесь к этому. Каждый день находите время пообщаться, поиг рать, пошалить, повеселиться, просто подурачиться со своими детьми

Важно учить ребенка находить в любых событиях что-то положительное и даже комичное

Очень часто бывает, что по прошествии какого-то времени мы проблемы вспоминаем с улыбкой. Но если вовремя суметь найти что-то смешное в спорах и конфликтах, то их развитие можно и предотвратить.

Совет упражнение:

В раскованной домашней обстановке разговаривайте с ребенком о том, что его радует, веселит, кажется смешным, а что не нравится в себе и окружающих. Рассказывайте забавные истории, смотрите вместе хорошее доброе кино. Совместный смех облегчает и улучшает взаимопонимание.

В результате чего развилась привычка отшучиваться?

Детство Бориса можно поделить на 2 периода: до развода родителей и после него. Будучи 5-летним мальчуганом, он очень тяжело переживал эту семейную драму. В особенности его мучила необходимость расставания с отцом, ведь у них были такие тёплые взаимоотношения!

Борис вспоминает, что именно в этот период «шутовство» стало его постоянным спутником

Чувствуя, что внимание со стороны родителей заметно сократилось, он стал привлекать его своими выдумками, проделками и шутками.. А ещё настоящим праздником для Бориса были выходные, когда отец приходил его навестить

Мальчик всё ещё надеялся в душе, что родители помирятся, и делал всё возможное, чтобы им было весело. Чтобы они снова смеялись втроём над какой-нибудь ерундой! В эти минуты Борис верил, что помирить родителей возможно, нужно лишь помочь им в этом, не оставив в их сердцах места для раздражения и обиды. Нужно во что бы то ни стало их рассмешить!

А ещё настоящим праздником для Бориса были выходные, когда отец приходил его навестить. Мальчик всё ещё надеялся в душе, что родители помирятся, и делал всё возможное, чтобы им было весело. Чтобы они снова смеялись втроём над какой-нибудь ерундой! В эти минуты Борис верил, что помирить родителей возможно, нужно лишь помочь им в этом, не оставив в их сердцах места для раздражения и обиды. Нужно во что бы то ни стало их рассмешить!

Он придумывал конкурсы, показывал фокусы и трюки, совершал какие-то немыслимые поступки, чем очень обескураживал родителей, не понимающих, что такое происходит с их обычно спокойным и рассудительным сыном. Но все же, они улыбались, и для маленького Бори это было лучшей наградой.

И вот закрепилось за ним такое поведение. Он понял, что единственно доступный для него способ быть в центре внимания — вести себя, как шут. Точно так же он вёл себя и в школе, что сначала позволило ему завоевать определенный авторитет и положение среди сверстников, а позже стало причиной немалых проблем. Часто Борис не замечал границу между хорошей и плохой шуткой, потому что главным для него было одобрение одноклассников.

Так он превратился в настоящего хулигана. Пусть и не злостного, а всеми любимого, но бесшабашного хулигана, на которого все махнули рукой. Казалось, ему прощали всё, ведь даже директор был в восторге от некоторых его проделок. Классный руководитель и вовсе пророчил ему актёрскую карьеру…

Все эти обстоятельства, как стало понятно Борису уже на приёме психолога, закрепили такой способ психологической защиты, как превращение всего в шутку. И ведь он работал! Да ещё как работал: мама, которая так часто плакала, всегда смеялась над его шутками; педагоги, собравшиеся на педсовет по поводу какой-нибудь очередной выходки, старательно прятали улыбки, потому как были уверены, что зла этот очаровательный мальчишка никому не желал; одноклассники всегда звали на дни рождения. И если сначала ему были нужны усилия, чтобы кого-то рассмешить, то потом по-другому он уже просто не мог.

Шли годы, мальчик взрослел, мужал… И ему уже не так охотно прощали неуместные шутки. Лишь спустя годы Борис понял, что шутовство приносит больше проблем, чем решает их, и что он не может справиться с ним самостоятельно. Психотерапевт выяснил, что под проблемой Бориса скрывается неуверенность в себе, боязнь негативной реакции окружающих и жажда одобрения. Возможно, в детстве Борис, как и все дети, подсознательно винил себя в разводе родителей, и пытался шутками загладить эту вину, доказать, что он привносит в жизнь родителей только позитив.

Повзрослев, Борис понял, что ему очень тяжело даётся понимание собственных желаний, что он многие решения принимает, основываясь на мнениях других. Именно таким образом он в своё время выбрал ВУЗ, факультет, затем и место работы… Но пришло время, когда он остро ощутил, что ему хочется жить своей жизнью и не зависеть ни от чьего одобрения.

Тяжелый случай: типичные ошибки

Не надо насильно приучать ребенка смеяться над самим собой. Например, если малыш страшно застенчив, нет смысла над этим подтрунивать. Чтобы подняться над ситуацией, взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в печальном, нужно обладать большой силой духа. Так что лучше помогите ребенку избавиться от застенчивости (естественно, не шутками, которые он справедливо воспринимает как издевательство!). Предоставьте чаду возможность расти в спокойной, непринужденной атмосфере. Меньше требуйте, больше объясняйте, фиксируйтесь на достоинствах малыша, повышая его самооценку и вселяя уверенность в себе. А потом, когда ребенок станет общительней, можно будет и подтрунить над его былым недостатком
Но опять же не просто так, а подчеркивая важность того, что он смог себя преодолеть.

Порой взрослые общаются исключительно в ироническом ключе, и малыш привыкает к тому, что ни о чем на свете не стоит говорить всерьез. Тонкая ирония у детей иногда перерождается в откровенную дурашливость или, что еще хуже, в несвойственную детям циничность
Когда все не всерьез, человек отгораживается от переживаний. А поскольку они как следует не осмыслены, не отрефлексированы, возможны психологические проблемы.

Однозначно: не шутим над внешностью! Неудачная шутка может запасть человеку в душу и ранить его навсегда

Крайне осторожно следует обращаться с курносым носом, обилием веснушек или оттопыренными ушами, чтобы не породить у ребенка трудноискоренимые комплексы. Физические недостатки устранить сложно, часто невозможно

Уже хотя бы поэтому смеяться над ними нельзя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: