Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом
Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
ЗПР
УО
Характер
Обратимый
Необратимый
Вид нарушения
Замедление темпа психического развития
Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций
Масштабность
Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже
Тотальность – страдают практически все функции
Первичный дефект
Частичное повреждение базальных структур
Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности
Как развивается
Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.
Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года
Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.
К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.
Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.
Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.
Советы родителям
Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.
Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:
- пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
- творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
- массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
- развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
- логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.
Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.
Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.
Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.
Коррекция нарушений
Объем терапевтической помощи детям с задержкой речевого развития, зависит от причин, которые привели к отставанию. Если причина кроется в социальных факторах и отсутствии достаточной разговорной речи в окружении ребёнка со стороны взрослых, то первым делом необходимо организовать практически непрерывное общение рядом с ребёнком. Взрослые должны проговаривать каждое действие при ребенке, часто вступать в диалоги при нем, демонстрировать правильную грамотную речь, общаться даже в тех случаях, когда можно что-то сделать молча.
Параллельно с коррекцией речи в семейном кругу, помощи невролога, детьми с проблемами речи активно должны заниматься логопеды и деффектологи, а так же детские психологи
Они занимаются подбором индивидуальных программ занятий, уделяют внимание развитию мелкой моторики, в игровой форме развивают речь и память ребёнка, учат ребёнка быть сконцентрированным, тренируют слуховую и звуковую внимательность, накапливают пассивный словарный запас плавно переходя к активной, связной речи
Важным в благоприятном прогнозе и успешности проводимых манипуляций является своевременность обращения за помощью к специалистам.
Совместными усилиями родителей и врачей к дошкольному возрасту, дети с задержкой речи догоняют ровесников.
Для профилактики задержки речевого развития, важно уже на этапе беременности позаботиться о благоприятном её протекании. Важно максимально подготовиться к здоровым родам и периоду новорожденности
ребёнка с рождения необходимо поместить в правильную социальную среду, богатую на межличностные общения и контакты. Необходимо фильтровать игрушки, с которыми знакомится ребёнок с самого раннего детсва. Они должны относиться к категории развивающие. Так же нужно и фильтровать поступающую ребёнку информацию, ограничивать от чрезмерной перегрузки нервной системы и не по возрасту высоких требований.
Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46
Как выявить ЗПРР ?
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
-
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
-
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
-
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
-
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
-
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
-
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
ЗПР и ЗРР — в чем разница?
Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.
ЗРР: симптомы и причины
Суть данной речевой задержки в том, что ребенок осваивает устную речь позднее, чем большинство детей в возрасте до 3-х лет. Симптомами такого недуга являются долгий процесс накапливания пассивного словаря из двух языков (1 этап вхождение в двуязычия), позднее разделение языков (этап языкового “эквивалента”), очень маленький и неправильно сформированный активный словарный запас из двух языков, не полностью сформированная экспрессивная речь, отсутствие внятной и четкой речи. Ребенок вяло реагирует на разговоры и звук, не пытается их повторить (в возрасте до 1 года), у него низкая разговорная и звуковая активность, он плохо составляет простые фразы (2,5-3 года) или же собственная речь вовсе отсутствует.
Фактически, ребенок немного медленнее осваивает язык. Это может касаться всех компонентов разговора: фонетического, грамматического, лексического на всех этапах во вхождение в двуязычие. ЗРР крайне негативно сказывается на развитии психики. Поэтому, очень часто вместе с ЗРР врачи диагностируют и задержку психического развития – ЗПРР – задержку психо-речевого развития.
Однако следует помнить, что ЗПРР – это не патологические изменения в структуре разговорного или психических механизмов, поэтому оно поддается коррекции, и ребенок, при правильной работе, может полностью избавиться от проблемы.
Причинами подобных проблем могут быть перенесенные в раннем возрасте инфекции, которые способны вызвать изменения в деятельности мозга ребенка, травмы, болезни и интоксикации у матери во время беременности, родовые травмы. Точно так же влияет на ребенка и окружающий его социум. При правильном воспитании речевой культуры подобных проблем у детей не наблюдается. Родителям необходимо правильно постоить всю систему общения с ребенков, особенно в ситуации нескольких языков в семье (метод “один родитель-один язык”). Поэтому при обращении родителей, диагностика проводится рядом специалистов – педиатром, логопедом, психологом, неврологом и т.д.
Некоторые специалисты выдвигают мнение о том, что такого рода проблемы, возникают чаще в семьях с билингвизмом, так как ребенок просто не понимает какому языку ему учиться и поэтому плохо осваивает оба.
Но не следует забывать о том, что основными причинами появления отклонений речи, являются органические поражения. Если речевой аппарат неправильно развит или сформирован, дополнительная нагрузка в виде двуязычия, является скорее катализатором, но никак не основной причиной проблемы. Ряд ученых выдвигает теорию о том, что двуязычие, наоборот, оказывает позитивное влияние на развитие ребенка, так как его мозг работает более активно и в нескольких направлениях сразу. Без сомнения, освоение нескольких языков с раннего возраста, связано с рядом определенных трудностей, и этапов формирования двуязычного ребенка (этап “смешения двух языков”, этап “отказа”, этап “молчания” и т.д.). Поддержка двух или нескольких языков в семье является сложной и долгой работой как родителей, так и для самих детей
Но при должных условиях и осведомленности в этом процессе, у детей формируется более гибкое мышление, внимание и способность в овладении несколькими языками сразу (сбалансированное двуязычие)
Стоит учитывать, что в процессе онтогенеза (развития), все дети допускают речевые ошибки, так как только учатся правильно разговаривать и понимать других людей на двух разных языках
Поэтому важно отличать симптомы органических речевых нарушений от формирования двуязычия и усвоения одного из языков – процесс интерфиренции
Еще одной особенностью является то, что любое нарушение речи у двуязычного ребенка, должно быть диагностировано в обоих языках. В противном случае – это просто неправильное усвоение и изучение второго, “слабого” языка.
Двуязычие – непростой путь. Это не просто владение несколькими языками, это чувство принадлежности к нескольким культурам, ментальностям. Такие дети всегда овладевают речью, преодолевая больше преград, чем монолингвы. Но это не значит, что такие условия приводят к обязательным нарушениям или отклонениям в разговоре. Наоборот, верно построенное освоение языка и культуры формирует многогранную и развитую личность.
ОНР: симптомы и причины
Общее недоразвитие речи (ОНР) – патологическое развитие и функционирование речи в целом, всех ее компонентов речи в двух языках. Это неправильное произношение фонем двух языков, нарушение грамматического компонента речи, скудный словарный запас как в одном, так и в другом языке, неправильное развитие фонематических процессов. Следует отметить, что при данном расстройстве у детей остается сохранным интеллект и слух.
Недоразвитие выражается в плохом произношении слов из двух языков, иногда ребенок может сокращать слова до одного слога. Зачастую, незнакомые люди не понимают, что ребенок говорит. Ему тяжело дается формирование и проговаривание длинных предложений, он имеет в постоянном использовании очень мало слов, которые, чаще всего, все равно неправильно произносит как в английском, так и в русском языке.
Исходя из тяжести ОНР, глубину проблемы можно разделить на 4 уровня:
- 1 уровень: у ребенка практически отсутствует фразовая речь в силу того, что словарный запас крайне скудный в двух языках. Разговор сводится к активной жестикуляции и мимике, которые практически не подкрепляются смысловыми фразами. Также нарушено и понимание речи. Особенно страдает грамматический компонент, в то время как понимание устной речи фокусируется на лексическом значении слов, а не на смысловой нагрузке. Произношение звуков и слов сильно нарушено и носит диффузный характер. Фактически, этот уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием общей речи.
- 2 уровень: словарный запас немного отстает от нормы, но присутствуют существительные, прилагательные, глаголы, местоимения в обоих языках. Ребенок способен строить короткие фразы из 2-3 слов, при этом дополнительно активно жестикулирует. Понимание речи нарушено, но ребенок воспринимает отдельные грамматические конструкции. При этом, наблюдаются проблемы в понимании числа, рода прилагательных, окончаний падежей, при изменении слов по числам. Например: я смотрел на высокую дерево, по ней бегал белка. При звукопроизношении может наблюдаться искажение, добавление или смешение звуков в слове.
- 3 уровень: активный запас слов максимально приближен к норме, но наблюдается неточное понимание и произношение некоторых слов. Ребенок строит предложения из 4-5 слов, а вот большее количество дается ему с трудом. Может наблюдаться нарушение в понимании причинно-следственных и логических конструкций в предложениях. Иногда может происходить смешение, добавление или пропуск звуков в словах.
- 4 уровень: дефекты практически не заметны для окружающих, но ребенок может путать близкие по значению слова, конструкции в составленных предложениях не всегда между собой согласуются, иногда могут опускаться слоги или звуки.
Причинами возникновения такой проблемы могут быть как негативные воздействия в период внутриутробного развития, так и родовые и послеродовые проблемы. Инфекции и болезни, перенесенные матерью, прямо влияют на формирование речевого аппарата эмбриона. Интоксикации, асфиксия, резус-конфликт крови матери и ребенка – все это может стать причинами появления ОНР. Сюда также относят перенесенные инфекции и травмы головы в первые годы жизни ребенка. Еще одним очень важным фактором формирования здоровой речи, является ближайшее окружение
Перенимая модели разговора, дети учатся выстраивать свои слова и предложения, поэтому невнимание к этой сфере развития или ее неправильное формирование может привести в дальнейшем к серьезным проблемам. Например: привнесение слов из одного языка в другой
Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями
Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.
Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.
В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.
Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.
Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.
- Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
- Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
- Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
- Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
- ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
- ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
- ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
- Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
- Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
- Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
- Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.
Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.
Нормы развития речи
Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:
- Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
- В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
- 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
- 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
- После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
- С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
- В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
- Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
- 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
- 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.