Развитие в период младенчества с 3 месяцев до 1 года

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  1. Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.

  2. Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.

  3. Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.

  4. Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Основные события в развитии мозга младенца от 1 до 9 месяцев жизни

К первому месяцу жизни очень многие события в жизни мозга уже практически завершены. Новые нервные клетки рождаются в незначительном количестве, и их подавляющее большинство уже обрело свое постоянное место в структурах мозга. Теперь главная задача – заставить эти клетки обмениваться друг с другом информацией. Без такого обмена ребенок никогда не сможет понять, что он видит, потому что каждая клетка коры головного мозга, получающая информацию от органов зрения, обрабатывает какую-то одну характеристику предмета, например, линию, расположенную под углом 45° к горизонтальной поверхности. Чтобы все воспринятые линии сложились в единый образ объекта, клетки мозга должны общаться друг с другом. Именно поэтому на первом году жизни самые бурные события касаются формирования связей между клетками мозга. За счет возникновения новых отростков нервных клеток и контактов, которые они устанавливают друг с другом, интенсивно увеличивается объем серого вещества. Своеобразный «взрыв» в образовании новых контактов между клетками зрительных областей коры происходит в районе 3-4 месяцев жизни, и далее, число контактов продолжает постепенно увеличиваться, достигая максимума между 4 и 12 месяцами жизни. Этот максимум составляет 140-150% от числа контактов в зрительных областях мозга взрослого человека. В тех областях мозга, которые связаны с обработкой чувственных впечатлений, интенсивное развитие межклеточных взаимодействий происходит раньше и заканчивается быстрее, чем в областях, связанных с управлением поведением. Связи между клетками мозга малыша избыточны, и именно это позволяет мозгу быть пластичным, готовым к разным вариантам развития событий.

Не менее важным для этой стадии развития является покрытие нервных окончаний миелином – веществом, способствующим быстрому проведению нервного импульса по нерву. Также как и развитие контактов между клетками, миелинизация начинается в задних, «чувствительных» областях коры, а передние, лобные области коры, которые принимают участие в управлении поведением, миелинизируются позже. Начало их миелинизации приходится на возраст 7-11 месяцев

Именно в этот период у младенца возникает внутреннее, произвольное внимание. Покрытие миелином глубинных структур мозга происходит раньше, чем миелинизация корковых областей

Это важно, поскольку именно глубинные структуры мозга на ранних этапах развития несут бóльшую функциональную нагрузку.

К концу первого года жизни размер мозга ребенка составляет 70% от мозга взрослого.

Эмоциональный фон: или почему мой ребенок все время плачет?

Эмоциональный фон – это базовое, преобладающее настроение малыша. Наверняка вы видели детей, которые чаще смеются и тех, кто устраивает истерики по любому поводу. Это и есть эмоциональный фон.

От чего он зависит:

ежедневная порция счастья. Такие положительные эмоции ребенок получает, общаясь с любящим взрослым. Мама улыбается ему, целует, обнимает, ласково разговаривает, играет с ним. Ребенок ощущает радость жизни.
привычка к базовому позитивному восприятию

К сожалению, современные мамы настолько заняты собой и своими гаджетами, общением с такими же подругами или другими «важными» делами, что обращают внимание на детей, только когда те плачут. Ребенок в такой ситуации видит что? Правильно, маму можно привлечь только негативными эмоциями

Это быстро станет привычным состоянием.

Чтобы вырастить гармоничную личность маме следует:

  1. сохранять спокойствие в кризисных ситуациях;
  2. избавить себя от негативных эмоций и ненужных переживаний;
  3. откликаться на проявления радости у ребенка, улыбаться в ответ, веселиться вместе с ним.

Эмоциональная устойчивость и ее тренировка: возможно ли это?

Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым, ориентируясь на полученные знания? Для начала нужно принять, что дети до года призывают близких на помощь криком. Для них это единственный способ изменить ситуацию, «доложить» о дискомфорте.

Если мама реагирует на детский плач негативными эмоциями, это вряд ли даст ей очки. Ребенок не плачет назло. Он просто хочет, чтобы его потребности были удовлетворены.

Как работать с этим знанием:

  • время от времени нужно давать ребенку возможность переключиться с возникшей проблемы, самостоятельно найти выход. Например, если малыш зовет маму, а мама долго не приходит, он может начать сосать кулачок и заснуть. Найдет что-то интересное и будет играть. Детям нужно учиться заниматься собой. Это механизм психологической защиты, очень важный для будущего;
  • холодная и отстраненная мама неизбежно вырастит морального калеку. Если к ребенку никто не подходит систематически, защита будет непробиваемой;
  • если мама предупреждает любые потребности малыша, не дает ему почувствовать дискомфорт даже временно, ребенок будет лишен защиты вовсе. Он не сможет мириться с малейшим стрессом. Такие дети устраивают истерики, топают ногами, перебивают взрослых, выбрасывают еду.

Почему ребенок плохо набирает вес?

Основная причина недостатка веса в период новорожденности — это отказ малыша сосать грудь. Маловесные дети имеют плохой аппетит и большую часть дня проводят во сне. Зачастую родителям приходится долго будить ребенка, а после нескольких минут сосания груди или бутылочки со смесью новорожденный опять засыпает. Особенно сонливы дети, у которых в первые дни жизни наблюдалась выраженная физиологическая желтуха.

В итоге после очередного взвешивания доктор может сказать маме, что новорожденный совсем не набрал вес или прибавка незначительна. Если ситуация не улучшается несколько месяцев, мать и малыша могут госпитализировать для проведения комплексного обследования и зондового кормления в условиях стационара.

Иногда причина низкой прибавки в весе кроется в несоблюдении тактики грудного вскармливания. Педиатры рекомендуют прикладывать грудничка во время кормления только к одной груди, чтобы он высасывал «заднее» молоко, которое представляет особую энергетическую ценность и богато питательными веществами. По своей неопытности мамы предлагают новорожденным обе груди. В таком случае ребенок сосет верхнее молоко, не прикладывая к этому никаких усилий и быстро засыпает, слегка утолив свой голод.

Если малыш перенес инфекционное заболевание, долго болел, страдал от высокой температуры или кишечного расстройства, то месячная прибавка в весе может быть значительно меньше, чем обычно. В таком случае также сдвигаются сроки введения прикормов, а в период болезни вообще многие дети практически отказываются от еды, что отражается на их весе. Родители должны активно общаться с детским врачом, при необходимости задавать ему интересующие вопросы и придерживаться всех рекомендаций.

Факторы развития умственных способностей

— Многих мам волнует вопрос: что же определяет умственные способности ребенка? Как вы думаете?

— На первом месте, несомненно, наследственность. Ученые уже давно установили, что умственные способности передаются по наследству. Чем умнее родители, тем выше интеллект у детей. Замечено также, что интеллект ребенка в большей степени зависит от интеллекта матери, нежели от интеллекта отца.

Есть вещество, которое в прямом смысле жизненно необходимо для формирования мозга. Это — фолиевая кислота, которая в большом количестве присутствует в материнском молоке. Новозеландские ученые, проведя тестирование среди нескольких тысяч детей в возрасте 12-13 лет, выяснили, что у тех из них, кого мама кормила грудью больше восьми месяцев, умственные и интеллектуальные способности были значительно выше. Важен для развития интеллекта и выбора будущей специальности порядок рождения. За последние пятьсот лет создателями революционных идей в науке чаще всего становились те, кто в семье родился последним. Младшими, к примеру, были:

  • Коперник
  • Ньютон
  • Гарвей
  • Дарвин
  • Менделеев
  • Фрейд
  • Эйнштейн
  • Декарт
  • Руссо
  • Троцкий
  • Ленини
  • Кастро и многие другие.

Первенцы же чаще оказываются в рядах консерваторов. Ну и, конечно, воспитание — важнейший, если не основной фактор, определяющий способности ребенка.

Существуют, к сожалению, и прямо противоположные примеры. Самый яркий — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия). Врачи приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все оказалось напрасным. У этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки.

— Хорошо, после обследования родители узнали о проблемах своего ребенка. Что делать дальше?

— Мы даем конкретные рекомендации. Если, например, у ребенка нарушено:

  • зрительное
  • и слуховое

восприятие, с ним надо проводить специальные занятия. Существуют вполне конкретные задания для каждой возрастной группы. Кстати, ребенок часто сам интуитивно чувствует, каких навыков ему не хватает на данный момент времени. Поэтому мы нередко наблюдаем, как наши дети часами:

  • складывают мозаику
  • играют с винтиками или шайбами
  • не отходят от конструктора.

— Можете ли вы привести пример, когда ваша методика оказала конкретную помощь?

— И не один. Довольно часто родители просят развеять сомнения относительно готовности ребенка идти в первый класс.

Иногда, к сожалению, приходится серьезно огорчать родителей и рекомендовать обучение во вспомогательных учебных заведениях. Бывают случаи, когда к нам обращаются родители с просьбой разобраться в такой ситуации.

За последние пятьсот лет создателями революционных идей в науке чаще всего становились те, кто в семье родился последним

Их чадо учится в элитной гимназии, получает хорошие оценки, а знаний не прибавляется. Часто нарушения обнаруживаются в виде легких психических отклонений.

Формы такого поведения различны. У одних это выражается в:

  • беспечности
  • несдержанности

у других — в стремлении к конфликтам и агрессивности. Нужно вовремя определить и остановить психологическое изменение личности. Мы можем дать конкретные рекомендации.

— А как вы относитесь к популярному сейчас показателю IQ — количеству интеллекта?

— IQ (intelligence quotient), или КИ — количество интеллекта («коэффициент интеллекта») — самый распространенный, но, к сожалению, не самый удачный, способ определения интеллектуальных способностей. Дело в том, что этот коэффициент, определяемый при тестировании, непостоянен. С помощью специальных упражнений его можно довольно легко увеличить.

Индивидуальность, честолюбие, решительность и темперамент — более важные качества для успеха в жизни. Наш метод, с этой точки зрения, намного более информативен.

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Что указывает на одаренность ребенка

Куратор: Елена Андреева

Какие виды спорта подходят лучше

Не все виды спорта одинаково полезны для детского организма. Родителям не стоит отдавать ребенка на такие секции, где существует высокий шанс получить серьезные травмы. Например, для маленьких детей не очень подходят те виды единоборств, в которых возможно травмировать голову. На какие бы занятия не пал выбор, необходимо тщательно заботиться о безопасности маленького спортсмена.

Для детей всех возрастов отлично подойдут следующие виды спорта:

  • Плавание. Этот вид спорта оказывает уникальное влияние на организм человека. Он не только способствует укреплению иммунитета и тренировке всех групп мышц, но и снимает стресс. Учитывая нагрузки на психику современных школьников, это приходится очень кстати.
  • Танцы. Они дают умеренную физическую нагрузку, учат ребенка лучше контролировать свое тело, улучшают координацию. К тому же, танцы – это огромный простор для творчества.
  • Гимнастика. Даже легкий спектр гимнастических упражнений способен значительно улучшить кровообращение. Этот вид спорта очень полезен для детей, ведь он нейтрализует негативное влияние сидячего образа жизни, которому так подвержены современные школьники.
  • Командные виды спорта. Футбол, волейбол, баскетбол – все эти секции не только дают организму полезную нагрузку, но и прививают ребенку социальные навыки. Работа в команде позволяет научиться взаимодействовать с другими людьми, что очень пригодится во взрослой жизни.

Как эти гены наследуются

Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.

Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.

Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.

Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:

️ Физическая активность и правильное питание
Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.

Самоконтроль
Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками — каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.

Близкие и доверительные отношения
Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.

Творчество
Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.

  • Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence. Nature, 22 May 2017
  • Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes. University of Cambridge, 7 June 2017
  • The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review. NCBI, 22 Apr 2016.
  • Surveying the Relationship of Family Emotional Atmosphere with Emotional Intelligence and Happiness of Students. The Caspian Sea Journal, 11 July 2016.

Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня

Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.
Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий

Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

Как оценить полученный результат взвешивания:

можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Есть ещё одна очень важная грань развития личности — умение понимать себя, свои чувства, эмоции, строить отношения с окружающим миром. Развитие эмоционального интеллекта у детей — это система методик, способствующая развитию таких знаний и пониманий. Как часто не только дети, но и взрослые не умеют справляться со своими эмоциями, впадают в отчаяние, а бывает — и в затяжные депрессии. Оказывается все эти моменты регуляции эмоций закладываются ещё в детские годы.

Современные методики считают, что эмоции нужно не исключать силой воли, а подружиться с ними, понять и трансформировать в нужном направлении. Как научиться принимать эмоции?

Существует простой алгоритм работы с эмоциями, которому стоит научить детей

  1. Осознать, что есть эмоция
  2. Воспринять, её пережить
  3. Разобраться в причинах появления
  4. Попытаться сформулировать мысль.

Конечно, для того, чтобы дети понимали эмоции, нужен пример родителей. Стоит чаще объяснять такие вопросы. Например: «Я очень рада, что ты научился говорить первые слова, это классно, молодец», «Мне грустно, когда ты не понимаешь меня, не хочешь слушать» (это позже по возрасту).

Полезно, читая сказки, обращать внимание на эмоции героев, их состояние: страшно, весело, грустно — почему? Разыгрывайте ролевые спектакли, позволяя со временем детям учиться понимать эмоции. Можете выражать мимически эмоции, читать интересные и увлекательные рассказы

Так, для детей есть книга «Монсики, что такое эмоции, как с ними дружить».

Позже дети смогут находить причины своей радости, грусти, счастья. Естественно, что эмоциональный комфорт очень важен в процессе обучения, если предмет или спортивные занятия не несут радости, то зачем заставлять ребёнка, нужно соотносить свои желания и интересы детей. Попробовать можно, чтобы понять, что подойдёт в большей степени.

Более сложной задачей в будущем будет для детей понять, какие чувства и эмоции помогают в жизни, какие мешают и как переходить из одного состояния в другое. Таким методикам можно обучиться в возрасте постарше, а в самом младшем работает стратегия переключения внимания. Когда малыш расстроен из-за одной причины, может увлечься другим процессом — яркой игрушкой, песней.

Осознанное эмоциональное переключение возможно, когда человек понимает, какая эмоция идёт сейчас на пользу, какая — вредит. Например, я злюсь — это плохо, у меня портится настроение, и не хочется ничего делать. А может, этот вопрос не стоит такого внимания, что ещё хорошего есть вокруг. Заняться любимым делом, напевать песню, включить весёлую музыку, мультик, что обычно помогает?

У каждого человека есть свои способы поднять настроение, главное — не впадать в глубокую депрессию, тогда сложнее преодолеть эмоциональный спад. Нужно учиться вовремя контролировать эмоции как взрослым, так и детям. Мамам тоже бывает сложно, когда много забот, а тут ещё бесконечные вопросы — покормить, переодеть, вывести на прогулку. Какое развитие?

Берём себя в руки — глубокое дыхание, расставляем приоритеты, домашние дела могут подождать, полезно отвлечься, позволить себе поиграть с малышом, почитать сказки, а заодно и поразвивать. Ведь какое удовольствие проводить время с любимым ребёнком, наблюдать его реакции, первые слова, достижения!

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: