На приеме у врача
Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:
- тимпанометрию;
- специальные методы детской аудиометрии;
- регистрацию отоакустической эмиссии;
- аудиограмму и т. д.
Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.
Для новорожденных и младенцев применяется, пожалуй, единственный объективный метод – КСВП. Подробнее о нем и о записи на это обследование – читайте здесь .
Касается каждого
Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.
Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.
Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.
Факторы внутриутробного развития
Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:
- Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
- Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
- Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца
Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.
Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.
- Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
- Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
- Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
- Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
- Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.
Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?
Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:
Ваш сын или дочь перестает сразу откликаться на обращение взрослого. В этот момент мы зачастую думаем, что ребенок слишком увлечен или нарочно не хочет подходить. Стоит присмотреться повнимательнее: часто ли подобное повторяется и при каких обстоятельствах. Если постоянно, то это тревожный знак.
Ребенок часто переспрашивает – взрослые при этом могут подумать, что он так балуется или все время «витает в облаках».
Просит увеличить звук работающего телевизора
На это вообще мало кто обращает внимание, особенно, если в квартире живут еще бабушки, дедушки – им громкие звуки могут быть только в радость. А зря! Слух нужно беречь в любом возрасте.
Иногда сын или дочь сами могут пожаловаться, что болит ушко, они стали хуже слышать
Предложить в этом случае ребенку потерпеть, погреть больное место или закапать «чем там в прошлый раз врач говорил» чревато.
С младенцами – сложнее.
- Взрослым нужно стараться подмечать любые мелочи в развитии: реагирует ли ребенок на звуки и как именно.
- Никогда не пренебрегать профилактическими осмотрами специалистов. В рамках каждого должна проводиться проверка слуха.
Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.
Чем отличается слухопротезирование у детей и у взрослых?
Снижение слуха у взрослых наступает, как правило, после периода нормального функционирования слухового анализатора. К этому моменту уже сформировано мироощущение в плане звуков, есть определенный объем библиотеки данных. Человек знает, как звучит речь, имеет представление о неречевых звуках – шуршании пакетов, сигналах автомобиля, шуме прибоя.
Задача слухопротезирования у взрослых – напомнить известные звуки и вернуть их в обыденную жизнь. С этой целью человеку надевают цифровой программируемый многоканальный аппарат – внутриушной, заушный, с ресивером или с динамиком в ухе.
У ребенка чаще всего снижение слуха начинается с раннего возраста, поэтому в памяти еще нет богатой библиотеки звуков. В детском слухопротезировании звучание подается по-другому. Иначе, чем у взрослых, настраивается система обработки звуков и усиление микрофона, используются другие органы управления.
Еще одно отличие – процесс подбора слухового аппарата. Маленький ребенок, в отличие от взрослого, не способен понятно изложить субъективные ощущения. Специалисты задействуют объективные методы, чтобы подобранная модель помогла юному пациенту максимально полно и разборчиво воспринимать звуки.
Эффективность кохлеарной имплантации зависит от точности настроек системы
Исследования слуха проводят новорожденным сегодня уже на 3-5-й день после рождения. Это позволяет как можно раньше обнаружить нарушения и принять меры. Современные технологии детского слухопротезирования шагнули так далеко вперед, что теперь даже малыши с серьезными проблемами имеют шансы на полноценное развитие и общение с окружающими.
Как понять, что у ребенка нарушение слуха
В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.
Положительный результат скрининга
Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).
Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:
- Недоношенные и переношенные дети.
- Низкая масса тела при рождении.
- Внутричерепные родовые травмы.
- Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
- Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
- Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
- Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).
Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.
В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.
В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.
К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.
Слух младенца
Ребенок начинает слышать задолго до своего рождения. На 17 неделе внутриутробного развития малыш уже прислушивается к стуку маминого сердца, шуму бегущей по ее сосудам крови и работающих органов. Чуть позже он начинает улавливать звуки из «большого мира» — прежде всего голос мамы. Поэтому нет ничего странного в том, чтобы разговаривать с собственным животом, петь ему песенки и рассказывать стишки.
Слуховой аппарат малыша уже готов принимать информацию. Но это не значит, что при рождении ребенок сразу будет слышать как взрослый — для настройки слуха понадобится несколько этапов.
Первые дни жизни
Сразу после рождения слух ребенка немного притупляется. Здесь не обошлось без разумного замысла природы, которая защищает младенца от звуковой лавины нашего мира, готовой обрушиться на него одномоментно. Разнообразные негромкие звуки и шумы пока не досаждают его ушам и не мешают беспечно спать. В первые дни жизни малыш лучше всего реагирует на громкие и резкие звуки. Причем реагирует бурно — может вздрогнуть и даже заплакать.
1 месяц
Малыш начинает четко слышать окружающие его звуки, привыкает к ним и уже не пугается случайного грохота так сильно, как в первые дни после рождения. Ребенок прислушивается к голосам и отлично улавливает интонации
Сейчас важно чаще беседовать с ним, стимулируя развитие речевых навыков
2–3 месяца
Ребенок внимательно слушает звуки, двигает головой, глазами, стараясь определить, откуда они исходят, и совершенно точно распознает голос мамы. Происходит синхронизация слухового центра с речевым: ребенок пытается произносить гласные звуки и «агукает» в ответ на мамино «агу».
4–5 месяцев
Малыш уже точно определяет, откуда исходит звук и поворачивает в ответ на него голову. Реакции в ответ на звуки становятся более эмоциональными — ребенок может махать ручками и ножками, улыбаться и ворковать.
6 месяцев
В полгода ребенок уже слышит как взрослый. Дальше он активно продолжит познавать мир звуков, будет учиться их различать и воспроизводить.
Лечение близорукости
Наиболее часто встречаемое заболевание у детей – близорукость. Ее лечение должно проводиться комплексно. Наилучший результат достигается в сочетании физиотерапевтического лечения, специальной гимнастики для глаз, приема лекарственных препаратов, витаминов и микроэлементов.
При высокой стадии близорукости или быстром ее прогрессировании показано хирургическое вмешательство.
Первый шаг в лечении – подбор очков или линз (линзы — в старшем школьном возрасте). Это не лечение, а возможность скорректировать зрение. При близорукости слабой и средней степени офтальмолог назначает очки для дали. Их не требуется носить постоянно. Очки нужны для постоянного ношения при высокой степени миопии или при её прогрессировании.
В некоторых случаях врач назначает очки «расслабляющие», имеющие линзы с незначительным плюсом. За счет этого происходит расслабление аккомодации.
Положительный эффект достигается и при тренировке ресничной мышцы. Суть этого процесса: поочередно подставляются линзы с плюсом и минусом.
Для приостановления развития миопии возможно и медикаментозное лечение. Детский офтальмолог может назначить сосудорасширяющие препараты, глазные капли, которые улучшают питание глаз. Прием комплекса витаминов и микроэлементов также показан при миопии.
Аппаратное лечение безболезненно, поэтому оно особенно подходит для детей дошкольного возраста, но и показано школьникам и подросткам. Это физиопроцедуры, которые ребенок проходит на специальных приборах.
Воздействия аппаратов различно:
- Электростимуляция;
- Магнитостимуляция;
- Лазерная стимуляция;
- Фотостимуляция;
- Тренировка аккомодации;
- Тренировка зрительного нерва и мышц глаза;
- Массаж;
- Рефлексотерапия.
Серьезные заболевания (катаракта, глаукома) аппаратными методами не лечатся. Но дальнозоркость, близорукость, астигматизм поддаются коррекции.
При глазных заболеваниях и их профилактики офтальмологи рекомендуют ежедневное проведение гимнастики для глаз. Ею можно заниматься несколько раз в день по 10-15 минут. В гимнастический комплекс для глаз включены упражнения на осевые и круговые движения глазными яблоками, упражнения на расслабления органов зрения, рассматривание предметов, расположенных близко и вдали.
При высокой степени миопии или стремительно прогрессирующей проводится хирургическое лечение.