Финансовая грамотность для детей: как научить ребёнка обращаться с деньгами

Для взрослых

Видеоуроки по финансовой грамотности – отличная альтернатива для тех, у кого нет возможности проходить онлайн-курсы и выполнять домашние задания, нет времени читать книги. Как правило, авторы таких видео прекрасно понимают, что смотреть двухчасовые фильмы про финансы и инвестиции никто не будет. Они стараются сделать их не более 10–20 минут, иногда в формате мультиков и анимации.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Скачать книгу

Видеолекции по финансовой грамотности – Высшая школа экономики

Видеолекции разработаны в рамках глобального проекта повышения финансовой грамотности российского населения, одним из руководителей которого является профессор Н. Берзон – заслуженный экономист РФ. Всего в цикле 175 уроков продолжительностью от 3 до 30 минут. Они относятся к разным курсам:

  1. Управление личными финансами.
  2. Фондовый рынок.
  3. Банковские услуги и отношение людей с банками.
  4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество.
  5. Взаимоотношение человека и государства.
  6. Создание нового бизнеса.
  7. Страхование.
  8. Налоги.
  9. Планирование и учет личных финансов.
  10. Деньги и их функции.

Урок финансовой грамотности – Р. Кийосаки

Урок продолжительностью 1 час проводит знаменитый на весь мир и очень популярный в последние годы в России Роберт Кийосаки. Его книги “Богатый папа, бедный папа”, “Квадрант денежного потока” и другие стали для многих сегодняшних успешных инвесторов настольными учебными пособиями, с которых они начали свой путь к богатству.

Роберт убежден, что тому, о чем он говорит на своих лекциях, обязаны учить в школе. Много внимания уделяет мышлению богатого человека. Полностью согласна с его фразой: “Если вы хотите когда-нибудь выйти на отдых, вы обязаны стать инвестором”.

Стратегии финансовой успешности – Бодо Шефер

Это лекция от еще одного гуру финансового ликбеза Бодо Шефера. Обязательно прочитайте его книгу “Мани, или Азбука денег” и дайте ее своему ребенку. Мечта Б. Шефера – как можно большему количеству людей из бедных превратиться в богатых. В лекции он дает советы финансовой успешности:

  1. Учитесь тому, как зарабатывать больше.
  2. Настоящие деньги сегодня – это твои знания.
  3. Учитесь получать максимум от своего дохода и терять все меньше.

Финансовая грамотность – Путь Победителя

Это плейлист из 10 видео от проекта “Путь Победителя”. Много внимания уделено Р. Кийосаки. В 4 роликах он рассказывает притчу о водопроводе, о сетевом маркетинге, об избавлении от долгов и о трех копилках.

Видео “Уроки финансовой грамотности” выполнено в формате мультфильма. В нем автор рассказывает, как размножаются деньги. Помогает усвоить очень хорошее правило: “Либо деньги работают на нас, либо мы на них. Третьего не дано”. В других роликах речь идет о финансовых кризисах, пирамидах и инвестициях в акции.

Финансовая грамотность – Павел Багрянцев

Здесь автор на личном опыте рассказывает о создании капитала и пассивного дохода. Всего в подборку входит 39 видео. Среди них темы “Куда инвестировать деньги?”, “Стоит ли брать кредит?”, “Ошибки личных финансов” и др.

Личные финансы. Финансовая грамотность – Rich Invest Group

Это плейлист из 62 видео от инвестиционного фонда Rich Invest Group. Авторы рассказывают о том, как заработать, сохранить и приумножить свои денежные средства

Важно, что подборка постоянно обновляется, а под видео руководитель фонда отвечает на вопросы пользователей. Это интересный контент от инвесторов-практиков, не без рекламы собственной управляющей компании, конечно

Школа практического инвестирования Федора Сидорова

На канале Федора Сидорова я советую 2 плейлиста: “Личные финансы и цели” (9 видео) и “Инвестирование в акции, облигации и ETF-фонды” (14 видео).

Автор – хороший лектор. Объясняет сложные вещи простыми словами, четко по делу, без воды. Очень советую посмотреть эту подборку начинающим инвесторам. Я сама начинала свой путь в инвестициях с 2-недельного бесплатного курса Ф. Сидорова, поэтому смело его рекомендую.

Финансовая Грамотность | Как Работают Деньги – High Benefits

Эта небольшая подборка от канала High Benefits состоит из 6 видео продолжительностью всего 3–5 минут. Анимация помогает легко воспринимать материал. В роликах дают основы управления финансами. Отлично подойдет для школьников – посмотреть можно за 1 раз всю подборку.

Глупость для нас — важное для ребенка

— Как реагировать, если ребенок совершил финансовую ошибку, например, купил на карманные деньги что-то ненужное?

— Он должен научиться на своих ошибках. Как на примере с деньгами, выданными на неделю вперед. Хорошо, если он сделает это в школьном возрасте, а не во взрослой жизни. Иначе на первую зарплату он купит туфли или телефон, а потом весь месяц будет нечем платить за квартиру.

Однажды участвовала во встрече с подписчиками на тему детей и денег. Там была я, психолог и еще один эксперт. Подписчица рассказала, что родственники подарили ее дочери на день рождения 15 000 рублей, а она их потратила на покупки внутри компьютерной игры. То есть на виртуальный мир. По сути, это деньги в никуда. У мамы случился конфликт с девочкой-подростком, она сказала: «Как ты могла потратить деньги на такую чушь? У нас в доме нет дивана, можно было бы диван купить».

Тем более ребенок не обязан за свои деньги покупать диван или платить по кредиту родителей. Это вообще неправильно. В тот момент, когда вам хочется устроить скандал, поставьте себя на место ребенка. Вот к вам приходит ваша мама и говорит: «Так, а на что ты зарплату потратила? Могла бы отложить, а могла бы кредит закрыть, а ты платье купила». Вам будет это приятно? Конечно же, нет.

— Какие финансовые навыки должен освоить каждый ребенок и к какому возрасту?

— Это тема для целого отдельного разговора. Если коротко, в младшем детсадовском возрасте ребенок должен понимать, что такое деньги, что они не падают с потолка и не возникают из воздуха. В школьном возрасте уже надо учиться распределять финансы грамотно, как в примере с карманными деньгами. В средней школе можно подрабатывать и знать о кредитах, ипотеке, семейном бюджете, банках. К концу школы ребенок должен обладать финансовой грамотностью, чтобы не совершить элементарных ошибок.

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

Кому это нужно

Пока каждая школа вправе сама решать, стоит ли вводить такой предмет, и если да, то в какой форме. Это может быть, например, самостоятельный курс для внеурочной деятельности или блок тем в рамках другого предмета. В Минфине считают, что на этом пока и следует остановиться.

— Я бы не говорила об отдельной дисциплине, пока это не совсем оптимально. И так ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы, — считает Лавренова. — Наша задача — повысить квалификацию учителей-предметников, чтобы они могли качественно обучать детей финансовой грамотности в рамках своих уроков. Ряд общеобязательных предметов включает модули по финансовой грамотности. «Обществознание» содержит раздел «Экономика», внутри которого предполагается изучение значительного спектра финансовых вопросов. На уроках математики, например, можно рассчитать наиболее разумный способ покупки билетов в кино. А на географии интересно сделать расчеты путешествия своей мечты. На ОБЖ нужно говорить не только о правилах безопасности в чрезвычайных ситуациях, но и о финансовой безопасности — с мошенничеством мы сталкиваемся намного чаще.

Преподавателей этих и многих других дисциплин и призывают улучшить свои знания в финансовой сфере, чтобы в дальнейшем делиться с учениками.

монеточка

Фото: Depositphotos

Здесь у экспертов возникают первые вопросы. Справятся ли преподаватели с дополнительной нагрузкой? Чтобы грамотно и интересно внедрить такие блоки в свой урок, педагогу нужно не только обучиться, но и пересмотреть программу занятий. Игорь Шестаков, ведущий эксперт компании «ФинЭкспертиза», не уверен в том, что педагоги за пределами столицы будут добровольно увеличивать свою нагрузку.

— Если рассматривать этот предмет как системный проект в масштабах страны, сразу приходит на ум далекая сельская школа и учитель у доски, прослушавший вебинар по «финансовой грамотности». Даже если ему предложат доплату за эти уроки, она, учитывая размер учительских зарплат в регионах, не будет пропорциональна вложенным усилиям, — считает Шестаков.

Кроме того, как полагает бизнес-тренер и разработчик игр «Банда умников» Сергей Пархоменко, практикующие специалисты могли бы передать школьникам более полную и актуальную информацию, чем школьные учителя.

— Сейчас вот обрушилась очередная пирамида «Кэшбери», в которой участвовали сотни тысяч людей, и это только одна из сотен таких действующих мошеннических организаций. На каждом углу реклама микрофинансовых организаций, «кредит до зарплаты» и «деньги прямо сейчас». Процветают онлайн-казино и букмекерские конторы, которые загоняют целые семьи в долговые ямы. Коллекторы преследуют тысячи россиян, которые не смогли правильно оценить ситуацию и проанализировать договор. Нужно объяснять всё, а справиться с этим лишь силами школьных педагогов крайне проблематично, требуются слишком фундаментальные познания.

В качестве компромисса специалисты предлагают использовать все имеющиеся ресурсы. Помогать ученикам освоить финансовую грамотность могут, помимо учителей, видеоролики и материалы, сделанные профессионалами, а также лекции специалистов.

Что Набиуллина говорит в США?

Понятно, что Набиуллина в США говорит о том, что происходит с российской экономикой.

Но НЕ только.

Еще она говорит о том, какие меры предпринимает лично для того, чтобы обеспечить нормальные взаимоотношения в рамках рыночной экономики между Россией и другими странами.

Грубо говоря, Набиуллина регулярно напоминает, что в России свободное движение капиталов и все возможности открыты для инвесторов, а она лично выступает как гарант, что сотрудничать с Россией — безопасно.

Помимо этого, интересный момент от Набиуллиной заключается в том, что она сама же уверена, что рост экономики России выше 1,5-2% в год — плохой признак, потому что иначе сдерживать инфляцию НЕ получится.

Поэтому будут сдерживать экономический рост.

Как это происходит?

Повышаются кредитные ставки для реального сектора прежде всего, сокращаются государственные инвестиции туда же.

Век живи — век учись

Нет пока и однозначного ответа на вопрос, с какого возраста дети должны постигать основы денежных отношений. По мнению некоторых специалистов, такая тема будет хорошо усваиваться лишь старшеклассниками, которые уже интересуются финансовыми вопросами.

— Мне приходилось читать лекции школьникам 8–9 классов в рамках «Недели финансовой грамотности». Они воспринимаются как очередной урок, на котором главное — «отсидеться». Это закономерно, ведь у школьников пока нет своего дохода, — объясняет независимый финансовый советник Евгения Поповская. — Ученики 10–11 классов в этом плане более благодарная аудитория: активно слушают, интересуются финансовыми продуктами, задают вопросы.

монеточка

Фото: Depositphotos

Но введение новых блоков лишь в старших классах означает, что информации будет слишком много

А смогут ли уделять ей достаточное внимание те, у кого на носу экзамены, — вопрос спорный. Поэтому как вариант эксперты предлагают воспитывать правильное отношение к финансам с самого раннего возраста и поэтапно усложнять программу

— На наш взгляд, для максимального эффекта внедрять финансовую грамотность нужно еще с тематических игр в детском саду. Там можно рассказывать о том, что такое деньги, об их номинале и элементарных способах их использования. Младшим школьникам — о видах денег и правилах планирования семейного бюджета. Среднему звену — о часто используемых их родителями инструментах (вкладах, кредитах). Старшему — о процентных ставках, пассивном доходе от инвестиций, мошенничестве, законодательных нормах и правах и прочем, — полагает Роман Макаров, генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер».

Так, сама идея введения такой дисциплины в большинстве случаев не вызывает нареканий. В том, что финансовая грамотность должна прийти в школу, уверены, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более 44% россиян.

До настоящего внедрения программы, по мнению Сергея Хестанова, доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, дело дойдет не скоро.

— Пока у разных министерств своя программа и свой взгляд на то, как это реализовывать, придать ли дисциплине обязательный статус. Я сомневаюсь, что Минобразования пойдет на это до достижения консенсуса между ЦБ и Минфином. Чтобы понять, какой вариант предпочесть, думаю, уйдет еще около пяти лет поиска, экспериментов и тестирований.

Пока же специалисты призывают подтянуть знания финансовой сферы взрослых, для которых уже созданы многочисленные порталы, курсы и семинары, где можно найти полезные советы. Польза от этого будет для всех. Ведь главным примером для детей служат именно их родители.

В чем роль финансового директора в совете директоров?

Приоритетная задача финансового директора — «переводить» корпоративную стратегию и степень успешности компании на язык денег и финансовых показателей. Часто финансовый директор выступает в роли посредника, когда заходит речь о том, какие бизнес-направления развивать и куда направлять ресурсы компании, особенно если эти ресурсы ограничены. Подготовительная работа, которую проводит финансовый директор среди участников заседаний, деятельность которых напрямую не связана с финансовыми вопросами, повышает эффективность дискуссий на советах директоров. Финансовый директор в совете директоров – это и дипломат, и посредник, и стратег. В нем сочетается большое количество навыков и умений.

Любопытство

Если мы обычно платим без наличных, наш ребенок может плохо знать купюры. Мы даем карманные деньги в виде монет и используем их для небольших платежей в торговых автоматах, паркоматах или при покупке билетов на общественный транспорт. Ежедневно оплачиваем крупные покупки картой или по телефону и редко используем банкноты.

Если у нашего ребенка запланированы большие расходы, но у него все еще нет денег, вы не должны сразу добавлять недостающую часть, а продолжать регулярно переводить согласованную сумму. Это учит настойчивости и терпению.

Ребенку стоит усвоить простое правило, согласно которому даже небольшой бюджет должен эффективно управляться. Разумное управление бюджетом и последовательная экономия даже небольших сумм позволят вашему ребенку достичь больших целей.

Какими принципами нужно руководствоваться CFO при принятии решения на уровне совета директоров?

Всегда нужно помнить о профессиональной этике и ответственности, чтобы человек, находящийся на позиции финансового директора, впоследствии всегда мог сказать: «Да, я абсолютно точно отдавал себе отчет, зачем и почему я это делаю».

Надо стараться смотреть на ситуацию, в том числе, с позиции собственника. Если необходимо принять какие-то сложные решения, то их перекладывать на себя — как я бы поступила, если бы я была собственником компании, если бы это были мои собственные деньги?

Важны подготовка и коммуникация. Если на повестке есть вопросы, которые затрагивают другие отрасли помимо финансов, до совета директоров необходимо более детально проговорить с руководителями этих направлений ключевые моменты, чтобы получить разносторонний взгляд на ситуацию и учесть другие аспекты.

Немаловажное правило для CFO – помнить, что не все из участников совета обладают глубоким знанием финансовых вопросов. Основная задача CFO в совете — донести материал до всех участников максимально доступным языком, чтобы все находились в равном положении с точки зрения обсуждения своих позиций

Что должны знать дети о семейных финансах

Для начала определитесь, будете ли вы говорить с детьми о деньгах. Ни в коем случае не допускайте ситуаций, в которых они видят, как мама с папой ссорятся из-за денег, обвиняя друг друга в растратах семейного бюджета или недостаточном заработке.

Приобщать детей к финансовым вопросам можно только после того, как родители договорятся между собой. Когда малышу 2 года, все, что он должен знать о деньгах, — это то, что отец каждый день ходит на работу, трудится и получает деньги, покупает еду и игрушки.

Когда малышу исполнится 3 года, он осознает, что у родителей может не быть с собой денег сегодня и новую игрушку ему не купят прямо сейчас. Но, возможно, через несколько дней можно будет вернуться в магазин и получить долгожданный подарок.

К четырем годам ваш сын или дочка уже способны осознать, что для покупки дорогостоящей вещи нужно подождать, пока накопится требуемая сумма. В 5 лет ребенок осваивает основы счета. Поэтому, составляя перечень всего, что нужно купить, попросите его помочь вам. Пусть в этом списке будут полезные лакомства для вашего малыша. Дети должны знать, что родители не только прекрасно руководят семейным бюджетом, но и всегда помнят про то, в чем нуждается маленький ребенок, например, в полезных фруктах и вкусном мороженом.

С каждым годом дети все яснее осознают, что во взрослой жизни материальная сторона играет ключевую роль. Нельзя допускать того, чтобы они видели, как мама с папой обсуждают, что не смогут прокормить еще одного ребенка.

Серьезные вопросы, например, о покупке нового жилища или автомобиля, о необходимости взять кредит и тому подобное, не следует обсуждать с ребенком. Ваших детей должны касаться только элементарные денежные вопросы, недопустимо перекладывать финансовую ответственность на маленького человека.

Должны ли дети участвовать в формировании бюджета вашей семьи? Конечно, финансовые споры не должны касаться ребенка. Но некоторые вопросы можно решать всем вместе. Как только старшие пришли к консенсусу о крупных семейных тратах, можно позвать ребенка. Например, чтобы подумать, куда отправиться на выходные — в горы или поплавать на надувных лодках. Спросите, какой вариант ему больше нравится. Планируете приобрести презенты для ваших малышей на праздник? Спросите, что бы они больше хотели: пару игрушечных машинок или машинку и конструктор, чтобы играть с ними по очереди?

Какие качества востребованы сейчас в профессии?

Сейчас от финансового директора ожидают детального понимания бизнеса, активного вовлечения в большое количество бизнес-процессов, в том числе в формирование корпоративной стратегии компании. В настоящее время это — одно из ключевых качеств, которыми должен обладать финансовый директор.

Операционная среда компании продолжает активно меняться: появляются новые требования регуляторов, меняются отраслевые стандарты, налоговое законодательство, и от финансового директора требуется уделять большое внимание тому, чтобы финансовая функция в организации оставалась эффективной и на качественно высоком уровне

Карманные деньги — какая сумма?

Лучше всего начинать с небольшой фиксированной суммы раз в неделю. Хорошая идея — давать столько, сколько ребенку лет, например, 5-летний ребенок получает 5 $ каждую неделю, 6-летний ребенок получает 6 $, а 7-летний ребенок получает 7 $, в рублях, соответственно. Для подростков это правило не сработает из-за больших потребностей. Тогда стоит совместно определить сумму, которой будет в достатке.

Вы должны начать учить сбережению и управлению деньгами с раннего возраста. Это прекрасная возможность узнать числа, попрактиковаться в сложении денег и понимании их ценности. Это также учит принятию решений и терпению.

Учимся принимать решения

Мальчик нескольких лет, у которого есть карманные деньги, запоминает числа, учится считать, узнает цены в магазинах и может определять, что дешевле, а что дороже. Благодаря этому он сможет определить, выгодна ли ему данная покупка.

Родителям стоит поощрять разумное выделение карманных денег:

  • часть суммы будет направлена на текущие расходы;
  • другая часть предназначена для сбережений для финансирования более крупной покупки.

Отныне можете устанавливать правила, например, делая покупки, ребенок сам платит за любимое угощение. Быстро может оказаться, что его покупка совсем не нужна, а сэкономленные подобным образом средства будут использованы с большей пользой.

Мы можем договориться о том, что ребенок будет собирать на определенную игрушку, или может внести свой вклад в более дорогой подарок, приобретенный родителями. Фактически, можем порадоваться, когда ему удается собрать заранее определенную сумму. Благодаря этому он научится принимать решения и управлять своими деньгами. Он может потратить их или сэкономить больше для чего-то более ценного для него.

Ходите по магазинам с ребенком. Пусть он действительно платит сам, а когда у него нет с собой сбережений, мы можем занять деньги, но всегда добиваемся выплаты долга. Когда заказываем ему желаемую игрушку через Интернет, воспользуйтесь вариантом оплаты при доставке. Это позволяет молодому человеку понять, что свою покупку он получит после оплаты.

Авторы Гайдпарка

  • Александр Головенко

    Неужели все уже забыли про гибель генерала Зиничева?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так все необычно и чудесно было в этой научной Дубне в СССР

    Читать полностью

  • Александр Бабкин

    У какой страны наиболее деструктивная внешняя политика в мире?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Декларация свободных граждан

    Читать полностью

  • Герасим Донской

    Новый этап коронобесия начался!

    Читать полностью

  • Jonny81

    На Украине заявили о готовности продлить контракт с «Газпромом»

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Ленинградский галантный молодежный воскресный туризм на Карельском перешейке.Свидетельствую

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Эффективно литовские и польские погранцы заработали, когда стали работать как белорусские

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Олигархисты, коммунисты, либералисты есть. А есть ли в России социал-демократы ?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Некоммерческим организациям нет места в странах БРИКС

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Так кто хочет заразить ковидом нашего президента?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Старовойтова Галина. В молодости. Свидетельствую

    Читать полностью

Подростковый возраст (14–18 лет)

Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании

Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников

Составьте вместе финансовый план

Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.

Покажите финансовые лайфхаки

Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.

Дайте подростку больше интересных книг

Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.

Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги

Какова следующая ступень карьерного развития финансового директора?

Можно пробовать себя в смежных направлениях или в каких-то совершенно не связанных направлениях. Финансовый директор — тот же управленец, и управлять можно не только финансами. Понимание новых сфер позволяет посмотреть с другой стороны на различные вопросы и проекты, расширить сеть контактов и свой кругозор.

CFO также может работать в советах директоров в качестве независимого директора, особенно если компании необходима финансовая экспертиза.

Наиболее амбициозная следующая ступень для CFO — переход на позицию первого лица компании. Такие случаи в российской и международной корпоративной истории известны. Здесь, безусловно, все зависит от персональных качеств и того, как человек для себя видит развитие своей карьеры в компании.

Деньги в дело

О необходимости повышения финансовой грамотности в России говорят уже давно. Еще в 2006 году президент Владимир Путин поручил правительству, ЦБ и Ассоциации российских банков заняться решением этой проблемы. Выход предложил Минфин. В 2011 году в министерстве разработали проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который в том числе включал меры по совершенствованию школьного образования.

монеточка

Фото: Depositphotos

— Важно научить людей грамотно пользоваться финансовыми услугами, защищать свои права, не поддаваться на удочку мошенников, рационально управлять личными и семейными финансами, — объясняет «Известиям» Екатерина Лавренова, эксперт по образовательным программам и советник директора проекта Минфина. — Мы заинтересованы в том, чтобы люди, пользуясь финансовыми услугами, не хранили деньги «под подушкой», а несли их в экономику, где они могут приносить пользу и владельцу, и стране

Но это тоже нужно делать грамотно. Если взрослых приходится переучивать, и чем старше человек, тем сложнее это сделать, то с детьми совсем другая ситуация. Их мы сразу учим разумному управлению финансами. Например, как накопить на что-то желанное, как вместе с родителями ходить в магазин и совершать наиболее выгодные покупки, как экономить.

Правительство РФ в том же году одобрило идею. Для ее реализации между Россией и Международным банком реконструкции и развития было подписано соглашение о займе в $25 млн. Исполнителем проекта назначили Министерство финансов. В рамках проекта должны были создаваться образовательные программы, методические центры по обучению и повышению квалификации педагогов.

монеточка

Фото: Depositphotos

В 2016 году к работе подключился Банк России, с которым Министерство образования и науки заключило соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения. Была разработана дорожная карта мероприятий на 2017-2021 год. Она включала в том числе «формирование предложений» по изменению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). На момент выхода статью получить комментарий о состоянии этих программ от Министерства просвещения не удалось.

В 2017 году была национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения, рассчитанная до 2023 года. К работе, помимо Минфина, подключили «заинтересованные органы исполнительной власти» и российские вузы. Последние стали помогать повышать квалификацию преподавателей и разрабатывать учебные пособия.

По словам Екатерины Лавреновой, сейчас подготовлены 19 тыс. преподавателей, а до конца 2019 года обучатся еще около 10 тыс. педагогов.

— Более половины школ страны будут иметь подготовленных учителей по финансовой грамотности, — уверена эксперт проекта.

Как рассказали в пресс-службе Банка России, к 2019–2020 годам даже рассматривается возможность внесения заданий по финансовой грамотности в ЕГЭ. Всё бы хорошо, но в школах «финансовая грамотность» массовой дисциплиной так и не стала.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда

Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей

Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».

Придумывайте игры с деньгами

Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии

Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру

Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте детям мультики про финансы

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

Поиграйте в «Магазин»

Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Заключение

Подборка видеоуроков по финансовой грамотности не сделает из вас профессионального инвестора, но поможет в голове заложить основы. Если вы думающий и ищущий человек, то это поможет вам двигаться дальше по пути изучения мира финансов и инвестиций. В дополнение к видео очень рекомендую выделить время на книги. Я делала подборку в одной из своих статей. Есть замечательные книги, которые будут полезны не только взрослым, но и детям.

Не отмахивайтесь от вопросов повышения финансовой грамотности как от второстепенных. Они приобрели особую значимость в мире, где ускоренными темпами развивается банковская и инвестиционная деятельности, один финансовый кризис сменяется другим, мошенники осваивают информационные технологии быстрее, чем на это реагируют наши государственные структуры

Быть финансово грамотным сейчас так же важно, как уметь читать, считать, пользоваться смартфоном и компьютером

Не думаю, что стоит ждать, когда за наше финансовое образование возьмутся на государственном уровне. Да, разработаны программы и курсы, но пока они не получили статус обязательных к изучению в школах и вузах. Возьмите инициативу в свои руки, подготовьте себя и своих детей к новой реальности. Что думаете по этому поводу?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: