Игра «Угадай клавишу»
Это занятие, по сути, является усложненной версией предыдущей игры. Если у вас есть дома пианино или синтезатор, отметьте несколько клавиш разными цветами или картинками так, чтобы они сильно отличались по высоте. С картинками, мне кажется, играть интереснее. Допустим, на низкие тона наклейте медведя, на высокие – птичку, а на первую октаву (посредине) – зайчика. Нажмите на отмеченные клавиши вместе с малышом несколько раз, затем попросите ребенка отвернуться и угадать, какая из клавиш прозвучала. Используйте в своем диалоге понятия «высокий», «низкий». В дальнейшем увеличивайте количество клавиш и уменьшайте расстояние между ними. Мы с дочкой начинали игру с трех отмеченных клавиш (это под силу и 1,5-годовалому ребенку), сейчас в наших играх задействованы 10 клавиш.
Песенки-игры Железновых
Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что пальчиковые и жестовые игры приносят огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном развивающем клубе занятия не обходятся без песенок-игр Сергея и Екатерины Железновых, и это неслучайно их музыкальные развивалочки действительно веселые, задорные и очень нравятся деткам. Мы с дочкой тоже с удовольствием играем и танцуем под них с 1 года. Думаю, нет необходимости объяснять, что это за игры такие, проще скачать их. ВОТ ЗДЕСЬ я выложила диски Железновых с инструкциями к песенкам-инсценировкам.
Надо заметить, что игры на дисках не упорядочены по уровню сложности, а я порядок очень люблю Поэтому для себя я все наиболее удачные песенки-игры разделила по возрастам. Если вам так тоже удобнее, то вы можете СКАЧАТЬ мою версию сборника по возрастам.
Структура группового занятия по методике Железновых
Занятия, которые предлагает методика Железновых, включают в себя коротенькие песни- инсценировки, под которые нужно или подпевать простые припевы, или использовать пальчиковые игры, или играть на простейших музыкальных инструментах (колокольчики, бубенчики, погремушки, маракасы, клавесы, бубны, ложки, барабаны, тарелочки, треугольники, шейкеры).
Все песенки для детей очень короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких. Играя под эти песни, малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, память и др.
Классический урок по методике Железновых:
- Приветствие.
- Разминка..
- Жестовые и пальчиковые игры
- Игровой массаж.
- Музыкально-ритмические движения или гимнастика.
- Логоритмика.
- Распевание, пение.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Сказка (с 1,8 года).
- Прощание.
Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимает 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.
Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон.
После приветственных песенок проводятся игры-разминки. Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения. Дети встают в круг, руки держат на талии и повторяют действия, сказанные словами.
Основные упражнения начинаются с пальчиковых игр, главными героями которых становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и др. Давно доказано, что речь напрямую зависит от развития мелкой моторики, а этому способствуют так называемые пальчиковые игры.
Игровой массаж снимает у детей напряжение, способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, «получающим» игровой массаж.
Музыкально-ритмические движения направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений. Взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет за ним.
Логоритмика представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам, что позволят развивать четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. В целом это прекрасные занятия под музыку без логопеда.
Распевание, пение начинается с дыхательных упражнений. Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
Игра на музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты для детей – это одна из разновидностей развивающих игрушек. Они разрабатывают мелкую моторику рук, формируют чувство ритма, координацию движений, учат детей различать «голоса» инструментов, помогают освоить нотную грамоту, а например, духовые инструменты развивают также дыхательную систему, улучшают работу лор-органов. Кроме всего прочего, такие игрушки взращивают в ребенке любовь к музыке.
Сказки под музыку развивают воображение, фантазию. Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополнены новыми деталями и музыкальным сопровождением.
Завершается занятие прощальной песенкой.
Недочеты методики
Танцы, игры и веселые песенки настроят любого малыша на позитивный лад. Но если все же присмотреться внимательнее, то можно выявить некоторые моменты, которые являются, скорее, маленькими нюансами, нежели недочетами. Малышу предлагается четко следовать предложенному плану действий. Не дается права выбора и самостоятельного придумывания движений. Есть много сложных повторений и стишков, которые маленькие детки не сразу начинают усваивать. Екатерина Железнова, методика которой применяется во многих развивающих центрах, совместно со своим отцом сочинила множество авторских песенок, но в основном они однотипные. Часто повторяются одни и те же слова, например: зайчик или мишка и их действия, поспать, погулять. Хотя для совсем маленьких малышей именно такое повторение однотипных слов является предпочтительным.
Любой родитель, даже не имея музыкального образования и представления о музыкальной грамоте, сможет, опираясь на данную методику, всесторонне развить своего малыша и привить ему хороший музыкальный вкус.
Изображаем музыку
Пожалуй, это наше самое любимое музыкальное занятие. Что значит изображать музыку? Все очень просто: под «Полет шмеля» мы летаем как шмели, под «Болезнь куклы» показываем нашу печаль и сопереживание, ухаживаем за куклой и баюкаем ее, под «Марш Черномора» изображаем злобного Черномора и его волшебное царство. То есть обыгрываются все те образы, которые возникают при прослушивании музыки. Естественно поначалу ребенок только повторяет действия за взрослым, но постепенно он учится придумывать свои сюжеты.
В этом занятии главное донести до ребенка, что музыка – это не просто набор нот, в ней скрыто множество эмоций и рассказывается о персонажах, событиях, переживаниях. Такое занятие замечательно развивает воображение ребенка, учит его понимать музыку. Хорошо подходит для малышей от 1,5 лет.
Вот несколько произведений, которые мы с дочкой любим изображать:
- Чайковский «Детский альбом»;
- Сен-Санс «Карнавал животных»;
- Прокофьев «Детская музыка» (Марш, Прогулка, Шествие кузнечиков, Утро);
- Глинка «Марш Черномора»;
- Вивальди «Времена года. Зима».
Связывать образы можно и со звучанием музыкальных инструментов. Например, мама играет на барабане или на пианино на басах, а ребенок танцует как неуклюжий медведь, мама играет на колокольчике или на верхних тонах пианино – ребенок порхает как бабочка.
Влияние музыки на детей. Польза музыки
Психологи считают, что малыш, находящийся в утробе матери уже слышит звуки. Самые четкие и дорогие для него-это голос мамы и её сердцебиение. Еще до рождения карапуза можно начинать заниматься музыкальным развитием: петь песни и слушать правильную музыку.
Многие мамы, находясь в положении, могут заметить, что их малыши в животике могут по-разному реагировать на ту или иную мелодию: кто-то чувствует активное шевеление, кто-то наоборот чувствует, что кроха успокоился. Музыка до рождения способствует развитию различных эмоций. Специалисты отмечают, что дети, которым мамы включали преимущественно классические произведения, осваивают различные навыки значительно лучше.
Когда малыш появляется на свет, он положительно реагирует на знакомые звуки, чувствуя себя в безопасности. Рекомендуется включать малышам спокойную и негромкую музыку как можно чаще.
Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его речь, нервную систему.
Польза музыки:
-
Музыка оказывает положительное влияние на творческие способности малыша. Она помогает развивать фантазию и воображение. Сначала различные мелодии способны вызвать у крохи определённые эмоции, затем малыш может представлять себе образы, а после и изображать на бумаге свои личные ассоциации от прослушанной музыки.
- Музыкальное развитие детей не обходится без прослушивания классической музыки. Ее полезно слушать всем и в любом возрасте. Классика развивает эстетический вкус, музыкальный слух и чувство ритма.
- Прослушивание звуков природы (шелест листьев, пение птиц, звук дождя и тому подобное) успокаивают и убаюкивают малыша.
- Детям, с которыми занимались музыкальным развитием, легче изучать точные науки и иностранные языки.
- Благодаря музыкальному развитию дети становятся более общительными и легче находят общий язык с другими людьми. Если ребенок учится играть на музыкальном инструменте, то такие занятия учат трудолюбию и терпению, воспитывается сила воли.
- Музыка помогает привить любовь ребенка к доброму и прекрасному, расширяет кругозор и развивает интеллект.
Музыка для грудничков: первые уроки музыки
Лучше всего начать приобщать своего малыша к прекрасному с самого его рождения. Музыка, пение, танцы – это ведь сплошные положительные эмоции, из которых и состоит внутреннее благополучие человека. Гармоничное всестороннее развитие – вот фундамент душевного и физического здоровья ребенка, закладывать который нужно с момента его появления на свет. И вам совершенно не обязательно быть виртуозом в оркестре или солистом филармонии, чтобы помочь крохе получить свои первые познания в музыке, открыть для себя такой разнообразный и бесконечно прекрасный мир гармонии звуков.
Так помогите же вашему малышу взять как можно больше от музыки. Тем более что на начальном этапе музыкального образования ребенка от вас не требуется даже знания нотной грамоты.
Интересное видео по теме
Интересно посмотреть, как педагоги проводят музыкальные игры с дошкольниками
Музыкальная игра «Листики и ветерок»
Watch this video on YouTube
Дети с листочками сидят на корточках по краю зала. По музыкальному сигналу дует ветер и выходит гном-дворник с метлой убирать листья: малыши в это время бегут в центр зала и двигаются под музыку.
Музыкальная подвижная игра «Снежный ком» для старших дошкольников
Watch this video on YouTube
Дети по кругу катают большой «снежный» ком под музыку. Когда мелодия останавливается, ребёнок, у которого в руках ком, должен надеть большие валенки и и танцевать.
Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике» (для младших дошкольников)
Watch this video on YouTube
Малышам показывают изображение домика, а затем картинку, где дети внутри его (в комнате) выполняют какие-то действия — танцуют, поют, маршируют и пр. Задача ребят — назвать каждое действие.
Хороводная игра «Тётя Весельчак» вместе с мамами и бабушками в средней группе
Watch this video on YouTube
Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.
Цели и задачи занятий
Все занятия с малышами проходят только в игровой форме. Ребенка не заставляют ничего делать. Педагог и мама показывают движения, а ребенок в ответ выполняет по желанию. В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:
-
развитие музыкального слуха и ритмики;
-
становление речи в результате многократного повторения слов – звукоподражаний;
-
развитие моторики в результате взаимодействия с различными предметами – как музыкальными, так и обычными; очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики;
-
тесный эмоциональный контакт с мамой в результате веселого совместного времяпровождения;
-
слуховые и тактильные ощущения и восприятие информации посредством музыки;
-
укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности;
-
музыка расслабляет – она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей;
-
развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими детьми.
Музыкальные игры для самых маленьких
Начинать простейшие игры можно в довольно раннем возрасте. Например, уже в 8–9 месяцев крохе будет интересно и весело, если мама поставит его к себе на колени, включит ритмичную мелодию и начнет в такт ей присаживать малыша, чтобы он пружинил ножками, как бы пританцовывая. Со временем он начнет пружинить сам, причем довольно точно попадая в такт.
Еще одна игра, подходящая для малышей до года, – обучение простейшим навыкам работы с музыкальными инструментами. Мама показывает, как бить в бубен или барабан, трясти маракасы, нажимать кнопочки на детском пианино, звонить в колокольчик, а кроха повторяет. Со временем можно пробовать издавать такие звуки в определенном ритме, чтобы ребенок мог его повторить. Мама отстукивает на барабане некоторую ритмичную последовательность, показывая пример, а малыш пробует ему следовать. Постепенно такой ритмичный ряд можно усложнять. Другой вариант такой игры – постукивать чем-то (или хлопать в ладоши) в такт звучащей мелодии.
Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте
В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).
Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).
В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).
Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки
Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.
Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное
Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».
Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.
Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.
Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру
Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия. Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе
В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога
Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе. В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога.
Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.
Особенности методики Железновых
В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых.
Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только «целью», но и «средством». То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.
Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:
- улучшить общее физическое развитие;
- развить музыкальный слух и память;
- сформировать навыки общения;
- научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.
Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.
Когда можно начинать
Методика развития Железновых рассчитана на детей от 6 месяцев до 7 лет. Как правило, малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже ходят по всему периметру комнаты. Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша. Вот мама несет ребенка умываться и напевает: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или, сгибая и разгибая ножки малыша, проговаривает: «Мишка косолапый…» Все это начальный этап приобщения ребенка к чувству ритма и музыкальности.
Плюсы методики
«Музыка с мамой» приносит неоценимую пользу в воспитании детей и способствует таким функциям, как:
- выработка ритмичности и музыкальных способностей;
- развитие мелкой моторики;
- формирование навыков правильной речи;
- оздоровление общего состояния малыша;
- укрепление мышц спинного отдела, формирование правильной осанки;
- привитие навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;
- налаживание контактов со взрослыми и одногодками;
- сближение ребенка с родителями, ведь занятия проходят по принципу «мама и ребенок».
Привыкая к подобным занятиям, дети меньше устают, и любой материал легко усваивается ими в ходе игры.
Значение музыкальной игры для дошкольника
Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:
Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление
Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность
Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. В педагогической практике автора данной статьи была одна стеснительная девочка, которая практически не отвечала на занятиях, было сдержана в общении с одногруппниками. Но однажды я организовала с дошкольниками (на тот момент это была средняя группа) музыкальную игру «Тётя Весельчак», она очень динамичная и забавная. Так вот, эта девочка так раскрепостилась, так эмоционально выплясывала, что я на неё взглянула совсем другими глазами.
Музыкальные игры сопосбствуют раскрепощению малышей, более быстрой адаптации их в детском коллективе
Игра «Угадай, на чем играю»
- Не менее занимательно устраивать подобную угадайку и на «бытовых музыкальных инструментах». Нам с Таисией такой вариант нравится даже больше. На чем можно играть? Можно ударять ложкой по кастрюле, чашке, стакану, бутылкам (пустым и наполненным), стучать деревянными ложками друг об друга, шуршать пакетом, звенеть ключами. Чем более «продвинутым» становится уровень ребенка в угадайке, тем более тонкие отличия можно использовать в игре, например, взять несколько кастрюль разных размеров или бутылок с разным количеством воды.
- Можно пойти дальше и угадывать различные бытовые звуки по аудиозаписям, например, шум пылесоса, стиральной машины, заводящегося автомобиля, скрип двери и т.п. (Примеры таких звуков можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Такое занятие тоже очень понравится малышу.
Несколько слов о Железновых
Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития «Музыка с мамой», которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.
В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.
Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать «с нуля») двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития, получившая название «Музыка с мамой». Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.
Сюжетно-ролевые игры
Для младшего и среднего возраста подойдёт игра «Путешествие в деревню». Воспитатель сообщает малышам, что бабушка пригласила их в гости к себе в деревню. Ехать детям предлагается на поезде из стульчиков. Дети садятся на импровизированный паровозик, имитируют движение колёс и поют с воспитателем какую-нибудь песню про паровоз (например, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»). Далее идёт остановка на станции — малыши пересаживаются в автомобиль (соответствующая песня под музыку). Затем приезд к бабушке, путешествие по скотному двору. Под музыку дети изображают собачку, кошку, курочку, лошадку, гусей. Бабушка угощает всех пирожками (песня «Пирожки»). Ребята возвращаются домой снова на автомобиле и поезде.
Со старшими дошкольниками можно организовать игру «Музыкальный радиоспектакль». Педагог сообщает, что детская радиостанция «Киндер-FМ» попросила их записать музыкальную сказку — в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Дошкольники выбирают сказку, вспоминают её содержание. Далее определяются певцы (для каждого персонажа) и музыканты (будут играть певцам на инструменте)
Ещё одно важное действие — обустройство радиостудии. Нужно подготовить аппаратуру для работы: микрофон, наушники, ноутбук, пульт управления звуком
Выбирается также звукорежиссёр (это может быть воспитатель).
Как проходят занятия по методике Железновых
Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:
- танцы;
- прослушивание музыки;
- пальчиковую гимнастику;
- пение;
- игру на музыкальных и шумовых инструментах;
- различны виды игр.
Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.
Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом «в ход» могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку «азбуку-потешку», где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.
Обращаем Ваше внимание, что авторы методики рекомендуют чередовать динамические музыкальные занятия с более спокойным времяпрепровождением (например, рисованием, лепкой или игрой с конструктором).
Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).
5. Учимся различать громкость
Игра аналогична предыдущей, только теперь мы уже обращаем внимание не на темп, а на громкость звучания. Можно предложить малышу под громкую музыку громко хлопать в ладоши / греметь погремушкой, а под тихую – тихо
Или под громкую музыку топаем, маршируем, а под тихую – ходим на носочках. Несколько произведений со сменой громкости, которые хорошо подойдут для занятия: Вивальди «Времена года. Осень», Брамс «Венгерский танец №5», Бетховен «Симфония №5», Моцарт «Свадьба Фигаро. Увертюра».
Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.
Слушаем, танцуем, поем
Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (СКАЧАТЬ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.
Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.
Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Роль пения в раннем музыкальном развитии ребенка
Вы знали, что пение способствует выработке грудного молока? Когда мама поет своему малышу, она расслабляется, а жизненный тонус ее организма повышается. Так что пойте крохе чаще
И не только колыбельные. В выборе репертуара важно, чтобы это были спокойные мелодичные песенки, которые нравятся вам и вашему карапузу. А когда ребенку исполнится 4-5 месяцев, он сам станет вам подпевать
И не только вам. Свои «арии» маленький певец будет посвящать всему, что попадется ему на глаза. Любимой погремушке и карусельке, висящей над ним. Шапочке, которую ценой многих усилий удалось снять и попробовать на вкус, и папе, пришедшему с работы и обнимающему любимое чадо перед сном.
Увлечение музыкой способно подарить крохе и вам много приятных минут, наполнить ваш дом улыбками, заставить пережить массу самых разных эмоций. Так пойте же с вашим карапузом, слушайте музыку, сочиняйте сами, музицируйте, используя различные инструменты. Откройте для малыша дверь в такой многогранный мир творчества. И чем раньше вы эту дверь перед ним распахнете, тем более богатой и разносторонней личностью станет ваш ребенок в будущем…
Принципы методики Железновых
Принцип первый – обучение детей должно проходить в игровой форме. Этот принцип соответствует нормам возрастного развития детей, поскольку ведущей формой деятельности в младшем возрасте является игра. Именно через игру ребенок познает структуру отношений между людьми и их связь с объектами внешнего мира. В возрасте от 3 до 7 лет игра как способ познания и развития является наиболее эффективной. У детей от 1 года до 3 лет ведущая деятельность – манипуляционная, в возрасте до 1 года – взаимодействие со взрослым. Методика Железновых предоставляет возможности для развития в каждом возрастном периоде. Комплекс методик включает в себя манипуляционные задания (например, пальчиковые игры) и упражнения, которые выполняет только взрослый (например, некоторые песенки и потешки).
Принцип второй – обучение детей через двигательную активность: в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность.
Другие принципы методики – важность родительского участия и положительный настрой ребенка на обучение – являются общими для всех методик раннего развития
Недостатки методики Железновых
Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:
- некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
- поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
- большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро «приедаются» и становятся скучны.