Влияние музыки на развитие детей
Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей. Немало родителей ошибочно считают, что обучение ребёнка музыке, да и просто приобщение в ней, не несёт ничего полезного для развития ребёнка. Тем не менее, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками. Дети, которым включают классическую музыку, проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки. Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков.
К сожалению, папы и мамы все реже и реже задумываются том, чтобы обеспечить и музыкальное образование своих детей. Часто родители считают, что ребёнку необходимо предоставить возможность получать те знания, которые пригодятся ему в жизни. Целенаправленное профильное образование, ставшее сейчас в тренде, ограничивает развитие ребёнка, лишая возможности развиваться всесторонне. Сегодня родители хотят поскорее выбрать будущую профессию для ребёнка, чтобы спланировать профильное обучение: хочешь быть адвокатом — учи историю и право, желаешь стать банкиром — учи математику. Реалии жизни формируют мысль многих родителей: «Главное — получить высокооплачиваемую работу». А ведь раньше, предыдущие поколения родителей, обязательно старались дать музыкальное образование ребёнку.
Физиология слуха у младенцев
Диагностика слуха у новорожденных проводится еще в родильном доме на вторые-третьи сутки. Медицинский персонал посещает каждого младенца со специальным устройством, которое измеряет способность уха ребенка воспринимать звуки. Если отмечаются отклонения в развитии органа слуха, такого ребенка внимательно наблюдают еще в течение трех месяцев для того, чтобы исключить аномалии развития или подтвердить диагноз. Современная медицина способна медикаментозно или хирургически решить проблему тугоухости или глухоты для ребенка в любом возрасте.
Строение детского уха отличается от взрослого, в силу небольшого размера самого черепа. Слуховой проход, соединяющий ушную раковину с барабанной перепонкой, очень короткий и напоминает щель. По мере роста головы проход будет удлиняться и округляться. Сама барабанная перепонка имеет более пологое положение, чем у взрослого. Ее отклонение от горизонтали слухового прохода составляет всего 10˚. Она плотнее и толще, чем у детей 3-4 лет и взрослых, потому как состоит из нескольких слоев.
В возрасте 5-6 лет барабанная перепонка у детей составляет уже больший угол по отношению к слуховому проходу, который равен 45˚. У взрослого человека она располагается практически вертикально – на уровне 75˚.
Диагностика слуха
Пока ребенок не достиг месячного возраста, его можно приучить к домашнему шуму, чтобы не стараться создать идеальную тишину во время детского сна в дальнейшем. Пока грудничок только учится воспринимать звуки, большинство их них является для него лишь фоновым шумом, который становится нормой при постоянном звучании.
Внимание! Если с первых дней жизни родители не меняют своего поведения во время сна и бодрствования ребенка, малыш привыкает к шуму и спокойно спит под голоса родителей и звуки их домашних забот. Если с первых дней жизни ребенка во время его сна создается идеальная тишина, любой случайный чих обязательно будет будить младенца и в старшем возрасте
Методика раннего музыкального развития
Существует замечательная методика отца и дочери Железновых, которая называется «Музыка с мамой». Предназначена она для раннего музыкального развития и имеет популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.
Сначала программа выпускалась для развития музыкальных способностей детей от трех до пяти лет. И предназначена была для подготовки к поступлению в музыкальную школу.
Но серьезным увлечением музыкой отличаются не все дети. И для многих эта программа сложна.
По этой причине Железновы разработали методику, развивающую способности детей в увлекательной игровой форме.
- Она подходит всем и нацелена на общее развитие и получение позитивных эмоций;
- В нее включено большое количество песен их собственного сочинения, аранжированные народные потешки и музыкальные упражнения, придуманные Железновыми;
- Все это дает доступность для развития даже самым маленьким детям.
Данная программа раннего музыкального развития отличается некоторыми принципами:
- родители участвуют в занятии, что играет очень важную роль;
- основу музыкального развития составляют подвижные жестовые игры, танцы и музицирование, так как через эти способы дети легче понимают музыку;
- используется много фонограмм, это дает возможность педагогу играть вместе с детьми, а родителям организовать занятие дома;
- использование традиционного музыкального материала, яркого и доступного, а также современного танцевального и хорошего.
Таким образом, напрашивается вывод, что роль музыки в развитии детей важна.
- Музыкальные занятия тренируют память, познавательные и мыслительные процессы, повышают мотивацию и успехи в обучении;
- Установлено, что во время слушания музыки, кора головного мозга проявляет активность, следовательно, активен и человек;
- Ранний возраст отличается тем, что в нем закладываются основные способности у ребенка, он начинает проявлять скрытые таланты, его личность активно развивается;
- Музыка влияет на проявление в малыше творчества и избавляет от комплексов;
- Идет активное развитие музыкальных способностей и социализация ребенка, формируется его духовная культура.
Слушайте музыку вместе с малышами, получайте удовольствие и развивайтесь духовно, эмоционально и физически.
- Как вести себя с ребенком?
- Как развить самостоятельность у ребенка
- Как научить ребенка убирать игрушки?
Какую музыку для новорожденных включать нельзя
Песенки для малышей, возрастом до 1 года и старше, должны приносить только положительную реакцию. Музыкальные вкусы родителей и новорожденного зачастую не совпадают. Родители должны понимать, что, если они решили открыть своему ребенку музыкальный мир, не стоит начинать с агрессивного металла или рока, даже если родители от него без ума.
Агрессивное исполнение
Категорически запрещается включать детям любого возраста:
- электронную музыку;
- произведения, написанные для ударных инструментов;
- раздражающие нервную систему рычащие песни рок-исполнителей;
- песни не должны содержать ненормативную лексику;
- звучание оргáна позволительно открывать для ребенка, достигшего 7 летнего возраста, так как его специфическое воспроизведение способно породить чувство тревоги у грудничков;
- нарочито низкий мужской бас исполнителя также может вызвать волнение малыша, негативно влияя на незрелую нервную систему;
- не путать режим дня музыкальными произведениями – утро нужно начинать с веселых детских песен, вечером включать только спокойную музыку.
Ни в коем случае нельзя использовать наушники в качестве источника звука. Музыка для малышей до 1 года должна исходить из удаленного источника, ненавязчиво и негромко. Она не должна пугать, создавать эмоциональный дискомфорт и расстраивать ребенка. Путешествуя с ребенком в автомобиле, желательно отказаться от некачественного сигнала радиоволн. Звучание должно быть чистым, без частотного мусора и шипения. Если планируется длительное путешествие с младенцем, желательно приобрести заранее музыкальный детский диск с качественной лицензионной записью.
Нельзя использовать наушники
Не перегружая детей музыкой, можно открыть для них волшебный мир фантазии и ритма, который, несомненно, благотворно влияет на развитие нервной системы и мозговой активности. Музыка – волшебное открытие человечества, незримый помощник в коррекции настроения и поведения даже взрослых людей.
Рекомендации для следующих периодов развития
Следующие периоды развития – идентификация любых действий со словами и совершенствование речи. Образцом выступает речь взрослых: с правильной структурой в предложениях, хорошей интонацией и ритмом.
Верьте в своего ребенка, и тогда у него и у вас все получится
Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому периоды могут наступить как в 3–4 года, так и в 7. Не форсируйте события, ждите результата и придерживайтесь рекомендаций:
- воспитывайте в ребенке самостоятельность: позволяйте обслуживать себя, мотивируйте на разговоры с людьми в общественных местах – у ребенка должен возникнуть положительный опыт взаимодействия с незнакомцами;
- давайте ребенку возможность «разбалтываться». Не ругайте, если он лепечет несуществующие слова, иначе малыш будет бояться говорить то, что не тренировал ранее;
- предпочтите домашнее дошкольное обучение интернату: ребенок в комфортных психологических условиях добьется больших результатов за меньшее время.
Создайте благоприятную среду для занятий и жизни ребенка, поддерживайте и мотивируйте, и тогда успехи не заставят себя ждать. Удачи!
А это сюжет, в котором мамы рассказывают об историях успеха своих детей со сниженным слухом:
Как развивать слух у малыша?
Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.
Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.
В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.
Ребенок, который нормально развивается, будет агукать, лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.
Любите малыша и следите за его развитием.
- Когда ребенок начинает улыбаться?
- Когда ребенок начинает смеяться?
- Когда новорожденный начинает видеть?
Зачем нужно музыкальное воспитание
Можно выделить несколько задач музыкального воспитания для детей с нарушением слуха:
- коррекция и компенсация особенностей развития детей;
- развитие слухового восприятия;
- становление устной речи;
- формирование координированных движений;
- вокальное развитие голоса;
- развитие памяти и воображения;
- нравственное и эстетическое воспитание;
- активизация познавательной деятельности;
- обогащение духовного мира ребенка.
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», – Сухомлинский В. А.
При музыкальном воспитании используют различные виды музыкальной деятельности:
- восприятие музыки;
- исполнительство;
- творчество;
- музыкально-образовательная деятельность и другие.
К направлениям работы по музыкальному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха относят:
- воспитание эмоционального восприятия музыки;
- развитие слухового восприятия;
- развитие голоса;
- ритмическая стимуляция и хоровая декламация;
- развитие движений под музыку;
- ориентировка в пространстве.
После родов
Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки
Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом
К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.
В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.
К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.
С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.
Развитие музыкального слуха у новорожденного
Развитие слуха представляет формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук
Для полноценного развития важно выполнять тренировки каждый день. Новорожденного следует знакомить со звуками при помощи различных звучащих предметов
Используйте музыкальные мобили, которые удобно вешать в кроватку над головой грудничка. Можно сжимать ручки деткам в такт песенке или мелодии.
Установлено, что классическая музыка развивает речь и восстанавливает рефлексы новорожденных. Детки постарше будут слушать классику только, если привыкли к ней с колыбели. Поэтому с рождения, а лучше еще в утробе включайте крохе классические произведения. Включайте разных авторов, и малыш скоро начнет различать композиторов и сам выберет, кто нравится больше.
После рождения включаем классику по пять-десять минут. Не навязывайте крохе данную музыку и не включайте записи громко. Если кроха противится данным звукам, смените автора или композицию. Как показывает практика, деткам больше других нравятся произведения Чайковского, Моцарта и Шопена.
Что делать?
К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха — физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью.
Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет
Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша — и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша
Читать на эту тему:
Народные музыкальные инструменты
Без преувеличения, оркестр народных музыкальных инструментов является фаворитом среди детей – различные трещотки, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель, свистульки. Как можно устоять перед столь простыми и красочными музыкальными инструментами?
— трещотка – народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Простота конструкции и яркий звук обеспечили популярность трещотки и её использование как в ансамблях, так и в музыкальных играх детей. Для того, чтобы извлечь звук, следует правильно держаться за ремешок и встряхивать трещотку, либо – вращать трещотку, держась за ручку, чтобы верхняя часть вращалась равномерно, не останавливаясь. А это не так легко, как кажется на первый взгляд!
— деревянные ложки – это не просто ярко расписанный столовый прибор, но и оригинальный народный музыкальный инструмент! Любовь к деревянным ложкам начинается с пеленок, когда ребёнок мастерски стучит инструментом по предметам, извлекая громкие и ритмичные звуки. Пара ложек – и кроха может постигать азы игры на данном музыкальном инструменте, изучая их ажурное многозвучие. Кстати, широкая популярность и известность привела к тому, что такими сувенирами забиты базары и блошиные рынки. Если хотите найти уникальные экземпляры – смело отправляйтесь туда!
— свистульки – духовой народный инструмент простой геометрической формы, а иногда – в виде какого-либо зверька или птички, порадует малыша уже в первый год жизни. Его устройство до гениального просто: в небольшой камере, путем ее продувания, создаются изящные свистящие и тонкие звуки. С помощью нее можно насвистывать простейшие мелодии, аккомпанировать чтению сказок и конечно – развивать речевое дыхание.
Рынок детских музыкальных инструментов содержит в себе массу наименований, а все от того, что музыкальные инструменты вовлекают малышей в музицирование, формируют слуховые представления (ритм, тембр, динамика), а игра на первых музыкальных инструментах развивает самостоятельность, внимание и организованность. Конечно, покупать полный оркестр не стоит (если только вы всерьез не ставите перед собой цель вырастить музыканта), а вот иметь пару детских музыкальных инструментов из представленных в данной статье – определенно удачная затея! А в вашем доме есть музыкальные инструменты?
Конечно, покупать полный оркестр не стоит (если только вы всерьез не ставите перед собой цель вырастить музыканта), а вот иметь пару детских музыкальных инструментов из представленных в данной статье – определенно удачная затея! А в вашем доме есть музыкальные инструменты?
Настольные игры от нейропсихологов для развития мозгаМы все знаем, что ведущий вид деятельности ребенка — это игра. Настольные игры — это один из видов игровой деятельности, основанный на манипуляции с малым количеством предметов, а значит максимально компактный способ обучения и развития. |
Как развить музыкальные способности ребенка
Приступать к развитию музыкальных способностей малыша можно сразу же после его рождения. Разумеется, первой учительницей для него в этом деле (и не только в этом) будет мама. Когда кроха видит, как поет и играет его мама, он будет стремиться ей подражать. Именно таким образом создаются предпосылки к обучению, однако главное в любых начинаниях – это желание ребенка. Поэтому любые занятия нужно проводить только в случае хорошего расположения духа крохи.
Способ 1 — Прослушивание музыки
Прослушивание музыки можно начинать еще тогда, когда малыш находится в утробе у мамы. Будучи в животике, он способен слышать звуки извне. И очень хорошо, если эти звуки приятны и гармоничны.
После рождения крохи слушайте с ним детские песенки и классику. Чуть позже, когда малыш начнет говорить, его можно научить словам. Для этого выберите простую песенку и напевайте ее по пять-семь раз подряд. Между повторениями следует делать музыкальные паузы – проигрывание той же мелодии на инструменте-самоделке или настоящем инструменте (фортепиано, скрипке, клавишном синтезаторе). Не спешите обучить малыша сразу всему – достаточно выучить одну песню за занятие.
Единство музыкального и литературного текстов оказывает на детей большее влияние, так как малыши связывают звучание с конкретным образом. Текст песни расширяет представление ребенка об окружающем мире. Впечатляющая сила музыкального звучания углубляет поэтическое содержание песни.
Способ 2 — Работа над ритмикой
Ритмикой можно заниматься уже с трех месяцев малыша. Возьмите его под мышки и поставьте на большой мяч. Под веселую песенку шагайте по мячу. Может быть, сначала вам понадобится помощь бабушки или папы, но со временем вы самостоятельно будете справляться с подобным упражнением.
Малыши постарше не откажутся попрыгать на мягком диване под размеренную музыку. Главное, чтобы прыжки совпадали с ритмом песни или мелодии.
Продолжительность подобных музыкальных занятий для маленьких детей не должна превышать пяти минут, а настроение (как малыша, так и ваше собственное) должно быть отличным. Чередуйте прыжки с ритмичной ходьбой и переменки для отдыха, во время которых ребенок сидит (или лежит), а мама продолжает напевать эту же песенку, сжимая и разжимая его кулачки в такт мелодии.
Способ 3 — Развитие слуха
Развитие слуха – это формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук. Эта своеобразная тренировка занимает немного времени, но упражняться следует ежедневно. Но как развить музыкальный слух у маленького ребенка?
Работу над развитием слуха можно начинать с двух месяцев малыша, используя погремушки. Знакомство с разнообразными звуками, издаваемыми погремушками, впоследствии побудит кроху к самостоятельному музицированию. Коллекцию звучащих предметов можно пополнить разнообразными колокольчиками, маленькими пищащими или звенящими игрушками, которые легко подвесить над кроваткой, чтобы малыш мог сам дотягиваться до них и извлекать из них звуки.
Когда кроха подрастет, можно использовать простой и эффективный метод: пойте ему песни, рассказывайте сказки, играйте с ним, меняя характер своего голоса (тихо и громко, протяжно и отрывисто, сумбурно и ритмично).
Способ 4 — Музицирование
Элементарное музицирование с детьми подразумевает, что взрослый наигрывает мелодию на каком-то музыкальном инструменте (можно и на самодельном), а ребенок подыгрывает на барабане, бубне, маракасах или какой-либо иной стучалке-звенелке. Играя, старайтесь подобрать темп, удобный для малыша.
Цель подобных занятий – общение родителей с ребенком посредством музыки. В элементарном музицировании малыш выступает не только слушателем и исполнителем, но и творцом, создателем музыки.
Таким образом музицирование может стать очень важной ступенькой, которая поможет малышу открыть мир музыки, освоить игру на простых инструментах, стимулировать потребность в углубленном изучении выбранного ребенком музыкального инструмента
Что должны делать родители в период доречевого развития
В период доречевого развития формируются слухоречевые связи и речевой слух. Ваша задача – научить ребенка подражать звукам и интонации, копировать тембр и эмоциональную окраску голоса взрослых.
Ежедневно делайте упражнения:
- Положите малыша в кроватку или на колени лицом к себе. Улыбайтесь, смотрите в глаза. Двигайте его ручками и ножками, синхронно произносите ритмичные слоги и слова: «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «ла-ла». В результате вырабатывается положительная реакция на голос. Позже ребенок начнет копировать гласные и согласные звуки. Повторяйте 3–4 раза в день по 7–10 минут.
- Пойте песни с четким ритмом: «Баю-баюшки-баю-ю-ю… Не ложись ты на краю-ю-ю». Когда младенец без слухового аппарата, приблизьтесь к его ушкам и отдалитесь, когда ребенок в нем. Не должно быть препятствий в виде локонов волос, подушек, одеял и пр., чтобы звук не искажался.
- Сопровождайте действия словами, чтобы ребенок формировал слухоречевые связи (рассказывайте, что делаете, куда идете, что видите и пр.).
По завершении периода развития ребенок улавливает связь между хаотичными слуховыми ощущениями и своим голосом с помощью слухового аппарата. Понимает связь между действиями и их озвучиванием – учится реагировать на шаблонный зов.
Занятия с сурдопедагогом помогут малышу и родителям освоить методики самостоятельной работы
Занятия ритмикой
Ритмика важна в физическом и музыкальном воспитании дошкольника. Танцы учат ребенка чувствовать настроение через мелодию. Ритмика – это своеобразная иллюстрация музыки в движении с помощью бега, ходьбы, прыжков, элементов гимнастики. Все это направлено на развитие чувства ритма, музыкальной памяти, координации движений.
Танцуйте не только под детскую и эстрадную музыку, но и под классику. Речь не о том, чтобы в 5 лет малыш умел танцевать вальс. Позвольте ему двигаться в такт, как ему удобно. Покажите, как быстро перебегать на цыпочках или лететь в прыжке. Можно кружиться, бегать – делайте все, что угодно, будьте раскованными в танце, проявляйте фантазию и импровизируйте.
Дополнительная польза от музыкального слуха
Начинать развивать музыкальный слух у ребенка следует с самого раннего возраста. Если упустить этот момент, то очень скоро придет тот самый «медведь», который обязательно «наступит на ухо» малышу. И тогда ребенок превратится в неполноценного взрослого человека.
Кроме того, развитие музыкального слуха и занятия музыкой в целом помогает:
- развивать память;
- быть внимательнее и сосредоточеннее;
- логически мыслить;
- быстро и без особых последствий выходить из стрессовых состояний (послушал любимую мелодию – и настроение улучшилось);
- не болеть многими болезнями (есть даже специальное лечебное направление – музыкальная терапия).
Проверка слуха у новорожденного
Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?
Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.
Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.
Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.
Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.
Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!
Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.
Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.
Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.
Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка
Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?
В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума
Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.
Проверить слух новорожденного может и врач-невропатолог. При этом врач громко хлопает в ладоши сначала с одной, а потом с другой стороны ребенка. Новорожденный при этом вскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальчики. Затем те же движения, но в обратном порядке. Этот рефлекс называется рефлексом Моро. Подробнее о нем и других рефлексах новорожденного>>>
Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.
Как узнать?
Существуют различные методы диагностики и проверки слуха грудных детей. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха с помощью особого метода − регистрации отоакустической эмиссии. С помощью этого совершенно безопасного и безболезненного метода можно выявить нарушения слуха даже у новорожденных, проверяя, как функционирует улитка внутреннего уха.
Кроме того, слух младенца можно исследовать и с помощью компьютерной электроэнцефалоаудиограммы, которую проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и, если слух не нарушен, в коре головного мозга возникают ответные реакции. После этого компьютер выдает заключение.
Еще один метод называется «ориентировочная аудиометрия». Он подходит для детей постарше, которые реагируют на зрительные сигналы (картинки, свет) и способны понять, где располагается источник звука. Если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, можно заподозрить снижение слуха.
Особенности развития музыкального слуха
Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.
Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки
Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.
Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?
О пользе музыки для детей
Музыка для новорожденных
Грамотно подобранная музыка способна благотворно влиять на эмоциональное состояние человека в любом возрасте. Особо чувствительны к музыке дети. Они, еще не имея музыкальных пристрастий, будут воспринимать музыку как эмоцию, воплощенную в звучании. Поэтому особенно полезна для грудничков именно классическая музыка. Она не имеет прикрепленного текста, который своей интонацией способен навязать восприятие исполнителя.
Однако и классика может быть сложной для психики месячного ребенка. Включать произведения Баха или Хачатуряна не стоит до 5-7 летнего возраста. Они несут в себе слишком большую эмоциональную нагрузку. Младенцам для обучения звукам музыкальных инструментов лучше подойдут такие композиторы, как Чайковский, Вивальди или Моцарт. Их произведения более мелодичные, исполняются в большинстве своем клавишными и духовыми музыкальными инструментами, в то время как произведения Хачатуряна насыщены партиями для ударных инструментов.
Игра на фортепиано
Слушая классическую музыку, младенец развивает воображение. Если до прослушивания музыкальных произведений он был занят игрой с яркой игрушкой, её краски будут использованы воображением для восприятия звуков.
Детские веселые песни также несут ряд полезных качеств для развития маленьких детей. Они имеют простой ритм, который легко запомнить. Развивается память – спустя пару месяцев, ребенок уже станет без труда узнавать мелодии по первым нотам и демонстрировать свою симпатию или недовольство относительно родительского выбора. Не стоит навязывать песню ребенку, на которую он реагирует плачем, даже если родители считают конкретное произведение лучшим из лучших.
Колыбельные песни для малышей до 1 года должны стать неотъемлемой частью приготовления ко сну. Помимо самого спокойного ритма и тянущейся мелодии, эти произведения несут стратегически важную функцию – привычку засыпать вовремя. Если перед тем, как уложить ребенка спать, его сначала купают, потом увлажняют кожу кремом, после чего кормят, и под колыбельную он засыпает, выработается ритуал отхождения ко сну. По строго соблюдаемой последовательности действий ребенок уже будет психологически готов к следующей процедуре. Это очень важный элемент в формировании уверенности в себе. Заранее зная, что дальше с ним будет происходить, ребенок чувствует уверенность и не беспокоится лишний раз.
Песня у колыбели
Веселая танцевальная музыка для детей от 1 года позволяет развивать восприятие чувства ритма. Даже 8 месячный малыш, услышав знакомую заводную мелодию, начнет стараться двигать телом в такт музыке. Одно из самых первых танцевальных движений осваивают ножки. Если ребенок уже умеет стоять, он непременно будет пытаться несильно и часто приседать под музыку, работая коленными суставами.