Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

Содержание

Внимание — это сосредоточенность на предметах и явлениях, наиболее важных в конкретный момент. Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание

Для детей особенно важно полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание

Эти базовые психические функции неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может

Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание

Для детей особенно важно полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание

Эти базовые психические функции неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может

Многие родители говорят, что у ребенка плохая память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание. Эти базовые психические функции неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может.

Родители во всеоружии

Благо, сегодня есть достаточно информации, что понимать, как развить концентрацию и внимание у ребенка. Специальные тренинги помогут добиться нужного результата, если заниматься со школьником целенаправленно

Какие преимущества есть у нынешних родителей:

они знают, что концентрацию внимания можно натренировать;
тренировки не только улучшают внимание, но и в целом положительно сказываются на работе головного мозга ребенка;
современные дети имеют те устройства, которые не были раньше знакомы их родителям, поэтому изначально имеют более выгодное положение.

По результатам проведенного опроса было выяснено, что почти 90% детей имеют короткий период внимания и очень легко отвлекаются. Ученые определили, что максимальная концентрация внимания возможна во временном промежутке 10-15 минут, поэтому контент более длинный давать не стоит. Нужно сменить деятельность на некоторое время, после чего снова вернуться к обучению. При этом статистика утверждает, что каждые 28 секунд подростки отвлекаются!

Полезные игрушки

Роль игрушек – развивать ребенка. поэтому выбирать их нужно внимательно, не предлагая малышу таких, которые он не в силах освоить. Какие развивающие игрушки полезно купить для детей 3 месяцев?

  • Погремушки контрастных цветов. Выбирайте двух- или трехцветные. Ребенок пока не различает все цвета, поэтому пестрота ни к чему. Красный, желтый, зеленый (или синий) – этих цветов пока хватит. Погремушки интересно трогать, рассматривать, хватать, тянуть в ротик.
  • Мобили. Яркие игрушки мобилей двигаются, при этом звучит приятная мелодия. Ребенок следит за движением, слушает мелодию, пробует толкать игрушки, дотягиваться до них.
  • Звуковые игрушки (барабан, бубен, колокольчик). Помогают совершенствовать слух, координируя со зрением (искать предмет по звуку).
  • Маленькие мячики. Их полезно сжимать в ручках, трогать, толкать.
  • Фитнес-мяч. На нем малышу понравится раскачиваться, лежа на животике. Это развивает вестибулярный аппарат и укрепляет мышцы ребенка. кстати, для развития вестибулярного аппарата полезно танцевать, держа малыша на руках.
  • Чтобы развивать ребенка в 3 – 5 месяцев, полезно приобрести неваляшку и юлу. Ребенок развивает зрение, следя за движением неваляшки, и слух, слушая гул юлы и звук неваляшки.

Упражнение №3. «Две бабочки». Развитие умения следить глазами за поочередным перемещением двух предметов у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Вариант 1. Бабочки из двусторонней цветной бумаги или яркой гофрированной бумаги. Размер бабочки 7-10 см. Сделайте бабочки разных ярких цветов. Наиболее привлекательны бабочки красного и оранжевого цвета, но малыш различает и другие цвета.

Чтобы сделать бабочку:

  • Вырежите прямоугольник из бумаги.
  • Сложите его гармошкой.
  • К середине гармошки привяжите  длинную прочную нитку (не ленточку), за которую Вы будете держать бабочку.

Вариант 2. Две яркие игрушки на ниточке.

Как заниматься с малышом:

Малыш лежит на спине в кроватке. Возьмите обе бабочки (или игрушки) и привлеките к ним взгляд малыша – покачайте ими, потрясите. Если малыш их упорно не замечает, то просто подставьте бабочки под взгляд ребенка.

Теперь начинайте плавно перемещать одну бабочку влево по горизонтали. Остановитесь. Проследите, чтобы малыш тоже остановил свой взгляд на неподвижной бабочке. И сразу начинайте двигать вторую бабочку в другую сторону – вправо по горизонтали. Остановитесь. Затем верните в центр сначала первую игрушку. Затем – вторую.

Полезные советы:

  • Это упражнение для малыша очень сложное, поэтому его выполняют, когда малыш уже хорошо следит глазами за одной игрушкой по горизонтали и по вертикали.
  • Если малыш теряет траекторию движения бабочки (это нормально для ребенка в 1 месяц), то просто подставьте под его взгляд ту игрушку, которую он «потерял».

Результат упражнения:

Ребенок непрерывно следит за поочередным движением по горизонтали двух бабочек (или игрушек).

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.

Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности

В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться

Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  1. Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  2. Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).

Упражнение № 10. «Учимся лежать на животе» Развитие движений головы у ребенка в 1 месяц. Развитие сенсомоторной активности

Что нужно приготовить:

Разные привлекательные для малыша предметы (зрительные и слуховые стимулы)

Как заниматься с малышом:

Положите малыша на живот на твердую!!! поверхность (не диван!). Покажите ему вверху яркую игрушку, чтобы он поднял за ней головку и некоторое время ее удерживал. Действуй

те игрушкой, привлекая внимание младенца – показывайте ее в разных ракурсах и т.д. В следующий раз, положив малыша на животик, покажите ему звучащую игрушку и водите ей то вправо, то влево

Малыш будет учиться поворачивать головку в положении лежа на животе

В следующий раз, положив малыша на животик, покажите ему звучащую игрушку и водите ей то вправо, то влево. Малыш будет учиться поворачивать головку в положении лежа на животе.

Другие упражнения и игры с малышом, помогающие ему научиться держать голову Вы найдете в статье «Когда ребенок начинает держать голову?»

Результат:

Ребенок удерживает голову в положении лежа на животе не менее 5 секунд.

Кроме упражнений и игр для успешного развития ребенка в 1 месяц очень важно делать с малышом так называемый «мамин массаж» с пестушками. Он отличается от медицинского массажа и основан на древних традициях пестования младенцев

Что это такое — в видеоролике.

https://youtube.com/watch?v=-vfvV6AvsSM

Очень нужны малышу и стихи для новорожденных и самых маленьких.

Все перечисленные игры и упражнения — базовые для развития ребенка в 1 месяц, т.е. определяющие успешность развития младенца на дальнейших этапах.   Этот список, конечно же, можно продолжить. И главное — наблюдать за своим малышом и чутко реагировать на его запросы. Ведь каждый ребенок по-своему воспринимает любую игру, любое упражнение.

Желаю радости общения с крохой!

О дальшейшем развитии Вашего малыша Вы узнаете из статьи «Двухмесячный ребенок».

Показатели развития ребенка  в раннем возрасте ( от рождения до трех лет) Вы найдете в статье «Развитие детей в раннем возрасте: основные показатели» Эти показатели нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить и предупредить возможные проблемы и помочь малышу.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Упражнение №8. «Шнурочки». Развитие тактильной чувствительности рук ребенка

Что нужно приготовить:

Вам понадобятся разные ленточки и шнурочки.  Ленточку можно брать из разного материала (джинсовая, атласная, джутовая и т.д.) шириной в 1-2 см. На шнурочке завязывают узлы. Расстояние между узлами 5 см.

Как заниматься с малышом:

Накрутите ленточку или шнурочек на свой указательный палец (забинтуйте). Погладьте этим пальцем ладошку малыша и тыльную часть ручек. Потом погладьте другими ленточками или шнурочками. Когда малыш привыкнет (через 3-4 повторения упражнения) вложите в руку малыша ленточку  (а затем шнурочек). Это лучше всего делать, когда ребенок пытается раскрыть ладошку.

Результат:

На основе ладонного рефлекса малыш схватывает предмет, вложенный в ладошку. Можете прикоснуться к ладошке малыша своим пальцем, и он цепко схватит Вас за палец.

Как работает мозг малыша

Когнитивные, то есть познавательные, способности и способности к обучению возникают у младенца еще в утробном периоде, и то, как именно они проявляются и развиваются, зависят в том числе и от генетической предрасположенности.

Каждый ребенок по-разному развивается, и считается, что наследственные способности — это 20% от полного потенциала

Это означает, что развивать ребенка крайне важно вне зависимости от генетической составляющей

Могут ли младенцы думать

Мышление взрослого человека основывается на логике, все процессы рассуждения подвергаются четырём законам логики: тождества, непротиворечия, исключения и основания. Ребенок же не делает сознательные выводы и не размышляет над тем, что происходит вокруг, поскольку он по большей части просто воспринимает мир целиком без разделения информации на фрагменты.

Мыслительный процесс ребенка как в утробе, так и в дальнейшем заключается в синкретичном восприятии реальности. Другими словами, всё что, они воспринимают идет в неразрывной связи с различными эмоциями, поэтому ребёнок видит и ощущает мир горазго ярче и интереснее, чем взрослые люди. Отсюда и исходит более устойчивая долговременная память на многие события и эмоции.

Способность нервных клеток и из окончаний в детстве проявляется максимально, поэтому ребенок способен запоминать, к примеру, иностранные языке лучше и эффективнее, чем многие люди в зрелом возрасте. Память и способность к обучению малышей гораздо лучше, чем у взрослого, за счет фактора новизны информации, ведь для детей в мире практически всё является новым, загадочным и неизведанным, что порождает и сопровождается эмоциями.

Позитивные эмоции являются важным ключом к процессу обучения, чем больше ребенку нравится то, чем он занимается, тем эффективнее будет его умственное развитие и укрепление памяти, поэтому обучение из-под «палки» редко приводит к позитивным результатам.

Память ребенка в первый год

В первый год жизни ребенок начинает осваивать окружающий мир посредством органов зрения. Несмотря на то, что ребенок в первые месяцы обладает довольно слабым зрением, в отличие от взрослых, он начинает следить и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Более или менее хороший уровень зрения у малышей формируется к 3му месяцу и постепенно улучшается, что позволяет рассматривать окружающих людей и предметы более детально.

Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.

Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как «комплекс оживления» — ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.

Виды внимания

Внимание — избирательная направленность восприятия на определенные объекты. Это особое состояние, при котором ребенок или взрослый способны сосредоточить познавательные процессы на конкретных предметах

Существуют различные классификации внимания. Наиболее традиционной из них является по признаку произвольности:

Непроизвольное внимание. Не требует от объекта каких-либо усилий, а привлекается сильным раздражителем

Основная функция — моментальная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды. Также такой вид внимания называют эмоциональным или пассивным.

Произвольное внимание. Свойственно только для человека и характеризуется волевыми усилиями. Данный вид называют активным или волевым вниманием. Возникает в тех ситуациях, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно прорабатывает для этого алгоритм действий. Основная функция — активное регулирование психических процессов. Произвольное внимание тесно связано с волей.

Послепроизвольное внимание. Обнаруживается в тех ситуациях, когда человек обо всем забывает и с головой погружается в работу. Волевая направленность сочетается с благоприятными условиями деятельности. Внимание связано с сознательной целью и поддерживается сознательным интересом.

Ой, что это?

Начиная с трех месяцев кроха может взглядом следить за предметами. Плавно передвигайте игрушки перед ребенком в разных направлениях, показывайте движущиеся предметы. Используйте для этой цели детский мобиль, а лучше поочередно устанавливайте в кроватку 2–3 разные модели. Можно сделать специальные звенящие браслеты и веселить ими малыша. Только будьте осторожны и не используйте мелкие детали, которые кроха обязательно потащит в рот!

Совет: наденьте ребенку на ручку тканевую варежку или носочек на ножку. Кроха будет рассматривать их, стараться снять или попробовать на вкус. Если носочек удалось стащить, снова наденьте его на ножку — игра продолжается!

Принципы запоминания информации

При запоминании важно понимать, о чем идет речь. Провести аналогию с уже известной информацией, тогда новая станет ясной и легко усвоится

Повторение услышанного материала полезно, считается одним из принципов овладения новой информацией. Нужно передавать сведения своими словами, не пытаться точно воспроизвести услышанное или прочитанное. Главное – фиксировать суть и прослеживать логику. Можно проговаривать вслух или рассказывать знакомым. Эти действия способствуют укоренению фактов в памяти.

Запоминание, мыслительный процесс в действии

Новые знания пытаются вытеснить старые. Чтобы не лишиться их, нужно периодически возвращаться к ним для повторения. Лучше запоминать информацию частями, разделив ее на логические блоки, составить план. Можно придумать ассоциации для каждой части, они могут быть связаны с объектом или эмоцией. Главное, чтобы они были яркими и хорошо знакомыми. Такая связь поможет легко воспроизвести новую информацию.

Хорошо применять полученные знания на практике. Использование информации в жизни поможет надолго запомнить, снабдив жизненным опытом.

Упражнение №4. «Шумелки». Развитие у ребенка в 1 месяц умения сосредотачиваться на звучании предмета, отыскивать звучащий предмет по звуку, поворачивать голову вслед за звуком

Что нужно приготовить:

  • Колокольчик, маракас, шаркунок или любую другую звучащую игрушку или детский музыкальный инструмент – треугольник, дудочку, ксилофон, шарманку, музыкальную шкатулку, металлофон.
  • Шумелки – самоделки: коробочки или баночки (из-под крема, киндерсюрприза и т.д.) с насыпанными вовнутрь бусинками, косточками, горохом, гречкой, семенами подсолнуха. Для безопасности ребенка (чтобы наполнитель не просыпался) эти баночки вкладывают в мешочек из лоскутка яркой ткани и очень прочно его завязывают. Можно нарисовать на шумелках смешные рожицы.
  •  Обязательно надо чередовать игрушки с разным звучанием – звонкие и приглушенные, шуршащие и поющие и т.д. Не используйте для игры с ребенком предметы с резким звуком!

Как заниматься с малышом:

Вариант 1. Ребенок лежит на спине. Перемещайте звучащую игрушку то горизонтально, то вертикально так, чтобы она находилась в поле зрения малыша. Потом плавно ведите звучащую игрушку вправо так, чтобы она исчезла из поля зрения малыша. Это будет стимулировать его повернуть голову вправо. Потом возвращаем игрушку в центр и точно также ведем ее влево.

Полезный совет:

Если малыш не поворачивает голову, то подставьте игрушку под его взгляд и продолжите. Снова доведите траекторию движения звучащей игрушки до ее исчезновения.

Вариант 2. Зазвучите игрушкой рядом с малышом вне поля зрения крошки. Когда малыш повернет голову и найдет звучащую игрушку  взглядом, начинайте передвигать игрушку в поле зрения ребенка

Полезный совет:

Если младенец голову не поворачивает, тогда покажите ему звучащую игрушку и начинайте отклонять ее в сторону, чтобы ему пришлось делать повороты головы при отслеживании ее трактории движения.

Результат:

Ребенок следит взглядом за перемещающейся звучащей игрушкой как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении и по сложной траектории ( по кругу, крестиком). Малыш может найти звучащую игрушку, при этом он поворачивает голову в нужную сторону.

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Насколько развиты эмоции

Невозможно искусственно отделить психическое развитие от эмоционального. Первое понятие более широкое и включает в себя развитие мышления, ощущений, восприятия, внимания и других психических процессов. Эмоции – один из них. Настроение, в котором большую часть времени пребывают взрослые, очень сильно влияет на психическое развитие ребенка.

Даже самые маленькие младенцы хорошо понимают эмоциональное состояние мамы и отзеркаливают его. Если она раздражена, взволнована или просто уставшая, ребенок чувствует дискомфорт, который выходит наружу через плач. В возрасте одного месяца по-другому выражать свои эмоции ребенок еще не умеет. Есть зачатки радости, но значительно чаще ребенок плачет.

У карапуза бывает комплекс оживления, который начинает формироваться где-то на третьей недели, к концу первого месяца раскрывает себя в полной красе. Далее он нарастает до 3-4 месяцев, после чего у малыша формируются более сложные модели поведения.

Комплекс оживления содержит четыре компонента:

  1. Долгий сосредоточенный взгляд в сторону взрослого.
  2. Радость, сопровождаемая улыбкой.
  3. Оживление двигательных реакций – ребенок может начать более активно двигать головой, ручками и ножками, прогибать спинку и так далее.
  4. Вокализация – простейшие звуки, издаваемые ребенком: гуканье, гуление и вскрики.

Если недостаточно общаться с ребенком в первые недели жизни, то комплекс оживления проявляется гораздо позднее, причем частично. Изначально считалось, что комплекс оживления является первой осознанной реакцией ребенка на действия взрослого, но через некоторое время было установлено, что это всего лишь рефлекс.

Таким образом, перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, не очень большой. В таком возрасте о каких-то навыках говорить не приходится, поскольку одномесячный грудничок еще очень маленький. Набор того, что умеет малыш в 1 месяц, можно описать несколькими словами: есть, спать, радоваться появлению взрослого и еще несколько элементарных рефлексов, которые с возрастом сами уходят.

Сложные изображения

С 7 месяцев малышам можно демонстрировать более замысловатые картинки с кривыми линиями и формами, показывать цвета в любом порядке и вариациях, давать разноцветные кубики, пирамидки, неваляшки и другие подходящие по возрасту игрушки.


Картинки для запоминания цвета

Некоторые продвинутые родители сажают младенцев перед мультиками. Этот вариант остается на усмотрение мам и пап, так как демонстрация анимационных фильмов в таком возрасте воспринимается неоднозначно.

Если вначале новорожденные видят все градации белого и черного цветов, то по мере взросления они «понимают» красные и желтые оттенки, далее приходит очередь за сине-зелеными расцветками.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Лечимся

  • Внутрикожное введение препаратов типа ботокса — метод лечения гипергидроза (повышенное или избыточное потоотделение). Препарат блокирует поступления нервного импульса с нерва на потовую железу, и пот не выделяется.

  • Ортопедические стельки и полустельки предназначены для перераспределения нагрузки на отделы стопы при длительном стоянии и ходьбе.

  • Пластика груди — это операция направленна улучшение формы молочных желез с целью улучшения их внешнего вида

  • Микропротезирование — это протезирование части зуба, утраченного в результате кариеса или травмы. К нему относят вкладки, накладки и виниры.

  • Телесноориентированная терапия — сочетание телесных и психологических методов коррекции психо-телесных проблем человека.

Какой объем срыгивания считать нормальным?

Словом «срыгивание» обычно называют небольшое количество жидкости, которое младенец выпускает обратно изо рта. Почти все родители оказываются напуганы, когда они видят настоящий фонтан, который извергается на них и на пол. Обычно груднички начинают срыгивать сразу после рождения и достигают пика ближе к трехмесячному возрасту.

Важно не количество срыгиваний — и уж точно не стоит переживать по этому поводу, если малыш весел и спокоен и продолжает хорошо прибавлять в весе. Младенец действительно может срыгнуть так, что покрытым окажется весь пол, но на деле, если вы измерите количество жидкости, получится не очень большая часть от только что им съеденного — притом лишняя часть

Стоит обратиться к врачу в следующих случаях:

  • если вам кажется, что ребенок ощущает боль во время срыгивания — а так же до или после него;
  • если набор веса происходит слишком медленно или его нет вовсе;
  • если у младенца есть явные респираторные проблемы.

Во всех остальных случаях нужно просто подождать достижения полугодовалого возраста ребенка, чтобы сага со срыгиваниями перестала вас волновать.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: