«тычет в книжку пальчик»: как научить ребенка читать

Шаг 4. Уточняем нюансы

На этом этапе важно простыми словами ребенку объяснить, что пишем мы не всегда так, как слышим. Например, ребёнку нужно прочитать слово «Лес»

Вы объясняете, что согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какая гласная за ним следует. А, О,У,Э,Ы придают согласным твёрдость, а Я,Ё,Ю,Е,И  превращают согласные в мягкие. Я в такое объяснение  добавляю элемент игры. Например, гласные, придающие твердость – это родители или старшие дети, а гласные, придающие мягкость – детки или младшенькие в семье букв. Так формируется правильная ассоциация с твёрдыми и мягкими звуками

Например, ребёнку нужно прочитать слово «Лес». Вы объясняете, что согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какая гласная за ним следует. А, О,У,Э,Ы придают согласным твёрдость, а Я,Ё,Ю,Е,И  превращают согласные в мягкие. Я в такое объяснение  добавляю элемент игры. Например, гласные, придающие твердость – это родители или старшие дети, а гласные, придающие мягкость – детки или младшенькие в семье букв. Так формируется правильная ассоциация с твёрдыми и мягкими звуками.

Про согласные   Ж, Ц, Ш  детям старше 6 лет можно объяснить, что они не «дружат» с гласными, придающими мягкость и всегда остаются твёрдыми: Цирк (говорим ЦЫрк, а пишем через И), Жизнь (говорим ЖЫзнь, а пишем  через  И), Шёлк (говорим ШОлк, а пишем  через  Ё).

Как научить ребенка определять глухие и звонкие согласные? Попросите ребёнка положить ладонь на шею и произнести звук З, спросите, чувствует ли он вибрацию в области горла. Затем попросите ребёнка произнести звук С.  Вибрации уже не будет. Таким образом  произнесите все звонкие и глухие звуки попарно: Б-П, В-Ф, Г-К, Ж-Ш,З-С, Д-Т и непарные звонкие: Й, Л, М.Н, Р, непарные глухие: Х,Ц, Ч,Щ.

Секрет четвертый

Творческий подход

Используйте для воспитания привычные жизненные ситуации.

В книге профессора Джеймса Ванхофера говорится: «Большая часть обучения ребёнка происходит во многих ситуациях, привычных для жизни семьи. Эти возможности для непринуждённого обучения предоставляются в то время, когда члены семьи заняты обычными делами».

Он советует: делайте уборку вместе и в это время общайтесь. Поливайте газон или огород вместе и общайтесь.

Где бы вы ни находились, чтобы вы ни делали, изыскивайте время, чтобы вкладывать и вкладывать в своих детей.

В такой непринуждённой, дружелюбной семейной атмосфере дети более всего расположены и открыты.

Как научить ребёнка хранить секреты?

Дети не всегда понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Возможно, ребенку не понятно, за что его могут ругать или наказывать, а за что нет. Иногда дети боятся рассказать о маленькой шалости, не умея предугадать реакцию родителей. Именно поэтому стоит быть последовательным: иметь определенные правила, нарушать которые нельзя. А ребенок должен быть с ними хорошо ознакомлен. 

Правило 1

Детям очень важно, чтобы родители им верили и доверяли. Подумайте о том, какие свои секреты вы могли бы разделить с ребенком

Дети любят, когда взрослые им говорят: «я никому об этом не говорила, а тебе хочу сказать…». Честность налаживает доверие между родителями и детьми.

Правило 2. Родители должны помнить – дети не всегда могут хранить секреты. Это связано со многими факторами. В среднем до 12 лет ребенок не может оценить последствия. Ко всему прочему, дети очень тонкие психологи. Например, мама боится в чем-то признаться папе. Вместо нее это может сделать ребенок, в надежде смягчить гнев папы. Так, дети могут выдавать чужие секреты из добрых побуждений. 

Правило 3. Обязательно детей нужно инструктировать, что нельзя рассказывать в саду или школе. Маленький ребенок может не понимать, что секретного в том, что папа дал маме 1000 евро. И чтобы все узнали какой папа хороший, малыш расскажет об этом детям во дворе.

Правило 4. Не ругать ребенка, если он проболтался. У некоторых детей есть привычка рассказывать все, что происходит в семье

В таком случае, важно ограничить некоторые разговоры при ребенке. Это касается не всех детей

Многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. 

Правило 5. Хранить детскую тайну. Когда ребенок доверился со словами: «Папа, это секрет, никому не говори…», нельзя пренебрегать этой просьбой. У детей, особенно маленьких, значение слова «секрет» может отличаться от понимания этого слова у взрослых. Но это не означает, что они менее важны. Если ребенок узнает о неуважительном отношении к его тайне – это будет восприниматься как предательство и очень пошатнет, а возможно даже сломает его доверие.

Важно запомнить, если ребенок вам говорит: «Это секрет, никому не говори!», то действительно не стоит говорить об этом. Естественно, это не касается тех случаев, когда жизни ребенка угрожает опасность

Правило 6

Не менее важно научить ребенка хранить чужие тайны. Если ребенок рассказывает чужой секрет, нужно мягко объяснить, что это может быть неприятно его владельцу

Часто родители этого не делают и воспринимают такое поведение, как доверие. Но это не так! Если ребенок перестанет рассказывать чужие секреты, он постепенно научится хранить их. Это очень важный навык, особенно в подростковом возрасте, когда дружба имеет более постоянный характер.

Еще несколько важных правил для родителей:

если ребенок прячет игру от родителей – не комментировать и не вмешиваться в процесс
позволить ребенку иметь тайны с папой, сестрой, друзьями

Это может их сближать, поэтому не стоит выспрашивать об этом;
уделить внимание ребенку, если нашли от него тайное послание. Стоит поделиться своими чувствами после находки, узнать о желаниях и потребностях ребенка и найти приемлемые способы удовлетворить их; 
поговорить с ребенком о том, чтобы он не боялся рассказать о своих трудностях

Дать понять, что родители готовы поддерживать и принимать его всегда. И даже если что-то произошло;
не бояться вести ребенка к психологу, если он стал замкнутым и тревожным, а разобраться самостоятельно – не получается. Это вовсе не значит, что родители плохие и не могут самостоятельно справиться. Наоборот, это говорит о родительской осознанности и внимательности.

Естественно, секреты у детей были не всегда. Поэтому рождение первых тайн переживается родителями, как ощущение своей ненужности ребенку. Дети растут, но это не означает, что им больше не нужны взрослые рядом. Родители по-прежнему важны и необходимы им, но уже по-другому

А чтобы не потерять свою значимость, важно уметь хранить детские тайны, научить ребенка беречь чужие секреты и не ругать его за секреты с другими членами семьи

Развиваем речь с рождения

Как и любой навык, речь развивается тем активнее, чем больше внимания родители ей уделяют. Детки всегда разговаривают лучше, если мамы правильно и активно занимаются с ними. Но что значит – правильно?

Чтобы развить речевые навыки, мало учить малыша произносить звуки или слоги. Развитию речи способствует целый комплекс игр, развивающих самые разные способности малыша.

Известно, что центры мозга, отвечающие за развитие речи, напрямую связаны с центрами, ответственными за мелкую и общую моторику, равновесие, мышление. Поэтому, занимаясь мелкой моторикой или равновесием ребенка, как ни странно, мы способствуем развитию его речевых способностей

В самом раннем возрасте важно учить ребенка трогать и хватать предметы, раскачивать, кружить, наклонять его. Это простейшие упражнения для мелкой моторики и вестибулярного аппарата

Кроме того, прекрасным способом активизации моторики являются пальчиковые игры (с рождения это простой массаж, растирание пальчиков и ладошек). Впоследствии кроха сможет, например, собирать пирамидку, пазлы, завинчивать крышки на бутылочках, кататься на качелях или детском велосипеде.
Мелкая моторика неразрывно связана с развитием тактильных ощущений. Малыша с 4–5 месяцев полезно знакомить с предметами самых разных тактильных свойств (гладкими, шершавыми, мягкими, жесткими, твердыми, пружинящими, теплыми, холодными, пушистыми, скользкими).
Важным этапом, бесспорно, можно считать и развитие артикуляционного аппарата. Можно говорить с крохой нараспев, имитировать звуки разных животных, птиц, транспорта, позволяя ему в зеркале видеть, что делает мама, и сравнивать с его действиями. Это самая первая артикуляционная гимнастика, позволяющая укрепить нужные для говорения мышцы.
И, конечно же, малыш никогда не научится быстро и правильно говорить, если вокруг него говорят мало. Постоянное речевое окружение – один из самых эффективных способов научить ребенка говорить своевременно. Постоянное чтение книжек, детских потешек, стишков наряду с постоянным общением дадут нужный результат. Говорить с малышом нужно всегда, объясняя или называя все, что его окружает, что происходит вокруг или произойдет сейчас, все, что делает мама и для чего. Общение должно быть ласковым, позитивным, эмоциональным. Полезно петь ребенку детские песенки, колыбельные на ночь.

Итак, речь – навык с индивидуальным темпом развития. Но пускать процесс на самотек ни в коем случае нельзя. Если замечены отклонения – ребенка нужно показать специалисту

Если нет – важно постоянно стимулировать речевые навыки крохи, пользуясь приведенными здесь советами. Тогда день, когда кроха произнесет заветное «мама», станет намного ближе

Напутствие

Вот такие, совсем даже и не секреты воспитания детей, а работающие принципы!

На первый взгляд, простые и понятные в теории, но в то же время достаточно сложные для воплощения в практической жизни.

Дорогие родители, у вас большая конкуренция за ваших детей. У ваших детей есть друзья, есть школа. Не менее серьезные конкуренты — это средства массовой информации, интернет, электронные игры и т.д. И все они загружают ваших детей информацией, и все они влияют.

У каждого из нас  только лишь 24 часа в сутки, и если мы не проводим качественное время с детьми, наполняя их умы чем-то созидательным, то это время займут другие.

Когда мы посвящаем время детям, мы посвящаем им свою жизнь. Помните об этом!

Недоразвитие речи или ее утрата

Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.

Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.

При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).

В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.

Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.

Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.

Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.

https://youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Когда ждать первых слов?

Конечно, у педиатров существуют ориентировочные нормы, показывающие, когда дети начинают разговаривать. Но они лишь примерные. Ведь каждый малыш развивается индивидуально. То, что может один кроха в год, совсем не показатель для другого – более медлительного или, наоборот, более «скоростного» в своем развитии. В общем случае считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, чем мальчики, но это тоже весьма относительно. Все зависит от общего развития и состояния малыша. Мальчик может начать говорить раньше, чем соседская девочка, развитию которой родители не уделяют должного внимания.

Важно, чтобы речь малыша прошла все последовательные этапы:

  • агукание (4–8 недель);
  • гуление (в районе 2–4 месяцев);
  • лепет (около 6–7 месяцев);
  • первые слова (примерно с 10 месяцев).

Принято считать, что первое «взрослое» слово ребенок должен произнести в период до полутора лет. Чаще всего около года. Но это в случае если мы говорим именно о настоящих, взрослых словах, которые понятны всем (это будут простые односложные слова вроде «баба», «папа», мама», «дай», «там»). Считается, что к году в речевом арсенале ребенка должно быть около 5–10 таких слов.

Но не стоит гнаться за соседским ребенком, который в год декламирует наизусть детские стихи. Не все дети могут так, и не для всех это будет являться отклонением

Здесь важно правильно оценивать общее развитие малыша: его способность ползать, сидеть, хватать предметы, смеяться, лепетать в ответ на речь взрослых, выражать эмоции

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №1

Учимся грамотно писать диктанты

Родителям приятно слышать, когда их кроха начинает агукать и проговаривать первые слова. Также мама и папа радуются спустя время, когда речь малыша становится понятной, а ответы на вопросы осмысленными.

  • Когда ребенок подрастет еще немного, родители отдают свое чадо в детский сад, где его начинают учить писать.
  • Почти все родители требуют выписывать буквы безошибочно, несмотря на то, что ребенку всего 5 или 6 лет. Это большая ошибка!
  • Чтобы ребенок научился грамотно писать, должно пройти и прийти время.
  • Учеными выяснено, что формирование уровня правильного правописания завершается к 4 классу.
  • Но интенсивно нужно начинать заниматься письмом уже в 1 классе. Итак, как научить грамматике русского языка первоклассника?

Секрет №1: Развитие мелкой моторики рук. 

Тренировка рук и пальцев — это важно в процессе обучения грамотному и красивому письму. Особенно это касается первоклассников.

Хорошо развить мелкую моторику рук помогает лепка.

Пособие по обучению лепки из пластилиновой или глиняной массы можно найти в любом книжном магазине.

Первый этап, помогающий выработать каллиграфический почерк, заключается в правильной организации детского рабочего места

Важно научить малыша правильно сидеть за столом

Обратите внимание на следующее:

  • Спина должна быть прямой, с упором на стул.
  • Локти должны лежать на поверхности стола, в особенности, локоть той руки, которая является рабочей во время письма.
  • Грудь должна быть чуть отодвинута от стола. От края стола до груди сидящего на стуле малыша должно быть расстояние в один кулак.
  • Голова должна быть чуть наклонена.
  • Ноги нужно поставить на пол, колени согнуть под прямым углом.
  • Тетрадь должна лежать под углом 45° между верхним углом и краем стола. При этом нижний угол тетрадки направляется к центру груди.

Обязательно приготовьте все необходимое для обучения: ручку с тремя гранями для удобного захвата, специальную пропись и тетрадь в косую линию.

Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — «Что как звучит?» (Ozon, My-shop, KoroBoom) и «Кто что делает?» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

Как разговорить ребенка

Начните сами много разговаривать. Озвучивайте каждое действие. Кто куда пошел, зачем, что делает киса, а что папа. Комментируйте свои движения: пойду, налью, накормлю, помою. Нужно помыть ребенка? Зовите его. Говорите: «Пойдем купаться». Зовите кушать, на улицу.

Книги. Читайте побольше. Лучше всего стихи, потешки. Яркие картинки помогут ребенку дольше усидеть на месте, пока вы читаете. Не выбирайте длинные произведения. Редкие дети отличаются хорошей усидчивостью. Пойте песни.

Обязательно развивайте мелкую моторику. Она поможет развиться речевому центру. Для этого подойдут игры, где ребенку нужно пальчиками перебирать какие-то мелкие детали. Однако внимательно следите за ребенком в момент таких занятий! Чтобы он не проглотил и не запихал себе в нос или ухо мелкий предмет. В продаже имеются специальные «лабиринты».

На железных изогнутых проволочках находятся разные цветные деревянные фигурки. И вот по этим проволочкам, как по путям, нужно с одного конца передвинуть деревянную фигурку в другой. Некоторые лабиринты имеют одну или две проволоки. Однако есть и более сложные варианты, где проволок 4 и более. И они переплетены. Ребенку нужно удержать пальчиками фигурку, двигать ее. Отличное упражнение.

Не забывайте про пальчиковые игры, краски. Массаж ручек и ножек. Да, именно ножек. Там также располагаются нервные окончания, которые стимулируют развитие речи. Дома пусть ребенок ходит босиком, если пол не холодный. Пусть его ножки массажируются естественным путем.

Есть специальные пальчиковые стихи. Там нужно на каждый стишок (строчку или действие стиха) делать разнообразные фигурки из пальцев. Отлично помогает развивать речь. Ребенку и весело, и новые слова изучает, и моторику развивает. Да и память тренируется. Ведь скоро он сам будет делать соответствующую фигурку, как только услышит знакомую строчку из стиха.

Сейчас полно развивающих мультиков. Они помогают не только выкроить родителям несколько минут свободного времени, пока ребенок следит за героями на экране телевизора, но и ребенок запоминает слова, движения, цвета или фигурки. Обучение в игре происходит. Так и должно быть. Однако не стоит надолго уж включать телевизор или компьютер. Все-таки детские глазки быстро устают. Еще зрение испортится.

Если у вас есть еще детки более старших возрастов, то ваш младшенький быстро научится говорить, глядя на своего брата или сестру. Почаще выводите гулять с другими и не будет нытья ребенка. Глядя на своих сверстников, он научится повторять за ними.

Как себя вести родителю, чтобы ребенку нравилось читать? Чего ни в коем случае делать нельзя?

Евгения Кац

Не возьмусь давать универсальных советов. Могу поделиться некоторыми нашими книжными привычками. Мои дети очень любят читать книги, сидя у меня на коленях, получается такое особое время близости с мамой, когда она ни на что другое не отвлекается.

В самом начале или когда мы в первый раз берем сравнительно сложную для восприятия книгу, я не читаю текст целиком. Мы обсуждаем картинки, ведем диалоги и играем с нарисованными персонажами. Например, младший примерно с полутора лет очень любит кормить трех поросят нарисованными в рамке ягодами или загораживать ладошкой дорогу машинам и поездам, живущим на книжных страницах, они должны говорить «би-би» и умолять пропустить их. Я пересказываю и разыгрываю сюжет. Это касается именно малышового чтения от года до двух, когда ребенок только знакомится с текстами.

Мы очень любим устраивать игры по книжкам – с игрушками или сами перевоплощаемся в знакомых персонажей. Простейшие игры такого рода вполне доступны примерно после полутора лет ребенка, а иногда и раньше, особенно если есть старшие дети, за которыми младшие радостно повторяют все подряд, как уж могут.

Я часто делаю паузы в знакомых текстах – дети, даже если еще совсем плохо говорят, обычно превосходно все помнят. Иногда они все-таки стараются произнести нужное слово, и сами ужасно горды и рады, когда хоть как-то получается. Если получается что-то не то или ребенок молчит, я никогда не исправляю и не понукаю, просто сама произношу нужный вариант.

Ну, о том, что чтение должно быть выразительным, можно было и не писать, наверное, скажу только, что и тут главное – расслабиться и получать удовольствие. Ну здорово же иногда попищать и побасить, побегать пальцами по страницам, потянуться, показывая что-то «большое-пребольшое» и посмеяться вместе с ребенком. Мне всякая такая театральщина очень помогает пережить тысячу прочтений «Репки» и две тысячи исполнений стихотворения про девочку Марину и ее машину.

Чего не делать? Конечно, не заставлять слушать книги под угрозой наказания или за какое-то поощрение. Уж лучше вообще не читать, чем заменять внутреннюю познавательную мотивацию ребенка внешней. Скажу страшное: чтение – не самое главное в жизни. Я научилась читать в 2,5 года и с тех пор читаю практически беспрерывно. Но я думаю, что мои дети имеют право не любить читать. Может быть, у них будут совсем другие увлечения. Но пока им нравится.

Наталья Медведь

Чтобы ребенку нравилось читать, в первую очередь должно нравиться читать родителю. Если вы с удовольствием читаете – малыш с удовольствием слушает. Конечно, он растет, и у него неизбежно будут периоды, когда не хочется слушать: то он научился прыгать и ему некогда сидеть, то он научился собирать конструктор и ему скучно не крутить ничего в руках. Но если в семье сложилась традиция чтения вслух, родители практически никогда не услышат «нет» в ответ на предложение почитать книжку.

Разные правила – результат попыток манипулировать детскими предпочтениями: ты плохо себя вел, я не буду тебе читать; если хочешь посмотреть мультики, прочитай главу до конца; я не верю, что ты сделал уроки, прочти мне параграф вслух. Это тупиковый подход. Только увлеченный ребенок-читатель не сломается в таких условиях и продолжит любить книги. Лучше просто помнить, что заставить любить невозможно, можно только показать, что такое любовь. Читайте детям с любовью.

Елена Иванова

Пробуйте создавать вокруг чтения атмосферу, семейную традицию

Думаю, читающие родители – важное условие для воспитания читающего ребенка

И, конечно, важно не превращать чтение, как говорил Пеннак, в орудие педагогической пытки. Все должно быть естественно

Если ребенок листает страницы туда-сюда или неожиданно вскакивает, то не нужно его ругать и заставлять читать.

Почему те или иные слова используются младенцами?

Тому есть множество причин, и не всегда частота контакта с тем или иным родителем играет первостепенную роль. Например, в английском языке наиболее частоупотребимым первым словом является вариант dad (папа), а не mom (мама). По крайней мере, 52% опрошенных респондентов назвали первое слово именно «dad» и лишь 35% — mom в качестве первых слов своих отпрысков.

Почему папы лидируют за границей и не в фаворе у нас? Одна из причин заключается в том, что младенцам легче произносить звук английского «D», чем звук «М». Проведя параллель, можно предположить, что русскоязычным детям первично проще выговорить звук «эм», м-м-м-м-м-… чем значительно более короткое «пэ» в слова па или па-па.

Простая, даже в чем-то примитивная вокализация получается при произношении гласных звуков при помощи открытого рта. Малыши могут произносить такие звуки с первого дня. Знаменитое «а-а-а-а-а-а» тому подтверждение. И лишь по мере появления опыта (разработки речевого аппарата) они начинают экспериментировать с произношением других звуков.

Как правило, малыши начинают использовать звуки, которые могут произнести с закрытым ртом, такие как «м», «п», «б». Соответственно, произнести всем известные слова «мама» и «папа» им проще всего.

Более того, существует теория, согласно которой сами младенцы как бы их и придумали, эти слова, что впоследствии закрепилось среди наших очень далеких взрослых предков. Поэтому во всех языках мира родители и ближайшие родственники носят двухслоговое наименование.

Вообще, любое простое, состоящее из одного или максимум нескольких слогов и при этом часто повторяющееся слово может стать первым словом вашего малыша

Ну, а каким оно будет, не так уж и важно, ведь счастье услышать своего ребенка вам обеспечено в любом случае!

Какие тайны бывают у детей и зачем они нужны?

Внутренние переживания о конкретной ситуации в семье. Если ребенок захочет получить поддержку и понимание, он поделится этим секретом с близким ему человеком или другом. Чаще всего родители об этом не знают, поскольку ребенок боится испытать обесценивание собственных чувств. Возможно, малыш не хочет расстроить маму и папу.

Невинные детские секреты, связанные с играми детей. Иногда дети скрывают свои игры от родителей: закрывают комнату или пытаются отгородиться. Таким образом ребенок создает и отображает свой детский мир фантазий

Ему важно уберечь его от взрослых и не услышать оценочное замечание, которое поколеблет детский мир

Секреты с папой от мамы или наоборот. Дети провоцируют их для сближения с членом семьи от которого не хватает внимания.

Секреты с друзьями часто становятся сближающим и объединяющим фактором.

Секреты не от, а для родителей. Дети хотят, чтобы об этих секретах взрослые узнали. Например, ребенок оставляет письмо с откровенным признанием на видном месте в надежде, что его прочтут. Так происходит, когда ребенок очень хочет рассказать, но боится или чувствует нехватку времени от родителей

Это попытка получить внимание

Что такое автономная речь?

Та самая: катан, бибика, кыка… Это те слова, которые понятны лишь самому малышу и находящимся с ним близким людям (чаще всего маме). Посторонние люди зачастую не могут «перевести» такую речь на «нормальный русский». То есть это речь, посредством которой ребенок и взрослый общаются автономно. В каком возрасте появляется автономная речь, зависит опять же от общего уровня и темпов развития конкретного ребенка. В среднем это период между 10 и 18 месяцами.

Изучением феномена автономной речи занимались и занимаются многие исследователи. Например, советский психолог и ученый-исследователь Л.С. Выготский выделил ряд особенностей, отличающих первые употребляемые детьми слова.

  • Фонетические различия между речью ребенка и взрослого. По звуковому составу слова, которые говорят дети в период автономной речи, из-за несовершенства речевого аппарата являются искажениями, звукоподражаниями, обрывками «взрослых» слов.
  • Слова автономной речи многозначны. Часто они относятся к целому ряду предметов или действий (например, «кыха» может быть не только «кисой», но и всем, что является ворсистым или пушистым (волосы, меховая шуба, мягкие игрушки, плед).
  • Такую речь могут понимать только сам ребенок и взрослый, который всегда рядом (чаще всего мама). Только он может «перевести» сказанное малышом и объяснить смысл таких высказываний. Ведь, как правило, речевое общение ребенка со взрослым происходит в конкретной ситуации, когда определенный предмет находится в поле зрения.
  • Собственная «грамматика». Автономная речь не имеет установленного способа соединения слов между собой. Малыш строит предложения, следуя своим желаниям и только ему понятной логике.

При этом Выготский, в отличие от большинства других исследователей, главной причиной кризиса первого года называет не освоение ходьбы, а как раз состояние развития речи. А именно – непонимание между малышом и взрослыми. Ведь любое непонимание порождает конфликты. Ребенок начинает выражать протесты, капризничать, все чаще становится в оппозицию, нарушает требования, не слушается в привычных ситуациях. Таким образом он пытается отстоять свою независимость.

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Третий секрет

С кем дружить?

Подружитесь со своим ребёнком. Если вы хотите быть хорошим и успешным родителем, эффективным лидером, участвовать в становлении личности своих детей, вам необходимо стать другом своим детям

Почему очень важно иметь дружеские отношения со своими детьми?

Тогда родители имеют практически неограниченное влияние на своих детей.Процесс воспитания не пущен на самотёк, не отдан на волю случая (авось что-нибудь получится), а родители сознательно передают свои  ценности  детям.

Имея дружеские отношения с детьми, мы, как родители:

  1. Научимся говорить на одном языке с нашими детьми;
  2. Будем родителем-практиком, а не родителем-теоретиком;
  3. Научимся смотреть на мир глазами наших детей;
  4. Найдем верные решения проблем наших детей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: