Кризис первого года жизни ребенка

«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ

Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.

Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.

Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.

При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.

Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно

Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.

С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.

Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности

Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.

В таких случаях лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет выяснить, когда и почему, на какой стадии случился «сбой». Если это необходимо, подскажет, нужны ли дополнительные консультации медиков. Также — поможет скорректировать дальнейшее психосексуальное развитие ребенка.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери . Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Основные причины капризов

Никакому родителю не хочется этого признавать, но детские истерики, упрямства — это в большинстве случаев промах в воспитании. Не всегда, конечно. Есть физиологические и психосоматические нарушения, но они сопровождаются другими дополнительными симптомами.

Всего выделяют несколько общих ситуаций, которые могут спровоцировать появление капризов у детей:

Невозможность выразить словами свое недовольство или нежелание что-то делать. Маленькие дети еще не способны освоить весь тот словарный запас, который предназначен для выражения чувств и эмоций.Они не могут объяснить свой гнев или обиду, радость или печаль, усталость или неприязнь

Остается только один выход — выражать эмоции эмоциями.

Желание привлечь внимание взрослых. Синдром недостатка внимания — дело, довольно опасное

Особенно недостаток материнского внимания.Мама до определенного возраста единственная защита для малыша. Именно она является для него «целым миром», а если этот мир не уделяет своему чаду достаточно внимания, то рождаются раздражительность, отсталость в развитии, серьезные психологические проблемы в сознательном возрасте.

Чрезмерная опека и внимание со стороны взрослых. Есть другая сторона медали — слишком активные родители.Каждый детский шаг контролируется заботливыми папой, мамой, бабушкой, дедушкой, тетями, дядями, различными троюродными и четвероюродными родственниками.
От такого постоянного внимания дети устают. Не зная, как, наконец, избавиться от всех этих галдящих, сюсюкающих взрослых, начинают отчаянно рыдать или кричать.

Неудовлетворяемые физические потребности. Дети устают быстрее взрослых, особенно от какой-то монотонной деятельности, дороги, большого количества людей вокруг.Так что переутомление, недосыпание, чувство голода или жажды приведет к слезам или крикам. Поэтому так важен режим.
Вовремя есть и просыпаться, отходить ко сну — это залог не только физического, но и психологического здоровья.

Постоянные запреты, слишком строгие родители. Если в вашем воспитательном процессе отсутствует адекватная система наказаний и поощрений малыша, то у нас для вас плохие новости.

Если родители не умеют давать четких реакций на то или иное поведение малыша, то какие могут быть вопросы к его поведению.

Плохое воспитание. Если кроха не знает отказов, запретов, рамок, то не стоит думать, что оно вырастет сдержанным послушным ангелом.

Бездумная трата денег, разрешение делать все, что захочется, нарушение чужих рамок дозволенного — это первый путь к дальнейшим истерикам при любом запрете или отказе.

Слово «нельзя» должно быть введено в обиход с первых месяцев.

Желание подражать другим. Дети социализируются постепенно, они многое черпают из общения с родителями, но еще больше они черпают из общения с другими детьми.

Если малыш увидел, как его маленький друг или подружка выпросили у своей мамы мороженое с помощью крика и слез, то он попытается провернуть этот фокус и с вами. Будьте готовы объяснить своему малышу, как нужно себя вести, почему нельзя подражать в таких вопросах другим детям.

Прерывание любимого занятия. Малыш смотрел любимый мультик или читал любимую книжку, а тут пришла мама и забрала его купаться или кушать.

Конечно, разрыдаешься тут. Постарайтесь дать ребенку возможность доделать все свои дела либо совместите приятное с полезным, например, включите мультфильм во время обеда или разрешите взять в ванную любимую игрушку.

Непоследовательные действия взрослых. Сегодня вы запретили малышу брать ваш телефон, а на завтра бабушка или дедушка вручили внуку эту заветную «игрушку».

Многие сталкивались с ситуациями, когда родители что-то строго-настрого запретили, а добрые бабушки и дедушки все запреты проигнорировали. Такая несогласованность ведет к избалованности, чревата проблемами в будущем.

Напряженная атмосфера внутри семьи. Постоянные ссоры, конфликты внутри семьи, «перетаскивание» любви детей на сторону папы или мамы, постоянные крики и психологическое давление не могут выдержать даже повзрослевшие люди, что уж говорить о детях.

Они любят обоих родителей, ваши личные проблемы должны оставаться вашими личными, а решаться — с помощью психологов или развода. Не стоит приплетать сюда ваших детей, играть ими, как щитом или оружием.

Как вести себя родителям

Некоторые способы «защиты» уже были обговорены в других пунктах статьи.

В дополнение стоит сказать еще о нескольких способах реакции на неадекватное поведение детей:

  • Нужно заранее учить чадо выражать свои желания и потребности спокойным тоном. Никаких криков, слез, истерик и топота ногами. Дайте понять ему, что отреагировать на его просьбы вы сможете, если он выражает их нормальным человеческим языком. Любые попытки выразить себя истерикой будут игнорироваться.
  • Не поддавайтесь на манипуляции. Если вы поддаетесь на провокации своего пятилетнего ребенка, то не удивляйтесь его поведению. Все попытки применить манипуляционные приемы должны быть пресечены на корню.
  • Всегда объясняйте причину, по которой ребенок не может получить что хочет, или что-то сделать. Боли, обиды от отказа будет меньше, чем сухое «нет».

Почему ребенок постоянно капризничает и как его отучить от истерик, расскажет доктор Комаровский в этом видео:

Воспитание детей — это нелегкий процесс. Никто не обещал, что будет легко. Не стоит думать, что все само образуется, нужно улавливать каждое изменение в поведении ребенка, чтобы пресечь катастрофу в дальнейшем. Воспитанный ребенок — это полноценный и состоявшийся взрослый в будущем, помните об этом.

Симптомы депрессии у подростков

Главными симптомами подростковой депрессии являются эмоциональные и поведенческие изменения. 

Эмоциональные изменения

  • Частое проявление чувства печали или тоски, в том числе — плач без видимой причины 
  • Раздражительность, огорчение или гнев по самым незначительным поводам 
  • Потеря интереса или удовольствия от привычных занятий подростка 
  • Потеря интереса к семье и друзьям или постоянные конфликты с ними 
  • Ощущение собственной бесполезности, вины, фиксация на прошлых неудачах, чрезмерная самокритика 
  • Слишком болезненная реакция на неудачи 
  • Затруднения в мышлении, концентрации внимания, принятии решений и запоминании событий 
  • Постоянное ощущение, что настоящая и будущая жизнь мрачная и безрадостная 
  • Частые мысли о смерти, мысли о самоубийстве. 

Поведенческие изменения

  • Хроническая усталость и апатия 
  • Бессонница или избыток сна 
  • Изменения аппетита: снижение аппетита и потеря веса, или увеличение аппетита и быстрый набор веса 
  • Прием алкоголя или наркотиков 
  • Ажитация или беспокойство — например, неусидчивость, выкручивание рук и т.д. 
  • Замедление мышления, речи или движений тела 
  • Частые жалобы на боли в теле и головные боли, которые могут приводить к частым визитам в школьный медицинский кабинет, но обычно не имеют никаких объективных причин 
  • Снижение успеваемости в школе или частые пропуски занятий 
  • Неопрятный и неряшливый внешний вид, например грубое несоответствие элементов одежды, растрепанные волосы 
  • Провоцирующее или рискованное поведение 
  • Аутоагрессия, целенаправленное нанесение себе небольших травм: порезов, ожогов, чрезмерный пирсинг и татуировки. 

Негативные признаки

На раннем этапе развития кризиса у подростков, первые признаки которого могут проявляться уже в возрасте от 9 – 11 лет, начинается переход к новой форме взаимодействия с окружающими.

Это выражается в следующих изменениях:

  • На фоне быстрого физического и умственного развития у подростка возникают новые потребности, которые он не может удовлетворить из-за отсутствия социальной зрелости.

    То есть подросток ощущает потребность к самостоятельности и независимости, но еще не способен вести себя как взрослый человек.

  • Происходит переоценка ценностей. Общение со сверстниками преобладает над учебной деятельностью, вследствие чего снижается успеваемость и утрачивается значимость мнения взрослых.
  • Мышление от образного трансформируется к абстрактному и работает с опорой на личный опыт.
  • Возможны противоречия между возникающими желаниями и имеющимися потребностями.

Дальнейшее развитие кризиса характеризуется острой кризисной стадией, которая характерна для 13-15-летнего подростка.

Этот этап проявляется по-разному:

  1. максимальным протестом и категоричностью;
  2. конфликтностью и раздражительностью;
  3. развитием новых способов мышления;
  4. появлением новых возможностей и интересов.

Отстаивая свою точку зрения и осознанную возможность в самостоятельном приятии решений, подросток стремится полностью исключить родительский контроль и внимание. Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями

Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.

Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями. Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.

Гендерные особенности

Пубертатный или переходный возраст протекает у девочек и мальчиков по-разному. Симптоматика, характерная для подросткового кризиса, проявляется у девочек с 10 – 11 лет со слабо выраженными признаками.

У мальчиков переходный период начинается позже (в 12 – 13 лет), но протекает более выразительно. Мнение психологов сводится к тому, что это обусловлено более жесткими требованиями к юношам, чем к девушкам.

У девочек

К нормальным проявлениям подросткового кризиса у девочек психологи относят следующие признаки:

  • Недовольство своей внешностью. Выражается это острым восприятием своего несоответствия общепринятым эталонам женской красоты. Девочки стремятся к определенному образу, слепо следуя за модой и одеваясь в трендовую одежду.
  • Желание нравиться. Девушки нарочито демонстрируют необычность своего внутреннего мира и необычных взглядов на жизненные ценности. При этом, они ведут себя достаточно провокационно, стараются выделиться броскими нарядами, выразительным макияжем, порой окрашивают волосы в исключительно яркий цвет.
  • Скачки настроения. Нестабильность гормонального статуса вызывает агрессивность, гневливость и раздражительность.
  • Проявление интереса к представителям мужского пола. При этом, девочки, часто влюбляясь, более склонны к платоническим отношениям.

Травма, полученная из-за безответной любви, становится предпосылкой к развитию осложнений кризисного периода. Среди них – замкнутость, депрессивное состояние, суицидальные наклонности.

У мальчиков

  • Проявление агрессии и злости. Повышенный уровень тестостерона становится причиной негативного поведения при общении со взрослыми и сверстниками.
  • Излишняя эмоциональность. Беспричинные скачки настроения также связаны с гормональными изменениями.
  • Отсутствие страха. Отсюда стремление к экстриму и необдуманность поступков, порой граничащих с опасностью для жизни.
  • Проявление самостоятельности. Подростки пытаются решать непосильные проблемы. Это вызвано желанием подражать взрослым мужчинам и вести аналогичный образ жизни, совершая громкие дела и подвиги.
  • Интерес к жизненным аспектам интимного характера, проявляющийся в остром влечении к женскому полу.
  • Озабоченность внешним видом. Следует отметить, что мальчиков не меньше девочек волнует их внешность. Недовольство своим образом делает их уязвимыми, замкнутыми и неуверенными в себе. Это приводит к занижению самооценки, неприятию критики и замечаний по поводу внешности.

Упомянутые проявления считаются нормальными для подросткового кризиса. Однако велика вероятность развития осложнений на фоне неправильных взаимоотношений между подростком и родителями, а также окружения и общепринятых стандартов общества.

Речь, интеллект, мировосприятие

У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.

Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.

Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.

Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.

Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.

Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.

Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.

У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.

Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».

Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».

Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.

Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.

В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.

Сложный подросток: что делать родителям?

Насколько благополучно пройдет пубертатный кризис подросткового возраста, зависит от особенностей самого ребенка и тех основ воспитания, что заложили родители. Не меньшее значение имеет и позиция близкого окружения. Несмотря на то, что «колючий» подросток всем и вся показывает свой негативизм, ему как никогда нужна поддержка. Не отталкивайте ребенка, помогите ему разобраться в собственных чувствах и войти во взрослую жизнь с ощущением прочного фундамента.

Родителям при решении многочисленных проблем, сопровождающих кризис возраста у подростков, предстоит запастись терпением, чтобы не испортить отношения с ребенком. Какие рекомендации помогут?

Научитесь грамотно разрешать конфликты со своим ребенком

Строгие запреты и наказания, эмоциональный шантаж, острая критика, навязывание собственного мнения — все это не работает в воспитании подростка

Родителям важно научиться эффективно выходить из конфликта с ребенком. Только доверительный диалог и искреннее желание помочь

Выслушайте, научите, дайте советы.

Уважайте личное пространство подростка

Несмотря на то, что вы имеете полное право давать советы и наставления своему ребенку, уважайте его личное пространство и не навязывайте свое мнение по тем или иным вопросам. Чтобы не испортить отношения с подростком, соблюдайте те границы, что он установил. Стучите в дверь, прежде чем зайти в комнату ребенка, не читайте его переписки в телефоне и в соцсетях, слишком активно не расспрашивайте о друзьях. Даже эти, казалось, бы несущественные изменения в вашем поведении, дадут ребенку понять, что вы не посягаете на его личную жизнь.

Это не означает, что нужно пустить на самотек жизнь подростка. Продолжайте мониторить его времяпрепровождение и успеваемость в школе. Но это не должно выглядеть как посягательство на свободу.

Относитесь к подростку как к взрослому человеку

Пора перестать смотреть на своего ребенка как на малыша. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы принимать те или иные решения. Дайте ему определенную свободу действий и уважайте его желание совершать «взрослые» поступки.

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на ошибку. Это развивает личность и помогает накопить жизненный опыт.

Не обесценивайте переживания подростка

Буквально каждое событие в своей жизни подросток воспринимает очень остро. Помогите ему безболезненно выходить из конфликтов с друзьями и поддерживайте, когда он терпит неудачи

Видя, что вам не все равно, ребенок будет увереннее в себе и станет прислушиваться к вашим советам, что крайне важно

Научитесь искусству общения с ребенком. «Подумаешь, девушка бросила! Сколько еще у тебя таких будет» — не самые подходящие слова утешения для мальчика, страдающего от неразделенной любви. Не обесценивайте его проблемы, поддержите в сложную минуту. Иногда бывает достаточно простого «я тебя понимаю».

Найдите общие точки соприкосновения с подростком

Подросток, сталкиваясь с непониманием родителей, часто отдаляется от них и замыкается в себе. Попробуйте найти точки соприкосновения со своим взрослеющим ребенком. Это поможет обеспечить эффективную профилактику и коррекцию девиантного поведения подростка, а также мониторить его эмоциональное состояние.

Найдите с ребенком общее хобби, активно отдыхайте вместе, ходите в кино, посещайте выставки и концерты. Поверьте, далеко не все, что любит современная молодежь — это плохо. Вникните в то, чем интересуется ваш ребенок. Это поможет быть «на одной волне» с ним.

Показывайте личный пример

Подростки чувствительны к лицемерию. Будьте уверены, ложная проповедь о моральных ценностях в виде наставлений и приказов никак не повлияет на ребенка. Учите на личном примере. Это поможет подростку понять суть происходящего вокруг и освоить искусство общения. Каждый ребенок выносит многие поведенческие установки именно из среды, в которой воспитывался. Пусть это будут правильные установки, а не агрессия и чрезмерная жесткость.

Последствия кризиса

Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством .

Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.

Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»

М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»

Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.

Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.

Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.

Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.

Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

История

Понятие «аутизм» впервые было описано в 1911 году Эйгеном Блейлером, но рассматривалось оно в контексте шизофрении, как один из ее симптомов. В переводе с латыни оно означает «ненормальное самолюбование». Этим термином психиатр пытался указать на уход больного в свой внутренний мир, отгороженность от назойливого вмешательства посторонних, отрыв от реальности. В современной интерпретации оно стало применяться с подачи Ганса Аспергера, в честь которого было названо одно из расстройств аутистческого спектра —  синдром Аспергера.

Понятие «синдром раннего детского аутизма» в психиатрию ввел Лео Каннер. В 1943 году он в совершенно новом контексте представил термин «аутизм», описав истории 11 детей и поставив им диагноз: инфантильный аутизм. Он указал, что данное состояние заметно отличается от шизофрении у детей. В картине заболевания отметил наличие таких симптомов, как стереотипные движения, эхолалии. В честь Лео Каннера также был назвон один из вариантов РАС — синдром Каннера.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Манипуляция родителями

Маленькие дети порой те еще хитрецы – многие из них используют собственные капризы, для того чтобы повлиять на решения взрослых. Будь то покупка новой игрушки или желание задержаться на детской площадке – немало родителей соглашается с ребенком, лишь бы он не плакал.

Конечно же, такой подход вреден, в первую очередь, для самого ребенка. Постоянно получая желаемое через слезы, малыш растет эгоистом, что в дальнейшем плохо скажется на взаимоотношениях с другими детьми. Родители должны ставить определенные рамки, не позволять ребенку манипулировать собой. Это позволит не только вырастить детей послушными, но и научить их договариваться со старшими, отстаивать свою позицию словами, а не слезами и истериками.

Реакция на запрет родителей

Капризы ребенка могут быть связаны с запретами родителей. Малышу пока еще не совсем понятно почему что-то можно, а что-то категорически нельзя. Нужно помогать разбираться ему в этом, постоянно беседуя на различные темы.

Например, годовалый ребенок может увидеть блестящую заколку и будет стремиться ее схватить. Ему нужно объяснять, что это «нельзя», «кака» и так далее

При том, внимание такого малыша можно с легкостью переключить на что-либо иное

А вот с детками постарше нужно много разговаривать и приводить аргументы, рассказывая о последствиях, например, нож очень острый, если порежешься — пойдет кровь, спички не игрушка — может случиться пожар и так далее.

Когда ребенок совсем маленький ему зачастую надоедают одни и те же игрушки, и в надежде получить новые, начинает капризничать. Лучший выход — разделить все игрушки на три части и выдавать по одной раз в неделю. Затем эти игрушки прятать, а следующие доставать. За неделю ребенок успевает забыть во что играл раннее, в итоге для него все игрушки новые. Но такой трюк перестает действовать на детей после 4 лет.

Существуют запретные места, куда ребенку лучше не ходить. Родители запрещают, но запретный плод, как говорится, сладок и начинаются слезы и капризы. Рано или поздно ребенок залезет в подвал, кладовку, гараж или любое другое запретное место.

Выход есть. Не нужно говорить, что туда ходить нельзя. Нужно сказать, что мы с тобой туда будем ходить вместе. Один-два раза ребенок с вами заглянет в запретное место и интерес к нему пропадет.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: