Задержка психического развития (ЗПР) считается слабо выраженным отклонением. В отличие от более сложных отклонениях, например умственной отсталости, при задержке тяжелой патологии мозга нет, но высшие психические функции развиваются замедленно. Это вызывает у ребенка сложности с обучением, общением, адаптацией в социальной среде, провоцирует стресс, снижает самооценку.
Родители нередко игнорируют проблему, списывая неуспеваемость на сложность школьной программы и другие причины. Но такой подход может усугубить ситуацию, и задержка станет необратимой. Скорость развития психики ребенка можно и нужно улучшить. Чем раньше обратиться за помощью, тем эффективнее будет результат. В отличие от тяжелых патологий, задержка излечима.
Почему задержка развития может возникнуть?
Однозначного ответа нет. Причин множество, и они индивидуальны. Можно выделить три группы:
1. Неблагоприятные условия во время беременности. Сюда относятся все заболевания матери, прием токсических веществ и лекарственных препаратов, стресс.
2. Патологии родов. Любые повреждения плода, асфиксия.
3. Социальная среда. Неблагополучные семьи, проблемное воспитание, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком, агрессия или, наоборот, гиперопека.
По каким признакам распознать задержку развития?
Эмоционально-волевая сфера. У ребенка наблюдаются эмоциональные перепады, он проявляет агрессию, не может сделать над собой усилие, с трудом организует свою деятельность, не проявляет инициативу.
Восприятие. Ребенку сложно формировать цельные образы: представить знакомый предмет в незнакомом ракурсе, например перевернутым, выделить структуру, мелкие детали, вообразить размер. Он не может находить различия между разными объектами. Тяжело воспринимает информацию на слух.
Внимание. Неустойчивое и поверхностное. Ребенок не может сосредоточиться на одном занятии и часто отвлекается.
Память. Лучше запоминается зрительная информация, чем речь. Произвольное запоминание снижено. В целом объем памяти слабый, маленький словарный запас.
Мышление. Трудности с абстрактно-логическими операциями: с анализом, синтезом, обобщением, сравнением. Ребенок мыслит наглядно. Не может делать выводы, упорядочить события по времени.
Речь. Общее недоразвитие, которое проявляется и в лексике, и в фонетике.
Как происходит коррекция?
Если вы заметили у ребенка подобные отклонения, как можно раньше обратитесь к врачу. Он сможет правильно интерпретировать симптомы и назначит коррекционные процедуры.
Комплексная терапия включает работу с психологом и логопедом, неврологические процедуры, медикаменты. Также существуют эффективные безмедикаментозные методы коррекции — например, биоакустическое лечение ЗПР в Москве и Санкт-Петербурге.