Детские страхи и фобии: причины и преодоление

Рекомендации для родителей

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, — это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает. Для ребёнка он реален!. Для ребёнка он реален!

Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе — никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже — мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье — создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор — ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т.

     д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;

  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение — не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, — главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых

Как бороться?

Беседа о страхе. Самое простое, что может помочь в борьбе со страхом, — беседа. Во время диалога, будьте спокойны, говорите неторопливо. Чем больше ребёнок расскажет о своем страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться. 

Рассказ или сказка о страхе. Сочините вместе с ребенком сказку на тему его страха

Важно, чтобы в конце сказки был герой, который побеждает страх. 

Рисунок страха. Методы арт-терапии очень эффективны в борьбе со страхом

После того, как ребёнок нарисует, можно сжечь или разорвать и выбросить рисунок страха
Хвалите ребенка, обращая его внимание на то, какой он молодец, что смог победить страх. 

Определить источник страха.  Некоторые источники страха можно легко ликвидировать
Например, если ребёнок боится темноты, то на ночь можно зажигать ему маленький ночник. 

Талисман для борьбы со страхом. Создайте, или пусть ребенок выберет какой-то предмет, который будет поддерживать его, когда ему будет страшно. 

Похвала и поддержка. Повышение самооценки ребенка способствует устранению многих страхов. 

Расскажите ребёнку о своих страхах и о том, как вы их преодолевали. 

Придумайте защитный ритуал. Например, «защитника от страхов»: плюшевого мишку или какие-то волшебные слова. 

Важно! 

  • Не действуйте с помощью силы, это усугубит страх ребёнка.
  • Не стыдите ребенка за проявление страха. 
  • Ликвидируйте внешние фрустрирующие факторы.

Особенности детских страхов у воспитанников детских домов

Исследование, проведенное по методике А. И. Захарова в 2008—2011 годах в Пензенской области (средний возраст обследованных — 9 лет), показало, что по ряду детских страхов нет существенных различий между детьми, воспитывающимися в детских домах, и детьми, живущими в родных семьях. Оказалось, что у обследованных воспитанников детских домов многие страхи встречаются гораздо реже, чем у детей, живущих в родных семьях:

  • Страх заболеть (заразиться) выявлен у 70 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 43 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх опоздать в школу выявлен у 84 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 17 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх наказания родителями — 73 % опрошенных детей из родных семей, 15 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх смерти родителей — 99 % опрошенных детей из родных семей, 82 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх перед засыпанием — 50 % опрошенных детей из родных семей, 24 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх глубины — 32 % опрошенных детей из родных семей, 22 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх войны — 45 % опрошенных детей из родных семей, у 26 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх врачей — 30 % опрошенных детей из родных семей, 20 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх уколов — 65 % опрошенных детей из родных семей, 47 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх неожиданных, резких звуков — 68 % опрошенных детей из родных семей, 49 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх сделать что-либо неправильно выявлен у 92 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 46 % опрошенных воспитанников детских домов.

Однако, как показало то же исследование в Пензенской области, воспитанники детских домов намного чаще, чем дети, живущие в родных семьях боятся одиночества, каких-то людей, сказочных (либо мистических) персонажей, страшных снов, темноты, стихии и замкнутого пространства.

Виды

Существует большое количество классификаций детских страхов.

Природные и социальные

Природные (основанные на инстинкте самосохранения):

  • смерти — собственной, родителей;
  • замкнутого пространства;
  • темноты, глубины, высоты;
  • животных, чудовищ, насекомых;
  • стихий: воды, огня;
  • крови, врачей, уколов;
  • громких звуков.

Социальные:

  • одиночества;
  • наказания;
  • осуждения;
  • быть не собой;
  • опоздания;
  • насмешек.

Сверхценные, навязчивые, бредовые

Сверхценные / воображаемые

Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.

Навязчивые / реальные

Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.

Бредовые

Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.

Ситуативные и личностные

Ситуативные:

  • обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
  • становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
  • легко перерастают в фобии.

Личностные:

  • обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
  • причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
  • проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
  • со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
  • взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.

Острые и хронические

Острые:

  • возникают в определённой ситуации;
  • часто имеют кратковременный характер;
  • при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.

Хронические:

  • развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
  • могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
  • требуют психотерапевтического вмешательства;
  • являются фобиями.

Фобии

Чаще всего у детей диагностируются страхи:

  • аблютофобия — умывания и купания;
  • агорафобия — открытого пространства;
  • акрофобия — высоты;
  • акустикофобия — громких звуков;
  • алгофобия — боли;
  • арахнофобия — пауков;
  • ахлуофобия — темноты;
  • бронтофобия — грома;
  • гемофобия — крови;
  • гипнофобия — сна;
  • кераунофобия — молний;
  • кинофобия — собак;
  • клаустрофобия — замкнутого пространства;
  • пирофобия — огня;
  • рабдофобия — наказания;
  • ятрофобия — врачей и многие другие.

Ночные страхи

Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:

  • ночных кошмаров;
  • снохождений;
  • сноговорения;
  • сонного паралича;
  • бруксизма.

Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:

  • пробуждение от собственных движений и криков во сне;
  • учащённое сердцебиение;
  • сбитое дыхание;
  • гиперемия, гипергидроз;
  • расширение зрачков;
  • крик, плач;
  • отсутствие реакции на окружающих.

Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:

  • наследственность;
  • отсутствие режима сна;
  • новая обстановка (в гостях, при переезде);
  • приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
  • черепно-мозговая травма;
  • лихорадка;
  • перевозбуждение перед сном;
  • стрессовая ситуация днём;
  • полный мочевой пузырь;
  • психическое и/или физическое переутомление.

Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту

Фобии и стресс у детей причины

фобии и стресс у детей причины

  • Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
  • Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
  • Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
  • Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
  • Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.

Родителям важно обсуждать с ребёнком его страхи

Вспоминается отрывок из рассказа Эрика-Эммануэля Шмита «Оскар и розовая дама, в котором главный герой, смертельно больной мальчик Оскар, переживает разочарование в родителях, не способных открыто поговорить с ним о смерти. Его сиделка, розовая дама, единственный человек, способный  открыто обсуждать с ним эту тему:

— Оскар, в больнице все тебя разыскивают. Там такой переполох. Твои родители просто в отчаянии. Они уже сообщили в полицию.

— Это меня не удивляет. С них станется поверить, что я смогу их полюбить, стоит на меня надеть наручники…

— В чем ты их упрекаешь?

— Они боятся меня. Не осмеливаются говорить со мной. И чем больше они робеют, тем больше я сам себе кажусь чудовищем. Почему? Разве я навожу на них ужас? Неужто я настолько безобразен? Я что, стал идиотом и сам того не заметил?

— Оскар, они боятся не тебя. Они боятся твоей болезни.

— Моя болезнь — это часть меня. Им не следует менять свое поведение из-за того, что я болен. Неужто они могут любить меня, лишь когда я здоров?

— Они любят тебя, Оскар. Они мне так сказали.

— Вы говорили с ними?

— Да. Они завидовали тому, что мы с тобой так ладим. Нет, не завидовали, им было грустно. Грустно, что у них так не выходит.

Я пожал плечами, но гнев мой уже несколько улегся. Бабушка Роза принесла мне вторую порцию горячего шоколада.

— Понимаешь, Оскар, конечно, однажды ты умрешь. Но ведь твои родители, они умрут тоже.

Меня удивили эти слова. Никогда не думал об этом.

— Да. Они тоже умрут. Совсем одни. Жестоко упрекая себя в том, что не смогли помириться со своим единственным ребенком, с обожаемым Оскаром.

— Не говорите так, Бабушка Роза. Это вгоняет меня в тоску.

— Подумай о них, Оскар. Да, тебе предстоит умереть. Ты очень умен и понимаешь это. Но ты не понял, что умрешь не только ты. Все умрут. Твои родители однажды тоже. И я тоже.

— Да. Но в конце-то концов я уйду прежде, чем вы.

— Это так. Ты уйдешь прежде. Но между тем разве ты имеешь право делать все что угодно, поскольку уйдешь прежде? Право забывать о других?

—    Я понял, Бабушка Роза. Позвоните им.

Типы детских страхов

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

Навязчивые / реальные

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

Бредовые

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.

«Силуэт человека»

Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

  • П. Бейкера и М. Алворда;
  • Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость, нервозность;
  • плаксивость, капризность;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности в концентрации внимания.

Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Подростковые социальные страхи

У подростков также имеются возрастные страхи, но они в основном социальные (хотя природные страхи у некоторых детей тоже сохраняются в этом возрасте). А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10 — 12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришелся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10 — 11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11 — 12 лет до 16 — 17 лет):

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина  — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учета индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведенное среди подростков в возрасте 13 — 14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

Страх будущей самостоятельной жизни силен у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре) показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.

Самые эффективные методы психотерапии в борьбе со страхами у детей:

Сказкотерапия. Психолог вместе с ребёнком придумывает историю про беспокоящий его страх, и помогают через сказочные образы найти способ его побороть. Также помогает чтение сказок. Необходимо подбирать сказки таким образом, чтобы они соответствовали детскому страху. Подавать их следует так, чтобы ребёнок смог ощутить себя храбрый и сильным. 

Игротерапия. Игра — доминирующий вид деятельности в детском возрасте. Играть в кабинете психолога максимально безопасно, и это помогает ребенку получить новый опыт справляться со своим страхом. 

Песочная терапия. Дети любят песок, он притягивает ребенка, как магнит, своей возможностью принимать разные формы. Работа с песком — это отличный инструмент, который помогает реализовать скрытые ресурсы ребёнка. Песок является способом проявления внутреннего символизирует психики. 

Танце-двигательная терапия. Это метод, в котором танец выступает, как инструмент психокоррекции разного рода психологических сложностей. Танец способен интегрировать эмоциональное и физическое состояние. Это приятный и увлекательный метод работы с детскими страхами.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.

Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.

Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения

В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Классификация страхов по возрастам

Возрастные страхи возникают у большинства детей в определенном возрасте. Они быстротечны, возникают, как реакция на личностное и психическое развитие. Проходят такие страхи по мере развития ребенка.

Возрастные страхи от 3-х до 5 лет

Ребенок максимально эмоционален и чувствителен. Расширяется его сфера познания, активно развивается воображение. Характерный страх этого возраста: боязнь, что родители разлюбят.

В 5-7 лет ребенок боится:

  • своей смерти; 
  • родительской смерти;
  • ночных кошмаров;
  • уколов и больниц;
  • высоты, темноты, глубины; 
  • наказаний от родителей;
  • одиночества. 

В возрасте от 7 до 11 лет дети боятся:

  • Страх смерти близких людей; 
  • Страх плохих оценок;
  • Страх наказания;
  • Страх пожаров, ограблений, нападений.
  • НЕ оправдать ожидания родителей 

Советы для родителей

  • Родителям нужно подавать пример детям, следить за своим поведением, контролировать злость и агрессию.
  • Всегда спрашивайте, как прошел день и что интересного произошло в школе.
  • Проводите вместе время.
  • Стресс у ребенка может появиться от неправильного питания, контролируйте рацион.
  • Родителям необходимо проявлять больше заботы к детям, показывать им свою любовь, обнимать и часто разговаривать по душам. Сделать все, чтобы они почувствовали себя нужными.
  • Разрешить ребенку побыть самостоятельным, чтобы он почувствовал, что вы ему доверяете.
  • Одобряйте его решения.
  • Снимите дополнительные нагрузки, пусть посещает только ту секцию, которую он сам выберет.

Причины появления и усиления страхов

Условно можно выделить 3 группы страхов по типу причин, которые их вызвали.

1. Ситуационные страхи. Это сильные страхи, вызванные конкретной ситуацией, которая была воспринята ребенком как угрожающая. В ситуации угрозы жизни возникает природная рефлекторная реакция страха, которую невозможно контролировать. Поскольку эта физиологическая реакция страха очень сильная, если родители не смогли оказать достаточную физическую и эмоциональную поддержку ребенку непосредственно после травмировавшей его ситуации, последствия переживания такого страха могут оставаться очень долго и требуют помощи специалиста, при активном участии родителей.

2. Личностно-обусловленные (основаны на работе фантазии чувствительного ребенка). Часто фантазийные страхи и ночные кошмары провоцируются просмотром ребенком страшных фильмов, мультфильмов.

3. Внушенные. К сожалению, многие родители сами способствуют умножению страхов своих детей, запугивая их милиционером, волком и т.д., для того, чтобы ребенок стал более послушным и «удобным». К категории внушенных относятся и страхи, которые свойственны самим родителям,- ребенок видит, что мама боится, и сам «заражается» ее страхом.

Основные причины, способствующие умножению страхов – в поведении родителей. Усиливают страхи как излишняя опека родителей, так и игнорирование чувств ребенка, насмешка над его страхами. Дети боятся чаще, если в семье главная мать, а не отец, в неполных семьях, когда у ребенка нет братьев или сестер, у более пожилых родителей, когда родители часто ссорятся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: