Знакомство с тревогой
Прекратите винить и ругать себя за чрезмерную тревожность, но и не делайте вид, что этого нет. Признайте, что вам страшно. После этого подумайте, какие мысли заставляют бояться.
Возьмите лист и запишите все, что вас сейчас беспокоит. От каждого из этих предложений отведите стрелки в сторону и напишите мысли (проблемы), с которыми это связано. В то же время подумайте, что объединяет все эти утверждения. Это упражнение помогает понять истинную причину страха.
А теперь спросите себя, насколько это обосновано:
- Это случалось с вами или с кем-то из ваших знакомых?
- Вы уверены, что не придумываете, не преувеличиваете?
- Вы можете чем-то подтвердить обоснованность своих переживаний?
Нет? А что тогда более реалистично? Замените иррациональные тревожные установки рациональными фактами. Проводите письменную работу, скоро это войдет в привычку, и вы сможете делать это мысленно.
Виды
Страх время от времени испытывает каждый человек, и это абсолютно нормальная реакция организма, которая часто является инстинктом самосохранения.
Страхи можно разделить:
- Нулевые страхи. Простые и понятные. Данный вид страхов присущ всем живым существам. Нулевые страхи обусловлены инстинктом самосохранения.
- Реальные страхи (логически объяснимые). Такие страхи возникают на основе нового опыта и знаний, чаще влияют на нашу жизнь положительно, нежели отрицательно.
- Иррациональные (невротические). У таких страхов нет логической причины. Чаще всего такими страхами маскируются другие эмоции, которые ребенок не может выразить.
Также, выделяются следующие детские страхи:
- Навязчивые, к ним относятся: страх высоты, страх закрытых или открытых пространств.
- Бредовые страхи — это страхи, причину которых не удаётся найти. Например, ребёнок отказывается, есть какую-то конкретную пищу. Иногда, такого рода страхи могут быть сигналом о развитии психических заболеваний, например, аутизма.
- Сверхценные страхи, связанные с какой-то идеей. Возникли в определенной жизненной ситуации. К таким страхами относятся: страх отвечать у доски, страх темноты, страх сказочных персонажей.
- Ночные страхи. Группа фобических состояний, которые возникают во время сна. Такие сны характеризуются измененной формой сознания.
Отпустите страхи и физическое напряжение
Давайте повторим: примите свои навязчивые страхи, а затем сделайте осознанный выбор отложить свой страх или изменить то, как вы о нем думаете. После того, как вы сделали одно из двух, ваша следующая задача — отпустить эти страхи и вернуться к повседневным делам. Если вы похожи на большинство людей, вы становитесь физически напряжены и беспокойны, когда пытаетесь остановить подобные мысли, так что вам нужно снять это напряжение.
Есть два шага в направлении этой цели. Во-первых, решите остановить навязчивые мысли или образы, и подкрепите это решение, повторяя себе позитивные утверждения. Окажите сами себе психическую поддержку, говоря себя такие вещи как: «Мысли об этом мне сейчас не помогут; теперь не время, чтобы думать об этом; это иррационально и не логично, мне нужно отказаться от этого; я не собираюсь спорить с этой мыслью». Если возможно, говорите это себе вслух, и помогите себе поверить себе самому. Не повторяйте фразы, если вы сами не верите, что это правда.
Прежде чем использовать эти техники, убедитесь, что вы действительно решили избавиться от ваших страхов. Примите это решение в момент, когда вы не испытываете навязчивого страха, когда вы спокойны и можете смотреть на вещи трезво. Убедитесь, что это твердое решение. Затем выберите фразу, которая отражает вашу позицию по данному вопросу. Например, вы можете решить, что в следующий раз, когда вы начнете беспокоиться, вы начнете записывать — дословно — все мысли, которые приходят к вам в голову, пока вы не начнете повторяться. Затем вы скажете себе: «Эти страхи иррациональны, и я это знаю. Я готов преодолеть их».
Второй шаг, после того, как вы четко и ясно выразили свое решение отказаться от страха, — это практики дыхательной релаксации. Есть много очень простых дыхательных упражнений, которые позволяют снизить ваше напряжение, во многих пособиях и ресурсах можно найти их описание.
Фобии и стресс у детей причины
фобии и стресс у детей причины
- Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
- Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
- Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
- Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
- Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.
Что вызывает ятрофобию?
Ятрофобия — достаточно распространенное явление, знакомое как минимум 3% людей. В 2019 году вышло исследование, в котором выделяется три вида ятрофобии: страх перед болезнью и медосмотром, страх перед реакцией врача и страх, связанный с внутренними барьерами.
При этом ученые пришли к выводу, что реакции врача пациенты боятся не меньше страшного диагноза или неприятной процедуры. Люди беспокоятся, что их осудят из-за сексуальной ориентации, вредных привычек, неправильного образа жизни, лишнего веса, пренебрежения рекомендациями и обращения к нетрадиционным методам лечения.
Договор со страхом
Эту технику предложил психолог Рейд Уилсон. Суть методики:
- Научитесь определять тревожные мысли и признавать их присутствие.
- Договоритесь с собой, что отсрочите тревожное фантазирование на 5, 10, 15 минут и т. д. (постоянно увеличивайте этот интервал). Или выделите конкретное время в сутках, которое вы будете уделять своему страху. А пока займитесь другими делами.
- В назначенный час дайте волю фантазии. Тревожьтесь, думайте о своих страхах, прокручивайте сценарии. Вы уже не хотите этим заниматься? Ну и отлично, отложим на другой раз.
Эта техника ломает привычную систему работы вашего мозга. Теперь не тревога и страх контролируют вашу жизнь, а вы контролируете свои эмоции и чувства.
В процессе работы над собой полезно вести личный дневник. Во-первых, фиксируйте все переживания и спустя пару месяцев анализируйте, сколько из них сбылись в вашей жизни или хотя бы у ваших знакомых.
Дневник
Еще полезно записывать страхи. Каждый раз, когда в голове поселится новый страх, подробно расписывайте его. Записывайте каждое слово и фразу столько раз, сколько они появляются в мыслях. Это упражнение помогает осознать иррациональность страхов, а еще записывание быстро надоедает. Скоро ваш мозг решит, что лучше не думать ни о чем подобном, а то вы опять схватитесь за ручку.
Во-вторых, запишите в дневнике, что вы обретете, когда перестанете беспокоиться. Перечитывайте эти пункты: стану высыпаться, отношения с ребенком будут доверительные, мой ребенок будет самостоятельным и уверенным, я стану продуктивнее, моего ребенка ждет счастливое будущее. И помните об одном психологическом факте: люди запоминают только то, что произошло именно с ними, мы учимся на своих ошибках. Без боли, разочарований, неудобств нет развития и жизни. Вы не можете предугадать все, но вы можете подготовить ребенка к трудностям, помогать ему и поддерживать его.
Фото: it.123rf.com
Автор
Светлана Торшина
Психолог
Все статьи автора
Мне нравится!
Особенности детских страхов
Как и любым другим отрицательным явлением, со страхом лучше быть предупрежденным, чем бороться с уже появившимся.
1. Всю информацию от взрослых дети впитывают молниеносно, это касается и страха.
Это начинается как подражание и заканчивается настоящей боязнью. Так ребенок видя испуг мамы, которая боится пауков, сам начинает бояться. Когда ребенок поблизости, не стоит рассказывать о своих страхах кому-либо, детская психика очень восприимчива ко всему. Постарайтесь не выдавать своего испуга в ситуации, когда вам действительно страшно.
2. Не пугайте ребенка ни кем и не грозитесь отдать кому-то, есть риск развития страха к определенному человеку или страха быть оставленным мамой.
3. Современное телевиденье со сводками криминальных новостей и фильмами ужасов могут так же повлиять на формирование страхов.
4. Не согласованный стиль воспитания негативно влияет на ребенка, который со временем становится мнительным и подверженным влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ
Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:
-
Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.
-
Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
-
Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
-
Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.
Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:
-
Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
-
Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.
-
Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
-
Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.
-
Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.
Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.
Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.
Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.
Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!
Видео
Научите спокойно относиться к неопределенности
Часто мы не можем гарантировать, что ситуация, которой боится ребенок, не случится, особенно если речь идет о здоровье близких, катастрофах, войнах. Можно делать прогнозы и пытаться мыслить рационально, но все же необходимо признать: иногда мы не знаем, что произойдет.
Ребенку нужно научиться жить с тем фактом, что есть ряд событий, которые мы не в силах контролировать. Ключ к принятию неопределенности не в том, чтобы ее избежать, а в ее осознании и принятии. Поэтому авторы рекомендуют вносить спонтанность в четкий распорядок дня ребенка, чтобы учить справляться с неопределенностью.
Попробуйте изменить планы на выходные на ходу или попросите родственника забрать ребенка из школы вместо вас. Также будет полезно устроить «спонтанную» встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.
Чем опасна постоянная тревога за ребёнка?
Теперь давайте поговорим о последствиях постоянных страхов и тревоги за своего ребенка.
Что ждет тревожную маму?
Жизнь в постоянной тревоге и стрессе отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье матери. Обостряются хронические заболевания, появляется депрессия, раздражительность, нервные срывы, в худшем случае – суицидальные мысли.
В ноябре 2020 года в Москве произошел жуткий случай – женщина выпрыгнула из окна многоэтажного дома с двумя детьми: четырехлетним сыном и девятимесячной дочерью. Причиной стали послеродовая депрессия и сильные переживания матери по поводу здоровья детей.
Тревожная мама перестает встречаться с подругами, родственниками. Разрушаются социальные и дружеские связи, она оказывается изолированной от общества.
Отношения с мужем тоже могут дать трещину. Он не получает от жены ни внимания, ни любви, ни заботы, ведь все это достается ребёнку, который становится центром Вселенной
Что остается делать мужчине в таком случае? Либо уходить с головой в работу, отодвигая семью на второй план, либо разрывать семейные узы в надежде получить любовь и внимание с другой женщиной
А что же ждет ребёнка?
Если девочка росла в атмосфере постоянных ограничений и запретов, связанных с повышенным беспокойством ее мамы, то, вероятнее всего, она будет также воспитывать и своих детей. Просто для неё это – сложившийся стереотип поведения мамы, который она постоянно видела в семье.
Если мама постоянно говорит как опасен окружающий мир и какие нехорошие люди в нем живут, ждите у ребёнка скорого невроза.
Повышенная материнская тревожность может привести к замедлению физического и психического развития ребёнка.
Постоянные запреты на проявление физической активности «не лезь на горку – упадёшь» не дают развиваться необходимым физическим качествам. Слишком тёплая одежда, чрезмерное слежение за комнатной температурой и температурой воды ослабляют естественный иммунитет ребёнка. Запреты на встречи с «плохими», по мнению мамы, друзьями разрушают социальные связи ребёнка, не дают развития его коммуникативным навыкам.
Чрезмерно опекаемый ребёнок может подвергаться насмешкам сверстников. Как результат – снижение самооценки, появление комплексов, замкнутости и неуверенности в себе.
В большинстве случаев дети, повзрослев и вырываясь из-под родительской опеки, стремятся наверстать то, в чем их постоянно ограничивали: пробуют запрещённые вещества, связываются с плохими компаниями, вступают в ранние браки, только для того, чтобы уйти из родительской семьи. Не для всех такие истории заканчиваются благополучно.