Правила дружбы
Дружба – одно из самых замечательных проявлений общения. Чтобы у школьника и дошкольника сложился доверительный круг общения, научите ребенка следующим правилам:
- Вести себя уважительно по отношению к другим людям: не высмеивать, не давать прозвищ, не обзывать обидными словами.
- В случае ссоры постараться понять и простить друга, в случае собственной неправоты помириться первым.
- Если приятель дал вещь на время, нужно аккуратно обращаться с ней и вернуть в срок.
- Недопустимо ябедничать на своих друзей, но в случае опасности нужно обратиться за помощью к взрослым.
- Настоящий друг не завидует успехам, а радуется за близких.
- Принимать помощь или советы не зазорно, а вполне нормально для друзей.
- Нехорошо поедать лакомства в одиночку, находясь в компании. Обязательно следует угостить других.
Обучение этикету: беседа с детьми
Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.
Стоит помнить, что беседа должна быть:
- Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
- Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
- Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
- Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы
Тематическая беседа с детьми
С чего начинать?
Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.
Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека
Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.
В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.
В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.
Правила поведения в транспорте – один из видов вежливости
Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству
Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность
Виды этикета детей
Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:
- Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
- Гостевой (нормы поведения в гостях)
- Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
- Речевой (правила вербального общения)
- Семейный (правила общения в семье)
Хорошая компания для каждого из детей
- Столовый (правила поведения за столом)
- Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
- Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)
К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:
- Военный
- Дипломатический
- Корпоративный
- Профессиональный
- Религиозный
- Свадебный
- Спортивный
- Траурный
Виды этикета (картинка)
Правила этикета для поведения детей в школе
Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:
Уважать учителя
В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
В начале урока следует приветствовать учителя стоя
Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
Во время урока запрещается есть
Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе. Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать
С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе
Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать. С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе.
Хорошее поведение в школе
Ход непосредственно образовательной деятельности
— Ребята, в наш детский сад пришёл добрый волшебник. Он тайно, надев шапку-невидимку, чтобы его никто не видел, ходит и наблюдает за всеми детками, которые ходят в наш садик. Очень любознательный этот волшебник, он всё умеет, может сделать любое волшебство, вот только он старый стал и всё время все забывает. Давайте поможем волшебнику.
Что нужно говорить человеку при встрече?
(ответы детей)
— Правильно, мы говорим» здравствуйте «
Скажите, что означает слово «здравствуйте»? Что мы хотим сказать человеку этим словом?
(рассуждения детей)
-Всё верно, произнося слово «здравствуйте», мы желаем здоровья человеку, мы поднимаем ему настроение на весь день, желаем ему радости и хорошего дня.
Ребята, а вот и наш волшебник пришёл (показываю детям куклу-волшебник, играет музыка «чудесные превращения».
— Ребята, добрый волшебник узнал, что вы очень вежливые и культурные детки и решил прийти к нам в группу. Давайте поздороваемся с ним.
Дети хором: «Здравствуйте»
Волшебник (воспитатель): «Здравствуйте, ребята. Скажите, вы знаете, что слово «здравствуйте»- вежливое слово?
Ответ детей.
— Правильно, а какие ещё вежливые слова вы знаете? Я их немного забыл. Напомните?
(Ответы детей)
-Вот спасибо, ребята, теперь я вспомнил, что есть вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
Ребята, есть ещё вежливые слова: «благодарю», «извините», «будьте здоровы», «доброго пути», только после вас».
Волшебник загадывает детям загадки.
Встретив зайку, ёж — сосед
Говорит ему:». » (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает:»Ёжик. » (Здравствуй)
К осьминожке комбала
В понедельние заплыла.
А во вторник на прощанье ей сказала:». «
(До свидания)
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он:». » (Извини)
Бегемот и слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей сейчас
Скажет:». » (Только после вас.)
— Какие же вы молодцы, детки, всё отгадали.
Тебе нужна минутка для отдыха. Ребята, давайте отдохнём вместе с волшебником. (Дети встали в круг.)
«Как живёшь?»
— Как живёшь? – Вот так!
— А плывёшь? – Вот так!
— Как бежишь? – Вот так!
— Вдаль глядишь? – Вот так!
— Ждёшь обед? – Вот так!
— Машешь вслед? – Вот так!
— Утром спишь? – Вот так!
— А шалишь? – Нет.
Ребята, волшебник забыл, как правильно вести себя за столом. Я предлагаю вам поиграть.
Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите «да», если вы согласны, и «нет», если не согласны.
— За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)
— Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно. (Да)
— Можно громко чавкать и сопеть. (Нет)
— Молодцы, вы умеете вести себя за столом. А наш волшебник всё вспомнил вместе с нами. Давайте угостим нашего гостя, накроем для него стол. (Дети сервируют стол игрушечной посудой и приборами.
Волшебник напоминает детям правила поведения за столом: нельзя разваливаться на стуле, руки и рот нужно вытирать бумажными салфетками, нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, облизывать пальцы, не нужно есть слишком быстро, брать в рот слишком много еды и говорить с полным ртом.
— Как красиво вы накрыли на стол, спасибо.
— Разгадайте ещёзагадку:
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке
Плошки, расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам. » (Аппетита)
Давайте волшебнику напомнить правила поведения в гостях.
-Ребята, а когда вы идёте в гости, там вы не должны без разрешения трогать руками те вещи, которые вас заинтересовали. Нельзя разбрасывать игрушки, а надо класть их на место. Берегите свои игрушки, не ломайте их, если игрушка сломалась, умей вежливо попросить взрослых починить её. Делись игрушками с другими ребятами. Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается. Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно. Умейте принять помощь, совет и замечание друга.
Ну вот и всё, мы вспомнили некоторые правила этикета. Волшебнику пора надеть шапку-невидимку и отправиться к другим детям.
Волшебник: «Спасибо, вам, мне было очень интересно с вами поиграть и побеседовать. До свидания, ребята!»
Вежливое отношение к людям у детей 1-6 лет
- Вежливому отношению к людям малыша можно начинать учить, начиная с года. Для совсем маленьких крох это три основные слова: «спасибо», «пожалуйста» и «извините».
- Научите ребенка не брать без спроса чужую вещь, а всегда спрашивать: «Можно взять?».
- Научите ребенка делиться с другими. Этого не так легко достичь, ведь большинство малышей не спешат делиться своим «добром», а зачастую могут прихватить и еще чье-то. Главное всегда в ласковой форме говорить об этом малышу. Если хотите, можете подкрепить наставления какой-нибудь мотивацией. Например: ты с Сашей поделишься мячиками, а он в следующий раз тоже с тобой чем-нибудь поделится.
- Учите ребенка вежливо выражать свои просьбы в адрес посторонних людей: «Извините, можно пройти?», «извините, вы не подскажите…», «извините, вас не затруднит мне помочь» и так далее.
- Учите ребенка вежливо выражать просьбы в адрес родных и близких: «мама, дай, пожалуйста…», «Папа, помоги, пожалуйста построить башню», «спасибо, бабуля, все было очень вкусно» и так далее.
В театре
Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:
- Выбрать наряд, соответствующий событию.
- Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
- Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
- Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
- Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
- Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
- Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
- Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.
«Учимся вежливости»
НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Учимся вежливости»
Цель:
Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
Задачи:
Образовательные
познакомить(закрепить) знания детей с различными формами приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.
Воспитательные
довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Развивающие
развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.
Оборудование: компьютер, видеофильм «Вежливые слова», запись песни «Вежливая песенка», набор картинок «Уроки вежливости», стол, тарелочки, ложки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята! Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся
Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали —
Теплоты и доброты.
(Для активизации мышления, для создания непринужденной обстановки)
А гости хотят узнать, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми…
(ответы детей 2-3чел.)
Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми и, конечно же, вежливыми.
А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)
— Вежливость
–это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, быть внимательным, доброжелательным, помогать друг другим людям.
Что это за шорох? (выдержать паузу
). По-моему, он доносится из вон того шкафчика.
(обнаруживаю в шкафу куклу Незнайку)
Ребята, у нас в группе еще один гость. Это Незнайка. Но мы его не заметили. Как вы думаете почему? (ответы детей).
— Вы правы, он не поздоровался. Ведь когда мы здороваемся
, мы желаемздоровья этому человеку , в ответ мы тоже слышим слово «здравствуйте!» — это нам тоже пожелализдоровья .
МЫ
сделали приятно человеку иНАМ сделали приятно. От этого у нас хорошее настроение.
Воспитатель: А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга?
Этикет для детей в гостях
Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:
Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите
Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
Не стоит надолго задерживаться в гостях
Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
К себе гостей стоит приглашать заранее
В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит. Плохое поведение в гостях
Плохое поведение в гостях
Особенности детской «азбуки вежливости»
До 3-х летнего возраста
В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.
Дети после 3-4 лет
В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:
- Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
- Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.
Еще немного советов о воспитании вежливого ребенка
Обучая карапуза этикету, нужно помнить, что в первую очередь он должен понимать, зачем благодарить или соблюдать нормы. Старайтесь не использовать формулировки “потому что так надо”, “так принято”. Дети легче усваивают правила поведения, когда понимают, зачем их соблюдать;
Требуя от ребенка вести себя вежливо, внимательно следите за собственным поведением
Малыш твердо усвоит только те правила, которые выполняют его родители;
Старайтесь знакомить кроху с разными видами искусства и через них объяснять важность этикета. Театр, выставки, концерты и другие культурные мероприятия покажут малышу, как красиво и приятно быть вежливым на примере других людей;
Детей до 5 лет не нужно ругать или критиковать за проявление грубости, отсутствие “волшебных” слов в речи. Правильный вариант — отложить беседу до возвращения домой и поговорить о причинах нежелательного поведения, закрепить знания этикета при помощи книг, мультфильмов, разговора.
Правильный вариант — отложить беседу до возвращения домой и поговорить о причинах нежелательного поведения, закрепить знания этикета при помощи книг, мультфильмов, разговора.
Вежливость — важный навык для каждого человека. Умение правильно вести себя в разных ситуациях, выстраивать диалог позволяют ребенку легче находить друзей, комфортно чувствовать себя в любом месте. Помогите своему ребенку научиться правильно вести себя дома и в обществе, чтобы гордиться им, видеть, как легко ему живется.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Родителям на заметку
Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.
Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.
Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»
Возраст
На что обратить внимание
До 1 года
Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
1-3 года
Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
3-5 лет
Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
5-6 лет
Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
Школьный возраст
Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах
Этикет за столом
Чем раньше карапуз сядет за общий стол, тем лучше. Мама может помочь малышу усвоить хорошие манеры с пеленок. Для этого на начальном этапе следует красиво и правильно сервировать стол, привлекая малыша на помощь, помогать ему грамотно действовать во время приема пищи, соблюдать правила гигиены. Ребенку нужно усвоить, что хорошие манеры за столом – это не только красиво, но и безопасно: торопливо кушая, можно подавиться.
Двух-, трехлетнему малышу необходимо знать следующие правила:
- Перед едой обязательно вымыть руки, пожелать присутствующим приятного аппетита.
- За столом сидеть прямо, не класть локти на его поверхность, не раскачиваться на стуле, не разговаривать с едой во рту, не чавкать и не баловаться.
- Плеваться пищей недопустимо даже малышам.
- Пользоваться столовыми приборами, правильно держать их в руках. С ножом едят мясо; мягкую пищу: рыбу, биточки, заливное – отламывают вилкой. Руками прикасаться к гарниру – дурной тон.
- Грязные руки очищают только салфеткой или ополаскивают. Губы тоже промакивают салфеткой.
- Некрасиво тянуться за блюдом через стол, лучше попросить передать его.
- Обязательно нужно поблагодарить того, кто готовил еду.
Что такое вежливость и её значение?
Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».
Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:
- умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
- способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
- искусством слушать противоположную точку зрения.
Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.
Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых
Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.
Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.
Хорошие манеры детям прививают в семье
Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.
Практическое обучение детей
Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания — домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.
Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.
Правила семейного этикета
Воспитание вежливости с помощью игр
Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.
Игры на знание правил вежливости в школе
Поощрения и замечания
Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным
Хорошее средство обучения вежливости — совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка
Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.
Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым
Учим хорошим манерам и вежливости малыша
Перед родителями могут регулярно вставать такие проблемы в поведении малыша, как через край бьющая активность, капризность, истерики, а порою и приступы гнева. Бывает действительно очень трудно удержать дергающегося ребенка на стуле во время обеда, играющего с едой и столовыми приборами, или устраивающему голодную забастовку.
Хорошие манеры за столом
Обучив ребенка хорошим манерам за столом в возрасте 2-4 лет, считай, что родители уже на пол пути к окончательной цели. С чего же начать?
- Приучите ребенка есть только за столом.
- Объясните как правильно сидеть за столом — выровнять спину, не болтать ногами под столом, не играть едой и столовыми предметами, не напихивать полный рот еды и не разговаривать во время приема пищи.
- Приучите ребенка спрашивать разрешения встать из-за стола. Если ребенок встает и убегает — посадите еще раз и сажайте до тех пор, пока не начнет спрашивать разрешение. Регулярно повторяем. Со временем ребенок научится этому.
- В первое время можно сажать за стол любимые игрушки малыша и обучать их всех хорошим манерам. Через игру ребенок быстрее усвоит то, что от него требуется.
- Ни в коем случае нельзя повышать голос на ребенка, даже если он не выполняет ваши поручения. Всегда нужно только лишь в доброй форме давать необходимые знания.
Когда ребенок научится ровно сидеть за столом, не играть с едой, аккуратно питаться, не разговаривать во время еды, не болтать ногами и спрашивать разрешения выйти из-за стола, сказав при этом «спасибо», можно приступать к обучению правильно использовать столовые приборы:
Объясните что такое большая ложка и что с ее помощью можно есть.
Теперь объясните, что такое вилка и покажите какую пищу нужно есть вилкой.
Наглядно продемонстрируйте ребенку почему вилкой нельзя кушать, например, суп, а ложкой невозможно есть спагетти.
Научите ребенка после еды убирать за собой тарелку. Если малыш хочет и помыть ее сам — не лишайте его этой возможности.
После 5-6 лет можно объяснить ребенку как пользоваться ножом: в какой руке он должен быть, а в какой руке вилка, как аккуратно резать мясо, чтобы не испачкать никого рядом сидящих. Научите правильно сервировать стол
И не важно мальчика вы обучаете или девочку. Эти азы должен знать каждый ребенок.
Манеры в обществе
Всегда наблюдайте за поведением ребенка в общественных местах — цирке, театре, детском саду и в гостях. Если наблюдается капризное настроение, непослушание, гнев от каких-то родительских запретов, пора браться за коррекцию поведения и научить хорошим манерам в обществе:
- Обговорите с супругом какое именно наказание вы установите ребенку за плохое поведение.
- Обозначьте для ребенка что его ждет в случае непослушания.
- Скажите ребенку, что как только в общественном месте он начинает себя вести не так, как полагается вести себя в обществе, вы в ту же минуту соберетесь и поедете домой. Представляете, приехали вы в кинотеатр на долгожданную премьеру мультика, ребенок начинает себя вести ужасно — кричать на весь зал, топать ногами или громко разговаривать. Вы должны встать и поехать домой. Все поучения проводить дома. Если малыш будет плакать, напомните ему о вашем договоре. Как показывает практика, в среднем такое поведение может повториться 2-3 раза, затем ребенок начинает вести себя все лучше и лучше (Кто же хочет уходить из гостей, с игровой площадки или кинотеатра, едва успев прийти).
- Самое главное — родители должны себя вести в обществе безупречно, чтобы ребенок это видел. Тогда и специально учить не придется, ведь дети полностью копируют слова и поведение родителей. Мама с папой даже дома между собой должны разговаривать уважительно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Этикет поведения детей на улице
На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.
Ребенок должен четко усвоить, что:
- Мусор должен находится в урне, а не на земле
- Запрещается ходить по газонам
- Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
- Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
- Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
- В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
- Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
- Стоит помнить о правилах дорожного движения
- Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
- Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
- Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо
Кушать лучше не на ходу, а сидя
Проблемы воспитания навыков вежливого поведения
Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.
Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.
Равнодушие – одно из проявлений невежливости
Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».
Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости. Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя
Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял
Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.
Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша
Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:
- родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
- сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.
Только наедине с ребёнком вы можете отчитать его за недостойное поведение и сделать «работу над ошибками», то есть тщательно разобраться в том, что произошло, и определить возможные варианты правильного поведения.