Как помочь ребенку, который сильно привязан к маме?
Начнем с того, что не следует делать основной ошибки многих родителей «улизнуть» из дома незаметно для малыша. Родители поступают так чаще всего, чтобы избежать плача ребенка или проявления истерики. Такая тактика, конечно, удобна для родителей. Однако в результате детские страхи могут лишь усугубиться. Ведь при внезапном бегстве родителя ребенок думает, что мама может исчезнуть в любой момент без какого-либо предупреждения или прощания. В результате малыш старается еще больше усилить постоянный контроль за мамой, чтобы ни в коем случае не потерять ее из виду.
Расскажите, куда и зачем вы идете
Несмотря на то, что ребенок имеет ограниченный словарный запас и малый жизненный опыт, он уже очень много понимает. Именно родители обязаны обучить малыша уметь правильно поступать в различных жизненных ситуациях
Важно научить ребенка азам поведения в различные моменты жизни. Это поможет ему не бояться, а прогнозировать исход разных жизненных моментов и осваивать реальность без больших стрессов
Впоследствии эти навыки пригодятся повзрослевшему ребенку и в отношениях с противоположным полом, и в будущей семейной жизни.
Родителям необходимо предупреждать малыша, если им необходимо выйти на определенное время или уехать. При этом следует рассказать, с какой целью вы едете, и что будете делать
Важно также, чтобы эти слова говорились без грустных ноток. Ведь не происходит ничего плохого или необычного
Наоборот – время, проведенное с няней или бабушкой, это отличная возможность для получения массы разнообразных удовольствий! Ребенок, скорее всего, поначалу не будет в восторге от этой перспективы. Однако ему все же придется ней столкнуться.
Прощайтесь коротко и с улыбкой
Итак, перед уходом из дома необходимо попрощаться с малышом. Не стоит излишне драматизировать обычное прощание и превращать его в жуткие сцены прощания с жизнью
Самой же маме при расставании с малышом важно сохранять улыбку и отгонять грустные нотки из голоса и настроения. Важно улыбаться и сохранять спокойствие даже тогда, ребенок закатил привычную для него истерику
Постарайтесь убедить отпрыска, что как только вы сделаете свои дела, сразу же вернетесь домой. В дальнейшем вы можете научиться прощаться с малышом с какой-то смешной фразой, помогающей снять ненужное напряжение. После этого нужно не затягивать момент расставания, а просто выйти.
Займите ребенка игрой
Если ребенок будет занят какой-то увлекательной игрой, он не будет сосредоточен на расставании. Когда же придет время вашего ухода из дома, подойдите к малышу, поцелуйте его и скажите короткое «пока». После этого нужно сразу же выйти. Даже если малыш начнет плакать, это не должно заставить вас вернуться. Не переживайте: совсем скоро ребенок поймет и привыкнет к тому, что уход родителя из дома не несет ничего плохого, и что это совсем не страшно. Со временем после вашего ухода малыш будет быстро возвращаться к начатой игре и забывать обо всех неприятностях.
Типы привязанности ребёнка к матери
- Надёжный. Возникает при правильных взаимоотношениях матери и ребёнка. Дети этого типа тянутся к матери, когда чувствуют опасность, но при этом способны самостоятельно исследовать мир, понимая, что если будет что-то, угрожающее их жизни и здоровью, мама поможет.
- Тревожно-устойчивый. Тип привязанности формируется, когда значимый взрослый часто покидает ребёнка и тот не уверен, что в нужный момент он появится рядом. Ребёнок негативно реагирует на разлуку с матерью, настороженно относится к незнакомцам. К возвращению матери он относится неоднозначно: с одной стороны, радуется, с другой — злится на то, что разлука произошла.
- Тревожно-избегающий. Самый независимый тип привязанности ребёнка. Дети такого типа рано столкнулись с отсутствием значимого взрослого, поэтому привыкли обходиться без него. Никакой поддержки со стороны родителя они не ждут, и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей, так как, по их мнению, это приносит лишние хлопоты и дискомфорт.
- Дезорганизованный. Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, как правило, из-за психологических травм. Они то стремятся к близости со взрослыми, то избегают её.
Согласно исследованиям психологов, типы привязанности ребёнка к родителям сохраняются на всю жизнь. Становясь взрослыми, люди склонны строить свои взаимоотношения исходя из детского типа привязанности.
Расширяет и систематизирует теорию привязанности модель доктора Ньюфелда, который ввёл шесть ступеней развития привязанности.
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
применяйте на практике активное слушание;
пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).
Почему так происходит?
Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.
Единое целое
В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.
Сигнал о неблагополучии
Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также: как понять причины плача детей
Страх одиночества
Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.
Мамина тревожность
Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.
Недостаток внимания
Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы
Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать
“Мамина” дочка. Ребенок очень привязан к маме
Преодолеваем излишнюю привязанность
Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?
- Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
- Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
- Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
- Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
- Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
- Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
- Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.
Проблема формирования личности ребенка с расстройствами привязанности
Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.
Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.
Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна интрапсихическая травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.
Что такое эмоциональная связь с ребёнком?
Эмоциональная связь – это довольно сложное понятие, которое трудно объяснить. Его проще представить. Такая связь похожа на невидимую нить, которая объединяет сердца двух и более человек. А эмоциональная связь матери и ребёнка ещё более важна, ведь женщина носит у себя под сердцем дитя целых 9 месяцев. Почти год она составляет с ним единое целое. Она начинает заботиться о нем гораздо раньше отца, ведь от её здоровья, действий, слов зависит, каким родится младенец. Формирование привязанности происходит в тот момент, когда женщина узнает, что она беременна. В ту же минуту жизнь делится у нее на до и после.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
- грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
- контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
- носить на руках или в слинге;
- практиковать совместный сон;
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж, напевая потешки;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
- играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка
Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.
Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.
Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.
Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.
Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.
Отношения с родителями
- Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
- Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
- Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.
Отношения между супругами
- Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
- Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
- Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.
Отношение к себе
- Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
- Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.
Отношение к работе
- Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
- Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
- Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.
Как сделать привязанность надежной?
Ключевую роль в формировании «правильной» привязанности играют три момента:
Стабильность – это многократное повторение определенного поведения мамы по отношению к малышу. Правильной реакцией на плач крохи является желание его успокоить и приласкать, на его попытки контакта – ответная положительная реакция, улыбка и ласковое обращение. Таким образом, малютка усвоит, что мама – тот самый человек, который поможет и утешит, приласкает и поддержит. Вот такая нехитрая схема способна сформировать прочную основу для формирования надежной привязанности малыша к маме.
На заметку: Cлучается, что стабильно контактирующим с ребенком взрослым оказывается не мама, а, к примеру, няня. В этом случае не стоит ее заменять раньше, чем малышу исполнится хотя бы годик. Это касается и других значимых взрослых: если человек занимается и чаще остальных контактирует с ребенком, не нужно перепоручать уход за ним другому. По возможности, необходимо постараться сохранить стабильность контакта.
Контактность
Для установления крепких и здоровых взаимоотношений с ребенком важно контактировать с ним как на эмоциональном, так и на физическом уровнях. Открытая и понятная малышу эмоциональная реакция мамы, сопровождаемая нежными прикосновениями – залог формирования прочных и надежных взаимоотношений
Речь идет не о потакании капризам, а об адекватном реагировании на потребности крохи. Ему необходимы тепло материнских рук, объятия и ласка, подбадривания и потискивания, улыбки и нежные слова. Все это – основа счастливого детства и гармоничного развития малыша.
Чуткость выражается в реагировании мамочки на любой сигнал со стороны малыша. В поддержке его инициатив и стремлений. Каждая мама интуитивно, внутренне понимает свое чадо, знает, чего хочет ее малыш и как поступить в той или иной ситуации. Здесь важно помнить, что в вопросах взаимопонимания и отреагирования опираться следует на свое внутреннее ощущение, а не взывать к разуму. Доверие и вера в себя – единственное, что нужно мамочке в контакте с малышом. Это не относится, конечно же, к вопросам ухода и здоровья. В этих моментах мнение и знания специалистов неоспоримы.
Рекомендуем прочитать: Надежная привязанность
Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери в раннем возрасте https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36561.php
Лечение ожогов от электричества и кипятка у детей
Щенячий патруль – с экрана в детскую
Как сформировать эмоциональную связь с ребёнком
Привязанность не появляется в момент рождения. Чтобы установить связь с крохой, надо правильно себя вести с первых дней жизни младенца
Зрительный контакт, ласковый голос, готовность прийти на помощь – важность некоторых действий мы осознаем интуитивно. Остальные секреты взаимопонимания можно постичь, соблюдая нехитрые правила
Станьте для сына или дочери каменной стеной. Ощущение защищенности и чувство локтя – основа доверительных взаимоотношений. Чтобы вырастить гения, недостаточно просто отдать малыша в «Академию развития интеллекта AMAKids». Предоставьте свободу, подарите возможности, поощрите инициативу и находитесь рядом в минуты затруднений.
Находите возможности для общения. Совместные игры и увлечения позволят скрепить духовные отношения ещё сильнее. При этом абсолютно не имеет значения, чем вы занимаетесь – осваиваете методику «Либерика» или мастерите поделки. Проводя время вместе, вы больше узнаете о его интересах и сможете заложить полезные традиции.
Учите выражать эмоции. Высокий эмоциональный интеллект – это возможность легко адаптироваться в окружающем мире и чувствовать себя гармонично. Помогите вашему чаду научиться проявлять эмоции и управлять ими. Наблюдайте за его реакциями, поставьте себя на его место и не стесняйтесь проявлять собственные чувства. Открытые эмоции помогут вам наладить связь и привить важные навыки.
Запаситесь терпением. С раннего возраста дети изводят родителей истериками и капризами. Дошкольники вредничают, не умея выразить свои чувства, подростки пытаются манипулировать взрослыми. Так или иначе, ваша задача – всегда оставаться рядом
Попробуйте переключить внимание маленького нарушителя спокойствия, помогите ему выйти из неприятной ситуации, предложив интересную игру или совместные занятия. Например, запишите в «Академию развития интеллекта AMAKids» и попробуйте вместе пройти квест с заданиями по ментальной арифметике.
Будьте предсказуемы
Постарайтесь соблюдать режим дня, введите несложные правила и следуйте им всей семьей. Так вы сделаете жизнь более размеренной и безопасной, а ваш маленький непоседа будет точно знать, что и когда от него требуется.
Любите своего малыша. Не стесняйтесь открыто проявлять любовь и нежность. Чувство безопасности, ощущение внимания и заботы помогут установить теплые, доверительные отношения. С годами привязанность будет становиться крепче, вселяя в ваше чадо уверенность в себе и желание исследовать всю Вселенную.
Аффективная привязанность ребенка, что это?
В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.
С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.
Другая точка зрения гласит, что аффективная привязанность — это один из видов «искаженной привязанности». Она выражается в том, что с одной стороны ребенок очень привязан к маме и очень тяжело переживает ее исчезновение из поля зрения, с криком и плачем. С другой стороны, когда мама вновь появляется, он испытывает радость и злость одновременно. Кроха стремится к ней, цепляется и «липнет» и в ту же минуту отталкивает ее и начинает кричать, плакать. Такое поведение малыша зачастую провоцируется самими родителями.
Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.
Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.
Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.
При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.
Признаки нарушений
Определить наличие аффективного типа привязанности у малыша можно по устойчивому нежеланию вступать в контакт со взрослыми. Ребёнок сторонится их, отталкивает при попытке погладить его, не участвует в предложенной игре. Отличительной чертой может быть настороженность, боязливость, плаксивость.
Признаком амбивалентной привязанности является неоднозначная реакция на возвращение матери. Малыш одновременно рад её приходу и злится из-за вынужденного расставания с ней. Он может радостно кинуться к ней и тут же оттолкнуть или ударить её.
При дезориентированном типе эмоциональной связи малыш буквально застывает во время ухода родительницы, а её возвращение сопровождается убеганием и прятанием. Некоторые дети ведут себя агрессивно по отношению к другим детям. Кто-то может проявлять агрессию к самому себе: биться головой о стенку, царапать и кусать свои руки. Одним из признаков нарушения привязанности является отсутствие дистанции со взрослыми. Это своеобразный способ привлечения к себе внимания. Нередко чрезмерная навязчивость наблюдается у воспитанников детских домов и интернатов.
Понятие и суть термина
Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.
Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.
Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.
При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.
Что делать?
Как правильно установить надежную здоровую привязанность ребёнок – взрослый:
- До года постоянный уход имеющего значение взрослого.
- Внимательное отношение к поведению и плачу новорождённого.
- Обеспечение познания и чувственного восприятия мира не только с помощью игр и игрушек, но и с помощью похвалы и поддержки.
- Зрительный и телесный контакт, общение.
- Успокоить, пожалеть, прижав к себе или побаюкать.
- Любить ребёнка таким, какой он есть.
- Не пугать малыша расставанием, не стыдить за то, что боится отпустить маму.
- Больше обнимать и ласкать, чаще говорить о своей любви.
- Чаще просить помощи, показывая свою зависимость от маленького помощника.
- Научиться получать приглашение в личный мир ребёнка.
- При расставании говорить не о разлуке, а о делах после встречи.
Принципы теории привязанности
Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения, — привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.
На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести
Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.